Military Review

"I only fulfilled my duty ..."

12
"I only fulfilled my duty ..."Andrei Ivanovich Eremenko ... We know and honor this commander as a hero of the Great Patriotic War, as one of the heroes of Stalingrad. He is the only commander whom Stalin visited at the hospital after being wounded. Marshal Eremenko’s fame is well-deserved, although his firm hands were a little afraid, as well as verbal directness.

Much less known is the combat path of Andrei Eremenko during the First World War. Probably, this is logical: in those years he did not play the first roles in the fate of the army and the Fatherland, modestly pulled a soldier's shoulder strap. But the determination of the young Eremenko is amazing even with a cursory retelling of the facts of his biography. Of course, his exploits of 1910's are difficult to rank with the Stalingrad victory. But it was precisely in the battles of the First World War that the commanding character was tempered.

The future Marshal of the Soviet Union 2 was born on October 1892 of the year, in the village of Markovka, Kharkiv Province, in a peasant family. In our time, this village belongs to the Luhansk region. That is, he was born in the New Russia itself, lived for a while in the city that Grigory Potemkin founded - in Yekaterinoslav. His father - a hereditary peasant and soldier - fought against the Japanese, returned from the war wounded, soon died. At fourteen, Andrew becomes the head of the family, working as a shepherd and groom. Behind his back are four classes of the Zemstvo school and no hope of continuing education. The main features of Eremenko in childhood are courage and inquisitiveness. He will keep them in future years.

Andrei Eremenko is one of those whose military plan began with the first volley of the First World War. There he was formed as a soldier and commander. There made a choice for life. There he received his first wounds - and by the end of his life many wounds had accumulated. Scars are known to adorn the brave.

When military marches began to sound, and the Russian soldiers went to defend the Fatherland from the German-Austrian divisions - Andrei Ivanovich was already twenty. Shoulder, sharp-witted guy sought military service.
The scale of mobilization, the level of armaments, the provision of the army in the first days were amazing: of such magnitude история dont know. It was believed that very soon the Russian army would reject the Germans and Austrians, give freedom to the Slavic peoples, gain control over the straits, and return Constantinople to the Orthodox Greeks ... Eremenko experienced a patriotic upsurge, although he appreciated the fighting qualities of the enemy, he showed the first battles. The war turned out to be worse than it seemed to our "miracle heroes" ...

Eremenko went to war readily, perhaps with a feeling of finest hour. Comrades on arms immediately noticed his zeal and, as usual, friendly podnachivali him - the favorite officers of the 168-th Mirgorod regiment. Some considered him an ambitious campaigner. And he just from the first steps in military uniform decided to devote himself entirely to service. He did not look back at the past, did not ask the fate of indulgences. I was looking for tests, I was ready to sacrifice myself. Even in conversations with his comrades, he showed savagery, such hussiness.

When his military uncle - the first non-commissioned officer - gave out the rookie Eremenko a satchel, he joked: "Well, lad, poke around at the bottom, you can find the marshal's baton there." Eremenko took these words with all seriousness, and began to sort through the contents of the pack in search of an unknown rod. The soldiers watching this scene laughed together. Andrew realized that he had fooled and looked unkindly at the laughter. It will take several weeks - and nobody will dare to tease him. And he remembered the joke of the noncom, all his life with undisguised pleasure, because it turned out to be prophetic.

Private Eremenko immediately saw the death, immediately drank soldier porridge full. In the first battle, the platoon commander dies. And Eremenko takes command of the platoon. Feels that he is able to lead the soldiers forward, to stand to the death.
It was a true baptism of fire. Many young soldiers were lost in fire and smoke, in this military unit. But Eremenko seemed born under a machine-gun chatter: nothing surprised him, nothing could knock him down. The prudent, strong soldier is one of those who do not drown in water and do not burn in fire. After the first campaign, patriotic courage dried up, many were disillusioned with the military service. And Eremenko in the army found himself. In the service he found food for the mind and heart. Soul lay to the military way of life, to discipline and accuracy, to the Spartan life, to the daily risk. Eremenko could subscribe to the lines of Denis Davydov: "I love a bloody battle." Reaching a high degree, he did not stop to risk himself, often found himself in the thick of battle, as evidenced by numerous injuries and contusions. In the heat of battle, he often did not notice wounds. Yeremenko liked to remember how in 1914, in hand-to-hand fighting, he destroyed more than ten opponents. Perhaps this was not without exaggeration - he knew how to fantasize in Hussars, but soldier Eremenko did terrify his enemies in a bayonet attack and in a deadly fight.

From August 14, he is on the South-Western Front. During the Battle of Galicia receives a heavy wound. Next - the infirmary, awards, and then the Moscow hospital. A brief respite in the frontline biography, first impressions of the White Stone. At the front, he returned a seasoned fighter, in the rank of corporal. He is sent to the 12 Infantry Regiment of the Third Infantry Division. The glorious Carpathian operation began. Eremenko distinguished himself during the siege of Przemysl.

He recalled his first battle as a marshal: “I remember, as it is now, a platoon under my command, by an agreed signal, rose in the attack at 9 in the morning. At first we moved at an accelerated pace, then ran. Unpleasant bullets sang and squealed shells. And now the attacking platoon with a shout of hurray in wicked rage burst into the enemy trench. Started melee. A terrible sight when the enemies thrust bayonets into each other. I do not remember how many dead Germans were on my account. The commander was to serve as an example for the soldiers, and I carried out this commandment. Russians were masters of bayonet fighting. In hand-to-hand we always won. So it was this time. But I was not lucky. In the third trench of the enemy, I was seriously wounded by a shot at close range, the bullet went through and hurt my lungs. 31 August Attack 1914 was remembered for a lifetime. ”

In the 1916 year, he was transferred to the Romanian front, in horse reconnaissance - a suitable duty station for the brave. On the chest - soldier George, and in his heart - the desire to take revenge on the enemy.

By the end of 1916, disarray began in the army, as well as in society. Soldier arbitrariness triumphed, officers were forced to maneuver between the groups of "propagandized" soldiers. This process can not be called obsession: there was a systemic failure, the empire could not stand the social tension of the war years. Yeremenko was interested in the proclamations of the socialists, and in 1917, he welcomed the February revolution. But he appealed skeptically to appeals. He intended to fight to the bitter end. The rivalry with the Germans and the Austrians was principled for him: the junior non-commissioned officer sought to prove his own primacy, the primacy of the Russian army. In the summer of 1917, he meets the program of the Bolsheviks. The construction program of the workers 'and peasants' state, in which the latter will be the first, attracted him. But the anti-war, defeatist rhetoric raised doubts. Eremenko could not calmly desert, if the enemy is not defeated, if he is still walking around Russia. And Russia was for him the whole space of the empire.

After the February Revolution, soldiers elect Andrei Eremenko to the regimental committee from the reconnaissance squadron. In battles he was distinguished by courage, was extremely initiative, he was able to communicate with officers on an equal footing, but he had features that could have aroused suspicions in those days.
He was loved by officers; among the soldiers, some considered the nonterra to be something like a strike-breaker. In addition, Yeremenko’s temper - a strong, purposeful personality - was quarrelsome, anyone could have a strong word “to stun.” He, the St. George Knight, was considered a proud man. Young soldiers were respected, but they were also afraid of him. When, after October, the Romanians tried to disarm the Russian units, Eremenko took power over the remnants of the regiment. Under his command, the fighters resist the Romanians in the winter and 1917 - 1918-st with the fighting make their way to Ukraine. He even managed to capture some trophies from the enemy: weapons, food. In a revolutionary confusion, the detachment collapsed, the soldiers went home.

Eremenko came to his homeland, but he was not going to lay down his arms. Russia left the Brest peace in the tragic atmosphere of disintegration. Skeptics did not doubt: Russia will lose the army and turn into fragments. But even then, front-line officers and soldiers such as Yeremenko were looking for ways to revive the army. Non-commissioned officer Eremenko did not wait for orders, just stitched where it had broken, just continued to perform soldier’s duty.

A unique case: after the Brest Peace Treaty, when the army was actually disbanded, the future marshal, a modest noncommissioned officer, gathered a partisan detachment of the same patriots as himself. They attacked the German and Austrian troops, snooping around Ukraine, and drove them. Armament also got from the enemy. For the partisans, Yeremenko was the father-commander, they continued to fight with him, joining the ranks of the Red Army. Such soldiers as Yeremenko did not allow the Germans to feel the spirit of victory even after the Peace of Brest. Not only short-lived, but also their triumph was incomplete.

By the end of the Great War, he had learned to act boldly and prudently, not afraid to take responsibility for the lives of soldiers. He didn’t just want to distinguish himself on the battlefield, Eremenko in 1917 dreamed of a higher military education, a career as a commander. The Soviet power was born - and Eremenko reasonably believed that with his working-peasant biography it would now be easier to reach for the academies. By the way, Eremenko will be serious about studying, he will not allow indulgences to himself.

"A characteristic feature in Comrade Eremenko’s combat style is that he was always close to the troops, was in the thick of the most difficult events and on the most important combat areas and sectors. He skillfully, with great strength of will and terrible persistence organized the troops to fight back the enemy and achieved success in this, despite the superiority of the enemy in the means ", - wrote about Eremenko Marshal Tymoshenko, a colleague and commander, when the noncommissioned German war had already become a Soviet army general.

Eremenko did not get along with Marshal Zhukov, he could not agree with the Zhukov interpretation of the Stalingrad battle. Many copies are broken around the conflict of two generals, two noncoms of the First World War.

Not having time to grow old, the marshal became a chronicler of wars. He wrote several books - from the commanders of the Great Patriotic War he became one of the first memoirists. Here are some editions: “To the west” (1959), “Against falsification of the history of the Second World War” (1960), “Stalingrad” (1961), “At the beginning of the war” (1965). Years of Retribution (1969), Remember the War (1971).

He loved literature, sincerely rejoiced that his daughter had become a philologist and a publicist. In those years, without exaggeration, the officers maintained the reputation of "the most reading country."

Most recently, a year or two ago, the publishers found the Eremenko diary entries. They became the most valuable source on the history of the beginning of the Second World War, on the history of the Great Patriotic War.

Vivid, emotional and sensible, very biased, subjective records. In his youth, he did not keep diaries, at least they were not preserved. But this book helps us to understand not only the general and marshal, but also soldier Eremenko. It helps to understand something in the psychology of a young man who has found himself in the flames of world war.

Marshal was in his fifties when he began to write poems - and solid, serious. He will devote a large poem to Stalingrad, but there are echoes of his first battles. In a few words, Marshal Eremenko expressed his motto, which he was faithful with from 1914:

And now my story is ready,

I do not expect any reward

I only calmed my conscience

I only fulfilled my duty.

Who owns Eremenko, his heroic fate - Russia or Ukraine? Yes, there was no difference for him, he loved Ukraine by sons, but as part of a large Russia, which he served without sparing his stomach.
Author:
Originator:
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/ja_tolko_dolg_ispolnil_svoj_287.htm
12 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Russian jacket
    Russian jacket 6 November 2014 07: 37
    +5
    Salt of the Russian land. Our mother Russia has been and will remain on such ... soldier hi
  2. ramin_serg
    ramin_serg 6 November 2014 08: 02
    +4
    Honor and praise to the great commanders thanks to whom fascist Germany was defeated
  3. parusnik
    parusnik 6 November 2014 08: 16
    +4
    Who owns Eremenko, his heroic fate - Russia or Ukraine?-THE USSR...
  4. dmit-xnumx
    dmit-xnumx 6 November 2014 08: 25
    +4
    Each person is born with his own "zest" - talent, but not everyone can find himself in the application of the gift of God. Eremenko was able to find himself in military affairs and realized his gift one hundred percent - "there is such a profession - to protect the Motherland." And most importantly, the ability to resist the enemy, to gain the upper hand over him came out of devotion to the Fatherland - "there is a reason, Great Russia, to love you, to call you a mother."
  5. otokatc
    otokatc 6 November 2014 10: 02
    +1
    A real soldier! Eternal glory!
  6. 23424636
    23424636 6 November 2014 12: 21
    +2
    I had a subordinate who passed from Brest to a serious injury. So at the word Eremenko, he trembled and I only heard swearing. he was ordinary ...
    1. Nagaibak
      Nagaibak 6 November 2014 15: 59
      +1
      23424636 "I had a subordinate who passed from Brest to a serious injury. So at the word of Eremenko, he shuddered and I heard only swearing. He was a private ..."
      And there was a bunch of dissatisfied with Stalin, Zhukov, Konev, etc. and they were not only ordinary. And what is there to discuss?
    2. Alex
      Alex 6 November 2014 21: 28
      +3
      And my grandfather in 1941 was the commander of the anti-aircraft battery at Eremenko, that’s the only good thing he said about him. I think it's arguing here - what to paint the sky. The commander is not a printed gingerbread or 100 bucks to be loved by everyone. And if he gave it to someone - it’s a service, then it can happen.
  7. mithridate
    mithridate 6 November 2014 14: 56
    +1
    such as Eremenko Great Victory is forged
  8. Kazanok
    Kazanok 6 November 2014 16: 25
    -2
    I didn’t even read .. yap and scuffle .. I’m a scoundrel of Guderian .. pah .. the most yap .. even a baleen bastard and he despised his long tongue .. as well as an envious muzzle and gossip ...
  9. Barboskin
    Barboskin 6 November 2014 17: 38
    0
    Russian soldier who rose to Marshal. He risked his life, but he did not spare the soldiers either. Well, that’s hard to judge. Glory to Marshal! THANKS FOR THE VICTORY!
  10. bistrov.
    bistrov. 6 November 2014 18: 19
    +1
    I do not dispute Eremenko's military merits, but in my opinion, there was a sort of foulbrood in him. For example, three times Stalin unfairly filmed, respected by me, General of the Army I.E. Petrov. from the post of front commander immediately before the start of the decisive operation, and all three times under the slander of the well-known Mehlis. And all three times Petrov was changed by comrade Eremenko, shamelessly taking advantage of the results of Petrov’s gigantic organizational work. It’s unfair somehow, and makes comrade Eremenko suspect of "plagiarism." A soldier, yes, a soldier comrade Eremenko was a good one.
  11. lichide
    lichide 7 November 2014 13: 46
    0
    Eremenko’s outstanding talent can be judged by the Battle of Stalingrad. On the right bank to Chuikov in the 62nd army Eremenko sent reinforcements - 13 Guards under the command of Rodimtsev. So, with the number of divisions of 10000 people, several thousand soldiers transported to the right bank did not have weapons and ammunition. Where did I get this from? From the memoirs of Marshal Chuikov. In September, 3 armies concentrated on the right flank of the Stalingrad Front against one Paulus army, linked by fighting in Stalingrad. So the offensive of the 3 armies did not work! The Germans defeated the attackers in parts. Bitterly .... and this is also from Chuikov.

«Я только долг исполнил свой…»

«Я только долг исполнил свой…»Андрей Иванович Ерёменко… Этого полководца мы знаем и почитаем как героя Великой Отечественной, как одного из героев Сталинграда. Он – единственный полководец, которого после ранения Сталин навещал в госпитале. Слава маршала Ерёменко – заслуженная, хотя его твёрдой руки побаивались, как, впрочем, и словесной прямоты.

Гораздо менее известен боевой путь Андрея Ерёменко в годы Первой Мировой. Наверное, это закономерно: в те годы он не играл первых ролей в судьбах армии и Отечества, скромно тянул солдатскую лямку. Но решительность молодого Ерёменко поражает даже при беглом пересказе фактов его биографии. Конечно, его подвиги 1910-х годов трудно поставить в один ряд со Сталинградской победой. Но именно в сражениях Первой мировой закалялся полководческий характер.

Родился будущий Маршал Советского Союза 2 октября 1892 года, в селе Марковке Харьковской губернии, в крестьянской семье. В наше время это село относится к Луганской области. То есть, родился в самой что ни на есть Новороссии, некоторое время жил в городе, который основал Григорий Потёмкин – в Екатеринославе. Отец его – потомственный крестьянин и солдат – сражался против японцев, вернулся с войны израненным, вскоре умер. В четырнадцать лет Андрей становится главой семьи, работает пастухом и конюхом. За спиной – четыре класса земской школы и никаких надежд на продолжение образования. Главные черты Ерёменко в детстве – смелость и пытливость. Их он сохранит и в будущие годы.


Андрей Ерёменко – один из тех, чья армейская планида началась с первыми залпами Первой мировой. Там он сформировался как солдат и командир. Там сделал выбор на всю жизнь. Там получил первые раны – а ранений у него к концу жизни накопится немало. Шрамы, как известно, украшают храбреца.

Когда зазвучали военные марши, и русские солдаты пошли защищать Отечество от немецко-австрийских дивизий – Андрею Ивановичу уже исполнилось двадцать. Плечистый, смекалистый парень стремился к воинской службе.
Масштабы мобилизации, уровень вооружения, обеспечения армии в первые дни поражали: такого размаха история не знала. Верилось, что очень скоро русская армия отбросит немцев и австрийцев, даст свободу славянским народам, получит контроль над проливами, да и Константинополь вернёт православным грекам… Патриотический подъём испытывал и Ерёменко – хотя боевые качества противника он оценивал высоко, это показали первые же сражения. Война оказалась страшнее, чем это представлялось нашим «чудо-богатырям»…

На войну Ерёменко пошёл с готовностью, быть может, с ощущением звёздного часа. Товарищи по оружию сразу приметили его усердие и, как водится, дружески подначивали его – любимца офицеров 168-го Миргородского полка. Некоторые считали его амбициозным служакой. А он просто с первых шагов в военной форме решил целиком посвятить себя службе. Не оглядывался на прошлое, не просил у судьбы поблажек. Искал испытаний, был готов жертвовать собой. Даже в разговорах с товарищами проявлял лихость, эдакое гусарство.

Когда его боевой дядька – первый унтер-офицер – выдавал новобранцу Ерёменко ранец, он пошутил: "А ну, хлопец, пошукай на дне, може, найдешь там маршальский жезл". Ерёменко принял эти слова со всей серьёзностью, и принялся перебирать содержимое ранца в поисках неведомого жезла. Солдаты, наблюдавшие эту сцену, дружно захохотали. Андрей понял, что попал впросак и недобро поглядел на хохотунов. Пройдет несколько недель – и подтрунивать над ним никто не решится. А шутку унтера он вспоминал всю жизнь с нескрываемым удовольствием, ведь она оказалась пророческой.

Рядовой Ерёменко сразу увидел смерть, сразу хлебнул солдатской каши досыта. В первом бою погибает командир взвода. И Ерёменко принимает командование взводом. Чувствует, что способен вести солдат вперёд, стоять насмерть.
Это было истинное боевое крещение. Многие молодые солдаты терялись в огне и дыму, в этом военном адище. А Ерёменко как будто родился под пулемётный стрёкот: ничто его не удивляло, ничто не могло сбить с ноги. Предусмотрительный, крепкий солдат – из тех, что в воде не тонут и в огне не горят. После первой кампании патриотический кураж иссякал, многие разочаровались в армейской службе. А Ерёменко в армии нашёл себя. В службе находил пищу для ума и сердца. Душа лежала к военному укладу жизни, к дисциплине и аккуратности, к спартанскому быту, к ежедневному риску. Ерёменко мог бы подписаться под строками Дениса Давыдова: «Я люблю кровавый бой». Достигнув высоких степеней, он не прекратил рисковать собой, нередко оказывался в гуще боя, чему свидетельство – многочисленные ранения и контузии. В горячке боя он нередко не замечал ран. Еременко любил вспоминать, как в 1914-м году в рукопашном бою он уничтожил больше десяти противников. Возможно, тут не обошлось без преувеличения – он и фантазировать умел по-гусарски, но солдат Ерёменко действительно наводил ужас на врагов в штыковой атаке и в смертельной драке.

С августа 14-го он – на Юго-Западном фронте. Во время Галицийской битвы получает тяжёлое ранение. Дальше – лазарет, награды, а потом и московский госпиталь. Краткая передышка во фронтовой биографии, первые впечатления от Белокаменной. На фронт он вернулся бывалым бойцом, в звании ефрейтора. Его направляют в 12-й пехотный полк Третьей пехотной дивизии. Начиналась славная Карпатская операция. Ерёменко отличился при осаде Перемышля.

О первом своём бою он вспоминал уже маршалом: «Помню, как сейчас, взвод под моей командой по условленному сигналу поднялся в атаку в 9 часов утра. Сначала мы двигались ускоренным шагом, затем побежали. Неприятно пели пули и визжали снаряды. И вот уже атакующий взвод с криком ура в злобной ярости ворвался во вражескую траншею. Началась рукопашная. Страшное зрелище, когда неприятели всаживают друг в друга штыки. Я не помню, сколько на моем счету было убитых немцев. Командир должен был служить примером для солдат, и я эту заповедь выполнял. Русские были мастерами штыкового боя. В рукопашной мы всегда побеждали. Так было и на этот раз. Но мне не повезло. В третьей траншее противника выстрелом в упор я был тяжело ранен, пуля прошла насквозь и задела легкие. Атака 31 августа 1914 г. запомнилась на всю жизнь».

В 1916-м году его переводят на Румынский фронт, в конную разведку – подходящее место службы для смельчака. На груди – солдатский Георгий, а в душе – желание отомстить врагу.

К концу 1916-го года в армии, как и в обществе, начался разброд. Торжествовало солдатское самоуправство, офицеры вынуждены были лавировать между группировками «распропагандированных» воинов. Этот процесс нельзя назвать наваждением: случился системный сбой, империя не выдержала социального напряжения военных лет. Еременко с интересом относился к прокламациям социалистов, а в 1917-м году приветствовал Февральскую революцию. Но призывы сложить оружие воспринимал скептически. Он намеревался сражаться до победного конца. Соперничество с немцами и австрийцами для него было принципиальным: младший унтер-офицер стремился доказать собственное первенство, первенство русской армии. Летом 1917-го он знакомится с программой большевиков. Программа строительства рабоче-крестьянского государства, в котором последние станут первыми, привлекала его. Но антивоенная, пораженческая риторика вызывала сомнения. Ерёменко не мог спокойно дезертировать, если враг не разбит, если он ещё гуляет по России. А Россией для него было всё пространство империи.

После Февральской революции солдаты избирают Андрея Ерёменко в полковой комитет – от эскадрона разведки. В сражениях он отличался храбростью, был на редкость инициативен, умел на равных общаться с офицерами, но были у него черты, которые в те времена могли вызывать и подозрения.
Его любили офицеры, среди солдат некоторые считали унтера кем-то вроде штрейкбрехера. К тому же нрав у Ерёменко – сильная, целеустремлённая личность – был неуживчив, любого мог крепким словом «огреть». Его – Георгиевского кавалера - считали гордецом. Молодые солдаты уважали, но и побаивались его. Когда, после Октября, румыны попытались разоружить русские части, Ерёменко же берёт власть над остатками полка. Под его командованием бойцы оказывают сопротивление румынам и зимой 1917 – 1918-го с боями пробиваются на Украину. Ему удалось даже захватить у врага кое-какие трофеи: оружие, продовольствие. В революционной неразберихе отряд распался, солдаты разошлись по домам.

Пришёл в родные края и Ерёменко, но оружия складывать не собирался. Россия выходила из Брестского мира в трагической обстановке распада. Скептики не сомневались: Россия лишится армии и обратится в осколки. Но и тогда фронтовые офицеры и такие солдаты, как Ерёменко, искали пути к возрождению армии. Унтер-офицер Ерёменко не ждал приказов, просто сшивал там, где порвалось, просто продолжал исполнять солдатский долг.

Уникальный случай: после Брестского мира, когда армия фактически была распущена, будущий маршал, скромный унтер-офицер собрал партизанский отряд – таких же патриотов, как и он сам. Они нападали на немецкие и австрийские отряды, шнырявшие по Украине, и гнали их. Вооружение тоже добыли у врага. Для партизан Ерёменко был отцом-командиром, с ним они продолжили воевать, влившись в ряды Красной армии. Такие солдаты, как Ерёменко, не давали немцам ощутить дух победы даже после Брестского мира. Не только недолгим, но и неполным было их торжество.

К концу Великой войны он научился действовать дерзко и расчётливо, не боялся брать на себя ответственность за жизни солдат. Он не просто желал отличиться на поле боя, Ерёменко в 1917-м мечтал о высшем военном образовании, о карьере полководца. Зарождалась советская власть – и Ерёменко резонно полагал, что с его рабоче-крестьянской биографией теперь легче будет дорваться до академий. Кстати, к учёбе Ерёменко отнесётся серьёзно, поблажек к себе не допустит.

"Характерной чертой в стиле боевой деятельности тов. Еременко является то, что он всегда был близок к войскам, был в гуще самых тяжелых событий и на самых важных боевых направлениях и участках. Он умело, с большой силой воли и страшным упорством организовывал войска на отпор врагу и добивался в этом успехов, несмотря на превосходство противника в средствах", – писал о Еременко маршал Тимошенко, соратник и командир, когда унтер Германской войны уже стал советским генералом армии.

Ерёменко не ладил с маршалом Жуковым, он не мог согласиться с жуковской трактовкой Сталинградской битвы. Много копий сломано вокруг конфликта двух полководцев, двух унтеров Первой мировой.

Не успев состариться, маршал стал летописцем войн. Он написал несколько книг – из полководцев Великой Отечественной стал одним из первых мемуаристов. Перечислим некоторые издания: «На западном направлении» (1959 г.), «Против фальсификации истории Второй мировой войны» (1960 г.), «Сталинград» (1961 г.), «В начале войны» (1965 г.). «Годы возмездия» (1969 г.), «Помни войну» (1971 г.).

Он любил литературу, искренне радовался, что дочь его стала филологом и публицистом. В те годы, без преувеличений, и офицерство поддерживало репутацию «самой читающей страны».

Совсем недавно – год-два назад – нашли издатели дневниковые записи Ерёменко. Они стали ценнейшим источником по истории начала Второй мировой войны, по истории Великой Отечественной.

Яркие, эмоциональные и рассудительные, очень пристрастные, субъективные записи. В молодости он не вёл дневников, по крайней мере, они не сохранились. Но эта книга помогает нам понять не только генерала и маршала, но и солдата Ерёменко. Помогает кое-что понять и в психологии молодого человека, нашедшего себя в огне мировой войны.

Маршалу было за пятьдесят, когда он принялся сочинять стихи – и основательные, серьёзные. Большую поэму он посвятит Сталинграду, но в ней есть отзвуки и его первых боёв. В нескольких словах маршал Ерёменко выразил свой девиз, которому был верен с 1914-го:

И вот моя готова повесть,

Не жду награды никакой,

Я только успокоил совесть,

Я только долг исполнил свой.

Кому принадлежит Ерёменко, его героическая судьба – России или Украине? Да не было для него различий, Украину он любил по-сыновьи, но – как часть большой России, которой служил, не щадя живота своего.
Автор: Арсений Замостьянов
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/ja_tolko_dolg_ispolnil_svoj_287.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 12
  1. Русский ватник 6 ноября 2014 07:37
    Соль земли русской. На таких и держалась и будет держаться наша матушка Россия... soldier hi
  2. ramin_serg 6 ноября 2014 08:02
    Честь и хвала великим полководцам благодаря которым была разгромлена фашисткая Германия
  3. parusnik 6 ноября 2014 08:16
    Кому принадлежит Ерёменко, его героическая судьба – России или Украине?-СССР...
  4. dmit-52 6 ноября 2014 08:25
    Каждый человек рождается со своей "изюминкой"- талантом, но не каждый может найти себя в применении дара Божьего. Ерёменко смог найти себя в ратном деле и реализовал дар свой на все сто процентов - "есть такая профессия -защищать Родину". И главное, умение противостоять противнику, брать над ним верх вышло из преданности Отечеству-"уж и есть за что, Русь Великая, полюбить тебя, назвать матерью."
  5. otokatc 6 ноября 2014 10:02
    Настоящий солдат! Вечная слава!
  6. 23424636 6 ноября 2014 12:21
    у меня был подчиненный прошедший от Бреста до тяжелого ранения. Так вот при слове Еременко он вздрагивал и я слышал только ругань. он был рядовым...
    1. Нагайбак 6 ноября 2014 15:59
      23424636"у меня был подчиненный прошедший от Бреста до тяжелого ранения. Так вот при слове Еременко он вздрагивал и я слышал только ругань. он был рядовым..."
      А еще была куча недовольных Сталиным, Жуковым,Коневым и т.д и они были не только рядовыми. И чего тут обсуждать?
    2. Алекс 6 ноября 2014 21:28
      А мой дед в 1941-м был командиром зенитной батареи у Еременко, так только хорошее о нём говорил. Думаю, тут спорить - что небо красить. Командир - не печатный пряник и не 100 баксов, чтобы его все любили. А если кому нагоняй дал - так это служба, тут всяко бывает.
  7. митридат 6 ноября 2014 14:56
    такими как Еременко выкована Великая ПОБЕДА
  8. Kazanok 6 ноября 2014 16:25
    даже не стал читать.. трепло и мордобойщик.. я подлеца гудериана.. тьфу.. самое трепло.. даже сволочь усатая и тот его презирал за длинный язык.. а также завистливая морда и сплетник...
  9. Барбоскин 6 ноября 2014 17:38
    Русский солдат дослужившийся до маршала. Своей жизнью рисковал, но и солдатские не щадил. Ну что-ж, такого судить трудно. Слава маршалу! СПАСИБО ЗА ПОБЕДУ!
  10. bistrov. 6 ноября 2014 18:19
    Не отспариваю военных заслуг Еременко,но по моему , была в нем этакая гнильца. Например,три раза Сталин незаслуженно снимал, уважаемого мной, генерала армии Петрова И.Е. с должности командующего фронтом непосредственно перед началом решающей операции, и все три раза по кляузам всем известного Мехлиса. И все три раза Петрова менял товарищ Еременко,беззастенчиво пользуясь результатами гигантской организаторской работы Петрова.Несправедливо как-то, и, заставляет подозревать товарища Еременко в "плагиате". А солдат да ,солдатом товарищ Еременко был хорошим.
  11. лиходей 7 ноября 2014 13:46
    О выдающемся таланте Ерёменко можно судить по Сталинградской битве. На правый берег к Чуйкову в 62 армию Ерёменко прислал подкрепление- 13 Гвардейскую под командованием Родимцева. Так вот при численности дивизии 10000 человек у нескольких тысяч переправленных на правый берег солдат не было оружия и боеприпасов. Откуда я это взял? Из мемуаров маршала Чуйкова. В сентябре на правом фланге Сталинградского фронта сосредоточились 3 армии против одной армии Паулюса, связанной боями в Сталинграде. Так вот наступление 3 армий не получилось! Немцы разбили наступающих по частям. Горько.... и это тоже от Чуйкова.
    лиходей

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня