Иранский «Borhan», похожий на Як-130
Полноразмерный макет иранского учебно-боевого самолета "Borhan".
Как пишет издание, «самолёт "Borhan" является дальнейшим развитием иранского проекта лёгкого боевого и учебно-боевого самолёта "Shafagh" ("Сумерки"), разрабатывавшегося в Тегеранском авиационном университете с 2000 года при участии российского ОКБ имени А.С. Яковлева и группы российских специалистов во главе с Ф. Мухамедовым (ранее главы созданного в конце 1980-х годов в Таджикистане филиала ОКБ Микояна)».
«Shafagh» основывался на разработанной Мухамедовым концепции дисковидного крыла, которая в СССР и затем в России не получила поддержки. Свою идею конструктор предлагал использовать при разработке новых российских самолётов «Витязь-2000» и «Рассвет». Однако «по некоторым сведениям, продувки не выявили никаких серьёзных преимуществ его идеи при сложности её реализации», – пишет автор. После этого Мухамедов и заключил контракт с иранской стороной.
Эксперты отмечают, что «"Shafagh" являлся фактически реализацией "Витязя-2000" и проектировался при содействии HESA в качестве учебно-тренировочного самолёта повышенной подготовки с вариантом лёгкого тактического истребителя». Его предполагалось оснастить российским двигателем РД-5000 (предлагался бесфорсажный вариант). Макет самолёта был построен в 2002 г., а прототип обещали выкатить к 2006-му. Однако иранцы этот проект, в итоге, не потянули и 2006 г. заморозили.
Нынешний "Borhan" представляет переработку «в сторону "обычной" аэродинамической схемы, с крылом умеренной стреловидности с наплывами и с одним большим вертикальным килем, что придаёт ему большое сходство с Як-130», указывает автор. Помогали ли иранским разработчикам российские специалисты – неизвестно.
Согласно публикации «Mashregh News», самолёт будет оснащён одним двигателем, тягой около 15 кН. «Явно недостаточно для такой машины, – отмечает блог "bmpd". – Ввиду этого максимальная скорость самолёта "Borhan" составит всего 0,65М. Вес пустого самолёта указывается всего в 2800 кг, боевая нагрузка – 1200 кг (все данные выглядят сомнительными). Заявленная дальность полёта – 1800 км».
«Как и в случае с прочими иранскими авиапроектами, существуют серьёзные сомнения в способности Ирана довести проект самолёта "Borhan" до чего-то реально серийного и боеспособного», – заключает эксперт.
Информация