Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

С 2025 года ПАК ФА и F-35 станут безальтернативными продуктами на мировом рынке истребителей

Два опытных образца ПАК ФА накануне выполнили первый публичный полет на МАКС-2011. За полетом истребителей наблюдал премьер-министр РФ Владимир Путин.

Оба истребителя выполнили несколько фигур высшего пилотажа, в том числе пролет на предельно низкой высоте. Сложных элементов пилоты не выполняли, поскольку опытные образцы проходят стадию летных испытаний.

На текущий момент в программе летных испытаний участвуют два прототипа ПАК ФА, еще один образец используется для статических испытаний.


Как заявил президент ОАК Михаил Погосян, до конца 2011 года к программе летных испытаний присоединятся еще два прототипа ПАК ФА.

Накануне первой масштабной публичной презентации ПАК ФА ряд российских и зарубежных СМИ сообщили об оценке потребностей мирового рынка в этих истребителях. В частности, со ссылкой на президента ОАК Михаила Погосяна СМИ сообщили, что потребность в истребителях Т-50 (ПАК ФА) оценивается в 600 ед., в том числе ВВС России - 200 ед., ВВС Индии – 200 ед. FGFA (создается на базе ПАК ФА), еще 200 самолетов будут поставлены на экспорт в другие страны.

С 2025 года ПАК ФА и F-35 станут безальтернативными продуктами на мировом рынке истребителейПо мнению ЦАМТО, данная оценка представляется слишком «скромной» для столь масштабной программы.

В прогнозе ЦАМТО годичной давности по перспективным поставкам ПАК ФА присутствовали 13 стран, в том числе две страны из региона Северной Африки - Ливия и Египет.

В связи с форсмажорными событиями на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые невозможно было предвидеть заранее, ЦАМТО скорректировал свой прогноз по поставкам ПАК ФА. Из нового прогноза на текущий момент эти две страны исключены. Тем не менее, в зависимости от развития внутриполитической ситуации в этих странах, ЦАМТО не исключает, что на каком-то этапе они вновь будут включены в прогноз с поставкой в более долгосрочной перспективе. Во всяком случае, обе эти страны будут оставаться в сфере интересов России как импортеры многоцелевых истребителей пятого поколения.

Еще одним событием, которое также было невозможно спрогнозировать заранее, стало включение южнокорейским агентством DAPA истребителя ПАК ФА в тендер на закупку для ВВС страны 60 истребителей нового поколения.

Агентство программ оборонных закупок МО Республики Корея (DAPA) намерено начать тендер на закупку малозаметных истребителей нового поколения в начале следующего года и выбрать поставщика к октябрю 2012 года. В рамках проекта FX-3 Южная Корея намерена заменить состоящие на вооружении устаревшие самолеты F-4E и F-5E/F.

Согласно оценке DAPA, стоимость проекта приобретения 60 малозаметных истребителей пятого поколения составит 8,29 трлн вон (7,86 млрд дол). Как ожидается, победитель тендера будет объявлен в октябре следующего года.

Россия включена в число претендентов с самолетом ПАК ФА. В короткий список претендентов также входят «Локхид Мартин» с F-35 «Лайтнинг-2», «Боинг» с F-15SE «Сайлент игл» и консорциум «Еврофайтер» с EF-2000 «Тайфун».

На текущий момент ЦАМТО оценивает шансы на победу ПАК ФА в южнокорейском тендера как минимальные, и не включает Республику Корея в перечень возможных импортеров ПАК ФА. Тем не менее, ЦАМТО рассматривает сам факт включения ПАК ФА в перечень претендентов как исключительно важное событие с точки зрения фактического начала маркетинговой программы по продвижению ПАК ФА на мировом рынке.

Согласно прогнозам ЦАМТО, в рамках производственной программы, рассчитанной на период всего производственного цикла, то есть ориентировочно до 2050-2055 гг., будет изготовлено не менее 1000 ед. ПАК ФА. Ожидаемый заказ ВВС РФ составит от 200 до 250 машин.

На текущий момент участниками программы ПАК ФА являются Россия и Индия. Заказ Индии прогнозируется в объеме 250 ед.

В число возможных импортеров ПАК ФА включены Алжир (ориентировочный период закупки – 2025-2030 гг.), Аргентина (2035-2040 гг.), Бразилия (2030-2035 гг.), Венесуэла (2027-2032 гг.), Вьетнам (2030-2035 гг.), Индонезия (2028-2032 гг.), Иран (в случае снятии эмбарго на поставки вооружений, 2035-2040 гг.), Казахстан (2025-2035 гг.), Китай (при определенных условиях, 2025-2035 гг.), Малайзия (2035-2040 гг.), Сирия (2025-2030 гг.).

В целом объем возможного заказа этих стран ЦАМТО оценивает в 274-388 машин.

География экспорта ПАК ФА может быть значительно шире, чем это представлено выше, в частности, за счет стран СНГ. Не исключен также вариант того, что ряд западноевропейских стран станут в перспективе заказчиками ПАК ФА, адаптированного под их требования.

Прогноз основан на том, что в период с 2025 года и далее ПАК ФА и F-35 станут безальтернативными продуктами на мировом рынке современных многофункциональных истребителей. Возможно, в ряде стран конкуренцию России и США составит Китай. Остальные страны, заявившие о намерении разработать истребитель пятого поколения, вряд ли смогут достичь характеристик, близких к российским и американским машинам. Это касается как технологий, так и упущенного времени (к примеру, на программу разработки европейского истребителя четвертого поколения «Еврофайтер» потребовалось более 20 лет).

В период до 2025 года абсолютное большинство стран мира, которые уделяют должное внимание развитию боевой авиации, полностью удовлетворят свои потребности в закупке истребителей поколений 4, 4+ и 4++, и перед ними встанет вопрос о закупке самолетов пятого поколения для замены устаревших машин четвертого поколения первых партий, которые были поставлены в 1990-х гг.

В этой связи основная конкурентная борьба после 2025 года развернется между российским ПАК ФА и американским F-35 «Лайтнинг-2».

Преимуществом F-35 является, то, что он раньше российского истребителя выходит на мировой рынок. Этот «гандикап» составляет от 5 до 7 лет. С другой стороны, это преимущество нивелируется тем, что многие страны мира, имеющие в составе своих ВВС солидные парки истребительной авиации, в период до 2025 года будут продолжать активно закупать истребители поколения 4+ и 4++, а поставки F-35 в период до 2025 года ограничатся только теми странами, которые являются участниками этой программы. При этом далеко не факт, что все эти страны закупят в дальнейшем именно F-35, либо закупят их в тех объемах, которые были заявлены первоначально. Это связано как с удорожанием программы, так и существенным отставанием ее от графика.

Генеральным подрядчиком программы F-35 является «Локхид Мартин», которая реализует ее совместно с компаниями «Нортроп Грумман» и «БАе системз». Партнерами США в работах по программе F-35 на этапе разработки и демонстрации системы являются 8 стран - Великобритания, Нидерланды, Италия, Турция, Канада, Дания, Норвегия и Австралия. Сингапур и Израиль включились в нее как участники, не разделяющие риски.

Очевидной слабостью программы F-35 является то, что все другие страны, заинтересованные в закупках самолетов F-35, смогут их приобретать только через механизм сбыта военной техники зарубежным странам по программе FMS (Foreign Military Sales), которая не предусматривает офсетных соглашений или привлечения местной промышленности, что крайне не выгодно тем странам, которые делают акцент на развитие национальной авиационной промышленности.

Первоначальный расчет строился на том, что страны-партнеры могут приобрести 722 истребителя: Австралия – до 100, Канада - 60, Дания - 48, Италия - 131, Нидерланды - 85, Норвегия - 48, Турция - 100 и Великобритания – 150 (90 для ВВС и 60 для ВМС). Потребности двух нерискораделяющих партнеров – Сингапура и Израиля, были определены в 100 и 75 ед. соответственно. То есть всего 897 ед., а с учетом заказа ВВС, ВМС и КМП США – 3340 ед.

С учетом возможных продаж F-35 другим заказчикам, к 2045-2050 гг. году общее количество произведенных самолетов прогнозировалось в объеме 4500 ед. Однако уже сейчас в связи с удорожанием внесены существенные коррективы в меньшую сторону, прежде всего, со стороны самих США.

Среди потенциальных заказчиков, которые не являются участниками программы F-35, следует отметить Испанию, которая высказала намерение закупить F-35B.

Истребитель F-35 рассматривается как потенциальный кандидат на победу в тендерах ВВС Японии (до 100 ед.) и Южной Кореи (60 ед.).

На текущий момент это весь перечень «ближайших» возможных заказчиков F-35, хотя «Локхид Мартин» ведет переговоры с рядом других стран, в том числе в азиатском и ближневосточном регионах.

С учетом, проблем, которые могут возникнуть у ряда потенциальных заказчиков истребителей F-35, компания «Боинг» разработала опытный образец истребителя F-15SE «Сайлент игл», в конструкции которого используются технологии самолетов пятого поколения, включая снижающее радиолокационную заметность покрытие, конформное расположение систем вооружения, цифровое БРЭО, а также V-образное хвостовое оперение.

«Боинг» оценивает потенциальный рынок для самолета F-15SE в 190 машин. Первый самолет может быть поставлен инозаказчику в 2012 году.

Перспективная версия предназначена, прежде всего, для международного рынка. «Боинг» намерен предложить F-15SE ВВС Японии, Южной Кореи, Сингапура, Израиля и Саудовской Аравии, которые в настоящее время уже эксплуатируют самолеты F-15. «Боинг» также надеется, что заинтересованность в закупке нового F-15SE выскажут ВВС тех стран, которые планировали приобрести истребитель пятого поколения F-35 «Лайтнинг-2», но в связи со значительным ростом его стоимости не могут себе позволить его закупку.

В то же время, перспективы F-15SE ограничены по времени. Он может составить конкуренцию другим производителям только на переходной период, то есть до 2025 года, когда большинство стран полностью удовлетворят свои потребности в истребителях четвертого поколения.

На этот переходной период компания «Сухой», согласно разработанной долговременной стратегии, основную ставку делает на продвижение истребителя Су-35.

Су-35 - это глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения 4++. В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса.

При сохранении аэродинамического облика, характерного для самолетов семейства Су-27/30, истребитель Су-35 представляет собой качественно новую машину. В частности, он имеет сниженную радиолокационную заметность, новый комплекс авионики на базе информационно-управляющей системы, новый бортовой радиолокатор с фазированной антенной решеткой с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей при большой дальности их обнаружения.

На Су-35 установлен двигатель 117С с управляемым вектором тяги. Этот двигатель создан в результате глубокой модернизации АЛ-31Ф и имеет тягу 14,5 т, что на 2 т превышает показатели базового двигателя. Двигатель 117С является прототипом двигателя пятого поколения.

С самолетом Су-35 компания «Сухой» связывает свое ближайшее будущее на мировом рынке истребителей. Эта машина должна занять место между многофункциональным истребителем Су-30МК и перспективным самолетом 5-го поколения.

Самолеты Су-35 позволят компании «Сухой» сохранить конкурентоспособность до выхода на рынок истребителя 5-го поколения. Основной объем экспортных поставок Су-35 придется на период 2012-2022 гг.

С точки зрения продвижения на рынок немаловажен и тот факт, что возможна адаптация Су-35 под оружие западного производства.

Поставки Су-35 на экспорт планируются в страны Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. В числе возможных заказчиков Су-35 рассматриваются такие страны как Ливия, Венесуэла, Бразилия, Алжир, Сирия, Египет и, возможно, Китай. ВВС России, в свою очередь, планируют сформировать 2-3 полка истребителей Су-35. Общая производственная программа Су-35 оценивается в 200 маши, в том числе около 140 ед. - на экспорт.

Одновременно с завершением поставок Су-35 на рынок начнутся поступать ПАК ФА (ориентировочно с 2020 года).

Заявленные технические характеристики ПАК ФА соответствуют самому совершенному на сегодняшний день американскому истребителю F-22, задачей которого является обеспечение превосходства в воздухе.

Малозаметность самолета будет обеспечивать его профиль. Кроме того, использование специальных покрытий и материалов, поглощающих и не отражающих сигналы РЛС, сделает самолет практически незаметным для радаров противника.

Самолеты F-16C/E, F-15C/E и F/A-18A-F не смогут адекватно противостоять ПАК ФА. Что касается F-35, то он уже сейчас испытывает сложности в противодействии Су-35 с его низкой ЭПР. При дальнейшем планируемом ее снижении на ПАК ФА истребитель F-35 будет испытывать еще большие проблемы.

Производственная программа по F-35 завершится ориентировочно к 2045-2050 гг., ПАК ФА – к 2055 году. С этого момента и вплоть до окончания ХXI века США и Россия сосредоточатся на обслуживании поставленных самолетов. Одновременно в этот период начнется переход на многофункциональные истребителя шестого поколения, которые уже будут беспилотными.

Полный переход на эти системы неизбежен, однако реально он начнется не ранее 2050-х гг. и коснется только ведущих мировых держав. Постепенный переход на беспилотную авиацию во второй половине XXI века будет обусловлен как техническим совершенствованием боевых авиационных комплексов, так и чисто физиологическими ограничениями возможностей летчиков по управлению истребителями. Полная замена пилотируемых самолетов на БЛА в ведущих странах мира ожидается приблизительно к концу XXI века, то есть к моменту списания последних пилотируемых истребителей пятого поколения, поставленных в 2050-2055 гг.
Первоисточник: http://www.armstrade.org


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. SuperDuck 18 августа 2011 13:08
    А чего забыли про китайский самолёт..
    SuperDuck
    1. zczczc 18 августа 2011 13:09
      Копия не в счёт :)))
      zczczc
      1. SuperDuck 18 августа 2011 13:31
        а кого у них копия?
        SuperDuck
  2. datur 18 августа 2011 14:21
    SuperDuck, а всех понемножку
  3. фигвам 18 августа 2011 20:18
    Я не исключаю что китайский j-20,это переходная модель самолёта для отработки технологий 5-го поколения,как наш Беркут С-37.
  4. Pol 18 августа 2011 21:03
    Китайский j-20 - скорее всего маркетинговый ход Китая. Отработать на этом планере, с текущими двигателями можно только авионику. А для этого достаточно наших 4++.
    Pol
  5. svvaulsh 18 августа 2011 22:58
    Судя по скупым кадрам телерепортажей, машина действительно очень маневренна. А пара в воздухе вообще вызвала восторг! Жаль в этом году не попал на МАКС.
    svvaulsh
  6. Сибиряк 19 августа 2011 10:16
    Скажите кто-нибудь, что значит аббревиатура "ПАК ФА"? Просто интересно.
    Сибиряк
    1. Смирнов Вадим 19 августа 2011 10:24
      ПАК ФА - Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации
      1. Сибиряк 19 августа 2011 10:33
        Благодарю.
        Сибиряк
  7. Varnaga 19 августа 2011 11:52
    J-20 в принципе не может составлять конкуренцию вышеозвученным самолетам ПАК-ФА и F-35, т.к. главное его назначение (предположительно, конечно)-носитель КР для уничтожения морских целей вполне определенного противника или тяжелый перехватчик. Впрочем, время покажет во что выльется этот проект.
  8. viktor_ui 20 августа 2011 06:43
    В статье всё ,вроде , хорошо... но настораживают сроки 2050, до конца ХХI века.
    Сроки прям для нашего ВПК по эффективности производства и освоению новинок.
    Военный комплекс США по своим признакам напоминает спринт зайца ...резкий и достаточно продолжительный рывок по целому ряду ключевых направлении...непродолжительный период отдыха ( осмысление созданного в плане эффективности и определение дальнейших приоритетов развития)... ну и следующий забег( проколы можно отнести к фактору неизбежных рисок - кто нихрена не делает у того их и не будет). Мы уже чичас живём в мире достаточно широкого внедрения различных видов робототехники в в частно-бытовой сектор потенциал которого используют уже кто угодно но только не у нас( понимаю, что нам он типа нафиг не нужен скажет большинство). Обратите внимание, как начинают двигаться сроки по поставкам ПАК-ФА. Путин по ящику в своё время озвучил 2013 ( я не напутал? ), затем эксперты пожали плечиками и сказали , что не ранее 2015... ну и теперь по статье видим, что корячится уже 2020 с ВЫХОДОМ ИЗДЕЛИЯ НА РЫНОК - а потребности нашей армии то же РЫНОЧНЫЕ.
    Не будем забывать, что у Китая развитие ключевых направлений идёт по америкосовскому заячьему принципу. Статья, безусловно, позитивна, но указанные здесь сроки внедрения для меня является полной фикцией.
    И ВАЩЕ -КИБЕРЫ ИДУТ ! wink

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня