Targo. Нашлемная система целеуказания от Elbit Systems

18
Targo. Нашлемная система целеуказания от Elbit Systems


Нашлемные системы целеуказания не являются новинкой в мире вооружений. Первые нашлемные прицельные устройства появились в 1970-тых годах. Новые поколения ГСН теплонаводящихся ракет воздух-воздух позволили производить захват цели в более широких углах видимости, и как следствие появилась необходимость обойти ограничения классических ИЛС (индикатор на лобовом стекле) по углу зрения, дабы не тратить драгоценные секунды на разворот (не всегда возможный) всего истребителя в направлении цели.

Первые нашлемные системы целеуказания резко повысили эффективность прицеливания теплонаводящихся ракет в зоне прямой видимости.

Первая подобная система начала разрабатываться для US Navy в 1968-м году как одна из ветвей разработки концепции "наведение после запуска" (lock-after lunch). Под новую систему наведения была разработана новая ракета AIM 95 "Agile". В 1973 году прошли удачные испытания новой системы, но проект был закрыт, поскольку американское командование сочло новую систему излишне дорогой.


Экспериментальная ракета XAIM-95A



Первый экспериментальный шлем для системы "Agile" / Elbit Systems DASH


Но, в отличие от американцев, новое изобретение оценили по достоинству в ЮАР, оснастив подобной системой свои Mirage F1AZ. А следом за ними и СССР (столкнувшись с этой системой в небе Анголы), создав к 1983-му году комплекс НВУ «Щель». Первый советский комплекс нашлемного целеуказания, сопряженный с ракетой Р-73 РМД-1, имел угол целеуказания в 45° (и 60° для РМД-2).


Ракета Р-73



Нашлемная система целеуказания «Щель»


В Израиле, выучив жесткий урок 1973 года, занялись разработкой собственных систем нашлемного целеуказания. Первой ракетой, получившей систему "Elbit Systems DASH" стал "Python-3" в конце 1970-ых. Инновация не замедлила себя оправдать: обладая углом целеуказания в 75°, "Python-3" собрал "кровавую жатву" в небе над Ливаном, уничтожив более 35 сирийских самолетов в воздушных боях.


Ракета "Python-3"


С тех пор нашлемные системы распространились на различные виды воздушной техники и получили сопряжение с различными видами вооружения, в частности с автоматическими пушками ударных вертолетов.
Одними из широко известных представителей этих технологий являются "IHADSS" для вертолетов "Апач" и "ГЕО-НСЦИ" для Ми-28 и Ка-52.



Шлем IHADSS



Шлем ГЕО-НСЦИ


За последние три десятилетия эти шлемы научились обрабатывать большее количество информации и выполнять больше функций. Тем не менее, эти шлемы по-прежнему имеют один серьезный недостаток — это жесткое сопряжение каждой системы с платформой, каждый шлем узкоспециализирован.

Компания Elbit Systems решила избавить новое поколение НСЦ от этих ограничений. Шлем TARGO — это мультиплатформенная система, его может использовать и пилот истребителя, и бортовой стрелок десантного вертолета, и грузовой офицер транспортника. Все шлемы экипажа объединены в сеть, что видит один — видят все.

Практически вся электроника системы находится в шлеме и не требует установки на платформу массивов сопровождающего оборудования. Для смены платформы достаточно переписать программное обеспечение в самом шлеме и подключить адаптер (в том числе беспроводной) к бортовому компьютеру платформы.

Но это еще не все. TARGO не является сугубо военной технологией. Его использование возможно на спасательных вертолетах, самолетах пожаротушения и даже (при желании) на гражданских авиалайнерах.

В принципе, при наличии подходящего ПО данный шлем можно надеть на оператора любой техники, обладающей какими-либо датчиками наблюдения и контроля за окружающей обстановкой. От капитана яхты до водителя автобуса.

Одна из важнейших функций новой системы — полноценная технология дополненной реальности, что позволяет проводить виртуальные тренировочные бои высокой степени реалистичности, во время реального полета, без напарника и учебных наземных мишеней. А также возможность сопряжения в реальном времени с наземными симуляторами и их операторами.

ТТХ:
Использование TARGO возможно в любое время суток и при любой погоде, на любой платформе, с любым оружием и/или оборудованием.
Вес шлема — 1,6 кг.
Питание — 17 ватт.
Подключение — 1553 and/or Ethernet, wireless capable.
Модульный ПНВ — HRNVS (поле зрения 80°).


TARGO ™ Helmet Mounted System



TARGO ™ HRNVS


Elbit Systems / TARGO®
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    18 ноября 2014 08:56
    Осталось чип в голову, и здравствуй Матрица!!!!
  2. 0
    18 ноября 2014 09:09
    Шлем ГЕО-НСЦИ. Такая бабута, сколько он весит? А обзор как сокращает...Что-то подобное было у пилотов в "Звездных войнах".
    1. +5
      18 ноября 2014 11:41
      Цитата: Nester
      Шлем ГЕО-НСЦИ. Такая бабута, сколько он весит?


      Не более 2кг в ночном варианте. в дневном ещё меньше...
  3. +4
    18 ноября 2014 09:10
    Ого, круто! Нет предела человеческому разуму.
    1. +3
      18 ноября 2014 10:02
      Пора тебе менять аватарку, иди в ногу со временем wink ))))
      1. +4
        18 ноября 2014 11:25
        Ностальгирую winked
  4. -3
    18 ноября 2014 09:17
    для тренажёров весч хорошая. для боевого применения штука узкоспециализированная и явно не будет иметь широкого применения. только ради одного целеуказания такой огород городить -.... request
    1. +3
      18 ноября 2014 12:13
      Цитата: Salkrast
      для тренажёров весч хорошая. для боевого применения штука узкоспециализированная и явно не будет иметь широкого применения. только ради одного целеуказания такой огород городить -.... request

      Не только ради одного целеуказания - посмотрите видеоролик.
      1. -2
        19 ноября 2014 10:28
        и, что там кроме целеуказания етот шлём полезного показывает?!?!

        1) Как прибор ночного виденья не работает!В ролике ясно показали, что на шлем прикрепляют ночные очки.

        2) Заход для сброса груза - очередной фейк!. траекторию можно просчитать только по заранее подготовленному маршруту. Заход на произвольную точку просчитать - нет пока таких систем. Т.е. ценность для боевого применения этого шлемака снижается.

        3) В тумане вертолёт приземляется- замечательно! Респект, штука полезная. Если на экране просто программно обводят контуры препятствий -грош цена такому девайсу. Если вертолёт дополнительно оборудовать системой эхолокации (радио) или другого видения, которая будет отсылать данные об объектах на шлем, то получается натуральная "каша из топора". Шлем это просто система доп визуализации.
  5. +4
    18 ноября 2014 10:54
    Цитата: Salkrast
    для тренажёров весч хорошая. для боевого применения штука узкоспециализированная и явно не будет иметь широкого применения. только ради одного целеуказания такой огород городить -.... request

    А почему? Мне , как стороннему наблюдателю за ВВС и то заметно, что там пытаются как и в СВ создать аналог сетецентрической системы для боевых действий.
    1. -1
      19 ноября 2014 10:15
      ключевое слово сторонний наблюдатель.
  6. 0
    18 ноября 2014 11:05
    Интересно,а над такой системой в авто кто нибудь работает? Думаю тема вывода информации на лобовое стекло очень даже полезна,как и в шлеме в плохую видимост тебе показываються контуры предметов,карта жпс,вывод общей информации об авто,подсказки по пдд и знакам.
    1. +3
      18 ноября 2014 12:10
      Навскидку wink
      http://www.cnews.ru/news/top/?2013/09/06/541995
      1. +2
        18 ноября 2014 13:42
        Цитата: tilix
        tilix


        У вас на аве еврейский флаг подмандатной Палестины?
        Этот флаг из французского словаря и был ли он в хождении на палестине мало известно. Фотографий нет по крайней мере.
        Единственным специальным флагом Палестины, который не ограничивался официальным использованием был кормовой флаг Палестины (на красном фоне в левой верхней части флаг Великобритании и белый круг в правой части с названием мандата — «Палестина»), который использовался на судах, зарегистрированных на территории Британского мандата в период 1927—1948 гг.
        Этот флаг чрезвычайно редко использовался на суше и не принимался ни арабами, ни евреями подмандатной Палестины.



        У еврейского флота в Палестине был такой флаг. Вот этот вариант более известен.


        А самый первый флаг основателя сионизма Герцля выглядел так на Базельском конгрессе


        1. 0
          18 ноября 2014 14:07
          Был ещё и такой вариант флага

      2. +1
        18 ноября 2014 13:56
        Круть!!
        Осталось камеры добавить и сделать машину прозрачной!!!
        А для танковых войск такие системы есть?
        1. +1
          18 ноября 2014 16:44
          Цитата: Dan4eG
          А для танковых войск такие системы есть?

          Прям с языка сняли.
          Внедрить такое на бронетехнику- это ж во сколько раз увеличится ситуационная осведомленность экипажей good Прям сказка получится! fellow
          1. 0
            18 ноября 2014 17:20
            Есть одно но.....пока не сделали прозрачную броню. А высовывать голову, хоть и со шлемом во время боя из люка, чревато)))))
            1. 0
              18 ноября 2014 17:55
              Цитата: JIaIIoTb
              .пока не сделали прозрачную броню

              А разве там не видеокамеры вкруговую?Сопряженные с единой системой передачи информации на эти самые шлемофоны?
              1. 0
                18 ноября 2014 19:32
                Видеокамеры вкруговую это конечно креативно...до первого попадания снаряда по танку.
              2. 0
                18 ноября 2014 19:32
                Видеокамеры вкруговую это конечно креативно...до первого попадания снаряда по танку.
          2. 0
            19 ноября 2014 10:35
            На Леопардах новых стоит система кругового обзора feel
    2. +1
      19 ноября 2014 10:31
      в "Париж-Докаре" используют для езды в пыли и ограниченной видимости
  7. +2
    18 ноября 2014 20:10
    Чтоб как можно дольше не было первого попадания, эта система и
    нужна на бронетехнике!
  8. 0
    18 ноября 2014 22:09
    Хочу такую же...... сколько стоит,?
  9. 0
    22 ноября 2014 15:04
    А "Щель" наши летуны называли просто и ёмко - "рога" smile