Вторая жизнь БРДМ. Разведчики на «гражданке». Часть первая

За свои исключительные качества они завоевали огромную популярность среди охотников и рыболовов, у любителей экстремального вождения и просто у тех, кто хочет забраться в самые непроходимые дебри в погоне за хорошей порцией адреналина.
Этот обзор я решил посвятить гражданским версиям БРДМ-2.
Оказалось, что в Интернете многие владельцы БРДМ выложили более или менее детальные фотоотчёты и описания переделок, которые были произведены для того, чтобы их “боевые кони” обрели гражданский комфорт и соответствовали их специфическим требованиям. Ведь покупают их под конкретные нужды, будь то экстремальная экспедиция, охота или рыбалка, весёлые “покатушки”, перевозка VIP-пассажиров или особо ценных грузов.
Я узнал, что переделкой и доводкой БРДМ занимаются по-разному: как энтузиасты в индивидуальном порядке, так и кампании — “мелкими сериями”. Это может происходить в частном гараже, в котором пара мужиков со светлыми головами и с прямыми руками создадут “шушпанцер”, на котором сами же и поедут охотиться или рыбачить. А может, этим займётся специализированное предприятие и тюнинговое ателье, выполняя заказ состоятельного мужчины, у которого есть всё, но хочется ещё чего-нибудь.
От количества переделок, их технического оснащения, их функциональности и от того, кто этим занимался, команда энтузиастов или специализированная мастерская, зависит цена на ту или иную машину.
Перебрав много информации, я скомпоновал выложенные обзоры и фотографии самых интересных, на мой взгляд, образцов и предлагаю результат вам, уважаемые читатели. Прошу прощения, если забыл кого-то упомянуть или наоборот, перестарался и раскрыл чьё-то инкогнито. Все материалы (фото, видео и тексты), используемые в этом обзоре, взяты из открытых источников. Ссылки на источники, из которых позаимствованы данные материалы, приведены в конце статьи.
Я оставил за собой право производить сокращения или стилистические изменения текста, не затрагивающие содержательной стороны статьи, без согласования с автором (авторами).
БРДМ — моя вторая машина!
Вадим Амосов, г. Симферополь.
Идея купить БРДМ появилась случайно, в бане. Как-то в субботней бане, в сентябре 2009 г., один мой товарищ спросил:
— Вадик, ты не хочешь купить БРДМ? Есть такая возможность.
— А что это? — спросил я.
— Сложно объяснить, — ответил Адмирал. — Набери в Интернете, в поисковике, "БРДМ-2", все увидишь…
С этого момента и начались бессонные ночи с мыслями о покупке этого "чуда техники". Прямо заболел им! И, главное, не знаю, зачем он мне — я же не охотник и не кладоискатель! Просто хочу, и все!
Оформление документов длилось 2 месяца. За это время успел съездить в воинскую часть, выбрать свой автомобиль. 24 декабря поставили его на КамАЗ и погнали на Крым. Естественно, перед этим сняли башню с вооружением, прибор ночного видения, бронелисты, прикрывающие лобовые окна и всю внутрянку: рации, химоборудование, триплексы и т. д. (Потом я всё нужное из этих бебихов там же и купил, кроме башни.) На месте скинули краном, поставили аккумуляторы, завели "с полтыка" и своим ходом заехали в гараж.
Представляете, на спидометре 1250 км, да и те, наверное, накрученные. 34 года простоял на улице, под дождем и снегом, а завелся и поехал! Гордость за технику из СССР!
Несколько дней покатались, потом загнали в бокс и четыре месяца резали его, "варили", сдирали всю краску, красили. В итоге получилось именно то, что я хотел.
Хотел частично использовать его в коммерческих целях, потом передумал. Катаемся с друзьями по горам и плаваем по озерам.
Поставил на учет в Гостехнадзоре как энергетический модуль сельхозназначения. Купил права тракториста. Техосмотр, страховка — всё как положено!
Выкладываю фотки "перевоплощения"…
Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо всем, кто участвовал в этом проекте!
Покраска БРДМ оказалась одной из самых сложных и кропотливых работ.
Паша (на сайте — grivna22) молодец, только утомил некоторых "соучастников": работает исключительно по ночам!
Вездеход БРДМ (S 5.5 VIP-класса).
Михаил. Других данных не удалось найти.
(Эта машина имеет сходство с фото, что выложены на сайте НП “Экопроф”. — Прим.).

“На тюнинг ушло более трех лет, куча денег и некомпенсируемое количество нервных клеток. Но над имиджем еще стоит поработать", — рассуждает Михаил.
Краткое описание:
Вездеход БРДМ (S 5.5 VIP-класса).
Единственный экземпляр, полностью ручная сборка.
Скорость по шоссе до 120 км/ч, на воде до 12 км/ч.
Двигатель V-8 5.5 форсированный.
Бронированный корпус, цвет черно-зеленый перламутр-«хамелеон».
Машина оборудована станцией спутниковой системы связи, кондиционером, теле-аудио аппаратурой, эхолотом, мощным верхним прожектором, прибором ночного видения, стробоскопами, GPS-навигацией, кожаным салоном и пр. «фигней».
Силовая установка:
Мотор спецназначения ЗМЗ-41.
Карбюраторный, бензиновый, 8-цилиндровый двигатель с V-образным расположением цилиндров под углом 90 градусов, высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми впускными каналами.
Ном. мощность 140 л.с. при частоте вращения коленвала 3200 об.
Макс. крутящий момент 353 Н.м. при частоте вращения коленвала 2000-2500 об.
Минимальный удельный расход топлива 333(245) г/кВт.ч (г/л.с.ч.)
Диаметр цилиндра х ход поршня, 100х88 мм.
Масса: 271 кг.
Топливо: АИ-76.
Степень сжатия: 6,7.
Все началось с того, что однажды Михаил увидел БДР проезжающую мимо машину. Увидел и пришел в полный восторг — вот что нужно настоящему мужчине! Узнав от военных все, что они знали о машине, Михаил загорелся идеей приобрести такую же и скоро обнаружил, что это вполне возможно — хватило бы денег. Хватило!
Единственным условием было отсутствие башни с вооружением. Бронезащита, непревзойденная проходимость, умение плавать и, конечно, военная прочность. Уж что-что, а военную технику у нас делать умеют.

Позже появилась идея переделать все, что только возможно, и, в конце концов, затмить Hummer. Энтузиазм подогревала мысль, что автомобиль этот — отечественный.
Работа предстояла колоссальная. Машину пришлось разобрать догола. Представьте себе, что это значит: машина огромная, родной сборки да еще с начинкой, малознакомой “гражданским” механикам. Но и этот этап не был самым сложным. Впереди была переделка агрегатов, изменение внешности, переоборудование кабины…

Корпус машины зачистили до голого металла и перекрасили. Сочетая при этом старую, многослойную технологию покраски с промежуточной полировкой и лучшие современные материалы. Нынешний цвет машины владелец называет “черно-зеленый перламутр-хамелеон”. Краска и правда интересная: на вид и на ощупь похожа на порошковую эмаль.

Некоторые элементы корпуса и кабины оформлены профнастилом — из рифленого алюминиевого листа. Это не только украшает машину, но и делает ее удобней и безопасней. Например, рифленка на носу корпуса позволит не поскользнуться в мокрой обуви или босиком. Алюминий не просто приклепан к корпусу, он посажен на эпоксидный двухкомпонентный клей UHU Plus Endfest 300 с невероятной прочностью соединения.
А клепки — так, для красоты. Ну, и дополнительная страховка заодно.

Штатные фары, размещенные на носу, по мнению хозяина машины, светили плохо. Выход нашелся простой: повесили шесть одинаковых фар вместо четырех. Корпуса отхромировали, стекло защитили хромированной же решеткой.

В дополнение поставили все необходимые световые приборы — поворотники, габаритные огни. Сверху на броню установили громадный прожектор-искатель и прибор ночного видения.

С обзорностью у армейской машины беда. Чтобы упростить жизнь водителю, с передних стекол сняли бронелисты, по бокам кабины пристроили огромные сферические зеркала, а на запаску, стоящую в корме — над тоннелем водометного двигателя, — приспособили камеру заднего вида на поворотном кронштейне (проектировщики, видимо, не предполагали отступления, так что без нее задним ходом двигаться просто невозможно). Угол обзора позволяет получить на мониторе в кабине отличную картинку. Установлен эхолот.
БРДМ сварен целиком из броневых листов и может плавать, а значит, и рельеф дна с подводными обитателями неплохо бы видеть в деталях.
Кстати, о запаске. По большому счету, это просто бутафория, ведь компрессор центральной подкачки колес позволяет каждому баллону выдерживать до семи пулевых пробоин, не говоря уже о гвоздях.
Да и снять-поставить такое колесо сможет далеко не каждый.
Уточним этот момент. На первый взгляд кажется, что машина четырехколесная, но — присмотритесь! Между каждой парой по борту размещается еще два колеса — поменьше.

Здесь стоят пневматические авиационные шины, накачанные до 5,5-6,0 атм. Обычно они находятся в походном положении — поджаты под «брюхо». Но их можно выпустить, включив гидропривод, и тогда БРДМ станет четырехосным. А?! По проходимости ему разве что с танком тягаться, что уж тут говорить о всяких там Land Rover или даже Hummer. Также в стандартное оснащение БРДМ входит 4-тонная лебедка с 30-метровым тросом.
Шестиместная кабина по-яхтенному роскошна — отделана дорогой, приятнейшей на ощупь кожей «валютного» цвета, ковровым покрытием такого же оттенка, панелями из лакированного африканского дуба. Тут есть все, о чем только можно мечтать: система спутниковой связи, система пожаротушения, видео- и аудио оборудование, эхолот, прибор ночного видения, GPS-навигация, бар, холодильник, перископ и прочая и прочая.
О мелочах вроде кондиционера и говорить не стоит.

Снова поражает внимание исполнителей к мелочам: например, замок люка, ведущего в моторный отсек, не абы какой, а марки Mul-T-Lock. Конечно же, хромированный.

Теперь снова немного о моторном отсеке. Карбюраторный V8 объемом 5,5 литра, форсирован до 132 кВт (180 л. с.). Штатный ЗМЗ-41 развивает 140 л. с. при 3200 об/мин. Крутящий момент составляет 353 Н.м в диапазоне 2000-2500 об/мин. Конечно, прибавка в 40 сил для такого мотора не бог весть что, однако автомобиль способен честно держать скорость 120 км/ч на шоссе и до 12 км/ч на воде. Куда больше?!
Стоит еще учесть зверский аппетит «восьмерки». Правда, емкость топливных баков тоже не назовешь скромной, и считается, что запас хода на одной заправке — 750 км. Тюнинговый БРДМ жрет бензин примерно так же, как и стандартный: вес дополнительного оборудования компенсирует отсутствие башни.

Видевшие обычный БРДМ подтвердят — голос устрашающий. У “люксового” звук можно назвать приятным — мягче работает двигатель, да и глушители тюнинговые, марки Ultima. Извольте убедиться — стоят на своих местах над двигателем, рядом с крюками для буксировки по воде.

На то, чтобы соединить достижения нашего ВПК и "их" тюнинга, ушло более трех лет, куча денег и некомпенсируемое количество нервных клеток. Сказать, что владелец совсем недоволен результатом, нельзя. "Над имиджем еще стоит поработать, — рассуждает Михаил. — Что-то шовинистическое в БРДМ еще осталось”. На ум как-то сами по себе приходят слова Михаила Жванецкого из монолога "Броня моя":
Продолжение следует…
По материалам сайтов:
http://media.club4x4.ru
http://forum.guns.ru
http://abunda.ru
http://vezdehodlab.ru
http://www.drive2.ru
http://www.btvt.com.ua
http://бомба.com
http://www.borshec.ru
http://auto.newsru.com
http://www.ridus.ru
http://www.cherinfo.ru
http://poligon-mc.com
http://www.hint4.me
http://pinzgauer-rus.ru
http://pinzgauer.spb.ru
Информация