Интерес к «Пираньям» на Euronaval-2014

В последние несколько недель на фоне событий в Балтийском море вновь начались обсуждения советских/российских проектов малых подводных лодок. Подобная техника, предназначенная для выполнения различных специальных задач, представляет определенный интерес, а в некоторых ситуациях может стать причиной появления конспирологических теорий. Интерес к тематике малых подлодок увеличился благодаря российской экспозиции на недавней выставке Euronaval-2014, где СПМБМ «Малахит» представило несколько своих разработок в этой области.




На стенде СПМБМ «Малахит» были представлены сразу четыре проекта малых субмарин с различными характеристиками. Потенциальным заказчикам предлагаются подлодки с водоизмещением от 218 до 750 тонн, отличающиеся размерами и другими характеристиками. Так, экипаж самой малой из предлагаемых подлодок состоит из 5 человек, хотя, по утверждению специалистов, управлять ей может и один человек. Максимальный экипаж в семействе подлодок – 9 человек. Кроме того, предлагаемые малые субмарины могут перевозить до 6 боевых пловцов с оружием и снаряжением.

По имеющимся данным, интерес к малым подлодкам разработки СПМБМ «Малахит» проявляют некоторые зарубежные страны, нуждающиеся в средствах защиты различных объектов. Однако до сих пор предлагаемые субмарины остаются на стадии проекта, поскольку никто не выразил желание закупить такую технику. По этой причине дальнейшая судьба новых проектов остается под вопросом. Возможно, в ближайшем будущем СПМБМ «Малахит» начнет переговоры о строительстве малых подлодок для каких-либо заказчиков.

Необходимо отметить, нынешние проекты малых подлодок, созданные в СПМБМ «Малахит», не являются первыми отечественными разработками в этой области. С конца восьмидесятых годов ВМФ СССР и России эксплуатировал две малые подлодки проекта 865 «Пиранья». Создание проекта 865 началось в середине восьмидесятых годов по запросу командования ВМФ. Целью проекта была разработка малой подлодки, способной работать в прибрежной зоне на глубинах 10-200 метров и выполнять разведывательные или иные боевые задачи. Новые субмарины должны были обеспечивать работу боевых пловцов, нести минно-торпедное вооружение и различное оборудование. Максимальное водоизмещение подлодок «Пиранья» ограничили 80 тоннами.

Главным конструктором проекта 865 «Пиранья» был назначен Л.В. Чернопятов. Позже, в 1984 году его сменил Ю.К. Минеев. Наблюдателем от военно-морского флота был назначен капитан 2 ранга А.Е. Михайловский. Проектные работы, стартовавшие в 1976 году, столкнулись с определенными трудностями. КБ «Малахит» не имело опыта создания малых подводных лодок, из-за чего ему пришлось впервые в своей практике решать ряд специфических вопросов. Из-за отсутствия требуемого опыта специалисты провели большое количество исследований и испытаний. Проектирование лодок «Пиранья» завершилось в первой половине восьмидесятых годов. Головная субмарина была заложена на Ленинградском адмиралтейском объединении летом 1984 года.



Подлодки проекта 865 получили двухкорпусную конструкцию с развитой надстройкой для размещения различного оборудования и вооружения. Прочный корпус предлагалось выполнять из титановых сплавов. Его характеристики рассчитывались с учетом погружения на глубину до 200 м. Обводы легкого корпуса создавались с учетом наработок по одновальным субмаринам, в результате чего «Пираньи» получили эллипсоидную носовую часть и сужающуюся кормовую с гребным винтом и рулями. Интересной особенностью внешних обводов подлодок проекта 865 стали грузовые контейнеры, расположенные за пределами прочного корпуса по бокам от рубки.

Первоначальное техническое задание подразумевало создание подлодки с водоизмещением не более 80 тонн, однако в ходе разработки проекта стало ясно, что этот параметр должен быть значительно увеличен. В итоге надводное водоизмещение субмарин «Пиранья» достигло 218 т, подводное – 318 т. Общая длина подлодок равнялась 28,2 м, ширина – 4,8 м, средняя осадка – 3,9 м.

Дизель-электрическая энергетическая установка подлодок проекта 865 имела полное электродвижение. Основой энергетической установки стал дизельный генератор мощностью 160 кВт. Кроме того, на малых подлодках использовались свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. В кормовой части подлодок имелся гребной электродвигатель мощностью 60 кВт. Двигатель вращал гребной винт, заключенный в кольцевой канал. Для маневрирования и эффективного управления на малых скоростях кольцевой канал винта был выполнен в виде поворотной насадки, используемой в качестве руля направления.

Агрегаты энергетической установки размещались в кормовом отсеке, однако аккумуляторную яму расположили в средней части корпуса, под центральным постом. В центральном посту имелись рабочие места трех членов экипажа подлодки и все оборудование, необходимое для управления ею. Подлодки проекта 865 оснащались радиолокационной и гидроакустической станциями, аппаратурой связи и т.д. Перископ и шахта выдвижного устройства РЛС находились в передней части центрального поста.

В носовой части прочного корпуса, перед центральным постом находилась шлюзовая камера, предназначенная для обеспечения работы водолазов без необходимости всплытия. В переборке между центральным постом и шлюзовой камерой имелся люк, иллюминатор и небольшой шлюз для передачи различных предметов. Управление шлюзовой камерой осуществлялось из центрального поста. Камера обеспечивала выход и прием боевых пловцов на глубинах до 60 м.

Собственный экипаж подлодок проекта 865 «Пиранья» состоял из трех человек. Работой различных систем управляли командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Автономность подлодки – 10 суток.

Для выполнения диверсионных задач подлодки «Пиранья» могли брать на борт до шести боевых пловцов со снаряжением. Внутри прочного корпуса перевозились только дыхательные аппараты водолазов. Прочее снаряжение размещалось в двух герметичных контейнерах в надстройке корпуса. Подлодки проекта 865 могли не только доставлять пловцов к месту операции, но и обеспечивать их работу. При необходимости водолазы могли пополнять запасы газовой смеси и использовать электроэнергию, подаваемую с лодки.


Грузовые контейнеры, расположенные в надстройке корпуса, позволяли перевозить различное водолазное оборудование и малогабаритное вооружение. Каждый такой контейнер представлял собой металлический цилиндр длиной 12 м и диаметром 0,62 м, оборудованный выдвижным лотком с приводом. Размеры контейнеров позволяли подлодкам «Пиранья» перевозить два водолазных буксировщика типа «Сирена-У» или четыре буксировщика «Протон». Кроме того, в надстройке имелись два устройства минной постановки, вмещавшие по две донные мины ПМТ. Устройство минной постановки при помощи специального привода выталкивало мины вперед по ходу подлодки.

Малые габариты подлодок проекта 865 и специфические обводы корпуса не позволили оснастить их достаточно мощной энергетической установкой, способной обеспечить высокие характеристики. По этой причине надводная скорость «Пираний» не превышала 6,4 узла, подводная – 6,7 узла. Экономическая скорость составляла 4 узла. В надводном положении дальность хода достигала 1000 миль, в подводном (с экономической скоростью) – лишь 260 миль.

Строительство головной подлодки проекта 865 началось в 1984 году. Субмарина МС-520 была спущена на воду 20 августа 1986 года. Испытания новой подлодки потребовали достаточно много времени, в результате чего она вошла в состав Балтийского флота только в конце 1988 года. Вторая подлодка проекта, МС-521, была заложена в декабре 87-го и спущена на воду в конце мая 1990 года. В декабре того же года ее так же приняли в состав Балтийского флота. В 1988 году состоялась закладка третьей подлодки серии, получившей обозначение МС-518. Однако ввиду политических и экономических проблем строительство застопорилось, а в конце января 91-го было официально прекращено.

Первоначально обе «Пираньи» базировались в г. Лиепая, однако после распада Советского Союза были переведены в Кронштадт. Каждая из новых подлодок имела по два сменных экипажа, еще один экипаж был сформирован для обслуживания новой техники. Известно, что в 1992 году был сокращен один из экипажей головной МС-520. После недолгой службы 1 сентября 1994 года все экипажи малых подлодок проекта 865 были расформированы, а сами субмарины выведены из боевого состава флота и отправлены в отстой.

31 июля 1996 года обе подлодки «Пиранья» были исключены из состава ВМФ. Было принято решение об утилизации. По некоторым данным, различные организации предлагали установить субмарины в качестве памятников или музейных экспонатов, однако отсутствие финансирования не позволило реализовать эти предложения. В 1998 году одна из «Пираний» использовалась при съемках фильма «Особенности национальной рыбалки». В том же году субмарины были проданы для утилизации. Подлодки разделали на металл в 1999 году.

Еще в девяностых годах специалисты СПМБМ «Малахит» начали работу над обновлением проекта 865. Так появились несколько новых проектов с обозначениями «Пиранья-Т», «Пиранья-2», П-130, П-550 и т.д. Все они представляют собой развитие базового проекта 865 с использованием нового оборудования и вооружения. Так, в линейке предлагавшихся проектов имелись подлодки с новыми энергетическими установками, увеличенным вооружением, более совершенным радиоэлектронным оборудованием и т.д. При этом ранние варианты модернизации проекта «Пиранья» подразумевали сохранение или незначительное изменение габаритов и водоизмещения подлодки.

Особый интерес представляет вооружение, предусматриваемое проектами на базе «Пираньи». Конструкторам СПМБМ «Малахит» за счет использования новых идей и оборудования удалось без особых изменений размеров самой подлодки оснастить ее двумя торпедными аппаратами калибра 533 мм (проект П-170). Увеличение габаритов подлодки (водоизмещение до 1000 т и длина около 70 м), подразумеваемое проектом П-750 и его вариантами, позволяет оснастить ее не только торпедным, но и ракетным вооружением.

С 1993 года СПМБМ «Малахит» регулярно привозит на различные выставки материалы по своим проектам малых подводных лодок. Первая демонстрация проектов для потенциальных заказчиков из зарубежных стран состоялась на выставке IDEX-1993 в Объединенных Арабских Эмиратах. Большое количество различных проектов, отличающихся друг от друга разными характеристиками, составом оборудования и другими особенностями, позволяет строить предположения о большом экспортном потенциале новых «Пираний». Тем не менее, за прошедшие два десятилетия все малые подлодки остаются на стадии проекта. Пока никто не изъявил желание приобрести подобную технику для своих военно-морских сил.


По материалам сайтов:
http://rg.ru/
http://ria.ru/
http://navy.su/
http://deepstorm.ru/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти