Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Совместное поколение

Создание нового вооружения требует межгосударственной кооперации

Разработка оружия нового поколения все чаще заставляет производителей искать интеграционные решения. Отечественный и западный опыт тому пример.

В законе «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» определено, что такое сотрудничество относится к деятельности в области международных отношений. Именно внешнеполитическая составляющая играет существенную роль в организации совместного производства оружия. Обеспечение безопасности, поддержание обороноспособности мировых держав, проведение ими своего внешнеполитического курса диктуют жесткие условия и в значительной степени исключают иностранную зависимость.


“ Минобороны США допускает к сотрудничеству лишь те компании, которые могут либо привнести новые технологии, либо снизить стоимость узлов ”
В свете последних международных событий получение передовых технологий от ведущих производителей оружия (к ним относятся в первую очередь западные страны) остается для России проблематичным. Даже в такой выгодной для Франции сделке, как строительство универсальных десантных кораблей типа «Мистраль», проявилась вся сложность наших нынешних взаимоотношений с Западом.

Разработка и производство нового поколения образцов оружия требует выделения больших финансовых средств, что ложится тяжким бременем на бюджеты стран. Нельзя не учитывать, что оборонная промышленность является той сферой хозяйства, которая максимально подвержена действию закона масштаба производства: чем больше серийность изготавливаемой продукции, тем выше экономический эффект. В этих обстоятельствах развитие интеграционных процессов при создании высокотехнологичных дорогостоящих систем оружия XXI века становится неизбежным.

К глобализации военного производства ведет и принятие странами-импортерами офсетного законодательства. К примеру, в Индии при заключении контракта на три миллиарда рупий (62 миллиона долларов) 30 процентов суммы должно быть затрачено на нужды местных производителей. Кроме того, Нью-Дели объявил о снижении импорта вооружений с 70 до 30 процентов в течение десяти лет. Такие условия заставляют крупных поставщиков оружия создавать на территории Индии совместные предприятия.

Основой международного сотрудничества в этой сфере являются межправительственные соглашения, которые контролируются национальными Министерствами обороны. Программы создания вооружения и военной техники – объекты целенаправленного государственного регулирования, включающего все этапы реализации проекта – от выдачи тактико-технических требований до организации серийного производства.

При размещении заказов по межгосударственным программам используются два подхода. Работы могут распределяться согласно имеющейся специализации партнеров по выпуску определенной номенклатуры изделий. Другой подход предусматривает дублирование изготовления комплектующих, что приводит к увеличению расходов, но обеспечивает независимость национального производства от кооперационных поставок.

JSF, «Тайфун», «Барак»

Соединенные Штаты Америки, которые в принципе могут позволить себе в полном объеме профинансировать и обеспечить создание сложнейших систем вооружений, также идут по пути интеграции производства. В частности, для разработки самолета пятого поколения по программе «Единый ударный истребитель» (Joint Strike Fighter – JSF) в США был образован консорциум. В него вместе с головной компанией Lockheed Martin вошли Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Allison, Rolls-Royce и British Aerospace. Программу предлагали совместно профинансировать США, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Турция, Австралия, Норвегия и Дания. Политика Минобороны США в отношении стран, выразивших желание активно участвовать в НИОКР и производстве самолета, сводилась к тому, чтобы допустить к сотрудничеству лишь те компании, которые могут либо привнести новые технологии, либо снизить стоимость узлов, доверенных им для изготовления. В ином случае страну-партнера ограничивали финансовым участием.

Совместное поколениеПри утверждении программы было принято решение по унификации: проектирование осуществлять с минимальными изменениями в конструкции, удовлетворяющими и ВВС, и ВМС, и морскую пехоту. Также учитывались экономические параметры для экспорта.

Особенности такого подхода с учетом резкого роста стоимости программ новой боевой техники прекрасно проиллюстрировал бывший глава фирмы Lockheed Martin Норман Огастин. Он подсчитал, что начиная с возникновения класса истребителей стоимость разработки нового самолета за каждое десятилетие вырастала вчетверо. При сохранении этой тенденции к 2054 году на весь военный бюджет США возможно заказать разработку единственного типа боевого самолета. И этот «бриллиантовый» самолет будет три с половиной дня в неделю эксплуатироваться ВВС, вторую половину недели – флотом, а в особо успешные годы один день в неделю будет отдан авиации Корпуса морской пехоты.

Вопросу совместной разработки и производства сложных современных систем оружия уделяется огромное внимание и в Европе. В этом контексте интересна программа создания самолета «Тайфун», который выпускается в четырех вариантах: по одному для каждого члена консорциума Eurofighter («Еврофайтер»). Соглашение о начале производства подписали министры обороны Великобритании, Германии, Италии и Испании в 1997 году. Под консорциумом понимается временное объединение независимых компаний с целью координации их промышленной деятельности для достижения единого результата, в данном случае – выполнения межгосударственных программ. Действия участников объединения организуются головной фирмой (лидером). При этом ответственность перед заказчиком солидарная.

Все подрядчики, входящие в консорциум, производят агрегаты для каждого из заказанных самолетов:

-Alenia Аеronautica (Италия) – левое крыло, внешние флапероны, заднюю секцию фюзеляжа;
-ВАЕ Systems (Великобритания) – переднюю часть фюзеляжа, фонарь, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, заднюю секцию фюзеляжа;
-ЕАDS Deutschland (Германия) – центральную часть фюзеляжа, центроплан;
-ЕАDS САSА (Испания) – правое крыло, предкрылки.

Окончательная сборка осуществляется национальными предприятиями на четырех линиях.

Значительный опыт в области совместного производства вооружений имеет Израиль. Один из таких проектов – совместная программа по разработке и производству корабельного зенитного ракетного комплекса (ЗРК) большой дальности LR-SAM и наземного ЗРК средней дальности МR-SАМ, более известного по израильскому обозначению как «Барак-8». В ней участвуют индийская Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) и объединение Israel Aerospace Industry.

«Барак-8» – ракета среднего радиуса действия, предназначенная для отражения воздушных угроз: перехвата самолетов, БЛА, противокорабельных и крылатых ракет. В израильских средствах информации разработка подается как способная обеспечить защиту от российской КР «Яхонт», представляющей, по мнению Иерусалима, угрозу в связи с поставками этого оружия на Ближний Восток.

Программа LR-SAM начата в 2006 году. Поставка ракет ВМС Индии должна была состояться в 2012-м. Ракеты «Барак-2» заменят российские «Осу-М» и «Волну РЗ-31», состоящие на вооружении ВМС Индии.

Соглашение по проекту MR-SAM подписано в 2009 году. Ракеты планируется поставить в 2017-м. Однако в индийской прессе заявлялось, что оба проекта отстают от запланированного графика, в том числе из-за отсутствия передачи технологий, вследствие чего проводимые испытания заканчивались неудачей. В то же время отмечалось, что ждать, когда Иерусалим поделится технологией с Нью-Дели, «было бы несправедливо. Такие вещи уточняются до начала работы совместного предприятия». Любопытно, что газета The Indian Express в начале проекта LR-SAM в 2006 году писала: «Как отмечают индийские военные, работать с израильтянами гораздо проще, чем с русскими, поскольку последним свойственны «традиционные задержки».

Российский опыт

В нашей стране успешным примером ВТС является инициатива ОАО «ВПК «НПО машиностроения» по созданию совместного предприятия с ограниченной ответственностью «БраМос», зарегистрированного в Нью-Дели. С индийской стороны участником стала DRDO. Устав компании разработан на основе индийского закона (1956 год) и предусматривает деятельность в области проведения исследований мирового рынка потребностей и поставки аэрокосмических изделий, их разработки, производства, ремонта, импорта и экспорта в пределах, полностью разрешенных правительствами обеих стран.

Доли соучредителей «БраМос» в уставном капитале определены следующим образом: НПО машиностроения имеет 49,5 процента, DRDO – 50,5 процента. Распределение акций отвечало действующему на тот момент индийскому законодательству, в соответствии с которым доля DRDO в совместной организации, зарегистрированной в стране, должна быть более 50 процентов.

Для финансирования совместного предприятия за счет взносов в уставной капитал НПО машиностроения использовало заемные средства, полученные от Министерства финансов на возмездной основе, а индийский партнер – прямой безвозмездный взнос правительства. Источник финансирования – государственный долг Индии перед Россией.

Основополагающим документом для создания совместного предприятия стало межправительственное соглашение. Его проект прорабатывался на основании решения президента РФ в полном соответствии с российским законодательством. При этом нащупывались новые пути взаимодействия.

Первые переговоры прошли в Индии в 1994 году. С российской стороны в них участвовали представители аппарата правительства, промышленных ведомств, государственного посредника и НПО машиностроения. Переговоры закончились подписанием протоколов (о намерениях и рабочего). В 1995-м согласовано технико-экономическое обоснование, заключен договор о создании совместной организации.

Для контроля ее деятельности по обязательствам, вытекающим из межправительственного соглашения, был создан Наблюдательный совет.

В ходе детальных переговоров подготовлена схема совместной разработки и производства ракетного комплекса, которая на начальном этапе не предусматривала передачу технологий и ноу-хау. Изготовление систем и агрегатов осуществляется стороной, разработавшей документацию на эти комплектующие. Сборочным заводам в России и Индии поставляются готовые агрегаты в количестве, необходимом для производства согласованного числа ракет.

В результате работ с использованием научно-технического задела противокорабельной ракеты «Яхонт» создана унифицированная, запускаемая с различных типов носителей КР «БраМос» с элементами управления индийской разработки: бесплатформенной инерциальной системой наведения и специальной бортовой вычислительной машиной.

С 2001 года по настоящее время проведено несколько десятков успешных пусков с наземных установок и индийских кораблей. Подтверждены высокая эффективность и надежность КР.

Благодаря активной и дальновидной политике руководства НПО машиностроения удалось в тяжелые для российского ОПК годы сохранить кадровый потенциал и восстановить производство на предприятии, поскольку к середине 90-х его основные мощности были законсервированы. В целом работы по созданию КР «БраМос» помогли значительному числу предприятий ОПК. В проекте было задействовано более 200 предприятий различных отраслей промышленности.

Всеобъемлющий анализ приведен в монографии генерального директора – генерального конструктора ОАО «ВПК «НПО машиностроения» Александра Леонова «Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами по совместному созданию образцов ракетной техники».

Проект «БраМос» является практическим примером реального стратегического партнерства. Он показывает, что поддержание оборонного потенциала и сохранение позиций России на международном рынке вооружений может быть обеспечено привлечением к финансированию и проведению работ по созданию дорогостоящей продукции военного назначения стратегических партнеров России.

Президент Владимир Путин на заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами отметил: «Создание совместных предприятий не просто снижает затраты на разработку и выпуск новой военной техники. Сложение финансовых, научно-технических и производственных возможностей разных стран позволяет вывести межгосударственные отношения на длительное партнерское взаимодействие, делает нас полноценным участником процессов интеграции в мире. Россия уже обладает опытом успешного сотрудничества в этой области. Яркий пример – работа российско-индийской компании «БраМос».

Оборонная глобализация

Вопрос совершенствования совместного производства вооружений актуален и для Организации Договора о коллективной безопасности. В этих целях Межгосударственной комиссией по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ подготовлено Соглашение об общих принципах создания межгосударственных НПО по выпуску продукции военного назначения. Документ подписан главами государств – членов ОДКБ 10 декабря 2010 года и ратифицирован в России в 2012-м.

В нем заложена правовая база для создания совместных организаций. Их хозяйственная деятельность определяется учредительными документами в соответствии с юрисдикцией, в которой регистрируются предприятия. При перемещении ПВН и товары для ее производства освобождаются от таможенных пошлин на основании перечня, согласованного уполномоченными органами сторон. Соглашение позволяет эффективнее решать проблемы, касающиеся проведения и реализации единой военно-технической политики, упрощения механизма ВТС в сфере совместного производства, а также обеспечить перспективы сохранения и развития национальных предприятий.

Представляется, что часть основных принципов в отношении оперативного принятия решений на вывоз продукции военного назначения и упрощения процедур по ее перемещению, заложенных в указанном международном договоре, можно было бы распространить на деятельность всех совместных предприятий, зафиксировав их в соответствующих нормативных документах. Необходимо создавать правовые и финансовые условия для осуществления совместных проектов разработки и производства ПВН.

Современные тенденции в оружейном бизнесе все в большей степени заставляют переходить на интеграционные пути создания сложных систем вооружений нового поколения. Интеграция военного производства позволяет за счет объединения внутренних рынков значительно увеличить серийность, поднять эффективность и рентабельность производства. Совместную разработку и изготовление ВВТ целесообразно строить на основе межгосударственных программ. В первую очередь инициаторами такого взаимодействия могли бы выступать военные ведомства государств.

Министерство обороны США, принимая во внимание объективную неизбежность глобализации процессов в оборонной промышленности, предложило дифференцированно подходить к продвижению вооружений в различных сегментах мирового рынка оружия, разделив государства-контрагенты на группы по различной степени взаимодействия и интеграции:

-Великобритания, Канада, Австралия, Нидерланды и Норвегия;
-Франция, Германия, другие государства – члены НАТО, а также союзные и дружественные США государства;
-Россия, Китай и прочие страны мира.


Таким образом, долгосрочное взаимодействие при организации совместной разработки и производства высокотехнологичного современного оружия может развиваться на основе блоковых, союзнических и стратегических отношений. Для России к такому ближайшему кругу иностранных партнеров относятся страны – участники ОДКБ, СНГ, ШОС и БРИКС, а также государства, с которыми имеются особые договоренности.
Автор: Алексей Перловский
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/22621


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. rotmistr60 12 ноября 2014 14:13
    Для России к такому ближайшему кругу иностранных партнеров относятся страны – участники ОДКБ, СНГ, ШОС и БРИКС, а также государства, с которыми имеются особые договоренности.

    И что дальше? Как я понял страны должны разрабатывать оружия, исходя из "блокового принципа". Так мы никогда не разрабатывали оружие совместно с Сша, Англией и др. странами НАТО. Это равносильно добровольной сдачи противнику.
    1. Гигант мысли 12 ноября 2014 14:50
      Всё же ВТС с иностранными государствами это палка о двух концах, в чём мы успели убедиться на примере Украины и западных стран.
    2. Комментарий был удален.
  2. mazhnikof.Niko 12 ноября 2014 14:14
    Как мне понятно, на путь здравого смысла автор, ни стал! "Мистралей" ни достаточно. Продолжаем...?!
    mazhnikof.Niko
  3. Комментарий был удален.
  4. Sandi 12 ноября 2014 14:18
    Надо своё уметь хорошо делать, тем более для обороны, а не становиться заложниками чужих технологий.
    Sandi
    1. OldWiser 12 ноября 2014 17:46
      Безусловно! В области вооружений - основа безопасности государства - это независимость от зарубежных поставщиков и технологий.
  5. Bort Radist 12 ноября 2014 14:40
    Разрабатывать оружие совместно с вероятным противником - большие деньги и технологии на ветер.
    Страна сумевшая создать самостоятельно оружие нового поколения непобедима. Так есть только три союзника .......
  6. Сергей Медведев 12 ноября 2014 14:44
    Чужие технологии нам не очень то и дают. Особенно с Запада. А на востоке нет таких технологий, которые нам нужны. Это мы раздаём свои технологии разными способами всяким индусам. Международная кооперация в деле производства вооружений допустима со странами ОДКБ, а остальные пусть покупают готовое оружие и обслуживание этого оружия. США поступают правильно в этой области. Привлекают союзников к разработке и производству (на территории США), а потом рассчитываются с партнёрами оружием, сделанным в США. Вот они реально ни от кого не зависят, от них зависят все их партнёры. Ну или вассалы.
  7. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня