Китайцы впервые продемонстрировали широкой публике истребитель 5-го поколения

71
Подняв в воздух многоцелевой истребитель J-31, Китай явно хотел произвести впечатление на гостей авиасалона «Airshow China-2014», среди которых он видит немало потенциальных покупателей новой машины, передаёт РИА Новости со ссылкой на «Financial Times».



Фотографии J-31 (в Китае его называют «Кречет»), который до сих пор находится в стадии разработки, уже давно появились в социальных сетях и блогах любителей техники, однако «живьём самолёт показали широкой публике впервые», – отмечает газета.

«Мы мечтаем о том, чтобы разрушить монополию иностранных государств на истребители пятого поколения. J-31 будет нашим флагманским изделием на мировом рынке вооружений», – заявил журналистам замруководителя авиапромышленной госкорпорации Китая Ли Юйхай.

Большинство наблюдавших за полётом – представители ВВС африканских и латиноамериканских стран, хотя среди них были и генералы из США, а также высокопоставленные военные из стран-союзниц Америки.

«Нас впервые официально пригласили на такое шоу», – сказал один из офицеров ВВС Испании.

«Аналитики говорят, что J-31 в конечном итоге будут приобретать те страны, которые не в состоянии покупать американский истребитель F-35», – пишет газета.

«Financial Times» отмечает, что «Кречет» пока не является чисто китайской машиной, поскольку на нём установлен российский двигатель. Впрочем, в дальнейшем разработчики надеются заменить его на отечественный.
  • Reuters
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    12 ноября 2014 14:45
    Молодцы китайцы, не сидят сложа руки. good
    1. Первуша Исаев
      +4
      12 ноября 2014 14:58
      у китайцев обратный отсчёт начали с 31001го ...
    2. +1
      12 ноября 2014 15:38
      Кто-то из наших конструкторов сказал, что только красивый самолёт может хорошо летать. Вот у китайцев он страшный. Но всё равно молодцы, что тут сказать.
      1. +7
        12 ноября 2014 15:43
        Это J-20 страшный. J-31 вполне симпатичный.
        1. +1
          12 ноября 2014 17:56
          не страшнее раптора ) даже если нет сверхзвуковой скорости без форсажа , эпр у китайца по любому низкая, (ниже су 35 наверно)
          1. +1
            12 ноября 2014 19:13
            На вкус и цвет... Раптора по красоте только Т50 может переплюнуть
          2. 0
            12 ноября 2014 20:47
            Вопрос в том сравнима ли китайская ЭПР с F-35 и Т-50. О Су-35 и речи не идёт.
            А насчёт "страшный-красивый". то из всех "пятых" уродцем мне кажется тоько китаец J-20. Ну ещё иранский макет конечно, но это больше в курьёзы.
      2. +2
        12 ноября 2014 15:48
        Цитата: vodolaz
        Кто-то из наших конструкторов сказал, что только красивый самолёт может хорошо летать. Вот у китайцев он страшный. Но всё равно молодцы, что тут сказать.

        Сказал то Туполев А.Н., а вот слизан их J-31 вероятно с американца,только пока движки подводят. Но думаю после поставки нами Су-35 китайцам,проблема будет решена(долго они за ними охотились!).
        1. 0
          12 ноября 2014 16:01
          http://paralay.com/lmfs.html
        2. -2
          12 ноября 2014 17:16
          Скоро у китайцев будет 5-е поколение, а у нас все бюджет так и будут продолжать пилить, а потом опять в Индию продадут че получится.
        3. 0
          12 ноября 2014 18:57
          ) движок скопируют и будет "полностью" китайский
          1. +1
            12 ноября 2014 19:38
            Китайцы АЛ-31ф и так копируют ,только это не мешает им продолжать покупать их у нас сотнями.
      3. +1
        12 ноября 2014 15:49
        Так если сравнить с самолётами 4го поколения, все малозаметные самолёты страшные. Угловатые, без плавных линий. Ничего не поделаешь.
      4. +5
        12 ноября 2014 15:57
        Цитата: vodolaz
        Кто-то из наших конструкторов сказал, что только красивый самолёт может хорошо летать.

        Ни кто то, а Андрей Николаевич Туполев yes hi
      5. +4
        12 ноября 2014 16:26
        то-то из наших конструкторов сказал, что только красивый самолёт может хорошо летать. Вот у китайцев он страшный. Но всё равно молодцы, что тут сказать.
        красота очень субъективная мера оценки wink
      6. 0
        12 ноября 2014 21:20
        Ракурс для фото не удачный, неказисто сбоку выглядит.
        Так намного лучше:
    3. 0
      12 ноября 2014 15:47
      Клюв слишком маленький у "кречета", надо полагать и локатор не сильно мощный стоит.
      1. +1
        12 ноября 2014 21:43
        Цитата: ShturmKGB
        Клюв слишком маленький у "кречета", надо полагать и локатор не сильно мощный стоит.

        мощный,AESA Radar тот ,что нав J-11B испытывали (обтекатель не меняли)


        1. L диапазон
        2. Он может отслеживать цель с ЭПР 0,1 м ^ 2 за 250 км
        3. Он может отслеживать цель с ЭПР 1 м ^ 2 за 450 км
        4. Радар состоит из 1760 (!) T/R модулей

        5. Китайцы хвалятся ,что будет много лучше, чем РЛС AN / APG-77 и AN / APG-81 , которыми оснащены F-22 и F-35 Lightning II.
        (AN / APG-77 может отслеживать небольшие цели на дистанции 230 км, ЭПР( RCS) > 2 м ^ 2)






    4. 0
      12 ноября 2014 19:40
      Вот бы Вы так ПАК ФА радовались)) Вот бы я удивился)))
    5. денис fj
      +1
      12 ноября 2014 22:19
      Китай не умеет создавать истребители с нуля. Им нужен прототип и чертежи, потом они могут что-то "улучшать". Так они и скопировали почти все наши истребители, но китайцы не могли скопировать f-35. У них нет ни чертежей, ни экземпляров(у американцев самих он не "доведен").

      Сколько смогли скопировали внешность, но будет ли это стелс? Думаю нет. Технология - это не только внешность. Уверен, что старушка С-300 увидит его дальше 100 км.
      В остальном, планер f-35 уступает су-35, и даже су-27, миг-29. Крутой начинки f-35 у Китая тоже нет.

      Так что их лучший истребитель на сегодня это j-11 и его палубная версия J-15(или по-нашему су-27, су-27к).
  2. +5
    12 ноября 2014 14:45
    А вы говорите - не летает. А вы говорите Китай - ксерокс. Что то таки могут черти узкоглазые. Молодцы.
    1. Алексaндр
      +3
      12 ноября 2014 15:16
      утюг тоже летает и что?
    2. +2
      12 ноября 2014 15:33
      уж очень смахивает на Ф-35, а скорее всего его жалкая копия, узкоглазые могут работать только ксероксами
    3. 0
      12 ноября 2014 15:42
      моон-выньте из него российский движок-сколько тогда потребуется китайцев чтобы его в небо закинуть? angry
      1. 0
        12 ноября 2014 20:50
        Там китайские движки. У китайцев пока проблемы с ресурсом, а так технологии двигателей четвёртого поколения они вполне себе освоили. Им интересны 117е от Су-35 дабы достичь уровня 4+, а там глядишь и материалы подтянут. И можно будет пытаться сделать (купить) пятое поколение.
  3. +8
    12 ноября 2014 14:46



    вот она китайская птаха
    1. +1
      12 ноября 2014 15:14
      нет восторга...
      так машина как машина
      не показали что может...
    2. +2
      12 ноября 2014 16:41
      Чёт турбина так дымит? И колесо переднее справа кривое))) А сушку мимо провезли, так она ТОП МОДЕЛЬ, по сравнению с китайцем fellow
      1. +1
        12 ноября 2014 21:35
        Цитата: meriem1
        Чёт турбина так дымит?

        у всех "дымит" (смотря как взлетать и какие погодные условия)




        Цитата: meriem1
        А сушку мимо провезли,

        Это уже не "Сушка", это J-15/16


        http://defendingrussia.ru/upload/images/ckeditor/5460a2b5ea6cf.jpg
        http://defendingrussia.ru/upload/images/ckeditor/5460a3754a1f1.jpg
    3. 0
      12 ноября 2014 17:30
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      вот она китайская птаха

      C первых кадров, в сравнении с машинами и фигурами людей, мне показалось что китайский воробей мелковат. Или не показалось, если сравнить с нашим истребителем ?
      А куда и сколько в такой вооружения впихивать ?
  4. +8
    12 ноября 2014 14:46
    А наш Т-50 все же элегантней смотрится , да и ТТХ у него немного получше будут.
    1. +2
      12 ноября 2014 14:59
      Ну наверное потому-что машины разные? Т50 это соперник Раптора, а это чудо Ф35
  5. +6
    12 ноября 2014 14:46
    на амеровский очень похож
    1. +1
      12 ноября 2014 14:59
      Цитата: dr.star75
      на амеровский очень похож

      Да.. на ф22-ой или ф35-ый, только с двумя движками.
  6. +9
    12 ноября 2014 14:47
    Молодца китайцы один в один п.индосов.ский F22 raptor. Хорошо у китайцев работают хакеры и копировальный аппарат.
    1. +2
      12 ноября 2014 14:57
      согласен что похож на F-22, вот только заднюю часть чуть изменили. А вообще мне все это напомнило видеоигру GTA вроде машина похожа на оригинал, но что-то все равно в ней изменено.
    2. +1
      12 ноября 2014 15:44
      Скорее уж F-35 с двумя движками, чем Раптор.
      1. 0
        12 ноября 2014 16:21
        Уважаемые у Ф35 как раз таки один двигатель а у 22 два двигателя
        1. 0
          12 ноября 2014 16:28
          Вообще-то я и сказал, что он больше похож на F-35, если бы у того было два двигателя, чем на Раптор. Общая тяга у них как раз на один движок F-35 и тянет. Общих черт с F-22 у него явно меньше.
  7. +3
    12 ноября 2014 14:50
    А чего это у него от кромок крыльев странные белые полосы идут? Скорость то при посадке и взлете не более 300 км/ч, а такое ощущение, что он закладывает крутой вираж на 1000 км/ч...

    Собственно хорошо что они свой самолет замутили, но вот про спрос - это вопрос отдельный ибо у их товаров например машин, цены не соответствуют качеству. Нормальные они получаются только при совместных проектах, например Qoros 3 (и тут евреи подсуетились laughing ), а поскольку самолет чисто китайский, то качество у него наверное будет не фонтан, особенно если учесть, что даже в самом Китае тачки отечественного производства не так уж и хотят покупать, по сравнению с иноземными тачками местного производства...
    1. +5
      12 ноября 2014 15:02
      А чего это у него от кромок крыльев странные белые полосы идут?

      ......Это жгуты сжатого воздуха, которые образуются на некоторых режимах обтекания крыла, как правило на законцовках - там они еще и закрученые...Такие вещи можно увидеть почти на всех самолетах при больших углах атаки крыла....Бывает такой эффект и на корневой части крыла .....Где т сегодня была фотка на сайте полета СУ-35, так там такое хорошо видно в корневой части крыла .... hi
      1. 0
        12 ноября 2014 15:09
        И чего у амеров и русов такие же завихрения про заходе на посадку с положительным тонгажом?
        1. +4
          12 ноября 2014 15:28
          ....Упс....Ладно по порядку...
          При обтекании потоком воздуха крыла на верхней части образуется зона пониженного давления, на нижней - повышенного. На законцовке крыла (т.к крыло не бесконечно) присутствует перетекание воздуха с нижней части на верхнюю(от повышенного давления к пониженному)- формируется воздушный жгут , закрученный в сторону пониженного давления.Т.к в воздухе всегда присутствует влага в виде водяного пара, то при расширении воздушной массы падает температура и давление и конденсируется влага,которую видно (пар - не обязательно вода кипит при 100град., при низких давлениях точка кипения гораздо ниже).....
          При положительном тангаже, на некоторых самолетах такое можно увидеть и в корне крыла.Природа этого такая же - сжатие и расширение воздуха. На том же су или миг это происходит на больших углах тангажа - на углах атаки близких к критическим( в корневой части происходит сжатие и перетекание воздуха на верхнюю часть крыла)....Ну где то так....
  8. Виктор Кудинов
    +1
    12 ноября 2014 14:55
    Главное, теперь любой, кому надо и очень хочется, сможет у китайцев купить истребитель пятого поколения. smile
    1. +1
      12 ноября 2014 15:46
      Любой, кому надо, могжет купить у китайцев однодвигательный лёгкий истребитель 4 поколения J-10. Но никто почему-то не спешит и предпочитает Грипены или американское б/у. Вряд ли тут ситуация сильно изменится, т.к. уже и европейцы подтягиваются, и некоторые новички на 5G зубки точат.
      1. +3
        12 ноября 2014 16:09
        Цитата: Basileus
        Любой, кому надо, могжет купить у китайцев однодвигательный лёгкий истребитель 4 поколения J-10.

        Не может.На десятке наши движки стоят,их реэкспортировать нельзя.На модернизированной уже китайские,но J-10B только пошел в серию.
        Вот когда в КНР будет производиться достаточное кол-во современных движков,кол-во способное обеспечить и внутренние потребности(огромные) и экспорт,вот тогда их машины начнут закупать.
        1. 0
          12 ноября 2014 16:21
          А в Пакистан их разве не продают?
          1. +1
            12 ноября 2014 17:54
            Цитата: Basileus
            А в Пакистан их разве не продают?

            В Пакистан JF-17 продают.Причем движки(те же РД-93 что и сейчас на J-31)у нас закупают.JF-17,кстати,многие интересуются,но все упирается в невозможность произвести достаточное кол-во копий наших двигателей.
            По J-10 шли долгие переговоры.Сейчас вроде бы договорились поставить J-10B с китайскими движками.Но в реале пока самолеты не поставляют.
  9. 3vs
    0
    12 ноября 2014 14:57
    Главное, что двигатель российский!
  10. rosom
    0
    12 ноября 2014 14:59
    внешне - вылитый раптор
    1. Алексaндр
      +1
      12 ноября 2014 15:16
      Кроме внешнего сходства ничего общего больше нет. Китайцы еще до уровня 4 поколения не дошли. Самолет к поколениям не по внешнему виду относят.
  11. +4
    12 ноября 2014 14:59
    Молодцы то конечно они - молодцы, но так часто меняются геополитические предпочтенья, особенно если у страны появляются мышцы, поэтому я с опаской поглядываю на такие метаморфозы. А китайцы конечно могут кричать ура. Щас они их как пирожки начнут штамповать. Есть о чем задуматься.
    1. 0
      12 ноября 2014 17:02
      Тут недавно прошла информация про то, что палубный "Супер Хорнет" американцы путём модернизации превратили в "самолёт первого дня" "Стелс Хорнет".

      Обратите внимание на картинку:
      1. 0
        12 ноября 2014 18:04
        Цитата: Лопатов
        Тут недавно прошла информация про то, что палубный "Супер Хорнет" американцы путём модернизации превратили в "самолёт первого дня" "Стелс Хорнет"

        И пытаются продать их индусам дабы использовать против КНР.В принципе это старая американская стратегия-загребать жар чужими руками.Их идеал-начать войну против КНР руками Индии,Японии и России.
        Для этого ,в частности, они накачивают Индию военными технологиями.Заодно рынок у нас и европейцев отнимают.
        Но конкретно в этом случае сомневаюсь,что им удастся продать Индии СтелсХорнет.
        1. +1
          12 ноября 2014 20:21
          Цитата: Одиссей
          Их идеал-начать войну против КНР руками Индии,...

          Почему-то думается, что, достаточно вооружившись, Индия сначала займётся Пакистаном, а не Китаем laughing
  12. +5
    12 ноября 2014 15:02
    И что - он завёлся, взлетел, полетал как беременная авиамодель и приземлился? Очень круто! Большой шаг вперёд! Да ещё и на движках РД-93! Я не знаю, кто кроме Пакистана, в добровольно-принудительном, купит эту весч.
    1. +2
      12 ноября 2014 15:49
      ПАК ФА первые полёты так и проводил, так что ничего страшного. А вот то, что суммарная тяга двух РД-93 меньше, чем у одного движка F-35, который и так не блещет маневренностью и тяговооружённостью, - действительно проблема.
      1. 0
        12 ноября 2014 19:55
        ПАК ФА первые полёты так и проводил
        Испытательные конечно же так, а вот на шоу, летали очень круто(т-50), причем видно было, что это далеко не придел, на больших углах атаки без форсажа...
        А вот то, что суммарная тяга двух РД-93 меньше, чем у одного движка F-35
        То то у них движки горят даже на земле...
        да и масса одного f-135 на 400 кг больше чем пары рд-93 а тяга всего на 600 кг больше. 200 кг тяги по моему не большая плата за надежность.
        1. 0
          12 ноября 2014 21:17
          Цитата: viktorR
          То то у них движки горят даже на земле...
          да и масса одного f-135 на 400 кг больше чем пары рд-93 а тяга всего на 600 кг больше. 200 кг тяги по моему не большая плата за надежность.

          Единственный пожар за 18.000 летных часов,для нового двигателя это очень хороший результат.
          А тяга у F-135 12800 кгс при весе где то 1,608 кг.
          http://www.pw.utc.com/Content/F135_Engine/pdf/b-2-4_me_f135_ctol.pdf
          А у РД-93 5040 кгс при Сухая масса 1055 кг, разница в тяги будет 2720. А уже меж ремонтный интервал в 600 часов.... с ресурсом 1000 часов явно не пред мечтаний
          http://www.avia500.ru/production_336
          1. 0
            12 ноября 2014 22:21
            По ресурсу согласен, а масса у ф-135 не 1608, а 2450кг. Ну так и двигатели разных поколений...
            Кстати первая ссылка pdf вообще не о чем, рекламный буклетик и массы сухой там не указано.
            1. 0
              12 ноября 2014 22:40
              Хотя много разных данных по двигателю(ф-135) и 10000 фунтов вес и 1700 кг, ваш вариант с 1608 первый раз вижу, чему верить не понятно...
            2. 0
              12 ноября 2014 22:53
              Цитата: viktorR
              По ресурсу согласен, а масса у ф-135 не 1608, а 2450кг. Ну так и двигатели разных поколений...
              Кстати первая ссылка pdf вообще не о чем, рекламный буклетик и массы сухой там не указано.

              2405 это масcа для F-35B. Про массу помню,где то читал,но для Вас специально поищу на оф источниках . Но сами подумайте если в версии ctol 2450кг то stvol версии будет 3500кг???
              По поводу буклет это официальный сайт Pratt & Whitney- кто как ни они знают тягу двигателя., раньше у них был информация на сайте http://www.f135engine.com/index.shtml, но нужно искать по новостям за 2012год там был вес.
              1. 0
                13 ноября 2014 19:47
                По массе согласен, когда писал последний коммент до меня доперло про версию В :) Слукавил немного, скорее всего Вы правы.
  13. +3
    12 ноября 2014 15:02
    Какое 5 поколение? Что у них уже есть двигатель для 4++?
    А так- хоть 6-м назови.
  14. +3
    12 ноября 2014 15:08
    Копия F-35 но только с двумя двигателями российского производства. Скорее всего это РД-93.
    Кстати на самолёте отсутствуют сопла с управляемым вектором тяги.
  15. Алексaндр
    -1
    12 ноября 2014 15:08
    Цитата: профессор
    Молодцы китайцы, не сидят сложа руки. good


    Надеюсь Израиль первым закупит эти истребители у Китая laughing Хотя это такой же истребитель как я балерина. Пока это лишь летающий демонстратор.
  16. +1
    12 ноября 2014 15:13
    5-е поколение???? Слишком громко сказано!
    Китайский самолет с российским движком ТРДДФ Климов РД-93, чужой БРЛС с АФАР!
    Китайский самолет 5-го поколения собранный из чужих (специально заниженных) комплектующих

    Кому интересно вот статейка http://www.airwar.ru/enc/fighter/j31.html
  17. +1
    12 ноября 2014 15:17
    Страшненький какой))) Как Акура Черри))
  18. +1
    12 ноября 2014 15:20
    Ну за китайцев я конечно рад, вот только темпы развития ОПК у них внушают некоторые опасения. Вот если бы КНР находилась в другом полушарии и граничила с цитаделью демократии, вот тогда - да, молодцы! А так - сцыкотно как-то.
  19. 0
    12 ноября 2014 15:23
    Перестаньте, китайцы мастера визуальных эффектов,это самолёт загадка,ни кто про него ни чего не знает,вообще есть версия, что это тупиковый проект лёгкого истребителя 5го поколения миговского кб,якобы наши его слили поскольку не смогли выйти на заданные характеристики.
  20. +1
    12 ноября 2014 15:40
    «Аналитики говорят, что J-31 в конечном итоге будут приобретать те страны, которые не в состоянии покупать американский истребитель F-35», – пишет газета.
    У американцев F-22 и F-35 причём второй ещё как бы не совсем готов, а в китае J-31 - ни два, ни полтора ресурс поди как обычно от рассвета до заката и в ремонт.
  21. 0
    12 ноября 2014 15:45
    Если смотреть в профиль, ощущение, что 29 мигу приделали пузо.
  22. +1
    12 ноября 2014 15:48
    к концу года китайцы покажут истребитель шестого покаления-они могут его и раньше показать-но российские конструкторы им пока ещё его не нарисовали! wassat
  23. 0
    12 ноября 2014 15:50
    Китай....такой китай :) и качество китай))
  24. +1
    12 ноября 2014 16:44
    В защиту можно сказать что копировать тоже надо уметь, однако кроме внешнего облика ничего особо серьёзного тут ждать не придётся.Так с технологическими наработками у китайцев полная попа.
  25. 0
    12 ноября 2014 17:04
    Цитата: ЮБОРГ
    Цитата: vodolaz
    Кто-то из наших конструкторов сказал, что только красивый самолёт может хорошо летать. Вот у китайцев он страшный. Но всё равно молодцы, что тут сказать.

    Сказал то Туполев А.Н., а вот слизан их J-31 вероятно с американца,только пока движки подводят. Но думаю после поставки нами Су-35 китайцам,проблема будет решена(долго они за ними охотились!).

    Простите, конечно, а что у нас есть двигатели 5-го поколения??? На су-35 точно нет! А так молодцы китайцы, чего сказать-жизнь покажет!
  26. 0
    12 ноября 2014 17:54
    Долго прийдетсья делать им свой двигатель.им же сказали пока не сотрете эти.новые не дадут. а на фоне этого они вряд ли свой разработают покупая у России.
  27. 0
    12 ноября 2014 19:43
    На фото ракурс не удачный, какой-то)))
  28. +1
    12 ноября 2014 19:57
    Так то у нас то тоже своего двигателя для Т-50 соответствующего 5 поколению тоже пока нет...Но будет. Главное что бы он был вначале на своих самолётах а не на китайских!
  29. +1
    12 ноября 2014 20:08
    Полтора часа по телефону Путин объяснял Обаме свою позицию по Украине и что он думает об угрозах в адрес России от американского президента и стран НАТО... Очумелый Обама сначала пытался что-то сказать, потом только молча слушал. Когда Путин закончил, тихонько положил трубку, и прошептал лишь одно: "Великий русский язык... а мистер Путин — великий человек!.. Полтора часа мата — и ни разу не повторился…
  30. 0
    12 ноября 2014 21:41
    Цитата: rotkiv04
    уж очень смахивает на Ф-35, а скорее всего его жалкая копия, узкоглазые могут работать только ксероксами
    Однако же они хорошие ученики и быстро всему учатся!
  31. 0
    12 ноября 2014 22:38
    Какой-то сарай с крыльями..Не полетит.
    Пиар обычный.
  32. 0
    12 ноября 2014 22:49
    Похоже он и на четвёртое поколение не тянет.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»