Military Review

Interrupted flight of Orlan

17
Interrupted flight of OrlanThe idea of ​​creating surface ships with a nuclear power plant (AES) arose from the Soviet military-political leadership in the second half of the 1950-s. However, the first attempt traditionally came out lumpy: the development of the atomic ship of the air defense (project 81) and the atomic cruiser (project 63) was discontinued in 1957 and 1959, respectively.

The second time they tried to enter the same river in the middle of 1960, when the team of Leningrad TsKB No. 53 (then the Northern Design Bureau) was instructed to create an “inexpensive” oceanic atomic 8000-ton “watchdog”. Having an unlimited range of navigation, he had to ensure the combat stability of warship detachments, escort convoys, and perform search and escort with high efficiency and the destruction of the enemy SSBNs with the onset of hostilities. It was planned to build one such ship for each enemy SSBN, which in the end should have been 35 – 40 units.

However, it soon became clear: these plans are impossible. Mainly due to the high cost of the ship and the unpreparedness of the domestic shipbuilding industry to build such a series of nuclear ships of a sufficiently large displacement for those times. Nevertheless, work on the subject of a ship with nuclear power plants was continued as part of the creation of a large atomic anti-submarine ship (BOD) of the 1144 Orlan project.

Initially, it was planned to establish a promising universal missile system capable of hitting surface, submarine and even aerial targets; 57- and 76-mm artillery and rocket bombers, torpedo tubes and unmanned helicopter. Then added antisubmarine controlled complex weapons with missiles equipped with atomic depth bombs, or rocket-torpedoes.

However, neither a universal rocket complex, nor an unmanned helicopter were ever created. And the Orlan composition of the TTZ already included the Malakhit P-120 anti-ship missile system (SCRC), the Metel anti-submarine guided missile system (PLRK) with a solid-fuel remote-controlled 84P cruise missile (the warhead is self-guided anti-submarine torpedo-10). ), the C-2 “Fort” anti-aircraft missile system (analogue of the ground-based “three hundred”), 300-mm universal and 130-mm rapid-fire artillery systems, 30-mm torpedo tubes (TA) and jet bombs (RBU). Plus two helicopters.

Outline ship design finished in 1969 year, but 25 May 1971 year in stories the future of the Kirov-type missile cruisers should be a new turn. According to the new decree, the 1144 “Orlan” project was combined with the X-powered Exploration Project 1165 - the atomic missile cruiser, which had the main purpose of combating enemy aircraft-carrier and naval attack groups (the main armament of the ship

P-120, and then - 32 rocket P-700 "Granit"). At the same time, the atomic BOD, which was now assigned shock functions, now became the atomic anti-submarine cruiser, and later, in the 1977 year, it was transferred to a new class - the heavy atomic missile cruiser.

NUCLEAR LEVIAFAN

The development of the “united” project was left to the Northern PKB, the technical design was completed in 1972, and 26 in March of the following year, the lead ship of the series, the Kirov, was laid at the Baltic Shipyard in Leningrad. In the new role, the cruiser was intended to strike at the enemy's ship groupings (first of all, at carrier-based groups and formations); search, tracking and destruction of submarines, as well as the provision of zonal air defense of their forces.

The creation of such a large surface ship immediately caused a lot of problems, which is not surprising. The industry had to build not just big ships, but real “rocket battleships”, the standard displacement of which exceeded 24 KT, and the maximum length of the hull reached 251 m. For comparison, the maximum length of the Yamato battleship (the Japanese the giant was more than two times larger).

For the serial construction of 1144 cruisers at the Baltic Shipbuilding Plant, it was necessary to specially form a production line for the primary processing of sheet steel and a plasma line for cutting sheets of armored steel and thick stainless steel sheets for iron-water protection tanks, which required special surface cleanliness and edges. In total, only for the Kirov hull it was necessary to assemble and weld over 300 volumetric sections, a number of them - for 80 tons.

A nuclear power plant had to be created specifically for Orlan. The developers used a block layout scheme, which made it possible to reduce the dimensions of the NPP and improve its operational parameters, while the automatic cooling system was able to shut off the reactor even in the event of a ship tipping over.

An important feature of the main power plant of the Kirov cruisers was that along with the nuclear power plant there was also a backup power plant based on two steam boilers. Participants in those events claim that at a meeting on the development of the Project 1144 cruiser, the then Commander-in-Chief of the Navy, Sergei Gorshkov, asked the audience: “Can you imagine what will happen if both nuclear reactors“ fly ”in any South China Sea? What will be the blow to the prestige of the Soviet fleet? " The meeting resulted in the decision to install a backup non-nuclear power plant on the cruiser, capable of providing 17 knots with it.

A number of new and non-traditional design solutions were implemented in the project. For the first time in the practice of domestic shipbuilding, most of the weapon complexes were executed in closed versions - their elements were located in the under deck areas. First of all, it is the Granit SCRC and the S-300F SAM, which had respectively 20 underdeck unhooked container-type PU for supersonic 3М45 and 12 underdeck PU, eight ready-to-launch missiles in each "drum" with 96NN-39N common X-AM-99NNX-39N-9N-39N-9N-9N-9N-9N-99N-9N-9N-9N-9N-9N-9N-9N-99N-9N-9N-9N-9N-9N-9N-9N-9NY-9NY-9NY-9N-9N-15N-9N-9NY-9NY-9N-9N-99NY-9NY-9N-US-NN Yes, the "Snowstorm" complex with a single dual container-type PU was refined in a special design - the 5 PLUR ammunition set was placed in a horizontal turret-type installation and was removed under the forecastle deck.

In addition, the lead ship received an OSA Osa-MA (two double-beam overhanging deck-mounted launchers, 40 9М33 missiles), two single-barrel 100-mm AK-100 artillery guns (1200 shots), 8 six-barreled 30-mm AK-XNUMNM CHM-AKTM gunships, and 630 six-barreled 48-mm guns AK-XNMUM guns) shots), two five-pipe 533-mm TAs (placed on the second deck, shooting was carried out through side latch ports closed in the stowed position; ammunition - 10 torpedoes SET-65 or 53-65К), one 12-barrel 213-reactive reactive 6000-72K was one 305-barrel 1000-reactive reactive 48-XNUMXK. RBU-XNUMX (XNUMX jet depth charges) and two six-barrel XNUMX-mm RBU-XNUMX (XNUMX RSL), as well as three permanently-based helicopters, various EW facilities, etc.

NUCLEAR TRINITY

Subsequently, the Orlans were built according to the improved 11442 design, in the same hull and with practically the same ship mechanisms, but with a different composition of weapons. Its structure gradually included the newest Dagger air defense missile system with under-deck vertical launch launchers (four eight-rocket “drums”), the Kortik anti-aircraft missile and artillery complex (six combat modules), the AK-130-MR-184 complex with a double-barreled 130-mm artillery installation, as well as the Vodopad-NK PLRK with rocket-torpedoes, used along with the usual 533-mm TA torpedoes or rocket-torpedo launchers (the PLUR common torpedoes and torpedoes were brought to 30 pieces), as well as anti-torpedo and anti-anti-torpedo defense systems RKPTZ-1 "Udav-1" with two 10-st Free 300-mm PU (120 RSL).

The last cruiser, Peter the Great, also received one complex.

C-300FM "Fort-M", characterized by extended defeat zones in range, height and lower boundary, as well as increased ability to intercept high-speed targets, including ballistic missiles, and increased channelity on the target and on the rocket.

It is believed that the "Kirov" and its sister-thorns should have been used as a core for the formation of ship search and attack groups or else to create the backbone of the guard forces of aircraft carrier groups formed on the basis of atomic aircraft carriers of the "Ulyanovsk" type. These groups could also include the Ural-type nuclear-powered reconnaissance ship with the Coral system.

However, until the collapse of the Soviet Union, only three Orlans were built — the fourth entered the fleet combat only in 1998. Atomic BRSK "Ural" has long been rusting in the Far East - in September of this year. announced a tender for its disposal costing about 1,2 billion rubles. As for the Ulyanovsk nuclear aircraft carrier, in the 1992 year, “in the infancy”, Ukrainian shipbuilders killed the money for easy money (by the way, they did not receive the promised orders).

DELIGHT

During the period of completion of the last of the 1144 rocket cruisers, Peter the Great, at the Baltic Plant, the author of this material was a cadet at VVMU. Mv Frunze. At the time of the visits to the northern capital of the warships of foreign fleets from our school, liaison officers were appointed. One of these officers, who was in October 1994 on board the destroyer of the Glasgow patrol system, a veteran of the Falklands battle, who accompanied the royal yacht Britannia during her call to St. Petersburg (the yacht and the destroyer provided a state visit to Russia by Queen Elizabeth II) , told about the next remarkable episode.

During the passage of the destroyer by the plant of Peter the Great, which was stationed at the outfitting embankment, one of the British officers addressed a Russian colleague:

- You say that there are no battleships in the Russian fleet ...

- Yes. Now there is no, - not quite understanding the essence of the question, answered our officer.

- What is it then? - The Briton parried with some sarcasm, pointing to a giant ship sailing past.

- It? This is a missile cruiser.

- Cruiser ?! - It was the turn to be surprised by the officer of the fleet of Her Majesty. “Then how would you have a battleship?”

What did you actually want? Normal naval justice: someone has atomic aircraft carriers, and we have their killers. And also atomic.

THE FINAL

The creation of the 1144 cruisers was not only and not so much a response to the challenge of the United States, as was the case with other Soviet military programs, as an objective necessity. As it seemed then, the Russian Navy needed a ship that could indefinitely — within its autonomy, of course — search, detect, and track enemy SSBNs in all areas of the oceans, and also possess sufficient combat potential to destroy large detachments of warships and carrier groups of potential adversary.

And in the end, the Orlan from a highly specialized ship transformed into a multi-purpose ship, becoming essentially the first domestic ship capable of equally effectively solving the tasks of fighting submarines, surface ships and enemy air attack weapons. Five designers of the Northern PKB were awarded the State Prize for the 1144 project, and the first ship commander, many sailors who took part in his ordeals, and industry representatives did not pass by the awards.

On the other hand, nuclear-powered cruisers like the Kirov became the swan song of Soviet shipbuilding, the final chord of the “doctrine of the giants”. Seriously podzatyanuvsya program fell victim to the harshest and uncompromising judges - time and scientific and technological progress, which left no room in the world's military fleets for huge battleship-like "white elephants" (example from the ocean - the death of the project 500-rocket "ship-arsenal") . As a result, sadly aware, today the place for “Orlan” remains, perhaps, only in the museum.

And the words about the museum is not a “joke of humor”. In order to patriotic education of the younger generation and preserve the memory of an entire era — the era of the Soviet Ocean Nuclear Missile Fleet — it seems to us that we must preserve one of its iconic ships as the main ship-museum of Russia. As it was done, for example, in the United States with several large warships, including aircraft carriers, or in France, where the strategic Redoubt bomber launched the watch. There are only two candidates left for such a megamuseum today - either the 1144 cruiser or the 941 submarine.
Author:
Originator:
http://nvo.ng.ru/armament/2014-10-31/9_orlan.html
17 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Imperialkolorad
    Imperialkolorad 12 November 2014 08: 38
    +4
    Undoubtedly handsome, but the cost just rolls over.
    1. jayich
      jayich 12 November 2014 10: 14
      +6
      In matters of national defense, cost is not the most important parameter. Perhaps the most beautiful ships since the 2MB.
    2. The comment was deleted.
  2. Severomor
    Severomor 12 November 2014 09: 40
    +2
    On the other hand, atomic cruisers of the Kirov type became the swan song of Soviet shipbuilding, the final chord of the "doctrine of the giants."

    There is no normal infrastructure, there will be no ocean-going fleet. Berths, tugs, docks, etc. everything should be built in proportion. It is not enough to build a large ship. "Kiev" was standing on a barrel, burning fuel oil, now the hotel .... but that's another story.
    1. saturn.mmm
      saturn.mmm 12 November 2014 13: 27
      +8
      Quote: Severomor
      There is no normal infrastructure, there will be no ocean fleet.

      C'mon, Peter as part of the Federation Council, Nakhimov will be in the modernization, he will be in the service for another 30-40 years, they also decided to modernize Lazarev, they will cut only the first one, Kirov, Atlantov will also be modernized, and there is no final decision on the Sharks. Nakhimov has been waiting for modernization since 1999, he waited.
  3. nvn_co
    nvn_co 12 November 2014 10: 42
    +3
    Work, life, dreams and goals of so many people ... A whole era! As you think - already goosebumps running on the back. How much did our grandfathers do anyway ... And we? Beautiful ships, undefinitely beautiful, made with love!
  4. The comment was deleted.
  5. Alexander
    Alexander 12 November 2014 14: 40
    +1
    Quote: ImperialKolorad
    Undoubtedly handsome, but the cost just rolls over.


    Do not want to feed your army, you will feed someone else's!
  6. Severomor
    Severomor 12 November 2014 15: 09
    0
    Quote: saturn.mmm
    Come on, .......... Nakhimov has been waiting for modernization since 1999, he has waited.

    Well, they themselves answered
  7. TECHNOLOGY
    TECHNOLOGY 12 November 2014 15: 42
    -1
    On October 31, 1984, the second ship of the series — the Frunze TARK (since 1992 - Admiral Lazarev) —was operational. None of the videos. See the Kryndets cruiser ......
  8. Monax
    Monax 12 November 2014 16: 02
    +1
    One missile cruiser - either in the Baltic, or in the Atlantic, or in the Mediterranean Sea and the whole of Geyropa under the gun / control. Is it bad?
    1. Name-SBB-409
      Name-SBB-409 5 December 2014 00: 49
      0
      Yeah, keep the TARK in the closed sea, or in the Atlantic - the height of the genius of couch strategists.
      I would have thought before writing nonsense.
  9. Sailor
    Sailor 12 November 2014 16: 07
    +2
    Oh, if it were not for the collapse of the USSR, I can imagine what a fleet we would have!
  10. max702
    max702 12 November 2014 16: 15
    +1
    It’s worth it, of course, yes, but doesn’t it happen that in case of which he could multiply any enemy aircraft carrier group by zero? How much will the total cost of the ships be there? The clog itself, subject to the use of special warheads ... And by covering the submarine with the gift and giving them time to launch the missiles, he completely fulfilled the task assigned to him .. Eh, early restructuring began, it was not enough for 5-10 years ...
  11. Gomunkul
    Gomunkul 12 November 2014 16: 25
    +1
    On the other hand, atomic cruisers of the Kirov type became the swan song of Soviet shipbuilding, the final chord of the "doctrine of the giants."
    I do not agree with this conclusion of the author, it is not necessary to consider the Eagles as not that isolated, you need to consider them as a puzzle in the general picture of the military doctrine of the USSR. AND
    then Navy Commander Sergei Gorshkov
    (Heavenly kingdom) was a great strategist, in response to the American ground-based bases of the USSR, he created an ocean fleet, and thanks to the fleet parity between the USA and the USSR was achieved. hi
  12. Trapperxnumx
    Trapperxnumx 12 November 2014 18: 43
    +1
    Something confuses me with the recent increase in the number of publications about the "harmfulness" of large warships. Tell the Americans about this, otherwise they continue to build their aircraft carriers.
    In general, the situation is very "post-Tsushima" reminds. Then, too, many wanted to leave Russia only the coastal defense fleet. Only the only benefit from this is visible for the sea nations - England, USA, Japan, and certainly not for Russia.
    IMHO
    1. Dart2027
      Dart2027 12 November 2014 19: 47
      +1
      Quote: Trapper7
      the recent increase in the number of publications about the "harmfulness" of large warships

      So let's go the right way.
  13. gregorich 77
    gregorich 77 12 November 2014 20: 34
    +1
    I did practice in Petra in 1996, a great ship, but I like it more
  14. Gans1234
    Gans1234 12 November 2014 23: 32
    +2
    It was worth writing and posting on the site one small piece of news about Orlan, as articles about him rained down.
    And in the comments of the battle, more serious than sea real battles)
    Who knew that they react so vividly to him))))
    We still have to write - I want more new articles and battles)))

    Ps: And BE ORLAN !!))
  15. Seregatim86
    Seregatim86 13 November 2014 23: 11
    0
    The renovation project with the modernization of the Orlanov makes them very relevant in our age of high technologies, etc. And in this light, they will still show "Kuzkin's mother" there is nothing to turn them into a museum, for raising patriotism and cooling the fervor of enemies, combat "Orlans" are much more suitable.
  16. aov89051612380
    aov89051612380 13 November 2014 23: 48
    0
    God help.
    So that everything that they’ve conceived happens.
  17. Hitrovan07
    Hitrovan07 15 November 2014 08: 36
    0
    It’s a pity that not all Orlans will modernize.

Прерванный полет "Орлана"

Прерванный полет "Орлана"Идея создания надводных кораблей с атомной энергоустановкой (АЭУ) возникла у советского военно-политического руководства во второй половине 1950-х годов. Однако первая попытка традиционно вышла комом: разработка атомного корабля противовоздушной обороны (проект 81) и атомного крейсера (проект 63) была прекращена соответственно в 1957-м и 1959-м годах.

Второй раз войти в ту же реку попытались в середине 1960-х, когда коллективу ленинградского ЦКБ № 53 (затем – Северное проектно-конструкторское бюро) поручили создать «недорогой» океанский атомный 8000-тонный «сторожевик». Имея неограниченную дальность плавания, он должен был обеспечивать боевую устойчивость отрядам боевых кораблей, сопровождать конвои, а также с высокой эффективностью выполнять поиск, сопровождение и с началом боевых действий – уничтожение ПЛАРБ противника. Планировалось построить по одному такому кораблю на каждую вражескую ПЛАРБ, что в итоге должно было составить 35–40 единиц.

Однако вскоре стало ясно: планы эти невыполнимы. В основном по причине высокой стоимости корабля и неготовности отечественного судпрома к постройке такой серии атомоходов достаточно большого по тем временам водоизмещения. Тем не менее работы по теме корабля с АЭУ были продолжены в рамках создания большого атомного противолодочного корабля (БПК) проекта 1144 «Орлан».


Первоначально на нем планировалось установить перспективный универсальный ракетный комплекс, способный поражать надводные, подводные и даже воздушные цели; 57- и 76-мм артиллерийские и реактивные бомбометные установки, торпедные аппараты и беспилотный вертолет. Затем добавили комплекс противолодочного управляемого оружия с ракетами, оснащенными атомными глубинными бомбами, или ракето-торпедами.

Впрочем, ни универсальный ракетный комплекс, ни беспилотный вертолет созданы так и не были. И состав вооружения «Орлана» по ТТЗ уже включал противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) П-120 «Малахит», комплекс противолодочного управляемого ракетного оружия (ПЛРК) «Метель» с твердотопливной телеуправляемой крылатой ракетой 84Р (боевая часть – самонаводящаяся противолодочная торпеда АТ-2У), зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300 «Форт» (аналог сухопутной «трехсотки»), 130-мм универсальные и 30-мм скорострельные артустановки, 533-мм торпедные аппараты (ТА) и реактивные бомбометы (РБУ). Плюс два вертолета.

Эскизное проектирование корабля закончили в 1969 году, но 25 мая 1971 года в истории будущих ракетных крейсеров типа «Киров» следует новый поворот. Согласно новому постановлению, проект 1144 «Орлан» объединили с разрабатывавшимся одновременно проектом 1165 «Фугас» – атомным ракетным крейсером, имевшим основным предназначением борьбу с авианосными и корабельными ударными группами противника (основное вооружение корабля должны были составить сначала 48 ракет

П-120, а затем – 32 ракеты П-700 «Гранит»). При этом атомный БПК, которому теперь придавались ударные функции, стал отныне атомным противолодочным крейсером, а позже, в 1977 году, его перевели в новый класс – тяжелый атомный ракетный крейсер.

АТОМНЫЙ ЛЕВИАФАН

Разработка «объединенного» проекта осталась за Северным ПКБ, техническое проектирование завершилось в 1972 году, а 26 марта следующего года на Балтийском заводе в Ленинграде заложили головной корабль серии – «Киров». В новой роли крейсер предназначался для нанесения ударов по корабельным группировкам противника (в первую очередь – по авианосным группам и соединениям); поиска, слежения и уничтожения подлодок, а также обеспечения зональной ПВО своих сил.

Создание такого крупного надводного корабля сразу вызвало массу проблем, что неудивительно. Промышленности предстояло строить не просто большие корабли, а настоящие «ракетные линкоры», стандартное водоизмещение которых превышало 24 тыс. т, а наибольшая длина корпуса достигала 251 м. Для сравнения – максимальная длина линкора «Ямато» составляла 263 м (правда, по водоизмещению японский гигант был в два с лишним раза больше).

Для серийной постройки крейсеров проекта 1144 на Балтийском судостроительном заводе пришлось специально формировать поточную линию первичной обработки листовой стали и линию плазменной резки листов бронестали и толстых листов нержавеющей стали для баков железоводной защиты, требовавших получения особой чистоты поверхности и кромок. В общей сложности только для корпуса «Кирова» необходимо было собрать и сварить свыше 300 объемных секций, ряд из них – по 80 т.

Создавать специально для «Орлана» пришлось и атомную энергоустановку. Разработчики применили блочную схему компоновки, позволившую уменьшить габариты АЭУ и улучшившую ее эксплуатационные параметры, тогда как автоматическая система расхолаживания была способна заглушить реактор даже в случае опрокидывания корабля.

Важной особенностью главной энергоустановки крейсеров типа «Киров» стало то, что наряду с атомной имелась и резервная энергоустановка – на базе двух паровых котлов. Участники тех событий утверждают, что на одном из совещаний по вопросам разработки крейсера проекта 1144 тогдашний Главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков спросил собравшихся: «А вы представляете, что будет, если в каком-нибудь Южно-Китайском море «полетят» сразу оба ядерных реактора? Какой это будет удар по престижу советского флота?» Результатом совещания и стало решение установить на крейсер резервную неядерную энергоустановку, способную обеспечить ему ход 17 узлов.

В проекте был реализован и еще целый ряд новых и нетрадиционных конструктивных решений. Впервые в практике отечественного кораблестроения большая часть комплексов оружия была выполнена в закрытом исполнении – их элементы размещались в подпалубных помещениях. В первую очередь это ПКРК «Гранит» и ЗРК С-300Ф, имевшие соответственно 20 подпалубных ненаводящихся ПУ контейнерного типа для сверхзвуковых ракет 3М45 и 12 подпалубных ПУ по восемь готовых к пуску ракет в каждом «барабане» с общим боезапасом 96 ракет 5В55РМ. Да и комплекс «Метель» с одной сдвоенной наводящейся ПУ контейнерного типа был доработан в специальном исполнении – боекомплект из 10 ПЛУР размещался в горизонтальной установке револьверного типа и был убран под палубу полубака.

Кроме того, головной корабль получил ЗРК «Оса-МА» (две двухбалочные наводящиеся палубные ПУ, 40 ракет 9М33), две одноствольные 100-мм артустановки АК-100 (1200 выстрелов), 8 шестиствольных 30-мм артустановок АК-630М (48 тыс. выстрелов), два пятитрубных 533-мм ТА (размещались на второй палубе, стрельба велась через бортовые лацпорты, закрытые в походном положении; боезапас – 10 торпед СЭТ-65 или 53-65К), одна 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000 (72 реактивные глубинные бомбы) и две шестиствольные 305-мм РБУ-1000 (48 РГБ), а также три вертолета постоянного базирования, различные средства РЭБ и пр.

ЯДЕРНАЯ ТРОИЦА

В последующем «Орланы» строились по усовершенствованному проекту 11442, в том же корпусе и практически с теми же корабельными механизмами, но с иным составом вооружения. В его состав постепенно включили новейшие ЗРК «Кинжал» с подпалубными ПУ вертикального пуска (четыре восьмиракетных «барабана»), зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» (шесть боевых модулей), комплекс АК-130-МР-184 с двухствольной 130-мм артустановкой, а также ПЛРК «Водопад-НК» с ракето-торпедами, применяемыми наряду с обычными торпедами из 533-мм ТА или ракето-торпедных пусковых установок (общий боезапас ПЛУР и торпед довели до 30 штук), а также комплекс противоторпедной и противолодочной защиты РКПТЗ-1 «Удав-1» с двумя 10-ствольными 300-мм ПУ (120 РГБ).

Последний крейсер, «Петр Великий», получил еще и один комплекс

С-300ФМ «Форт-М», отличающийся расширенными зонами поражения по дальности, высоте и нижней границе, а также возросшей возможностью перехвата высокоскоростных целей, в том числе баллистических ракет, и увеличенной канальностью по цели и по ракете.

Считается, что «Киров» и его систер-шипы должны были использоваться в качестве ядра для формирования корабельных поисково-ударных групп либо же создавать костяк сил охранения авианосных групп, формируемых на базе атомных авианосцев типа «Ульяновск». В состав этих групп также мог бы входить и атомный разведывательный корабль типа «Урал» с системой «Коралл».

Впрочем, до распада Советского Союза удалось построить только три «Орлана» – четвертый вошел в боевой состав флота лишь в 1998 году. Атомный БРЗК «Урал» давно уже ржавеет на Дальнем Востоке – в сентябре с.г. объявлен тендер на его утилизацию стоимостью около 1,2 млрд руб. Что же касается атомного авианосца «Ульяновск», то его в 1992 году, «в младенческом возрасте» убили охочие до легких денег украинские судостроители (обещанных заказов они, кстати, тогда так и не получили).

ВОСХИЩЕНИЕ

В период достройки на Балтийском заводе последнего из ракетных крейсеров проекта 1144, «Петра Великого», автор этого материала был курсантом ВВМУ им. М.В. Фрунзе. На время визитов в Северную столицу боевых кораблей зарубежных флотов от нашего училища назначались офицеры связи. Один из таких офицеров, находившийся в октябре 1994 года на борту эсминца УРО «Глазго», ветерана боев за Фолкленды, сопровождавшего королевскую яхту «Британия» во время ее захода в Санкт-Петербург (яхта и эсминец обеспечивали государственный визит в Россию королевы Елизаветы II), рассказал о следующем примечательном эпизоде.

Во время прохода эсминца мимо стоявшего у достроечной набережной завода «Петра Великого» один из британских офицеров обратился к российскому коллеге:

– Вы же говорите, что в российском флоте нет линкоров…

– Да. Сейчас нет, – не совсем понимая суть вопроса, ответил наш офицер.

– А это что тогда такое? – с некоторой долей сарказма парировал британец, указывая на проплывающий мимо гигантский корабль.

– Это? Это ракетный крейсер.

– Крейсер?! – настала очередь удивляться офицеру флота ее величества. – Каким же тогда у вас был бы линкор?..

А что вы, собственно, хотели? Обычная военно-морская справедливость: у кого-то есть атомные авианосцы, а у нас – их убийцы. И тоже атомные.

ФИНАЛ

Создание крейсеров проекта 1144 явилось не только и не столько ответом на вызов, брошенный США, как это было в случае с другими советскими военными программами, сколько объективной необходимостью. Как тогда казалось, отечественному ВМФ остро требовался корабль, способный неограниченное время – в пределах, конечно, своей автономности – осуществлять поиск, обнаружение и слежение за вражескими ПЛАРБ в любых районах Мирового океана, а также обладающий достаточным боевым потенциалом для уничтожения крупных отрядов боевых кораблей и авианосных групп потенциального противника.

Причем в конечном счете «Орлан» из узкоспециализированного корабля трансформировался в многоцелевой, став, по существу, первым отечественным кораблем, способным одинаково эффективно решать задачи борьбы с подлодками, надводными кораблями и средствами воздушного нападения противника. Государственной премии за проект 1144 были удостоены сразу пять конструкторов Северного ПКБ, не обошли высокие награды и первого командира корабля, и многих принимавших участие в его испытаниях моряков, и представителей промышленности.

С другой стороны, атомные крейсеры типа «Киров» стали лебединой песней советского кораблестроения, финальным аккордом «доктрины гигантов». Серьезно подзатянувшаяся программа пала жертвой самых суровых и бескомпромиссных судей – времени и научно-технического прогресса, не оставившего в военных флотах мира места для огромных линкороподобных «белых слонов» (пример из-за океана – гибель проекта 500-ракетного «корабля-арсенала»). В итоге, как это ни печально сознавать, сегодня место для «Орлана» осталось, пожалуй, только в музее.

Причем слова о музее отнюдь не «шутка юмора». В целях патриотического воспитания молодого поколения и сохранения памяти о целой эпохе – эпохе советского океанского ракетно-ядерного флота – нам, как представляется, обязательно необходимо сохранить один из ее знаковых кораблей в качестве главного корабля-музея России. Так, как это сделано, к примеру, в США с несколькими крупными боевыми кораблями, включая авианосцы, или во Франции, где на бессрочную вахту заступил стратегический ракетоносец «Редутабль». Претендентов на такой мегамузей у нас сегодня осталось всего два – либо крейсер проекта 1144, либо подводный ракетоносец проекта 941.
Автор: Владимир Щербаков
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/armament/2014-10-31/9_orlan.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. ImperialKolorad 12 ноября 2014 08:38
    Несомненно красавцы, но стоимость просто зашкаливает.
    1. jayich 12 ноября 2014 10:14
      В вопросах обороны страны стоимость не есть самый главный параметр. Пожалуй самые красивые корабли со времён 2МВ.
    2. Комментарий был удален.
  2. Severomor 12 ноября 2014 09:40
    С другой стороны, атомные крейсеры типа «Киров» стали лебединой песней советского кораблестроения, финальным аккордом «доктрины гигантов».

    Нет нормальной инфраструктуры, не будет океанского флота. Причалы, буксиры, доки и др. всё должно строиться пропорционально. Мало построить большой корабль. "Киев" стоял на бочке, жег мазут, теперь отель...., но это другая история.
    1. saturn.mmm 12 ноября 2014 13:27
      Цитата: Severomor
      Нет нормальной инфраструктуры, не будет океанского флота.

      Да ладно, Петр в составе СФ, Нахимов на модернизации, будет еще лет 30-40 на службе, Лазарева тоже решили модернизировать, разрежут только первый который Киров, Атлантов тоже ждет модернизация, да и окончательного решения нет по Акулам. Нахимов ждал модернизации с 1999 года, дождался.
  3. nvn_co 12 ноября 2014 10:42
    Труд, жизнь, мечты и цели стольких людей... Целая эпоха! Как подумаешь - аж мурашки по спине бегут. Сколько все таки сделали наши деды... А мы? Красывые корабли, безпороно красивые, с любовью сделаны!
  4. Комментарий был удален.
  5. Алексaндр 12 ноября 2014 14:40
    Цитата: ImperialKolorad
    Несомненно красавцы, но стоимость просто зашкаливает.


    Не хотите кормить свою армию, будете кормить чужую!
    Алексaндр
  6. Severomor 12 ноября 2014 15:09
    Цитата: saturn.mmm
    Да ладно,.......... Нахимов ждал модернизации с 1999 года, дождался.

    Вот и ладно, сами же и ответили
  7. ТЕХНАРЬ 12 ноября 2014 15:42
    31 октября 1984 года вступил в строй второй корабль серии — ТАРК «Фрунзе» (с 1992 года — «Адмирал Лазарев»). Ниодного видео.Видать крындец крейсеру......
    ТЕХНАРЬ
  8. Монаx 12 ноября 2014 16:02
    Один ракетный крейсер - либо в Балтике, либо в Атлантике, либо на Средиземном море и вся Гейропа под прицелом/контролем. Разве это плохо?
    1. Name-SBB-409 5 декабря 2014 00:49
      Ага, держать ТАРК в закрытом море, или в Атлантике - верх гениальности диванных стратегов.
      Подумал бы, прежде чем бред писать.
      Name-SBB-409
  9. МорякЧФ 12 ноября 2014 16:07
    Эх если бы не распад СССР,представляю какой у нас был бы ФЛОТ!
  10. макс702 12 ноября 2014 16:15
    Стоимасть оно конечно да, но ничего что он в случае чего сог помножить на ноль любую авианесущую группировку противника? Сколько там будет общая стоимость кораблей? Само сабо при условии применения спецБЧ.. Да и прикрыв собой АПЛ от у дара и дав им время для пуска ракет он полностью выполнял возложенную на него задачу..Эх рановато перестройка началась , не хватило каких то 5-10 лет...
  11. Gomunkul 12 ноября 2014 16:25
    С другой стороны, атомные крейсеры типа «Киров» стали лебединой песней советского кораблестроения, финальным аккордом «доктрины гигантов».
    С этим выводом автора не соглашусь, не нужно рассматривать Орланы как не что обособленное, нужно рассматривать их как пазл в общей картине военной доктрины СССР. И
    тогдашний Главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков
    (царствие ему небесное) был великим стратегом, в ответ на американские базы наземного базирования СССР создавал океанский флот, и благодаря флоту достигался паритет между США и СССР. hi
  12. Trapper7 12 ноября 2014 18:43
    Меня что-то смущает увеличившееся в последнее время количество публикаций о "вредности" крупных боевых кораблей. Расскажите об этом американцам, а то они что-то продолжают свои авианосцы строить.
    А вообще ситуацию очень "послецусимскую" напоминает. Тогда тоже многие хотели оставить России только флот береговой обороны. Только единственная выгода из этого видна для морских наций - Англии, США, Японии, и уж никак не для России.
    ИМХО
    1. Dart2027 12 ноября 2014 19:47
      Цитата: Trapper7
      величившееся в последнее время количество публикаций о "вредности" крупных боевых кораблей

      Значит правильной дорогой идём.
  13. григорич 77 12 ноября 2014 20:34
    я проходил практику на петре в 1996 году ,великолепный корабль но апл мне больше по вкусу
    григорич 77
  14. Gans1234 12 ноября 2014 23:32
    Стоило написать и выложить на сайт одну небольшую новость об Орлане, как посыпались статьи о нем.
    А в комментариях баталии посерьезнее морских реальных сражений)
    Кто ж знал, что так живо на него реагируют))))
    Надо еще написать - хочу еще новых статей и сражений)))

    П.с: А Орлану БЫТЬ !!)
  15. seregatim86 13 ноября 2014 23:11
    Проект ремонта с модернизацией "Орланов" делает их очень даже актуальными в наш век высоких технологий и т.д. И в этом свете они ещё покажут "кузькину мать" нечего их в музей превращать, для поднятия патриотизма и охлаждения пыла недругов боевые "Орланы" куда как более пригодны.
    seregatim86
  16. aov89051612380 13 ноября 2014 23:48
    Бог в помощь.
    Чтоб все что задумывают получилось.
  17. Hitrovan07 15 ноября 2014 08:36
    Жаль не все Орланы будут модернизировать.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня