Сухопутные «индейцы»

Вертолеты «Апач» боятся морской воды, несмотря на глубокую модернизацию

Основной ударный вертолет вооруженных сил США AH-64 «Апач» (Apache) в ближайшее время получит усовершенствованную систему связи и новые режимы функционирования бортовой радиолокационной станции (БРЛС). Согласно мнению американских военных экспертов это позволит существенно расширить боевые возможности машины.


Меры по модернизации «Апачей» предпринимаются на фоне существенного сокращения финансирования других образцов авиационной техники. Введение системы связи по стандарту «Линк-16» (Link 16) позволяет вертолетам обмениваться информацией с другими машинами подразделения практически в реальном времени. Летчик сможет передавать видео-, аудио- и текстовые данные по выделенному и защищенному от помех высокоскоростному каналу связи. Важной является возможность передачи данных по протоколу TCP/IP, что делает систему коммуникаций винтокрылой машины совместимой с рядом образцов гражданского сетевого оборудования.

Сухопутные «индейцы»Другим важным усовершенствованием стало внедрение новых режимов функционирования БРЛС при полетах над водным пространством. Предполагается, что модернизация «Апачей» позволит гарантировать более тесное взаимодействие винтокрылых машин и другой американской авиатехники. Возможно, что улучшенные вертолеты обеспечат более точное выполнение поставленных боевых задач. При этом, учитывая значительные сокращения финансирования сухопутных войск (СВ) США, усилия по модернизации «Апачей» выглядят символично.

В 2015 году СВ США рассчитывают израсходовать 146,3 миллиарда долларов. Наибольшей графой расходов являются эксплуатация и текущее обслуживание военной техники. Американские сухопутные войска израсходуют с этой целью 62,34 миллиарда долларов, из которых около трети – 20,58 миллиарда – придется на технику, развернутую за рубежом.

Вторую по значимости статью расходов составят средства, которые предполагается выделить на личный состав, – 60,06 миллиарда долларов. Основная часть этой суммы – 56,12 миллиарда – будет потрачена на военнослужащих и гражданский персонал СВ США, размещенный на территории страны. Меньшую часть средств по этой статье – 3,94 миллиарда долларов – выделят на контингенты, развернутые за рубежом. На закупку вооружений и военной техники предполагается выделить около 10 процентов военного бюджета – 14,83 миллиарда долларов.

Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в 2015 финансовом году в предполагаемом объеме потребует выделения 6,6 миллиарда долларов. На другие цели планируется выделить 2,53 миллиарда. На приобретение, ремонт, модернизацию, НИОКР по десяти крупнейшим программам сухопутных войск в области ВВТ будет выделено 5,095 миллиарда долларов.

В список этих приоритетных программ сухопутных войск входят многоцелевой вертолет UH-60M, ударный вертолет AH-64D «Апач», система связи WIN-T, военно-транспортный вертолет CH-47F «Чинук», многоцелевая боевая машина JLTV, основной боевой танк M1 «Абрамс», боевая машина пехоты M2 «Брэдли», самоходная артиллерийская установка «Паладин», зенитная управляемая ракета PAC-3, система радиосвязи JTRS.

Общий объем военных затрат США в 2015 финансовом году составит 756,4 миллиарда долларов. Из этой суммы базовый военный бюджет – 495,6 миллиарда. На выполнение боевых задач за рубежом предполагается израсходовать 85,4 миллиарда долларов. Различным государственным ведомствам, задействованным в обеспечении национальной обороны, будет выделено 175,4 миллиарда долларов из общей суммы. Конечные значения этих показателей могут быть изменены в результате секвестрирования.

На конференции ассоциации СВ США в 2014 году Хейди Шу, ответственный за закупки продукции военного назначения для СВ, проинформировал, что реальные расходы на приобретение новой техники за последние пять лет сократились на 33 процента. Из-за неравномерного распределения секвестрируемых объемов бюджета уменьшение объема средств, выделяемых на закупку, происходит в два раза быстрее снижения уровня затрат сухопутных войск в целом. На этом фоне выделение средств на модернизацию «Апачей» нарушает общую тенденцию экономии.

Стратегия закупок СВ США состоит в сокращении количества образцов авиационной техники, состоящей на вооружении, и постоянной модернизации строевых вертолетов. В частности, в ближайшее время предполагается вывести из строя разведывательные OH-58A/C/D «Уорриор»/«Кайова уорриор» (Warrior/Kiowa Warrior) и заменить их «Апачами». Несмотря на более высокую стоимость AH-64 по сравнению с OH-58, представители СВ неоднократно заявляли, что ликвидация предприятий технического обслуживания и учебно-тренировочной техники для парка «Уорриор»/«Кайова уорриор» в конце концов позволит сохранить средства. Также рассматривается вопрос списания устаревших вертолетов TH-67, применяющихся для подготовки летчиков, и адаптации под эти задачи винтокрылых машин UH-72 «Лакота» (Lakota).

Вертолеты «Апач» модификаций D и E (последняя версия является новейшей на сегодня) размещены в составе зарубежных контингентов США, включая Афганистан. Эти машины обеспечивают поддержку американским военным в Ираке при борьбе с группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).

Пентагон постепенно модернизирует «Апачи» модификаций D и E для ведения боевых действий на море. По мнению специалистов, БРЛС этих вертолетов оптимизированы для отслеживания движущихся целей. Высокоточные бортовые радиолокационные станции производства компании «Лонгбоу» (Longbow, совместное предприятие компаний «Локхид Мартин» и «Нортроп Грумман») могут помочь в обнаружении и уничтожении малых судов, представляющих серьезную угрозу для крупных кораблей.

Идут работы по адаптации БРЛС вертолета к морским условиям. Это связано с повышением активности Пентагона в АТР. Полковник Винсент Торца, командир 12-й бригады армейской авиации, развернутой в Германии, отметил целесообразность адаптации «Апачей» к морю. По его словам, она вызвана необходимостью действовать в прибрежных районах в рамках масштабных сухопутных операций. Вместе с тем необходимо отметить, что «Апачи» в полной мере не соответствуют морским требованиям. В частности, имеются проблемы со складыванием лопастей вертолетов и подверженностью корпусов винтокрылых машин коррозии, вызванной попаданием соленой морской воды.

Как ожидается, в декабре 2014-го СВ США примут решение о целесообразности модернизации аппаратуры связи «Апачей» до стандарта «Линк-16». В настоящее время этот стандарт внедряется только на новых вертолетах AH-64E при их сборке «Боингом». Всего же американские сухопутные войска планируют оставить в своем распоряжении 690 «Апачей», часть из которых будут новыми, а часть – модернизированными. В настоящее время на большинстве авиатехники ВМС и ВВС США уже применяется аппаратура «Линк-16». Полковник Торца отметил, что модернизация бортовой радиоэлектронной аппаратуры «Апачей» до этого стандарта жизненно необходима.

БРЭО стандарта «Линк-16» было испытано в августе. Предполагается его установка на «Апачи» четвертой производственной серии. Ким Смит, вице-президент отделения «Боинга» по производству ударных вертолетов, проинформировал, что Пентагон заказал на данный момент 82 вертолета AH-64E «Апач». 30 машин из этого числа уже переданы в войска.
Автор:
Дмитрий Федюшко
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/articles/22459
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

31 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти