Fouga СМ.170 Magister — первый массовый реактивный учебно-боевой самолет

6
СМ-170 Fouga Magister — это реактивный двухместный учебно-боевой самолет, который был спроектирован французскими конструкторами, основным назначением данной машины являлась летная подготовка пилотов ВВС. Данная машина стала вторым специально созданным реактивным учебным самолетом в мире после Fokker S.14 Machtrainer. Однако именно СМ.170 Magister компании Fouga стал первым массово выпускаемым реактивным учебным самолетом, который был принят на вооружение ВВС. Всего было построено более 1000 самолетов СМ.170 Magister различных модификаций.

Самолет Fouga Magister отличался изяществом форм, и стал первым в мире реактивным учебно-боевым самолетом, который был закуплен военно-воздушными силами для обучения летного состава. Все его предшественники из числа реактивных учебно-тренировочных самолетов оставались либо переоборудованными для учебных целей истребителями (Lockheed Т-33 и Gloster Meteor T.Mk 7), либо очень большими и мощными самолетами, которые оказались слишком дорогими в изготовлении и последующей эксплуатации (Fokker S.14 и FiatG.80). Проанализировав на рубеже 50-х годов XX века складывающуюся ситуацию, конструкторы французской компании «Fouga» пришли к выводу, что рынок срочно нуждается в легком реактивном учебно-тренировочном самолете. Компания, которая ранее специализировалась на создании легких спортивных самолетов, смогла представить военным современную машину, которая на тот момент не имела аналогов в мире. После появления СМ-170 Magister легкие реактивные учебно-боевые самолета стали разрабатывать и другие фирмы, но далеко не все их разработки обладали той же грацией, что и «Магистр».



Проектирование реактивного учебно-тренировочного самолета велось под руководством инженеров Пьера Мубуссена и Роберта Кастелло. В качестве основной силовой установки планировалось использовать малогабаритные ТРД «Палас» (3х160 кгс). При этом данным проектом вскоре заинтересовалось управление техники и промышленности, которое было главным заказчиком авиационной техники во Франции в конце 1940-х годов. Но недостаточная тяговооруженность машины не могла удовлетворить требования французских ВВС. Поэтому, компания Fouga, уверенная в перспективности своего проекта, в 1950 году предложила более тяжелый самолет, получивший обозначение CM.170R. Самолет имел аналогичную компоновку, что и его предшественник под обозначением CM.130R (двигатели по бокам фюзеляжа, тандемное расположение экипажа, практически прямое крыло относительно большого удлинения). Наряду с этим на самолете были установлены два гораздо более мощных ТРД «Марборе» II тягой по 400 кгс каждый, которые были созданы под руководством И. Шидловского.

В декабре 1950 года Министерство авиации Франции выдало компании Fouga заказ на строительство 3-х опытных экземпляров. Отличительными особенностями нового учебно-боевого самолета было крыло большого удлинения, а также уникальное V-образное оперение с поверхностями, которые были наклонены на 45 градусов к горизонту. Для проведения сравнительной оценки один из опытных самолетов оснащался нормальным оперением, которое однако не показало никаких преимуществ и обладало при этом большей массой.

Учебно-тренировочный самолет СМ.170 Magister — это цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом, которое оснащалось тормозными щитками и однощелевыми закрылками. Хвостовое оперение самолета было V-образным и имело угол развала 110 градусов. Кабина экипажа отличалась тандемным расположением кресел пилотов, она была выполнена герметичной. В кабине имелась система кондиционирования воздуха, также здесь имелась индивидуальная подача кислорода. Кресла экипажа не были катапультируемыми.



Силовая установка самолета включала в себя 2 турбореактивных двигателя Turbomeca Marbore IIA (2х400 кгс), также на версию самолета СМ.170-2 Magister устанавливались двигатели Marbore VIC (2х480 кгс). Двигатели располагались по бокам фюзеляжа. Также по бокам располагались полукруглые воздухозаборники. Топливо было расположено в двух баках в фюзеляже емкостью 730 литров. Помимо этого, на концах крыла могли устанавливаться 2 бака по 250 литров. Также в самолете имелся специальный бак, который обеспечивал питание силовой установки в перевернутом положении полета на протяжении 30 секунд.

Расположение летчика-инструктора и курсанта было выполнено по схеме тандем (в отличие от самолета Cessna, в котором члены экипажа располагались бок о бок друг с другом). Обе кабины самолета были выполнены герметичными, они оснащались большими индивидуальными фонарями, которые можно было отстрелить при возникновении аварийной ситуации. Для того чтобы улучшить инструктору обзор, после проведения первых летных испытаний машины было решено установить для него специальный перископ. Каждый летчик, который совершал свой первый полет на СМ.170 Magister, был просто очарован этим самолетом. Обе кабины и курсанта, и инструктора были очень комфортабельными, а открывающийся из передней кабины обзор был просто великолепным.

Бортовые системы и конструкция самолета уже с первых пролетов доказали свои очень высокие качества, а также подтвердили всю правильность конструкторских расчетов. Носовая стойка шасси СМ.170 Magister получила устройство для подавления колебаний, также машина отличалась очень хорошей начальной скороподъемностью. Машиной очень легко было управлять, она обладала превосходными летными характеристиками. По сути, единственным недостатком самолета, который был выявлен уже в процессе эксплуатации, стала недостаточно высокая угловая скорость по крену.



Все самолеты «Магистр» оснащались высокочастотными радиостанциями (основная 12-канальная и двухканальная аварийная). Машины оснащались необходимым оборудованием для совершения полета только по приборам, на них устанавливался радиокомпас. На CM.170 Magister, который нес на борту вооружение и выступал в роли легкого тактического самолета, дополнительно могли быть установлены радионавигационная система TACAN и система опознавания «свой-чужой».

В роли легкого тактического штурмовика самолет оснащался двумя пулеметами 7,5 или 7,62-мм, которые располагались в носу фюзеляжа. Боезапас каждого пулемета состоял из 200 патронов. Оба места пилотов имели гироскопические прицелы, при этом заднее имело также перископический прицел. Самолет имел два подкрыльевых узла подвески, на которые можно было установить две свободнопадающие бомбы массой 50 кг, четыре НАР (120 мм), два блока НАР (7Х68-мм или 18х37-мм) или две управляемых ракеты «воздух-поверхность» Hopд SS.11.

Опытный образец самолета выполнил свой первый полет 23 июля 1952 года, а первая серийная партия из 10 самолетов была заказана французскими ВВС уже в 1953 году. Первоначальный заказ состоял из 95 самолетов для ВВС страны и был размещен на предприятии Fouga в 1954 году. Первый серийный самолет CM.170 Magister поднялся в небо 13 января 1954 года. Всего во Франции было произведено более 400 подобных реактивных учебно-тренировочных самолетов. Также был спроектирован вариант самолета в морском исполнении специально для французских ВМС, он получил обозначение CM.175 «Зефир». Всего было произведено 2 опытных образца, а также 30 серийных самолетов в данном варианте. При помощи данного самолета французские летчики морской авиации получали начальный опыт ведения боевых действий с борта авианосца.



Помимо Франции реактивный учебно-тренировочный самолет CM.170 Magister производился по лицензии в Западной Германии компанией «Флюгцойг-Юнион-Зюд». Машина приобреталась летными школами Люфтваффе. Но из-за переноса обучения летного состава Люфтваффе в США в конце 1960-х годов, данный самолет в ФРГ был выведен из эксплуатации. Помимо этого самолет производился в Финляндии по лицензии, здесь было собрано 62 «Магистра» в дополнении к еще 18 самолетам, которые были приобретены во Франции. Также выпуск данной модели был освоен авиационной промышленностью Израиля. При этом израильские летчики использовали данную машину и в качестве легкого тактического самолета.

Примерно 310 машин из 437 первоначально выпущенных находились на вооружении французских ВВС вплоть до середины 80-х годов XX века. Долгое время данные самолеты эксплуатировались в летных учебно-тренировочных подразделениях Финляндии и Бельгии. Израиль достаточно эффективно использовал данные самолеты в роли легких штурмовиков. Особенно успешно и массово CM.170 Magister использовались во время арабо-израильской войны в июне 1967 года. При этом самолеты наносили удары по наземным целям арабских войск на обоих фронтах: иорданском и египетском. Данный самолет в разные годы поставлялся ВВС Австрии, Бельгии, Финляндии, Нидерландов, Ливана и ряда других стран. По лицензии его выпускали в Финляндии, ФРГ и Израиле.

Летно-технические характеристики Fouga СМ.170-2 Magister:
Габариты: размах крыла — 11,40 м, с баками на концах крыльев — 12,15 м, длина — 10,06 м, высота — 2,8 м, площадь крыла — 17,3 м2.
Масса пустого самолета — 2310 кг, максимальная взлетная — 3260 кг.
Запас топлива — 730 л (внутреннее), во внешних баках — 2х250 или 2х460 л.
Силовая установка — 2 ТРД Turbomeca Marbore VI, тяга — 2х480 кгс.
Максимальная скорость полета — 725 км/ч.
Практическая дальность полета — 1400 км.
Боевой радиус действия — 910 км.
Практический потолок — 12 000 м.
Экипаж — 2 человека.
Вооружение: 2х7,62-мм пулемета (по 200 патронов на ствол) и до 140 кг на двух узлах подвески (НАР, бомбы, УР «воздух-поверхность).









Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/attack/cm170.html
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/817-ychebno-trenirovochn.html
http://supreme2.ru/fouga-cm-170
http://ru-aviation.livejournal.com/3109321.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    19 ноября 2014 08:40
    Симпатичный самолетик! Ещё и в Африке повоевать умудрился!
    1. +1
      19 ноября 2014 16:38
      Пилотажная группа Diables Rouges ("Red Devils") ВВС Бельгии.

  2. +1
    19 ноября 2014 08:53
    Да интересно. Спасибо автору. Самолет,своей носовой частью сильно напомнил "Дельфинчика"
  3. +3
    19 ноября 2014 13:56
    уникальное V-образное оперение с поверхностями, которые были наклонены на 45 градусов к горизонту.
    и сегодня смотрится по современному.............
  4. +2
    19 ноября 2014 19:51
    Да, успел он негров в Африке погонять. Когда колонии выходили из повиновения
  5. +1
    20 ноября 2014 13:58
    Война в Корее показала, что первоначальное обучение летчиков истребительной авиации целесообразно производить не на поршневых учебно-тренировочных, а на специальных реактивных машинах. Это способствовало быстрому приобретению навыков пилотирования, снижало время подготовки пилота в целом и, кроме того, сулило ряд экономических и технологических выгод.

    В авиастроении просматривались две тенденции:

    • Создания специализированных реактивных учебных машин;
    • Создания учебно-тренировочных машин на базе существующих образцов боевых самолетов.


    Совершивший первый полет 23 июля 1952 года Fouga СМ.170 Magister был первым массовым реактивным учебно-боевым самолетом. Он не обладал никакими выдающимися качествами, да это и не нужно было, главное – простота в пилотировании и эксплуатации, возможность «почувствовать» и освоить реактивный двигатель.

    Этой же концепции придерживались специалисты других авиационных держав. Несколько позднее французского «Магистра» появились Джет Провост ( Англия, 1954 г.), Т-33 и Т-37 (США,1954 г.),
    Л-29»Дельфин» (ЧССР, 1955 г.), МВ 326 ( Италия,1957 г.), Г-2 «Галеб» (СФРЮ,1957 г.), ТС-11 «Искра» (ПНР,1959 г.), Як-30 и Як-32 (СССР,1960 г.), «Киран» ( Индия,1964 г.), , «Страйкмастер» ( Англия,1967 г.), «Саета» ( Испания,1967 г.) Л-39 «Альбатрос» (ЧССР, 1968 г.), «Альфа Джет» (Франция-ФРГ, 1969 г.) «Хок» ( Англия,1972 г.), «Авиаджет» ( Испания,1975 г.), «Фаинтрайнер» ( ФРГ, 1977 г.).

    Вскоре,однако, выяснилось что, такого рода машины, не способны полностью заменить, а только дополняют учебно-тренировочные самолеты, созданные на базе боевых - УТИ-МиГ-15,17 (СССР), Ф-5 (США) и проч. Такая точка зрения преобладала до конца 90-х годов 20 века и еще не окончательно изжила себя.
    Достижения современной науки позволили по-новому взглянуть на концепцию учебно-боевого самолета, ставшего более универсальным при обучении пилотов различных боевых машин. Наиболее интересными в этом отношении являются «Супер Хок»( Англия), Як-130 (Россия).

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»