Эволюция китайских эсминцев

33
Эволюция китайских эсминцев


Развитие данного класса кораблей наглядно показывает прогресс китайского военного кораблестроения. Да, китайские корабелы заимствуют и покупают образцы вооружения, электроники; перенимают технологии современного проектирования; приглашают специалистов из-за рубежа. Но в итоге у них сформировался достаточно самобытный облик боевых кораблей.

Прежде чем начать разговор о наиболее современных ЭМ китайского флота, следует рассказать о проекте, послужившем своеобразной предтечей более поздним разработкам.

В конце 90-х линию эсминцев китайского флота должен был продолжить эсминец типа «Люхай» проекта 051В (код НАТО DDG «Luhai-class»), построенный с сохранением принципиальных решений и функционального назначения прототипа. Первоначальный объем задуманной серии этих кораблей достоверно не известен, но к 1999 году в строй был введен всего один «корпус» — ЭМ «Шеньчжень» (борт. № 167).

По некоторым данным, на корабле планировали установить унифицированные вертикальные ПУ и многофункциональные системы управления, да, видимо, дело не пошло: набор оружия и вооружения остался идентичным эсминцам проекта 052 (см. ниже схемы и фото последовательно ЭМ пр. 052 и пр. 051).

ЭМ пр. 052 (головной корабль "Харбин". Строился на верфи в Шанхае. Водоизмещение стандартное 4800 т, полное 5700 т. Длина наибольшая 148 м, ширина 16 м, осадка 4,3 м. Мощность комбинированной дизель-газотурбинной установки 72200 л.с., скорость 31,5 узла. Вооружение: одна восьмиствольная ПУ ЗРК HQ-7 (китайская копия ЗРК "Наваль Кроталь"), восемь ПКР С-802, одна спаренная 100-мм артустановка и четыре спаренных 37-мм автомата, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета Z-9. Всего в 1993-1996 гг. построено две единицы: "Харбин" и "Циндао").



1 — 1х2 100-мм АУ «тип 79»; 2 — 1х8 ПУ ЗРК«HQ-7»; 3 — АП РЛС обнаружения ВЦ и НЦ «тип 360»; 4 — АП СУО «тип 347G»; 5 — 1х3 324-мм ТА; 6 — ПУ ПЛЦ; 7 — 4х4 ПУ ПКР «YJ-82»; 8 — РЛС ВЦ и НЦ; 9 — РЛС дальнего обнаружения «тип 517»; 10 — 2х37-мм АУ «тип 76А»


Эсминец УРО пр. 051.



Водоизмещение:
— стандартное: 6100 тонн;
— полное: 6600 тонн.
Длина: 153 метра.
Ширина: 16,5 метра.
Осадка: 6 метра.
Силовая установка (тип х мощность): 2 ГТД х 24300 л.с. + 2 Диз. MTU 12V1163TB83 x 4420 л.с.
Скорость хода максимальная: 29 узлов.
Дальность плавания при скорости 15 узлов: 14000 миль.
Экипаж (офицеры): 250 (42) человек.


Вооружение:
— ударное: 4х4 ПУ ПКР C-803/J-8-3;
— зенитное: 1x8 ЗРК HQ-7 (32);
— артиллерийское: 1x2 100 мм АУ TYPE 79A; 4x2 37 мм АУ TYPE 76A;
— противолодочное: 2х3 324 мм ТА (Mk46 Mod.1 / YU-7);
авиационное: 2 KA-28.
Радиоэлектронное вооружение:
— радиолокационное: РЛС TYPE 517H-1 (ОВЦ); РЛС TYPE 360S / DRBV-15 SEA TIGER (ОВЦ / ОНЦ); РЛС TYPE 381A (ОВЦ / ОНЦ);
— управление оружием: 2 РЛС TYPE 347G (37 мм АУ); РЛС TYPE 343G (АУ, ПКР); РЛС TYPE 345 / CASTOR II (ЗРК); 2 ОЭС OFD-630
РТР и РЭБ: 2х15 ПУ ЛЦ TYPE 946; SIGNAAL RAPIDS SRW210A; RAMSES;
— гидроакустические станции: ГАС DUBV-23; ГАС DUBV-43 (ПБА);
— система связи и управления: БИУС TAVITAC; SATCOM.

Задел по корпусам был использован в дальнейшем. В результате в составе китайских ВМС появились корабли пр. 052С, которые в какой-то степени стали современным вариантом фрегатов УРО начала — середины 60-х годов (фактически увеличенные эскадренные миноносцы, вооруженные ЗРК средней дальности; типичные представители французский "Сюффрен" и американский "Фаррагат").





Два ЭМ ("Shenyang", тактический номер 115; и "Shiyiazhuang", 116) вошли в строй в 2006-2007 гг., полное водоизмещение 7000/8630 т. ; по размерениям, архитектуре и энергетике идентичны «Шеньчженю», но существенными улучшением является применение на этих кораблях шести восьмизарядных ПУ российского ЗРК «С-300Ф», в экспортном обозначении — «Риф-М», и двух МЗАК «тип 730», в совокупности обеспечивших существенное увеличение потенциала ПВО.




Эсминец «Шицзячжуан» («второй корпус» пр. 051С), вступивший в строй в 2007 г. Хорошо видны: АП ЗРК «Риф-М» (антенна в «заваленном» состоянии) на крыше кормовой надстройки, пусковые установки ЗРК «Риф-М» (в носу — две ПУ, и в корме — четыре ПУ)


К сожалению, за радикальное усиление возможностей ПВО пришлось заплатить резким снижением возможностей ПЛО: из-за размещения в кормовой настройке ПУ ЗРК места для вертолетного ангара уже не хватило. Хотя вертолетная площадка имеет место быть



Отдельной ветвью развития китайского кораблестроения стали эсминцы проектов 052В и 052С — код НАТО DDG «Luyang class» и «Luyang-II class» соответственно. Построенные «в одном корпусе и энергетике» корабли были вооружены различными образцами оружия и вооружения (несмотря на то, что проект обозначается как 052, с ЭМ типа «Люйху», код НАТО DDG «Luhu-class» у них мало общего; банальным образом они крупнее).


Эсминцы проекта 052В (рис. вверху) и 052С — общее и частное:
1 — 1х1 100-мм АУ «Creusot-Loire T100C»; 2 — 1х1 ПУ ЗРК «Штиль-М»: 3 — 6х6 ПУ ЗРК «HQ-9»; 4 — МЗАК «тип 730»; 5 — 2х18 ПУ постановки ложных целей; 6 — 1х3 324-мм ТА; 7 — АП РЛС «Фрегат-МЭ»; 8 — РЛС с ФАР; 9 — 4х4 ПУ ПКР «YJ-83»: 10 — 2х4 ПУ ПКР «YJ-62»: 11 — РЛС дальнего обнаружения «тип 517»



ЭМ «Гуаньчжоу», тип 052B



6500/7500 т.; 164/17,2/9,5 м.; 2 ГТДх36300 + 2 диз.х4900 л.с.; 32 уз.; 4х4 ПУ ПКР J-8-3; 2х1 ЗРК ШТИЛЬ 1 (48); 100-мм АУ; 2x7 30-мм ЗАК; 2х3 ТА; 2х12 РБУ; KA-286500/7500 т.; 164/17,2/9,5 м.; 2 ГТДх36300 + 2 диз.х4900 л.с.; 32 уз.; 4х4 ПУ ПКР J-8-3; 2х1 ЗРК ШТИЛЬ 1 (48); 100-мм АУ; 2x7 30-мм ЗАК; 2х3 ТА; 2х12 РБУ; вертолет KA-28


Эсминцы оснащены боевой информационно-управляющей системой ZKJ-7, автоматизированной линией передачи данных HN-900 (китайский аналог Link-11), аппаратурой спутниковой связи SNTI-240, 3-координатной РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-М2ЕМ» (Top Plate, E band: дальность обнаружения самолета — 230 км, ПКР — 50 км), четырьмя РЛС управления стрельбой ЗРК МР-90 (Front Dome), 2 РЛС управления артогнем МЗАК Type 347G (EFR-1), РЛС управления стрельбой ПКРК и артиллерии ГК Type 344 (Band Stand, I/J band)

В серии два корабля: "Guangzhou", тактический номер 168, и "Wuhan", соответственно 169 (построены в 2000-2004 гг.).




Проект, весьма сбалансированный по ударным возможностям, а также ПВО/ПЛО. Можно сказать, очень неплохой середнячок. Наиболее близкий аналог (причем даже по ряду систем и образцов вооружения) — индийские ЭМ класса "Дели"

ЭМ «Ланьчжоу», тип 052С.



7000 т.; 155/17/6 м.; ГТДx48600 л.с. + диз.x8840 л.с.; 29 уз.; 4500 м.м. (15 уз.); 280 (40) чел.; 2x4 ПУ ПКР YJ12; 8x6 УВП ЗРК HQ-9 или RIF-M; 1x100-мм АУ; 2х7 30-мм ЗАК; 2х3 ТА; вертолет KA-28


Корабли оснащены боевой информационно-управляющей системой H/ZBJ-1, автоматизированной линией передачи данных HN-900 (китайский аналог Link-11), аппаратурой спутниковой связи SNTI-240, РЛС Type 438 (S-band, дальность обнаружения — 450 км) с четырьмя ФАР разработки Nanjing Research Institute of Electronic Technology (бывший 14 Institute), 2-координатной РЛС обнаружения воздушных целей Type 571Н-1 Knife Rest, РЛС управления стрельбой ПКРК и артиллерии ГК МР-331 «Минерал-МЭ» (Россия), РЛС управления стрельбой МЗАК Type 347G Rice Lamp (EFR-1), подкильной ГАС SJD8/9 (усовершенствованная DUBV-23) буксируемой ГАС ESS-1 (усовершенствованная DUBV-43). Оптико-электронные средства: OFC-3 optronic directors. Средства РЭБ: 4x18-tube Type 726-4 decoy RL

ЭМ данного проекта обладает ярко выраженными противовоздушными возможностями, достигнутыми за счет размещения восьми (шести носовых и двух кормовых) шестизарядных ПУ китайского комплекса «HQ-9», лицензионной и модифицированной версии российского ЗРК «Риф-М» зональной обороны (очень-очень большой знак вопроса. — Прим. doktorkurgan) и двух АУ «тип 730».


Противолодочные возможности сохранены на уровне пр. 052В, а вот ударные возможности количественно сокращены в два раза — до восьми ПКР«YJ-62», обладающих, правда, лучшими качествами — большей дальностью полета и мощностью БЧ, нежели «YJ-82».

В серии также два корабля: "Lanzhou", тактический номер 170, вступил в строй в 2004 г.; и "Haikou", 171, 2005 г.


В истории создания этих кораблей имеется изрядная порция заимствованных технологий. Когда китайские специалисты озаботились созданием кораблей ПВО, возникла вполне резонная идея сделать что-то вроде "Aegis, made in China". Соответственно потребовалась информация о радарах с ФАР. По имеющейся информации, первоначально была закуплена тех. документация на систему "Марс-Пассат", после изучения было признано, что приспособить её к разрабатываемому проекту вряд ли возможно. Параллельно шел процесс копирования информации по американским разработкам (частично это было вскрыто в начале нулевых, последовало разбирательство, известное в СМИ как "чайнагейт"); видимо, самостоятельно разобраться в ней китайские специалисты не смогли, пришлось привлекать ученых из объединения "Квант". В итоге, видимо, систему удалось довести до ума. Получившееся изделие называется РЛС тип 348, обеспечивает обнаружение (видимо воздушных целей) на дистанции 450 км.

Интересно глянуть в сравнении с другими "Иджисами":



Отдельной строкой в составе китайского флота идут эсминцы российской постройки пр. 956 Э ( "Yangzhou" 136 и "Fu Zhou"137; вошли в строй в 2000 и 2001 гг.) и пр. 956 ЭМ ("Taizhou" 138 и "Ningbo" 139; вошли в строй в 2005 и 2006 гг.).


Первые два ЭМ ничем особо не отличаются от ЭМ типа "Современный" российского флота, на двух кораблях пр. 956 ЭМ демонтирована кормовая 130-мм АУ. Но за счет этого был существенно увеличен противовоздушный потенциал посредством замены четырех автоматов «АК-630М» на столько же боевых модулей ЗРАК «Каштан»


Эскадренные миноносцы пр. 956Э (рис. вверху) и 956ЭМ — общее и частное: 1-2х1 130-мм АУ «АК-130»: 2 — 1х1 — ПУ ЗРК «Штиль» (24 ЗУР); 3 — 2х4 ПКР «3М-80Э»; 4 — АП РЛС «Минерал-Э»; 5 — АП РЛС «Фрегат — МЭ»; 6 — 30-мм АУ «АК-630»; 7 — МЗРАК «Каштан»



В настоящий момент «956-е» образуют собой «русскую линию» эсминцев китайского флота, однородное ударное соединение которых, обладая мощными ударным (32 ПКР) и противовоздушным (192 ЗУР) потенциалами, способно действовать в океанской зоне



Ниже цитата из статьи с сайта "Атрина":

…Построенные для КНР на «Северной верфи» эсминцы проекта 956-Э хорошо зарекомендовали себя в китайских ВМС, поэтому руководство Китая приняло решение продолжить серию. Но следующие два корабля было решено строить по измененному проекту 956-ЭМ, который был разработан в Северном ПКБ под руководством главного конструктора В.П. Мишина. Работы по пр.956-ЭМ (экспортный, модернизированный) были начаты в 2001 году. Сразу предполагалось, что корабль будет существенно отличаться от своих предшественников. На нем планировалось модернизировать системы вооружений, навигационное, радиолокационное оборудование, аппаратуру управления главной энергетической установкой. Работа над проектом во многом стимулировалась успешной реализацией контракта от 1997 г. на поставку ВМС Китая двух эсминцев проекта 956-Э.

После проведенных переговоров в начале 2002 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» заключило контракт с Министерством обороны Китайской Народной Республики. Общая сумма внешнеэкономического контракта составила, по разным оценкам, от 1 до 1,4 млрд. долларов. Ожидалось, что корабли будут передаваться заказчику в середине 2006 года.


"Вечный" у достроечной стенки Северной Верфи в Санкт-Петербурге май 2006 года

Тогдашний вице-премьер правительства РФ И.И. Клебанов сразу после подписания контракта официально заявил, что производство эсминца — дело серьезное, и на него будет объявлен тендер. Но, как оказалось, Агентство по судостроению не готово к объявлению тендера на столь крупный проект. Наконец, конкурс на размещение заказа КНР был объявлен, и очень быстро были представлены проекты Балтийского завода, ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и калининградского предприятия «Янтарь». Уже 19 января 2002 г. на заседании правительственная комиссия сделала выбор в пользу Балтийского завода. Это объяснялось тем, что завод предложил наиболее выгодные условия. Стоимость постройки эсминцев была ниже, чем у других участников тендера. Но этим все не закончилось. В марте результаты тендера были пересмотрены, и решением правительства заказ на строительство кораблей пр.956-ЭМ был передан «Северной верфи», а за Балтийским заводом была закреплена лишь поставка элементов и узлов. Балтийский завод действительно является изготовителем трубопроводов, гребных валов и винтов для эсминцев пр.956-ЭМ и поставлял эти узлы для предыдущего китайского контракта (пр.956-Э), который исполняла «Северная верфь». В рамках китайского контракта Балтийский завод изготовил для этих кораблей практически всю энергетическую систему, включая вспомогательные установки, а также забортную арматуру. В августе 2003 г. судостроительная компания «Балтийский завод» поставила «Северной верфи» котлы для двух новых эсминцев пр.956-ЭМ.


Перед передачей Китаю 28 сентября 2006 года


По сообщениям, эсминцы проекта 956-ЭМ отличаются от кораблей первой поставки дальностью действия ударного ракетного оружия и более совершенной ПВО. Новый модернизированный ПКРК «Москит-МЭ», установленный на кораблях, имеет дальность стрельбы до 200 км (базовая модификация имела дальность 120 км). Противовоздушная оборона усилена за счет установки двух боевых модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан» (экспортный вариант ЗРАК «Кортик») взамет четырех 30-мм артустановок АК-630М. Каждый из боевых модулей имеет два шестиствольных 30-мм автомата, две ПУ с четырьмя ЗУР каждая и станции наведения и управления. Для обнаружения воздушных целей и целеуказания ЗРАК на крыше кормовой надстройки имеется РЛС 3Р86Э1 (экспортный вариант станции «Позитив») в радиопрозрачном обтекателе.

Как известно, большим недостатком кораблей пр.956 и пр.956-Э было отсутствие вертолёта постоянного базирования — имелся лишь телескопический сдвижной ангар. На новых кораблях этот недостаток был устранён за счет отказа от кормовой 130-мм артустановки АК-130 (осталась лишь одна — на носу), на место которой была «сдвинута» ПУ ЗРК «Штиль», а в кормовой надстройке под грот-мачтой был размещен полноценный вертолетный ангар для постоянного базирования вертолета и размещения его боезапаса. Общая длина корабля и водоизмещение несколько возросли. Вместе с тем, противолодочное вооружение ЭМ не претерпело изменений.

Эскадренные миноносцы пр.956-ЭМ были заложены в июне и ноябре 2002 г. на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. В декабре 2005 года головной эсминец с бортовым номером 693 был принят комиссией и передан ВМС КНР, где он получил название «Тайчжоу» (б/н 138). Второй корабль был торжественно спущен на воду 23 июля 2004 г. и отбуксирован к достроечной набережной, где фактически сразу началась его достройка на плаву.




Некоторые нюансы вооружения китайских ЭМ

Ударные возможности китайских кораблей довольно неплохи: сверхзвуковые ракеты "Москит" со скоростью полета ок. 3 М и возможностью маневрирования при перегрузками свыше 10 g представляют собой весьма непростую цель даже для кораблей, оборудованных системой "Иджис" с ракетами SM-3 (все-таки данный комплекс заточен в большей степени на перехват БР); возможности перехвата при помощи комплекса "Си Спарроу" весьма и весьма сомнителен. Кроме того, есть продвинутая версия ПКР YJ-82 (C-802) — YJ-83, имеющая сверхзвуковую ступень (скорость 1,5 М на конечном этапе).

[/img]


Помимо этого, имеются ПКР YJ-62. Ракета разработана китайской корпорацией China Aerospace Science and Industry Corporation (Третья аэрокосмическая академия). Поступила на вооружение ВМС Китая в 2004году. Как полагают эксперты, при разработке YJ-62 были использованы технологии и компоненты ракеты Tomahawk, полученные из Афганистана и Ирака, а также приобретенных через Украину советских ракет Х-55.


ТТХ:
Дальность стрельбы: 40—400 км (280 — для C-602, экспортная версия).
Скорость полета: 0,6-0,9 М.
Высота полета над морем: 7-10 м.
Высота полета над землей: 30 м.
Габариты, м:
— длина (без стартового ускорителя) 6,1;
— длина (с ускорителем) 7,0;
— диаметр 0,54;
— размах крыльев 2,9.
Стартовая масса: 1350 кг.
Масса стартового ускорителя: 210 кг.
Масса боевой части: 300 кг.

ПВО представлено ЗРК большой дальности (РИФ-М; HQ-9), комплексами среднего радиуса действия "Штиль-1" и китайскими аналогами ЗРК "Наваль Кроталь" HQ-7 ближнего радиуса. Наиболее современными средствами ПВО самообороны являются ЗРАК "Каштан" и ЗАК АК-630 и тип 730 (информация о нем была в посте о китайских АВ).



Правда, имеется следующий вопрос: зачем китайцам, введшим в строй корабли пр. 52 С с ЗРК большой дальности и радарами с ФАР (и, наверное, с соответствующей АСБУ), принимать на вооружение корабли, оснащенные импортированным из России комплексом "РИФ-М"?




Резюмируя, можно сказать, что китайские эскадренные миноносцы в настоящее время представляют собой малосерийные корабли, являющиеся образцами для отработки технических решений и тактики использования в будущем, при создании "большого флота" (так сказать, "флота образцов"). Тем не менее, даже сейчас, в случае введения в строй китайских авианесущих кораблей, они вполне способны обеспечить АУГ в плане ударных возможностей, а также ПВО и ПЛО.

Возможные направления развития данного класса кораблей в Китае могут быть в настоящее время направлены на модернизацию имеющихся в составе флота старых ЭМ пр. 052 (по классификации НАТО — Luhu-class).


1 — 1х1 100-мм АУ «Creusot-Loire T100C» (или её китайский "аналог"); 2 — 2х16 ВПУ ЗРК (возможно использование ЗРК HQ-16); 3 — МЗАК «тип 730»; 4 — АП РЛС «Минерал — Э»; 5 — АП РЛС «Фрегат-МЭ»; 6 — РЛС дальнего обнаружения «тип 517»; 7 — 2х4 ПУ ПКР «YJ-62» (можно использовать и ПКР JY-83, 2 или 4х4 ПУ), 8 — 2х18 ПУ ЛЦ. (данная модернизация умозрительно рассмотрена в книге Ю.В. Ведерникова "Современные эсминцы китайского флота: эволюция и боевой потенциал").

Вариант достаточно неплох, тем более, что ударный потенциал данных ЭМ не соответствует большинству аналогичных по классу кораблей региональных флотов (ВМС Японии или Южной Кореи), да и возможности ПВО весьма и весьма скромны. И это при том, что корабли еще не старые (в строй вошли в середине 90-х).

Более реальным представляется вариант постройки усовершенствованного варианта ЭМ пр. 052В с заменой ЗРК "Штиль-1" с балочными ПУ на ЗРК HQ-16 с ВПУ. Данный ЗРК штатно устанавливается на китайских фрегатах УРО пр. 054А, так что строительство подобных кораблей вполне реально (данная версия ЭМ также умозрительно рассмотрена в книге Ведерникова).


И, наконец, вершина китайского судостроения, новейший китайский "Иджис" — ЭМ УРО тип 052D.

Данный корабль заслуживает более детального и подробного внимания.
Все, что о нем известно, а известно пока немногое, можно прочесть ТУТ .

И в завершение — сравнительное изображение эволюции китайских эсминцев от «а» до «я»:



По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/pogovorim-o-kitaiskikh-esmintsakh
http://gruzdov.livejournal.com/62193.html
http://doktorkurgan.livejournal.com/12604.html
http://www.navy.ru/publications/books/shelf/vedernikov/chinadestroyers/1.htm
http://flot.com/publications/books/shelf/vedernikov/chinadestroyers/1.htm
http://www.militaryparitet.com/nomen/china/navy/data/ic_nomenchinanavy/23/
http://www.sinodefenceforum.com/navy/ddg-052c-thread-2358.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    21 ноября 2014 08:29
    Что ни говори, "стая" 968х выглядит шикарно, если даже не впечатляюще
    1. +11
      21 ноября 2014 09:21
      Цитата: Gans1234
      Что ни говори, "стая" 968х выглядит шикарно, если даже не впечатляюще

      Безусловно-с этим не поспоришь! Опыт эксплуатации эсминцев пр. 956 в КНР показывает, что при должном уходе энергетическая установка на них вполне жизнеспособна. Жаль только, что у нас большинство их уже угробили.
      В обзоре очень содержательно показана эволюция китайских эсминцев, публикации жирный "+".
    2. +1
      21 ноября 2014 13:19
      Цитата: Gans1234
      Что ни говори, "стая" 968х выглядит шикарно, если даже не впечатляюще

      Как понимаю вы перепутали 9687 с пр.956? Если так то да, дымят не по детски, издалека видно...можно только по дымам идентифицировать...
      1. +3
        21 ноября 2014 21:22
        Ахха, дожили, Сарычям не тот индекс написал)))
        Прошу прощения, писал утром спросонья))
    3. 0
      22 ноября 2014 01:57
      вырос дракон до массовых кораблей
    4. +1
      22 ноября 2014 07:03
      И стоит отметить, что это статья 2011 года!
      Произошедший с тех пор прогресс с китайскими эсминцами впечатляет еще больше
  2. +11
    21 ноября 2014 08:52
    Очень хороший обзор, давно таких не было. Вот такие статьи и нужны на ВО. А то зачастую перечитываешь новостную ленту с украины. ("Лучше меньше, да лучше" В.И.Ленин)
  3. +3
    21 ноября 2014 09:21
    Понравилось техническое решение использования ЗРК "Риф" на одном из эсминцев. Китайцы, не мудрствуя лукаво, присобачили сухопутную РЛС секторного обзора к надстройке, окружив ее установками вертикального пуска ЗУР. Получилось достаточно дешево и сердито. То что все это не позволило разместить на эсминце вертолет говорит лишь о том что данный эсминец будет выполнять в основном задачи ПВО. Причем выполнять из на высоком уровне. А задачи ПЛО будут решаться другими кораблями. Вполне нормальный подход. А то ведь в погоне за универсальностью можно не решить ни одну из задач эффективно.
    1. +4
      21 ноября 2014 13:25
      Цитата: gregor6549
      Китайцы, не мудрствуя лукаво, присобачили сухопутную РЛС секторного обзора к надстройке, окружив ее установками вертикального пуска ЗУР.

      Эт не китайцы сделали, а наши. Аналогичную РЛС можно увидеть на Петре и на Варяге...
      1. 0
        21 ноября 2014 16:02
        На названных вами кораблях стоит Форт, а не экспортный его вариант Риф. Соответственно конфигурация систем на ТАКРах серьезно отличается от той, что использовали китайцы, в том числе и по внешнему виду. Естественно без помощи российских консультантов и проектировщиков китайцы не обошлись. Да и вписать такую систему в эсминец несколько сложнее, чем в ТАКР.
    2. +2
      21 ноября 2014 13:40
      Корабль даже имея специализацию должен иметь возможности в других сферах.
      Даже имея корабль ПВО с дальнобойным ЗРК, нельзя полностью избавлять корабль от ПЛО возможностей. Тем более я еще не видел ни одного корабля без ТА, а это в нынешних реалиях больше противолодочное вооружение а не противо-корабельное.
      1. +1
        22 ноября 2014 13:34
        А никто эти эсминцы от задач ПЛО и не избавлял. Торпедные аппараты на них имеются, гидроакустика и ПЛ бомбометы или их эквиваленты тоже, что компенсирует в определенной степени отсутствие на некоторых эсминцах вертолетов.
        К тому же насколько я помню вертолеты еще в советское время оказались не самыми эффективными "борцунами" с ПЛ.
        Гораздо эффективнее работали по ПЛ специализированные самолеты ПЛО (в СССР ТУшки и Илы, у США Викинги и Орионы.
        И еще, для стран где АУГ только начинают создаваться задача прикрытия сил флота от авиации АУГ противника является даже более актуальной задачей, чем задача ПЛО, особенно в районах мирового океана где такое прикрытие силами береговой авиации невозожно. А для китайцев походы в такие районы (например поближе к Африке) задача ближайшего будущего. Не зря ведь они начали активно зондировать создание в тех районах баз технической поддержки своего ВМФ
        1. 0
          24 ноября 2014 17:15
          Цитата: gregor6549

          К тому же насколько я помню вертолеты еще в советское время оказались не самыми эффективными "борцунами" с ПЛ.


          Не скажи, эффект так себе конечно, но для поддержания контакта с ПЛ за пределами дальности ГАС корабля, других альтернатив нет.


          Гораздо эффективнее работали по ПЛ специализированные самолеты ПЛО (в СССР ТУшки и Илы, у США Викинги и Орионы.


          Ну да грузоподьемность бешеная , висеть могли по полсуток, настоящая гончая, естественно вертолету трудно тягаться.
  4. +4
    21 ноября 2014 09:26
    Нам бы корабли с такой же скоростью спускали бы.
    1. +3
      21 ноября 2014 09:41
      И спускали бы, если бы не покупали Мистрали у вероятного противника и ввели бы китайскую отчетность у стенки за срыв госзаказов и распилы. Конечно нагрузка на стенку вначалле была бы огромнешной, но вскоре бы все стало обходиться и без нее
      1. +2
        21 ноября 2014 12:38
        А какое отношение имеют Мистрали? У нас верфи и так перегружены, проблема в мощностях и рабочей силе.
        1. +4
          21 ноября 2014 15:23
          Самое прямое. И проблемы с мощностями нет. И с рабочей силой тоже. А если бы этой силе платили по французским расценкам или хотя бы 50% от этих расценок, то конкурс был бы 10 и более чел. на одно рабочее место как когда то был на "Звездочке" в Северодвинске.
          Могу добавить, что приходилось как то быть на этом заводе и сам видел в столе у одного из руководителей завода кипы заявлений о приеме на работу со всего Союза, а вечером в кафе видел как работяги распивают кофе и закусывают пирожными, т.к. на заводе был "сухой" закон и вылетал оттуда уличенный в пьянке, как пуля, благо кандидатов на замену алкаша всегда хватало.
          И платили хорошо, и работа была интересная, и жилищные условия не самые плохие. Т.е. когда нужно находятся все, кто нужен и все, что нужно. И мощности и раб. сила, как физическая так и интеллектуальная.
          Но главное даже не в этом. Г;авное в том, что Российскому Флоту Мистрали и даром не нужны. Тем более что и вертолеты российские в его лифты не вписываются и по остальной технике масса ограничений, и дальность плавания раза в два меньше таких же испанских корабликов, и вооружение хилое и прикрыть их нечем. и зависимость очевидная от вероятного противника по запчастям и прочим материалам замены которым в России пока нет и неизвестно пявится ли такая замена. К тому же пока эта Мистраль выгрузит все что у нее на борту имеется, пройдут часы и все это время данный Мистраль будет неподвижно сидеть на воде, как подсадная утка. Гораздо полезнее было бы построить пару десятков малых и больших десантных кораблей способных выгружать десант и технику прямо на берег или на мелководье и уюжже освоенных производством. В крайнем случае можно разместить заказы на них в других странах, например в Китае. И об этом грамотные и честные моряки говорят вслух и давно, Другое дело что их мало кто слушает наверху да и принимали решения о закупке Мистралей совсем другие сухопутные "моряки" имя которым табуреткины.
          Хотя табуреткиных можно понять. Ничего личного, только бизнес. И сколько они наварили на Мистралях одному господу Богу известно. Да и ему вряд ли
          1. +2
            21 ноября 2014 21:36
            По поводу размещения заказов в др. странах - согласен - в Китае или Ю.Корее пусть корпуса клепают.
            По поводу первого абзаца про рабочих еще больше.
            Что до прочего лишь пара моментов.
            Весь проект переработан под наши требования. Он выше. Подъемники и высота ангара изменены под наши вертолеты.
            Этот корабль сидит в 40км от берега в охране РВО ордера - то что он отсутствует на флоте чисто из недостатка кораблей - другой вопрос, их надо просто строить.
            А БДК приплывают на сам берег, что по защищенности намного опаснее - в боевых условиях это делает его чуть ли не одноразовым - у самого берега корабли ордера как раз за БДК не попрутся.
            Что не заказали в Испании - фиг знат, корабль гуд, но то была еще и политика у францов брать.
            Вооружение - это по советской концепции на любой корабль надо навесить оружия все от а до я
            Что до более мелких. Иван Грен строят 10 лет. Следующий обещают за 5-7 успеть.
            И вмещает он роту. И по технике в трюме все слабее по возможностям. Т.е. компенсация возможностей 1го Мистраля нужно 5 Гренов. Через 30 лет мы их построим - ништяк, особенно учесть.
  5. +2
    21 ноября 2014 09:45
    Да тут не эволюция,а настоящая революция Китайского судостроения. Взять 90 качество было мягко говоря не очень.
  6. +6
    21 ноября 2014 09:49
    Единственно, про 052С какая-то устаревшая информация их уже пачка 5 в НОАК и 1 будет в НОАК вроде до конца года.

    Вот 4х052С в базе, на плане есть также 956 и пара фрегатов 054А:

    Ну и про Д - их просто невероятным темпом строят 6 кораблей уже зафотографировали.
    Головной 172 принят и 3 серийных в достройке:

    5-6 эсминцы:


    Второй наиболее свежая фотка.
    1. +5
      21 ноября 2014 10:12
      Да, старовата инфа по новым кораблям.
      На 2й фотке - это верфи так у них?
      Клепают эсминцы как пирожки.Эх, нам бы так.
  7. +3
    21 ноября 2014 09:50
    Кстати, береговая инфраструктура у них на высоте.
    И белый цвет Сарычам идет
    1. +5
      21 ноября 2014 10:11
      Не только береговая, У них и основные дороги уже одни из лучших в мире. И добиваются китайцы этого весьма просто. Заставляют частника брать в долгосрочную аренду дорогу или ее участок, делают ее платной и частник уже сам заинтересован чтобы дорога обладала максимальной пропускной способностью и по ней ездило как можно больше транспорта. Т.о. государство убивает сразу многих зайцев Получает отличную дорожную ифраструктуру (что совсем нелишнее на случай войны). Получает плату за аренду и процент от платежей за пиользование дорогой, получает рабочие места не потратив на них ни копейки и выпускает пар которым чревата безработица и т д. Такая же политика не только в отношении дорог но и многих других отраслей экономики, в том числе и ВПК
    2. +3
      21 ноября 2014 13:31
      Цитата: Gans1234
      Кстати, береговая инфраструктура у них на высоте.

      Дык понимают, что без нормального обслуживания придётся всю эту красоту через десять лет резать...
  8. +13
    21 ноября 2014 10:34
    Что я хочу сказать, как офицер БЧ-5 первого ЭМ пр.956... С китайцами нужно дружить. Такая эволюция кораблей класса ЭМ не может не заставить глубоко задуматься о нашем кораблестроении. Мы, как могли берегли свои эсминцы, но... не было возможности питать котлы той водой, которую они требовали, опреснителей П4-2 явно не хватало, ионитные фильтры настолько "нежны", что малейшее превышение солёности в контуре выводило их из строя. А береговые службы не готовились и не готовы сейчас - так и готовят воду для пр.1134-А, которых нет давно...А ведь прошло 32 (!!) года со дня нашего прихода на СФ (август 1982 г.). Практически все ЭМ пр.956 "встали" из-за котлов. Подготовка л/с тоже многое значила. Матросы-срочники..., а потом началась безграмотная эпопея с контрактниками, хотя к этому времени уже почти всё "стояло". Нельзя не сказать и о форменном предательстве тогдашнего ГК ВМФ Громова Ф.Н., он принимал решения о списании ЭМ "Окрылённый", "Безупречный" на моих глазах, практически не задумываясь, что кораблям-то всего 9 и 10 лет от роду! Первые (мой "Современный", "Отчаянный", "Отличный"), видимо были уничтожены таким же образом. Вот вам и вся эволюция наших эсминцев. Итого - на СФ в строю и то условно - один "Бесстрашный" ("Адм.Ушаков"), на Балтике тоже, по-моему один остался и на ТОФе... Тамошние ребята лучше скажут. А Китай знает, что делает. Дисциплина бешеная! На одно место матроса 7 претендентов! Соответственно эксплуатация. В общем - не стоит ссорится с Китаем.
    1. +4
      21 ноября 2014 12:43
      "Сильно понимаю", так как тоже офицер БЧ-5, только подводник. В общем "до боли" знакомая ситуация....И по поводу китайских ВМФ полностью согласен, Вы меня опередили.
      1. 0
        21 ноября 2014 14:04
        То-то и оно, что мы друг друга понимаем. А вот когда нас наконец начнут слушать и понимать те, кто должен планировать строительство кораблей?
    2. Комментарий был удален.
  9. +1
    21 ноября 2014 11:50
    хорошие корабли у китайцев... точнее готовый мощный региональный флот
    1. +2
      21 ноября 2014 12:53
      Региональный они доклепают, а к 20 -25 гг будет у них и полноценный океанский
  10. 0
    21 ноября 2014 13:16
    добротный обзор с фотками, автор давай еще такие же статьи по всей номенклатуре вооружения китайцев
  11. 0
    21 ноября 2014 13:30
    Автору -
    ЭМ пр. 052 размещение вооружения по номерам не совпадает, торпеды на башне антенны это круто :)
    Вторая картинка сверху.
    1. 0
      21 ноября 2014 18:04
      это где Вы такое усмотрели? может спутали с самораскрывающимися аварийными плотами, которые кстати сделаны по стандартам НАТО а может у них и куплены
      1. 0
        24 ноября 2014 17:09
        Номер пятый(5) Торпедные аппараты - на схеме цифра стояла на радиомачте, это не смертельно, просто мешает восприятию.
        Мне вообще неважно где что находится, потому что как правило можно не видеть корабль и на 90% быть уверенным что АУ-там, торпеды тут, радар тут и т.д. Интерес в размещении вооружения скорее технический.
        Современные корабли одинаковых классов очень похожи по размещению вооружения. Исключая корабли концептуальных проектов типа "Замволт".
    2. 0
      21 ноября 2014 21:37
      Да, спс, исправлю - перепутал фотографию
  12. +4
    21 ноября 2014 14:07
    Тут необходимо добавить следующее:
    В 2013 году 41,4% всех построенных в мире судов были изготовлены в Китае. Одновременно с этим в Поднебесной размещено 47,9% мирового объема новых заказов на строительство судов. В 2013 году в Китае выпущены суда общим тоннажем 45,34 млн тонн. Аналитики прогнозируют, что в 2014 году в КНР будут выпущены суда общим тоннажем около 40 млн тонн. Также аналитики рассчитывают, что в 2014 году китайские судостроители получат заказы на суда общим тоннажем примерно 120млн тонн.

    Стоит ли после этого удивляться масштабам кораблестроения Китая...при таких то мощностях...Когда отечественные мечтатели заикаются о строительстве океанского флота они почему то забывают о состоянии судостроения в России...
  13. 0
    21 ноября 2014 14:32
    Китай метет на первое место в мире. Сильный флот ему необходим.
  14. +6
    21 ноября 2014 16:03
    Отличная статья.Спасибо автору.Маленькое дополнение-952 в 2011 модернизировали так что состав вооружения и оборудования несколько изменился. 952С уже 5 штук(шестой принимают),соответственно это уже трудно назвать "флотом образцов".
    Общее число эсминцев в ВМС НОАК -25 кораблей(в том числе 7 старых Люйд).Старые будут заменяться на 052 D в соотношении 1 к 1.
    По нашим 956 согласен с товарищами в комментариях-опыт их эксплуатации в ВМС КНР показывает,что при должном отношении проблему с котлами решить можно.
  15. +4
    21 ноября 2014 23:05
    Молодец автор! На примере этих ЭМ видно, что в умелых и правильных руках и ЭМ 956 проекта хорошо работают. Вопрос к нашим флотским- чем они это объясняют. Наши ЭМ пр.956 из большой серии советской- единицы на ходу. belay
    Резюме "Ученик (КНР) превзошел Учителя ( остальные страны- атланты кораблестроения)" hi

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»