Китай расширяет свои десантные возможности

Китай расширяет свои десантные возможности

Разрез внутренней палубы десантного корабля Type 071 LPD с доком, занимающим около двух третей длины корабля

Китайские десантные силы на подъеме. Страна инвестирует большие средства в новые корабли и транспортные средства, способные удовлетворить ее амбиции по проецированию силы

Десантные возможности Китая неумолимо растут. В зависимости от того, какой точки зрения вы придерживаетесь, по-разному можно рассматривать Китай, с запозданием строящего свои вооруженные силы и возможности соразмерные его размерам и экономической мощи. Либо это простое возрождение его интереса как глобального игрока, ищущего инструменты проецирования силы, либо это равный участник состязания, поигрывающий своими мускулами, либо это прямая угроза соседям с дерзкими претензиями на территории и богатства недр.


Независимо от причин роста десантных сил Китая они быстро набираются опыта. За последние несколько лет суда китайского флота расширили свои горизонты, его корабли с конца 2008 года развернуты возле берегов Африканского Рога, где они участвуют в борьбе с пиратами, всё больший интерес он проявляет к учениям в пределах своего региона и вне его. В июле 2013 года китайский флот завершил крупнейшую серию учений в иностранных водах, а затем в сентябре он стал основным гостем на австралийском параде иностранного флота.

Китайский флот в последние два десятилетия неустанно строил свои подлодки и надводные боевой флот, а также уверенно развивал палубную авиацию к огромному огорчению Индии с ее вялотекущими проектами по авианосцам.

Впрочем, наибольшие успехи Китай делает в создании десантного составляющей, на что не упускают случая указать его меньшие островные соседи. В марте 2013 года оперативное соединение из десантных кораблей китайского флота под командованием десантного корабля Type 071 вызвала переполох в регионе, когда прошла на всех парах вокруг спорных Островов Спратли, провела десантную операцию и посетила отмель Джеймса возле Малайзии.

В июле 2013 года на спутниковых снимках верфи Changxing Island компании Jiangnan Group можно было увидеть определенный прогресс в строительстве некоторых крупных частей того, что первоначально считалось китайским авианосцем, но вполне может оказаться и универсальным десантным кораблем.

Спустя несколько месяцев все еще не ясно, что это за судно, но вполне возможно десантный вертолетоносец (LHD), который компания China Shipbuilding and Offshore International Co (CSOC) строит для Турции. Китай еще должен построить LHD и официальные представители CSOC, работающие с турецкой заявкой, утверждали, что этот проект предназначен только на экспорт, но при этом Китай имеет большие интересы в этой сфере. В конце 2012 года адмирал Yin Zhou сообщил, что Китай хотел бы иметь крупные LHD в будущем, возможно водоизмещением в районе 40 000 тонн.

До появления этого корабля основу десантной составляющей китайского флота составят три десантных корабля-дока Type 071 класса Yuzhao водоизмещением 18 500 тонн; кроме того, сообщают о строительстве четвертого такого корабля.

Свидетельством практичности похода Китая к комплектованию флота служит закладка первого корабля класса Type 071 под именем Kunlunshan в июне 2006 года и вступление в строй в ноябре следующего года. Он прошел расширенные ходовые испытания и осуществил пробное плавание перед тем, как соответственно в 2009 и 2010 годах были заложены второй и третий корпус Jinggangshan and Changbaishan. Changbaishan был укомплектован личным составом в сентябре 2013 года.

Корабли имеют общую длину 210 метров с силовой установкой SEMT Pielstick 16 PC2.6V 400 CODAD, вращающей два гребных винта и позволяющей судну развивать максимальную скорость до 20 узлов. Удивительно, но до сих пор немногое известно об их точной вместимости, известно лишь точно, что экипаж каждого корабля составляет 120 человек.

Каждый корабль имеет ангар, куда входят вертолетный отряд из четырех вертолетов Z-8, и две взлетные площадки на полетной палубе. Ниже палубы корабли имеют двухуровневый ангар, который может принять до 16 бронированных машин десанта ZBD-05. Эти ангары в кормовой части переходят в док, который может вместить четыре судна на воздушной подушке Type 726 класса Yuyi.

На снимках также видна пара десантных катеров для перевозки войск и машин (LCVP) на шлюпбалках в средней части корабля, но больше нет никакой информации о грузоподъемности или возможностях этих судов.

Впрочем, Китай занимается созданием возможностей двойного назначения, то есть могут задействоваться суда, реквизированные из торгового флота.

Ключевой вехой этого процесса стал спуск на воду в порту Яньтай в августе 2012 года парома Bohai Sea Green Pearl водоизмещением 36 000 тонн. Основная его роль – служить в качестве пассажирского парома, но при этом гарантированно обеспечивать возможность использования в качестве стратегического транспорта для 2000 военнослужащих, 300 машин (или «десятков» основных боевых танков) и других материальных средств. Он может служить также в качестве временных казарм с вертолетной платформой в корме, хотя без ангаров он будет ограничен временным приемом вертолетов.

Очевидно, что идет строительство трех таких судов, в то время как несколько контейнерных судов также переделываются под перевозку военных грузов.

Рабочими лошадками десантных сил флота, однако, остаются танкодесантные суда-вертолетоносцы (LSTH) класса Yuting. 10 судов были построены двумя партиями и разбиты на два подкласса: Type 072 II Yuting I (введены в строй между 1992 и 2002 годами) и Type 072 III Yuting II (2003 – 2005).

Оба типа фактически имеют одинаковые размеры и официальные эксплуатационные характеристики, но более поздние версии имеют слегка измененную надпалубную часть с конструктивными доработками рампы и загрузочного шлюза и более легкий доступ между носовой и кормовой палубами.

Таким образом, заявленные характеристики для обоих типов включают дальность плавания 3000 морских миль, максимальную скорость 17 узлов и полное водоизмещение 4877 тонн (3830 тонн без груза). Они имеют общую длину 120 метров и осадку 3,2 метра, хотя, как и LST, они предназначены для выгрузки на побережье своего «содержимого», которое может состоять из 250 человек десанта и 10 легких танков. Они могут также производить выгрузку с использованием четырех десантных LCVP или двух средних вертолетов.

Вооружены они только пушками, но имеют на борту три спаренные 37 мм/63 калибра пушки для обеспечения поддержки при взятии прибрежного плацдарма.

Как можно понять из их обозначения, они ведут свое начало от более ранних танкодесантных судов Type 072 Yukan LST, но с добавлением большой вертолетной палубой (без ангара) вместо кормовой пушки и надстройки над танковой палубой. Оригинальные корабли Type 072 были построены в период с 1980 по 1995 год и семь таких судов до сих пор несут боевую вахту во флоте Восточно-Китайского моря.

Без полетной палубы и с уменьшенной грузоподъемностью (4237 тонн полной грузоподъемности, 200 солдат и 10 легких танков) Type 072 представляют собой менее мощные суда, демонстрирующие скорее процесс обновления десантных возможностей, предпринятый китайским флотом.

Китайский флот также имеет на вооружении значительный флот средних десантных судов (LSM). Имеется некоторое количество устаревших судов, например семь Yuliang Type 079, строительство которых началось еще в 1980 году. В списках все еще числятся несколько одиночных старожилов других классов, но большая часть десантных сил состоит из дюжины кораблей Wuhu-A Yuhai Type 074 немного меньшего размера и 10 более новых Yudeng III LSM класса Yunshu.

Корабли класса Wuhu-A длиной 58,4 метра были построены в середине 90-х годов и могут транспортировать два легких танка и 250 человек при полном водоизмещении 812 тонн.

Напротив, корабли Yudeng III длиной 87 метров и водоизмещением до 1880 тонн были построены в 2003 – 2004 годах. Они могут преодолевать 1500 морских миль при скорости хода 14 узлов, брать на борт 6 легких танков или 12 грузовиков на автомобильную палубу, загружаемую через кормовые ворота.

С целью разгрузить десантные силы китайский флот традиционно полагается главным образом на относительно общие универсальные десантные суда (LCU); некоторые из них несут свою службу еще с 60-х и 70-х годов. Конечно, здесь присутствуют и новые проекты, например, катамараны Type 074A LCU класса Yubei водоизмещением 1219 тонн, вступившие в строй в 2004 и 2005 годы. Несколько необычно то, что эти 10 судов отличаются размещением рулевой рубки и палубной надстройки на левом борту в средней части судна, а не традиционным размещением в корме.

Впрочем, в настоящее время больше всего усилий китайского флота направлено на процесс модернизации и наращивания флотилии десантных судов на воздушной подушке (LCAC).

Китай расширяет свои десантные возможности

Первое китайское десантное судно на воздушной подушке Поморник Зубр

Китай расширяет свои десантные возможности

Bohai Sea Green Pearl – новый пример коммерческо-военного сотрудничества. Этот паром предлагается в качестве стратегического резервного судна для переброски военного имущества

Китай с 60-х годов развернул уже три поколения судов на воздушной подушке с различной степенью успеха, прежде чем проект Type 722II Jinsha II реально показал себя в конце 80-х годов. Несколько судов все еще стоят на вооружении, предлагая высокоскоростную доставку и грузоподъемность свыше 65 тонн.

Впрочем, совсем недавно началось строительство нового класса значительно более современных LCAC – Type 726 класс Yuyi, определенных для службы совместно с Type 071 LPD, а также окончание длительного проекта строительства украинского десантного судна на воздушной подушке Зубр.

На данный момент известно немного подробностей по классу Yuyi, но из картинок и весьма общих выставляемых моделей понятно, что конструкция этих судов очень похожа на концепцию американских LCAC с открытой автомобильной палубой/грузовой площадкой в центре платформы между обтекателями газовых турбин QC-70, которые создают тягу и подъемную силу. Эти двигатели несколько больше двигателей американских кораблей, что вероятно является одной из причин увеличения размеров платформы.

Как и у американских LCAC, рулевая рубка/кабина у судна Yuyi также расположена впереди, но по левому борту, а не как у американских по правому борту. Суда имеют сквозной проход между носовой и кормовой рампами, последняя расположена между двумя большими закрытыми воздушными винтами.

Несмотря на некоторое сходство, китайские суда фактически немного крупнее, длина 33 метра и ширина 16,8 метра (американский LCAC имеет размеры 26,4x14,3 м), хотя, по всей видимости, имеют немного меньшее водоизмещение 170 тонн (у «американца» 185 тонн) и аналогичную грузоподъемность 60 тонн. Это означает, что они могут перевозить армейские ОБТ Type 96. По данным статистики оба судна имеют одинаковых ходовые качества с дальностью плавания 200 морских миль при скорости 40 узлов.

Первое судно Yuyi было построено на верфи Ojuxin Shipyard и спущено на воду в 2009 году, его испытания, по видимости, до сих пор продолжаются. Нет сведений о постройке других судов.
Между тем, китайский проект по постройке четырех судов на воздушной подушке Зубр набирает обороты, первый корабль был поставлен в ноябре 2012 года.

Китай вел переговоры по этим тяжело вооруженным кораблям с 2005 года. Их поставки должны были дать флоту потенциальные возможности по доставке трех ОБТ или 10 БТР и 250 десантников, хотя они имеют относительно небольшую дальность плавания без дозаправки 300 морских миль при 50 узлах (немного меньше миль при максимальной скорости 63 узла).

Китай расширяет свои десантные возможности
Китай расширяет свои десантные возможности

Модернизированная для десантных операций китайская БМП WZ501 с новым, крупным водоотражательным щитком в передней части корпуса и большим подвесным двигателем в корме

Высадка на берег

Перейдем от десантных судов к плавающим средствам. Боевая доктрина китайской армии, в которой несомненно учтен и рельеф местности в регионе, определяет, что многие из боевых бронированных машин (ББМ) должны иметь некоторую способность плавать, то есть предусматривается форсирование озер и рек с тихим течением и даже проведение высадки на морское побережье.

Кроме того, и армия и флот Китая имеют свои собственные десантные силы. Армия имеет самые крупные силы, по крайней мере, одну десантную бронетанковую бригаду и две десантные механизированные дивизии, но морская пехота китайского флота может еще похвастаться значительными возможностями двух десантных бригад (1-ая и 164-ая), которые развернуты в Южно-китайском море и близь своей штаб-квартиры в Чжаньцзяне. Оба рода войск имеют схожее вооружение, хотя флот является более легкой компонентой и в настоящее время на имеет на вооружении ОБТ.

Китайская армия уже давно интересуется плавающими ББМ, но новое поколение гусеничных ББМ знаменует качественное изменение ее возможностей. Особенно это касается огневого могущества и способности работать в более широком диапазоне балльности моря по сравнению с более старыми машинами. Это позволяет десантировать их с LPD на большем расстоянии от берега, что повышает тактическую гибкость наряду с живучестью десантного корабля.

Начальные шаги по повышению амфибийных характеристик устаревших БМП WZ501/Type 86 (копия российской БМП-1) заключались в установке более крупного водоотражательного щитка и мощного подвесного мотора в корме. Заявляется, что этот мотор увеличил максимальную скорость плава на 50% до 12 км/ч, но машина, тем нее менее, имеет ограничения плава при повышенной балльности моря.

В результате китайская промышленность разработала линейку более специализированных машин с лучшей плавучестью и более высокими скоростями плава, позволяет им выполнять десантирование более эффективно, пересекать линию прибоя и двигаться вглубь побережья.

Соединенные Штаты извлекли уроки из разработки отмененной в настоящее время экспедиционной боевой машины EFV, поскольку это был слишком сложный и дорогой проект. Но Китай ничто не может остановить и он разработал подобную (если не с худшими характеристиками) машину, получившую обозначение ZBD-05.

Новейшая боевая машина десанта ZBD-05 впервые была показана публике в значительных количествах в 2009 году. А за несколько лет до этого появление изображений этой машины, движущейся по водной глади, по-видимому, на высокой скорости, создало волны в прямом и переносном смысле. По оценкам, было изготовлено и поступило на вооружение десантных сил армии и флота более 1000 этих машин и их специализированных вариантов обеспечения.

Точные характеристики машины на воде не подтверждены, производитель просто заявляет, что они «высокие», но разные источники сообщают о скорости плава до 30 или 45 км/ч (16-24 узла). Если это действительно так, то это значительно выше скорости ее предшественников и зарубежных аналогов.

Также были разработаны несколько вариантов, что позволяет смешанным силам вместе плыть к берегу и высаживаться на него со штатными инженерными средствами, средствами огневой поддержки и командования и управления.

В отличие от большинства традиционных плавающих машин, которые, как правило, переделывались из существующих конструкций, ZBD-05 была специально создана для спуска на воду вдали от берега и дальнейшего быстрого движения к берегу, обеспечивая при этом защиту экипажа и десанта от огня стрелкового оружия и снарядных осколков. Необходимость в корпусе обтекаемой формы означает, что для амфибийных операций машина этого типа не может оборудоваться решетчатыми экранами, но теоретически они могут устанавливаться на берегу для дальнейшего продвижения вглубь побережья.

Хотя маловероятно точно поразить цель при преодолении прибрежной полосы, но, тем не менее, машина способна вести огонь на подавление из стабилизированной 30-мм пушки с двойной подачей и 7,62-мм пулемета, установленных в двухместную башню с механическими приводами. Пусковые установки для ракет Red Arrow 73 устанавливаются с каждой стороны башни; эти ракеты доступны с различными боевыми частями и могут поражать различные цели на дальности до 3000 метров.

Экипаж машины состоит из командира, стрелка (размещаются в башне) и водителя; в кормовом отделении размещаются девять пехотинцев. Посадка и высадка осуществляется через кормовую аппарель с силовым приводом.

Несмотря на свою специальную конструкцию для плава, машине все же необходима некоторая подготовка для входа в воду. Но для экипажа она относительно проста, необходимо включить водооткачивающие насосы и поднять водоотражательный щиток. В воде водитель снижает сопротивление за счет втягивания блоков подвески и гусениц, после чего включает два водомета в корме, управляя машиной стандартными средствами управления.

Китайская компания North Industries Corporation (NORINCO) еще должна предложить ZBD-05 на экспорт, но, как и с другими машинами, разработанными с целью соответствия требованиям китайской армии, вряд ли положение дел изменится в будущем.

Между тем, было разработано несколько вариантов, включая артиллерийскую установку, получившую обозначение ZTD-05. Она имеет такой же корпус, но другую башню со стабилизированной 105-мм пушкой, соединенной с цифровой СУО для точного уничтожения движущихся целей. Пушка может также стрелять во время плава, предоставляя десантным подразделениям относительно мощную штатную огневую поддержку.

Пушка может вести огонь не только традиционными 105-мм боеприпасами, например бронебойными подкалиберными, но и кумулятивными противотанковыми и «противобункерными» боеприпасами; последний, как сообщают, может пробить стенку из армированного бетона толщиной 1 метр на дальности 1500 метров.

Еще одна свежая разработка – это программируемый противопехотный/для поражения материальной части снаряд. Кроме того, пушка может стрелять снарядом GP2 с лазерным наведением. Этот высокоточный снаряд с тандемной кумулятивный боевой частью способен пробить 650 мм стальной брони, защищенной блоками динамической защиты, на дальности 5000 метров.

К другим специализированным вариантам ZBD-05 относятся пункт управления с поднятой крышей и вспомогательным силовым блоком для снабжения всего коммуникационного оборудования без запуска основного двигателя, вооруженный только 12,7-мм пулеметом, установленным на крыше.

На базе корпуса машин серии ZBD был разработан инженерный вариант с бульдозерным отвалом впереди и телескопическим ковшом с гидравлическим приводом.

Китайские войска также имеют на вооружении легкий плавающий танк Type 63, который во многом походит на российский плавающий танк ПТ-76 (кто бы сомневался), но на который с самого начала устанавливалась другая башня, вооруженная 85-мм пушкой, 7,62-мм спаренным пулеметом и установленным на крыше 12,7-мм пулеметом.

Многие из этих машин к настоящему времени были модернизированы до улучшенного стандарта Type 63A, который получил множество усовершенствований, включая повышенную плавучесть и новую башню, вооруженную 105-мм основной пушкой и таким же вспомогательным вооружением.

Венесуэла недавно приняла поставки партии танков Type 63A и БМП WZ501/Type 86, что указывает на то, что Type 63A в настоящее время снят с вооружения и заменен машиной ZTD-05.

Китай расширяет свои десантные возможности
Китай расширяет свои десантные возможности
Китай расширяет свои десантные возможности
Китай расширяет свои десантные возможности

Плавающая артиллерийская установка ZTD-05, вооруженная 105-мм пушкой, выходит на берег во время десантной операции

Китай расширяет свои десантные возможности
Китай расширяет свои десантные возможности

Модернизированный легкий плавающий танк Type 63A отличается новой башней и лучшей плавучестью. На фото танк перед плавом с поднятым водоотражательным щитком

Китай также разработал и развернул 122-мм гусеничную самоходную артиллерийскую установку, вероятно получившую обозначение Type 07B, для поддержки своих десантных машин. Она заменила устаревшую 12-ствольную 107-мм ракетную систему залпового огня Type 63, которая применялась для поддержки огнем непрямой наводкой.

Несмотря на то, что на внешний вид это довольно мощная машина, но, тем не менее, она имеет в носовой части водоотражательный щиток. То есть можно предположить что, по меньшей мере, она может преодолевать глубокие броды и возможно плавать, хотя и не в той же степени как десантные машины ZBD.

Гаубица имеет башню с 122-мм пушкой, которая также используется во многих других китайских артиллерийских системах, гусеничных, колесных и буксируемых. Ее максимальная дальнобойность, очевидно, зависит от комбинации снаряд/заряд; она может достигать 15,3 км при стрельбе стандартными осколочно-фугасными снарядами, 22 км осколочно-фугасным с донной выемкой или 27 км фугасным активно-реактивным снарядом с донной выемкой.

Кроме всех эти новых машин китайская промышленность разработала системы подготовки участков высадки, например механизированную систему прокладки полотна Type GLM120A, которая в настоящее время стоит на вооружении. Она, как правило, используется для подготовки мест выхода на берег, мест форсирования рек, которые под гусеницами тяжелых машин могут быстро стать непригодными и задержать десантную операцию.

Система состоит из развертываемого рулона дорожного полотна, который монтируется вдоль платформы грузовой машины Mercedes-Benz 6x6 местного производства.

Во время подготовки рулон поворачивается на 90°, а грузовик сдает задним ходом на это полотно по мере укладки; за пять минуть укладывается полотно шириной 4 метра и длиной 40 метров. Полотно выдерживает длительные проходы гусеничных машин с боевой массой до 60 тонн и колесных машин с нагрузкой на ось до 20 тонн. После завершения прохода свертывание рулона занимает всего 10 минут с любого конца.

Также на вооружении китайской армии имеется легкое дорожное полотно Type GLM 123, которое развертывается с машины вручную или просто руками. Оно может использоваться на уклонах до 20%, что особо важно во время амфибийных операций.

Механическое развертывание 120 метров полотна шириной 4 метра занимает 5 минут; оно может выдержать гусеничные машины массой до 25 тонн и колесные машины с нагрузкой на ось до 10 тонн.

Китай также имеет на вооружении ряд более специализированных инженерных машин, которые могут использоваться при проведении десантных операций. К ним можно отнести различные системы разминирования, которые могут применяться для расчистки минных полей на побережье после первоначального штурма.

Использованы материалы:
www.janes.com
www.china-defense.blogspot.com
www.globalsecurity.org
www.norinco.com
www.sinodefence.com
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. нью- коммунист 18 ноября 2014 10:20
    Вот недавно была дискуссия какая БМП лучше плавающая или тяжелая. Вот Китайцы дают ответ какой техникой надо форсировать реки. Собрал в кулак такую технику и успех десанту гарантирован, а форсировать реки на БМП-2 глупость.
  2. Рейдер 18 ноября 2014 14:24
    Мддаа! Плавающие техника явно не оружие обороны! Китайцы явно куда-то навострили свои "лыжи". А насчет БМП-2 недавно читал у нас в "Обозрении". Ну мое мнение предшественница БПМ-1 явно разрабатывалась для сопровождения танков, захватов плацдармов в случае войны и действия в условиях пересеченной местности в осенне-весенний период на территории Европы. Поэтому ей просто необходимо быть плавающей.
    1. strannik1985 18 ноября 2014 14:54
      Оборона не означает, что нет необходимости наступать, наоборот ,как бы не чаще наступать приходится.
      Основные противники Китая-США,РК и Южная Корея,Япония доступны по морю или воздуху, без сильного флота, а значит и десантных сил ловить нечего.
  3. Gans1234 18 ноября 2014 22:07
    Спс за статью.
    Китай молорик, фигачит се флот и ни на кого не смотрит.
    Зато смотрят на это все, кто в округе.
    На границе Китая полно островов - десантные силы априори нужны мощные

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня