Сбитый на взлете: мотоброневагон Д-6

Сбитый на взлете: мотоброневагон Д-6


К тому моменту, как мотоброневагоны Д-2 приближались к серии (про Д-2 почитать можно здесь: Неизвестный Николай Дыренков. Бронемотовагон Д-2), - их некоторые недостатки были уже очевидны, но в рамках серийного производства неустранимыми. Поэтому, в 1931 году Н. Дыренков обратился к УММ РККА с предложение построить новый мотоброневагон с усиленным вооружением из 107-мм пушки в башне кругового вращения и с улучшенными ходовыми качествами. Предложение было принято 27 октября 1931 года, , но из-за перегрузки КБ Дыренкова какие-то чертежи появились только в середине 1932 года. Будучи вынужденным перенести башню в центральную часть машины - Дыренков разместил двигатель и трансмиссию не посередине, как у Д-2, а в торце мотоброневагона. При этом, Дыренков, будучи в своем репертуаре, предложил по мирному времени возить этим транспортом пассажиров:

«В программе работ института механизации и моторизации, представленной Вам в 1931 году, были особо разработаны вопросы возможностей широкой эксплуатации военных машин в мирных условиях. Руководствуясь этими соображениями при проектировании мотоброневагона Д-2 броне­вые корпуса были запроектированы мною разъемными, вследствие чего, снимая верхнюю часть корпуса и башни можно на оставшейся нижней ходовой части ставить легкую железную будку и использовать ходовую часть в качестве мотовоза.


При проектировании броневагона Д-6, имеющего одну башню, со 107-мм пушкой, я вынужден был перенести двигатель и механизмы передачи со средней части вагона на один конец, дабы иметь место для орудийной башни, что дает возможность использовать ходовую часть в мирной жизни в качестве пассажирской автомотрисы. Спроектированный мною для этой ходовой части кузов Д-31 дает возможность располагать на ней 102 пассажирских места.
...
Кроме того, для дальнейшего упрощения и удешевления, мною запроектирована новая передача Д-35 для ходовой части Д-6, которая предусматривает использование вместо 2-скоростной муфты и 2-скоростного реверсной передачи обыкновенной коробки передач Я-5 в комбинации с реверсивной передачей, одетой непосредственно на ось вагона, чем уменьшается количество деталей передачи на 1104 шт. и вес (примерно на 0,5 т). Доводя вышеизложенное до Вашего соображения, прошу утвердить прилагаемые при сем проекты Д-6, Д-35 и Д-46 и разрешить постройкой по одному образцу».


Сбитый на взлете: мотоброневагон Д-6


Однако, если вы обратили внимание, - фотографии Д-6 крайне сильно отличаются от предполагаемого по описаниям внешнего вида. В чем же дело, почему ни 107-мм орудий, ни кругового обстрела никак не обнаруживается? Дело в том, что что Опытно-конструкторское и испытательное бюро Управления механизации и моторизации РККА в декабре 1932 года было расформировано, а сам Дыренков - назначен заместителем директора и начальником отдела механизации и моторизации НАТИ.

Разработка Д-6 банальнейшим образом "подвисла" на этапе полуготовности. Проблема состояла в том, что самоучка Дыренков не выдавал в производство готовый комплект чертежей, а поставлял их по мере изготовления машин - соответственно, при расформировании ОКИБ УММ доделывать чертежи оказалось просто некому.

Сбитый на взлете: мотоброневагон Д-6


Проект вооруженной 107-мм бронедрезины оказался в подвешенном состоянии...

«Мотоброневагон с двигателем «Геркулес» 105 л.с. (Д-6).
Изготовлены верхняя и нижняя часть корпуса, корпус башни без погонов, лафета и поворотного механизма. Установлена ходовая часть с ручными тормозами, мотор «Геркулес» с коробкой скоростей Я-5 и реверсом Д-35, радиатор типа «Коммунар». Установлены глушители, трубопроводы, а также временный бензобак и временное управление броневагоном. В указанном виде система будет готова к испытанию к 10.12.32 г. Дальнейшая сборка задержана за отсутствием чертежей».


Передача сотрудников ОКИБ в распоряжение завода Можерез делу помогла несильно, потому что стараясь поскорее отвязаться от чужой разработки - руководство завода решило достраивать Д-6 как улучшенный вариант Д-2. Рационализировали бронекорпус, заметно облегчив его, расширили бронерубку. Тумбовые установки орудий заменили на нормальные башни с подвесом орудия к вращающейся башне - правда, не 107-мм орудия взяли, а те же, 76-мм пушки обр.1902 года.

Испытания дрезина прошла с блеском, пушки стреляли без проблем, но обслуживание орудий в этих башнях было неудобным. Поэтому решили, что менее совершенные, но уже находящиеся в производстве Д-2 менять на такие Д-6 - смысла никакого нет. Овчинка не стоила выделки. Но, уже построенный броневагон - на вооружение приняли, не пропадать же добру.

Боевую службу мотоброневагон Д-6 проходил в Забайкалье, вместе с другими несерийными машинами Дыренкова, - Д-3 и прототипами Д-2.
Первоисточник: http://strangernn.livejournal.com/347556.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. AKuzenka 5 октября 2013 14:07
    Дыренков-то неизвестный?! Ха! У него всего три стоящих образца, а остальное......прерванное на взлёте (одна идея, без чертежей, расчётов на прочность...). Хотя ни одно его детище так до войны и не дожило.
    1. Aleks тв 5 октября 2013 14:43
      Цитата: AKuzenka
      У него всего три стоящих образца, а остальное......прерванное на взлёте (одна идея, без чертежей, расчётов на прочность...). Хотя ни одно его детище так до войны и не дожило.

      ???
      Дыренков был талантлив на идеи, но авантюрист еще тот...Это так.
      Даже толком чертежи не делал и с обслуживанием маялись.
      Но идея была великолепна.
      Зачем его так хаять то ?

      И что до войны "не дожило" ?
      Д-2 было построено 30 штук (15 в Москве, 15 в Брянске)
      Д-2 участвовали в ВОВ.
      Более того, 7 мотоброневагонов НКВД были захвачены немцами, отремонтированы и ... включены в состав немецкий армии. А немцы понимали толк в технике.

      Д-2, Д-3 и Д-6 продолжали службу в Забайкалье и были списаны в конце 40-х годов, так что войну они пережили.

      Вот немцы, редиски, изучают Д-2:
      1. Aleks тв 5 октября 2013 14:58
        Цитата: Aleks тв
        Д-2 участвовали в ВОВ.

        Цитата:
        ...Выскочили на машине на окраину и видим, как вдоль шоссе ползет более двух десятков вражеских танков. Перед ними отходит наша мотоциклетная рота, накануне посланная в разведку. Критическое положение! Противник вот — вот ворвется в Дмитров, а здесь штаб армии, и войск нет.
        И тут, на наше счастье, на линии железной дороги Яхрома — Дмитров появился бронепоезд. Он с ходу вел огонь. Машинист то резко бросал его вперед, то так же стремительно уводил назад. Когда бронепоезд подошел ближе, мы [308] с начальником связи подполковником А.Я.Остренко подбежали к нему.
        Вскочив на подножку, я постучал по башне. В броне зияли две свежие пробоины и несколько вмятин. Люк открылся, в нем показался человек в кожаной тужурке, какие ранее носили командиры — танкисты, но без знаков различия, лицо его было испачкано мазутом.
        — Командир бронепоезда № 73 капитан Малышев, — представился он. — Веду бой, уничтожил восемь танков.
        — Откуда попали сюда?
        — Послан был вчера командующим Московской зоны обороны.
        — А это кто ведет огонь впереди?
        — Это моя вторая бронеплощадка.
        Оказывается поезд состоял из двух самостоятельных бронеплощадок, вооруженных пушками, пулеметами и зенитными орудиями. Единоборство бронепоезда с 20 танками! Редчайший случай...


        Мотоброневагоны возможно было использовать и по отдельности. Это пример такого эффективного применения. И это были Д-2.
        Дыренковские мотоброневагоны были конечно "не фонтан", но воевали, причем не слабо.

        На фото:
        Комиссар Московской зоны обороны К. Телегин ставит боевую задачу экипажу бронепоезда № 73 войск НКВД. Западный фронт, декабрь 1941 г.
        На заднем плане мотоброневагон Д-2.
        1. svp67 5 октября 2013 23:43
          Ну,вот реальный боеэпизод, который наглядно показывает,что лучше всего броневагоны, да и бронепоезда можно было использовать в маневренной обороне, как "пожарную команду", но вот интересно в наступлении как их использовать?
      2. svp67 6 октября 2013 18:38
        А вот такой же Д2 но ...
        Экипаж мотоброневагона Д-2 обсуждает стенгазету с решениями VII съезда Советов. Зима-весна 1935 г. ……….. Обратите внимание на необычные шлемы,французского образца на головах лич. состава.



        http://young.rzd.ru/blog/public/ru?STRUCTURE_ID=5035&layer_id=3833&id=90913&page
        3833_3489=1
      3. 0255 6 октября 2013 19:09
        Вот немцы, редиски, изучают Д-2:

        Немцам не понять русского таланта smile Наверное только русский человек мог придумать такое.
        1. svp67 6 октября 2013 19:19
          Цитата: 0255
          Немцам не понять русского таланта

          Да вот к сожалению поняли и оценили, а оценив сами стали создавать похожее

          1. 0255 6 октября 2013 22:06
            Да вот к сожалению поняли и оценили, а оценив сами стали создавать похожее

            но Гитлеру это не помогло... как и Мессершмит-262, ракета Фау-2, летающие тарелки и др.
  2. Aleks тв 5 октября 2013 15:15
    А из бронемотовагонов (если сравнить с Дыренковскими) интересны были детища Кировского завода, но их построено было всего 2 шт и они были совсем "не маленькие", по сравнению с Д-2.
    Оба принимали участие в боях.

    Цитата:
    ...Тактико-технические характеристики МБВ-2:
    длина: 19,2 м;
    бронирование: лобовые листы корпуса, башни и командирской рубли - 20 мм, бортовые листы - 16 мм, крыша - 10 мм;
    боевой вес: 80 т;
    вооружение: три танковые пушки калибра 76,2 мм, счетверенная зенитная установка 4М (4 Максима), два зенитных пулемета ДТ (!!!) и по два пулемета Максима на кажный борт;
    число осей - 5;
    двигатель: М-17Т мощностью 500 л.с. (368 кВт);
    максимальная скорость: 120 км/ч;
    максимальная скорость с ж/д составом: 100 км/ч;
    запас хода: 500 км;
    экипаж: 34 человека, в т.ч. 4 офицера (командир, его помощник, комиссар и помощник командира по технической части)...
  3. samoletil18 5 октября 2013 22:18
    Я тут впервые обнаружил, что что-то дыренковское воевало. Видел живьем дыренковский бронеавтомобиль - это капсула смерти, как там можно было пользоваться оружием! Но надо отдать должное его изобретательности и изворотливости.
  4. svp67 6 октября 2013 18:50
    А вот предшественники героя статьи Д6
    Опытный образец мотоброневагона Д-2 перед прохождением испытаний. Февраль 1931 года. Обратите внимание, что имя Вячеслав написано через букву «е».


    Мотоброневагоны Д-2 «Вячеслав Менжинский» (имя уже исправлено) и Д-3 «Генрих Ягода» (виден фрагмент слева) на заводе Можерез перед началом испытаний. Февраль 1931 года.(АСКМ). Видна клепаная конструкция корпуса, на серийных Д-2 замененная сваркой.


    Испытание опытного образца мотоброневагона Д-3 в районе Гатчины. Январь 1930 года. На крыше хорошо видна башня от танка МС-1, а в переднем листе корпуса отверстие для установки курсового пулемета Максима. Один из людей в группе - Николай Дыренков (АСКМ).


    http://young.rzd.ru/blog/public/ru?STRUCTURE_ID=5035&layer_id=3833&id=90913&page
    3833_3489=1

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня