Россия в небе Китая

15


На международном авиасалоне Airshow China 2014 Россия представляет более 200 образцов военной авиационной продукции, а также космической техники. Демонстрация возможностей авиатехники должна помочь ее продвижению на китайский рынок. Серьезным шагом в развитии авиационного сотрудничества двух стран стало подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве между Госкорпорацией Ростех и Китайской корпорацией авиационной промышленности AVIC. Оно позволит более плотно заняться реализацией совместных проектов на территории России, Китая и третьих стран.

На Airshow China 2014 произвел очередной фурор сверхманевренный многоцелевой истребитель Су-35 с пилотажем летчика Сергея Богдана. Стоит отметить, что самолет впервые летает в регионе АТР. Высоко оценил летные характеристики «сушки» вице-премьер КНР Ли Кэцян, который даже забрался в кабину этого легендарного самолета. Ожидается, что демонстрация возможностей авиатехники поможет ее продвижению на китайский рынок, внесет вклад в развитие сотрудничества двух стран в области авиации. Серьезной вехой в этом направлении стало подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве между Госкорпорацией Ростех и Китайской корпорацией авиационной промышленности AVIC. Оно позволит более плотно заняться реализацией совместных проектов на территории России, Китая и третьих стран. Кроме того, что немаловажно, данный документ позволит оптимизировать работу в рамках гарантийного и послегарантийного обслуживания авиационной техники. Меморандум о расширении партнерских отношений в области гражданского, транспортного и специального самолетостроения с корпорацией AVIC подписала ОАК. В рамках этого документа рассматривается проработка возможности кооперации по программам турбовинтовых самолетов, сертификации и продвижения на рынок региональных пассажирских самолетов.



Взаимодействие нашей страны с Китаем в сферах ВТС началось в 1980-х годах, когда в КНР приступили к коренной модернизации своей Народно-освободительной армии. С 1992 года по 2004 год Россией было поставлено Китаю большое количество боевой техники и вооружения, в числе которого более сотни единиц боевой авиатехники различных типов. В 1999 году был подписан первый контракт на поставку 40 Су-30МКК, который мог использовать новейшие на тот момент ракеты «воздух–воздух», а также вести огонь из оружия класса «воздух–земля». Позже, уже в 2001 году, страны договорились о поставке еще 43 таких машин. На сегодняшний день Су-30 составляют основу боевой мощи военно-воздушных сил НОАК.

Помимо этого, российской стороной переданы Китаю лицензии на производство Су-27СК, благодаря чему в Шэньяне (Китай) с 1998 года организовано производство Су-27СК под обозначением F/J-11. В разработку китайской техники в то же время были интегрированы отечественные специалисты, принявшие непосредственное участие в проектах китайских истребителей J-10, JF-17 и учебного самолета L-15.



Документация, полученная от российских коллег, в сочетании с полученным от Украины опытным экземпляром самолета Т-10К (Су-33) значительно облегчила КНР создание палубного истребителя J-15.

В течение последнего десятилетия Китай пережил научно-техническую революцию, вызванную бурным освоением западных и российских технологий. Это способствовало смене акцентов в сторону самостоятельного оснащения НОАК военной техникой. Однако импорт, безусловно, не был закрыт. С начала 2011 года наши страны заключили ряд контрактов на поставку Китаю авиационных двигателей. С 2012 года Рособоронэкспорт ведет переговоры о поставке 24 самолетов Су-35. Китай прогнозирует расширение взаимодействия с Россией в области поставок вооружения, базой для которого также могут стать соглашения, подписанные в Чжухае с AVIC.

В настоящее время стороны обсуждают возможности совместного создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, а также разработки тяжелого вертолета для нужд китайских военных и гражданских структур. На текущий момент Россия фактически отказалась от производства собственных широкофюзеляжных самолетов и практически утеряла технологии их производства. Взаимодействие с Китаем может стать шагом к возрождению данного направления, тем более что наш восточный партнер заинтересован в создании не менее тысячи таких машин для внутреннего рынка. Основной технический облик уже определен – это и дальность полета, и пассажировместимость, и основные требования к конструкции и системам.



В соответствии с уже подписанными соглашениями финансирование этой программы будет осуществляться в равных долях обоими его участниками. Уже подписано соглашение о реализации следующего этапа разработки эскизного проекта. Этот проект имеет весьма амбициозные перспективы укрепления держав на рынке дальнемагистральных самолетов, явными лидерами которого на сегодняшний день являются Европа и США.

Что же касается тяжелых вертолетов, ранее Россия предлагала Китаю закупать вертолеты Ми-26. Однако китайцы выразили желание участвовать в модернизации тяжелых российских вертолетов и разработке машин, способных перевозить грузы до 15 тонн. Итогом переговоров стала готовность России к передаче ряда технологий для создания СП. В этом случае производство машин будет вестись на паритетных началах и под российским контролем.

Одной из болевых точек российско-китайского ВТС является «клонирование» технологий российского ОПК. Хотя это скорее своего рода атавизм, так как бесконтрольная передача интеллектуальной собственности без получения «дивидендов» закончилась. В 2008 году с КНР было заключено соглашение по защите интеллектуальной собственности. «Авторский надзор» за ним ведет Минюст России.

Китай – серьезный партнер. Наша задача – отстаивать интересы отечественных производителей в рамках взаимовыгодного сотрудничества. Это дорога с двусторонним движением.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    16 ноября 2014 07:07
    ага..Китай серьёзный партнёр...только не надо разбрасываться высокими военными технологиями...чревато головной болью в будущем..
    1. 0
      16 ноября 2014 10:57
      У нас нет головной боли, чем сильней Китай наш союзник, тем сильнее наша коалиция, а технологии, ну не дали мы Китаю технологии Су-33, так он в хохляндии их достал, и мы бабла не получили. Тут тонкая линия компромиса.
      1. 0
        16 ноября 2014 16:52
        ну пока основной противник сша- он обе страны душит, поэтому выгоднее сперва его уничтожить, а с китайцами разбираться позже
      2. 0
        17 ноября 2014 11:39
        Цитата: нью- коммунист
        У нас нет головной боли, чем сильней Китай наш союзник, тем сильнее наша коалиция, а технологии, ну не дали мы Китаю технологии Су-33, так он в хохляндии их достал, и мы бабла не получили. Тут тонкая линия компромиса.

        Я бы поспорил бы с Вами по поводу что у них есть СУ-33. У них есть прототип, который потом долго ещё дорабатывался в России после постоянных испытаний на авианосце и Нитке. А Китай свои лепит с того прототипа. И неизвестен ресурс этих машин после поры десятков разгонов и торможений с палубы на палубу. Шутка ли стопорнуть на 30 метрах пробага 30 тонн.
    2. 0
      16 ноября 2014 16:47
      тут-то и весь корень отношений с Китаем. Наши хотят как можно больше продать самолётов.И если китайцы его всё-таки скопируют, чтобы у нас была как можно больше выгода. А пока они его копируют -уже наши создадут новое поколение
  2. +2
    16 ноября 2014 07:13
    Мне кажется или Шэньян J-15(Су-33)на этой фотографии смотрится несоразмерно на фоне авианосца.Слишком какой то маленький?
    1. +1
      16 ноября 2014 23:50
      Не кажется. Посмотрите на размытие от двигателей.
  3. 0
    16 ноября 2014 09:13
    А если бы: - российское небо над Китаем,- было бы вообще здорово.
  4. 0
    16 ноября 2014 11:01
    Вообще с Китаем надо тесней сотрудничать, это наш стратегический союзник на ближайшие 15 лет. Нам еще вместе с ним к 2020 году с Амерами третью мировую термоядерную вести,поэтому меньше жадничать надо, а быстро продвигать взаимовыгодные проекты.
  5. +4
    16 ноября 2014 11:11
    передача технологий китайцам-преступление против нашего авиапрома.и продовать им су35 нужно только в количестве минимум 200 машин по мировым а не по "дружески-бартерным'"ценам.китай нам не союзник и не друг-как только они получат доступ к технологиям особенно по движкам-считайте начался отчёт времени-насытив свою авиацию и выстовив клоны на мировой рынок китайцы уже открыто начнут нам навязывать своё мнение и или искать повод для начала открытой конфронтации с нами.это ксероксострана ещё придёт к нам-с плохими намерениями.
    1. +4
      16 ноября 2014 11:19
      Цитата: sv68
      передача технологий китайцам-преступление

      Однозначно. Украдут и глазом не моргнут.
      1. 0
        16 ноября 2014 13:09
        как то с двигателем у них не очень получилось как и у "светлых эльфов" которым к тому же всю документацию передали (двигатели разные результат один)
    2. +1
      16 ноября 2014 11:32
      передача технологий китайцам-преступление против нашего авиапрома.и продовать им су35 нужно только в количестве минимум 200 машин по мировым а не по "дружески-бартерным'"ценам.--------Ну все знают,что нужно, прям как Хлестаков советует, Но вот реально 24 и с двигателями 117. и то еще за ними побегаем.
  6. +3
    16 ноября 2014 11:36
    Цитата: нью- коммунист
    Но вот реально 24 и с двигателями 117. и то еще за ними побегаем.

    я фигею, дорогие радиослушатели, СССР продавал нефти и газа меньше за бугор чем РФ, но производил авиатехники куда больше и для себя и на экспорт, а сейчас за покупателем "бегают", по моему что-то не так в "консерватории"
    1. 0
      16 ноября 2014 12:21
      В консерватории все так, просто Китайская консерватория развивается быстрее и уже наши ноты она берет предирчиво, а мы раньше привыкли втюхивать низкопробные шлягеры ,да еще хотим что б нас благодарили. Вот Пакистан просит, что б Китай ему ДЖИ -31 в количестве 30-40 продал.А,что наши сушки -35 не просит?
  7. штормовой ветер
    +1
    16 ноября 2014 11:56
    Цитата: saag
    Цитата: нью- коммунист
    Но вот реально 24 и с двигателями 117. и то еще за ними побегаем.

    я фигею, дорогие радиослушатели, СССР продавал нефти и газа меньше за бугор чем РФ, но производил авиатехники куда больше и для себя и на экспорт, а сейчас за покупателем "бегают", по моему что-то не так в "консерватории"


    Что то не так в правительстве. Убрать Медведева и его окружение на ф... видно что не тянет! Всем же видно..
  8. +1
    16 ноября 2014 14:31
    J-10B в качестве ударного самолета может нести почти 8 тонн боевой нагрузки, и это благодаря мощным двигателям Китая.

    Репортер: Что означает на стенде тяга «12000-14000 кг»?

    Лао Дун: Это характеристики двигателей Taihang для разных моделей самолетов, самый мощный вариант достиг тяги 14000 кг (WS-10A, тяга двигателя Су-35С составляет 14500 кг).

    Репортер: Тяги двигателя Taihang и двигателей Су-35С примерно равные?

    Лао Дун: Да. И мы все движемся вперед, в последние годы мы добились больших успехов. Эта новая модель Taihang-10, доработанная.

    Репортер: Этот двигатель запущен в производство?

    Лао Дун: Эти двигатели уже в большом количестве установлены на истребителях J-10B, J-11B и отправлены на установку на самолеты Y-20.

    Репортер: Почему пилотажная группа «1 августа» летает на J-10 с российскими двигателями?

    Лао Дун: Китай купил много таких российских двигателей, мы используем эти двигатели до тех пор, пока их ресурс не израсходован.

    Репортер: в интернете пишут, что китайские двигатели имеют малый ресурс работы, говорят, что ресурс Taihang составляет 300 часов. Это правда?

    Лао Дун: Это большая ошибка, наш Taihang имеет ресурс 1500 часов и полностью соответствует проектным требованиям, межремонтный ресурс составляет 300 часов. Так ,что если и дальше будем по двигателям выпендриваться, китай без нас обойдется.
    1. 0
      16 ноября 2014 22:29
      Сказки рассказывают. Про свои шикарные двигатели. Продолжают закупать движки для Сушек. Знаком с ребятами с двигательных заводов. Закупки только растут. А 117-й это покруче 31-го. Пока будут осваивать, поезд уйдет далеко. Да и продавать "зажмурившись" все подряд Китаю перестали.
      А что, по вашему, руководитель должен говорить корреспонденту. Что у нас все плохо? Не "ходят" движки.
  9. +1
    16 ноября 2014 15:41
    "Одной из болевых точек российско-китайского ВТС является «клонирование» технологий российского ОПК. Хотя это скорее своего рода атавизм, так как бесконтрольная передача интеллектуальной собственности без получения «дивидендов» закончилась. В 2008 году с КНР было заключено соглашение по защите интеллектуальной собственности. «Авторский надзор» за ним ведет Минюст России."

    Страшно страшно ...
  10. Довмонт
    +1
    16 ноября 2014 20:54
    Опять мы передаём технологии Китаю! А где встречные шаги китайцев? Что то не слыхать ни чего о передачи нам китайских электронных технологий!
    1. -1
      16 ноября 2014 22:33
      У Китая нет своих электронных технологий. Ну нет и вряд ли будут. Покупали они наши технологии СВЧ транзисторов. Покупали производство приборов авионики. Не видел я у них специалистов, даже на уровне понимания, что они покупают. С момента покупки - никакого развития.
      1. -1
        17 ноября 2014 19:01
        Никакого развития? - в смысле,
        купили немножко и исчезли?

        Просто скопировали у себя, и больше Ваши
        технологии стали им не нужны.
  11. 0
    17 ноября 2014 07:46
    Только не надо им продавать пару образцов якобы для ознакомления, а то опять получим тысячи клонов творений наших инженеров.