Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Модернизация или реорганизация?

Проблемы экспериментально-испытательной базы ракетно-космической отрасли

Опыт перманентного реформирования ракетно-космической отрасли на протяжении последних 25 лет свидетельствует о том, что продекларированные идеи инициируемых перемен, как правило, не имели своего воплощения и зачастую теряли зримые очертания даже в краткосрочных проектах и программах, не говоря уже о стратегических горизонтах.

Вопреки ожиданиям, ни пресловутый программно-целевой подход, ни тотальные изменения организационно-правовой формы предприятий отрасли в чистом виде не приблизили нас сколько-нибудь значительно к намеченным результатам реформ.


Модернизация или реорганизация?Мучительный поиск потенциала роста приводил лишь к всевозможным реорганизациям в управленческой и научно-производственной структуре. При этом желание по-хозяйски распорядиться огромным наследием прошлых времен подспудно сводилось к формуле «удержать бы», о развитии как-то забывалось.

Примеры? В них как раз нет никакого недостатка. В последние годы, да что там – в последние десятилетия ракетно-космическая отрасль не может продемонстрировать, к сожалению, никакого выдающегося результата.

Принципиально новый тяжелый носитель, возвращаемый пилотируемый космический корабль, новые средства изучения Земли и космоса, лунная, марсианская программы – пока все это в большей степени фантазии, мечты о будущем.

Задаешься вопросом: что же мешает вырваться из этого заколдованного круга?

Наверное, извечное желание решать сложные задачи простыми способами.

Вряд ли наши коллеги в Индии или Китае, осуществляя в настоящий момент прорывное развитие в космической отрасли, отягощают себя ложными целями о создании какого-нибудь «организационно-экономического универсума», который позволит позабыть о существовании проблем. Прежде всего они знают, чего хотят, четко формулируют цели и задачи, решают, какими способами и средствами их реализовать. И справедливости ради надо сказать, что не последнюю роль в этом деле играет бережное отношение к человеческому капиталу и формированию научных школ.

Собственно говоря, начинать реформы с изменения организационных структур – всеобщая характерная тенденция перестроечного и постперестроечного времени. И обусловлено это тем, что у руля реформ, как правило, стоят «эффективные менеджеры», экономисты, юристы, можно сказать, «профессиональные реформаторы». Не хочется обижать ни экономистов, ни юристов, роль которых велика при формировании концепций и программ развития сложных организационно-технических и технологических систем. Однако затевая очередные перемены, не стоит забывать и о существовании конструкторского опыта создания и модернизации сложных систем. При этом уместно обратиться к подходам корифеев системного анализа (Н. П. Бусленко, А. Д. Цвиркун) к проектированию и развитию крупномасштабных организационно-технических систем, которые предполагают каскадную схему структурной декомпозиции и синтеза целей, задач, функций, технологий и т. д., где организационным структурам определен самый нижний уровень.

Может, иногда и справедливо строить систему снизу вверх. Но вместе с тем надо учитывать, что организационные структуры, спроектированные под нереализованные функции и средства их реализации, со временем непременно деградируют.

На наш взгляд, в такой наукоемкой и высокотехнологичной сфере, как космонавтика, уместно обсуждать проблемы развития в терминах процесса модернизации (быстрый рост научных знаний, обновление лабораторного, стендового оборудования, технологических процессов, производственных фондов и приведение их в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества), а уж потом как следствие – реорганизации.

Наблюдая за очередным «структурным творчеством» в ракетно-космической отрасли, зададимся вопросом: а стоит ли начинать процесс модернизации с «расползания», децентрализации научно-испытательного потенциала по различным вновь образуемым интегрированным структурам?

Полагаем, что этот вопрос требует системной проработки.

Опыт реализации прорывных проектов (в которых участвовала вся страна) свидетельствует о мобилизации в первую очередь научного потенциала и собирании экспериментально-испытательной базы не только отрасли, но и государства в целом. При этом к инновационному рывку, как правило, привлекается широкая кооперация, выходящая за рамки отрасли, а тем более интегрированных структур.

По нашему мнению, «большие проекты развития» в космической и других сферах могут быть реализованы лишь при консолидации усилий головных и академических институтов с построением единой многоуровневой системы испытаний. Современный отечественный опыт, по крайней мере в научной и оборонной сферах, как раз очень ярко свидетельствует о научно-технической и экономической целесообразности интеграционных усилий. Проекты «Сколково» и «Саровский ядерный центр» – наглядное тому подтверждение.

Процесс формирования облика и построения системы испытаний характеризуется в целом сложностью, многофакторностью и перманентностью. К сожалению, отечественный опыт отличается фрагментарностью в подходах, стремлением получения «мгновенных» результатов и недостаточной научной да и нормативной поддержкой. Как правило, при принятии решения правительства страны о запуске того или иного крупного проекта разработчик получает определенный карт-бланш, в том числе на мероприятия в отношении модернизации и развития своей экспериментальной базы, то есть испытательных ресурсов предприятия.

Такая односторонность в отношении испытательной практики, с одной стороны, приводит к непроизводительному дублированию испытательных комплексов и технологий в целом в отрасли. С другой – практическая полезность и техническая эффективность вновь создаваемого оборудования и технологий оставляют желать лучшего, поскольку лишь при интегрировании всех накопленных ресурсов и опыта экспериментальных работ можно создавать уникальные, прорывные испытательные системы и технологии.

Стоит указать и на то обстоятельство, что зачастую любая зарубежная новация в области ракетно-космической деятельности несет нам определенный негативный заряд. Так, используемый на Западе в настоящее время способ концентрации на одной площадке проектных, производственных и испытательных мощностей воспринимается рядом руководителей и специалистов как возможность чуть ли не отказа от участия или нивелирования роли значительной части головных институтов отрасли в ряде важнейших проектов. Вроде бы позитивное желание сэкономить приводит к выхолащиванию научной проблематики процессов разработки и создания новой ракетно-космической техники (РКТ), гипертрофированию интересов разработчика и изготовителя в продвижении своей продукции в ущерб фактическому уровню ее совершенства и качества, снижению значимости приемо-сдаточных испытаний.

Характерен в этом отношении опыт американской национальной испытательной системы. В частности, подобное утверждение хорошо иллюстрируется опытом работы центра им. Стенниса, входящего в состав NASA. Это – главный испытательный центр для космических двигательных установок. На него возложены полномочия проведения и управления всеми испытаниями ракетных двигателей. Задачей центра является техническое обслуживание и эксплуатация уникальных стендов и вспомогательного оборудования, необходимых для отработки и проведения приемочных испытаний и сертификации ракетных систем и подсистем. Являясь национальным достоянием, центр содержится и финансируется за счет государственных программ развития.

Следует отметить, что в нашей стране сложилась и на протяжении ряда лет достаточно успешно функционировала система испытания РКТ. Однако на текущем этапе развития системы испытаний и контроля качества существует ряд проблем, таких как:

-отсутствие единой политики и методической базы в области испытаний РКТ;
-несогласованность системы мониторинга качества РКТ в отрасли;
-недостаточная систематизация информационного фонда испытаний и несовершенство подходов к его использованию на этапах жизненного цикла изделий РКТ;
-отсутствие единого информационного пространства, единых форматов и технологий обработки информации, единой сети передачи данных, единых корпоративных хранилищ данных о наземной отработке РКТ;
-недостаточное использование возможностей информационных технологий в интересах моделирования физических и инженерных процессов на этапах, предшествующих натурным испытаниям.

Одной из системных проблем является отсутствие сквозной системы информационного обеспечения контроля качества на этапах разработки, внедрения и эксплуатации РКТ.

Необходимо отметить, что рыночные механизмы совершенствования системы контроля качества в ракетно-космической отрасли не всегда применимы в силу следующих обстоятельств:

-дефицита конкурентных процедур;
-уникальности создаваемой техники;
-длительности и ресурсоемкости процесса создания РКТ;
-наличия широкой кооперации разработчиков, расширения сферы взаимодействия заказчика с головным разработчиком по согласованию действия всей кооперации.

Стало быть, основной целью модернизации отрасли должно стать обеспечение объективности и независимости контроля качества разработки РКТ на основе консолидации научного потенциала и отраслевой системы испытаний в руках «генератора программных идей».

На наш взгляд, передача всей испытательной базы отрасли интегрированным структурам – ошибочная идея, реализация которой будет способствовать разрушению структуры контроля качества РКТ. Причем нельзя не замечать того, что сложная структура системы испытаний в научно-методическом и потенциальном отношении выходит за рамки пространства какой-то одной отрасли, не говоря уже об отдельных предприятиях.

Наступает значимый для отрасли момент. Сейчас становится особенно важно найти опорную точку для перехода к инновационному прорыву, к стремительной модернизации всего научного и промышленного потенциала, к смещению акцентов на финальные образцы и технологии РКТ и при этом не растерять того, что составляло основу развития отечественного ракетостроения. Очевидно, что на данном этапе, кризисном для экспериментально-испытательной базы оборонно-промышленного комплекса, миссия государственного заказчика по координации и развитию системы испытаний должна стать определяющей.

Проще говоря, для воплощения в жизнь «великих» проектов на стороне заказчика должны быть не только «эффективные менеджеры».

А реорганизация ради реорганизации – путь в никуда. Кажется, мы это уже проходили.
Автор: Александр Палицын, Геннадий Сайдов, Андрей Черкашин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/22726


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Kimblee 19 ноября 2014 18:30
    А можно выбрать модернизированную реорганизацию????
    1. Гигант мысли 19 ноября 2014 18:38
      Нам эффективные менеджеры типа Сердюкова на фиг не нужны, хватит, уже попробовали.
      1. vladimirZ 20 ноября 2014 06:26
        И обусловлено это (болтология о модернизации и реорганизации при фактическом разрушении) тем, что у руля реформ, как правило, стоят «эффективные менеджеры», экономисты, юристы, можно сказать, «профессиональные реформаторы». (из статьи)


        Нельзя ставить у руля "эффективных менеджеров". Они кроме упоения властью, болтовни, сиеминутного эффекта, ни на что неспособны. Нигде. Ни в чём.
        Посмотрите на нынешнего премьера Д. Медведева, бывшего "Президента РФ", любителя власти и болтовни, одни пустословия, зачитываемые по бумажке, т. е. по айфону. Говорит, говорит и сам не понимает сути произносимого, какой уж год подряд.
        Особенно поразило последняя его установка "о выдвижении ОАК -"Объединенной авиастроительной авиакампании" на 3-е место в мире после Боинга и Айрбас". Он хоть представляет, что это означает, после того как "демократы" 90-х годов, в которые входил и он сам целенаправленно уничтожали и уничтожает не только авиастроительную, но и всю промышленность России?
        Все "задачи" и установки по модернизации, импортозамещению, которые ставят на сегодня перед промышленностью Путин и Правительство РФ во главе с либералом Медведевым, пустой звук и сотрясении воздуха.
        Ничего они не сделают без возвращения к Плановой Экономике в основных отраслях промышленности, без восстановления ГосПлана России.

        А восстанавливать ГосПлан и плановую экономику они не будут, что неоднократно подтверждал идейный лидер России и её Президент В.В. Путин, говоря, что он сторонник либерализма в экономике.
    2. Комментарий был удален.
    3. денис fj 19 ноября 2014 18:39
      "Эффективные менеджеры" должны стоять на стороне исполнителей за спинами главных конструкторов, живущих космосом, если хотите болеющих "звёздной болезнью". А вот на стороне заказчика, особенно в секторе "сплошной невесомости", должны стоять государственники,- есть такая профессия, а из-за их мощных спин должны выглядывать военпреды и фининспекторы.

      Не надо сравнивать ситуацию в Роскосмосе с деятельностью космических агентств Китая и Индии, во всяком случае, в организационном плане. Если первые заявляют свои права на космос, то Россия вынуждена реформировать отрасль, оптимизируя траты и структуру. Не возможно содержать организацию эпохи "великих свершений" в условиях рыночных механизмов формирования цены и бюджета. Те кто надеется, что всё вернётся в зад, зря надеются, - "всё" не вернется. А вот болезненные процедуры будут. И тут очень важно для отрасли, чтобы в процессе наведения элементарного порядка, технологической и трудовой дисциплины, должностные лица не перегнули палку и не вытравили из неё "королёвский гений и гагаринский задор".
      денис fj
  2. el.krokodil 19 ноября 2014 18:34
    них.. не понял..а попроще можно? recourse
    1. Altona 19 ноября 2014 19:14
      Цитата: el.krokodil
      них.. не понял..а попроще можно?

      ---------------------------
      Говоря проще, в условиях рынка реформы сводятся к отбору узкого пакета разработок и "оптимизации" хозяйственной деятельности, что на деле означает отбор собственности и расформирование коллективов, когда оправданный, когда неоправданный, сказать не можем, потому что критериев не знаем...
  3. Ингвар 72 19 ноября 2014 19:08
    Стоит указать и на то обстоятельство, что зачастую любая зарубежная новация в области ракетно-космической деятельности несет нам определенный негативный заряд
    Согласен, здесь конфликт "школ". Кстати этот принцип актуален и в других отраслях, не только в аэрокосмической. В автостроении это очень хорошо прослеживается.
    1. Пенелопа 19 ноября 2014 19:10
      Надо, чтобы всё было в оптимуме.
      1. PENZYAC 19 ноября 2014 20:17
        Цитата: Пенелопа
        Надо, чтобы всё было в оптимуме.

        Знать бы что оптимально, вопросов бы не было. hi
    2. Комментарий был удален.
  4. Stinger 19 ноября 2014 19:36
    Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны неправы. (Вольтер)
    1. мессия 19 ноября 2014 20:27
      Боюсь о космосе прийдется забыть. РКК Энергия в долговой яме.РКК брала комерческие кредиты которые успешно "спустила", так что плучаемые денежки уходят на долги, а руководству страны "замылевают глаза" всем набором возможностей....
  5. chunga-changa 19 ноября 2014 21:14
    Люди, которые так или иначе ставятся на решение проблемы, интересуются только личным обогащением. От сюда нулевые результаты в целевой деятельности, но потрясающие результаты в "освоении средств". И как бы эту шушеру не тасовали ,"результат" будет точно такой же. Давно пора приводить "управленцев" в чувство, сами они не успокоятся. Ну а пока что "система учится прощать", а безнаказанность, как известно - развращает.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня