Великобритания и Франция разработают проект перспективного самолета FCAS

22
Список стран, занимающихся созданием истребителей пятого поколения, на днях пополнился двумя государствами. Великобритания и Франция заявили о намерении разработать совместный проект перспективного самолета с целью оснащения своих военно-воздушных сил. 5 ноября стороны подписали ряд документов, которые дают старт совместным работам. На данный момент к реализации проекта предполагается привлечь шесть компаний, три французские и три британские.



Совместный британско-французский проект истребителя пятого поколения получил обозначение FCAS (Future Combat Air System – «Воздушная боевая система будущего»). Ведущую роль в проекте получили компании BAE Systems (Великобритания) и Dassault Aviation (Франция). Они займутся определением основных требований к перспективному самолету, разработкой планера и ряда систем, а также будут отвечать за координацию всех организаций и компаний, привлекаемых к работам. Различные агрегаты и компоненты самолета FCAS будут создаваться в рамках международного сотрудничества. Так, за двигатели отвечают компании Rolls-Royce и Safran/Snecma, а радиоэлектронное оборудование разработают фирмы Selex ES и Thales.

5 ноября компании, привлекаемые к проекту FCAS, получили заказы общей стоимостью 120 млн фунтов стерлингов (около 190 млн долларов США). В обозримом будущем затраты на предварительные работы по проекту должны достичь 20 млн фунтов. Шесть компаний должны объединить усилия и провести ряд предварительных работ. До конца 2016 года конгломерат во главе с BAE Systems и Dassault Aviation должен сформировать требования к перспективному истребителю, а также разработать предварительный проект. Серийное производство новой техники начнется не ранее конца следующего десятилетия.

По имеющимся данным, перспективный истребитель FCAS будет создаваться с учетом возможности разработки его беспилотной модификации. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в последние годы получают все большее распространение и осваивают новые «профессии». Таким образом, интерес Лондона и Парижа к многоцелевому беспилотнику, способному выполнять различные боевые задачи, вполне понятен.

В ходе подписания контрактов на разработку проекта FCAS были показаны предполагаемые изображения перспективной машины. По понятным причинам, эти рисунки не имеют прямого отношения к технике, примерный облик которой будет сформирован только к концу 2016 года. Тем не менее, нельзя исключать, что нарисованный и реальный самолеты будут, как минимум, похожи друг на друга. По пока непонятным причинам, изображенный летательный аппарат имеет большое сходство с американской машиной Northrop Grumman X-47B, которая в настоящее время проходит испытания.

На изображениях фигурирует аппарат, построенный по схеме «летающее крыло». Он имеет центроплан сложной формы, объединенный с фюзеляжем. Передняя кромка крыла имеет изменяющуюся стреловидность: у центроплана этот показатель выше, чем у прямоугольных в плане консолей. На верхней поверхности крыла-фюзеляжа имеется выступающий воздухозаборник с кромкой сложной формы. Сопло двигателя/двигателей расположено в хвостовой части центроплана, над крылом. Задняя кромка крыла оснащена развитой механизацией с закрылками и элеронами. В нижней поверхности крыла заметны люки шасси и грузоотсека. На консолях видны опознавательные знаки Франции или Великобритании: художник так подобрал цветовую гамму рисунков, что различить знаки невозможно.

Новый британско-французский проект представляет большой интерес. Эти государства ранее предпринимали попытки сотрудничества в области разработки новых вооружений и техники, хотя далеко не все такие проекты привели к успеху. Теперь Великобритания и Франция намерены объединить усилия в деле создания перспективного самолета, способного заменить в войсках существующую технику. Успешное завершение работ вполне способно значительно повысить боевые возможности военно-воздушных сил двух стран.

Помимо переоснащения собственных ВВС Лондон и Париж могут преследовать некоторые другие цели. К примеру, сотрудничество двух государств может быть обусловлено их техническими и экономическими возможностями. Компания Dassault Aviation имеет большой опыт в создании боевых самолетов, однако вряд ли она сможет самостоятельно реализовать проект истребителя пятого поколения ввиду его сложности и дороговизны. Кроме того, определенные сомнения вызывают финансовые возможности французского военного ведомства, которого вряд ли способно оплатить столь дорогой проект, создаваемый в интересах ВВС.

Начало совместных работ с финансированием из бюджета двух стран должно упростить реализацию проекта за счет снижения затрат каждой из них. Кроме того, различные компании, занятые в проекте, могут иметь определенные наработки, пригодные для использования в нем. Таким образом, совместная разработка нового самолета FCAS должна обеспечить как приемлемую стоимость программы, так и использование новейших идей и технологий.

Экономическая сторона проекта FCAS может касаться не только вложений в его разработку, но и последующих контрактов. Несмотря на нередкие неудачи в этом деле, Франция и Великобритания в последние годы пытаются продвигать свои новейшие самолеты на международном рынке. К примеру, французская компания Dassault Aviation со своим истребителем Rafale не так давно выиграла индийский тендер на поставку 126 самолетов общей стоимостью более 10 млрд долларов США. Твердый контракт на поставку этой техники еще не подписан, но французские авиастроители возлагают на него большие надежды.

Перспективный самолет FCAS будет готов к поставкам заказчикам не ранее начала или середины следующего десятилетия. К этому времени самолеты Rafale или Eurofighter Typhoon, производимые Великобританией и Францией, устареют и уже не смогут быть актуальным товаром на международном рынке. В таком случае новый FCAS сможет заменить их и обеспечить своим производителям дополнительный доход за счет привлечения зарубежных заказчиков.

Британско-французский проект перспективного самолета действительно может быть интересен зарубежным военным, однако этому способна помешать ожидаемая конкуренция. В настоящее время сразу несколько стран разрабатывают свои проекты истребителей пятого поколения. Так, Япония уже несколько лет создает самолет Mitsubishi ATD-X, Индонезия и Южная Корея не так давно объявили о разработке совместного проекта IF-X Block I, а Россия и Индия намерены строить истребитель FGFA, основой для которого станет российский проект Т-50. Наконец, не следует забывать об американских самолетах F-22 Raptor и F-35 Lightning II компании Lockheed Martin. Хотя F-22 не предлагается на экспорт, F-35 может составить серьезную конкуренцию всем перспективным истребителям пятого поколения, поскольку уже прошел большую часть испытаний и строится серийно.

Точные перспективы самолета FCAS на международном рынке пока до конца не понятны. Характеристики и стоимость большинства разрабатываемых сейчас истребителей пятого поколения остаются неизвестными, из-за чего нельзя делать даже самые общие прогнозы. Тем не менее, мировой рынок подобной техники оценивается в 2-2,5 тыс машин, благодаря чему британско-французская разработка сможет отвоевать свою долю рынка и получить определенное распространение. Естественно, пока нельзя верно спрогнозировать количество и объем заказов самолетов FCAS.

Проект FCAS разрабатывается при поддержке правительств Франции и Великобритании. Это означает, что уже можно говорить, как минимум, о двух заказах. Новая техника должна будет пополнить военно-воздушные силы стран, инициировавших и профинансировавших ее разработку. Количество новых самолетов по понятным причинам еще долго будет оставаться неизвестным. В течение ближайших двух лет шесть французских и британских компаний во главе с Dassault Aviation и BAE Systems должны будут провести все необходимые исследования и определить облик перспективного самолета. Таким образом, первые предположения и выводы, имеющие под собой какие-либо серьезные основания, можно будет делать только в конце 2016 года.


По материалам сайтов:
http://flightglobal.com/
http://janes.com/
http://vz.ru/
http://telegraph.co.uk/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    11 ноября 2014 07:58
    Совместный британско-французский проект истребителя пятого поколения... Они займутся определением основных требований к перспективному самолету, разработкой планера и ряда систем...

    Так а самолет-то когда на выхлопе будет? Пока определят, пока разработат, пока протестируют... У Т-50 к тому времени закрылки поседеют smile
    1. +4
      11 ноября 2014 08:46
      Цитата: Байкал

      Так а самолет-то когда на выхлопе будет? Пока определят, пока разработат, пока протестируют... У Т-50 к тому времени закрылки поседеют smile


      Так в статье написано же: не ранее конца следующего десятилетия.
      1. +2
        11 ноября 2014 12:38
        Цитата: Petergut
        Цитата: Байкал

        Так а самолет-то когда на выхлопе будет? Пока определят, пока разработат, пока протестируют... У Т-50 к тому времени закрылки поседеют smile


        Так в статье написано же: не ранее конца следующего десятилетия.

        в статье вообще написано что они к 2016 году только нарисуют примерный облик, хаха произдводство полным ходом так и прет laughing
        1. +4
          11 ноября 2014 16:38
          ну правильно же петергут написал, следующее десятилетие это 2020-2030гг. т.е. этот самолет должен взлететь примерно в 2025 году.

          в 2016 облик - в 2020 двигатели и вооружение в 2023 - планер, электроника и андроиды в кабину...
    2. +2
      11 ноября 2014 09:02
      Так а самолет-то когда на выхлопе будет?

      Истребитель-никогда. Там речь идёт об ударно-разведывательном БПЛА, конкретнее, о доведении "до ума" Французского nEUROn:
      1. +2
        11 ноября 2014 11:24
        Цитата: srelock
        Истребитель-никогда. Там речь идёт об ударно-разведывательном БПЛА, конкретнее, о доведении "до ума" Французского nEUROn:

        1.С чего Вы взяли такое?




        см. меморандум ,параграф 14 и 15
        2. его " до ума " доводить не будут, это "рабочая лошака", испытания концепции,демонстратор: куда и как идти дальше
        1. +2
          11 ноября 2014 23:55
          Куда и как идти, Франция уже определилась:

          вариант от BAE:

          Суммы, сроки и направление работ-определены:
          The two-year study will build the foundations on which a long-term joint programme will be based by focusing on the following key points:
          - The development of concepts for an operational system, and
          - The maturation of key technologies that will be required for a future operational UCAS.

          Контракт-подписан. О каком меморандуме Вы говорите, Я не понял (может просто не заметил?). Единственный, кто заикнулся о пилотируемом варианте, был Эрик Траппиер, но это, как раз тот случай, когда надежда умирает последней.
    3. +3
      11 ноября 2014 11:28
      Цитата: Байкал
      Так а самолет-то когда на выхлопе будет? Пока определят, пока разработат, пока протестируют.


      см. меморандум ,параграф 14 :
      -к 2016 г ОКОНЧАТЕЛЬНО определится "Куда и как идти"
      -к 2020 г


      Цитата: Байкал
      У Т-50 к тому времени закрылки поседеют

      Если только у Т-50-0/Т-50-КПО
    4. +3
      11 ноября 2014 13:46
      НЕ смешите какои у них совместныи самолет Рафаль и Таифун пошли в серию после 20 лет после первого полета(хотя в прочем как и у на су-34).
  2. 0
    11 ноября 2014 09:48
    "Совместный британско-французский проект истребителя пятого поколения получил обозначение FCAS (Future Combat Air System – «Воздушная боевая система будущего»)."
    При чем тут БПЛА ?
    1. +4
      11 ноября 2014 10:49
      Его планируют создавать в двух вариантов, пилотируемом и БПЛА
  3. колорад
    +2
    11 ноября 2014 10:33
    походу серьёзная будет машина
  4. 0
    11 ноября 2014 10:59
    У меня вот такая мысль: Уровень развития современной и перспективной авиации нисоизмерима со средствами борьбы с ними.... Это вам и средства ПВО классические и перспективные средства РЭБ, чего бы не поднять в воздух с наличием любого типа электроники так же легко от туда и снять..... Предполагаю перспектива перемещения в воздушном пространстве только за внедренными новыми физическими принципами (плазменное поле, искревление или приломления пространства вокруг объекта и т.п.) и как следствие необходимости создание иных компактных генераторов энергии, не обязательно выработка на борту физического объекта, а допустим передача ему на расстоянии..... Как то так.... а французы и англичане задумали аппарат уже устаревший, да же с учетом, всех наворотов, потому что уже есть средства борьбы с ними......
  5. +2
    11 ноября 2014 11:55
    До конца 2016 года конгломерат во главе с BAE Systems и Dassault Aviation должен сформировать требования к перспективному истребителю, а также разработать предварительный проект.
    А я, глупый, думал что требования должны разрабатывать военные. А подрядчики только собственно предварительный проект в ответ на эти требования. Оказывается все гораздо интереснее.
    Тогда почему головным подрядчиком не привлекли Лукас-фильм. У них фантазия побогаче будет.
  6. 0
    11 ноября 2014 11:57
    Это не "стэлс". У него двигатели очень видно smile
    1. +5
      11 ноября 2014 12:34
      На картинке вообще, судя по размерам, чуть не стратегический бомбер.
      С носа он чем-то неуловимо напоминает вот эту штуковину:
      Бомбардировщик средней дальности Victor
      1. +2
        11 ноября 2014 13:54
        Цитата: abrakadabre
        На картинке вообще, судя по размерам, чуть не стратегический бомбер.

        На картинке - работа корейского художника Jae-Cheol Park - из серии фантастическое оружие . Тот еще талантище .
  7. РозаВетров
    0
    11 ноября 2014 13:17
    Взялись за пятое поколение, это хорошо. А что у них по четвёртому летает?
  8. 0
    11 ноября 2014 14:49
    Флаг им в руки и барабан на шею. Продавать то свою чудо систему будущего они кому будут? Натовским стандартом будет Ф-35, Китай отксерит Ф-22 или Т-50. Мы с Индусам Т-50 будем использовать. Остается Пакистан, скандинавы и Швейцария - не самые жирные рынки, да еще и в условиях серьезной конкуренции с матрасами.
  9. +13
    11 ноября 2014 15:03
    Воздушная поддержка диванных войск.
  10. 0
    11 ноября 2014 16:29
    Ну прям фантастиш а не самолет
  11. 0
    11 ноября 2014 21:14
    Опаздывают. Мы на ПАК-ФА уже двигатели обкатываем.
  12. 0
    11 ноября 2014 22:13
    Список стран, занимающихся созданием истребителей пятого поколения, на днях пополнился двумя государствами.

    У меня невольно возникают аналогии с операционными системами: ХР-Виста-Семёрка. Так и в Авиации: Поколение Су-27 в вариантах ++ - Т-50 - Машины шестого поколения. Я считаю, если и заниматься пятым поколением, то только как экспериментальной базой к переходу в шестое.
  13. 0
    11 ноября 2014 23:01
    Поздно спохватились! :) Чего им ф-35 уже не надо? :) Пока они сделают свой истребитель 5 поколения, китайцы будут доделывать 6-е! :)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»