Вторая жизнь БРДМ. Разведчики на «гражданке». Часть четвёртая
Предыдущие части находятся тут:
БРДМ. Разведчики на «гражданке». Часть первая; БРДМ. Разведчики на «гражданке». Часть вторая; БРДМ. Разведчики на «гражданке». Часть третья.
Тюнинг БРДМ-а. Проект “Броня”. Автор “Бродяга”, экстрим-клуб “Бомба”, г. Симферополь.
Идея пришла после длительных маршей и прохватов по бездорожью Крыма — хотелось чего-то более универсального, чем внедорожник. Так как наши интересы не ограничиваются только путешествиями по суше, увлекаемся так же и дайвингом, и рыбалкой, а на джипе невозможно “по воде аки посуху”, решили создать “всюдохід”. Рассматривались разные варианты: катер на воздушной подушке — не универсал, БМП гусеничный — по асфальту нельзя, БТР — тяжелый. Остановились на БРДМ-е.
Что привлекло — относительно малый вес, полный комплект приспособлений для автономного передвижения по пересеченной местности, включая водные преграды, запас хода 700 км, и адаптированные запчасти практически ГАЗ-66.
Когда уже купили, пригляделись, разобрались — естественно, появились трудности. Экипаж БРДМ-а состоит из 4-х человек (это в армии), нам же необходимо было “поселить” как минимум 8 человек, более того, со сравнительным комфортом.
Вот вокруг этой задачи все и строилось. Сразу скажу: силовую установку (ГАЗ-66), как впрочем, и трансмиссию мы не трогали: уж больно компактно и взаимосвязано все это установлено.
Но вернемся к внешнему “тюнингу”. Дополнительным желанием было уменьшить заводской вес (7000 кг), это, грубо говоря, постоянно груженый ГАЗ-53. Поэтому задача усложнилась.
Первым делом мы решили срезать крышу (толщина брони 10 мм). Кстати, сверление брони невозможно. Пробовали по-разному: “модными” сверлами — никак, а диск для болгарки “съедается” за 1 минуту. Поэтому всю резку производили “плазмой”. Автогеном резать долго, поэтому им вырезали только отверстия.
А резки оказалось много: крыша, стойки, окна, крылья, защита дополнительных колес, ну, и конечно, проемы под люки и двери. Отмечу, что толщина стенок разная: лобовая 12 мм, бока 7 мм, крыша 10 мм.
Когда начал “вырисовываться” остов, началось изготовление надстройки (по итогу высота крыши поднялась на 60 см) и появилась возможность ходить внутри, а не ползать на коленках. Толщину металла для новой крыши ограничили 4 мм, а в отдельных местах (люки, двери) — 5 мм.
Выделю особо конструкцию основной двери: своим верхним краем она крепится шарнирно к крыше машины по принципу “крыло чайки”, её вес вместе со стеклом составил 42 кг и поддерживается она двумя 2-позиционными амортизаторами. Замки-распорки открывать тяжеловато, зато закрывается легко. Люки тоже на амортизаторах и открываются навстречу друг другу, что даёт возможность стрелять стоя двоим стрелкам одновременно. Над местом водителя имеется отдельный люк.
Стекла 3-слойные, с пленкой и тонировкой, изготовлены по спецзаказу. Для вещей пассажиров был установлен дополнительный ящик (в задней части под мотором).
Салон — это отдельная “песня”. По бортам и сзади установили легкосъемные “пуфики”, а для штурмана — отдельное кресло. Крылья переделаны в столики, весь салон обшит “защитным материалом”. Уровень пола в салоне подогнали при помощи помостов и он стал ровным, а сверху постелили линолеум.
В центре салона установили многофункциональный шест. Во время езды за него можно держаться, а на стоянках — танцевать или крепить разные предметы (оружие, например).
Дополнительно установили в салон печку, DVD, магнитофон, телевизор, камеру заднего вида. В конце сделали лестницу вход-выход.
Сейчас поймал себя на мысли, что легко было писать, но как было тяжело и долго делать. Но это лирика…
Начались испытания. Основные задачи были выполнены: вес нашей машины составил 4910 кг, а её максимальная вместимость — 10 человек. Еще о хорошем: едет — просто автобус, мягко и комфортно.
Плывет — как хороший катер: специально стояли на воде “типа рыбу ловим”. Достойная проходимость: бугры и ямы проходит шикарно.
Удивила (плохим это назвать трудно) неуклюжесть машины в грязи при подъеме и боковой крен. Коробка передач с трудом переключается на пониженную и опять же тяжело включается передний мост. У нашей БРДМ оказалась слабая разгонная динамика (возможно, сравниваем с иномаркой): малейший подъем — и надо переключаться на пониженную передачу, ну и, конечно, шум в салоне от работы всех агрегатов (они-то под ногами!).
Но, тем не менее, на марше стрелку спидометра мы положили за 120 км/ч!!!
Удивлению маршрутчиков не было предела!
Вывод: в целом машина (по советским критериям) неплохая, после доработки стала легче и комфортнее, мотор слабоват, управление немного напрягает, но её возможности компенсируют её недостатки.
Можно еще добавить про расход топлива: по трассе 30 л (А76), по бездорожью — 50 л на 100 км, но это примерно, так как объективно сложно “вычислить” расход.
В завершении скажу, что БРДМ очень нравится иностранцам и киностудиям.
Этот “артист” уже успел сняться в 3-х фильмах и как “образец советской военной техники” перевез множество “иностранных шпионов”. И хотя в таком исполнении он единственный во всём мире, у туристов он вызывает полную уверенность, что такие БРДМ-ы стоят на вооружении действующей армии. Ну, а мы не развеиваем их иллюзий…
Второй образец уже сделали более похожим на оригинал: с башней и вооружением, но это уже следующая история…
Примечание редактора. На момент сбора материала для данного обзора в экстрим-клубе “Бомба” насчитывалось 4 тюнингованных БРДМ-а: проекты “Броня”, “Вояка”, “Викинг” и “Турист”.
А в завершении обзора машин клуба "Бомба" добавлю немного позитива из будней этого замечательного сообщества. В 2012 было принято решение привлечь в качестве активных участников девушек. Вот как это начиналось.
Кто станет спорить, что здоровый образ жизни, бережное отношение к природе и интеллектуальное развитие — это плохо? Никто. Вот именно эти цели преследует конкурс “Мисс Прохват 2012”.
* “Прохват” — активная езда. (Сленг клуба “Бомба”).
В нашем конкурсе не будет проигравших. Причины просты: мы выберем не красивых кукол, а интересных и продвинутых девушек. Мы не просто проведем конкурс, мы постараемся помочь участницам раскрыть свой потенциал рекомендациями к работодателям из числа наших партнеров и друзей. Финалистки получат право участия в Прохватах на правах VIP-гостей.
1-й этап: сбор анкет желающих. 2-й этап: определение окончательных участниц конкурса. I отборочный тур. 3-й этап: спортивные мероприятия на стадионе “Крымтеплица”: эстафеты, теннис, плавание, фан-поддержка. 4-й этап: II отборочный тур. Выезд на внедорожной технике: джипы, квадроциклы, БРДМ в горно-лесную местность. Конкурсы: водительские навыки, преодоление препятствий; туристические навыки (разжигание костра, установка палатки, кулинарные способности); экологическая очистка лесного участка. 5-й этап: отборочный 3 тур. Выезд на внедорожной технике вблизи песочного пляжа (Саки, Евпатория). Конкурсы: пляжный волейбол, дайвинг, плавание, навыки вождения скутера, экологическая очистка пляжа.
6-й этап: финал. Автодром “Бомба”, балка Тубай. Конкурсы: сопровождение гонщиков на старт, пит-стоп, заезд на спортивных машинах, интеллектуальный конкурс, вручение призов спортсменам.
По материалам сайтов:
http://media.club4x4.ru
http://forum.guns.ru
http://abunda.ru
http://vezdehodlab.ru
http://www.drive2.ru
http://www.btvt.com.ua
http://бомба.com
http://www.borshec.ru
http://auto.newsru.com
http://www.ridus.ru
http://www.cherinfo.ru
http://poligon-mc.com
http://www.hint4.me
http://pinzgauer-rus.ru
http://pinzgauer.spb.ru
Продолжение следует. Читайте в следующих частях о БРДМ, модернизированных в специализированных кампаниях.
Информация