Не забывается такое никогда или мой первый прыжок с парашютом...

Не забывается такое никогда или мой первый прыжок   с парашютом...Я очень мечтал совершить прыжок с парашютом, но как-то не заладилось: вообще то я офицер-ракетчик, но в армии не служил, а перед окончанием Куйбышевского авиационного института, - КуАИ (ныне Самарский государственный аэрокосмический университет, - СГАУ), в котором нас обучали и военному делу, был только на месячных офицерских сборах в городе Остров под Псковом, где и принял воинскую присягу … Вот и вся моя армейская жизнь, а к спорту я как-то не приобщился …

В 2001 году накануне моего 55-летия у меня неожиданно появился шанс исполнить своё желание. Мой давний друг, доцент КуАИ, ныне покойный Володя Шалавин, известный в России спортсмен-парашютист, предложил мне совершить прыжок с парашютом с самолета АН-2 на площадке самарского аэродрома «Смышляевка». Володя был так щедр, что предложил мне взять с собой для компании кого-нибудь из коллег-преподавателей, также желающего совершить прыжок. Я в то время уже работал в железнодорожном университете (ныне Самарский государственный университет путей сообщения), и сразу же начал искать в университете компаньона для прыжка с парашютом.

Но, к моему удивлению, окружающие меня по рангу службы заведующие кафедрами и профессора стали дружно отнекиваться от моего заманчивого и бесплатного предложения, примерно следующим образом: «Я ещё с ума не сошёл! Зачем мне это надо?!», «Да, тебе скоро 55 стукнет, чего тебе не живется спокойно …» … и крутили пальцем у своего виска … Нашёлся лишь один энтузиаст, - наш декан транспортного общеинженерного института Алексей Бондаренко, с которым мы на его машине приехали в указанное время на аэродром «Смышляевка» для прыжка …


Там нас уже ждал Володя и его друзья, спортсмены-парашютисты. Затем его друг, женщина-инструктор по прыжкам с парашютом быстренько объяснила нам основы наших действий во время прыжка, включая правила использования запасного парашюта, помогла нам правильно облачиться в парашютные доспехи и усадила нас в самолет АН-2. В самолете мы оказались по блату, - в виде «подсадных уток», так как самолет был с парашютистами-спортсменами из Оренбурга, совершавших высотные тренировочные прыжки, и спортсмены со своим тренером, в порядке дружбы с аэродромным начальством, согласились взять с собой на борт и «сбросить» двух ученых с небольшой высоты в 500 метров.

Взлетели нормально … Сидим с Лёшей в самолете на скамеечке, за спиной заплечные чехлы с десантными парашютами и ждем команды на прыжок … Алексею, как более тяжелому, было приказано прыгать первым, а мне, более легкому, за ним. Сидим абсолютно спокойные, а, как потом оказалось, зря … Во-первых, тренер спортсменов ранее контролировал прыжки спорсменов с этого аэродрома только с высоты 1000 метров и никогда с 500 метров, и поэтому Лёшу и меня выбросили из самолета не в той расчетной точке над полем аэродрома, и во-вторых, как это бывает частенько, - в полёт вмешался человеческий фактор … не мой, чужой.

На высоте 500 метров в самолете открыли овальную дверцу: в уши ударил гул самолета, зашумел воздух за бортом … Прозвучали последовательно команды: «Приготовиться!» и «Пошел!». Алексей спокойно выполнил обе команды и исчез из самолета (как потом оказалось, неправильная точка выброса его из самолета привела к тому, что он приземлился на краю аэродрома рядом с колючей проволокой аэродромного ограждения).

Настал и мой черед … Прозвучала команда: «Приготовится!», и я подошел к открытой дверце. Но почему-то мне показалось, что я подошел к дверце неправильно, - не с той ноги (правую ногу я ломал в молодости, - и, иногда, терял ритм ходьбы), и я решил подойти ещё раз, по- новому. И тут я услышал гул-ропот спортсменов, - они решили, что я струсил. Вот этого вытерпеть я уже не смог и выпрыгнул из самолета с неудобной ноги …

Несколько секунд я летел вниз ногами, как солдатик, потом почувствовал толчок-торможение и понял, что парашют раскрылся … Подумалось: «Всё в порядке, ну теперь-то полюбуюсь на землю сверху…». Ну не тут-то было (в дело вмешался упомянутый мной человеческий фактор: на земле парашют был сложен неправильно, - со спутанными стропами), - мой парашют, а вместе с ним и я, стал вращаться вокруг своей оси, отказываясь подчиняться рычагам управления для приземления в нужной точке аэродрома. Мелькнула мысль (как потом оказалась неправильная) об открытии запасного парашюта, но я не стал этого делать, правильно посчитав, что запасной парашют спутается с основным … Затем я вставил руки между крутящимися стропами и, в конце концов, добился прекращения вращения парашюта (вот так получилось, что вместо наслаждения прекрасным обзором с высоты близлежащих окрестностей я большую часть полета следил за положением строп парашюта).

Но на этом мои страхи не закончились … Пока я устранял вращение парашюта высота полета резко снизилась, парашют перестал слушаться рычагов управления, он попал в струю восходящего воздуха, которая понесла его прочь от аэродрома по неведомому маршруту. Сделать было ничего нельзя, и я положился на волю Божью. Парашют перелетел пределы аэропорта, пролетел на небольшой высоте через расположенный за ним огражденный участок с учебными самолетами КуАИ («Слава Богу, что не налетел на винты самолетов», - мелкнула мысль) и уже совсем на малой высоте понесся к прилегающим к аэропорту дачным участкам, утопающих в зелени яблонь и других фруктовых деревьев и кустов. Приземлился я на одной из дач, причем мой парашют, как чехол накрыл одну из яблонь, а я в момент посадки закрыл себе лицо руками, чтобы не повредить глаза. Потом, освободившись от парашютных лямок, я спрыгнул с яблони на землю … Огляделся: на даче среди громадных яблонь стояла скверно сколоченная, маленькая хибара. Из нее вышел полуголый, полупьяный хозяин – дачник, он оглядел парашют и спросил: «Твой парашют?». «Мой, я сегодня первый прыжок совершил … да, вот неудачно, на дачу, на яблоню», - ответил я. «Слушай, отдай мне парашют, я его приспособлю …», - попросил он. Я твердо сказал: «Не могу, это не мой … сейчас приедут с аэродрома за мной и его заберут». «Ладно!», - согласился дачник, и пригласил зайти в его хибару. В хибаре в углу стояла огромная алюминиевая фляга, дачник скинул накидной зажим, открыл крышку фляги и зачерпнул полную кружку алкогольного пойла, по всей видимости приготовленной им браги, и подал кружку мне: «Уважаю таких, пей!». Я прикинулся простаком и решительно запротестовал: «Нам во время полетов никак нельзя, начальство заругает … разве если только после их приезда …». Хозяин дачи удовлетворился ответом, выпил кружку, а потом еще одну …

А в это время Володя со спортсменами (как впоследствии оказалось они сильно перепугались, наблюдая снизу все перипетии моей борьбы с неуправляемым парашютом и с криком «Профессор разбился!» бросились к машине и стали объезжать все прилегающие дачи, опрашивая дачников о незадачливом парашютисте) наконец-то нашли дачу моего приземления. Все приехавшие обнимали меня и радовались, что я жив …

Кстати, у нас ещё были проблемы с парашютом, накрывшим яблоню, словно шатёр. Ребята-спортсмены никак не могли его снять с яблони, так как стропы сильно спутались с ветвями. Опиловка отдельных веток ничего не дала, и ребята стали торговаться с дачником о магарыче, за который он разрешит яблоню резко укоротить. Сошлись на стакане водки для него сразу и двух 700-грамовых бутылках водки ему в запас. Яблоню так урезали, что она стала походить на дикорастущий кустарник, парашют сняли, упаковали в чехол, и я вместе с ребятами-спортсменами поехал в аэропорт.

Там нас ждали … Я и Леша взошли под аплодисменты спортсменов на высшую ступеньку пьедестала почета, используемый для награждения спортсменов, нас поздравили с прыжком в экстремальных условиях, стаканы вновь и вновь наполнялись водкой … Торжества затянулись до полуночи… Когда меня привезли полупьяного, но здорового домой, то на ворчанье жены я ответил: «Да, ладно тебе, ну посидел немного с друзьями…».

О своем первом прыжке с парашютом жене и близким я рассказал только через пару недель… что-то не хотелось …
Автор: Мулюкин О. П., доктор технических наук, профессор


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. miv110 11 ноября 2014 05:56
    Хорошо то, что хорошо заканчивается для всех.Хорошая иллюстрация того как не надо делать глупости. Прыжки с парашютом ответственнейшее дело, не терпящее экспромтов, к которому надо серьёзно готовится, а не полагаться на авось и небось, видимо ангел хранитель не дремал. Интересно снимок сделан тогда же?
  2. TribunS 11 ноября 2014 12:00
    Нет, снимок не относится к этому прыжку... Это иллюстрация из какого-то журнала... Это у меня был первый и последний прыжок... У второго парашютиста Алексея Бондаренко тоже...
    TribunS
    1. смерш24 11 ноября 2014 15:37
      drinks У меня первый прыжок тоже с приключениями был, тоже в садоводческое товарищество приземлился... Перепахал пару грядок, выкорчевал малину laughing "Садисты" за мной с лопатами - а я в одно касание перемахнул 3-х метровый забор (а парашют-то под мышкой). В общем - сбежал. laughing
    2. смерш24 11 ноября 2014 15:37
      drinks У меня первый прыжок тоже с приключениями был, тоже в садоводческое товарищество приземлился... Перепахал пару грядок, выкорчевал малину laughing "Садисты" за мной с лопатами - а я в одно касание перемахнул 3-х метровый забор (а парашют-то под мышкой). В общем - сбежал. laughing
  3. miv110 11 ноября 2014 12:34
    Не смотря ни на что, вы сделали то о чём многие из нас иногда только мечтают."А слабо?" - задаёшь себе вопрос. И отвечаешь - "Слабо". Надо думать после этого некоторые жизненные акценты несколько у вас изменились smile
    1. TribunS 11 ноября 2014 14:04
      Наверное, да... Хотя, мои следующие решения могут показаться малозначительными: бросил в один день и сразу(правда, это решение сопряжено с болезнью) курение и уже два года не курю... после 50 лет курения, - настоящего по пачке сигарет в день; полностью, и тоже в один день, отказался от алкоголя и более трёх лет не принимаю ни грамма...
      В принципе, мы сами определяем наличие "вредных" привычек в нашей жизни, и должны надеяться на избавление от них... Это же подтверждают две фразы главного героя фильма "Побег из Шоушенка" Дюфрея: "Надежда умирает последней!" и "Время жить, и время умирать!"... Иными словами, нас ждут "дороги, которые мы выбираем"...
      TribunS
  4. Aleks тв 11 ноября 2014 14:03
    Примите искренне поздравления с совершенным прыжком.
    Уважение к Вам... в возрасте 55 лет, профессору - совершить подобное...
    НАСТОЯЩИЙ пример для мужества и смелости студентам.
    good

    Предположу что вас выкинули с "Дуба".
    И вот это немного непонятно... перворазников, в основном, выпинывают с 1000м на Д-5.
    Так надежней и спокойней.
    По ходу дела в вашем случае был действительно риск.
    Вах...

    ... Свой первый прыжок не забуду НИКОГДА.
    Какой-то животный страх на подсознании практически парализовал все тело.
    Пришлось собрать ВСЮ силу воли и запихнуть свой разум глубоко в дупло души.
    Если бы "думал" - не смог бы точно.
    Вышел из самолета в глубокой прострации просто на ТУПОМ автопилоте внутреннего ПРИКАЗА.
    feel
    Но в том, первом прыжке, вкусил всю "прелесть" ))).
    И в последующем покидал борт только в предвкушении ГРОМАДНОГО УДОВОЛЬСТВИЯ.
    laughing

    Цитата: TribunS
    Это у меня был первый и последний прыжок...

    Крайний прыжок, профессор, "крайний".
    Не зарекайтесь...)))

    Еще раз - примите мои поздравления.
    drinks
    Алексей.

    Д-5
    1. TribunS 11 ноября 2014 18:10
      Предположение, что меня вытолкнули из самолета неверно... Было так, как рассказано... Помню рассказ одного нашего преподавателя о его первом прыжке с парашютом в армии... Он так боялся прыжка и так трясся, что инструктор его "пожалел" и предложил посидеть перед "очком" (дверью самолета), чтобы успокоиться... А, когда тот, обрадовшись задержке прыжка присел, то инструктор пинком в "пятую точку" выставил его из самолета...
      TribunS
      1. Aleks тв 11 ноября 2014 19:36
        Цитата: TribunS
        Предположение, что меня вытолкнули из самолета неверно...


        Олег, вы про эту мою фразу?
        Цитата: Aleks тв
        Предположу что вас выкинули с "Дуба".

        Имел ввиду что возможно вы прыгнули с парашютом Д-1-5У...
        А не с Д-5 и стандартной высоты для в 1000м.

        Уж простите великодушно мой грубый армейский сленг.
        С Уважением
        Алексей.
        1. TribunS 11 ноября 2014 22:10
          Всё нормально... Я не спец: парашют был десантный,большой и куполообразный с ручками управления на груди, а за спиной запасной парашют... Марку парашюта не знаю, да меня она, честно говоря, и не интересовала... Парашют был в заспинном чехле и был соединен тросиком со штангой в самолете... А, прыжок мы совершали с 500 метров, так договорился курирующий нас товарищ... И мы были сами по себе, и никого не представляли... Наверное, старожилы-парашютисты в смышляевском аэропорту до сих вспоминают наш прыжок...
          TribunS
  5. кэп54 12 ноября 2014 21:08
    Я во время своего первого прыжка в армии - потерял сапог и чуть было не отморозил ногу, т.к. остался босиком (портянка тоже улетела, а прыгали осенью - в конце сентября - начале октября), во время второго прыжка - пробежался по куполу парашюта, который раскрылся ниже меня... Всю дорогу орал от страха, думал, что в результате всего этого разобьюсь!!! По приземлению, от старшины получил по полной, по сусалам и больше никогда в жизни не прыгал с высоты больше 2-х метров, но память о прыжках осталась на всю жизнь!!! Кстати, значок о прыжках (парашютик с цифрой 2) благополучно куда-то потерялся через год после этих событий...
  6. Liasenski 13 ноября 2014 16:18
    Свой первый прыжок помню как сейчас. Парашют Д-5 серии 2, после выхода с самолета, стабилизирующий- держит тебя как кошка котенка за шиворот,121-122-123, а после кольца- необъяснимое чувство свободы и резкий рывок открытия основного парашюта, и конечно песня "САУКА ДЫ ГРЫШКА ЛАДЗIЛI ДУДУ, ОЙ ДУДУ-ОЙ ДУДУ,ЛАДЗIЛI ДУДУ", потом наслаждение в течении 3 минут самим парением и резкий бросок снова вверх при приземлении. ЛЕПОТААА!!!
  7. птс-м 18 ноября 2014 14:43
    автору респект.молодец.действительно не всякий рискнет совершить прыжок с самолета.в поступках выявляется характер человека.
  8. alexvdv78 1 декабря 2014 08:21
    Автор смелый человек раз решился на прыжок в таком возрасте и без подготовки. Не знаю у кого как,но у нас ни кому пинка под зад не давали для отделения от самолёта или вертолета,можно потерять стабилизацию падения и не дай бог при этом перепутаться с фалом стабилизирующего парашюта,то последствия будут печальными. Такой случай был у нас. Правда его не выпинывали,а он сам решил сделать затяжной прыжок перехватив стабилку, но промахнулся рукой мимо,фал запутался вокруг руки и когда сработал прибор,купол стал выходить и запутал его в стропах...А в первый раз было не страшно,было интересно. А вот во второй раз уже страх закрался. Находились даже кто в вертолете дергал за кольцо,чтоб не прыгать. Но их потом переводили или в обеспечение,или в другие части. Попадал и в ситуацию как у автора: чуть крутнул стропы при зачековке в соты,при раскрытии купола получил удар по ушам,благо был в зимней шапке. Прыгал после армии в досаафе,но было страшновато из-за неизвестного человека кто укладывал тебе парашют,в армии то сами укладывали себе и все вопросы к себе. А у автора хорошо,что всё так закончилось. А ещё было посвящение:ставишь свой парашют перед собой на землю,принимаешь положение как перед отделением,а сзади двое хлопцев раскручивают сумку с парашютом и по команде бац под пятую точку,а ты летишь кувырком через свой парашют под общий гогот. Автору благодарность за воспоминания!
  9. TribunS 7 января 2015 22:30
    Это интересно (автору, отправитель: Шатун ВДВшный, 07.01.15): "Ваш парашют был уложен правильно. Причиной подобного явления (закручивания строп) является отсутствие твердых навыков действий парашютиста при отделении от самолета, т.е. тренировки на земле. Явление распространенное, я наблюдал его десятки раз. Закручивание происходит за секунды в момент раскрытия основного купола - он при раскрытии не вращается вокруг своей оси, а парашютист - да, продолжает вращение, полученное из-за выставленного локтя, не подобранных под себя ног, отсутсвия всякой группировки. "Бед?
    ?" молодого пополнения.
    Если не лень - посмотрите видео...несмотря на хорошую песню - это называется "БП", беспорядочное падение...начиная с 2.29
    Всмотритесь Не сочтите за критиканство. С РОЖДЕСТВОМ!
    если видео не открывается - в ютубе наберите в поиске " Лишь недавно учились вы в классе 10-м... "

    Возможно, что знания парашютиста Шатуна ВДВшного кому-то сослужат добрую службу!
    TribunS
    1. alexvdv78 13 января 2015 06:51
      Ага,я всегда когда смотрю этот фильм,смотрю на отделение бойцов. Этот фрагмент фильма можно использовать в качестве учебного пособия по ВДП. Сразу видно солдат,у которых не первый прыжок и перворазников. У меня даже жена научилась видеть правильное отделение и не правильное.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня