Истребители «Тигров» и «Пантер»

СУ-100 по праву считается одним из лучших самоходных орудий Второй Мировой войны

Истребители «Тигров» и «Пантер»


До августа 1943 года единственной средней самоходной артиллерийской установкой (САУ), состоявшей на вооружении советских войск, была СУ-122 со 122-мм дивизионной гаубицей М-30. Однако она вследствие небольшой начальной скорости гаубичного снаряда (515 м/с) и малой настильности траектории не могла эффективно бороться с немецкими танками. На повестку дня встал вопрос о специальной противотанковой САУ.


В апреле 1943 года Артиллерийский комитет Главного артиллерийского управления (ГАУ) Красной армии выслал Уралмашзаводу тактико-технические требования (ТТТ) на проектирование самоходки с 85-мм орудием. Основным назначением новой САУ должно было стать уничтожение тяжелых танков противника типа «Тигр» на дистанциях 500-1000 м. Для выполнения ТТТ предлагалось взять за основу модернизированную СУ-122М и вместо 122-мм гаубицы оснастить ее орудием с баллистикой 85-мм зенитной пушки. Во второй половине апреля конструкторский отдел Уралмашзавода, возглавляемый Л. И. Горлицким, приступил к проектированию машины.

ЧЕМ ВООРУЖИТЬ?

Истребители «Тигров» и «Пантер»5 мая 1943 года ГКО определил сроки создания и разработчиков новых танков и самоходок. Изготовление САУ с 85-мм пушкой возлагалось на Уралмашзавод, причем Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), возглавляемое В. Г. Грабиным, должно было спроектировать, а завод № 9 Наркомата вооружения (НКВ) - сделать орудие для установки.

Однако когда из ЦАКБ были получены чертежи 85-мм пушки С-31, выяснилось, что она занимает очень много места в боевом отделении машины и не позволяет удобно разместить оборудование и экипаж, а кроме того, значительно увеличивает массу самоходки.

На Уралмаше не только переконструировали люльку этого орудия, но и предложили заводу № 9 также разработать новую 85-мм пушку. В результате в КБ завода № 9, возглавляемом Ф. Ф. Петровым, было спроектировано орудие Д-5С-85, значительно лучше подходившее для будущей САУ. Однако в конце мая 1943 года из ЦАКБ поступил эскизный проект еще одной пушки - С-18. Она имела некоторые преимущества, так как в ней использовалась люлька от серийного 76-мм танкового орудия ЗИС-5. Однако и С-18 не очень удачно компоновалась в боевое отделение создаваемой самоходки.

Несмотря на явные недостатки САУ с пушкой С-18, ЦАКБ, используя авторитет своего руководителя, требовало, чтобы машина с его орудием была выполнена в металле. Этот конфликт разрешился только 7 июня 1943 года, когда специальная смешанная комиссия из представителей Наркомата танковой промышленности (НКТП), НКВ, ГАУ и Главного бронетанкового управления (ГБТУ) приняла решение изготовить для сравнительных испытаний три опытных образца самоходов с 85-мм орудиями: СУ-85-1 с пушкой С-18-1 ЦАКБ и измененной люлькой Уралмашзавода, СУ-85-И с пушкой Д-5С-85 завода № 9, СУ-85-IV с пушкой С-18 ЦАКБ.

Истребители «Тигров» и «Пантер»


ВЫБОР СДЕЛАН

Работа над опытными образцами продолжалась полтора месяца. 20 июля 1943 года начались их заводские испытания, включавшие пробег на 80 км и ведение огня. При этом пушка Д-5С отстрелялась в полном объеме - 129 выстрелов. Что же касается пушек С-18-1 и С-18, то они из-за поломок спусковых механизмов смогли произвести соответственно 39 и 62 выстрела. С 25 июля по 6 августа 1943 года на Гороховецком полигоне (АНИОП) проходили государственные испытания, в ходе которых выяснилось следующее:

«Наибольшие удобства в работе команды при стрельбе дает самоход с пушкой Д-5С-85 вследствие короткой длины отката орудия, удобной высоты линии заряжания, наибольшего рабочего объема для заряжающего. У этого самохода получились наибольшее время при стрельбе на прочность, наибольший средний темп огня, в четыре раза выше, чем у самохода с орудием С-18.

Доступ к противооткатным устройствам в орудиях системы ЦАКБ невозможен без снятия передней бронировки весом 300 кг, что крайне неудобно и на что требуется затратить 3-4 часа времени.

Орудие Д-5С-85 самоуравновешено в цапфах. Для уравновешивания орудий системы ЦАКБ применены большие грузы весом около 210 кг, что ограничивает свободное пространство, нерационально по конструкции и некультурно на вид. Маховики механизмов наведения у орудий системы ЦАКБ расположены неудобно.

Вес самохода с пушкой С-18 на 850 кг больше, чем самохода с пушкой Д-5С-85».

После того как машины совершили пробег на 500 км, государственная комиссия сделала заключение, что по ходовым качествам, надежности в работе механизмов, маневренности и проходимости САУ не отличаются от танка Т-34. По результатам испытаний члены комиссии рекомендовали принять на вооружение Красной армии самоходную установку СУ-85-Н с пушкой Д-5С, что и было оформлено постановлением ГКО № 3892 от 7 августа 1943 года. Этим же документом предусматривалось прекращение серийного выпуска на Уралмашзаводе СУ-122 и тридцатьчетверок. Предприятие полностью переключилось на изготовление самоходных артиллерийских установок СУ-85.

По компоновке узлов и агрегатов СУ-85 была аналогична СУ-122, на базе которой она создавалась. При этом 73% деталей заимствовались от танка Т-34, 7% - от СУ-122 и 20% проектировались заново. Размещенная в рамке в лобовом листе корпуса пушка Д-5С с длиной ствола 48,8 калибра имела начальную скорость бронебойного снаряда 792 м/с. По бронебойности это орудие на 57% превышало пушку Ф-34 танка Т-34 и на 45% - гаубицу М-30 самохода СУ-122, что увеличивало дальность эффективной стрельбы по немецким танкам в полтора раза. Боекомплект САУ состоял из 48 унитарных выстрелов с осколочными стальными гранатами 0-365, бронебойно-трассирующими снарядами БР-365 и БР-365К. Скорострельность пушки с закрытыми люками боевой рубки составляла 6-7 выстр/мин.

Уралмашзавод выпускал СУ-85 с августа 1943 по октябрь 1944 года. За это время предприятие отправило в войска 2644 самоходные установки.

Истребители «Тигров» и «Пантер»


ФРОНТОВАЯ ПРОВЕРКА

СУ-85 поступали на вооружение отдельных самоходно-артиллерийских полков (САП) РВГК и применялись для огневого сопровождения танков Т-34. Эти машины получали также самоходно-артиллерийские полки, вошедшие в состав некоторых истребительно-противотанковых бригад.

Новую самоходку на фронтах использовали достаточно эффективно. Вот отзыв командира 1440-го САП подполковника Шапшинского: «Машина отличная, оправдала себя как истребитель танков противника. Нужно только правильно применять ее. В первых боях за Днепром, когда полку пришлось применять самоходы как танки, полк потерял 5 машин. В дальнейших боевых операциях полк главным образом поддерживал атаки своих танков, следуя за их боевыми порядками на дистанции 200-300 м и отражая контратаки танков противника. Экипажи самоходов действуют, подставляя противнику наиболее трудно уязвимое место - лоб. Самоход СУ-85 пробивает лобовую броню танка «Тигр» с дистанции 600-800 м, а борт его - с 1200-1300 м».

Наряду с положительными отзывами завод получал из действующей армии и просьбы о необходимых улучшениях и усовершенствованиях САУ. Так, командир 7-го мехкорпуса полковник Катков, оценивая машину, писал: «Самоход СУ-85 в настоящее время является наиболее эффективным средством борьбы с тяжелыми танками противника. Обладая проходимостью и маневренностью, не уступающей танку Т-34, и вооруженный 85-мм пушкой, самоход показал себя в боевых действиях хорошо. Но используя огонь и броню своих танков «Тигр», «Пантера» и самохода «Фердинанд», противник навязывает современный бой на больших дистанциях - 1500-2000 м. В этих условиях мощь огня и лобовая защита СУ-85 уже недостаточны. Требуется усилить лобовую броню самохода и самое существенное - вооружить его пушкой с увеличенной бронебойной силой, способной поражать тяжелые танки типа «Тигр» с дистанции не менее 1500 м».

Истребители «Тигров» и «Пантер»


БИТВА КОНСТРУКТОРОВ

Поиск путей усиления огневой мощи СУ-85 велся с самого начала ее серийного выпуска. К осени 1943 года завод № 9 изготовил 85-мм орудие Д-5С-85БМ с начальной скоростью снаряда 900 м/с, что увеличивало пробиваемость брони на 20%. Размеры установочных частей новой пушки сохранились такие же, как у Д-5С, и никаких серьезных изменений в самоходе не требовали. Поскольку ствол Д-5С-85БМ был на 1068 мм длиннее, чем у Д-5С, для уравновешивания в цапфах его оттянули назад на 80 мм.

В начале января 1944 года опытный образец самохода прошел заводские испытания. Затем его отправили в Гороховец на государственные испытания, которые он выдержал, но на вооружение принят не был. Кроме того, осенью 1943-го проводились проектные работы по установке на самоход орудий большего калибра - 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы Д-15.

Вопрос усиления огневой мощи решили за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре 1943 года передали Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943-го ГКО принял постановление № 4851 об оснащении среднего самохода 100-мм орудием. Во исполнение этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал Уралмашзавод:

«1) к 15.01.44 г. спроектировать средний самоход на базе агрегатов танка Т-34 и вооружить его 100-мм пушкой С-34 конструкции ЦАКБ;

к 20.02.44 г. изготовить и провести заводские испытания самохода. Орудие должно быть подано с завода № 92 к 25.01.44 г.;

к 25.02.44 г. передать самоход на государственные испытания».

Как видим, сроки устанавливались очень жесткие. Осложняло ситуацию и то, что история с ЦАКБ повторилась с удивительной точностью. Получив чертежи орудия С-34, на Уралмаше убедились, что эта пушка для самохода не годится: она имела внушительные размеры по ширине, при наведении влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя. Были необходимы большие изменения в серийном корпусе САУ, в том числе и в его геометрической схеме, что влекло за собой переделку стендов для сварки и сборки.

Пришлось бы перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало бы увеличение массы САУ на 3,5 тонны по сравнению с СУ-85. При этом ЦАКБ снова заняло непримиримую ведомственную позицию: давая свою танковую пушку С-34 для установки на САУ, бюро требовало использовать ее лишь в том виде, как она есть, и настаивало на приспособлении САУ к пушке. Уралмашзавод вновь обратился к заводу № 9, и там разработали 100-мм орудие Д-10С, которое было легче С-34 и размещалось в серийном корпусе без его существенных изменений и без излишнего увеличения массы машины.

В феврале 1944 года первый опытный образец САУ выдержал заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце проходили государственные испытания, где самоход произвел 1040 выстрелов и прошел 864 км. В своем заключении комиссия отметила, что машина может быть принята на вооружение Красной армии после некоторых доработок. 14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному выпуску артсамохода СУ-100.

Однако ЦАКБ снова потребовало формального выполнения постановления ГКО, то есть изготовления опытной САУ с пушкой С-34. Вновь потянулись переговоры и переписка по этому вопросу. В итоге было принято решение о частичной переделке пушки С-34, спроектированной изначально для вооружения тяжелого танка ИС-2.

Переделка, заключавшаяся в уменьшении ширины люльки на 160 мм, изготовлении новых вставных цапф, новой рамки, поворотного механизма, походного крепления, удалении прилива под спаренный пулемет и установке прицела, выполнялась на заводе № 9. Самоход с орудием С-34 получил индекс СУ-100-2.

Одновременно с ним построили второй опытный образец самохода СУ-100, который стал головным для машин серийного производства и включал в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией. Его испытания проходили на АНИОПе с 24 по 28 июня 1944 года. После этого государственная комиссия признала, что «тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 м для танков «Тигр» и «Пантера» вне зависимости от точки попадания снаряда, а для артсамохода «Фердинанд» - только при попадании в бортовую броню, но с дистанции 2000 м».

Самоход СУ-100-2 с пушкой С-34 специальным поездом доставили на полигон в Гороховец в начале июля 1944 года. Он подвергся испытаниям в том же объеме, что и СУ-100, однако показал худшие результаты. СУ-100, напротив, постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение Красной армии.

Истребители «Тигров» и «Пантер»


ДАЛЬНЕЙШЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Новая боевая машина создавалась на базе танка Т-34-85 и самохода СУ-85. Все основные агрегаты тридцатьчетверки - двигатель, трансмиссия, ходовая часть остались без изменений. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили их подвеску, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус, заимствованный у СУ-85, подвергся немногочисленным, но весьма важным переделкам: толщину лобовой брони увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-4, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей заимствовались от Т-34-85, 4% - от СУ-122, 7,5% - от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново.

Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Д-10С с длиной ствола 56 калибров равнялась 895 м/с. Боекомплект состоял из 33 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и БР-412Б, осколочно-фугасными гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1500 м при угле встречи 60° пробивал 110-мм броню.

Изготовление СУ-100 началось в сентябре 1944 года, но в течение трех месяцев оно велось параллельно с выпуском СУ-85. Причем по предложению Л. И. Горлицкого обе артсистемы - Д-10С и Д-5С монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные для размещения любой из двух пушек и боеукладок. Походное крепление, поворотный механизм, прицелы и бронезащита орудий изменялись. От этой унификации особенно много выигрывала конструкция СУ-85. Достаточно сказать, что боекомплект увеличился до 60 выстрелов.

Первую унифицированную САУ выпустили в июле. В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на производство «гибридов», имевших индекс СУ-85М.

Выпуск СУ-100 продолжался по март 1946 года, за это время было изготовлено 3037 самоходных установок. По некоторым данным, в 1947-м их производство возобновили и выпустили еще 198 САУ.

Летом и осенью 1944 года в опытном порядке были изготовлены САУ ЭСУ-100 с электротрансмиссией и СУ-122П со 122-мм пушкой Д-25Т.

Истребители «Тигров» и «Пантер»


БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной армии начали перевооружать новыми САУ. В каждом полку имелась 21 машина. В конце года приступили к формированию самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 сражались с врагом на заключительном этапе Великой Отечественной войны.

Так, например, с 6 по 16 марта 1945 года СУ-100 на 3-м Украинском фронте пришлось участвовать в отражении атак 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в Венгрии. Здесь активно действовали 207, 208 и 209-я самоходно-артиллерийские бригады, вооруженные СУ-100, а также несколько отдельных полков СУ-100 и СУ-85. Во многом благодаря им уже в первый день германское наступление начало давать сбои.

На направлении главного удара немцам не удалось выйти на шоссе Надьбайом - Капошвар. Важную роль на этом участке сыграл 1201-й самоходно-артиллерийский полк (12 СУ-85), который не только отразил огнем с места натиск противника, но и совместно с пехотой 113-й стрелковой дивизии провел успешную контратаку, отбросив вклинившиеся вражеские части на 1-1,5 км.

10 марта, перегруппировав силы и использовав последние резервы, немцы попытались прорвать советскую оборону на узком участке ее правого фланга. Однако к этому времени здесь были развернуты четыре резервных истребительно-противотанковых артполка, благодаря чему плотность советской артиллерии достигла 49 орудий на 1 км фронта. Прорвать такие боевые порядки оказалось невозможно.

Особенно отличились в этих боях 1951 и 1953-й самоходно-артиллерийские полки 209-й бригады, сумевшие организовать хорошее взаимодействие с пехотой, противотанковой и дивизионной артиллерией. В течение дня СУ-100 командира батареи старшего лейтенанта Кочерги, боевые машины младших лейтенантов Ворожбицкого и Самарина уничтожили по три танка и штурмовых орудия. Батарея СУ-100 под командованием капитана Васильева из 1952-го самоходно-артиллерийского полка подбила в ходе боя три «Королевских тигра».

Истребители «Тигров» и «Пантер»


ДОЛГОЖИТЕЛЬ

СУ-100, без сомнения, самая удачная и наиболее мощная советская противотанковая САУ периода Великой Отечественной войны. Будучи на 15 тонн легче, чем идентичная ей по компоновке и назначению немецкая САУ «Ягдпантера», СУ-100 имела аналогичную броневую защиту и лучшую подвижность.

Начальная скорость бронебойного снаряда 88-мм немецкой пушки Рак 43/3 с длиной ствола 71 калибр составляла 1000 м/с. Ее боекомплект (57 выстрелов) был больше, чем у Д-10С. Использование немцами бронебойного снаряда PzGr 39/43 с бронебойным и баллистическим наконечниками обеспечивало пушке «Ягдпантеры» лучшую бронепробиваемость на дальних дистанциях. У нас аналогичный снаряд - БР-412Д появился только после войны.

В отличие от немецкой САУ в боекомплекте СУ-100 отсутствовали подкалиберные и кумулятивные снаряды. Фугасное же действие 100-мм осколочно-фугасного снаряда было, естественно, выше, чем у 88-мм. В целом эти две лучшие средние самоходки Второй мировой войны не имели друг перед другом ощутимых преимуществ, однако спектр применения у СУ-100 был несколько шире.

На вооружении Советской армии СУ-100 состояли и в послевоенный период. В 1960 году самоходки прошли модернизацию. В таком виде СУ-100 еще долго находились в войсках, принимали участие в учениях, а по мере поступления новых самоходно-артиллерийских установок отправлялись на долговременное хранение в парки. Эти машины принимали участие в военных парадах 9 мая 1985 и 1990 годов. Вновь «тряхнуть стариной» им пришлось совсем недавно - СУ-100 стали участниками парада Победы 2010 года в Москве.

СУ-100 имелись в армиях ряда стран Варшавского договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. В Чехословакии с 1952 года СУ-100 выпускались по лицензии и поставлялись в Египет и Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967 годов. В вооруженных силах некоторых государств эти САУ, судя по всему, есть и сейчас. Так, по некоторым данным, СУ-100 продолжают использовать части кубинской береговой обороны.
Автор: Михаил БАРЯТИНСКИЙ
Первоисточник: http://www.vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 45
  1. Des10 28 сентября 2013 10:10
    Спасибо.
    "Орудие Д-5С-85 самоуравновешено в цапфах. Для уравновешивания орудий системы ЦАКБ применены большие грузы весом около 210 кг, что ограничивает свободное пространство, нерационально по конструкции и некультурно на вид."
    И это в июле 43-го. Вот это школа.
    Ещё раз спасибо за статью.
  2. avt 28 сентября 2013 10:10
    ,,«Машина отличная, оправдала себя как истребитель танков противника. Нужно только правильно применять ее. В первых боях за Днепром, когда полку пришлось применять самоходы как танки, полк потерял 5 машин."------Не изжитая беда ,которая еще за ,,Спрутом" побегает ,вот его уже некоторые легким танком обзывают .
    avt
  3. Мареман Василич 28 сентября 2013 10:56
    У меня по работе коллега рассказывал про своего деда. Дед был противотанковым артиллеристом, говорил что когда получили 76 мм,как гора с плеч,особенно из засад. А когда самоходы пошли в помощь то готовы были их целовать, нам легче было. Не знаю конечно как это взаимосвязано,но что сказал то сказал. Скорее всего при наступлении или обороне они были во второй линии,возможно.
  4. combat192 28 сентября 2013 12:29
    Если будет продолжение темы (о тяжелых САУ), то я забегаю вперёд.
    На фото экипаж ИСУ-122с 375 гв. тсап 5 гв. тк 2-го Украинского фронта. Конец 1944 г.
    Внизу слева мой отец - механик-водитель гв. мл. с-т Рождественский Геннадий Иванович.
    1. Pashhenko Nikolay 28 сентября 2013 14:25
      Чёткая фото.Как батя? Войну пережил ?
      1. combat192 28 сентября 2013 18:49
        Пережил. Закончил в Австрии. Умер в 1994 г.
        На фото он слева.
        1945 г., Австрия.
    2. Емеля 28 сентября 2013 15:05
      Цитата: combat192
      На фото экипаж ИСУ-122с 375 гв. тсап 5 гв. тк 2-го Украинского фронта. Конец 1944 г.


      У ИСУ-122С экипаж, вроде бы, до 4 чел. сократили, или не всегда соблюдалось?
      Емеля
    3. xan 28 сентября 2013 23:21
      Вот это пушка!
      xan
    4. avia12005 30 сентября 2013 07:34
      А вот мой батя -- третий слева. Северная Корея, 1945 год
  5. vietnam7 28 сентября 2013 15:40
    Статья интересная, единственное - хотелось бы чтобы под фото указывалось где снимок сделан,в какой период и т.д. На первом фото на заднем плане английский бтр "универсал", поставлялся по ленд-лизу нам, но и встречался в израиле как и су 100 тоже, и раскрасска су 100 вроде не советская?
    vietnam7
  6. vladstro 28 сентября 2013 16:35
    да лучший фильм про эту самоходку "НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ" хотя по книге погибает Малешкин,а в фильме Домешек,но жаль обоих и там и там.
    1. Nayhas 29 сентября 2013 05:24
      Любимая книга! Знаешь чем закончится, но так хочется, чтобы Малешкин остался жив...
  7. Langeo 28 сентября 2013 16:38
    Для желающих прикоснуться к истории. Краснодар.
    1. алекс 241 28 сентября 2013 20:53
      Стоит у нас как памятник в Строгино на улице Катукова. Охраняет нас.
      алекс 241
    2. svp67 28 сентября 2013 22:16
      Цитата: Langeo
      Для желающих прикоснуться к истории. Краснодар.


      И Верхняя Пышма...
      Су85 и Су100

      1. Корсар 29 сентября 2013 05:13
        Цитата: svp67
        И Верхняя Пышма...
        Су85 и Су100

        А вдали третий по счёту,если не ошибаюсь - СУ 122...
    3. Nayhas 29 сентября 2013 05:25
      Через две недели поеду в Краснодар, где это место что на фото?
  8. Яросвет 28 сентября 2013 16:47
    ...Над горелой землей ветер хавал туман
    И зверье предвкушало добычу свою,
    Но не знало зверье, что поставлен капкан,
    Что не выжить ему в предстоящем бою.

    И утробно рыча звери двинулись в путь,
    На горелой земле лапы в глине скользят.
    Затопили долину - уж не повернуть,
    но в подлеске, в тени - зверобои стоят!

    И лавина огня вдруг накрыла металл,
    Выбивая болванками клочья брони!
    Тот, кто был впереди, как и те, кто отстал,
    Как и средние - вмиг захлебнулись в крови!

    Перепугано воют метаясь в дыму,
    Землю лапами роют и в глине скользят,
    Понимая, что больше из них никому,
    Никогда, ни за что не вернуться назад...
    Яросвет
    1. Nayhas 29 сентября 2013 05:26
      Хорошие стихи, кто автор?
  9. revnagan 28 сентября 2013 20:40
    Поздновато появилась.Жаль,её бы под Прохоровку.Но лучше позже,чем никогда.Всё равно,скольким нашим солдатам она спасла жизней...
    1. svp67 29 сентября 2013 00:49
      Цитата: revnagan
      Жаль,её бы под Прохоровку
      Не плохо бы. Но она "сказал" очень "веское и громкое" слово в боях на озере Балатон...добившись вот таких результатов
    2. svp67 29 сентября 2013 00:53
      А тут просто надо "снять шляпу" hi - результат стрельбы наводчика и вообще экипажа экстрокласса...
  10. алекс 241 28 сентября 2013 20:47
    Су-100 во Вьетнаме.
    алекс 241
    1. алекс 241 28 сентября 2013 22:11
      .......................
      алекс 241
    2. svp67 29 сентября 2013 00:20
      Цитата: алекс 241
      Су-100 во Вьетнаме.

      А вообще - пик её славы "залив свинье"... Где именно эти самоходы сыграли одну из главных ролей, прорвавшись на берег и частью потопив, а частью отогнав от берега корабли десанта и на одной из них был сам Фидель. Не зря её там установили в качестве памятника...
  11. samoletil18 28 сентября 2013 22:16
    надо же. Всегда думал, что су-85 на фронте появились вместе с т-34-85. А они уже на Днепре появились. А пушку 100мм пытались на ИС поставить, а с дульным тормозом на тридатьчеверку. После войны реализовалось в Т-54. ПОСЛЕ ТАКИХ СТАТЕЙ как-то к сталинским временам начинаешь двояко относиться: тыл работал сверхэффективно, но бабоньки наши родненькие таким трудом генофонд подразрушили. А кто их спрашивал?
    1. xan 28 сентября 2013 23:27
      Цитата: samoletil18
      но бабоньки наши родненькие таким трудом генофонд подразрушили.

      Что значит разрушили?
      а если бы меньше трудились, красивше и умнее стали бы чтоли?
      xan
  12. svp67 28 сентября 2013 22:18
    И вообще машина была классная, с этим даже инспектора ДПС согласны... wink
    1. алекс 241 28 сентября 2013 22:24
      .........................
      алекс 241
      1. алекс 241 28 сентября 2013 22:26
        .......................
        алекс 241
        1. svp67 29 сентября 2013 00:27
          А по книге - они воевали на Су85...
          1. алекс 241 29 сентября 2013 00:39
            Точно Серег,но фильма тем не менее это не умоляет.Одна фраза:Что ж вы трофейщики против нас самоходчиков,чего стоит.У меня в курсантские годы в общаге висела вырезка из КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ,фото под заголовком :Самоходчики на учениях,кто служил то знает что такое "самоход" laughing
            алекс 241
            1. Nayhas 29 сентября 2013 05:32
              Любима книга, и один из лучших фильмов про войну... Малешкина безумно жаль...
  13. balovnik 28 сентября 2013 22:21
    Классная техника, полностью оправдавшая задумки создателей
    balovnik
  14. samoletil18 28 сентября 2013 22:55
    статья хорошая. Пойду качну "На войне, как на войне"
    1. алекс 241 28 сентября 2013 22:56
      Зачем качать он он лайн выложен на ю тюбе.
      алекс 241
      1. Hariva 28 сентября 2013 23:33
        Комрад возможно хочет скачать Советскую классическую прозу , товарища Курочкина Виктра Александровича.
        [media=http://modernlib.ru/books/kurochkin_viktor_aleksandrovich/na_voyne_kak_na
        _voyne/read_1/]
  15. albert 28 сентября 2013 23:32
    Су-100 применялись кубинской армией во время высадки десанта эмигрантов в заливе Свиней.Одной из таких самоходок был потоплен один американский транспорт.Говорят за орудием был сам Фидель Кастро.Теперь эта машина установлена на Кубе как памятник.
  16. алекс 241 28 сентября 2013 23:54
    Кубинская СУ-100 поддерживает огнем штурм Плайя-Ларга.СУ-100 в мемориальном музее Куба.
    алекс 241
    1. svp67 29 сентября 2013 00:43
      Цитата: алекс 241
      СУ-100 в мемориальном музее Куба.

      К сожалению или счастью, но железо мертво без людей... Фидель - вот один из главных критериев того успеха, вернее Фидель и Су100 - "неустрашимая парочка" good
      1. алекс 241 29 сентября 2013 00:44
        Ну и Че,очень мощная фигура!
        алекс 241
  17. Слава333 29 сентября 2013 00:17
    Су-85 имела слишком тонкую для 43-44 годов лобовую броню в 45мм, Су-100 с 75мм броней конечно получше но все равно недостаточно.
    Слава333
  18. kadet54 29 сентября 2013 00:32
    Су-100 одна из самых красивых самоходок.
  19. zemlyak 29 сентября 2013 12:59
    Цитата: vladstro
    да лучший фильм про эту самоходку "НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ" хотя по книге погибает Малешкин,а в фильме Домешек,но жаль обоих и там и там.
    не подскажите как книга называется?
    zemlyak
    1. svp67 29 сентября 2013 13:32
      Цитата: zemlyak
      Цитата: vladstro
      да лучший фильм про эту самоходку "НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ" хотя по книге погибает Малешкин,а в фильме Домешек,но жаль обоих и там и там.
      не подскажите как книга называется?


      Виктор Александрович Курочкин "На войне как на войне", а еще рекомендую книгу это го же автора "Железный дождь"
  20. xomaNN 29 сентября 2013 16:10
    Вот если уж удачная машина получилась, так и 80 лет в строю (Куба!) wink
  21. malikszh 29 сентября 2013 23:15
    Цитата: svp67
    А тут просто надо "снять шляпу" hi - результат стрельбы наводчика и вообще экипажа экстрокласса...


    тут кажется вообще тринероались в озере Балатоне ))
    malikszh
  22. Малый Сатурн 30 сентября 2013 15:53
    А каковой должна быть толщина лобового листа брони самоходки на базе Т-34-85 по Вашему? 100мм - все равно маловато, но значительно тяжелее, 150-200мм - достаточно, но неимоверно тяжело, и с учетом немалого веса 100мм орудия + все это находится в передней части корпуса машины! Это возможно только теоретически, практически - увы... Такую неравномерно распределенную нагрузку подвеска Т-34-85 выдержала бы едва ли. Только если в окоп и маскировать, все перемещения свести к минимуму, а как же марши... Вообщем, тогда нужна другая база, допустим от ТТ. ИМХО.
    1. Kars 30 сентября 2013 16:02
      Цитата: Малый Сатурн
      100мм - все равно маловато,

      Ну почему же 100 мм довольно неплохо,еще углы наклона.Есть интересный чертеж перспективного немецкого ПТ-САУ.Конечно для Т-34-85 потребовалось кардинальное перераспределение,но может что бы и получилось.Незнаю правда было бы это экономически выгадно.
    2. the47th 1 октября 2013 09:14
      А если башню сзади установить, то она уравновесит тяжёлый лоб.
  23. Малый Сатурн 1 октября 2013 12:39
    У СУ-100 ведь не башня, а рубка, если её переместить назад, тогда двигатель неизбежно перемещается вперёд к мехводу, где в таком случае будет находиться трансмиссия? Это серьёзные изменения, а главное на это потребовалось бы большее количество времени и средств, ведь их так тогда не хватало... нерентабельно.
  24. Fedya 1 октября 2013 22:36
    Главное в русской технике простота и надёжность , не было б этого , хрен бы кого победили бы !
    Fedya
  25. Ilja 22 12 декабря 2013 11:02
    Статья отличная, автору спасибо!интересно было читать!сведения об изготовлении с датами!где что и главное результат их боевого применения

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня