Проект тяжелого танка с электротрансмиссией «Объект 253»

В ходе Великой Отечественной войны трофеями красноармейцев регулярно становились различные боевые машины немецкого производства, которые передавались для изучения специалистам. Особое внимание привлекла к себе самоходная артиллерийская установка Ferdinand, оснащенная электротрансмиссией. Все серийные немецкие и советские танки не оснащались подобными системами, из-за чего было решено тщательно изучить полученную машину и, при целесообразности этого, использовать полученные знания для развития собственной бронетехники.

Проект тяжелого танка с электротрансмиссией «Объект 253»


В середине ноября 1943 года Наркомат танковой промышленности представил тактико-технические требования к перспективному тяжелому танку, который должен прийти на смену существующему ИС-2. Вскоре работы по новому проекту, получившему условное обозначение ИС-6, начались в ОКБ завода №100 (г. Челябинск), возглавляемом Ж.Я. Котиным. В двух проектах, предложенных этим конструкторским бюро, применялись уже отработанные решения. История отечественного танка с электрической трансмиссией началась только в июне 1944 года в связи с очередным приказом Государственного комитета обороны и Наркомата танковой промышленности.


В соответствии с этим документом завод №100 и Уралмашзавод (г. Свердловск) должны были разработать два новых варианта перспективного тяжелого танка, получившие обозначения «Объект 252» и «Объект 253». В рамках первого проекта челябинские и свердловские специалисты разработали вариант глубокой модернизации существующего танка ИС-2 с использованием похожих технических решений, а танк «Объект 253» должен был получить силовую установку оригинальной конструкции.

Ряд узлов и агрегатов танков «252» и «253» предлагалось унифицировать, что сказалось на облике обеих машин. Корпус танка «Объект 253» имел классическую компоновку. В передней его части размещалось отделение управления с рабочим местом механика-водителя, в среднем – боевое и в корме – моторно-трансмиссионное. Лоб корпуса предлагалось собирать из четырех броневых листов: верхнего, нижнего и двух боковых. Верхняя деталь имела толщину 100 мм и размещалась под углом 65° к вертикали. Нижний лобовой лист был толще верхнего на 20 мм и располагался под углом 52° к вертикали. 100-мм боковые (скуловые) листы были наклонены на 62° и повернуты на 40° от оси машины.

Борта танка «Объект 253» предлагалось сваривать из трех деталей толщиной до 100 мм. Корма, как и лоб, состояла из четырех листов, однако имела иную форму. Максимальная толщина кормовых листов достигала 60 мм. Крыша корпуса должна была изготавливаться из броневых листов толщиной от 20 мм (крыша моторного отделения) до 50 мм (подбашенный лист). Танк «Объект 253» предлагалось оснащать литой башней с вварной крышей. Последняя имела толщину 30 мм. Лоб и борта башни должны были иметь толщину 100-150 мм и располагаться под углами 25-35 градусов к вертикали.

Проект тяжелого танка с электротрансмиссией «Объект 253»


Силовую установку для нового тяжелого танка предлагалось разрабатывать на основе идей и опыта, имеющегося у Военной академии механизации и моторизации им. Сталина, Челябинского Кировского завода и нескольких других предприятий. Агрегаты электротрансмиссии, как ожидалось, должны были обеспечивать требуемую подвижность боевой машины, а также могли улучшить приемистость и управляемость.

Основой силовой установки танка «Объект 253» стал дизельный двигатель В-12У мощностью 700 л.с. Мотор предлагалось соединять с главным генератором ДК-305А. Агрегат массой 1740 кг должен был вырабатывать до 370 кВт. В состав электрических систем перспективного танка вошел еще один генератор, СГ-1А. Задачей этого трехфазного генератора была выработка тока для питания вентиляторов охлаждения дизеля и тяговых электродвигателей, а также для питания агрегата подзарядки аккумуляторов. Для питания цепей возбуждения генераторов СГ-1А и ДК-305А, а также для энергоснабжения иных агрегатов танк получил два генератора постоянного тока Г-73.

Для передвижения танк «Объект 253» должен был использовать тяговые электродвигатели ДК-302А и ДК-302Б мощностью по 164 кВт, передающие крутящий момент на ведущие колеса через бортовые редукторы. Мощность двигателей предлагалось менять путем регулирования силы тока в обмотке возбуждения главного генератора. По расчетам, максимальная сила тока, вырабатываемого генератором ДК-305А, должна была достигать 960А. Двигаться по шоссе можно было при силе тока порядка 490А, по пересеченной местности – при 740А.

Электрическая трансмиссия для нового танка получилась крупной и тяжелой. Так, общая масса всех агрегатов трансмиссии достигла 3850 кг и в несколько раз превысила аналогичный параметр агрегатов танка ИС-2, трансмиссия которого весила лишь 980 кг. Сложность и большой вес электротрансмиссии стали одним из основных недостатков, сказавшихся на дальнейшей судьбе проекта. Ввиду использования сложного и тяжелого электрического оборудования перспективный танк должен был иметь боевую массу на уровне 54 тонн.

Гусеничная ходовая часть «Объекта 253» была без серьезных изменений заимствована у танка ИС-2. Она имела по шесть опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту, передним направляющим и задним ведущим колесами. Верхняя ветвь гусеницы лежала на трех поддерживающих роликах. Примечательно, что по ряду причин танк «Объект 252» получил ходовую часть иной конструкции.

Проект тяжелого танка с электротрансмиссией «Объект 253»


Все вооружение перспективного тяжелого танка должно было устанавливаться в башне. Основным оружием машины стала нарезная пушка Д-30 калибра 122 мм. Это орудие представляло собой дальнейшее развитие пушки Д-25Т, устанавливавшейся на предыдущих тяжелых танках. Пушка со стволом длиной 48 калибров оснащалась вертикальным клиновым затвором с полуавтоматикой копирного типа. Для снижения импульса отдачи пушка получила дульный тормоз. Основными отличиями Д-30 от предыдущего орудия стали досылатель снаряда и оборудование для продувки канала ствола сжатым воздухом. Механизмы установки оружия позволяли осуществлять вертикальное наведение в пределах от -3° до + 20°.

Для поражения живой силы противника в башне должен был монтироваться пулемет СГМТ калибра 7,62 мм, спаренный с пушкой. На башне предлагалось устанавливать крупнокалиберный зенитный пулемет. Боекомплект танка «Объект 253» должен был состоять из 30 выстрелов для пушки, 1300 патронов для спаренного пулемета и 250 патронов для зенитного пулемета.

В годы Великой Отечественной войны процесс создания новой техники не занимал много времени, и проект «Объект 253» не стал исключением. Разработка машины стартовала в июне 1944 года, а строительство опытного танка завершилось в ноябре того же года. Новейшая электрическая трансмиссия довольно быстро продемонстрировала свою сложность и невысокую надежность. Уже первые ходовые испытания завершились аварией. Танк-прототип прошел около 10 км и остановился из-за поломки электрооборудования.

Одной из главных проблем предлагаемой электротрансмиссии был перегрев агрегатов во время работы. По этой причине в ходе последующего ремонта опытный танк получил крышу моторного отделения с дополнительным вентилятором для охлаждения электрических агрегатов. В таком виде прототип «Объект 253» вышел на заводские испытания в конце ноября 44-го. В ходе испытаний «Объект 253» показал, что на шоссе способен развивать скорость до 35 км/ч. Запас хода по топливу составлял 150 км.

Проект тяжелого танка с электротрансмиссией «Объект 253»
"Два брата" ИС-6. Слева "электрический" - Объект 253 с электротрансмиссией. Справа - Объект 252 с большими катками


После завершения заводских испытаний танки «Объект 252» и «Объект 253» были отправлены в Кубинку для дальнейшей проверки. Специалисты НИБТ не только изучали возможности представленных бронемашин, но и сравнивали их с другой техникой аналогичного класса. Такие сравнения показали, что предлагаемые танки ИС-6 имеют только одно преимущество перед существующими тяжелыми танками – более высокий уровень защиты. Кроме того, «Объект 253» был немного проще в управлении, чем другие советские тяжелые танки. По другим параметрам предложенные машины либо не отличались от иной техники, либо проигрывали ей.

Отсутствие заметных преимуществ перед другими танками, в частности «Объектом 701» (ИС-4), сказалось на судьбе обоих проектов, созданных ЧКЗ и Заводом №100. Все работы по «Объекту 252» и «Объекту 253» были прекращены. После окончания войны опытный образец танка с электротрансмиссией стал музейным экспонатом.

Проект «Объект 253» завершился неудачей, обусловленной особенностями предложенных технических решений. Электрическая трансмиссия с несколькими генераторами, аккумуляторной батареей и двумя тяговыми электродвигателями оказалась слишком сложной и тяжелой. Кроме того, надежность систем оставляла желать лучшего и не позволяла использовать их на серийной технике. От продолжения работ и доводки электротрансмиссии отказались ввиду наличия других проектов, имевших больший приоритет.

Следует отметить, во второй половине 1944 года разрабатывался проект самоходной артиллерийской установки ЭСУ-100 с электрической трансмиссией. Использование таких агрегатов должно было привести к утяжелению самоходки на 3 т в сравнении с базовой машиной при сохранении всех прочих характеристик на прежнем уровне. В октябре 44-го состоялось заседание технического совета Наркомата танковой промышленности, на котором обсуждались перспективные проекты САУ. В ходе совещания специалисты признали электротрансмиссию интересным и многообещающим предложением, однако отметили, что оно не является рациональным ввиду необоснованного роста массы всей боевой машины. Прототип САУ ЭСУ-100 не строился и не испытывался.


По материалам сайтов:
http://русская-сила.рф/
http://tankinfo.ru/
http://protank.su/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 25
  1. Денис 20 ноября 2014 07:46
    Рано,очень рано хотели получить образец,годный в серию.Во время Войны понятно,что никто и не стал бы перестраивать производство.Тем более были неудачные попытки немцев как пример
    А вот после,ИМХО,зря не стали работать над этим.Не удавалось вначале,так электротехника же на месте не стояла.Были же удачные,кстати немецкой постройки дизель-электроходы,а потом и свой Ленин 1958г
    и те же Белазы с электротрансмиссией,значит смогли бы сделать и танк когда пришло время
    1. kirgudu 20 ноября 2014 11:38
      Эх, этот аппарат сгорел в 83-ем году. А его собрат "Советский Союз" гниёт в затоне. Слишком прожорлив и сложен в эксплуатации оказался.
      1. Денис 20 ноября 2014 11:46
        Так были же ещё.Про Лену только марка,была кажется Карелия
        1. Bad_gr 21 ноября 2014 11:28
          В Сочи, после войны, ездил немецкий автобус с электрической трансмиссией. Говорят, простой был как молоток. Заводился ручкой, раскручивался маховик, потом соединяли его с двигателем, двигатель заводился.
          Да и отечественные были. К примеру ЗИС-154
    2. алексеев 7 декабря 2014 12:48
      Цитата: Денис
      .Были же удачные,кстати немецкой постройки дизель-электроходы,а потом и свой Ленин 1958г

      Цитата: Денис
      и те же Белазы с электротрансмиссией

      И трактор ДЭТ-250 и его модификации ДЭТ-320 (400) выпускаются ЧТЗ с 1957 года по настоящее время.
      Но... совершенно бессмысленно сравнивать хрен и палец, к силовой установке БТТ несколько иные требования... request
      Не вникая в подробности, так не то время и место, скажу, что "собака зарыта" в габаритно-весовых параметрах электрической трансмиссии.
  2. el.krokodil 20 ноября 2014 07:49
    интиресная статья!даже и не знал про такие разработки..интиресно сейчас что- нибудь подобное разрабатывается?..при нынешних технологиях вполне сделать очень тихий электрический танк laughing
    1. Drew 20 ноября 2014 08:01
      не, танк по определению должен греметь, грохотать, наводить ужас. А иначе не интересно - подкрался шепотом, отстрелялся, и так же по-тихому свалил.
    2. Siberia 9444 20 ноября 2014 08:28
      Да разрабатывают БТР "Крымск" как раз на этой основе.

      http://gurkhan-nt.livejournal.com/234373.html

      Как железнодорожник скажу схема довольно живучая тепловозы как раз так и работают. Убирается самая уезживая часть - трансмиссия. Уменьшается расход топлива у увеличивается скорость. Так как эл.двиготель имеет КПД примерно 90 % тратится только на трения в подшипниках качения и имеет постоянную мощность! Уменьшается нагрузка на дизель и увеличивает мото часы в разы. ( так как крутит один генератор )
      1. bmv04636 20 ноября 2014 08:56
        говорят следующая модификация будет с трансмиссией аналогичной проекта Крымск т.к. такая трансмиссия позволяет проще перевести танк в боевого робота.
      2. мессия 21 ноября 2014 00:02
        Да, на сегодня электротрансмиссию активно продвигает Рогозин, но проблема в том, что, вес традиционной трансмиссии- ДВС\МКПП\АКПП, лежит в пределах 740-1060 кг, а вариант с электротрансмиссией, весит 1860-2240 кг,(ТЗ МО подразумевает замену блока в течении 30 мин. в поле) плюс почти на 30% больший обьем из компоновки с V-зным двигателем, с углом развала 90%, плюс нет нужной гарантии не генератор, плюс анонсируемые эл.двигатели на постоянных магнитах не готовы, что тоже добавляет объема, в результате плавучий вариант с планируемой защитой и навесом пока не получается!... Вроде к 15-20 января (2015) обещают "устранить недостатки", .... вот как то так.
    3. Комментарий был удален.
    4. Tommygun 20 ноября 2014 10:33
      Совсем тихий вряд ли!
      Все таки для генерации электроэнергии используется все тот же дизель.
      Основные преимущества электротрансмиссии:
      - Компоновка: возможность размещать МТО как в передней, так и в задней части корпуса (очень актуально при создании единой платформы ОБТ, САУ, БМП...);
      - Надежность: возможность дублирования силовых линий от генератора к тяговым ЭД. Более простой ремонт по сравнению с мех. трансмиссией;
      - Возможность питания от внешних источников, например на оборонительных позициях или при буксировке однотипным изделием;
      - Возможность использования наиболее простой схемы рекуперации энергии.
      - Возможность замены гидравлических приводов башни и др. с горючим маслом на электрические.
      Основные недостатки:
      - Большая масса: не факт при современном развитии данного направления.
      - Высокая стоимость: а кто сказал, что на армии нужно экономить? Не так уж и много машин нужно построить.
      1. CruorVult 20 ноября 2014 13:35
        Стоить добавить про КПД, вот у электродвигателя оно 90% а электричество не с луны берется а с ДВС один фиг, так что общее кпд будет ниже :-D
        1. Tommygun 20 ноября 2014 13:39
          А каков КПД ГОП?
        2. erseer 21 ноября 2014 03:06
          а потери в обычной трансмиссии? а повышение ресурса ДВС?
      2. странник_032 20 ноября 2014 17:45
        Цитата: Tommygun
        - Возможность замены гидравлических приводов башни и др. с горючим маслом на электрические.


        Возможно для вас окажется открытием,но приводы башни и наведения орудия по вертикали,а так же стабилизатор вооружения и автомат заряжания на танках Т-72 устанавливаются злектромеханическими с самой их разработки. То есть с 70-х годов.
        странник_032
        1. perepilka 20 ноября 2014 20:24
          Цитата: странник_032
          наведения орудия по вертикали,а так же стабилизатор вооружения

          Электрогидравлические
      3. макс702 20 ноября 2014 20:07
        А я предлогаю единую ДГУ на базе дизеля 2\л и генератора , дизель берем с коммерческого транспорта типа "транспортер ". "Спринтер"( ресурс и надежность) снизу ставим генератор , подвешиваем охладительную систему и все необходимое для работы, дизель и генератор можно соединить вариатором , возможно и маховик какой встроить, и все это объедененно в один блок с возможностью быстрого монтажа на технику. Должно получится весьма компактное устроцство с незапредельным весом мощностью порядка 100квт\ч, организуем на технике ячейки одинакого образца с одинаковыми посадочными размерами , креплениями, средствами комутации.Ток подается на распред устройство под управлением компа, а от него потребителям, мотор колесам, электронике машины , и прочим пользователям.. в зависимости он нагрузки увеличиваем кол-во УДГУ ( универсальных двигательногенераторных установок) джип типа "тигр" 2 штуки , грузовик 2-3-4. так же БТР БМП 3-4 причем на БТР ,БМП это даст возможность играть компоновкой и резко (в разы) повысит живучесть.. Большое кол-во выпуска однотипных УДГУ резко снизит цену и поднимет качество, а на сколько все это повысит боеготовность! Сломался у вас грузовик ну и ладно сняли с джипа или БТР , и точно также в обратном порядке, а какая экономия на запчастях и обслуживании!Все же одинаковое и взаимозаменяемое! Правда мне тут сказали что основная проблема в охлаждении мотор колес греются они.. Не знаю на сколько это не решаемая сейчас проблема.Как по мне это сейчас наиболее интересное напровление, а учитывая успехи в электронике и аккамуляторо строении тем паче ..
    5. gross kaput 20 ноября 2014 13:59
      Американская программа FCS предусматривала единую платформу с электротрансмиссией, из всей линейки в итоге осталась одна 155мм САУ NLOS-C.
      Вроде как с этого года опытная партия должна проходить войсковые испытания.
  3. Terner38 20 ноября 2014 08:21
    Весьма познавательно
  4. DesToeR 20 ноября 2014 08:45
    Стоимость 253 скорее всего была запредельной. У немецкого "Фердинанта" вес одной только меди в силовой установке составлял что-то около 300кг! Да и вес трансмиссии в сравнении с обычной почти на три тонны больше. Три тонны на лобовую броню можно было пустить, да и много еще на что нужное в танке.
  5. saag 20 ноября 2014 09:02
    Цитата: DesToeR
    У немецкого "Фердинанта" вес одной только меди в силовой установке составлял что-то около 300кг!

    Это чепуха, в тепловозе ТЭ3 стоял дизель 2Д100 мощностью 2000 л.с., так вот генератор весил порядка 7 тонн:-)
  6. Wedmak 20 ноября 2014 10:01
    Спасибо за статью, недавно только спорили на эту тему. Так что я остался при своем мнении - электротрансмиссия выгодна только на относительно легких машинах, на танк ее ставить нет смысла.
    1. luiswoo 20 ноября 2014 10:49
      Хм, карьерная и ЖД техника говорит об обратном. Затрудняюсь даже вспомнить, какая техника, тяжелей 60 тонн, имеет коробку передач. Обычный танк, по этой логике, мелковат для электротансмиссии -- двухзвенный в самый раз.
      1. luiswoo 20 ноября 2014 11:31
        Хотя вру: у Белаза, электромеханическая трансмиссия начинается с 90 тонн, сомневаюсь, что у других сейчас как-то иначе.
        http://www.belaz.by/catalog/products/dumptrucks/
        Хотя планов громадьё
        http://ruselprom-kuzbass.ru/files/transml.pdf
  7. 16112014nk 20 ноября 2014 11:21
    Цитата: Drew
    не, танк по определению должен греметь, грохотать, наводить ужас. А иначе не интересно - подкрался шепотом, отстрелялся, и так же по-тихому свалил.

    Наоборот -тихий танк -это интересно. Снаружи, вместе с динамической защитой, настоящие мощные динамики направленного действия. Внутри башни источник звука с усилителем. Грохот от танка, причем запредельный, кажется слева, а танк подходит справа. Отстрелялся по врагу, и дальше по-тихому.
    1. Штык 20 ноября 2014 14:23
      Цитата: 16112014nk
      Грохот от танка, причем запредельный, кажется слева, а танк подходит справа. Отстрелялся по врагу, и дальше по-тихому.

      Шутка да? Можно еще транслировать топот копыт, да с лихим посвистом! Казачья лава обратит противника в беспорядочное бегство!
    2. gross kaput 20 ноября 2014 14:31
      А сверху еще динамик транслировать гул авиациооных турбин, а лучще звук падающей 10 мегатонной боеголовки wassat - вот такое оно, странное, утро в желтом доме.
  8. gross kaput 20 ноября 2014 14:08
    "История отечественного танка с электрической трансмиссией началась только в июне 1944 года в связи с очередным приказом Государственного комитета обороны и Наркомата танковой промышленности." Не правда, первый отечественный образец появился еще до войны, в конце 30-х в Военной академии механизации и моторизации им. Сталина был создан эксперементальный образец танка с электротрансмиссией на основе танка Т-26 и троллейбусных агрегатов. По-сути это был не опытный образец перспективного танка а "ездящий стенд" на котором проверялась сами принципы такой конструкции и ее преимущества и недостатки, выводы тогда были такие, что сама идея перспективная но при том уровне развития техники не конкурентоспособная с классическими схемами.
  9. Алексaндр 20 ноября 2014 16:27
    Если бы так хороша была элетротрансмиссия, то сейчас бы все танки в мире с ней были, но такого нет вообще. Так что не выгодна для танка и все. Пока не выгодна.
    Алексaндр
  10. странник_032 20 ноября 2014 18:00
    Вся проблема в установке эл.трансмиссии на ОБТ в том,чтобы крутить основной генератор нужен дизель такой же мощности как для механической или гидромеханической трансмиссии.
    А это дополнительная масса. Кроме того установка всей остальной аппаратуры управления работой генератора и тяговых эл.моторов,"съедает" очень значительную часть полезного внутреннего объёма бронекорпуса.
    Это сильно влияет на внешние габаритные размеры машины,которые ограничены рядом требований. Такими например как возможность перевозки ОБТ всеми видами транспорта.
    В сумме все эти негативные факторы и препятствуют установке на ОБТ,эл.трансмиссии.
    Кроме того,на изготовление танка с электротрансмиссией расходуется много дефицитных и дорогостоящих материалов.
    В основном цветных металлов.
    В результате этого,массовый выпуск такой бронетехники в условиях военного времени будет весьма затруднён.
    странник_032
  11. dipqrer 20 ноября 2014 18:29
    С 57г до наших дней челябинцы выпускают трактора ДЭТ.Танковый дизель и электротрансмиссия прижились.
    dipqrer
    1. alex86 22 ноября 2014 22:00
      ДЭТ-250 в 80-е назывался, двигатель, ЕМНИП, 250 л.с., не танк, конечно, но подвижность была замечательная, а как клыком мерзлый грунт рвал - так просто песня, т.е., не только динамика, но и тяговое усилие было отличное - машина была просто блеск. Не думал, что до сих пор делают, но пример электротрансмиссии для машин среднего тоннажа очень хороший. Я её не эксплуатировал, но субподрядчики у нас на таких работали успешно.
  12. lisiy prapor 22 ноября 2014 09:09
    самый современный танк при разрыве трака-неродвижная мишень. В случае электротрансмиссии (движители-катки как у витязя) танк не будет обезтвижен. Самая дорогая часть танка (экипаж) сохранена. И БМ ремонтнопригодна
  13. erseer 7 декабря 2014 07:09
    Цитата: Tommygun
    - Большая масса: не факт при современном развитии данного направления.
    http://topwar.ru/63673-gibridnye-elektroprivody-i-toplivnye-elementy.html
    "Перспективная наземная боевая машина будет перемещаться на гусеницах и в предложении BAE Systems/Northrop Grumman указывается, что электрическая трансмиссия E-X-DRIVE от Qinetiq будет легче, компактнее и эффективнее в сравнении с традиционными трансмиссиями. Она также позволяет иметь улучшенное ускорение наряду с отказоустойчивостью и конфигурируется для широкой гаммы машины и программ внедрения технологий, говорят в компании."

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня