Казахстан сегодня: что происходит в подбрюшье России?

В комментариях к статье «Горбачеву мы обязаны тем, что Россия чуть не утратила суверенитет» от 26 июля 2011 года спонтанно возникло блиц-обсуждение темы современного Казахстана и его лидера Нурсултана Назарбаева. Тогда участники обсуждения (в основном, мои земляки-казахстанцы) завершили обмен мнениями на оптимистичной ноте в плане развития интеграционных процессов между Россией и Казахстаном. Но некоторое ощущение недосказанности (по-крайней мере, у меня) осталось…
Кроме того, не оставляло чувство долга перед уважаемым сообществом «Военного обозрения» - в свое время я обещал подготовить материал на эту тему. Предлагаемая Вашему вниманию публикация является своего рода «дайджестом» - подборкой материалов на заданную тему из различных интернет-источников, в том числе, казахстанских. Понятно, что подборка субъективна и, во многом, совпадает с «собственным мнением» автора.
Для наиболее скрупулёзных читателей в конце материала даны ссылки на источники информации.
Назарбаеву нет замены

Между тем, внезапно обнаружившееся человеческое лицо казахстанской политики свидетельствует отнюдь не о резком прорыве на иную ступень цивилизации. А, скорее, о растерянности элиты, разом потерявшей главную опору, позволявшую оправдывать свою собственную беспомощность. И в самом деле, что будет с государством, где все стороны жизни: от концепции внешней политики до обустройства районных администраций - олицетворяет собой Нурсултан Назарбаев? Вынь этот стержень из государственной машины - и как она себя после этого поведет? Понятно, что за последние годы - эти риторические вопросы стали еще и банальными. Но важно, что за риторикой скрывается действительно серьезная системная проблема: никто - ни оппозиция, ни, тем более, власть, пока еще не предложил не то, что стратегию - хотя бы видение Казахстана без Назарбаева.
Российские политтехнологи, знакомые с ситуацией в Казахстане, однажды сформулировали обидный для всего класса чиновничества вывод: элита в республике живет ожиданием ухода первого лица из политического поля государства. Да, никак нельзя исключать подготовку всех без исключения сил к ситуации, когда верховный арбитр по разным причинам покинет свой пост. Но, собственно, сам факт подготовки, как это ни парадоксально звучит, исключен полностью. Никто, совсем никто, будь то даже самые искушенные игроки казахстанской политики, не в состоянии раскрыть свое видение будущего казахстанской государственности. Понятно, что сама логика выстроенной системы не позволяет людям говорить открыто об уходе человека, чей политический потенциал уже многие годы находится в зените.
В этом контексте пожелание "скорейшего выздоровления" от главного оппонента главы государства выглядит не только сформулированным политическим требованием большинства граждан страны, но и подтверждением михалковских слов о том, что культ личности формируется только там, где есть личность. И в самом деле, кому будут поклоняться орды казахстанских чиновников, и для борьбы с кем будет продолжать выбивать гранты демократическая общественность Казахстана?
Директор Центрально-Азиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева убеждена, что Казахстану уже не избежать негативных сценариев:
"Думаю, уже сейчас избежать негативных последствий не получится. Если в прошлом году мы анализировали ситуацию в Кыргызстане и говорили о том, возможен ли такой сценарий в Казахстане, мы были уверены, что в Казахстане это нереально. Сейчас у меня совершенно другая точка зрения. Потому что ситуация за год очень сильно изменилась: социальная напряженность в стране очень высокая. Я недавно вернулась с исследованиями из регионов, и если на западе люди более воинственно настроены, то на юге Казахстана люди больше разочарованы. Поэтому думаю, что преемнику Назарбаева будет очень сложно удержать власть в руках. Должность президента будет ему даваться очень сложно, и ему трудно будет удержать стабильность в стране. Я думаю, что момент уже упущен и, даже если сейчас президент представит преемника, это может обернуться большим хаосом, потому что политических сил, которые будут заявлять о своих амбициях на этот пост, очень много как внутри страны, так и за рубежом. Они не будут сидеть сложа руки".
Неутешительные процессы в политическом поле страны констатирует глава зарубежного бюро оппозиции Серик Медетбеков. По его мнению, выстроить системные механизмы для передачи власти Нурсултан Назарбаев так и не сумел. "...Мы все понимаем - об этом говорят все политологи, об этом четко понимают и внутри власти, - что нет политического механизма для мирной передачи власти. К сожалению, Назарбаев на сегодняшний день выстроил такую систему, при которой это практически невозможно. А с учетом того, что сейчас происходит в Казахстане, я думаю, будет это настолько сложно в случае внезапного ухода Назарбаева, что, возможно, приведет к более радикальным вещам, то есть немирным путем всё это произойдет. Надо четко понимать, что все эти группировки, что во власти, к нашему большому сожалению, обладают не только деньгами, влиянием и властью, но также и вооруженными формированиями. Причем это не секрет. Поэтому, как я уже говорил, никто просто так не отдаст власть".
Коррупция по-казахстански
(По материалам статьи лидера партии «Алга» Владимира Козлова)

Президент Назарбаев был прав. Почти 100% граждан, занимающихся бизнесом, делают это с нарушением закона. Слово «почти» здесь для обозначения тех совсем немногих, которые обидятся на это утверждение, искренне полагая, что они ничего не нарушают, потому что «так делают все».
Прежде чем логически обосновать свое мнение о том, что в Казахстане коррупция является основой государственности, я скажу, что вижу в этом прямую вину президента Назарбаева, и поясню, почему. Все просто и коротко: Казахстан — страна с президентской формой правления. Другого президента, кроме Назарбаева, у нас за двадцать лет еще не было. Отсюда — господин Назарбаев должен нести ответственность не только за успешную продажу нефти и остальных ресурсов страны, но и за все, что в стране происходит, за все, что создано и построено. В частности — за ту самую коррупционную государственность.
Созданная президентом Назарбаевым коррупционная основа государственности не оставляет никаких возможностей для тех, кто хочет заниматься бизнесом честно. Созданная им система взаимоотношений государства (в лице преданных ему лично чиновников) и бизнеса определяет зависимость бизнеса от распорядительных функций чиновников всех уровней. Количество и, главное, персонификация согласований и разрешений делают становление и развитие любого бизнеса (и не только бизнеса) полностью зависимым от того, что решит каждый конкретный чиновник, занимающий соответствующее место в этой системе. Не будет разрешения — не будет бизнеса. Или ему не дадут развиться. Или — погубят уже развившийся. Или... Вариантов препятствования великое множество, как и служб, этим занятых от имени государства.
Но — выход есть. Нужно лишь «наладить отношения» с конкретными лицами, проще говоря, найти «ходы» для дачи взяток за решение нужных для бизнеса вопросов. Но — в бухгалтерской программе «1С — Бухгалтерия», по которой уплачиваются налоги, нет статьи расходов, которая называлась бы «дача взятки чиновнику». Значит — нужна потайная «2С — Бухгалтерия». А это значит, нужно утаить часть дохода — для дачи взятки — от налогообложения. Вот и все. Был бизнесмен — стал преступник. Можно «взять за руку и отвести в суд». А можно не брать и не отводить. Но тогда забудь о гражданской позиции, о своих правах, забудь о чести, о морали, о нравственности, справедливости и совести... Помни только о доходах, о тех, кто их обеспечил, и о том, кто это создал, о «Создателе», так сказать... Помни и против ветра не.... А то тут же напомнят, кто ты есть и где твое место.
Несколько лет назад на одном из заседаний дискуссионного клуба «Политон» советник президента господин Ертысбаев как-то сказал такую интересную фразу: «Государственная система уже создана, она исправно функционирует, и в ней не нужно пытаться что-то менять. Просто найди в этой системе свое место и живи, получай удовольствие». Но, как показывает наша повседневная действительность, система-то не прямая и прозрачная. Она состоит из причудливых в своей кривизне «пазлов». Если ты гражданин с моральными принципами и гражданской позицией, если ты не склонен это менять и терять — тебе невозможно найти место в этой системе. Там нет прямых углов; чтобы попасть туда, нужно сначала искривиться под «выделенное пространство»... Согласившись на существование в такой системе, не стоит удивляться и возмущаться, если в результате перед глазами вместо чистого неба сначала окажется чья-то «вышесидящая» задница, а потом — и решетка... Система — не мной сказано — создана и функционирует...
В начале двухтысячных был проведен опрос о роли коррупции в бизнесе. Практически все бизнесмены признали коррупцию «позитивным фактором», способствующим развитию бизнеса. На первый взгляд — неожиданно и абсурдно. Но — логично. Существующие законы, в т.ч. Налоговый кодекс, таможенное законодательство, размер и исчисление пошлин и налогов, не дают возможности развития бизнеса. И в этой ситуации «деятельность» коррупционеров, за взятки дающих «зеленую улицу», позитивна для бизнеса.
В Казахстане борьбу с коррупцией возглавляют те, кто ее создает и охраняет. Крылатый вопрос нашего времени — «сколько стоит место руководителя борьбы с коррупцией» — говорит обо всем. Борьба граждан с коррупцией приводит на скамью подсудимых не коррупционеров, а самих граждан, потому что коррупция системна и жестко охраняет себя на всех уровнях: от взяточников-полицейских до взяточников-судей. Это моя ремарка на только что прозвучавший призыв госпожи Джарбусыновой, посла МИД по особым поручениям, «прийти к нулевому уровню терпимости к коррупции».
Вместе с тем, я согласен с тезисом г-жи Джарбусыновой о том, что начинать нужно с себя. Например, я не буду считать президента Назарбаева имеющим право требовать подачи декларации всеми чиновниками до тех пор, пока он сам не «начнет с себя», не сообщит обществу сведений о своих доходах и доходах членов своей президентской семьи, которых он вместе с собой наделил уголовным иммунитетом. Зачем, спрашивается, уголовный иммунитет лидеру нации и его семье? Разве не они должны подавать обществу примеры и стандарты честности, морали и нравственности? Что они такого творят сегодня — за что не желают отвечать и завтра?
После 20 лет независимости мы пришли к ситуации, когда не можем назвать ни одной отрасли деятельности государства, где бы не было коррупции, где бы она не побеждала так называемую «борьбу с ней». Это — рак государства. Это очень опасно для государственности страны и ее будущего.
Угроза терроризма и сепаратизма

О замалчиваемых спецслужбами Казахстана фактах говорит газета "Время" в интервью с бывшим руководителем различных силовых ведомств, генерал-лейтенантом Булатом Баекеновым. Самое важное, что констатирует приглашенный гость - что ареал распространения экстремистских организаций расширяется с катастрофической быстротой:
"...В начале 2000-х, когда я уже вышел в отставку, для меня неприятной неожиданностью стал арест группы членов движения "Хизб-ут-Тахрир" в Восточно-Казахстанской области, где, как известно, преобладает славянское население. А ведь изначально на эту область силовики практически не обращали внимания, считая наиболее подтвержденными проявлению экстремизма регионы с населением, проповедующим ислам.
Не менее тревожную картину видит президент информационного фонда по вопросам религии "Ареал" Айман Рустембекова, в интервью "Мегаполису" констатирующая: казахстанская молодежь на периферии очень внимательно относится к вопросам религии. "В религиозные течения сейчас вовлекаются даже 15-летние подростки. Но если в Астане, столичном городе, молодёжь может найти себе работу и развлечения, строит планы и видит цели, то для молодёжи сёл, где социально-экономические вопросы не решены, религия становится идеологией протеста”. Мы в своё время были объединены идеей построения коммунизма и даже пожили в те времена, когда всем предоставлялись всевозможные социальные гарантии, - говорит президент фонда. - Сейчас молодёжь, которой никто ничего гарантировать не может, увлечена идеей о построении халифата, и, возможно, таким образом она протестует против коррупции, безнравственности и расслоения общества на богатых и бедных.
Бывший руководитель Центра антитеррористических программ, секретарь по стратегическому развитию партии "Нур Отан" Ерлан Карин на страницах "Курсива" задумывается над причинами возникновения террористической угрозы в Казахстане:
"Сегодня в экспертных кругах нет единого мнения относительно причин возникновения терроризма. Одни считают, что катализатором служит обострение социально-экономических проблем (бедность, нищета, маргинализация общества). Другие видят первооснову в специфике политического режима (степень открытости/закрытости общества, уровень просвещенности, уровень прав и свобод). Третьи считают, что в основе терроризма лежит социокультурная деформация (обесценивание определенных ценностей и моральных норм). Впрочем, терроризм, как и любое другое явление, имеет целый комплекс причин и сложно переплетающихся мотивов. В условиях же Казахстана можно выделить, по крайней мере, три основных фактора, способствующих нарастанию угрозы терроризма.
Во-первых, фактор социальной депрессии, отсутствие каналов и лифтов социальной мобильности. Социальное расслоение и определенная кастовость социальных групп. Невозможность самореализации и достижения социального успеха. Социальная неустроенность и отсутствие жизненных перспектив, особенно среди молодежи. И все эти проблемы усугубляются коррупцией в обществе. Кроме того, при достижении критического порога в разделении богатых и бедных возникают социальные протесты, одной из форм которых вполне вероятно могут стать теракты.
Во-вторых, низкая эффективность государственной политики в идеологической сфере, в частности, некоторый формализм в регулировании религиозной и межэтнической сферы, в проведении языковой и религиозной политики.
В-третьих, на ситуацию с терроризмом всегда влияет наличие "очагов напряженности" в сопредельных государствах. В нашем случае - сохранение текущей нестабильности в Центральной Азии - вероятность обострения политического кризиса в Кыргызстане и возможные очередные попытки дестабилизации ситуации в Таджикистане, Узбекистане.
Социальное, религиозное или идеологическое недовольство, не имея легитимных политических путей своего решения, с неизбежностью приводит к попыткам воздействия на власть и общество через угрозы, насилие, смерть. Это путь к террору. И Казахстан идет по этому пути. Сегодня в Казахстане сделано все, чтобы люди разуверились в честности власти, справедливости законов, гуманности общества. Сотни тысяч людей, выброшенных на периферию жизни, начинают осознавать, что они никому не нужны, что их обманули. Зреет протест, который, не находя своего проявления в политической жизни, начнет проявляться в терактах, гибели ни в чем не повинных людей. И, скорее всего, это будет проявляться через деятельность различных исламистских группировок.
Портал "ЦентрАзия", в свою очередь, констатирует проблемы, возникшие ранее - возникновение сепаратистских настроений на западе страны. Издание подчеркивает:
«Родовая структура способна разрушить основы государственности, в частности в западных регионах, в особенности в Мангистау (бывший Гурьев), заселенной преимущественно казахами, в большинстве своем относящимся к роду адай. Именно этот род - один из ключевых в структуре Младшего жуза, того самого, что уже стал в истории казахов инициатором раскола государства. Сейчас на территории Младшего жуза с новой силой бродят типичные для 1990-х годов идеи создания независимого от Казахстана государства. Особой популярностью пользуется утверждение, будто адаи весь Казахстан кормят, а сами впроголодь сидят - об этом неоднократно заявляется и в статьях, защищающих Младший жуз. В них исподволь приводится суждения, будто, распоряжайся Запад Казахстана "своей" нефтью самостоятельно, без диктата Астаны, там все уже жили бы как в Эмиратах.
К примеру, обкатывает эту мысль небезызвестный предводитель Союза мусульман Казахстана М. Телибеков: "Западный Казахстан имеет свою, ярко выраженную специфику. Население региона представлено адайцами. Издревле этот казахский род отличался воинственностью. Для адайцев характерна импульсивность и ярко выраженный темперамент. Население сегодня находится в очень тяжелом экономическом положении. Люди прекрасно понимают, что сидят на "золоте", но влачат жалкое существование. Нефть региона по сути кормит всю страну. Такая чудовищная несправедливость (на их взгляд) толкает людей на крайности. Это вполне оправданный бунт. Если в будущем положение населения не улучшится, то Западный Казахстан может стать не только очагом больших социальных потрясений, но инициатором сепаратистских устремлений. Когда-то распад Советского Союза тоже казался невообразимой фантазией. Западный Казахстан превратится в самостоятельное государство, если политика Центра не претерпит существенных изменений".
Внешняя политика – эквилибристика на нескольких стульях

Одним из приоритетов российской внешней политики при президенте Медведеве было сближение с этими бывшими странами-сателлитами с осознанной стратегической и геополитической целью - сделать их частью более широкой рамочной конструкции, призванной вернуть влияние страны в регионе. Казахстан предпринял попытку добиться настоящей автономии от России и подтвердить свою национальную идентичность, при этом не опасаясь поворачиваться лицом к Москве в поисках решения своих проблем в области безопасности и обороны. Военное сотрудничество между Астаной и Москвой сегодня является сильным и глубоко укоренившимся, и ведется в обоюдных интересах. Обе страны являются членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) среднеазиатских стран, а также членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). С 1994 года Казахстан и Россия неуклонно увеличивают уровень своего военного сотрудничества. В 2010 году трижды были проведены совместные военные учения, аналогичное количество запланировано на этот год, также примерно 15 тысяч казахских солдат проходят обучение под руководством российских военных специалистов.
Россия - ведущий торговый партнер Казахстана в силу того, что тот является членом российского Таможенного союза - еще одной движущей силы, посредством которой Москва пытается восстановить свое влияние в регионе. Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном формально начал свое существование в январе 2010 года, и как ожидается, должен эволюционировать в создание единого экономического пространства к январю 2012 года. Россия сохраняет доминирующее положение в двусторонней торговле между двумя странами, так как она является транзитной страной для казахского нефтяного и газового экспорта.
Астана также имеет хорошие, крепкие отношения с Вашингтоном, которые развивались с 1991 года без особых препятствий. США были первой страной, которая признала независимость Казахстана. Вашингтон рассматривал Астану как надежного партнера с тех самых пор, активно поддерживая кандидатуру страны в качестве ротационного президента в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 году. Энергетическое сотрудничество - один из столпов американо-казахских отношений, учитывая поддержку Вашингтоном идеи энергетической независимости среди стран региона. Вашингтон рассматривает диверсификацию каспийских трубопроводов как противовес российскому доминированию в плане энергоресурсов. Вашингтон одобрил соглашение между Казахстаном и Азербайджаном, которое позволило Астане осуществлять экспорт нефти частично через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, что способствовало уменьшению зависимости Астаны от Москвы в этом плане. Вопросы нераспространения также являются основой двусторонних отношений Астаны и Вашингтона. Соглашение о совместном снижении опасности, посредством которого Вашингтон уже выплатил Астане более двухсот миллионов долларов в рамках помощи Казахстану в избавлении от его арсенала оружия массового уничтожения, считается одним из лучших примеров политики нераспространения, картой, которую хорошо разыграла Астана.
Хотя Астана и посчитала менее трудным управлять конкурирующими экономическими интересами Москвы и Вашингтона, урегулирование интересов в военной сфере и в области безопасности оказалось более проблематичным. Казахстан решил использовать свое членство в ОДКБ как противовес НАТО, хотя он и является членом программы НАТО «Партнерство во имя мира» с 1995 года и сотрудничает с НАТО в рамках Плана действий для партнеров. Организация (имеется в виду ОДКБ) активно поддерживает страну в ряде сфер, от мер по борьбе с терроризмом и таможенной безопасности до реагирования на чрезвычайные ситуации и вопросов миграции. Очевидно, что на отношения Астаны с Вашингтоном повлияли непостоянство и неустойчивость в отношениях между НАТО и ОБСЕ в военной сфере. Упрямство НАТО, которое категорически отказывается воспринимать сигналы, нацеленные на сотрудничество, со стороны ОДКБ, могут привести к тому, что Астана станет больше полагаться на Москву в своих нуждах в области безопасности и обороны, но это вряд ли повлечет за собой какие-либо серьезные последствия для ее давних и прочных отношений с Вашингтоном. Многосторонняя внешняя политика Астаны базируется на внимательным образом сбалансированной стратегии, в которой уступки чередуются с демонстрациями силы. Например, Москве приходится терпимо относиться к открытости Астаны по отношению к иностранным инвестициям в ее нефтяной сектор, в обмен она получает выгоду от продолжения военного сотрудничества за счет НАТО. Казахстан смог диверсифицировать своих собеседников и выработать частично независимую политическую линию в регионе, в котором сталкиваются и соперничают между собой интересы сразу нескольких крупных глобальных игроков. Это, судя по всему, согласуется с удовлетворением желаний и целей администрации Обамы в стране, при том, что Белый дом всеми силами способствует развитию стабильного, безопасного и демократического государства, которое принимает правила игры в плане свободной рыночной экономики, одновременно являясь уважаемым региональным лидером.
Назарбаев несомненно рассматривает Среднюю Азию как территорию, которая во все большей степени становится полем битвы за влияние и превосходство не только для России и США, но также и, неизбежно, для Китая. По мере того как Россия продолжает подниматься как экономически, так и политически, ее способность влиять на события в регионе, весьма вероятно, будет продолжать расти. То же самое можно сказать и про Китай, который не делает особой тайны из своих собственных амбиций по повышению своего статуса и увеличению доступа к энергоресурсам в регионе. В то же самое время США оказываются в ситуации, когда их возможности влиять на события в регионе начинают ограничиваться сравнительно статичной внешней политикой и ограниченными финансовыми ресурсами.
Россия, весьма вероятно, станет окончательным победителем в своей битве за доминирующую роль для себя в военной сфере и в области безопасности. Вполне возможно, что со временем США могут уступить свое экономическое влияние постсоветского периода в казахском углеводородном секторе китайским нефтегазовым компаниям, как это все чаще происходит в других регионах мира. В то же время вполне можно ожидать, что Назарбаев продолжит аккуратно манипулировать внешней политикой Казахстана для максимальной выгоды Астаны.
Русские в Казахстане

Старейшее поселение основанное русскими на территории современного Казахстана — Яицкий городок (впоследствии — г. Уральск) было основано ещё в 1520 году. Позже были основаны Гурьев (1645), Павлодар (статус города с 1861), Верный (1854), Семипалатинск (1712), Усть-Каменогорск (1720), Петропавловск (1752), Акмолинск (1824), Актюбинск (1868), Кустанай (1879), Кокчетав, Иргиз (1845), Тургай (1845), Казалинск (1848) и другие более мелкие городские поселения.
Многие из русских, ныне проживающих в Казахстане, являются трудовыми мигрантами, прибывшими в Казахстан в порядке внутренней миграции в советский период. Это осуществлялось по решению ЦК КПСС и Правительства СССР в порядке организованного набора и организованного переселения на строительство заводов, шахт, поднятие целины и т. д.
После распада Советского Союза в Казахстане осталось 6 млн русских. К этому времени на русском языке разговаривало почти всё население; это был не только язык социального продвижения, но и разговорный язык городских казахов.
После получения независимости в 1991 году начался отток русских в Россию, и их численность значительно сократилась и продолжает сокращаться, но уже медленными темпами. Ежегодно стали уезжать сотни тысяч человек. В настоящее время средний возраст русских в Казахстане составляет 49 лет, против 27 лет у казахов. Это связано не только со структурой выезда, но и низкой рождаемостью русского населения Казахстана. Таким образом, в настоящее время русские стали второй по численности национальной группой и на начало 2010 года составляют 23,3 % населения страны.
Основными факторами отъезда считаются: распад единого пространства СССР, возвращение на этническую родину (русские в Россию, немцы в Германию, евреи в Израиль, украинцы на Украину, белорусы в Белоруссию и т.д.), быстрый рост казахского населения, миграция избыточного сельского населения в города, усиление межэтнической конкуренции на рынках труда, а также увеличение числа казахов в государственном аппарате и ведущих отраслях экономики. Как причину отъезда русских из Казахстана страх перед дискриминацией назвала международная правозащитная организация Human Rights Watch. Но многие оценивают эти данные как поверхностные, так как казахи считаются наиболее толерантным к русскому этносу на постсоветском пространстве и традиционно лояльны к России. Согласно данным статистических учреждений Казахстана и России, до 20 % русских, переехавших из Казахстана в Россию, возвращаются обратно, не сумев адаптироваться ввиду уже сложившегося менталитета (отличного от чисто российского) и отсутствием в России более доступных финансовых условий, нежели в Казахстане.
Однако в последнее время, происходит «демонтаж» русского пространства в Казахстане через попытки лишить русский язык конституционного статуса официального языка общения, наравне с казахским. В частности, по заявлению Республиканского славянского движения «Лад» от 16 августа 2011 года:
«…тема ускоренного внедрения государственного казахского языка активно муссируется в казахстанском обществе. В электронных и печатных СМИ республики появляются регулярные информационные вбросы, призывающие к ужесточению языковой политики и скорейшему вытеснению русского языка. Причём, эта кампания в Казахстане день ото дня приобретает жёстко-наступательный характер.
Идеологическим центром этой кампании является Министерство Культуры РК, возглавляемым небезызвестным Кул-Мухаммедом, главным «казахизатором» Ак Орды. Именно оттуда фонтанируют инициативы о законодательных ограничениях функционирования русского языка, о жёстком администрировании в отношении тех граждан республики, кто не владеет казахским языком.
Как представляется нам, сегодня в верхних эшелонах казахских властей сложилось устойчивое антирусское и антироссийское лобби, оказывающее растущее влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны и препятствующие процессам интеграции между Россией и Казахстаном. И одним из основных дезинтеграционных инструментов, используемых казахскими национал-изоляционистами, является системная радикализация «языкового вопроса» в республике, направленная на ассимиляцию русского населения и на разрыв российско-казахстанских исторических и культурно-коммуникативных связей.
Видимым результатом действий этого националистического лобби стал законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной языковой политики», выношенный в недрах вышеупомянутого Минкульта РК. Суть этого шовинистического документа заключатся в том, что «официальный» русский язык (употребляемый «наравне» с государственным казахским языком) в республике будет исключён из общественного употребления и станет языком русских кухонных посиделок.
Между тем, как хорошо известно, этот законопроект уже пошёл в различные госорганы на предмет согласования. Думается, что ни у кого из русских казахстанцев не возникнет никаких сомнений в том, что после лёгкой косметической обработки, этот документ вероятнее всего будет согласован и принят.
Следует напомнить, что Минкульт РК не частная лавочка, а главный идеологический и пропагандистский орган правительства Казахстана, министры которого утверждаются президентом. Таким образом, речь здесь должна идти о государственной политике в отношении русского и русскоговорящего населения республики, насчитывающего около 6 млн. человек, и являющихся законопослушными и полноправными гражданами Казахстана.
Движение «Лад» считает, что в концептуальном плане данный законопроект фактически отменяет действие п.2, Ст. 7 Конституции РК, грубо попирает п.2, Ст. 14 Конституции РК, а также нормы действующего Закон о языках. С принятием этого законопроекта, предполагающего языковые «кадровые чистки», во всех структурах власти РК - с её сегодняшней абсолютной казахской доминатой, роль русского государствообразующего этноса в управлении страной будет сведена практически к нулю.
Хотим особо подчеркнуть, что дискриминационный законопроект является логическим продолжением пресловутой доктрины национального единства, в которой отчетливо прослеживается стремление ее создателей выстроить гражданскую (государственную) идентичность на исключительной основе только казахской культуры и казахского языка. В связи с этим, «языковая революция», предлагаемая казахским Минкультом, вытекает из логики доктрины и укрепляет нас во мнении, что конституционный статус «официального» русского языка, в ближайшее время в Казахстане может быть «демонтирован».
Считаем, что подобные действия, предпринимаемые накануне празднования 20-летия республики, носят явно провокационный характер и направлены на дестабилизацию межнационального согласия. Поскольку понятно, что русское население не оставит без внимания и ответной реакции все те шаги, которые направлены на ущемление их законных прав в сфере языковой политики. Другой целью языкового рвения Минкульта, как нам представляется, является стремление этого ведомства скрыть очевидные провалы в собственной идеологической деятельности, допустившие (и поощрявшие!?) радикальную «исламизацию», результатом которых стали «криминальные» акты террора в Актюбинске.
Власти Казахстана должны отчётливо понимать все политические и гуманитарные последствия принятия этого шовинистического законопроекта, нарушающего базовые права и свободы русского и русскоговорящего населения в Казахстане. И одним из таких последствий может стать возобновление «исхода» русского населения из республики. Кроме того, подобные шаги со стороны правительства РК вызывают серьёзные сомнения в надёжности казахстанского партнёрства в рамках существующих интеграционных процессов, основой которых являются не длина трубопроводов и не количество тенге, рублей и нефтедолларов, а вековые исторические российско-казахстанские культурные связи, фундаментом которых является цивилизационное пространство русского языка.»
Источники:
1. Болезнь Назарбаева, угроза терроризма и сепаратизма
http://www.regnum.ru/news/polit/1428861.html
2. Уход Назарбаева должен произойти в течение полугода
http://www.regnum.ru/news/1430974.html
3. Оракул Ертысбаев
http://www.inosmi.ru/middle_asia/20110726/172481002.html
4. Ранние похороны президента
http://www.inosmi.ru/middle_asia/20110720/172264588.html
5. Коррупция как основа государственности
http://www.inosmi.ru/middle_asia/20110805/172927711.html
6. С казахской таможней расплачиваются проститутками из Киргизии
http://www.regnum.ru/news/1433545.html
7. Исламизация Кавказа и Средней Азии идет на людоедском неолиберальном фоне
http://www.regnum.ru/news/1426647.html
8. Казахстан: поиск равновесия
http://www.inosmi.ru/middle_asia/20110616/170745545.html
9. «Демонтаж» русского пространства в Казахстане… Заявление Республиканского славянского движения «Лад»
http://www.russianskz.info/russians/2092-demontazh-russkogo-prostranstva-v-kazahstane-zayavlenie-respublikanskogo-slavyanskogo-dvizheniya-lad.html
10. Ползучий переворот… Казахские националисты, кадровые чистки и …развал страны?
http://www.russianskz.info/russians/2087-polzuchiy-perevorot-kazahskie-nacionalisty-kadrovye-chistki-i-razval-strany.html
Информация