Профессионализм офицеров Боевого управления авиацией

Профессионализм офицеров Боевого управления авиациейУспешные действия авиационных соединений (штурмовой, армейской, истребительной, транспортной, морской) зависят не только от характеристик летательных аппаратов, качества их вооружения, но в большой степени от натренированности летных экипажей и подготовленности офицеров боевого управления.

Налет экипажей в Военно-воздушных силах и морской авиации ВМФ страны практически стал равноценен налету экипажей самолетов НАТО. При этом необходимо учитывать, что, например, стоимость полета в течение часа современного истребителя оценивается в один миллион рублей. Учения в военных округах, проводимые в этом году с применением авиационных соединений, продемонстрировали необходимость развития и внедрения в войсках тренажерно-моделирующих комплексов, на которых летные экипажи, офицеры боевого управления и руководители полетов могли бы дополнительно оттачивать свое мастерство. К офицерам боевого управления авиационных соединений страны относятся: руководитель полетов, руководитель зоны посадки, руководитель ближней зоны, офицеры боевого управления — штурмана наведения.

Профессионализм офицеров Боевого управления авиацией



Создание тренажно-моделирующих комплексов офицеров боевого управления для военной авиации страны с 1976 года выполнял НИИ-33 (в настоящее время это ОАО «ВНИИРА»). По своим характеристикам первый цифровой полунатурный тренажно-моделирующий комплекс и учебно-методическим возможностям превосходил зарубежные аналоги. На этом комплексе одновременно могли проводить комплексные тренировки руководители полетов, зон посадки, подхода к аэродрому и специалисты военных секторов управления ОБУ. Комплексная тренировка этих специалистов достигалась за счет объективного моделирования работы всех радиотехнических аэродромных средств.

Через пять лет НИИ-33 по инициативе Минрадиопрома СССР (6 ГУ Ю.Г. Шатраков) определяется правительством страны Головным разработчиком тренажно-моделирующих комплексов групп руководства полетами и офицеров боевого управления командно-диспетчерских и командных пунктов для всех видов авиации.

Профессионализм офицеров Боевого управления авиацией
Руководитель 6 ГУ Минрадиопрома СССР Ю.Г. Шатраков / Главный конструктор изделия «Репитер-М» А.Д. Филин


Созданный в НИИ-33 тренажно-моделирующий комплекс под шифром «Репитер» позволил с высокой степенью объективности моделировать одновременную работу двух командных пунктов авиационных полков, обеспечивая режимы, как взаимодействия, так и режимы противодействия. Эти приемы могли отрабатываться при имитации условий огневого и радиоэлектронного противодействия противника.

После принятия комплекса на снабжение Вооруженных сил страны (приказ министра обороны СССР от 28.12.1984 года № 0356) им были оснащены все центры боевой подготовки авиации Минобороны страны. Внедрение комплекса в практику подготовки офицеров боевого управления авиационных соединений позволило на качественно новом уровне имитировать не только применение авиационных соединений применительно к выбранному командованием театру военных действий, но проводить командно-штабные учения на всех уровнях, отрабатывать новые тактические приемы и методы ведения боевых операций.

Развитие оборонных, прорывных и информационных технологий позволило ОАО «ВНИИРА» разработать по заданию Минобороны страны тренажно-моделирующий комплекс четвертого поколения (шифр «Репитер-М»). Для этого комплекса были сформулированы задачи, которые офицеры могли отрабатывать на нем:
— освоение тактических приемов при проведении боевых действий авиационного полка, двух взаимодействующих полков и крупного авиационного соединения;
— освоение навыков управления летными экипажами при наведении самолетов для уничтожения наземных целей;
— освоение навыков глазомерного наведения самолетов на различные цели с использованием каналов радиосвязи «земля-воздух» и информации от первичных радиовысотомеров с учетом параметров бортовых прицелов;
— освоение приемов по преодолению рубежей противовоздушной обороны противника;
— освоение приемов наведения истребителей на воздушные цели в условиях воздействия активных, пассивных помех и при засветках экранов воздушной обстановки у штурманов наведения от кучево-дождевой облачности;
— совершенствование навыков руководства полетами в заданных зонах ответственности в соответствии с «Инструкциями по производству полетов на конкретных аэродромах базирования авиационных соединений»;
— навыки боевого управления авиационными соединениями в определении текущих и возможных потенциальных конфликтных ситуациях, обеспечения безопасности полетов и принятия в отведенное время офицерами правильных решений;
— навыки по взаимодействию офицеров боевого управления и расчетов командного пункта полка и т.д.

Тренажно-моделирующий комплекс «Репитер-М» создан по модульному принципу на базе распределенной структуры персональных ЭВМ, объединенных локальной вычислительной сетью. Это позволяет постоянно на основе совершенствования программного продукта наращивать в комплексе функциональные задачи и за счет этого объем осваиваемых офицерами боевого управления навыков. Новые тактические задачи, которые подлежат освоению, постоянно появляются как с развитием авиации, так и при анализе боевых действий иностранной авиации в региональных конфликтах. Так в последнее время в комплекс внедрена форма подготовки офицеров боевого управления при моделировании боевых действий тактических авиационных соединений, отработки специальных тактических задач, как одиночными летными экипажами, так и в составе смешанных авиационных групп, прорыва зон ПВО противника с использованием коллективных ложных целей.

Освоение в промышленности перспективных комплексов средств руководства полетами позволило в изделии «Репитер-М» заменить ранее используемые средства отображения ВИСП-75 на КСРП-А. Отличительной чертой этого комплекса является также то, что он создан с использованием отечественной элементной базы.

Профессионализм офицеров Боевого управления авиацией


Модульный принцип построения и открытость архитектуры изделия «Репитер-М» позволяют проводить его постоянную модернизацию по бюллетеням, разрабатываемым при военно-научном сопровождении «4-м Государственным центром подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний», возглавляемым генерал-майором авиации А.Н. Харчевским.

Профессионализм офицеров Боевого управления авиацией
Генерал-майор А.Н. Харчевский


Это исключило необходимость выполнять дорогостоящие новые ОКР. Такая экономия для бюджета страны составляет не менее 1,5 млрд. рублей.

Под руководством ведущих ученых ОАО «ВНИИРА» в настоящее время проводятся исследования по созданию на основе прорывных и оборонных технологий виртуальных электронных полигонов для подготовки летных экипажей, офицеров боевого управления и применительно непосредственно к заданному театру боевых действий на новом более эффективном уровне. Принципы создания таких полигонов были обоснованы в докладах ученых ОАО «ВНИИРА» и ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» на форуме «Технодоктрина 2014», проведённом под руководством ВПК РФ в ноябре 2014 года.
Автор: Ю.Г. Шатраков, А.Д. Филин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. мичман 15 ноября 2014 08:47
    К статье можно добавить, что первый отечественный цифровой тренажер "Тренер" позволял также оценивать профпригодность диспетчеров для Гражданской авиации. Помню Главный Конструктор Г.А. Комаров разработал такие тесты, отвечая на которые можно было сделать вывод - пригоден данный специалист работать в сфере управления воздушным движением или нет. Так тогда и отбирали претендентов на обучение, а профессия была престижной. Честь имею.
  2. RN40Y45 15 ноября 2014 16:53
    в училище имеет смысл ставить такой тренажер, было весело воевать КП на КП. В полку, у меня на КП стоял - толку ноль, компы использовались для плановой №1 и работы с текучкой.
    RN40Y45
  3. Alex___124 16 ноября 2014 19:04
    Дайте новые РСП пожалуйста! Много здоровья и нервов ГРП сбережёте!
    Alex___124
    1. мичман 16 ноября 2014 20:09
      Уважаемый Алексей, в нашей стране разрабатывали РСП (для инструментальной посадки) ОАО "ВНИИРА", а серийно их изготавливали в Челябинске в ОАО "Полет". Когда я руководил этим процессом у нас хватало сил оснащать все аэродромы. Вдумайтесь только в Крыму у нас было 24 аэродромов.
      Пришли реформаторы, ОАО "Полет" попал под банкротство, меня перевели руководить Академией, в ОАО "ВНИИРА" численность специалистов сократилась в 4 раза. Я уже не говорю о других предприятиях. Микроволновая система посадки была испытана, принята на вооружение, но серийно не выпускается. А в США их установлено на аэродромах более 40 комплектов.
      Но благодаря нашему Президенту В.В. Путину, Главкому ВВС РФ В.Н. Бондареву авиация возрождается, Принята программа оснащения и создания новых аэродромов с полным их оснащением. Будут и новые РСБН, РНСД, РСП, включая спутниковые. Честь имею.
    2. мичман 16 ноября 2014 20:09
      Уважаемый Алексей, в нашей стране разрабатывали РСП (для инструментальной посадки) ОАО "ВНИИРА", а серийно их изготавливали в Челябинске в ОАО "Полет". Когда я руководил этим процессом у нас хватало сил оснащать все аэродромы. Вдумайтесь только в Крыму у нас было 24 аэродромов.
      Пришли реформаторы, ОАО "Полет" попал под банкротство, меня перевели руководить Академией, в ОАО "ВНИИРА" численность специалистов сократилась в 4 раза. Я уже не говорю о других предприятиях. Микроволновая система посадки была испытана, принята на вооружение, но серийно не выпускается. А в США их установлено на аэродромах более 40 комплектов.
      Но благодаря нашему Президенту В.В. Путину, Главкому ВВС РФ В.Н. Бондареву авиация возрождается, Принята программа оснащения и создания новых аэродромов с полным их оснащением. Будут и новые РСБН, РНСД, РСП, включая спутниковые. Честь имею.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня