Танцы с пушками

0
В среду в подмосковном Жуковском открылся Первый международный форум «Технологии в машиностроении – 2010», который уже назвали «танковым МАКСом» по аналогии с известным авиашоу. Это первая масштабная выставка наземной и бронетанковой техники, проводимая в Москве, – до сих пор подобные мероприятия организовывали лишь в Нижнем Тагиле и Омске.

Т-90 и Т-80

На самом деле в рамках экспозиционной программы впервые объединены самостоятельные ранее выставки, которые сегодня органично взаимосвязаны и дополняют друг друга, демонстрируя современные тенденции развития в области машиностроения, в том числе и высокотехнологичной продукции военного назначения. Это Международная выставка по технологиям в машиностроении «ИНТЕРМАШ-2010», 4-й Международный салон вооружений и военной техники «МВСВ-2010», Международная выставка «АЭРОСПЕЙС-2010» и Международная выставка «Беспилотные многоцелевые комплексы «UVS-TECH-2010».

Для публики организаторы выставки придумали весьма зрелищное шоу, демонстрирующее динамические возможности российских боевых машин. Для постановки «танкового балета» был приглашен даже хореограф из Большого театра. Это, конечно, замечательно, но все же интересно взглянуть на участников представления с несколько иной точки зрения.

Бронестойкость башни танка Т-90 А составляет эквивалент 1350 мм сплошной стальной брони

В программе выступлений заявлены танки Т-80 и Т-90. Казалось бы, какие же это новинки? Первый не выпускается серийно уже несколько лет, второй более 10 лет назад был принят на вооружение и стоит в серии. Между тем логика развития танкостроения такова, что на базе некоторого исходного образца в ходе серийного производства (и часто по его завершении) создается множество модификаций, порой разительно отличающихся от прародителя. Так, танк Т-72Б по боевой эффективности в полтора раза превосходил исходный Т-72, а его модификация, Т-72БУ, принятая на вооружение под индексом Т-90, – уже вдвое. Соответственно, претерпел изменения и Т-90, прежде всего, в сторону увеличения защищенности и динамических свойств машины.

Так, Т-90А, показанный на генеральной репетиции танкового шоу, оснащен комплексом динамической защиты «Реликт» вместо обычной на таких машинах «Контакт-5». Считается, что бронестойкость башни с таким оснащением составляет эквивалент 1350 мм сплошной стальной брони (с «Контактом» – 1200 мм), что, как считается, позволит уберечь танк от поражения современными западными бронебойными снарядами типа М829А2 и противотанковыми ракетами типа TOW-2A.

Кроме того, на представленном образце установлен современный тепловизионный комплекс французского производства Thales Catherine FC, которым оснащаются также многие образцы современной западной бронетанковой техники. Подобное устройство позволяет бронемашинам вести боевые действия в условиях низкой видимости и ночью, поражая цели на том же расстоянии, что и днем. До сих пор российские танки ночью были практически небоеспособны.

Небесполезен тепловизор и днем: согласно данным фирмы, одиночную цель типа «солдат» с помощью Catherine FC можно обнаружить на расстоянии 5 км, а идентифицировать с 2 км. Цель типа «танк» обнаруживается на 10–11 км в режиме узкого угла обзора и на 4–5 км в режиме широкого угла обзора. Современная оптика российской БТТ позволяет обнаружить танк противника на расстоянии 2–2,5 км.

Соглашение о поставках 900 тепловизоров этого типа было заключено компанией Thales и «Рособоронэкспортом» еще в 2007 году, а 16 июня сего года в Париже было подписано соглашение о лицензионном производстве этих приборов в России, на Вологодском оптико-механическом заводе. При этом можно рассчитывать, что стоимость прибора, производимого в стране, будет снижена по сравнению с импортными изделиями: сейчас она, по некоторым сведениям, составляет около 4 млн долларов. Отметим, что в данном случае речь идет не об отверточной сборке, а о полной локализации производства, включая такие ключевые компоненты приборов, как объективы и ИК-матрицы.

Считается, что после отказа от производства перспективного боевого танка «объект 195» и, вероятнее всего, закрытия темы «Бурлак» (создание единого боевого отделения двухпоточным механизмом автомата заряжания с полной автоматизацией размещенного в танке боекомплекта для новых и модернизируемых российских танков) именно в таком виде будут закупаться Т-90А для российской армии. Увы, создать перспективную боевую машину российский танкпром сможет, но освоить серийный выпуск столь дорогих изделий в отсутствие массовых (порядка 1000 единиц в год) закупок – вряд ли: танк получится «платиновым».

«Объект 188М» имеет новую систему управления огнем, в которую входит тепловизионный панорамный прицел командира


Кстати, на выставке был также замечен танк «объект 188М», весьма глубокая модификация Т-90 («объект 188» при разработке). Эта машина демонстрировалась премьер-министру Владимиру Путину в декабре 2009 года перед совещанием о развитии российского танкостроения, которое прошло в Нижнем Тагиле.

Объект 188М

«Объект 188М» создается как инициативная разработка Уральского КБ транспортного машиностроения в противовес ОКР «Бурлак» проводящимся в омским КБ. Названная ОКР являет собой образчик, иллюстрирующий бардак, образовавшийся в отрасли, и безрассудную трату государственных средств. ОКР «Бурлак» предусматривает создание унифицированного боевого отделения для модернизации прежде всего танков Т-90 и Т-72. В то же время, ОАО УКБТМ – разработчик этих машин – постоянно ведет работы по совершенствованию конструкции ОБТ Т-90 и модернизации Т-72. Казалось бы, оно и должно заниматься данной работой, ан нет… ОКР «Бурлак» была передана омскому КБТМ, являющемуся очень хорошим технологическим КБ, но имеющее слабые возможности по новому и тем более перспективному проектированию. Мало того, КБТМ не имеет и не имело к танку Т-90 никакого отношения. И вот такой организации поручается столь сложная работа! В результате авансирование работ было успешно проедено, «изобретения» защищены патентами, а собственно «Бурлака» как не было, так и нет. По некоторым данным, КБТМ не может адаптировать свое БО к «телеге» Т-90 и уже обращалось за технической помощью к УКБТМ. Кроме того, масса разработанной конструкции такова, что ее не выдерживает даже такая мощная ходовая часть, какова наличествует у тагильского Т-90. Превышение всяких допустимых норм нагрузки настолько велико, что самым губительным образом сказывается на ресурсе. Конечно, отрицательный результат – это то же результат, но позвольте, зачем тогда ГАБТУ устраивает тендер на разработку и поставку тренажеров под этой самый несостоявшейся «Бурлак»? Почему не выделить средства УКБТМ для завершения работ по «Объекту 188М» – очередному этапному совершенствованию Т-90?


«Объект 188М» отличается, прежде всего, совершенно новой конструкцией башни, защита которой практически лишена ослабленных уязвимых зон и является всеракурсной. Существенно лучше защищены не только фронтальная, но и боковая проекция и корма. Самое актуальное в части защиты – улучшенная защита крыши. Машина имеет существенно улучшенную систему управления огнем (СУО). Отличительная особенность – включение в ее состав трехканального тепловизионного панорамного прицела командира. При разработке СУО использованы наработки, полученные в ходе весьма успешных ОКР «Рамка-99» (разработка боевой машины поддержки танков – БМПТ) и «Рогатка-1» (включающая установку на танки пушки повышенной точности (до 20%) 2А46М-5 или новейшей 2А82). Обращают на себя внимание меньшие габариты прицелов и очень серьезная их защита от огня малокалиберной артиллерии, пуль и осколков снарядов крупных калибров. Это особенно заметно на фоне представленного в марте 2009 года украинского танка «Оплот-М». В настоящее время «объект 188М» существует в одном экземпляре, и решение о его производстве не принято, хотя, возможно, это ближайшее будущее российского танкостроения.

На Международном форуме «Технологии в машиностроении-2010» представлена серия защищенных автомобилей «Волк» производства Арзамасского завода. В машине реализована новая концепция бронезащиты и проходимости


Из прочих новинок на выставке впервые будет продемонстрирован бронеавтомобиль «Волк», разработанный Военно-промышленной компанией, являющейся подразделением холдинга «Русские машины» – основного акционера ОАО «ГАЗ». «Волк» – прямой конкурент итальянского бронеавтомобиля IVECO LMV. Газета ВЗГЛЯД уже рассказывала читателям об итальянском броневике в связи с возможным решением Минобороны о закупке этих машин для нужд российской армии. В случае принятия подобного решения производителем «итальянцев» станет КАМАЗ, открыто стремящийся стать монопольным поставщиком разного рода специальных шасси и военных грузовиков.

Обе машины относятся к классу «патрульных бронеавтомобилей», или MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – «защищенные от подрыва и атак из засад»). Это колесные бронеавтомобили с усиленной противоминной защитой. В большинстве своем машины данного типа обладают большим дорожным просветом, V-образным днищем, хорошо противостоящим осколкам и позволяющим эффективно рассеивать энергию взрыва (одно из исключений – немецкий бронеавтомобиль Dingo-2, где плоское днище защищено композитной броней). Впервые такие бронеавтомобили начали использоваться африканскими странами (Родезия, ЮАР), позже их опыт переняли и другие государства (США начали массовое производство машин MRAP после вторжения в Ирак). Единственным российским бронеавтомобилем данного типа является СПМ-3 «Медведь» также производства «ВПК», как, кстати, и СПМ-1 «Тигр», который на выставке тоже присутствует. «Волк» несколько меньше «Медведя» (созданного на базе агрегатов военного грузовика «Урал»), но больше «Тигра». При этом впервые в нашей стране на этом бронеавтомобиле осуществлена бронезащита по классу 6а, обеспечивающая круговую защиту от обстрела из основных видов стрелкового оружия.


Мобильная ЗРС противоракетной обороны «Антей-2500»создана путем глубокой модернизации всех средств системы С-300В

Как сообщается в пресс-релизе компании, «особенностью семейства автомобилей «Волк» является то, что оно изначально разрабатывалось как в бронированном варианте за счет установки навесной каркасно-панельной брони и противоминной защиты с расчетом на дальнейшее повышение ее уровня, так и в небронированном исполнении. Монтаж и демонтаж броневой защиты может осуществляться силами личного состава без применения специальных средств и приспособлений». Между прочим, такая «модульность» бронезащиты выгодно отличает отечественный образец от итальянского. Машина оснащается 240-сильным двигателем семейства ЯМЗ-534. В случае решения о принятии на вооружение выпускать «Волков» будет Арзамасский машиностроительный завод.

Танцы с пушками

ЗРК средней дальности третьего поколения «Бук-М2Э»

Помимо описанных новинок, на выставке будет представлено много интересных образцов, включая зенитно-ракетные комплексы «Бук-М2Э» и «Антей-2500» (С-300В), специальные шасси и военные грузовики КАМАЗ и УРАЛ, БТР, БМП и БМД, всего более 90 образцов военной техники – как в статической экспозиции, так и в
движении.