Истребитель пятого поколения – главная новинка МАКСа

3
Истребитель пятого поколения – главная новинка МАКСа


Во вторник в подмосковном Жуковском, на территории Летно-исследовательского института им. Громова, стартовал юбилейный 10-й Международный авиакосмический салон – МАКС-2011. Как сообщают в пресс-релизе организаторы салона, на МАКС будут демонстрироваться более 240 летательных аппаратов из России, США, Франции, Италии и других стран.

Но, как известно, в первую очередь МАКС – это демонстрация военной техники, и российская сторона выставила на статической площадке полный спектр самолетов и вертолетов, стоящих на вооружении РФ. Всего в экспозиции ВВС России представлены 17 образцов авиационной техники, стоящих на вооружении. Среди них – самолеты Ту-160, Ту-95МС, А-50, Ил-76МД-90, МиГ-29СМТ, МиГ-35, Як-130 и вертолеты Ми-8МТШ, Ми-26, Ми-28, Ка-52, «Ансат». Разработчик Т-50, компания «Сухой», также покажет уже знакомые широкой публике самолеты Су-27СМ, Су-30МК2, Су-34, Су-35, Су-25СМ.

Но основной новинкой МАКС и российскими, и зарубежными экспертами единодушно и загодя был назван новый российский истребитель пятого поколения, известный также как перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА). Эксперты утверждают, что по многим параметрам российский самолет более эффективен, чем его американские аналоги – F-22 «Раптор» и F-35 «Лайтинг». В Пентагоне также высоко оценивают российскую новинку и даже выражают опасения, что начинают утрачивать свое технологическое первенство в данной сфере. Как заявлял в конце мая заместитель начальника штаба ВВС США по военным операциям и планированию генерал-лейтенант Герберт Карлайл, выступая перед членами Комитета по делам Вооруженных сил Сената, именно создание российского ПАК ФА является индикатором такой угрозы.

Что, однако, любопытно: российские либеральные СМИ уже попытались высмеять новый самолет. Известный российско-израильский интернет-ресурс ехидно заявил, что «на истребителях пятого поколения летали еще 20 лет назад». Известный своей «объективностью» военный обозреватель интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц уничижительно заявил: «Это все – разработки советского времени, а вовсе не современные. Отсутствие свежих разработок показывает слабость нашего военно-промышленного комплекса». «Мы ничего особо не знаем об этом истребителе пятого поколения, даже не можем сказать, принципиально ли это новый самолет – футуристический самолет-невидимка, сравнимый с американскими боевыми машинами F-22 и F35, – или это – улучшенная версия хорошо известного старого», – считает Гольц.

Поэтому требуется внести некоторую ясность в этот вопрос. Как уже рассказывал КМ.RU, разработка истребителя пятого поколения для ВВС России действительно ведется достаточно давно. Главной задачей конструкторов было создание самолета, способного заменить в составе нашей авиации истребители четвертого поколения – Су-27 и МиГ-29. Эти работы начались еще в советские времена, в конце 1980-х гг. Учитывая то, что тогда, да и в последующие годы творилось со страной, неудивительно, что до конца 90-х ничего толком сделано не было.

Правда, специалисты говорят, что к середине 90-х ОКБ Микояна разработало некий проект «1.44», а ОКБ Сухого – «С.37», но из-за отсутствия финансирования эти проекты развития не получили. Более того, с началом 2000-х, когда деньги у авиаразработчиков стали появляться, стало ясно, что эти проекты стремительно устаревают, и если на их основе запустить новые самолеты в серию, то наша авиация получила бы с 10-летним опозданием истребители, неспособные тягаться с американскими F-22, как раз тогда запущенными в серийное производство. В итоге было принято решение о разработке принципиально новой машины. Свои варианты предложили все «истребительные» КБ России – Сухого, Микояна и Яковлева. В итоге КБ Сухого стало головным разработчиком машины, которая получила фирменный индекс Т-50. Но это – условное название, на время разработки. Когда он встанет в воинский строй, он получит традиционное имя для всех самолетов ОКБ «Сухой» с соответствующим номером.

Термин «пятое поколение» также сам по себе достаточно условен. Когда-то такую градацию авиатехники связывали с установленным на ней двигателем. Поршневой движок заменяли турбовинтовым, тот – газотурбинным и т. д. Соответственно говорили о появлении нового поколения самолетов. Сейчас подход – совершенно иной: во внимание принимаются множество показателей, в т. ч. конструкция планера и силовой установки, возможности бортовой аппаратуры, автоматизация всех процессов в полете, боевая эффективность. Что-то мудрить с фюзеляжем или, скажем, устанавливать на «пятерку» крылья обратной стреловидности в «Сухом» не захотели. Внешний облик Т-50 здорово напоминает классические формы Су-27: та же «вздернутая» кабина пилота, те же два киля в хвосте…

Главные сюрпризы таятся в новых композиционных материалах, из которых сделали машину (применялись даже нанотехнологии), и мудреной начинке. Самолет оснащен принципиально новым комплексом авиаоники, интегрирующим функцию «электронного пилота», и современной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика, дает ему возможность сосредоточиться на выполнении тактических задач. С помощью уникального бортового оборудования пилот может в режиме реального времени обмениваться данными не только с командным пунктом, но и с коллегами по авиагруппе. Аэродинамическая компоновка машины, покрытый по технологии «стелс» планер, устройство охлаждения отработанных газов делают ее практически незаметной на радарах и позволяют днем и ночью, в любых метеоусловиях уничтожать воздушные и наземные цели, причем одновременно атаковать высокоточным оружием сразу несколько объектов. Впервые 8 из 16 авиационных ракет самолета спрятаны в его фюзеляже. Самолет сможет действовать как истребитель и бомбардировщик, штурмовик и воздушный разведчик. Такая многофункциональность особенно важна при длительном полете на сверхзвуковых скоростях. Ее обеспечит многократная дозаправка в небе.

Кроме того, Т-50 готов стартовать и садиться на полосу длиной всего 300-400 м. Известно также, что на опытные и первые серийные машины будут устанавливаться созданные НПО «Сатурн» двигатели 117, разработанные на основе семейства АЛ-31. Специалисты классифицируют новый самолет как истребитель тяжелого класса с взлетным весом свыше 30 тонн, примерно соответствующий по своим размерам самолетам Су-27. Также сообщается, что бортовую РЛС для Т-50 разрабатывает НИИ приборостроения им. Тихомирова, где создана РЛС «Ирбис» для «промежуточного» самолета Су-35БМ. Судя по всему, радар и система управления огнем новой машины будут созданы на основе систем, которые пройдут испытание на «тридцать пятом».

Накануне открытия МАКС-2011 президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян подтвердил, что Т-50 должен поступить на вооружение в 2016 году, а в настоящее время испытания проходят три опытных самолета. Еще два истребителя пятого поколения планируется произвести и подключить к программе испытаний до конца года, уточняет РИА «Новости». По словам Погосяна, также до конца 2011 года ОАК поставит Минобороны РФ более 20 боевых самолетов. ОАК планирует до конца года подписать с Минобороны контракты на поставку палубных истребителей МиГ-29К и учебно-боевых самолетов Як-130. «В области военной авиации мы уже подписали контракт на модернизацию и ремонт МиГ-31, а также ряд контрактов по сервисному обслуживанию. До конца года мы должны подписать контракты по Як-130 и МиГ-29К», – заявил Михаил Погосян. Он отметил, что подписание новых контрактов произойдет уже после завершения МАКС-2011.

После 2015 года российскому военному ведомству планируется передать 10 самолетов Ан-124 «Руслан». Российский Ан-124 считается крупнейшим серийным транспортным самолетом в мире. Он был создан для транспортировки по воздуху пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и проведения масштабных десантных перевозок. По словам Михаила Погосяна, сейчас ведется работа по ремонту и модернизации Ан-124, которые уже имеются у Минобороны, и планируется осуществлять глубокую модернизацию самолетов этого типа. А всего в рамках Госпрограммы вооружения, рассчитанной на период до 2020 года, сообщил Погосян, Минобороны закупит более 100 военно-транспортных самолетов.

Всего ОАК в рамках авиасалона МАКС-2011 планирует подписать контракты на поставку около 100 самолетов. При этом на авиасалоне корпорация не планирует подписывать контракты по транспортным и военным самолетам.

Михаил Погосян также сообщил, что компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) до конца этой недели передаст «Аэрофлоту» второй самолет Sukhoi SuperJet-100. Сейчас в эксплуатации находятся всего два самолета SSJ-100: один – у «Аэрофлота» и один – у «Армавиа». Всего ГСС планировали в 2011 году произвести 14 таких самолетов и поставить «Аэрофлоту» 10 из них. Ранее сообщалось, что в ходе МАКС-2011 корпорация «Иркут», которая входит в ОАК, подпишет с Ростехнологиями контракт на поставку 50 самолетов МС-21 для «Аэрофлота» и 24 самолетов SSJ.

Строго говоря, все это – не так уж и много, поэтому либеральные СМИ не преминули заявить, что МАКС «продемонстрирует как мощь, так и немощь российского военно-промышленного комплекса». «По многим видам современной авиационной техники страна значительно отстает от мировых лидеров – не только США и Европы, но уже и Китая», – пишет, к примеру, «Независимая газета». Она подчеркивает, что «в России перестали выпускать свои дальнемагистральные пассажирские лайнеры, резко отстают в создании дистанционно пилотируемых аппаратов, интеграции их с ударными и огневыми комплексами, в разработке новых композиционных материалов, средств электронного противодействия, связи и навигации. Утрачены многие важные технологии».

К сожалению, эти замечания во многом справедливы. Не уточняется только, что это – прямой результат т. н. «либеральных реформ». Так что причитания либеральных СМИ по данному поводу сильно смахивают на крокодиловы слезы. Тем не менее, несмотря на гигантский ущерб, нанесенный за минувшие десятилетия как военному, так и гражданскому авиастроению, окончательно его уничтожить все же пока не удалось.

Как сообщил директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Юрий Слюсарь, на МАКС планируется подписать все контракты по гособоронзаказу в авиационно-космической сфере. Ожидается, что всего на МАКС будет заключено контрактов более чем на $3 млрд, причем речь идет как о военных контрактах, так и о гражданских. Так, ОАО «Авиакомпания «Ютэйр» планирует подписать твердый контракт с компанией «Сухой» на поставку 24 новейших пассажирских лайнеров Sukhoi SuperJet 100.

Вообще в этом году МАКС станет единственной выставкой в мире, на которой можно будет увидеть самые большие пассажирские и транспортные самолеты, отметил Слюсарь.

Самый амбициозный проект самолетостроения, магистральный МС-21, реализуется, хотя и не без сложностей, признал он. Большое количество программ носят статус международных – этим объясняется присутствие в этом году свыше 30 иностранных фирм.

На МАКС, к примеру, впервые прилетели самые большие в мире пассажирские авиалайнеры – американский Dreamliner Boeing-787 и франко-немецкий аэробус А-380 европейского концерна EADS. В том и другом самолете до 40-50% оснастки (узловые детали фюзеляжа и шасси) изготовлено из российского титана и на российском предприятии. Впрочем, это – прямой результат международной кооперации в сфере авиастроения. Со своей стороны, российский SuperJet-100 тоже создается с многочисленными комплектующими, произведенными крупнейшими мировыми авиастроительными корпорациями.

На МАКС, помимо авиатехники, будут широко представлены средства ПВО, в сфере которых Россия традиционно играет лидирующую роль. На открытой и закрытой площадках выставлены комплексы С-300, включая «Антей-2500» и «Фаворит», С-400, самоходная огневая установка на колесном шасси из состава зенитного ракетного комплекса «Бук-М2Э», боевые машины из состава других комплексов, трехкоординатная радиолокационная станция и другие образцы вооружений. Впервые демонстрируется в виде моделей зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2К» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении.

Ракетно-космическая отрасль страны впервые открывает для широкого показа макеты перспективной ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъемности для космодрома «Восточный» и перспективного пилотируемого корабля. Также впервые посетители увидят контейнерный комплекс ракетного оружия «Клаб-К» в 40-фунтовом варианте исполнения в виде натурального образца. Новинка способна поражать надводные и наземные цели крылатыми ракетами.

По уже установившейся традиции, украшением МАКС-2011 станет красочная и насыщенная летная программа. Российские пилотажные группы, а также лучшие летчики-испытатели страны совершат полеты на современных истребителях и гражданских самолетах. В день открытия «Русские витязи» и «Стрижи» при групповом полете из пяти Су-27 и четырех МиГ-29 впервые покажут «бочку» одновременно всем составом. В сложной и насыщенной программе группового пилотажа «Русских витязей» в первый включен роспуск «тюльпан», который будет эффектно завершаться фигурой «колокол» синхронно сразу четырьмя самолетами, сообщает ИТАР-ТАСС. «Соколы России» покажут зрителям и специалистам маневренный воздушный бой пара на пару на малых высотах и в ограниченном пространстве с применением оборонительно-наступательных тактических приемов. Сложность и необычность этого показа заключаются в том, что воздушный бой, происходящий в реальных условиях на больших высотах и расстояниях, демонстрируется для зрелищности на высотах от 200 до 2000 м.

Объективность, однако, требует, чтобы наряду с вышеперечисленным был упомянут и прозвучавший очень тревожный сигнал. Речь идет об интервью в «Московском комсомольце» Героя России, летчика-испытателя Магомеда Толбоева. Его заявление, сделанное изданию, о том, что «вот уже 20 лет как русскую авиацию убивают», как минимум заслуживает пристального внимания.

«Такой школы, какая была у русских летчиков, нет и не будет. Сколько можно? Я – офицер. Мне больно и стыдно за то, что происходит. Мы разбазарили все, что было сделано с запасом для внуков, и ничего не создали взамен», – говорит Толбоев. Он также заявил: «Сегодня я один сражаюсь за то, чтобы «Витязи» остались. Я один против министра обороны Сердюкова. Остальные молчат». «Дело вовсе не в «Витязях», а в аэродроме «Кубинка», который хотят продать одному миллиардеру, – пояснил он. – Он хочет целиком эту территорию под какую-то свою базу скупить. «Кубинку»! Центральную базу ВВС Московского военного округа!».

«20 лет назад, когда мы только начинали, именно «Кубинка» являлась нашим конкурентом как место для проведения авиасалона, – говорит Магомед Толбоев. – По подъездным путям, по открытости она еще лучше. Этот человек купит «Кубинку», купит остальное. Кто будет защищать Россию?», – с тревогой и возмущением спрашивает он. И, зная о склонности нынешнего руководства Министерства обороны РФ к «коммерческой эффективности» и «избавлению от непрофильных активов», опасения заслуженного летчика-испытателя кажутся вполне основательными.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. hellbringer
    0
    17 августа 2011 15:12
    Тем не менее, несмотря на гигантский ущерб, нанесенный за минувшие десятилетия как военному, так и гражданскому авиастроению, окончательно его уничтожить все же пока не удалось.

    Верней сказать несмотря на гигантские усилия со стороны руководства страны, окончательно уничтожить авиастроение все же пока не удалось. Жаль если "Кубинку" продаст Табуреткин, это будет серьезным ударом.
  2. escobar
    0
    17 августа 2011 19:55
    Вот полёт на МАКСе - впечатляет!
    http://rutube.ru/tracks/4729648.html?v=cbf4de33d0b93a15ff5eaaf97b9997df
  3. BOSS
    0
    17 августа 2011 19:57
    Новые самолеты это конечно хорошо!Вы их в серию поставьте,вот что главное,а то у нас каждая разработка мусолится мусолится,потом начинаем всяким индиям продавать,Сколько интересно СУ-35 у нас,а сколько у индусов?
  4. 0
    17 августа 2011 22:46
    Вот интересно, обычно на выставке выставляют то, что предлагается к продаже. А зачем выставлять Ту-95 и 160??? Разве можно продавать "налево" стратегические бомбардировщики? Ладно В-52 от америкосов представлен, как "легенда" холодной войны, а не тип самолёта для продажи какой-нибудь Малайзии... А наши бомберы зачем гонять и топливо и ресурс самолётов (коих и так мало) тратить???