Military Review

Fouga SM.170 Magister - the first mass jet combat training aircraft

6
The CM-170 Fouga Magister is a two-seat jet trainer aircraft, which was designed by French designers, the main purpose of this machine was the flight training of Air Force pilots. This machine became the second specially created jet training aircraft in the world after the Fokker S.14 Machtrainer. However, it was the SM.170 Magister of the Fouga company that became the first mass produced jet training aircraft that was adopted by the Air Force. In total, more than 1000 SM.170 Magister aircraft of various modifications were built.


The Fouga Magister aircraft was distinguished by its elegance of forms, and became the world's first jet combat training aircraft, which was purchased by the air force for training flight crews. All of its predecessors from among the jet training aircraft remained either converted for training purposes by fighters (Lockheed T-33 and Gloster Meteor T.Mk 7), or very large and powerful aircraft that turned out to be too expensive to manufacture and subsequent operation (Fokker S .14 and FiatG.80). After analyzing the emerging situation at the turn of the 50-s of the 20th century, the designers of the French company Fouga came to the conclusion that the market urgently needs a light jet trainer. The company, which previously specialized in creating light sport aircraft, was able to provide the military with a modern machine, which at that time had no analogues in the world. After the appearance of the SM-170 Magister, other companies began to develop light jet training and combat aircraft, but not all of their developments had the same grace as the Magister.



The design of the jet trainer was led by engineers Pierre Mubussen and Robert Castello. It was planned to use the Palace Palace compact turbojet engine (3x160 kgf) as the main power plant. At the same time, this project was soon interested in the management of technology and industry, which was the main customer aviation technicians in France in the late 1940s. But the insufficient thrust-weight ratio of the machine could not satisfy the requirements of the French Air Force. Therefore, Fouga, confident in the promise of its project, in 1950 proposed a heavier aircraft, designated CM.170R. The aircraft had a similar layout as its predecessor under the designation CM.130R (engines on the sides of the fuselage, tandem crew location, almost a direct wing of relatively large elongation). Along with this, two much more powerful Marbor II turbojet engines with a thrust of 400 kgf each were installed on the aircraft, which were created under the leadership of I. Shidlovsky.

In December 1950, the French Ministry of Aviation issued an order to Fouga for the construction of 3's prototypes. Distinctive features of the new combat training aircraft were a large elongation wing, as well as a unique V-shaped tail with surfaces that were tilted 45 degrees to the horizon. For a comparative assessment, one of the experimental aircraft was equipped with normal tailing, which, however, showed no advantages and at the same time had a greater mass.

The SM.170 Magister training aircraft is an all-metal monoplane with a mid-wing, which was equipped with brake plates and single-slot flaps. The tail of the aircraft was V-shaped and had a collapse angle of 110 degrees. The cockpit differed tandem pilot seats, it was made tight. The cabin had an air conditioning system, there was also an individual oxygen supply. The crew seats were not catapulted.



The power plant of the aircraft included the Turbomeca Marbore IIA XBUMX turbojet engine (2x2 kgf), and the Marbore VIC engines (400X170 kgf) were installed on the CM.2-2 Magister aircraft version. The engines were located on the sides of the fuselage. Also located on the sides of the semicircular air intakes. The fuel was located in two tanks in the fuselage with a capacity of 480 liters. In addition, 730 tanks for 2 liters could be installed at the ends of the wing. Also in the plane there was a special tank, which provided power to the power plant in an inverted flight position for 250 seconds.

The location of the instructor pilot and the cadet was made according to the tandem scheme (in contrast to the Cessna aircraft, in which the crew members were located side by side with each other). Both cockpits were made airtight, they were equipped with large individual lanterns that could be fired when an emergency situation occurred. In order to improve the instructor's review, after the first flight tests of the vehicle, it was decided to install a special periscope for him. Every pilot who made his first flight on the SM.170 Magister was simply fascinated by this plane. Both the cabin and the cadet and the instructor were very comfortable, and the view from the front cockpit was just great.

The on-board systems and the design of the aircraft from the first spans proved their very high qualities, and also confirmed the correctness of the design calculations. The nose rack of the chassis SM.170 Magister received a device for suppressing vibrations, and the car also had a very good initial rate of climb. The car was very easy to control, it had excellent flight characteristics. In fact, the only drawback of the aircraft, which was already detected during the operation, was an insufficiently high angular velocity in roll.



All Master airplanes were equipped with high-frequency radio stations (the main 12 channel and two-channel emergency). The machines were equipped with the necessary equipment for flying only by instruments, a radio compass was installed on them. On the CM.170 Magister, which carried weapons on board and acted as a light tactical aircraft, the TACAN radio navigation system and the friend-foe recognition system could additionally be installed.

In the role of a light tactical attack aircraft, the aircraft was equipped with two 7,5 or 7,62-mm machine guns, which were located in the nose of the fuselage. The ammunition of each machine gun consisted of 200 cartridges. Both pilots had gyroscopic sights, while the rear also had a periscope sight. The aircraft had two underwing assemblies of the suspension, on which two free-falling bombs weighing 50 kg, four NAR (120 mm), two NAR units (7X68-mm or 18X37-mm) or two air-to-surface Hopd SS missiles could be installed. 11.

The prototype aircraft performed its first flight on July 23 1952 of the year, and the first production batch of 10 aircraft was ordered by the French Air Force already in 1953 year. The initial order consisted of 95 aircraft for the country's Air Force and was placed on the Fouga facility in 1954 year. The first production aircraft, the CM.170 Magister, took to the skies 13 on January 1954. In total, more than 400-like jet training aircraft were produced in France. A version of the aircraft was also designed in the sea especially for the French Navy, it received the designation CM.175 “Zephyr”. A total of 2 prototypes were produced, as well as 30 production aircraft in this version. With the help of this aircraft, the French pilots of naval aviation obtained the initial experience of warfare from the aircraft carrier.



In addition to France, the CM.170 Magister jet training aircraft was produced under license in West Germany by the Flyugzoyg Union-Süd company. The car was purchased by Luftwaffe flight schools. But due to the transfer of training for Luftwaffe flight crews in the United States at the end of 1960, this aircraft in Germany was decommissioned. In addition, the aircraft was manufactured in Finland under a license; here the 62 Magister was assembled in addition to the 18 aircraft that were purchased in France. Also, the release of this model was mastered by the aviation industry of Israel. In this case, the Israeli pilots used this machine as a light tactical aircraft.

Approximately 310 machines from the 437 originally produced were in service with the French Air Force until the middle of the 80-s of the XX century. For a long time, these aircraft were operated in flight training units of Finland and Belgium. Israel effectively used these aircraft in the role of light attack aircraft. CM.170 Magister was particularly successful and massively used during the Arab-Israeli war in June 1967. At the same time, the planes struck the ground targets of the Arab troops on both fronts: Jordanian and Egyptian. In different years this aircraft was supplied by the Air Forces of Austria, Belgium, Finland, the Netherlands, Lebanon and a number of other countries. Under the license it was released in Finland, Germany and Israel.

Flight-technical characteristics of the Fouga SM.170-2 Magister:
Dimensions: wingspan - 11,40 m, with tanks at the ends of the wings - 12,15 m, length - 10,06 m, height - 2,8 m, wing area - 17,3 m2.
Empty aircraft weight - 2310 kg, maximum take-off - 3260 kg.
Fuel supply - 730 l (internal), in external tanks - 2х250 or 2х460 l.
The power plant - 2 TRD Turbomeca Marbore VI, thrust - 2x480 kgf.
The maximum flight speed is 725 km / h.
Practical range - 1400 km.
Combat radius of action - 910 km.
Practical ceiling - 12 000 m.
Crew - 2 person.
Armament: 2X7,62-mm machine gun (200 cartridges per barrel) and up to 140 kg on two suspension nodes (NAR, bombs, UR air-to-surface).









Information sources:
http://www.airwar.ru/enc/attack/cm170.html
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/817-ychebno-trenirovochn.html
http://supreme2.ru/fouga-cm-170
http://ru-aviation.livejournal.com/3109321.html
Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. 52
    52 19 November 2014 08: 40
    +1
    Nice airplane! I also managed to fight in Africa!
    1. Mister X
      Mister X 19 November 2014 16: 38
      +1
      Aerobatic group Diables Rouges ("Red Devils") of the Belgian Air Force.

  2. svp67
    svp67 19 November 2014 08: 53
    +1
    Yes interesting. Thanks to the author. The airplane, with its nose, strongly resembled the "Dolphin"
  3. bubnila-70
    bubnila-70 19 November 2014 13: 56
    +3
    unique V-plumage with surfaces that were tilted 45 degrees to the horizon.
    and today it looks modern .............
  4. Technical engineer
    Technical engineer 19 November 2014 19: 51
    +2
    Yes, he managed to drive blacks in Africa. When the colonies came out of obedience
  5. rubin6286
    rubin6286 20 November 2014 13: 58
    +1
    The war in Korea showed that it is advisable to carry out initial training for fighter pilots not on piston trainings, but on special jet engines. This contributed to the rapid acquisition of piloting skills, reduced the training time for the pilot as a whole, and, in addition, promised a number of economic and technological benefits.

    In the aircraft industry, two trends were visible:

    • Creation of specialized jet training machines;
    • Creation of training machines based on existing samples of combat aircraft.


    Having completed its first flight on July 23, 1952, the Fouga CM.170 Magister was the first mass jet combat training aircraft. He did not possess any outstanding qualities, and this was not necessary, the main thing was simplicity in piloting and operation, the ability to "feel" and master a jet engine.

    Specialists of other aviation powers adhered to the same concept. Somewhat later, the French "Master" appeared Jet Provost (England, 1954), T-33 and T-37 (USA, 1954),
    L-29 "Dolphin" (Czechoslovakia, 1955), MV 326 (Italy, 1957), G-2 "Galeb" (SFRY, 1957), TS-11 "Spark" (Poland, 1959 ), Yak-30 and Yak-32 (USSR, 1960), Kiran (India, 1964), Strikmaster (England, 1967), Sayeta (Spain, 1967) L-39 Albatross (Czechoslovakia, 1968), Alpha Jet (France-Germany, 1969) Hawk (England, 1972), Aviadzhet (Spain, 1975), " Fintrainer "(Germany, 1977).

    Soon, however, it became clear that such machines were not able to completely replace, but only supplement training aircraft created on the basis of combat aircraft - UTI-MiG-15,17 (USSR), F-5 (USA), etc. This point of view prevailed until the end of the 90s of the 20th century and has not yet completely outlived itself.
    Advances in modern science have made it possible to take a fresh look at the concept of a combat training aircraft, which has become more universal in training pilots of various combat vehicles. The most interesting in this regard are Super Hawk (England), Yak-130 (Russia).

Fouga СМ.170 Magister — первый массовый реактивный учебно-боевой самолет

СМ-170 Fouga Magister — это реактивный двухместный учебно-боевой самолет, который был спроектирован французскими конструкторами, основным назначением данной машины являлась летная подготовка пилотов ВВС. Данная машина стала вторым специально созданным реактивным учебным самолетом в мире после Fokker S.14 Machtrainer. Однако именно СМ.170 Magister компании Fouga стал первым массово выпускаемым реактивным учебным самолетом, который был принят на вооружение ВВС. Всего было построено более 1000 самолетов СМ.170 Magister различных модификаций.

Самолет Fouga Magister отличался изяществом форм, и стал первым в мире реактивным учебно-боевым самолетом, который был закуплен военно-воздушными силами для обучения летного состава. Все его предшественники из числа реактивных учебно-тренировочных самолетов оставались либо переоборудованными для учебных целей истребителями (Lockheed Т-33 и Gloster Meteor T.Mk 7), либо очень большими и мощными самолетами, которые оказались слишком дорогими в изготовлении и последующей эксплуатации (Fokker S.14 и FiatG.80). Проанализировав на рубеже 50-х годов XX века складывающуюся ситуацию, конструкторы французской компании «Fouga» пришли к выводу, что рынок срочно нуждается в легком реактивном учебно-тренировочном самолете. Компания, которая ранее специализировалась на создании легких спортивных самолетов, смогла представить военным современную машину, которая на тот момент не имела аналогов в мире. После появления СМ-170 Magister легкие реактивные учебно-боевые самолета стали разрабатывать и другие фирмы, но далеко не все их разработки обладали той же грацией, что и «Магистр».

Fouga СМ.170 Magister — первый массовый реактивный учебно-боевой самолет



Проектирование реактивного учебно-тренировочного самолета велось под руководством инженеров Пьера Мубуссена и Роберта Кастелло. В качестве основной силовой установки планировалось использовать малогабаритные ТРД «Палас» (3х160 кгс). При этом данным проектом вскоре заинтересовалось управление техники и промышленности, которое было главным заказчиком авиационной техники во Франции в конце 1940-х годов. Но недостаточная тяговооруженность машины не могла удовлетворить требования французских ВВС. Поэтому, компания Fouga, уверенная в перспективности своего проекта, в 1950 году предложила более тяжелый самолет, получивший обозначение CM.170R. Самолет имел аналогичную компоновку, что и его предшественник под обозначением CM.130R (двигатели по бокам фюзеляжа, тандемное расположение экипажа, практически прямое крыло относительно большого удлинения). Наряду с этим на самолете были установлены два гораздо более мощных ТРД «Марборе» II тягой по 400 кгс каждый, которые были созданы под руководством И. Шидловского.

В декабре 1950 года Министерство авиации Франции выдало компании Fouga заказ на строительство 3-х опытных экземпляров. Отличительными особенностями нового учебно-боевого самолета было крыло большого удлинения, а также уникальное V-образное оперение с поверхностями, которые были наклонены на 45 градусов к горизонту. Для проведения сравнительной оценки один из опытных самолетов оснащался нормальным оперением, которое однако не показало никаких преимуществ и обладало при этом большей массой.

Учебно-тренировочный самолет СМ.170 Magister — это цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом, которое оснащалось тормозными щитками и однощелевыми закрылками. Хвостовое оперение самолета было V-образным и имело угол развала 110 градусов. Кабина экипажа отличалась тандемным расположением кресел пилотов, она была выполнена герметичной. В кабине имелась система кондиционирования воздуха, также здесь имелась индивидуальная подача кислорода. Кресла экипажа не были катапультируемыми.

Fouga СМ.170 Magister — первый массовый реактивный учебно-боевой самолет


Силовая установка самолета включала в себя 2 турбореактивных двигателя Turbomeca Marbore IIA (2х400 кгс), также на версию самолета СМ.170-2 Magister устанавливались двигатели Marbore VIC (2х480 кгс). Двигатели располагались по бокам фюзеляжа. Также по бокам располагались полукруглые воздухозаборники. Топливо было расположено в двух баках в фюзеляже емкостью 730 литров. Помимо этого, на концах крыла могли устанавливаться 2 бака по 250 литров. Также в самолете имелся специальный бак, который обеспечивал питание силовой установки в перевернутом положении полета на протяжении 30 секунд.

Расположение летчика-инструктора и курсанта было выполнено по схеме тандем (в отличие от самолета Cessna, в котором члены экипажа располагались бок о бок друг с другом). Обе кабины самолета были выполнены герметичными, они оснащались большими индивидуальными фонарями, которые можно было отстрелить при возникновении аварийной ситуации. Для того чтобы улучшить инструктору обзор, после проведения первых летных испытаний машины было решено установить для него специальный перископ. Каждый летчик, который совершал свой первый полет на СМ.170 Magister, был просто очарован этим самолетом. Обе кабины и курсанта, и инструктора были очень комфортабельными, а открывающийся из передней кабины обзор был просто великолепным.

Бортовые системы и конструкция самолета уже с первых пролетов доказали свои очень высокие качества, а также подтвердили всю правильность конструкторских расчетов. Носовая стойка шасси СМ.170 Magister получила устройство для подавления колебаний, также машина отличалась очень хорошей начальной скороподъемностью. Машиной очень легко было управлять, она обладала превосходными летными характеристиками. По сути, единственным недостатком самолета, который был выявлен уже в процессе эксплуатации, стала недостаточно высокая угловая скорость по крену.

Fouga СМ.170 Magister — первый массовый реактивный учебно-боевой самолет


Все самолеты «Магистр» оснащались высокочастотными радиостанциями (основная 12-канальная и двухканальная аварийная). Машины оснащались необходимым оборудованием для совершения полета только по приборам, на них устанавливался радиокомпас. На CM.170 Magister, который нес на борту вооружение и выступал в роли легкого тактического самолета, дополнительно могли быть установлены радионавигационная система TACAN и система опознавания «свой-чужой».

В роли легкого тактического штурмовика самолет оснащался двумя пулеметами 7,5 или 7,62-мм, которые располагались в носу фюзеляжа. Боезапас каждого пулемета состоял из 200 патронов. Оба места пилотов имели гироскопические прицелы, при этом заднее имело также перископический прицел. Самолет имел два подкрыльевых узла подвески, на которые можно было установить две свободнопадающие бомбы массой 50 кг, четыре НАР (120 мм), два блока НАР (7Х68-мм или 18х37-мм) или две управляемых ракеты «воздух-поверхность» Hopд SS.11.

Опытный образец самолета выполнил свой первый полет 23 июля 1952 года, а первая серийная партия из 10 самолетов была заказана французскими ВВС уже в 1953 году. Первоначальный заказ состоял из 95 самолетов для ВВС страны и был размещен на предприятии Fouga в 1954 году. Первый серийный самолет CM.170 Magister поднялся в небо 13 января 1954 года. Всего во Франции было произведено более 400 подобных реактивных учебно-тренировочных самолетов. Также был спроектирован вариант самолета в морском исполнении специально для французских ВМС, он получил обозначение CM.175 «Зефир». Всего было произведено 2 опытных образца, а также 30 серийных самолетов в данном варианте. При помощи данного самолета французские летчики морской авиации получали начальный опыт ведения боевых действий с борта авианосца.

Fouga СМ.170 Magister — первый массовый реактивный учебно-боевой самолет


Помимо Франции реактивный учебно-тренировочный самолет CM.170 Magister производился по лицензии в Западной Германии компанией «Флюгцойг-Юнион-Зюд». Машина приобреталась летными школами Люфтваффе. Но из-за переноса обучения летного состава Люфтваффе в США в конце 1960-х годов, данный самолет в ФРГ был выведен из эксплуатации. Помимо этого самолет производился в Финляндии по лицензии, здесь было собрано 62 «Магистра» в дополнении к еще 18 самолетам, которые были приобретены во Франции. Также выпуск данной модели был освоен авиационной промышленностью Израиля. При этом израильские летчики использовали данную машину и в качестве легкого тактического самолета.

Примерно 310 машин из 437 первоначально выпущенных находились на вооружении французских ВВС вплоть до середины 80-х годов XX века. Долгое время данные самолеты эксплуатировались в летных учебно-тренировочных подразделениях Финляндии и Бельгии. Израиль достаточно эффективно использовал данные самолеты в роли легких штурмовиков. Особенно успешно и массово CM.170 Magister использовались во время арабо-израильской войны в июне 1967 года. При этом самолеты наносили удары по наземным целям арабских войск на обоих фронтах: иорданском и египетском. Данный самолет в разные годы поставлялся ВВС Австрии, Бельгии, Финляндии, Нидерландов, Ливана и ряда других стран. По лицензии его выпускали в Финляндии, ФРГ и Израиле.

Летно-технические характеристики Fouga СМ.170-2 Magister:
Габариты: размах крыла — 11,40 м, с баками на концах крыльев — 12,15 м, длина — 10,06 м, высота — 2,8 м, площадь крыла — 17,3 м2.
Масса пустого самолета — 2310 кг, максимальная взлетная — 3260 кг.
Запас топлива — 730 л (внутреннее), во внешних баках — 2х250 или 2х460 л.
Силовая установка — 2 ТРД Turbomeca Marbore VI, тяга — 2х480 кгс.
Максимальная скорость полета — 725 км/ч.
Практическая дальность полета — 1400 км.
Боевой радиус действия — 910 км.
Практический потолок — 12 000 м.
Экипаж — 2 человека.
Вооружение: 2х7,62-мм пулемета (по 200 патронов на ствол) и до 140 кг на двух узлах подвески (НАР, бомбы, УР «воздух-поверхность).

Fouga СМ.170 Magister — первый массовый реактивный учебно-боевой самолет


Fouga СМ.170 Magister — первый массовый реактивный учебно-боевой самолет


Fouga СМ.170 Magister — первый массовый реактивный учебно-боевой самолет


Fouga СМ.170 Magister — первый массовый реактивный учебно-боевой самолет


Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/attack/cm170.html
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/817-ychebno-trenirovochn.html
http://supreme2.ru/fouga-cm-170
http://ru-aviation.livejournal.com/3109321.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. 52гим 19 ноября 2014 08:40
    Симпатичный самолетик! Ещё и в Африке повоевать умудрился!
    1. Mister X 19 ноября 2014 16:38
      Пилотажная группа Diables Rouges ("Red Devils") ВВС Бельгии.

  2. svp67 19 ноября 2014 08:53
    Да интересно. Спасибо автору. Самолет,своей носовой частью сильно напомнил "Дельфинчика"
  3. bubnila-70 19 ноября 2014 13:56
    уникальное V-образное оперение с поверхностями, которые были наклонены на 45 градусов к горизонту.
    и сегодня смотрится по современному.............
  4. Инженер-технарь 19 ноября 2014 19:51
    Да, успел он негров в Африке погонять. Когда колонии выходили из повиновения
  5. rubin6286 20 ноября 2014 13:58
    Война в Корее показала, что первоначальное обучение летчиков истребительной авиации целесообразно производить не на поршневых учебно-тренировочных, а на специальных реактивных машинах. Это способствовало быстрому приобретению навыков пилотирования, снижало время подготовки пилота в целом и, кроме того, сулило ряд экономических и технологических выгод.

    В авиастроении просматривались две тенденции:

    • Создания специализированных реактивных учебных машин;
    • Создания учебно-тренировочных машин на базе существующих образцов боевых самолетов.


    Совершивший первый полет 23 июля 1952 года Fouga СМ.170 Magister был первым массовым реактивным учебно-боевым самолетом. Он не обладал никакими выдающимися качествами, да это и не нужно было, главное – простота в пилотировании и эксплуатации, возможность «почувствовать» и освоить реактивный двигатель.

    Этой же концепции придерживались специалисты других авиационных держав. Несколько позднее французского «Магистра» появились Джет Провост ( Англия, 1954 г.), Т-33 и Т-37 (США,1954 г.),
    Л-29»Дельфин» (ЧССР, 1955 г.), МВ 326 ( Италия,1957 г.), Г-2 «Галеб» (СФРЮ,1957 г.), ТС-11 «Искра» (ПНР,1959 г.), Як-30 и Як-32 (СССР,1960 г.), «Киран» ( Индия,1964 г.), , «Страйкмастер» ( Англия,1967 г.), «Саета» ( Испания,1967 г.) Л-39 «Альбатрос» (ЧССР, 1968 г.), «Альфа Джет» (Франция-ФРГ, 1969 г.) «Хок» ( Англия,1972 г.), «Авиаджет» ( Испания,1975 г.), «Фаинтрайнер» ( ФРГ, 1977 г.).

    Вскоре,однако, выяснилось что, такого рода машины, не способны полностью заменить, а только дополняют учебно-тренировочные самолеты, созданные на базе боевых - УТИ-МиГ-15,17 (СССР), Ф-5 (США) и проч. Такая точка зрения преобладала до конца 90-х годов 20 века и еще не окончательно изжила себя.
    Достижения современной науки позволили по-новому взглянуть на концепцию учебно-боевого самолета, ставшего более универсальным при обучении пилотов различных боевых машин. Наиболее интересными в этом отношении являются «Супер Хок»( Англия), Як-130 (Россия).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня