Прерванный полет "Орлана"

Прерванный полет "Орлана"Идея создания надводных кораблей с атомной энергоустановкой (АЭУ) возникла у советского военно-политического руководства во второй половине 1950-х годов. Однако первая попытка традиционно вышла комом: разработка атомного корабля противовоздушной обороны (проект 81) и атомного крейсера (проект 63) была прекращена соответственно в 1957-м и 1959-м годах.

Второй раз войти в ту же реку попытались в середине 1960-х, когда коллективу ленинградского ЦКБ № 53 (затем – Северное проектно-конструкторское бюро) поручили создать «недорогой» океанский атомный 8000-тонный «сторожевик». Имея неограниченную дальность плавания, он должен был обеспечивать боевую устойчивость отрядам боевых кораблей, сопровождать конвои, а также с высокой эффективностью выполнять поиск, сопровождение и с началом боевых действий – уничтожение ПЛАРБ противника. Планировалось построить по одному такому кораблю на каждую вражескую ПЛАРБ, что в итоге должно было составить 35–40 единиц.

Однако вскоре стало ясно: планы эти невыполнимы. В основном по причине высокой стоимости корабля и неготовности отечественного судпрома к постройке такой серии атомоходов достаточно большого по тем временам водоизмещения. Тем не менее работы по теме корабля с АЭУ были продолжены в рамках создания большого атомного противолодочного корабля (БПК) проекта 1144 «Орлан».


Первоначально на нем планировалось установить перспективный универсальный ракетный комплекс, способный поражать надводные, подводные и даже воздушные цели; 57- и 76-мм артиллерийские и реактивные бомбометные установки, торпедные аппараты и беспилотный вертолет. Затем добавили комплекс противолодочного управляемого оружия с ракетами, оснащенными атомными глубинными бомбами, или ракето-торпедами.

Впрочем, ни универсальный ракетный комплекс, ни беспилотный вертолет созданы так и не были. И состав вооружения «Орлана» по ТТЗ уже включал противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) П-120 «Малахит», комплекс противолодочного управляемого ракетного оружия (ПЛРК) «Метель» с твердотопливной телеуправляемой крылатой ракетой 84Р (боевая часть – самонаводящаяся противолодочная торпеда АТ-2У), зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300 «Форт» (аналог сухопутной «трехсотки»), 130-мм универсальные и 30-мм скорострельные артустановки, 533-мм торпедные аппараты (ТА) и реактивные бомбометы (РБУ). Плюс два вертолета.

Эскизное проектирование корабля закончили в 1969 году, но 25 мая 1971 года в истории будущих ракетных крейсеров типа «Киров» следует новый поворот. Согласно новому постановлению, проект 1144 «Орлан» объединили с разрабатывавшимся одновременно проектом 1165 «Фугас» – атомным ракетным крейсером, имевшим основным предназначением борьбу с авианосными и корабельными ударными группами противника (основное вооружение корабля должны были составить сначала 48 ракет

П-120, а затем – 32 ракеты П-700 «Гранит»). При этом атомный БПК, которому теперь придавались ударные функции, стал отныне атомным противолодочным крейсером, а позже, в 1977 году, его перевели в новый класс – тяжелый атомный ракетный крейсер.

АТОМНЫЙ ЛЕВИАФАН

Разработка «объединенного» проекта осталась за Северным ПКБ, техническое проектирование завершилось в 1972 году, а 26 марта следующего года на Балтийском заводе в Ленинграде заложили головной корабль серии – «Киров». В новой роли крейсер предназначался для нанесения ударов по корабельным группировкам противника (в первую очередь – по авианосным группам и соединениям); поиска, слежения и уничтожения подлодок, а также обеспечения зональной ПВО своих сил.

Создание такого крупного надводного корабля сразу вызвало массу проблем, что неудивительно. Промышленности предстояло строить не просто большие корабли, а настоящие «ракетные линкоры», стандартное водоизмещение которых превышало 24 тыс. т, а наибольшая длина корпуса достигала 251 м. Для сравнения – максимальная длина линкора «Ямато» составляла 263 м (правда, по водоизмещению японский гигант был в два с лишним раза больше).

Для серийной постройки крейсеров проекта 1144 на Балтийском судостроительном заводе пришлось специально формировать поточную линию первичной обработки листовой стали и линию плазменной резки листов бронестали и толстых листов нержавеющей стали для баков железоводной защиты, требовавших получения особой чистоты поверхности и кромок. В общей сложности только для корпуса «Кирова» необходимо было собрать и сварить свыше 300 объемных секций, ряд из них – по 80 т.

Создавать специально для «Орлана» пришлось и атомную энергоустановку. Разработчики применили блочную схему компоновки, позволившую уменьшить габариты АЭУ и улучшившую ее эксплуатационные параметры, тогда как автоматическая система расхолаживания была способна заглушить реактор даже в случае опрокидывания корабля.

Важной особенностью главной энергоустановки крейсеров типа «Киров» стало то, что наряду с атомной имелась и резервная энергоустановка – на базе двух паровых котлов. Участники тех событий утверждают, что на одном из совещаний по вопросам разработки крейсера проекта 1144 тогдашний Главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков спросил собравшихся: «А вы представляете, что будет, если в каком-нибудь Южно-Китайском море «полетят» сразу оба ядерных реактора? Какой это будет удар по престижу советского флота?» Результатом совещания и стало решение установить на крейсер резервную неядерную энергоустановку, способную обеспечить ему ход 17 узлов.

В проекте был реализован и еще целый ряд новых и нетрадиционных конструктивных решений. Впервые в практике отечественного кораблестроения большая часть комплексов оружия была выполнена в закрытом исполнении – их элементы размещались в подпалубных помещениях. В первую очередь это ПКРК «Гранит» и ЗРК С-300Ф, имевшие соответственно 20 подпалубных ненаводящихся ПУ контейнерного типа для сверхзвуковых ракет 3М45 и 12 подпалубных ПУ по восемь готовых к пуску ракет в каждом «барабане» с общим боезапасом 96 ракет 5В55РМ. Да и комплекс «Метель» с одной сдвоенной наводящейся ПУ контейнерного типа был доработан в специальном исполнении – боекомплект из 10 ПЛУР размещался в горизонтальной установке револьверного типа и был убран под палубу полубака.

Кроме того, головной корабль получил ЗРК «Оса-МА» (две двухбалочные наводящиеся палубные ПУ, 40 ракет 9М33), две одноствольные 100-мм артустановки АК-100 (1200 выстрелов), 8 шестиствольных 30-мм артустановок АК-630М (48 тыс. выстрелов), два пятитрубных 533-мм ТА (размещались на второй палубе, стрельба велась через бортовые лацпорты, закрытые в походном положении; боезапас – 10 торпед СЭТ-65 или 53-65К), одна 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000 (72 реактивные глубинные бомбы) и две шестиствольные 305-мм РБУ-1000 (48 РГБ), а также три вертолета постоянного базирования, различные средства РЭБ и пр.

ЯДЕРНАЯ ТРОИЦА

В последующем «Орланы» строились по усовершенствованному проекту 11442, в том же корпусе и практически с теми же корабельными механизмами, но с иным составом вооружения. В его состав постепенно включили новейшие ЗРК «Кинжал» с подпалубными ПУ вертикального пуска (четыре восьмиракетных «барабана»), зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» (шесть боевых модулей), комплекс АК-130-МР-184 с двухствольной 130-мм артустановкой, а также ПЛРК «Водопад-НК» с ракето-торпедами, применяемыми наряду с обычными торпедами из 533-мм ТА или ракето-торпедных пусковых установок (общий боезапас ПЛУР и торпед довели до 30 штук), а также комплекс противоторпедной и противолодочной защиты РКПТЗ-1 «Удав-1» с двумя 10-ствольными 300-мм ПУ (120 РГБ).

Последний крейсер, «Петр Великий», получил еще и один комплекс

С-300ФМ «Форт-М», отличающийся расширенными зонами поражения по дальности, высоте и нижней границе, а также возросшей возможностью перехвата высокоскоростных целей, в том числе баллистических ракет, и увеличенной канальностью по цели и по ракете.

Считается, что «Киров» и его систер-шипы должны были использоваться в качестве ядра для формирования корабельных поисково-ударных групп либо же создавать костяк сил охранения авианосных групп, формируемых на базе атомных авианосцев типа «Ульяновск». В состав этих групп также мог бы входить и атомный разведывательный корабль типа «Урал» с системой «Коралл».

Впрочем, до распада Советского Союза удалось построить только три «Орлана» – четвертый вошел в боевой состав флота лишь в 1998 году. Атомный БРЗК «Урал» давно уже ржавеет на Дальнем Востоке – в сентябре с.г. объявлен тендер на его утилизацию стоимостью около 1,2 млрд руб. Что же касается атомного авианосца «Ульяновск», то его в 1992 году, «в младенческом возрасте» убили охочие до легких денег украинские судостроители (обещанных заказов они, кстати, тогда так и не получили).

ВОСХИЩЕНИЕ

В период достройки на Балтийском заводе последнего из ракетных крейсеров проекта 1144, «Петра Великого», автор этого материала был курсантом ВВМУ им. М.В. Фрунзе. На время визитов в Северную столицу боевых кораблей зарубежных флотов от нашего училища назначались офицеры связи. Один из таких офицеров, находившийся в октябре 1994 года на борту эсминца УРО «Глазго», ветерана боев за Фолкленды, сопровождавшего королевскую яхту «Британия» во время ее захода в Санкт-Петербург (яхта и эсминец обеспечивали государственный визит в Россию королевы Елизаветы II), рассказал о следующем примечательном эпизоде.

Во время прохода эсминца мимо стоявшего у достроечной набережной завода «Петра Великого» один из британских офицеров обратился к российскому коллеге:

– Вы же говорите, что в российском флоте нет линкоров…

– Да. Сейчас нет, – не совсем понимая суть вопроса, ответил наш офицер.

– А это что тогда такое? – с некоторой долей сарказма парировал британец, указывая на проплывающий мимо гигантский корабль.

– Это? Это ракетный крейсер.

– Крейсер?! – настала очередь удивляться офицеру флота ее величества. – Каким же тогда у вас был бы линкор?..

А что вы, собственно, хотели? Обычная военно-морская справедливость: у кого-то есть атомные авианосцы, а у нас – их убийцы. И тоже атомные.

ФИНАЛ

Создание крейсеров проекта 1144 явилось не только и не столько ответом на вызов, брошенный США, как это было в случае с другими советскими военными программами, сколько объективной необходимостью. Как тогда казалось, отечественному ВМФ остро требовался корабль, способный неограниченное время – в пределах, конечно, своей автономности – осуществлять поиск, обнаружение и слежение за вражескими ПЛАРБ в любых районах Мирового океана, а также обладающий достаточным боевым потенциалом для уничтожения крупных отрядов боевых кораблей и авианосных групп потенциального противника.

Причем в конечном счете «Орлан» из узкоспециализированного корабля трансформировался в многоцелевой, став, по существу, первым отечественным кораблем, способным одинаково эффективно решать задачи борьбы с подлодками, надводными кораблями и средствами воздушного нападения противника. Государственной премии за проект 1144 были удостоены сразу пять конструкторов Северного ПКБ, не обошли высокие награды и первого командира корабля, и многих принимавших участие в его испытаниях моряков, и представителей промышленности.

С другой стороны, атомные крейсеры типа «Киров» стали лебединой песней советского кораблестроения, финальным аккордом «доктрины гигантов». Серьезно подзатянувшаяся программа пала жертвой самых суровых и бескомпромиссных судей – времени и научно-технического прогресса, не оставившего в военных флотах мира места для огромных линкороподобных «белых слонов» (пример из-за океана – гибель проекта 500-ракетного «корабля-арсенала»). В итоге, как это ни печально сознавать, сегодня место для «Орлана» осталось, пожалуй, только в музее.

Причем слова о музее отнюдь не «шутка юмора». В целях патриотического воспитания молодого поколения и сохранения памяти о целой эпохе – эпохе советского океанского ракетно-ядерного флота – нам, как представляется, обязательно необходимо сохранить один из ее знаковых кораблей в качестве главного корабля-музея России. Так, как это сделано, к примеру, в США с несколькими крупными боевыми кораблями, включая авианосцы, или во Франции, где на бессрочную вахту заступил стратегический ракетоносец «Редутабль». Претендентов на такой мегамузей у нас сегодня осталось всего два – либо крейсер проекта 1144, либо подводный ракетоносец проекта 941.
Автор: Владимир Щербаков
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/armament/2014-10-31/9_orlan.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. ImperialKolorad 12 ноября 2014 08:38
    Несомненно красавцы, но стоимость просто зашкаливает.
    1. jayich 12 ноября 2014 10:14
      В вопросах обороны страны стоимость не есть самый главный параметр. Пожалуй самые красивые корабли со времён 2МВ.
    2. Комментарий был удален.
  2. Severomor 12 ноября 2014 09:40
    С другой стороны, атомные крейсеры типа «Киров» стали лебединой песней советского кораблестроения, финальным аккордом «доктрины гигантов».

    Нет нормальной инфраструктуры, не будет океанского флота. Причалы, буксиры, доки и др. всё должно строиться пропорционально. Мало построить большой корабль. "Киев" стоял на бочке, жег мазут, теперь отель...., но это другая история.
    1. saturn.mmm 12 ноября 2014 13:27
      Цитата: Severomor
      Нет нормальной инфраструктуры, не будет океанского флота.

      Да ладно, Петр в составе СФ, Нахимов на модернизации, будет еще лет 30-40 на службе, Лазарева тоже решили модернизировать, разрежут только первый который Киров, Атлантов тоже ждет модернизация, да и окончательного решения нет по Акулам. Нахимов ждал модернизации с 1999 года, дождался.
  3. nvn_co 12 ноября 2014 10:42
    Труд, жизнь, мечты и цели стольких людей... Целая эпоха! Как подумаешь - аж мурашки по спине бегут. Сколько все таки сделали наши деды... А мы? Красывые корабли, безпороно красивые, с любовью сделаны!
  4. Комментарий был удален.
  5. Алексaндр 12 ноября 2014 14:40
    Цитата: ImperialKolorad
    Несомненно красавцы, но стоимость просто зашкаливает.


    Не хотите кормить свою армию, будете кормить чужую!
    Алексaндр
  6. Severomor 12 ноября 2014 15:09
    Цитата: saturn.mmm
    Да ладно,.......... Нахимов ждал модернизации с 1999 года, дождался.

    Вот и ладно, сами же и ответили
  7. ТЕХНАРЬ 12 ноября 2014 15:42
    31 октября 1984 года вступил в строй второй корабль серии — ТАРК «Фрунзе» (с 1992 года — «Адмирал Лазарев»). Ниодного видео.Видать крындец крейсеру......
    ТЕХНАРЬ
  8. Монаx 12 ноября 2014 16:02
    Один ракетный крейсер - либо в Балтике, либо в Атлантике, либо на Средиземном море и вся Гейропа под прицелом/контролем. Разве это плохо?
    1. Name-SBB-409 5 декабря 2014 00:49
      Ага, держать ТАРК в закрытом море, или в Атлантике - верх гениальности диванных стратегов.
      Подумал бы, прежде чем бред писать.
      Name-SBB-409
  9. МорякЧФ 12 ноября 2014 16:07
    Эх если бы не распад СССР,представляю какой у нас был бы ФЛОТ!
  10. макс702 12 ноября 2014 16:15
    Стоимасть оно конечно да, но ничего что он в случае чего сог помножить на ноль любую авианесущую группировку противника? Сколько там будет общая стоимость кораблей? Само сабо при условии применения спецБЧ.. Да и прикрыв собой АПЛ от у дара и дав им время для пуска ракет он полностью выполнял возложенную на него задачу..Эх рановато перестройка началась , не хватило каких то 5-10 лет...
  11. Gomunkul 12 ноября 2014 16:25
    С другой стороны, атомные крейсеры типа «Киров» стали лебединой песней советского кораблестроения, финальным аккордом «доктрины гигантов».
    С этим выводом автора не соглашусь, не нужно рассматривать Орланы как не что обособленное, нужно рассматривать их как пазл в общей картине военной доктрины СССР. И
    тогдашний Главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков
    (царствие ему небесное) был великим стратегом, в ответ на американские базы наземного базирования СССР создавал океанский флот, и благодаря флоту достигался паритет между США и СССР. hi
  12. Trapper7 12 ноября 2014 18:43
    Меня что-то смущает увеличившееся в последнее время количество публикаций о "вредности" крупных боевых кораблей. Расскажите об этом американцам, а то они что-то продолжают свои авианосцы строить.
    А вообще ситуацию очень "послецусимскую" напоминает. Тогда тоже многие хотели оставить России только флот береговой обороны. Только единственная выгода из этого видна для морских наций - Англии, США, Японии, и уж никак не для России.
    ИМХО
    1. Dart2027 12 ноября 2014 19:47
      Цитата: Trapper7
      величившееся в последнее время количество публикаций о "вредности" крупных боевых кораблей

      Значит правильной дорогой идём.
  13. григорич 77 12 ноября 2014 20:34
    я проходил практику на петре в 1996 году ,великолепный корабль но апл мне больше по вкусу
    григорич 77
  14. Gans1234 12 ноября 2014 23:32
    Стоило написать и выложить на сайт одну небольшую новость об Орлане, как посыпались статьи о нем.
    А в комментариях баталии посерьезнее морских реальных сражений)
    Кто ж знал, что так живо на него реагируют))))
    Надо еще написать - хочу еще новых статей и сражений)))

    П.с: А Орлану БЫТЬ !!)
  15. seregatim86 13 ноября 2014 23:11
    Проект ремонта с модернизацией "Орланов" делает их очень даже актуальными в наш век высоких технологий и т.д. И в этом свете они ещё покажут "кузькину мать" нечего их в музей превращать, для поднятия патриотизма и охлаждения пыла недругов боевые "Орланы" куда как более пригодны.
    seregatim86
  16. aov89051612380 13 ноября 2014 23:48
    Бог в помощь.
    Чтоб все что задумывают получилось.
  17. Hitrovan07 15 ноября 2014 08:36
    Жаль не все Орланы будут модернизировать.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня