Chinese showcase

Chinese showcase


Russia is experiencing a period of fascination with Chinese experience in all areas, from macroeconomic policy to law enforcement reform. Even liberal authors and publications sometimes cite as an instructive example such aspects of Chinese reality that cause horror to the Chinese themselves, or at least sharp criticism, from anti-corruption policies and regulation of the consumer market to the system of income tax collection.


The question is not how successful or unsuccessful Chinese initiatives are. The problem is that China plays the role of nothing more than a reason to say something about Russian reality.

China’s industrial development strategy in general and the aviation industry in particular is no exception. The two most common assessments in the Russian Federation of the state of the Chinese aviation industry are “China is about to challenge Boeing” or “China produces worthless, low-quality prototypes from which nothing will come of it.” Both points of view, obviously, contradict reality, but they are conveniently embedded in someone's ideological system. Moreover, they are embedded in the image of China as a new superpower and a potential global leader, which, at least for domestic consumption, is becoming popular in the Chinese media.

The reality is much more interesting. First of all, of course, it should be noted that the Chinese progress of the last 10 — 15 years in aviation (mainly military) is tremendous and undeniable. The country has moved from the production of second-generation combat aircraft to the production of fourth aircraft, of which there are three types at once. For the first time, the production of two models with respect to the original aircraft engines, the Kunlun and Taihan, was mastered (both of them are based on a thorough study of foreign samples, but for the first time do not copy any single prototype). The range of aircraft weapons produced has expanded - it now includes modern medium-range air-to-air missiles, adjustable air bombs, air-based cruise missiles and other systems that the Chinese Air Force did not have as a class years ago. The achievement was crowned by the appearance of a fifth-generation Chinese fighter prototype.

What is the reverse side of these achievements? Of the three fourth-generation fighters produced in the PRC, two were created entirely on the basis of foreign designs (FC-1, J-11B), and one - by combining our own developments and foreign technical assistance (J-10 and the Israeli Lavi fighter). All of them still depend on the supply of foreign engines - despite the fact that Tayhan, a functional analogue of the AL-31 F, is already in production, in the summer of 2011, the Chinese side signed a contract to supply more 123 Russian engines. Modern samples of Chinese aircraft weapons were developed not entirely in China (for example, an air-to-air missile PL-12) or not at all in China and may depend on imports of foreign components.

The fact of testing in the PRC of the fifth generation fighter does not indicate the ability of the Chinese industry to master and complete this program. In the development of the Chinese military industrial complex there are many sad start-up stories and bringing to the stage of full-scale tests of super-ambitious projects that were initially doomed to collapse due to the weakness of the industrial base. Probably the most eloquent such example in Chinese stories is the “640 project” —an program undertaken in 1964 — 1977 no more than the construction of a strategic missile defense system. The attempt to build a cultural revolution in China, which the military-industrial complex of the USSR and the USA could barely manage, ended in a natural failure, but not earlier than the money was spent on the development and testing of two prototypes of the system at once, as well as two non-operational SPRN stations were built.

The experience of independent design without reliance on a foreign prototype is insufficient, and this is recognized by the leadership of the Chinese aviation industry. The industry management system itself, established by 2008 year, is considered unsatisfactory. In this regard, the Chinese state-owned aviation corporation AVIC is currently undergoing a period of serious structural reforms, getting rid of giant non-core assets, concentrating the core in specialized holdings, bringing these holdings to stock markets.

The most promising civilian projects, such as the creation of new airliners, were transferred to COMAC, an independent commercial aviation company from AVIC. COMAC, in its work on the C919 liners, ARJ21 not only strives for maximum reliance on foreign suppliers and developers, but also — probably to defend itself against lobbying pressure from AVIC — is headed by former missile forces who had not worked in the aviation industry.

Inside AVIC itself, a separate engine company for commercial aviation has also been established, which is most focused on international cooperation and has been carrying out a massive recruitment of engineering and technical personnel from abroad since last year. In itself, this suggests that the leaders of the Chinese aviation industry are far from being too optimistic in assessing the potential of the industry.

China has achieved some success in the production of a functional analogue of the Russian AL-31 F engine, and this gives it protection against possible dictate by the Russian Federation as a monopoly supplier. But while it is possible to import them, import engines prefer to be put even on combat aircraft of their own Air Force. As for the export of Chinese aircraft and helicopters, and even more machines offered to a civilian customer, an imported engine is required there.

The success achieved is significant, but China is striving for more. In the coming decades, China would like to take a leading position (up to 20% or more) on the global market for helicopters and light aircraft, as well as to press Boeing and Airbus on the global market for long-haul airliners. China also wants to produce its own fifth-generation fighter aircraft, working on heavy CTC X-Class NNX and many others.

To achieve all of these goals, many more years of gigantic public investment with an unwarranted result are needed. In the future, the industry may become the engine of growth for the new Chinese economy, or it may turn out to be a monstrous bubble that has diverted funds from more necessary and promising areas. No one in their right mind will undertake to make unambiguous predictions.

Traditional price advantages of Chinese industry are rapidly eroding - dependence on expensive imported raw materials is increasing, wages are growing rapidly, the yuan is strengthening against the dollar, inflation is accelerating. The idea that any product mastered by the Chinese industry will be reproduced by it at penny prices in gigantic editions is deeply mistaken.


Meanwhile, a beautiful picture corresponding to the intended end result is being broadcast by Chinese and partly foreign media now. And there is nothing wrong with that. China can chant as much as it needs its own industrial successes, which are the result of “many years of independent development”, but so far it buys engines, nuclear reactors, special electronics and much more from us.
Author:
Vasily Kashin
Originator:
http://odnakoj.ru/
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Китайская витрина

Китайская витрина


Россия переживает период увлечения китайским опытом во всех областях — от макроэкономической политики до реформы правоохранительной системы. Даже либеральные авторы и издания порой приводят в качестве назидательного примера такие стороны китайской действительности, которые у самих китайцев вызывают ужас или, по крайней мере, острую критику — от антикоррупционной политики и регулирования потребительского рынка до системы взимания подоходного налога.

Вопрос не в том, насколько на самом деле успешны или неуспешны китайские начинания. Проблема в том, что Китай выступает в роли не более чем повода сказать что-то о российской действительности.


Китайская стратегия развития промышленности в целом и авиапрома в частности не является исключением. Две наиболее распространенные в РФ оценки состояния китайского авиапрома — это «Китай вот-вот бросит вызов Боингу» либо «Китай плодит никчемные низкокачественные прототипы, из которых ничего не выйдет». Обе точки зрения, очевидно, противоречат реальности, но зато удобно встраиваются в чью-то мировоззренческую систему. Более того, они встраиваются в образ Китая как новой сверхдержавы и потенциального глобального лидера, который, по крайней мере для внутреннего потребления, получает распространение в китайских СМИ.

Действительность гораздо интереснее. Прежде всего, конечно, следует отметить, что китайский прогресс последних 10—15 лет в авиации (главным образом — военной) является огромным и неоспоримым. Страна перешла от производства боевых самолетов второго поколения к производству самолетов четвертого, причем сразу трех типов. Впервые освоено производство двух моделей относительно оригинальных авиационных двигателей — «Куньлунь» и «Тайхан» (оба они созданы на основе тщательного изучения иностранных образцов, но впервые не копируют какой-либо отдельно взятый прототип). Расширился спектр производимого авиационного вооружения — теперь в него входят современные ракеты «воздух — воздух» средней дальности, корректируемые авиабомбы, крылатые ракеты воздушного базирования и другие системы, о которых еще 20 лет назад в китайских ВВС не было как класса. Венцом достижений стало появление прототипа китайского истребителя пятого поколения.

Какова же обратная сторона этих достижений? Из трех производимых в КНР истребителей четвертого поколения два созданы целиком на основе иностранных конструкций (FC-1, J-11B), а один — за счет комбинирования собственных наработок и иностранной технической помощи (J-10 и израильский истребитель Lavi). Все они до сих пор зависят от поставок иностранных двигателей — несмотря на то что «Тайхан», функциональный аналог АЛ-31 Ф, уже в серийном производстве, летом 2011 года китайская сторона заключила контракт на поставку еще 123 российских двигателей. Современные образцы китайского авиационного вооружения разрабатывались не совсем в Китае (например, ракета «воздух — воздух» PL-12) либо совсем не в Китае и могут зависеть от импорта иностранных компонентов.

Сам факт испытаний в КНР истребителя пятого поколения не говорит о способности китайской промышленности освоить и завершить эту программу. В развитии китайского ВПК немало грустных историй запуска и доведения до стадии полномасштабных испытаний сверхамбициозных проектов, изначально обреченных на крах ввиду слабости промышленной базы. Вероятно, самым красноречивым подобным примером в китайской истории является «проект 640» — предпринятая в 1964—1977 годах программа ни больше ни меньше как строительства системы стратегической противоракетной обороны. Попытка построить в Китае эпохи культурной революции систему, которую едва могли осилить ВПК СССР и США, закончилась закономерным провалом, но не ранее, чем были истрачены деньги на разработку и испытания сразу двух прототипов системы, а также построены целых две неработоспособные станции СПРН.

Опыт самостоятельного проектирования без опоры на иностранный прототип недостаточен, и это признается руководством китайской авиационной промышленности. Сама система управления отраслью, сложившаяся к 2008 году, признана неудовлетворительной. В связи с этим китайская государственная авиационная корпорация AVIC переживает в настоящее время период серьезных структурных реформ, избавляясь от гигантских непрофильных активов, концентрируя профильные в специализированных холдингах, выводя эти холдинги на фондовые рынки.

Наиболее перспективные гражданские проекты — такие, как создание новых авиалайнеров, — выведены в независимую от AVIC компанию коммерческой авиации COMAC. COMAC в своей работе над лайнерами C919, ARJ21 не просто стремится к максимальной опоре на иностранных поставщиков и разработчиков, но и — вероятно, чтобы защититься от лоббистского давления со стороны AVIC, — возглавляется бывшими ракетчиками, до того в авиационной промышленности не работавшими.

Внутри самой AVIC также создана отдельная компания по двигателям для коммерческой авиации, максимально ориентированная на международное сотрудничество и осуществляющая с прошлого года массовый набор инженерно-технических кадров из-за рубежа. Само по себе это говорит о том, что руководители китайского авиапрома далеки от излишнего оптимизма в оценке потенциала отрасли.

Китай добился некоторых успехов в производстве функционального аналога российского двигателя АЛ-31 Ф, и это дает ему защиту от возможного диктата со стороны РФ как монопольного поставщика. Но пока есть возможность их импорта, импортные двигатели предпочитают ставить даже на боевые самолеты собственных ВВС. Что касается экспортных китайских самолетов и вертолетов, а тем более машин, предлагаемых гражданскому заказчику, — там импортный двигатель обязателен.

Достигнутые успехи значительны, но Китай стремится к большему. КНР хотела бы уже в ближайшие десятилетия занять лидирующие позиции (до 20% и более) мирового рынка вертолетов и легкомоторных самолетов, а также потеснить Boeing и Airbus на мировом рынке магистральных авиалайнеров. Китай также хочет производить собственные истребители пятого поколения, работает над тяжелым ВТС класса C-17 и многим другим.

Для достижения всех этих целей необходимы еще многие годы гигантских государственных инвестиций с негарантированным результатом. Отрасль может в перспективе стать мотором роста новой китайской экономики, а может оказаться чудовищным пузырем, отвлекшим средства от более нужных и перспективных направлений. Никто в здравом уме не возьмется делать однозначные прогнозы.

Традиционные ценовые преимущества китайской промышленности быстро размываются — усиливается зависимость от дорогого импортного сырья, быстро растут зарплаты, юань укрепляется относительно доллара, разгоняется инфляция. Представление о том, что любое освоенное китайской промышленностью изделие будет воспроизводиться ею по копеечным ценам гигантскими тиражами, является глубоко ошибочным.

Тем временем красивая картинка, соответствующая предполагаемому конечному результату, транслируется китайскими и частично зарубежными СМИ уже сейчас. И в этом нет ничего плохого. Китай может сколько угодно воспевать собственные промышленные успехи, ставшие результатом «многолетних самостоятельных разработок», но пока покупает у нас двигатели, атомные реакторы, специальную электронику и многое другое.
Автор: Василий Кашин
Первоисточник: http://odnakoj.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. профессор 17 августа 2011 09:07
    Так-то оно так, но работая много с китайцами в сфере высоких технологий, летать на китайском самолете лично не стал-бы. Уж лучше старенький Боинг.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня