Строительство вспомогательных судов для ВМФ России

Мощь военно-морского флота прямо зависит от кораблей, несущих разнообразное вооружение. Тем не менее, боевые корабли не могут работать самостоятельно и нуждаются в широком спектре различных вспомогательных судов. В настоящее время в России реализуется крупномасштабная программа обновления ВМФ, в которой большое внимание уделяется не только боевым кораблям, но и вспомогательным судам разного назначения.

В последние несколько дней был опубликован ряд новостей о строительстве новых вспомогательных судов для ВМФ России. Так, стало известно о смещении сроков передачи флоту двух новых вспомогательных судов. Морской транспорт вооружений «Академик Ковалев» проекта 20180ТВ и океанское спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 планировалось передать флоту до конца 2014 года. В силу некоторых проблем сдача новых вспомогательных судов перенесена на следующий год. По имеющимся данным, до конца года оба судна должны выйти на ходовые испытания. Что касается спасательного судна «Игорь Белоусов», то на следующий год запланированы испытания установленного на нем глубоководного водолазного комплекса.

Строительство вспомогательных судов для ВМФ России
Океаническое спасательное судно "Игорь Белоусов", иллюстрация© ОАО "Адмиралтейские верфи"



К счастью, последние новости о вспомогательных судах для ВМФ России касаются не только смещения сроков. За оставшиеся до конца года полтора месяца планируется передача флоту четырех катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 и двух модульных поисково-спасательных катеров проекта 23370. Катера проекта 23040 будут использоваться для выполнения различных поисковых, спасательных, водолазных и других работ. Катера проекта 23370 так же могут использоваться для решения различных задач, однако имеют иную конструкцию и построены по схеме «катамаран».

В настоящее время на разных стадиях строительства находятся несколько десятков вспомогательных судов различных типов. По заказу военно-морского флота строятся транспортные суда, корабли и катера связи, разведывательные суда, спасательные суда и катера, гидрографические суда и т.д. Вся эта техника войдет в состав военно-морского флота в течение нескольких следующих лет.

Сдача транспорта «Академик Ковалев» перенесена на следующий год. С конца 2012 года ведется строительство второго судна этого типа, получившего имя «Академик Александров». Следует отметить, проект 20180ТВ, по которому строятся транспорты вооружений, является развитием исходного проекта 20180, целью которого было строительство спасательных судов. В 2010 году Северный флот получил судно «Звездочка», построенное в соответствии с этим проектом. «Звездочка» оказалась единственным спасательным судном своего проекта. Все остальные суда строятся по обновленному проекту 20180ТВ. В общей сложности планируется построить три таких судна.

Строительство вспомогательных судов для ВМФ России
Морской транспорт вооружения "Академик Ковалев"© zvezdochka_ru.livejournal.com


Ведется подготовка к испытаниям судна связи (разведывательного корабля) «Юрий Иванов» проекта 18280. Судно уже прошло процедуру размагничивания и вскоре должно впервые выйти в море. Продолжается строительство второго судна проекта 18280, «Иван Хурс». Его планируется спустить на воду в 2016 году. В общей сложности ВМФ получит четыре судна связи нового проекта, которые будут распределены между Северным, Тихоокеанским, Балтийским и Черноморским флотами.

Строительство вспомогательных судов для ВМФ России
Судно связи (разведывательный корабль) «Юрий Иванов» © http://forums.airbase.ru


В конце 2012 года ВМФ передали опытовое судно «Селигер» проекта 11982. В декабре 2013 года состоялась закладка второго судна этого проекта, «Ладога». Завершение строительства и испытаний запланировано на 2017 год. Суда проекта 11982 предполагается использовать в качестве платформ для испытания различных корабельных систем, вооружения и т.д.

Строительство вспомогательных судов для ВМФ России
Опытовое судно "Селигер" пр.11982 на Черном море, осень 2012 г. © http://forums.airbase.ru


В середине июня этого года стартовали швартовные испытания океанографического судна «Янтарь» проекта 22010. Строительство судна велось с середины 2010-го по конец 2012 года. Задачей судна «Янтарь» является обследование морского дна и поиск различных объектов. Для выполнения таких задач судно несет набор специального оборудования, а также имеет возможность использовать автономные глубоководные аппараты. Предусмотрена возможность несения вертолета.

Строительство вспомогательных судов для ВМФ России
Океанографическое судно "Янтарь" проекта 22010 © http://bastion-karpenko.narod.ru


С 2008 по 2013 годы военно-морской флот получил четыре больших географических катера проекта 19920. В ближайшее время планируется построить и передать флоту еще четыре катера этого типа. Первый из них в настоящее время проходит испытания и в скором времени должен быть сдан заказчику. Три других катера находятся на разных стадиях строительства. Их передача запланирована на 2015 год.

Спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 было заложено в декабре 2005 года и спущено на воду в октябре 2012-го. Для участия в спасательных операциях судно «Игорь Белоусов» получило глубоководный водолазный комплекс ГВК-450 с набором специального оборудования, в частности с 5 барокамерами. Кроме того, судно сможет нести спасательный глубоководный аппарат «Бестер». По некоторым данным, строительство судов проекта 21300 может продолжиться. Ранее упоминалась необходимость строительства четырех судов этого типа.

Строительство вспомогательных судов для ВМФ России
Спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 © http://forums.airbase.ru


Катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 станут одними из самых многочисленных судов вспомогательного флота России. Четыре катера этого типа уже служат в составе Черноморского флота, еще шесть построены для Балтийского и Черноморского флота, а также Каспийской флотилии. Сейчас пять катеров проходят испытания и должны быть переданы флоту до конца года. Шестой (РВК-1045) был передан Черноморскому флоту 14 ноября. В ближайшее время будут подписаны приемные акты на оставшиеся катера. Уже подписан контракт на поставку еще шести катеров проекта 23040, которые будут служить в составе Балтийского флота.

Летом этого года Балтийский и Черноморский флоты получили по одному модульному поисково-спасательному катеру проекта 23370. В самое ближайшее время должны завершиться испытания еще двух таких катеров, которым предстоит служить в составе Балтийского флота и Каспийской флотилии. В дальнейшем будут построены еще восемь катеров. Катер проекта 23370 представляет собой катамаран с возможностью установки различного оборудования. Специализированная аппаратура, предназначенная для выполнения различных задач, монтируется в стандартных 10- или 20-футовых контейнерах, устанавливаемых на палубе.

С 2011 года ведутся испытания морского буксира «Александр Пискунов» проекта 22030. Судно предназначается для снятия других судов с мели, а также для использования при тушении пожаров. Кроме того, буксир может использоваться для обеспечения работы водолазов. Буксир должен служить в составе Тихоокеанского флота. По ряду причин испытания судна «Александр Пискунов» затянулись, в результате чего оно до сих пор не передано заказчику.

30 октября 2014 года на Ярославском судостроительном заводе началось строительство головного морского буксира проекта 23470, получившего имя «Сергей Балк». Судно должно начать службу в составе Черноморского флота до конца ноября 2016 года. Примерно через год после этого в состав Тихоокеанского флота войдет второй буксир проекта 23470, строительство которого начнется позже.

С прошлого года в Санкт-Петербурге строится серия из девяти плавучих кранов проекта 02690 для нужд военно-морского флота. Четыре крана уже спущены на воду и достраиваются у стенки. Еще два строятся в цехах. Первые два крана должны войти в состав Северного флота в 2015 году. Сдача всей серии завершится до конца 2016 года.

С осени 2012-го по лето 2014 года были заложены три судна тылового обеспечения проекта 23120, которые должны быть достроены и переданы военно-морскому флоту в течение нескольких следующих лет. Задачей судов «Эльбрус», МБ-75 и «Капитан Шевченко» станет перевозка различных грузов с возможностью их выгрузки на берег или передачи другим судам. Кроме того, суда проекта 23120 смогут осуществлять буксирное обеспечение и участвовать в спасательных операциях. Важной особенностью новых судов тылового обеспечения является возможность плавания по арктическим морям в летне-осенний период без сопровождения ледокола.

Интереснейшим вспомогательным судном является транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570. Строительство дока велось с осени 2012 года. Спуск на воду состоялся в ноябре 2014 года с опережением графика. В ближайшее время завершится достройка дока, после чего начнутся его испытания. Док сможет перевозить различные корабли, катера и суда подходящих размеров. Максимальная грузоподъемность «Свияги» – 3300 т. Предполагается, что этот плавучий док будет перевозить корабли, суда и катера по внутренним водным путям.

Сложности прошлых десятилетий серьезно ударили по военно-морскому флоту России. Из-за экономических и политических проблем в течение длительного времени отсутствовала возможность своевременного ремонта существующих кораблей и судов, а также строительства новых. В последние годы наметилась обратная тенденция: появилась возможность строить и ремонтировать не только боевые корабли, но и вспомогательные суда различных типов.

В настоящее время на разных стадиях строительства и испытаний находятся несколько десятков вспомогательных судов разных классов и типов. Для выполнения вспомогательных задач строятся буксиры, спасательные суда, многоцелевые катера, транспорты вооружений и даже плавучие краны. Вся эта техника строится с целью обновления материальной части четырех флотов и Каспийской флотилии.

Необходимо отметить, что ведущееся сейчас строительство вспомогательных судов не является в полной мере новым начинанием. В предыдущие годы так же было построено достаточно большое количество судов, переданных флоту до 2014 года включительно. Тем не менее, в количественном отношении нынешние темпы строительства заметно выше, чем раньше. Эту особенность процесса обновления флота можно считать прямым следствием реализации Госпрограммы вооружений, подразумевающей значительное увеличение расходов на закупку вооружений и техники.


По материалам сайтов:
http://russian-ships.info/
http://bastion-karpenko.ru/
http://sdelanounas.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://yarshipyard.com/
http://nationaldefense.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Gans1234 21 ноября 2014 08:51
    По моему, подборка не полная.
    Суда обеспечения отсутствуют
    1. Гражданский 21 ноября 2014 11:21
      Вообще иногда не понимаю наш ВМФ.. зачем было списывать Эльбрус, Аю-даг.. и тем более Березину... чтобы потом вот так героически исправлять ситуацию..
      1. Drednout 21 ноября 2014 11:57
        По поводу "Эльбруса" уже копий наломали. Но, времена уже другие и экономически и практически видимо шаг оправданный.
    2. EgGor 22 ноября 2014 09:00
      Цитата: Gans1234
      Суда обеспечения отсутствуют

      Например нет судна портового обслуживания ”ВТН-73” проекта 03180. В декабре 2014 года ожидается прибытие в Севастополь. Испытания в Финском заливе завершило. Войдет в состав отряда судов обеспечения.


  2. Gomunkul 21 ноября 2014 09:12
    Строительство вспомогательных судов для ВМФ России
    Автору спасибо за статью. Хотелось бы, чтобы обзор был продолжен. На мой взгляд необходимо в цикл таких статей добавить информацию и по обновлению инфраструктуры флота. hi
  3. Aasdem 21 ноября 2014 11:46
    Вообще иногда не понимаю наш ВМФ.. зачем было списывать Эльбрус, Аю-даг.. и тем более Березину... чтобы потом вот так героически исправлять ситуацию..


    СОгласен, но руководства разные и общий курс страны был другой. из той же оперы - списать ТАВКР типа Киев и сейчас думать как прикрыть Дальний Восток и где взять лёгкий авианосец корабль управления и десантный корабль в одном флаконе.
  4. Drednout 21 ноября 2014 12:02
    "Белоусов" на картинке симпотичный, но не совсем ясно с баковым раположением вертплощадки. Судя по отсутствию ангара, базироваться винтокрыл не нём не будет, а по корме куча нужных прибамбасов.
    То, что подобные кораблики нужны и необходимы сомнений нет и то, что часть из них ледового класса тоже о многом говорит. Молодцы.
    Одно жаль - не смогу уже на них послужить!!
  5. Karavan 21 ноября 2014 13:15
    Для полноты обзора могу предложить две ссылки.

    http://topwar.ru/61116-obnovlenie-rossiyskogo-vmf-v-zheleze-chast-2.html

    http://topwar.ru/61133-obnovlenie-rossiyskogo-vmf-v-zheleze-chast-3.html
  6. xomaNN 21 ноября 2014 14:38
    Судром оживился. Стапели не пустуют winked И это меня, в прошлом корабела - радует.
  7. Jager 21 ноября 2014 19:31
    Хорошие новости! А то вокруг одна разруха и война - то "наследие" Сердюкова никак не разгребем, то Украина "радует". Автору несомненно плюс. Ждем продолжения!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня