СПМ-1 "Тигр" или Iveco LMV: чем плох итальянский бронеавтомобиль?

СПМ-1 "Тигр" или Iveco LMV: чем плох итальянский бронеавтомобиль?


Спор, какой бронеавтомобиль - СПМ-1 "Тигр" или Iveco LMV - больше подходит для специфических российских условий, и прав ли был экс-министр Анатолий Сердюков, закупая иностранные образцы бронетехники, не утихает до сих пор.


Бронезащита

Начать нужно с главного – бронезащиты, ведь подобные машины как раз и создаются для сохранения жизни экипажу. Российские специалисты проводили обстрелы IVECO бронебойно-зажигательными пулями Б-32 с использованием баллистического ствола калибра 7,62х54. Именно от такого боеприпаса производитель гарантировал полную защиту по третьему уровню STANAG 4569 (он соответствует российскому 6а классу баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96). Огонь велся с разных дистанций во всевозможные места автомобиля: стыки бронепанелей, кромки стекла – с целью найти уязвимость. В первый день было произведено 150 выстрелов, во второй — порядка 60. Ни одного пробития достигнуто не было. И это без дополнительной брони.



А что же "Тигр"? Согласно официальным пресс-релизам, все очень хорошо, экипажу бояться нечего. А вот в жизни несколько по-иному. В блоге "Живого журнала", который ведет сотрудник спецназа под ником k_a_r_d_e_n, есть интересная запись о бронезащите "Тигра". Сотрудники при поступлении машины в подразделение провели традиционную проверку на пулестойкость.



Обстрел производился из АК74М стандартным патроном ПП(7Н10). Пуля пробила борт, сердечник пули пробил баллистический пакет и сделал вмятину на обшивке задней двери. И это всего лишь 5,45!... Также не порадовало бойцов отсутствие бронирования капота. Получается, что нескольких пуль в моторный отсек хватит для обездвиживания машины.







Еще один плюс итальянского броневика — навесной бронекомплект, защищающий от крупнокалиберных пуль до 14,5 мм, правда, тогда он становится менее подвижным. Для "Тигра" подобное бронирование невозможно — машина просто не сдвинется с места — подвеска с ходовой не выдержат нагрузки.

Впрочем, есть одна любопытная деталь, керамическая броня Iveco LMV производится немецкой фирмой Barat Ceramics, которая собирает ее в панель по форме детали и отсылает итальянцам. Удешевлению производства автомобиля это не способствует.

Противоминная защита

У LMV M65 IVECO технология защиты подразумевает создание отдельной бронекапсулы для обитаемого отделения, которая оборудована керамической баллистической защитой, крепящейся к металлическому каркасу, стандартными бронепанелями и бронестеклами. Ребрами жесткости служит специальный трубчатый каркас. Энергия взрыва поэтапно гасится керамической защитой, двухслойным днищем, стойками каркаса, крышей, подвесной системой. К сиденьям членов экипажа автомобиля через подвесную систему приходит значительно ослабленный импульс ускорения, который не превышает медицинские нормы перегрузок для человека.



По словам конструкторов, LMV M65 IVECO выдерживает подрыв на мине мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте. На деле оказалось, что запас прочности машины намного больше. Так, 14 апреля 2010 года в районе Лудины, 20-30 км севернее Кала-и-Нау (Афганистан), LMV M65 подорвался на самодельной мине мощностью в тротиловом эквиваленте примерно 20 кг. Погибших нет, только раненые и контуженные.


За 10 лет эксплуатации в боевых условиях были подорваны 10 машин и только один раз погибли двое и получили ранения трое испанских военнослужащих (26.06.2011 г., Афганистан) при боковом взрыве мощностью 120 кг в тротиловом эквиваленте.


А что же "Тигр"? Его создатели с уверенностью утверждают, что машина выдерживает подрыв на взрывном устройстве мощностью … 200 г. Это эквивалент ручной гранаты. Получается, что противоминной защиты у "Тигра", как таковой, и нет.

Расход топлива/проходимость

Расход топлива на войне, согласитесь, тоже немаловажная вещь. Так вот, у "Тигра" в среднем около 40 л/100 км при массе в 6-7 тонн, этого хватает на 350 км. Для сравнения: неотрегулированный БТР-80 при массе в 12-15 тонн потребляет те же 40-60 л/100 км! Кстати, это стало одной из причин отказа от машины представителей Арабских Эмиратов. Даже для них такое было чересчур.



IVECO расходует около 15 л /100 км при запасе хода в 500 км. По поводу видеоролика, где IVECO в заезде по снежной целине отстает от российских бронеавтомобилей, поясним: первые экземпляры, купленные в Италии, не приспособлены для зимней эксплуатации, в их комплектацию не входили защита от снега и цепи на колеса, которые имеются на аналогичных машинах армий Норвегии и Австрии. Широкий бампер при езде по глубокому снегу создавал эффект отвала, толкающего впереди IVECO снежный сугроб, что приводило к существенному замедлению хода. Автомобиль не вяз, но шел тяжело, рывками.



Кстати, те же полевые испытания показали, что проходимость "Тигра" весьма сомнительна, и хорошо, если рядом есть "КамАЗ".


На фото "Тигр" сел днищем на пласты слежавшегося снега, автомобиль потерял свои ходовые качества


К тому же, часто в достоинства российского броневика записывается просторное боевое отделение. Мол, в десантном отделении могут комфортно разместиться шесть бойцов в полной экипировке… А по фото и не скажешь.





Впрочем, в российских условиях эксплуатации у Iveco LMV выявился опасный враг – армейская солярка, которую заточенный под EURO 3 итальянский дизель воспринимает больше как отраву, чем топливо.

Ну, и при выборе бронеавтомобиля часто смотрят на цену, а здесь "Тигр" вне конкуренции. Согласно информации из открытых источников, итальянский броневик стоит 20-23 млн российских рублей за единицу, "Тигр" стоит около 5 млн руб. И пока не стихают споры вокруг этой машины, Iveco LMV приняли на вооружение уже 11 стран, итальянский бронеавтомобиль прошел обкатку в нескольких военных конфликтах, где заслужил положительные оценки от армейцев.
Автор:
Денис Алдохин
Первоисточник:
http://it.tut.by/421975
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

237 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти