Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Частная космонавтика

Частная космонавтика


Вы говорите «частная космонавтика» – как будто это что-то новое.

Лично для меня, а уж тем более для специалистов, это трюизм, но для кого-то, возможно, станет откровением: американская космонавтика – частная по определению. Она всегда была, есть и будет частной.


Это советские заводы и НИИ принадлежали государству и до сих пор принадлежат – как формально оставаясь ФГУП (подобно Центру имени Хруничева), так и преобразовавшись в акционерные общества (РКК «Энергия» и многие прочие).

Американские же компании космической отрасли как были частными, так и остаются. Это касается и авиастроителей, которые по-прежнему играют ключевую роль в американской космонавтике, и тех, кто специализируется на космических аппаратах и ракетах-носителях.

NASA при этом играет руководящую роль, выполняя функции разработчика космических программ, контролера, заказчика, распределителя государственного финансирования, а также оператора запусков, до недавнего времени – единственного.

Собственно, то, что гордо именуется «началом эры частной космонавтики», – это просто передача функций оператора запусков в частные руки. Именно в таком узком смысле и нужно понимать этот термин.

Характерный пример. Упомянутая Antares – ракета-носитель, разрабатываемая частной компанией Orbital Sciences Corporation при содействии привлеченных в частном порядке украинских КБ «Южное» и завода «Южмаш». На ней стоят двигатели, разработанные частной компанией Aerojet – это те самые модифицированные (читай: обработанные напильником) советские НК-33, купленные в 90-х, а изготовленные аж в 70-х.

Ракета стартовала с частного космодрома «Среднеатлантический региональный космопорт», который расположен на территории принадлежащего NASA Центра полетов Уоллопс, и несла частный беспилотный «грузовик» Cygnus, построенный той же Orbital Sciences. Несколько лет назад запуск был бы осуществлен с самого Центра полетов Уоллопс, вот и вся разница.

NASA отказалось от монополии на запуски не от хорошей жизни. В начале нулевых стало ясно, что шаттлы доживают свой век. Особенно отчетливо это понимание проявилось после сгоревшей в 2003 году «Колумбии».

А идущая им на смену амбициозная программа «Созвездие», которая предполагала не только орбитальные полеты, но и лунную, а в перспективе – и марсианскую экспансию, не успевала заполнить лаг в 5–10 лет между готовящимися к сдаче в музей челноками и новым звездолетом Orion. Одновременно на рубеже миллениума получила развитие идея космотуризма.

Спрос родил предложение, и в США организовались несколько космических стартапов. Самым не то чтобы успешным (успех здесь пока весьма относителен), а, скажем так, далеко продвинувшимся на сегодняшний день является SpaceX. У VirginGalactic дела тоже до недавнего времени шли неплохо. Эксперты прочили компании известного харизматика Ричарда Брэнсона майку лидера в заоблачном туризме.

А 31 октября сего года его рухнувший SpaceShipTwo похоронил с собой одного из пилотов – кажется, это первый случай человеческой гибели в истории частной космонавтики.

В 2010 году Обама благополучно завернул «Созвездие» по причине посткризисного безденежья и астрономических долгов. NASA было предложено думать о высоком – в смысле, о научных исследованиях, а в перерывах между думами коммерциализировать орбитальные полеты, вытащив их из коротких суборбитальных штанишек.

Альтернативным неизбежным злом было попадание в лапы коварных русских, что в итоге и произошло: частники доверия не оправдали. Работы на базе «Созвездия» пришлось возобновить.

Сейчас детища стартаперов худо-бедно встают на крыло. Собственно, работоспособные ракету и корабль удалось пока создать только SpaceX, но и у них выпукло обозначились недостатки «частной космонавтики».

Несмотря на всю мощь моральной и материальной господдержки, сроки затягиваются, на испытательных пусках экономят, а цены «ниже рыночных» на выведение грузов на орбиту (о человеках, разумеется, никто пока и не заикается) на поверку оказываются заурядным демпингом.

Я не утверждаю, что государственная космонавтика лучше негосударственной, тем более в такой экономически ультралиберальной стране, как США. Но безысходности тут пока куда больше, чем прогресса.

Владелец SpaceX Илон Маск, безусловно, большой энтузиаст, но вот назвать его бессребреником язык не поворачивается. Сразу скажу, что я не углублялся в его бухгалтерию, но в общих чертах цифирь примерно следующая. 100 миллионов долларов он выложил из своего кармана.

Примерно столько же получил от венчурных фондов. Порядка 1,5–2 миллиардов получены от NASA в рамках нескольких контрактов. Значительная часть этой суммы – аванс за будущие пуски.

А общие поступления от контрактов на доставку грузов к орбите (преимущественно также авансовых) достигают пяти миллиардов. Такой краудфандинг 80-го уровня. Сейчас SpaceX строит собственный космодром в Техасе, и вновь власти (на этот раз – местные) не остаются финансово безучастными.

Еще раз: американское государство не просто субсидирует SpaceX на сумму, которой всей российской космонавтике хватило бы на полгода безбедного существования, но и тем самым выступает сверхнадежным поручителем компании. А без этого Маск до сих пор бы собирал на коленке продвинутые аэропланы и запускал бы их вместе с соседскими ребятишками.

* * *

Если упростить описанную картину, США рассчитывали в короткие сроки заполучить VIP-такси с автомобилями представительского класса и вышколенными шоферами.

А пока что у них кучка сидящих на крэке бомбил-эмигрантов на раздолбанных в хлам шевроле, которых едва удалось научить не ездить по тротуарам и не игнорировать сигналы светофора. А до орбиты их подбрасывают суровые русские дальнобойщики.
Автор: Андрей Величко, публицист
Первоисточник: http://vz.ru/opinions/2014/11/6/714085.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. Fedya 7 ноября 2014 06:42
    Тут с законом всё-таки приходится бороться ! С Законом всемирного тяготения . Но когда научатся его преодолевать , то в любую точку Земли за полчаса !
    Fedya
    1. андрей юрьевич 7 ноября 2014 06:56
      Сдулись штаты, корейцы-рулят !!! wassat СМИ КНДР:
      Сегодня главный телеканал КНДР сделал сенсационное заявление о том, что 17-й космонавт их страны осуществил полет на Солнце и не просто долетел туда, а сумел высадиться на поверхность звезды, взять пробы для исследования и вернуться на Землю. На все про все у молодого корейца ушло 18 часов. Возвращение героя было встречено овациями и почестями. Теперь он ожидает встречи с самим Ким Чен Ыном.

      Ученые всего мира пришли в «восторг» от такого заявления и напомнили коллегами из КНДР, что расстояние до светила составляет 149 млн. км и на его преодоления понадобится много лет, а температура поверхности раскаленной звезды равна 5700 градусов по Цельсию. Помимо этого помехой для такой миссии выступает огромная гравитация на Солнце, не говоря уже о радиоактивном излучении.

      Но ученых из Северной Кореи это не смущает, так как они имеют свою «научную» точку зрения по поводу Солнца и возможности полета на него.
      1. Rebus 7 ноября 2014 09:13
        Цитата: андрей юрьевич
        Сегодня главный телеканал КНДР сделал сенсационное заявление о том, что 17-й космонавт их страны осуществил полет на Солнце

        Это фейк запущенный американским ресурсом (http://www.tweaktown.com/news/35032/north-korea-confirms-it-has-landed-a-man-on
        -the-sun/index.html) ещё в январе...
      2. Photon 7 ноября 2014 15:57
        да вы что! Это фейк! Какие ученные в Северной Корее? Их всех отправили в деревню на перевоспитание. Или расстреряли из зениток. А оставшихся скормили собакам. А собак съели.
      3. GLOVVER 7 ноября 2014 20:00
        На память приходит анекдот.Заседание полит бюро Брежнев говорит надо организовать полёт на солнце,учёные ему в ответ там же жарко температура итд и тп а он в ответ вы что думаете в полит бюро дураки сидят!!!Полетите ночью.
        GLOVVER
  2. Horst78 7 ноября 2014 06:43
    Батут им в руки и доброго полета smile
    1. Enot-poloskun 7 ноября 2014 07:54
      В США тоже пилят бабло! Вот у них и ракеты падать начали: выгодное это дело!(с) Задорнов.
      1. Sirocco 7 ноября 2014 09:24
        Цитата: Enot-poloskun
        В США тоже пилят бабло!

        Зная нашу привычку частников, пилить бабло. Они и предложили, ненавязчиво, нам такую схему. В надежде что клюнем на эту наживку, и, сдуемся. На счет сборки, всей этой техники, на "Робинсоне" сборку вертолетов производят мексиканос, а вот двигатели Lycoming O-540 не знаю кто собирает, но впечатление, что их колеги из ЕС, был пойман клин в полете, при разборе полетов, оказалось гнездо толкателя завтулили, что для двигателей этой категории недопустимо. Вот так и летает вся эта частная Космонавтика, и Авиация, недавний пример Внуково.
  3. кочевник 7 ноября 2014 06:46
    Ну не нужно так уж унижать "матрасную" космонавтику. Понятно, что бизнес у америкосов правит всем, шатлы субсидировало само государство - оказалось дорого, решили удешевить. Доведут и частную космонавтику до неплохого уровня. Главное у матрасников частная космонавтика начала летать. Мы же пока эксплуатируем и модернизируем наши старые разработки. О новых только говорим.
    1. SHILO 7 ноября 2014 06:54
      Цитата: кочевник
      Мы же пока эксплуатируем и модернизируем наши старые разработки. О новых только говорим.


      Российская космонавтика растраивает конечно. Но! Но зачем так однозначно?
    2. ssergn 7 ноября 2014 07:00
      Ангара? Не, не слышали?

      http://vpk-news.ru/news/22527

      Если я не ошибаюсь, то легкая РН "Ангара-1.2ПП" уже полетела - 09/07/2014.

      hi
  4. Карабас 7 ноября 2014 06:50
    Космонавтика всегда была, я бы так сказал, "Элитной частью бизнеса, экономики". То что она в сша является частной, это не панацея от потерь, а потерям в космонавтике нет цены. Одна страна не в состоянии в настоящее время создать совершенный корабль, даже если мозги собираются со всего мира. У нас похожие проблемы, хотя у нас космонавтика была и есть государственная. Это похоже на старую избу, построенную в прошлом веке, с задраенными наглухо старыми окнами и дверями. Хочется сказать:"Ребята устройте в своих хатах евроремонт, поставьте пластик, откройте настежь, и проветрите, пустите свежего воздуха".
  5. rotmistr60 7 ноября 2014 07:04
    А пока что у них кучка сидящих на крэке бомбил-эмигрантов на раздолбанных в хлам шевроле, которых едва удалось научить не ездить по тротуарам и не игнорировать сигналы светофора. А до орбиты их подбрасывают суровые русские дальнобойщики.

    Что скажешь - хорошее образное сравнение. Еще можно добавить, что к этой кучке присоседились у.кропские рикши.
  6. Irokez 7 ноября 2014 08:59
    Цитата: Карабас
    Хочется сказать:"Ребята устройте в своих хатах евроремонт, поставьте пластик, откройте настежь, и проветрите, пустите свежего воздуха".

    Почему все называют ремонт Евроремонтом? Обычный, нормальный ремонт современными материалами может быть просто изумительным и кстати обои нужно бумажные, а не всякие полиэтиленовые и окна не пластиковые, а наши современные дубовые и мебель их дерева, а не из пластика. Везде этот европластик который не дышит, а только колечит. И окна не придётся настеж открывать для проветривания ибо с нашим Русским ремонтом всё итак дышать будет крепостью и здоровьем.
    Нужно просто сделать нормальный ремонт своими, отечественными, экологически чистыми материалами и не идти на поводу у Евро с гламурной красотой, но химической бякой. У нас для этого всё есть, нужна только воля и желание.
    1. Sirocco 7 ноября 2014 09:40
      Цитата: Irokez
      Почему все называют ремонт Евроремонтом?

      Можно вопросом на вопрос? ))) Недавно видел рекламу, Продам ЕВРОДРОВА (пилеты). С каких это пор дрова в России стали Евродровами??? А все это будет до тех пор, пока вывески на магазинах и сервисах будут на английском языке. Green. Help Auto. и т.д.
  7. Dragon-y 7 ноября 2014 11:37
    "-Нужны добровольцы для полета на Солнце!
    -Но товарищ полковник, там же очень жарко, сгорим!
    -Не считайте себя умнее других! Начальство знает, что днем на солнце жарко, поэтому полет будет происходить ночью!.."

    (что-то с глазами - вместо "стартаперов" прочитал "старперов"...)
  8. kompotnenado 7 ноября 2014 12:45
    Основное финансирование государственное. При чём тут частная компания. И в наших нии всё держится исключительно на энтузиастах. Им даже зарплату можно не платить, свои будут приплачивать.
    kompotnenado
  9. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня