Создание боевого пространства: боевые инженерные машины 21 века


Создание боевого пространства: боевые инженерные машины 21 века

Немецкая машина Wisent 2 поддержки танков Leopard от компании FFG может быть переделана из оригинальной БРЭМ в более специализированную боевую инженерную машину CEV менее чем за 24 часа


Тяжелые бронированные инженерные машины за прошедшее десятилетие доказали свое значение на асимметричном поле боя и новое поколение специализированных машин в настоящее время поступает на вооружение

До недавнего времени боевые инженерные машины CEV (combat engineer vehicles), или как их еще называют бронированные инженерные машины AEV (armoured engineer vehicles), в основном базировались на шасси основных боевых танков (ОБТ).

Очевидно, что с финансовой точки зрения имеет смысл получать выгоду от устаревших платформ, переделывая их под значительно менее уязвимые инженерные задачи, сосредоточившись на их корпусе, силовой установке и ходовой части. Впрочем, такие устаревшие машины часто не имеют достаточной подвижности для работы с более современными маневренными подразделениями и сегодня существует тенденция по разработке CEV с таким же уровнем подвижности и защиты как у современных ОБТ для того, чтобы гарантировать возможность совместной работы бок о бок в передовом районе.

Некоторые из них – это новые, специализированные машины, например машина разграждения Trojan от компании BAE Systems Global Combat Systems, член семейства инженерных танков, стоящая на вооружении инженерных войск Великобритании. Машины Trojan используют ходовые компоненты от ОБТ Challenger 2 и имеют схожую подвижность и унифицированность, но в основном являются узкоспециализированными машинами.

Впрочем, большая часть последних проектов CEV базируется скорее не на устаревших, а на излишках ОБТ, которые были переделаны под новые задачи. Это, конечно же, более экономически эффективное решение по сравнению с созданием совершенно новых CEV, ведь на разработку и постановку их на вооружение уйдут годы.

К примерам переделанных CEV можно отнести Wisent 2 от Flensburger Fahrzeugbau (FFG's), тяжелую машину разграждения Heavy Mine Breaching Vehicle (HMBV) от Patria Land Systems и Kodiak от Rheinmetall Landsysteme-RUAG Defence, все они базируются на излишках танка Leopard 2. А вот на другой стороне Атлантики успешно зарекомендовала себя штурмовая машина разграждения Assault Breacher Vehicle (ABV) корпуса морской пехоты, базирующаяся на шасси M1A1 (другое обозначение Shredder); в настоящее время к этой программе присоединилась американская армия. Пехотинцы заказали 45 систем, а армия позже заказала еще 187 систем.

Все эти машины были переделаны и дополнены устройствами для расчистки препятствий, подготовки огневых позиций и выполнения различных, ограничивающих подвижность задач. Поэтому, как правило, они оборудуются передним бульдозерным отвалом, лебедкой с гидроприводом и универсальной крановой установкой. Некоторые машины, например Trojan и ABV, развернутые в Афганистане, могут также оборудоваться противоминными плугами или катками, часто использующимися в сочетании с реактивной системой разминирования. Для очень опасных операций некоторые CEV оборудованы дистанционным управлением, чтобы не подвергать опасности экипаж машины.

Тем не менее, большинство этих новейших CEV имеют более высокий уровень защиты от мин и РПГ по сравнению с предшественниками, а некоторые также оборудованы взрывозащищенными сиденьями. Несмотря на это, во всех проектах летальность принесена в жертву «полезности», башни заменили боевые модули или турельные установки с 7,62-мм или 12,7-мм пулеметом или гранатометом. Пассивное оборудование ночного видения в настоящее время стандартно устанавливается на большинстве CEV, также как и системы защиты от ОМП и кондиционирования воздуха, объединенные в один блок, что позволяет развертывать машины по всему миру. Как можно было ожидать, оборудование и задачи немного отличаются для каждой страны.



HMBV от Patria Land Systems оборудована передним противоминным плугом FWMP от Pearson Engineering; на фото он в поднятом положении

Машины на базе Leopard

ОБТ Leopard 2 зарекомендовал себя одним из самых популярных и широко распространенных танков за последние годы, и не в последнюю очередь благодаря излишкам на европейских складах которые постепенно «перетекли» в армии многих стран. Тем не менее, до сих пор в наличии имеется большое количество, и в настоящее время эти машины модернизируются в различные инженерные и другие машины обеспечения.

Одной из заметных в инженерной сфере является машина обеспечения Wisent 2, показанная немецкой компанией FFG в 2010 году. Одной из заслуживающих внимания особенностей конструкции является то, что машина может переделываться из конфигурации разграждения в БРЭМ и обратно за 24 часа.

Машина Wisent 2 получена за счет разборки части корпуса Leopard 2 и установки впереди слева новой, цельносварной надстройки из броневой стали с пространством для размещения экипажа из двух или трех человек.

В конфигурации CEV впереди устанавливается бульдозерный отвал с гидроприводом шириной 3,54 метра или 4,04 метра, также установлены две лебедки и крановая установка грузоподъемностью 32 тонны. Машина оборудована дополнительной противоминной и баллистической защитой, установлена вспомогательная силовая установка. При выполнении ремонтных работ в полевых условиях (например, замена двигателя) на кормовой платформе можно поместить силовую установку ОБТ Leopard 2.

При переоборудовании в конфигурацию AEV кран заменяется гидравлической стрелой типа «ножницы» с ковшом, который может быть заменен шнековым буром или оборудованием для разрезания бетона. Вместо бульдозерного отвала может быть установлено оборудование, оптимизированное для инженерных задач: полноширинные плуги Full Width Mineplough (FWMP) или Track Width Mine Plough (TWMP) от компании Pearson и система маркировки проходов. В качестве альтернативы на машину можно установить катковый минный трал.

Конечно, Wisent пока не имеет хороших позиций на рынке машин CEV на базе ОБТ Leopard 2. Совместное предприятие Kodiak компаний Rheinmetall Landsysteme и RUAG Defence получило заказы из Нидерландов (10), Швеции (6) и первого заказчика Швейцарии (12).

Kodiak отличается от Wisent тем, что сохранено прежнее расположение места водителя как в ОБТ и установлена новая состоящая из двух частей цельносварная бронированная надстройка в передней части шасси для двух других членов экипажа.

Отделение экипажа у Kodiak разделено поворотной гидравлической крановой установкой с шарнирно-сочлененной стрелой обычно оснащаемой ковшом, который может быть заменен захватным устройством или гидравлическим молотом. Как на большинстве его конкурентов на Kodiak установлен сошник-бульдозер с гидроприводом, который быстро может быть заменен кирковщиком для вскрытия дорожной поверхности или универсальной комбинацией FWMP и системы маркировки от Pearson. Также на машине установлены две 9-тонные гидравлические лебедки Rotzler.

На машину можно установить комплект усиленного бронирования, типичное вооружение представляет собой дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-мм пулеметом M2 HB плюс группы 76-мм гранат.

Финская армия является основным оператором танка Leopard 2; ее парк составляет 124 ОБТ Leopard 2A4 из излишков немецкой армии, и в настоящее время на вооружении стоят две специализированные машины поддержки на базе Leopard 2: HMBV и бронированный мостоукладчик Armoured Vehicle-Launched Bridge.

Вариант HMBV был разработан компанией Patria Land Systems, шесть машин были поставлены в финскую армию в 2008 году. Командир и механик сидят в новой защищенной надстройке установленной на месте башни, имеется пространство для еще одного члена экипажа в корпусе, но при этом место водителя осталось прежним, впереди слева. Ситуационная осведомленность экипажа под броней дополняется комплектом камер переднего обзора и пассивным оборудованием ночного видения.

Машина имеет полный комплект оборудования для разминирования от Pearson Engineering, включая минный плуг FWMP или Surface Mine Plough, устанавливаемые впереди и управляемые водителем. Эти плуги могут быть заменены бульдозерным отвалом Combat Dozer Blade для расчистки препятствий на поле боя или для оборудования огневых позиций и площадок для наведения мостов. Система маркировки проходов от Pearson находится в корме машины, она устанавливает маркировочные флажки для идущих следом машин.

С целью повышения живучести экипажа при подрыве машины установлено дополнительное днище и что необычно, все сиденья экипажа прикреплены в основном к крыше, а не к днищу.

Как «диктуют» традиции, вооружение машины служит для самообороны; российский 12,7-мм пулемет установлен справа от надстройки, плюс в общей сложности 16 пусковых установок 76-мм гранат с электроспуском.

На кормовой платформе над двигателем установлены большие контейнеры для возимого дополнительного инженерного оборудования. В компании Patria заявляют, что машина HMBV может быть модернизирована с целью установки новых систем разграждения и самообороны, например дупликатора магнитных сигналов, минных катков и дистанционно управляемого боевого модуля.

Израиль

Израильский боевой опыт не только преподал тяжелые уроки, но также способствовал формированию четких требований к специализированным инженерным машинам; на большинство ОБТ должны устанавливаться бульдозерный отвал или минные катки. Эти уроки также были учтены экипажами танков, которые воевали в Ираке и Афганистане и регулярно использовали их в качестве импровизированных машин для расчистки препятствий и проделывания проломов.

Как результат, ОБТ Merkava израильской армии могут также использоваться для земляных работ и расчистки препятствий. Впрочем, ее специализированный инженерный парк базируется на модифицированном ОБТ Centurion, у которого башня заменена приподнятой надстройкой для увеличения внутреннего объема и размещения восьми инженерных специалистов.

На эту машину под названием Puma может устанавливаться впереди корпуса либо плужная, либо катковая система разминирования. Некоторые машины были оборудованы системой разминирования Carpet от Rafael Advanced Defense Systems, но она не является стандартным компонентом. Пусковая установка Carpet устанавливается в корме и вмещает 20 ракет, несущих заряд воздушно-топливной смеси.



Puma CEV с поднятой крышей и катковой системой разминирования впереди и системой проделывания проходов Carpet в кормовой части

Стоит отметить и знаменитый бульдозер D9 производства американской компании Caterpillar. Израильтяне доработали его и новая модификация получила обозначение D9R. Промышленный гусеничный трактор D9R (такова его мирная ипостась) является самым современным бронированным бульдозером, находящимся на вооружении армии Израиля. Этот бульдозер массой в 71.5 тонн приводится в движение двигателем в 474 л.с. Экипаж состоит из двух человек — водителя и командира.




Израильский бульдозер D9

Эти бульдозеры кроме землеройных и строительных работ также нашли себе применение в другой грязной и очень опасной работе — разминирование фугасных мин и СВУ (Самодельное взрывное устройство). Бульдозеры оказались очень неплохи в этой работе — их броня делает их почти неуязвимыми для взрывчатки (один бульдозер выжил после взрыва заряда мощностью в 500 кг в тротиловом эквиваленте). Для более опасной работы Армия Обороны Израиля получила бульдозеры с дистанционным управлением (D9N), получившие название Raam HaShachar (расветный гром). Израильские бронированные бульдозеры оказались настолько эффективными, что морская пехота США закупила несколько комплектов брони для своих D9 и использовала их в Ираке.







Российская боевая инженерная машина ИМР-2M с поднятым отвалом, телескопической стрелой в походном положении и плужной системой разминирования KMT-8, установленной впереди машины



На снимке турецкая машина AEV на базе M48 с поднятой шноркельной трубой для преодоления водных препятствий и поднятой крановой стрелой с ковшом с правой стороны шасси

Россия

Российская армия всегда делала значительный упор на все аспекты оснащения инженерных войск и поэтому промышленность разработала несколько поколений машин CEV (местное название ИМР – инженерная машина разграждения) на базе модифицированных корпусов ОБТ.

Первая ИМР базировалась на шасси танков T-54/T-55, но для моделей ИМР-2 и ИМР-3 используется новейшее шасси T-90. ИМР-3М производится на предприятии Уралвагонзавод. Представляет собой достаточно совершенную инженерную машину разграждения для производства работ на грунтах I—IV категорий. ИМР герметизирована, оснащена системами подводного вождения (на глубине до 5 метров).

Машины ИМР-2 и ИМР-3, как правило, обслуживаются экипажем из двух человек; на них можно устанавливать широкий спектр специального оборудования, например фронтальный бульдозерный отвал, который в зависимости от оперативных требований может использоваться в прямой, V-образной или угловой конфигурации. Отвал может быть отведен назад, его место занимает минный плуг, работающий совместно с электромагнитными исполнительными элементами. Машина также имеет телескопическую стрелу, на которую можно установить различное оборудование, например ковш или захват для перемещения деревьев и других предметов.

Российская промышленность также разработала и другие специализированные машины инженерного обеспечения, включая уникальную амфибийную машину инженерной разведки ИРМ и машины на базе МТ-ЛБ. Универсальная дорожно-землеройная машина производства Муромтепловоз является более специализированной машиной, которая имеет гидравлический бульдозерный отвал впереди и установленную на крыше гидравлическую стрелу-экскаватор.

Базовые ОБТ T-72 и T-90 имеют устанавливаемый впереди отвал для самоокапывания в качестве стандартного элемента, на них также могут устанавливаться различные бульдозерные отвалы и плужные системы.

Турция

Принятие Турцией на вооружение танка M60 и совсем недавно бывших немецких ОБТ Leopard 2A4 стало причиной высвобождения устаревших танков M48, которые можно переделать под специализированные задачи.

Двенадцать из них были переделаны в конфигурацию M48 AEV, эти работы проводились на 2-ом главном ремонтном заводе в Кейзери, там же дополнительный корпус прошел баллистические испытания.

Для варианта AEV взят базовый корпус M48, дизельный двигатель MTU M837 Ea 500 мощностью 750 л.с., соединенный с поперечной трансмиссией CD 850-6A. Две лебедки с гидроприводом способны развить общее тяговое усилие 70 тонн, на машину установлен бульдозерный отвал и гидравлическая телескопическая стрела, располагающаяся справа от водителя. Стрела может поворачиваться на 195 градусов и имеет грузоподъемность 7 тонн. На стрелу можно установить ковш или бурильную установку; когда в них нет необходимости, они перевозятся в кормовом отсеке.

По существу, AEV очень похожа на стоящую на вооружении американской армии землеройную машину M9 Armored Combat Earthmover производства BAE Systems US Combat Systems. Однако, она будет иметь экипаж два человека вместо одного и более современные подсистемы, поскольку некоторые из оригинальных подсистем больше не производятся.


Сравнительные характеристики машин CEV


Машина ABV американской морской пехоты. На фото с плугом FWMP от Pearson Engineering и новой верхней надстройкой с блоками динамической защиты





Terrier AET от BAE Systems с раскрытым гидравлическим универсальным ковшом/отвалом и стрелой экскаватора



Машина разграждения Trojan британских инженерных сил была развернута в Афганистане. На машину установлены плуг FWMP от Pearson Engineering и комплект фашин в корме

США

Боевая инженерная машина M728 (Combat Engineer Vehicle) прослужила долгую службу в американской армии; предполагалось, что ее заменит усовершенствованная модель Grizzly, но 11 лет назад эти планы были отменены.

Вместо этого армия присоединилась к программе ABV корпуса морской пехоты и в мае 2009 года завод в Аннистоне передал на испытания первые две машины. В этой ситуации появился некий элемент симметричности в связи с тем, что ABV морской пехоты базируется на армейских ОБТ M1A1.

Как и можно было ожидать, ABV имеет места крепления в передней части корпуса для установки различного оборудования производства Pearson Engineering, а в корме машины установлены две пусковые установки зарядов разминирования и система маркировки флажками. Предполагалось оборудовать ABV системой дистанционного управления, но серийные машины не стали оборудовать такой системой.

Первые серийные машины ABV были поставлены морской пехоте в середине 2008 года, на сегодняшний день заводом в Аннистоне (Anniston Army Depot) были поставлены 45 единиц при общей количестве 52 машины. Из них 11 были оборудованы системой охлаждения с микроклиматом производства компании Cobham. Она представляет собой жилеты, одеваемые под бронежилеты экипажа; система зарекомендовала себя так успешно, что, как ожидается, Anniston Army Depot изготовит такие системы для всего парка машин.

Машины ABV развернуты в Афганистане в составе морской пехоты, обычное соотношение составляет пять машин на инженерный батальон. При соответствующем финансировании начальные потребности американской армии составят 187 машин.



Модернизированная машина EBG Nexter Systems французской армии с установленной в корме реактивной системой разминирования Rafael Carpet

Франция

Вместо снятия своих ОБТ с вооружения Франция идет вопреки тенденции использования новых машин в связи с тем, что до сих пор на вооружении у нее стоят специализированные варианты AMX-30, включая CEV EBG (Engin Blinde du Genie бронированная инженерная машина). Машины EBG не обладают достаточной мобильностью для работы с танком Leclerc, который заменил AMX-30. Даже пройдя новейшую модернизацию и получив комплект бронирования с динамической защиты, машина EBG не имеет сравнимого уровня защиты.

Первые машины EBG были поставлены в 1993 году, но с тех пор компанией Nexter Systems были модернизированы 54 машины, включая 12 для дистанционного разминирования (обозначение AMX-30 B2 DT). Некоторые машины были также оборудованы реактивной системой разминирования Rafael Carpet и получили обозначение EBG VAL.

EBG в конечном итоге должна быть заменена новой машиной MAC (Module d'Appui au Contact), которая будет иметь такие же возможности как машина Terrier от BAE Systems. На данный момент о судьбе MAC ничего не известно.

Между тем, единственным вариантом ОБТ Leclerc поступившим на вооружение является ARV, 20 из которых были поставлены Франции и 46 в Объединенные Арабские Эмираты. Дальнейшим развитием Leclerc ARV стал вариант AEV, который был разработан и испытан, но не был принят на вооружение.

Leclerc AEV может оборудоваться комплектом разминирования K2D, который включает устанавливаемый впереди трал Pearson Engineering FWMP и два контейнера с реактивными системами разминирования.

Великобритания

Наконец-то с целью проверки эксплуатационных качеств, начинается долгожданная британская программа по модернизации CEV. Три модернизированные машины разграждения Trojan с усиленным бронированием поступили на вооружение 28-го инженерного полка в Афганистане еще в начале 2010 года. По заявлениям представителей инженерных войск бронированный инженерный тягач Terrier Armoured Engineer Tractor (AET) идет на замену почтенному инженерному тягачу, который к настоящему времени выведен из эксплуатации.

Со своей стороны Trojan заменила инженерную машину Chieftain; 33 новые серийные машины и два прототипа переданы в войска в конце 2009 года.

В этой машине используются ходовые и движительные компоненты от ОБТ Challenger 2, машина имеет высокий уровень защиты позволяющий работать ей на передовой. Оборудование, разработанное компанией Pearson Engineering и устанавливаемое в передней части, включает FWMP, TWMP, бульдозерный отвал и новую 100-стержневую систему маркировки проходов, устанавливаемую в корме.

В отличие от машины ABV корпуса морской пехоты, Trojan не имеет своей собственной системы разминирования, но она может буксировать трейлер с системой Python от BAE Systems Global Combat Systems. Типичная схема работы разградителя Trojan такова: он останавливается вне минного поля, а система Python отстреливает заряды над этим минным полем, линейный заряд падает на грунт, затем детонируется дистанционно, при этом создается сверхдавление, инициирующее подрыв любых мин.

Разградитель Trojan затем разворачивает свою систему FWMP или TWMP и въезжает на минное поле для расчистки всех оставшихся противотанковых мин. По мере продвижения вперед будут устанавливаться маркировочные стержни для разметки пути для идущих следом машин.

Машина также оборудована гидравлической экскаваторной стрелой установленной впереди справа, на которую можно устанавливать различные навески, например ковш или земляной бур/молот. Стрела может использоваться для быстрой разгрузки фашин.

Стандартное оборудование включает системы кондиционирования и защиты от ОМП для участия в операциях в любой точке мира, плюс боевой модуль для самообороны с возможностью дистанционного управления (которое не идет стандартно).

Машина Trojan и ее вариант для наведения мостов прошли завершающий этап приемки на заводе BAE Systems Global Combat Systems в городе Ньюкасл-апон-Тайн после чего были отправлены в группу оборонного снабжения в Бовингтоне для окончательного восстановления и поставки инженерным частям.

Новейшей специализированной инженерной машиной является Terrier, которая разработана компанией BAE Systems для инженерных войск британской армии. Производство его началось в январе 2010 года, а первые системы поступили на вооружение в июне 2013 года. При массе 30 тонн Terrier может перевозиться самолетами C-17 и A400M.

Экипаж два человека защищен от мин двойным корпусом. Базовая защита от огня стрелкового оружия и снарядных осколков может быть улучшена за счет дополнительного бронирования. Terrier уникальна тем, что может управляться дистанционно с расстояния до одного километра. Представитель компании BAE сообщил, что «в Terrier воплощен опыт, полученный британскими инженерными войсками для. Это самая продвинутая система инженерная в британской армии. Принятие на вооружение Terrier стоит в графике и все 60 машин должны быть поставлены в 2014 году». Terrier может стать главным кандидатом на замену универсального инженерного трактора американской армии и корпуса морской пехоты.

Производство ведется в настоящее время в городе Ньюкасл-апон-Тайн; после поступления на вооружение всех машин Terrier AET значительно повысятся возможности королевских инженерных войск.

Стандартное оборудование включает передний универсальный бульдозер/ковш, который может быть заменен вилами, рыхлителем или устройством разминирования от Pearson Engineering.

С правой стороны корпуса установлена выдвижная стрела, которая может оборудоваться гидравлическим ковшом, земляным буром или подъемным крюком.

Машина Terrier может буксировать трейлер с инженерным снаряжением или реактивную противоминную систему Python.

Для развертывания в любой точке земного шара машина на Terrier AET устанавливается система, включающая кондиционирование и защиту от ОМП, а также полный комплект оборудования ночного видения. Вооружение включает 7,62-мм пулемет и пусковые установки дымовых гранат. Также машина готова для установки системы дистанционного управления (которая не идет стандартно).

Использованы материалы:
www.monch.com
www.baesystems.com
www.ffg-flensburg.de
www.patria.fi
www.rafael.co.il
www.fnss.com.tr
en.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
www.vitalykuzmin.net
www.military-today.com
Автор:
Alex Alexeev
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

28 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти