Grand Prince Svyatoslav and the intrigues of the Byzantines


Brilliantly completing the Khazar campaign — setting a new border for Russia along the Volga and the North Caucasus, Svyatoslav did not sit with folded hands and “rest on the laurels of victory”, but took up other no less global tasks. One of them was the need to finally establish itself on the Black Sea, which was already called Russian. He solved this problem quickly, as if in between times. On the way home, his guards marched through the possessions of the Byzantine Empire in Azov and Northern Crimea. With 10 cities and 500 of other settlements, mining was taken. What is interesting, since the population of these places was mixed and a considerable percentage of them were Slavs, they did not resist the prince of Rus. According to one of the Byzantine toparchs (the governor of the province, his name is not история did not save), since most of his subjects "lived according to the customs of the barbarians," when the troops of Svyatoslav were approaching, "cities and peoples voluntarily joined them". Even the local nobility in full force refused to carry out the orders of the toparch and went over to the side of Svyatoslav.

Toparkh had to go to Kiev, where he talked to the prince, he affectionately accepted him, after the Roma expressed obedience, the Russian prince left him the governor of the region, even increased his possessions. Promising his subjects their protection and preservation of former income. This was typical of the Russes of that time - they needed submission, were punished severely for disobedience, and they were not particularly interested in the internal affairs, religion, customs of the local people.


Prehistory of the Bulgarian War


Bulgaria at that time was in great decline. The Great Slavic Power, which took the name of the Bulgarian Turks, and completely assimilated them, covered the land from the Black Sea to the Adriatic Sea, and in the south it reached the Aegean Sea, from the modern lands of Moldova and Albania and Macedonia. The Bulgarian Tsar Simeon the Great (reigned from 893 of the year to 927 of the year) led successful wars with the neighbors - the Hungarians, the Byzantine Empire, the Serbs. The new capital Great Preslav was comparable to the capital of the Eastern Roman Empire, Constantinople. But after his death, three decades of "friendship" and "cultural partnership" with the Romans led to the degradation of a great power. The nobility was greatly influenced by Byzantium, its children studied in Constantinople, the Byzantine fashion was adopted, its progressive social diseases (i.e., due to the old vices). As a result, part of the nobility began to consider themselves "Greeks", the boyars began to betray and change their homeland. Tsar Peter, succumbing to the skillful flattery, behaved like a vassal of the empire.

Soon the illusions of “friendship” with the “fraternal Christian” Constantinople collapsed. Emperor Nikifor II Fok (emperor in 963 — 969 of the year), returning from a victorious campaign in Syria, decided to solve the problem of Bulgaria. Fortunately, she thought that she had already decayed enough and was not ready for a serious war. Peter sent an embassy to him, proposing to marry one of his sons on a Byzantine princess. Nikifor ordered to beat the ambassadors, rudely called them, ridiculed them. He sent an ultimatum, demanding to send his sons hostage. Peter was confused, he tried to solve the matter peacefully, but Nikifor had already started the war - he easily captured the border cities, tried to break through the passes in the Balkan Mountains. But he miscalculated, the simple Bulgarians, unlike the “elite”, did not torture good feelings towards Roma - the Byzantine army met with a tough rebuff at the passes. As a result, instead of an easy victory, the emperor received a new front. And the troops were required in the Middle East to develop success against the Arabs, and in Italy there was a confrontation with the Holy Roman Empire of the German nation. In addition, Svyatoslav captured the Byzantine possessions in the Crimea, this problem also had to be resolved.

Then Nikifor came up with a seemingly brilliant move - you need to push the Bulgarians with the Russians, the perennial policy of "rule and rule." Fortunately, with Svyatoslav he had contacts - the Rus helped him in a brilliant assault on the island of Crete, there is a version that Svyatoslav himself participated in this battle. In addition, the war of Svyatoslav with the Bulgarians would distract him from the Crimea. It will be possible to free the troops for the war with the Arabs and affairs in Italy.

With this mission, the son of Kherson stratigue Kalokira was sent to Kiev, since the Khersonites regularly contacted the Russians, knew their customs and language. He was also given money for a “gift” - 540 kg of gold (15 of gold centaries, 1 centari was equal to 36 kg). Here Nikifor's thoughts coincided with Svyatoslav's interests - he himself was going to strike across Bulgaria, however, with other goals than the Romans suggested, he was not going to leave from there. And he planned to include this land in the power of the Rus. Therefore, the embassy Kalokira accepted graciously.

The first Bulgarian campaign of Svyatoslav Igorevich

In 967, the Svyatoslav squads marched, the Bulgarians were warned about it and had time to get ready for battle. The army of the Bulgarian Tsar Peter, as well as units of Kasogs and Yases who fled to Bulgaria, prepared for a battle on the Dniester River, blocking the crossings.

But Svyatoslav was not only a brilliant commander, but also a politician, this time his allies were Hungarians, the old enemies of the Bulgarians. His army, as in the war with the Khazaria, went partly tops, partly in boats. He climbed up the Dniester River, there he joined the Hungarians, after that he forced the river and hit the Bulgarian-Khazar army. The rout was complete. Peter was terrified to call for help to Nicephorus, agreeing to any concessions. But he kept silent, he needed a complete rout of Bulgaria, in order to take it later without a fight.

And the Russian squads continued the triumphant march, Pereyaslavets stormed, the king, not seeing the possibilities of resistance, capitulated. After that, 80 towns of Bulgarians surrendered without a fight. Even at that time, the Romans waged an information war against the Rus - they wrote that the soldiers of Svyatoslav razed the cities of Bulgaria with the land, destroyed the churches, looted all the treasures, carried out mass executions, human sacrifices to their “bloodthirsty” gods. True, according to other sources, the Eastern Slavs (say, unlike the Slavs of Western Europe) did not have such a custom, their gods were sunny, bright, they did not need human sacrifice. And even if we study the Greek sources, it is clear that the Bulgarian cities, the churches remained intact, intact. Yes, the Bulgarians themselves. Somehow strangely they reacted to the "atrocities" of the Rus - most of them supported Svyatoslav, even began to enter his army.

The war did not spread to Western Bulgaria, and Eastern Bulgaria recognized itself as a vassal of Russia. For this, Svyatoslav did not dethrone Peter from the throne, he retained his capital, the Great Preslav, autonomy. He occupied only the seaside Dobrudja, arranging a residence in Maloyam Pereyaslavets, in the mouth of the Danube.

The Byzantine plan seemed to have been fulfilled - the Romans were able to concentrate the main forces against the Arabs; they recaptured Cyprus, Antioch. But the result was a surprise for them - firstly, the Ruses defeating the Bulgarian army did not leave; secondly, the second scenario was not justified, they were not bogged down in this war. Svyatoslav, the great warrior, established himself on the Danube, and besides, many Bulgarians recognized him as their lord. Yes, Christianity has not yet been established among the common people; a return to the faith of the ancestors begins. The threat only increased - now the Rus, together with the Bulgarians, could oppose Constantinople, and at one time alone Simeon brought fear on the Romans. Svyatoslav immediately "reminded" Constantinople that he, under the agreement of "friendship and union," should pay tribute to the Russians.

We didn’t want to fight with this warlord, with an incomprehensible outcome, it was necessary to withdraw troops from the Arab front.


Invasion of the Pechenegs. The idea of ​​a new capital

Romes did not always have to fight, many problems could be solved with gold. In the summer of 968, a detachment of Pechenegs invaded the territory of Russia. A sudden blow coming out to Kiev. From there, the messengers rode to Svyatoslav with bitter reproaches that he was not keeping his land. The capital was surrounded and could fall, because of the famine, was rescued by the forces of voivode Pretich. They were not enough to engage in open battle, but they were able to portray the arrival of the vanguard of Svyatoslav. Only his name caused such horror of the steppe that they fled without a fight. But not far away.

Svyatoslav, having received the news immediately made a personal squad, leaving the main forces on the governor of the Wolf. Along the way, I scored "voev" - then all the Rus, the male Slavs were good fighters (there is news that many of the maidens, women mastered the art of battle - the so-called "Polish"), caught up with the Pecheneg troops and defeated them. After a good bashing, the Pechenegs asked for peace, apologized, peace was made.

At that time, Svyatoslav was thinking of transferring the capital of Russia to the Danube, it was a strategically justified step: first, the rate was moved closer to the front, Svyatoslav was going to create a great power that would include the lands of the Slavs on the Balkan Peninsula, and for this it was necessary to crush the Byzantine Empire; secondly, he would control the Danube trade route; thirdly, he could establish domination over the Black Sea and the Balkan Peninsula; Fourth, apparently, he owned information that the ancient center of the Slavs was on the Danube, and the Tale of Bygone Years mentions it.

In order to strengthen the rear, they sowed their sons over the lands - Yaropolk received Kiev, Oleg lands of restless Drevlyans, Novgorod, through Dobrynya, begged Vladimir. According to the Byzantine author Skylitsa, another son of Svyatoslav, Sfengo (Sven, Zvenko, Ringing, Zvyaga?) Was a prince in the Tmutarakan principality, who ruled vast territories of the former Khazaria, for example, instead of Sarkel, they built the White Tower tower, there was a garrison there.

Grand Prince Svyatoslav and the intrigues of the Byzantines

Sculptor V.M. Klykov ((October 19 1939 - June 2 2006) is working on a layout.



Monument to Svyatoslav Igorevich in with. Withers, Belgorod region.

Sources of:
Kargalov V.V., Sakharov A.N. Commanders of Ancient Russia. M., 1985.
Pashuto V. T. Foreign Policy of Ancient Russia. M., 1968.
Sakharov A.N. Diplomacy of Ancient Russia of the 9th - first half of the 10th century. M. 1980.
Sakharov A.N. Svyatoslav's Diplomacy. M., 1991.
http://www.rummuseum.ru/portal/node/694
http://www.hrono.info/dokum/1000dok/povest1.php
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Великий князь Святослав и интриги византийцев

Великий князь Святослав и интриги византийцев
Блестяще завершив Хазарскую кампанию – установив новую границу Руси по Волге и Северному Кавказу, Святослав не стал сидеть, сложа руки и «почивать на лаврах победы», а взялся за решение другие не менее глобальных задач. Одной из них была необходимость окончательно утвердиться на Чёрном море, которое и так уже называлось Русским. Он и эту задачу решил быстро, как бы между делом. По дороге домой, его дружины прошлись по владениям Византийской империи в Приазовье и Северном Крыму. С 10 городов и 500 других поселений была взята добыча. Что интересно, так как население здешних мест было смешанным и немалый процент из него представляли славяне, они не оказали сопротивления князю русов. По сообщению одного из византийских топархов (начальник провинции, его не имя история не сохранила), т. к. большинство его подданных «жило по обычаям варваров», при приближении войск Святослава «города и народы добровольно к ним присоединялись». Даже местная знать в полном составе отказалась выполнять приказы топарха и перешла на сторону Святослава.

Топарху пришлось ехать в Киев, там он пообщался с князем, тот его ласково принял, после того, как ромей изъявил покорность, русский князь оставил его правителем области, даже увеличил его владения. Обещая подданным свою защиту и сохранение прежних доходов. Это было типичным для русов того времени – им требовалась покорность, за непослушание жестко наказывали, а внутренние дела, религия, обычаи местных жителей их особо не интересовали.

Предыстория Болгарской войны



Болгария в тот период была в большом упадке. Великая славянская держава принявшая имя тюрков-болгар, и полностью их ассимилировавшая, охватывала земли от Черного до Адриатического морей, а на юге дошла до Эгейского моря, от земель современно Молдавии да Албании и Македонии. Болгарский царь Симеон Великий (правил c 893 года до 927 года) вёл успешные войны с соседями – венграми, Византийской империей, сербами. Новая столица Великий Преслав была сравнима со столицей Восточно-Римской империей Константинополем. Но после его смерти три десятилетия «дружбы» и «культурного партнёрства» с ромеями привели к деградации великой державы. Знать подверглась огромному влиянию Византии, её дети учились в Константинополе, перенималась византийская мода, её прогрессивные социальные болезни (т. е. по старому пороки). В итоге часть знати стала считать себя «греками», бояре стали предавать и изменять своей родине. Царь Пётр поддавшись на искусную лесть, вёл себя как вассал империи.

Вскоре и иллюзии о «дружбе» с «братским христианским» Константинополем рухнули. Император Никифор II Фока (император в 963—969 года) вернувшись из победного похода в Сирию, решил решить проблему Болгарии. Благо считал, что она уже достаточно разложилась и не готова к серьёзной войне. Пётр прислал к нему посольство, предложив женить одного из своих сыновей на византийской принцессе. Никифор приказал избить послов, грубо их обзывал, высмеял их. Послал ультиматум, требуя прислать сыновей в заложники. Пётр растерялся, пытался решить дело миром, но Никифор уже начал войну – легко захватил приграничные города, попытался прорваться через перевалы в Балканских горах. Но просчитался, простые болгары, в отличие от «элиты» добрых чувств к ромеям не пытали – на перевалах византийская армия встретила жёсткий отпор. В итоге вместо лёгкой победы, император получил новый фронт. А войска требовались на Ближнем Востоке, чтобы развить успех против арабов, да и в Италии шло противостояние со Священной Римской Империей Германской нации. Кроме того, византийские владения в Крыму захватил Святослав, эту проблему также надо было решать.

Тогда Никифор придумал вроде бы блестящий ход – нужно столкнуть болгар с руссами, извечная политика «рязделяй и властвуй». Благо, со Святославом у него были контакты – русы помогали ему в блестящем штурме острова Крит, есть версия, что Святослав сам участвовал в этом сражении. Кроме того, война Святослава с болгарами, отвлекла бы его от Крыма. Можно будет освободить войска для войны с арабами и дел в Италии.

С этой миссией в Киев отправили сына херсонского стратига – Калокира, благо херсониты регулярно контактировали с русами, знали их нравы, язык. Ему выдали и деньги на «подарок» - 540 кг золота (15 кентариев золота, 1 кентарий был равен 36 кг). Тут мысли Никифора совпали с интересами Святослава – он и сам собирался ударить по Болгарии, правда, с другими целями, нежели предлагали ромеи, он не собирался уходить оттуда. А планировал включить эти земли в державу русов. Поэтому посольство Калокира приняли милостиво.

Первая Болгарская кампания Святослава Игоревича

В 967 году дружины Святослава выступили в поход, болгары были предупреждены о нём и имели время изготовиться к битве. Армия болгарского царя Петра, а также подразделения бежавших в Болгарию касогов, ясов, приготовились к сражению на реке Днестр, перекрыв переправы.

Но и Святослав был не только блестящим полководцем, но и политиком, у него в союзниках были в этот раз венгры, старые враги болгар. Его войско, как и в войне с Хазарией шло частью верхами, частью на ладьях. Он поднялся вверх по реке Днестр, там соединился с венграми, после этого форсировал реку и ударил по болгаро-хазарской армии. Разгром был полным. Пётр был в ужасе в взывал о помощи к Никифору, соглашаясь на любые уступки. Но тот отмалчивался, ему нужен был полный разгром Болгарии, чтобы потом её взять без боя.

А русские дружины продолжали победное шествие, штурмом взяли Переяславец, царь не видя возможностей к сопротивлению, капитулировал. После этого без боя сдалось 80 градов болгар. Ещё в тот период ромеи вели информационную войну против русов – писали о том, что воины Святослава сравняли города Болгарии с землёй, разрушили церкви, разграбили все сокровища, совершали массовые казни, человеческие жертвоприношения своим «кровожадным» богам. Правда, согласно другим источникам у восточных славян (скажем в отличие от славян Западной Европы), русов не было такого обычая, их боги были солнечными, светлыми, им не требовались человеческие жертвы. Да и если изучить греческие же источники, видно, что болгарские города, церкви остались целыми, нетронутыми. Да и сами болгары. Как-то странно отреагировали на «зверства» русов – большинство из них поддержало Святослава, даже стали входить в его войско.

На Западную Болгарию война не распространилась, а Восточная Болгария признала себя вассалом Руси. За это Святослав не стал смещать Петра с трона, сохранил за ним столицу – Великий Преслав, автономию. Занял только приморскую Добруджу, устроив резиденцию в Малоям Переяславце, в устье Дуная.

Византийский план вроде как был выполнен – ромеи смогли сосредоточить против арабов основные силы, отбили Кипр, Антиохию. Но итог был для них неожиданностью – во-первых, русы разгромив армию Болгарии не ушли; во-вторых не оправдался и второй сценарий, они не завязли в этой войне. Святослав, великий воитель, сам утвердился на Дунае, да ещё к тому же многие болгары признали его, как своего владыку. Да христианство ещё не утвердилось в среде простого народа, начинается возврат к вере предков. Угроза только возросла – теперь русы вместе с болгарами, могли выступить против Константинополя, а в своё время один Симеон навёл страху на ромеев. Святослав тут же «напомнил» Константинополю, что тот по договору о «дружбе и союзе» должен платить русам дань.

Воевать же, с этим правителем – воином, с непонятным исходом не хотелось, надо было отзывать войска с арабского фронта.

Вторжение печенегов. Идея новой столицы

Ромеям не всегда надо было воевать, многие проблемы можно было решить золотом. Летом 968 года отряды печенегов вторглись на территорию Руси. Внезапным ударом выйдя к Киеву. Оттуда к Святославу поскакали гонцы с горьки упрёками, о том, что он не блюдёт свою землю. Столица была окружена и могла пасть, из-за голода, выручили отряды воеводы Претича. Их было недостаточно, чтобы вступить в открытый бой, но они смогли изобразить приход передового отряда Святослава. Только его имя вызвало такой ужас степняков, что они бежали без боя. Но ушли не далеко.

Святослав, получив известие тут же выступил с личной дружиной, оставив основные силы на воеводу Волка. По пути набрал «воев» - тогда все русы, славяне мужского пола были хорошими бойцами (есть известия, что и многие девы, женщины владели искусством боя – т. н. «поляницы»), нагнал печенежские отряды и разгромил их. После хорошей трепки, печенеги запросили мира, принесли извинения, был заключён мир.

В это время Святослав думает о том, чтобы перенести столицу Руси на Дунай, это был стратегически оправданный шаг: во-первых, ставка переносилась поближе к фронту, Святослав собирался создать великую державу, в которую вошли бы земли славян на Балканском полуострове, а для этого надо было сокрушить Византийскую империю; во-вторых, он стал бы контролировать торговый путь по Дунаю; в-третьих, мог установить господство над Чёрным морем и Балканским полуостровом; четвёртых, видимо, он владел информацией, что на Дунае был древний центр славян, о нём упоминает и «Повесть Временных лет».

Чтобы укрепить тыл, рассадил сыновей по землям – Ярополк получил Киев, Олег земли неспокойных древлян, новгородцы, через Добрыню, выпросили Владимира. По данным византийского автора Скилицы, ещё один сын Святослава – «Сфенго» (Свен, Звенко, Звенящий, Звяга?) был князем в Тмутараканском княжестве – управлял огромными территориями бывшей Хазарии, например, вместо Саркела, построили крепость Белая Вежа, там стоял гарнизон.

Великий князь Святослав и интриги византийцев

Скульптор В.М.Клыков ( (19 октября 1939 — 2 июня 2006) работает над макетом.
Великий князь Святослав и интриги византийцев

Великий князь Святослав и интриги византийцев

Великий князь Святослав и интриги византийцев

Памятник Святославу Игоревичу в с. Холки, Белгородской области.

Источники:
Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. М., 1985.
Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси IX – первой половины X века. М. 1980.
Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., 1991.
http://www.rummuseum.ru/portal/node/694
http://www.hrono.info/dokum/1000dok/povest1.php
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. rumpeljschtizhen 22 августа 2011 12:59
    интересно....на макете узор на щите у хазарийца другой чем в реале
  2. Klibanophoros 22 августа 2011 18:20
    Странно видеть Святослава верхом на коне, логичнее было бы видеть всадником как раз хазарского кочевника, ведь известно, что русы сражались пешим строем, а основным их транспортом были струги, да ладьи. В сражении при Доростоле ключевую роль сыграла как раз тяжёлая византийская конница, клибанофоры.
    1. Скил 22 августа 2011 20:09
      "Стена" была основным строем русов - это факт, но были и конные дружины.
    2. datur 22 августа 2011 23:59
      Klibanophoros, а может катафрактарии?
      1. Klibanophoros 23 августа 2011 00:12
        А ты загугли Klibanophoros wink X-XI век. Я же историк, мне виднее.
  3. datur 22 августа 2011 18:40
    rumpeljschtizhen,политкорректность понимаешь ли!!!
  4. zczczc 22 августа 2011 22:29
    Если бы не аннексия христианства, то он был бы героем сейчас.
    zczczc
    1. ballian 23 августа 2011 09:50
      Не удивлен очередной порции "поцриотической" сказки.
      Почему Святаслав ушел из Болгарии известно, причем ушел он не с дружиной а со всем войском и никого в Болгарии не оставлял.
      Под Доростолом окруженные византийцами русские были осаждены и вынуждены подписать договор о том что его войска покидают Болгарию.
      Вообщем Болгарская авантюра Святослава провалилась и печенеги к этому никакого отношения не имеют.
      ballian
      1. Klibanophoros 23 августа 2011 17:35
        С другой стороны, сам факт, что ромеи подписали такой договор свидетельствует о тяжелейших потерях византийской армии, сами летописи про Доростол говорят о 350 убитых ромеях и 10000 убитых русов, что несомненно является ложью. Цимисхий подписал договор лишь бы сохранить свою армию, но, что правда, то правда - русы были блокированы без шансов на прорыв.
  5. Георг Шеп 4 марта 2012 12:06
    Слава Святославу и русскому воинству! Мы помним величие наших предков.
    Георг Шеп

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня