Зачем на российский авианосец сажают МиГи…

17


В преддверии юбилейного 10-го МАКСА упорно распространялись слухи о том, что на этом представительном форуме будет подписан один из самых больших контрактов на покупку корабельных истребителей МиГ-29 для российского флота. Авиакосмический салон стартовал, а сделка сорвалась. Теперь многие склонны думать, что купить сразу 24 МиГа-29К и модификации МиГ-29К/КУБ для авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» не позволил бюджет флота.

Однако некоторые специалисты выражают уверенность, что такая сделка вполне может состояться еще до конца года.

Но самое интересное заключается вовсе не в финансовых делах. Вопрос вот в чем: если Минобороны планирует закупить новые МиГи для того же «Адмирала Кузнецова», а больше закупать их просто не для чего и не для кого, то куда оно собирается девать СУ-33, которые базирются на этом боевом корабле? Их придется убирать, ведь два типа самолетов просто не поместятся на крейсере.

Зачем на российский авианосец сажают МиГи…


При этом никаких претензий у военных летчиков к Су-33 нет и не было. Это вполне современных самолеты, которые начали выпускаться в 1989 году. Даже на Западе признают Су-33 прекрасным самолетом и исключительно грозной машиной. Он по всем параметрам превосходит многие американские модели. Лишь палубный истребитель F-14 «Томкэт» оснащен более мощным, чем на Су-33, радиолокационным комплексом и ракетами большей дальности. Но вот по маневренности, летно-техническому функционалу, боеспособности Су-33 нет равных.

И вот возникает решение – убрать Су-33 с корабля. Даже, несмотря на то, что способность Су-33 поражать наземные и морские цели не самые максимальные, он вполне мог прослужить еще долгое время. Тем более, что конструкторы ведут работу по устранению этого недостатка и по сей день.
При этом МиГ-29К новым тоже не назовешь. Его решили строить более 30-ти лет назад именно для «Адмирала Кузнецова», который в то время носил гордое название «Тбилиси». В то время конструкторы решили совместить виды палубной авиации и оснастить полк 18 тяжелыми «сушками» и 28 легкими МиГами. Причем «Сухим» отводилась роль бойцов вдали от корабля, а МиГами в непосредственной близости от него. Это было отличным балансом. При таком оснащении корабля он мог служить настоящим устрашением для любой морской державы. В некоторых американских СМИ появилась статья о появлении такого корабля русских в водах мирового океана. Это стало настоящим шоком для Запада, но, к счастью для них, и к сожалению для нас, это оказалось не больше, чем уткой. Кораблю с двумя типами палубных самолетов не суждено появиться в России и по сей день.

Потом в 1981 году Генштаб решил изменить облик советских авианесущих кораблей. Водоизмещение их велели существенно уменьшить. А вместе с ним - и размеры полетной палубы и самолетных ангаров. Пришлось подсократить и состав авиагруппы. Тем не менее, и МиГ-29К, и Су-33 конструкторы продолжали разрабатывать. У ОКБ «Сухой» дела шли лучше. К моменту развала Советского Союза, когда оборонный бюджет пересох, как арык в пустыне, Су-33 умел летать и садиться на корабельную палубу лучше. Тогда в целях экономии средств решили, что авианесущему крейсеру хватит и самолетов одного типа. От МиГ-29К решено было отказаться. «Микояновцы» упорно твердили, что в ряде функциональных особенностей их детище намного лучше «сушки», но было уже поздно.



Рассмотрим немного подробнее сравнительные данные Су-33 и МиГ-29К. Это серьезная дальность полета. Ему не нужны для этого подвесные баки. Нет дополнительных баков, значит, лучше маневренность. Су-33 может нести 12 ракет малой и средней дальности одновременно. Вот только ракеты эти только одного класса «воздух-воздух». Здесь уже МиГ-29К заявляет: у него на борту – ракеты для удара по целям на земле и на море («воздух-поверхность»). В общем, выбор остался за «сушкой», так как он был уже готов, а МиГу нужно было время и деньги, которых в стране не было.

Но легкому истребители улыбнулась-таки удача. На помощь пришел братский народ Индии и заключил серьезный контракт на поставки МиГов. Они им понадобились после того, как ими же был приобретен бесславно ржавеющий «Адмирал Горшков». Парни с берегов Инда и Ганга нарекли авианесущий крейсер и дали ему новое имя «Викрамадитья». Для этого корабля Су-33 были несколько громоздкими. Вот и воспрянул РСК «МиГ», который уже начинал потихоньку распадаться от тотального недофинансирования.

Аргументы по закупке МиГов индусами понятны. Ну, а зачем нашим военным понадобилось снимать Су-33 с вооружения «Адмирала Кузнецова» - непонятно! Безусловно, корабль активно переоснащается. Планируется заменить его энергоустановку на новую газотурбинную или даже ядерную. Решено оснастить корабль «Гранитом» - крылатыми ракетами большой дальности, и сменить ПВО на более современную. Но это никак не повлияет на площадь палубы и места «сушкам» должно хватить, как хватало до этого.

Специалисты не видят объективных причин по замене «сушек» МиГами, о чем заявляют в интервью на МАКС-2011.

Даже о том, что Су-33 выработали ресурс, говорить так же не приходится. Запаса прочности у этих «воздушных лошадок» хватило бы не на один год.
Единственно оправданным вариантом может быть то, что государство дает возможность получить экономическую поддержку ОКБ «Микоян». В этом ОКБ снова сложилась ситуация, напоминающая кризис 90-х. И если сейчас не дать финансовую подпитку «микояновцам», то знаменитое на весь мир бюро может просто развалиться.

На вопрос о том, куда же денутся Су-33, специалисты в один голос заявляют, что их просто поставят в ангары, как говорится, на непредвиденный случай. Утилизация работающих самолетов может показаться настоящим кощунством, поэтому Минобороны на такое, вряд ли сегодня решится. Хотя в России консервация порой ничем не лучше утилизации…

Может быть выходом из сложившейся ситуации мог бы быть спуск на воду еще одного авианесущего корабля, но такие перспективы пока не вырисовываются. Опять вопрос упирается в деньги, а на армии в России экономить привыкли – это факт.

Вот такое оно, современное перевооружение нашей армии.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. svvaulsh
    +4
    19 августа 2011 09:37
    В статье допущена неточность. "томкеты", они же Ф-14, сняты с вооружения АУГ, а их главное оружие - 6 ракет ВВ "феникс" на другие машины не устанавливают.
  2. +4
    19 августа 2011 11:12
    все су-33 выпущены в период 1992-1995 года!! машины не свежие и по брэо уступают западным аналогам
    миг-29к и куб прошел тотальную модернизацию-включая улучшение планера и брэо(способен осуществлять боевые действия ночью)
    НО нашим военным предлагают машины без западной БРЭО заменяя их нашими аналогами-из-за этого контракт до сих пор не подписан!!!!(проблемы с нашими системами)-http://vpk.name/news/56626_korabelnyii_mig_proletel_mimo_palubyi.html



    замена на новые машины это правильный шаг, а модернизация машин выпущенных 20 лет назад-это деньги на ветер

    P.S-Единственное есть СУ-27КУБ-но это совсем другая песня
    1. КТВ
      0
      21 августа 2011 17:40
      Что тогда говорить про все ВВС - где все самолеты куда более старее 92-го года...
      1. Mr. Tank
        -1
        19 января 2012 14:34
        КТВ,
        О, это я.
        1. mengeleff
          0
          19 января 2012 14:49
          КТВ,
          О, это я.

          ты шелудивый приблудный пёс поганящий великую Украину тем что ты вообще появилсО жертва аборта мутировавшая в виртуальное изделие Mr. Tank lol
  3. SuperDuck
    0
    19 августа 2011 13:04
    А ну, летуны посвятите меня пожалуйста, что у Су нет палубника с возможностью работы по поверхности (земля/море)? Этож плавучая база ПВО получается..
    1. +1
      19 августа 2011 20:35
      А "Кузнецов" и строился как воздушный зонтик для себя и для ударного флота.
  4. +2
    19 августа 2011 20:24
    Как раз вместе с Индией создаётся ракета воздух-море БраМос для семейства СУ.
    Для того чтоб СУ-33 мог нести всю номинклатуру современного вооружения его нужно модернизировать и начать серийный выпуск определённого количества новых самолётов.Но это количество должно быть достаточно большим,для того чтоб самолёт был не так дорог,выпуск 20-ти самолётов не рентабелен.А МИГи будут делать и Индии и себе,поэтому стоимость одного самолёта будет приемлимой.
  5. +1
    19 августа 2011 21:13
    Даже, несмотря на то, что способность Су-33 поражать наземные и морские цели не самые максимальные,

    Ага. В смысле их совсем нет-это чистый истребитель.И между прочим,изначально на наши авианосцы планировалось "приземлить" и МиГи и СУшки ( том числе и Су-25 производства Улан-Удэ).Что и произошло в 1989 .И никакого антагонизма между этими самолетами не было-сейчас просто идет "наброс на вентилятор".
  6. Сокерин
    +5
    21 августа 2011 00:47
    "Кузя" планируется в кап. ремонт в 2012 году. Простоит он в нём лет 8-10 (по аналогии с "Горшковым"), и не факт, выйдет ли из того ремонта вообще.
    Потому, эта суета с заменой машин совершенно несвоевременна.
    Хотя, пока его будут "латать", (а он так недостроенным с 1991 года и остаётся),
    уволятся по возрасту все, кто с него летает на Су-33 на сей день....
    Начнём вновь "изобретать велосипед" на Миг- 29к ... с нуля.....
    1. 0
      21 августа 2011 17:47
      вообще то по плану, его ввод в строй после капиталки 15 -16 год.
  7. КТВ
    0
    21 августа 2011 17:43
    МиГи-29К будут после востановления серии за индийские деньги потому, что - под так называемый Суперджет уничтожена производственная площадка и технология самого мощного корабельного самолета Су-33.
    Все - нет его.
  8. 0
    21 августа 2011 22:37
    Может я не прав,но мне кажется ПАКФА создан с заделом на возможность использования его на авианосце,у него мощные основные стойки.Если это так,то не всё так плохо.
  9. 0
    19 января 2012 14:32
    куда оно собирается девать СУ-33, которые базирются на этом боевом корабле? Их придется убирать, ведь два типа самолетов просто не поместятся на крейсере
    А че места не хватит что-ли? раньше на ТАКР "Адмирал Кузнецов" было 26 шт Су-33, щас 22... Можно взять на их место 4 или более МиГ-29 К/КУБ они же меньше чем "Сушки"...
  10. Mr. Tank
    -2
    19 января 2012 14:45
    Повторю - В России есть только МиГ-29К, производство Су-33 уничтожено
    1. mengeleff
      0
      19 января 2012 14:46
      а ты этому рад да праотец всех обезьян? am
  11. +1
    15 февраля 2012 15:54
    Для спасения РСК "Миг" лучше бы закупили Миг-35 для строевых частей ВВС, так как большая часть Миг-29 уже не поднимается в воздух. А Су-33 можно было бы модернизировать в ходе модернизации "Адмирала Кузнецова" (потенциал есть Су-27ск, Су-30, Су-35). А так выходит модернизация авианесущего крейсера с понижением боевых возможностей его авиакрыла...
  12. Eugene
    +1
    15 февраля 2012 16:00
    в чем понижение?
    Су-33 не может нести ударные функции, необходима модернизация. При этом машинки то уже не новые, вобщем-то, начала 90ых, тем более авиагруппа неполная уже сильно, если например снимут Граниты и уменьшат габарит силовой установки, то есть шанс, что увеличаьт ангар,то где взять еще самолетики? и серийных палубных машин су уже давно не клепали, а тут индусам партия мигов. Впрочем смешанная группа тоже могла бы быть полезной, но возможно это будет проблемно для техников.
  13. 0
    21 октября 2014 21:40
    В настоящее время, возможности авианосца ограничены из-за недостаточной численности авиагруппы (из первоначальной партии в 25 серийных Су-33 на 2013 год в строю оставалось всего десять) и отсутствия самолетов ДРЛОиУ. Кроме того, серийные Су-33 представляют собой практически чистые перехватчики, и не располагают эффективным управляемым вооружением для ударов по защищенным наземным объектам или военным кораблям противника. В результате, авианосец обладает ограниченными возможностями по обороне от воздушного нападения и лишь формальными возможностями нанесения авиаударов по наземным и надводным целям.