The war with the Byzantine Empire. The death of Svyatoslav

While Svyatoslav Igorevich settled things in Kiev, the Romans didn’t sleep, having launched a stormy activity among the Bulgarians. They were again called “brothers” by faith, assured of friendship, promised to marry princes Boris and Roman to representatives of the imperial house. A river poured gold into the pockets of the boyars, and as a result, the weak-willed Peter went again in the wake of the crafty Byzantines. True, he soon died, he was replaced by Boris II, but the new tsar was, like his father, hesitant. He concluded with a secret treaty directed against Russia.

At this time in Constantinople there was one of the bloody coups typical of its historical development. Emperor Nikifor II Fok was a military man, unpretentious, not inclined to luxury and bliss. He was a man of deep faith - patronized the monks of Athos, famous for their asceticism. He lived in a Spartan style, slept on the floor, kept long posts. Most of the time spent in war, in military camps, enjoyed great respect among the soldiers. In this regard, like Svyatoslav. Therefore, and in the capital, he began to introduce their own orders, aimed at strengthening the empire, suppressing the signs of decomposition. He fought with the then corrupt officials, pursued bribe takers and embezzlers. He abolished the excessive luxury of the court, numerous costly ceremonies, saved public funds. In addition, his plans were reforms aimed against the nobility and even the clergy, he planned to cancel a number of their privileges, to improve the situation of the common people. Even the bishops, who had been unjustly seized, took the land, removed them from their posts. As the historian Leo Deacon wrote: “Many blamed him for the shortcoming that he demanded from all unconditional respect for the virtues and did not allow the slightest deviation from strict justice.” Because of this, he was hated by the entire court, who "used to blithely spend day after day."


Therefore, the nobles, the clergy, and even his wife, the harlot Feofano, dissatisfied with the severity and unsociability of the new husband, united against him. At the head of the conspiracy stood the commander, a relative of Nikifor - Joaann Tzimisches, an absinthe unprincipled man, who became Theofano's lover. And the first conspiracy was uncovered, Nikifor found supporters at court (or they wanted to eliminate competitors). But Nikifor Fok showed excessive mercy, which can not be applied to people who do not know honor and conscience, Tzimisia sent from the capital, and stopped communicating with his wife. Tzimishy. He secretly returned to the capital, the servants of the empress at night let in Timiskes Palace with his thugs. Nikifor after bullying, killed his cousin Tzimiskes. The nobility and the clergy were pleased, but since the murder was too scandalous, a "lightning rod" was needed. Therefore, Patriarch Polievt "demanded" to punish the guilty. John Tzimiskes punished his followers - he called his "friend" Lev Volant as the murderer, executed him, and Feafano was exiled to a monastery, she was declared the main conspirator. In addition, the church demanded "repurchase" - to return the confiscated land, to restore the displaced bishops at the posts. Tzimiskes fulfilled these requirements. All propriety was kept, and the patriarch held the ceremony of elevation of the fratricide Tzimshiy to the basilica.

The war with the Byzantine Empire. The death of Svyatoslav

Nikifor II Fock.

Second Bulgarian Campaign

At the beginning of 970, the Bulgarian Tsar Boris spoke out against the Rus and laid siege to the Russian garrison under the command of the voivode Wolf in Pereyaslavets. The Ruses steadfastly fought off attacks, but when the food ran out, it was necessary to find a way out, and the Wolf found it. The remnants of the garrison made a breakthrough and cut their way to freedom. They began to retreat towards their homeland, in the lower Dniester united with the army of Svyatoslav, who was returning from Russia with fresh forces.

He acted, as always swiftly and decisively. Near Pereyaslavets (or it is also called the Small Preslav) a hard battle broke out. The forces were equal, and the battle lasted until the evening, but the Rus eventually took up, the Bulgarians ran. Pereyaslavets "took a copy", the townspeople have changed the oath and betrayed the Wolf, were executed. Boris was frightened and began to ask for peace, he pledged allegiance, making excuses, he admitted that “the Greeks had outraged the Bulgarians”. Svyatoslav himself guessed that the Bulgarians did not come up with themselves to revolt, but now he received proof.

After that, it was decided to go to Constantinople to put an end to the vile attacks of the Romans. A call message was sent: “I want to go to you ...”. By the way, the reason was not only the confession of Boris, but also the mean murder of Nikifor Focha. His Svyatoslav considered his comrade with whom they stormed Crete, beat the Arabs. For which it was necessary to avenge, blood for blood, according to the customs of the Rus.

War with Byzantium

He spent a good preparation for the war: the old allies were the Hungarians-Magyars, the allies in the war with the Khazars were the Pechenegs, and many simple Bulgarians joined his army, they sympathized with the Russians, their prince. The Byzantine authors called the Rus forces “Great Skuf,” that is, “Great Scythia.” What is interesting is that there were Romani Greeks among Svyatoslav's comrades-in-arms, among them Nikifor Foki-Kalokir. There is a possibility that Svyatoslav envisioned a scenario for the establishment of a vassal government in Byzantium. After all, it is better to have a Greek in Constantinople, who better understands the local “cuisine”, supported by the garrison of the Rus.

Svyatoslav did not wait for the approach of the Allied forces and hit, not giving time to the enemy to prepare. Russian troops crossed the Balkan Mountains and captured the Philippopol and several other cities. John Tzimiskes did not expect that Svyatoslav would come so soon and did not have time to concentrate serious forces on the Balkans. To delay the time the embassy was sent, Svyatoslav demanded to pay a tribute, which for several years had not been paid. When he was asked how many soldiers he had to calculate the ransom, Svyatoslav exaggerated his forces by half. He had a total 10 thousand army. In case of refusal to pay, he promised to expel the Greeks from Europe to Asia, moreover, he did not rule out planting his “legitimate” basil in Kaliningrad - Kalokir, or Bulgarian Tsar Boris.

Tzimiskhiy, on the other hand, did the same; he did what Nikifor Fock did not dare - he took two armies (Warda Skleer and Peter Foki) from the Syrian direction, they marched towards the Second Rome with a forced march. Because of this, the Arabs were able to repel Antioch. The first to enter the battle was the army of Perth Foki, it suddenly for soldiers Svyatoslav crossed the Bosphorus and entered the battle. She was several times superior to the rather modest forces of Svyatoslav, therefore, part of the soldiers were afraid. Then Svyatoslav made his famous speech, which had forever been remembered by the Russian clan: “We have nowhere to go, whether we like it or not, we must fight. So we will not shame the Russian land, but let us lay down here with bones, for the dead do not have shame ... ". And he continued: “Let us be strong, and I will go ahead of you. If my head falls, take care of your own. ” His squad was worthy of his great prince, the warriors replied: "Where your head lies, there we shall lay down our heads." In the terrible "Great Sich" the Rus took up, and "Bezhash Greci".

After this battle, the allied cavalry of the Pechenegs, Magyars, reinforcements from Kiev came and Svyatoslav launched a new offensive - “fighting and hail breaking”. Constantinople itself was under threat. It should be noted that the Greek authors, following the tradition of the information war against the "barbarians", "Scythians", "Tauroskifs", silenced this crushing defeat, describing the battles exclusively. As victorious, where units of the Romais and hundreds, thousands of barbarians, “Tauroskifs” died. They did not report panic in the capital - “Russians are coming!” From the messages, the army of Peter Fochi disappeared (!) As if it had never existed. Although some traces of panic have survived, so there is an inscription found by archaeologists by Metropolitan Melitinsky John, he did it on the tomb of Nikifor Foki. The metropolitan complained that the “Russian armament” would take the Second Rome day after day, called upon the murdered basil to “rise”, “cast off the stone” and save the people, or “take us to his tomb”.

The situation was complicated by the fact that in Asia Minor the uprising was raised by the brother of the murdered basilica - Ward Fock. Therefore, Zimiskhiy asked for Svyatoslav mercy. Svyatoslav, whose army (especially in the Russian part of it) suffered heavy losses in a terrible, though victorious battle, decided to go on a truce and recuperate. In addition, a fresh army approached Constantinople — Barda Sklier. The Romans gave all the old debts, paid a separate indemnity to the army, including the dead. In Rus it was decided to transfer the proportion of the dead, his family, family. The first round was left for the Russians, the Russian troops returned to Bulgaria, Svyatoslav released the allies.


New war

At this time, Tsimiskhiy threw Warda Sklier’s army against Warda Foki, the rebellion was drowned in blood. But if the Ruses, Slavs, steppe peoples and other "barbarians", as they called in Rome and Constantinople, believed the Word, the oaths, the Romans were faithful to their crafty politics. In his "Strategicon", Kekabman wrote the following: "If the enemy sends you gifts and offerings, if you want, take them, but know that he does this not out of love for you, but wanting to buy your blood for this."

Tzimisces was secretly preparing for a new war, he cannot be denied a strategic mind, he was a cunning, intelligent man. From all corners of the empire, troops were formed, a special guard was formed — the “immortal,” armored cavalry. Gold was sent to the Pechenegs. Bribed part of their birth. Bribed Bulgarian boyars, without a fight, passed passages in the mountain passes. At Easter 971, they removed the Bulgarian garrisons (simple Bulgarian soldiers did not like the Romans, they respected Svyatoslav) by letting them go home for the holiday. But Tzimiskes at this moment, violating all agreements, oaths, struck a treacherous blow. His army invaded Bulgaria, approached the capital - the Great Preslav.

There was located the Russian squad Sveneld with the allied Bulgarian troops. The battle went on for two weeks, the Russian-Bulgarian forces repelled the storms, but when the wall-breaking machines broke through the walls and the Romans broke into the Bulgarian capital, the Rus and the Bulgarians did not fold weapon and took the last mortal combat. The remnants of the squad of Sveneld managed to cut through the enemy ring and leave, the remnants of the other troops took the battle in the palace, all were killed, the enemy did not surrender.

Tzimiskes announced. that he came as the "liberator" of the Bulgarians from the yoke of the Russians. But the common population had good reasons not to believe him - the Roman soldier robbed, killed, created violence against women and girls. Moreover, they did not hesitate to rob the Bulgarian churches - their “Christian brothers”, as the army commander John Kurkua, according to the Greeks themselves, looted many churches “by turning the roses and sacred vessels into their property”. An interesting picture, an ardent pagan Svyatoslav spared Christian shrines, and the Byzantine "Christian brothers" defeated and plundered. Tsar Boris was arrested, his treasury was seized, which, again, Svyatoslav did not do the barbarian. Pliska and Dinea were taken and looted.

Svetoslav received the news of the storming of the Great Preslavs, moved to the rescue, although he didn’t have much strength - only the squad and the allied troops of the Bulgarians, the Pechenegs, the Magyars, and the war with Russia were sent home. On the way, having learned that the Bulgarian capital had fallen, and innumerable regiments were going to meet me, I decided to take the fight in Dorostol-Silistra on the Danube. Zimiskhiy could not defeat a small army of the Rus and the Bulgarians, Svyatoslav with his attacks did not allow him to bring closer to the fortress and install wall baton tools. In one of the battles, the army of Tzimisces was saved by a miracle - the Russian “wall” headed by Svyatoslav crushed the flanks of the Romans, threw the “immortals” into battle, but they would not have stopped the “dazha divine grandsons” if it had not risen a terrible headwind that had blinded Russian army. Svyatoslav is once again undefeated, led the army into the fortress. On this day, the Romans later thanked the Virgin Mary for help. In battle, both the looter Jann Kurkua and a number of other commanders of the Romans died.

In one of the sorties, 2 ths. Squad destroyed the enemy escort, raided the Danube, seizing provisions. But the situation was complicated by the fact that the army was weak, the loss, unlike the Romans, was not anyone to compensate. Food ran out. Interestingly, in this war, the Greek authors noted such a fact, among the killed Russians, Bulgarians, there were many women. But Tzimiskes was also in a difficult situation, a terrible battle was remembered - what if the Svyatoslav rushes are capable of one more such battle? The army suffered heavy losses, alarming news came from the empire, and the siege was delayed. Suddenly, help will come to Svyatoslav - the Russian army, or the Hungarians?

As a result, it was decided to adopt a world that was mutually beneficial and honorable for Svyatoslav. Although everyone understood that this was only a truce, Svyatoslav would not forgive the oath of crime Tzimiskes. Svyatoslav agreed to leave Bulgaria, the Byzantine side confirmed the payment of the annual “tribute”, they recognized for Russia access to the Black Sea, conquered from the Khazars Kerch and Taman (“Cimmerian Bosporus”). The Romans freed the road to Russia, supplied the Svyatoslav detachments with food. A personal meeting of Svyatoslav and Tzimiskes took place; Greek sources, reporting on the appearance of the Grand Duke, who was no different from ordinary warriors, did not report the essence of their conversation.

Hero's death

Tzimisces understood that if not to eliminate Svyatoslav peace will not be - there will be a new war and this time the Rus will not give mercy, the payback will be complete. The empire is unlikely to survive the new war. Therefore, in the course went a proven tool - gold, the Pechenegs were bought, they blocked the way along the Dnieper. It was also impossible to go Kerch - winter storms raged.

Therefore, Svyatoslav having released most of the squad with Sveneld, she left on horseback, began to wait with a personal small squad and wounded, sick on the White Coast (Kinburn Spit). He was waiting for help from Kiev. But according to a number of researchers. He was betrayed by Sveneld, who wished to become the ruler of the young Yaropolk. He was supported by a part of the boyars, they were accustomed to be masters in Kiev and did not want the power of a stern prince, before whom they would have to answer for their affairs. In addition, in Kiev, there was already a “Christian underground” that hated the ardent pagan Svyatoslav. Perhaps he had contacts with Byzantium as well, and he negotiated in Dorostol with Feofil.

In the spring, not seeing the Pechenegs, they cheated, walked away from the rapids, Svyatoslav decided to go for a breakthrough. Perhaps they were waiting for support from Kiev, which was not there. This fight was the last for Svyatoslav, his personal squad and he himself was all killed in this desperate wheelhouse. But the dead do not have shame, shame goes to traitors ...

Svyatoslav entered the Russian historyas the greatest commander and statesman, whose impertinent thought was equal to the thoughts of Alexander the Great. He is an example for every Russian warrior, a man. Straight and honest, like a Russian sword.



Monuments from sculptors Oles Sidoruk and Boris Krylov.

Sources of:
Kargalov V.V., Sakharov A.N. Commanders of Ancient Russia. M., 1985.
Pashuto V. T. Foreign Policy of Ancient Russia. M., 1968.
Sakharov A.N. Diplomacy of Ancient Russia of the 9th - first half of the 10th century. M. 1980.
Sakharov A.N. Svyatoslav's Diplomacy. M., 1991.
F. Uspensky. History of the Byzantine Empire. T. 1-4. M., 2001.
http://www.rummuseum.ru/portal/node/694
http://www.hrono.info/dokum/1000dok/povest1.php
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Война с Византийской империей. Гибель Святослава

Война с Византийской империей. Гибель СвятославаПока Святослав Игоревич улаживал дела в Киеве, ромеи не дремали, развернув бурную деятельность среди болгар. Их опять называли «братьями» по вере, заверяли в дружбе, обещали женить царевичей Бориса и Романа на представительницах императорского дома. Рекой лилось золото в карманы бояр, в итоге слабовольный Пётр опять пошёл на поводу у лукавых византийцев. Правда, вскоре он умер, его сменил Борис II, но новый царь был по складу характера таков же, как и отец, нерешительным. Он заключил с секретный договор направленный против Руси.

В это время в Константинополе произошёл один из кровавых переворотов, типичных для её исторического развития. Император Никифор II Фока был человеком военным, неприхотливым, не склонным к роскоши и неге. Был человеком глубоко верующим – покровительствовал монахам Афона, знаменитых своим аскетизмом. Жил по-спартански, спал на полу, держал долгие посты. Большую часть времени проводил на войне, в военных лагерях, пользовался большим уважением в среде солдат. В этом отношении походил на Святослава. Поэтому, и в столице он начал вводить свои порядки, направленные на укрепление империи, пресечение признаков разложения. Он боролся с тогдашними коррупционерами, преследовал взяточников и казнокрадов. Отменил излишнюю роскошь двора, многочисленные затратные церемонии, экономил государственные средства. Кроме того, в его планах были реформы направленные против знати и даже духовенства, он планировал отменить ряд их привилегий, улучшить положение простого народа. Отнимал земли даже у епископов, которые были несправедливо захвачены, снимал их с постов. Как писал историк Лев Диакон: «Многие ставили ему в вину тот недостаток, что он требовал от всех безусловного соблюдения добродетели и не допускал ни малейшего отступления от строгой справедливости». Из-за этого его ненавидел весь двор, кто «привык беспечно проводить день за днём».

Поэтому, против него объединилась знать, духовенство и даже его жена – блудница Феофано, недовольная суровостью и нелюдимостью нового мужа. Во главе заговора встал полководец, родственник Никифора - Иоаанн Цимисхий, абсодютно безпринципный человек, ставший любовником Феофано. Причём первый заговор был раскрыт, у Никифора нашлись при дворе сторонники (или они хотели устранить конкурентов). Но Никифор Фока проявил излишнее милосердие, которое нельзя применять к людям не знающим чести и совести, Цимисхия выслал из столицы, а с женой перестал общаться. Цимисхий. Тот тайно вернулся в столицу, слуги императрицы ночью впустили во дворец Цимисхия с его головорезами. Никифора после издевательств, убил его двоюродный брат Цимисхий. Знать и духовенство были рады, но так как убийство было слишком скандальным, нужен был «громоотвод». Поэтому, патриарх Полиевкт «потребовал» наказать виновных. Иоанн Цимисхий наказал своих приверженцев – убийцей назвал своего «друга» Льва Воланта, его и казнили, а Феафано была сослана в монастырь, её объявили главной заговорщицей. Кроме того, церковь потребовала «откупа» - вернуть конфискованные земли, восстановить на постах смещённых епископов. Цимисхий выполнил эти требования. Все приличия были соблюдены, и патриарх провёл церемонию возведения в сан василевса братоубийцы Цимисхия.


Война с Византийской империей. Гибель Святослава

Никифор II Фока.

Вторая Болгарская кампания

В начале 970 году болгарский царь Борис выступил против русов и осадил русский гарнизон под командованием воеводы Волка в Переяславце. Русы стойко отбивали приступы, но когда кончилось продовольствие, надо было найти выход, и Волк его нашёл. Остатки гарнизона пошли на прорыв и прорубили себе путь на свободу. Они начали отходить в сторону родины, в низовьях Днестра соединились с войском Святослава, который возвращался из Руси со свежими силами.

Он действовал, как всегда стремительно и решительно. Возле Переяславца (или его ещё называют Малым Преславом) разыгралось тяжелоё сражение. Силы были равны, и бой длился до вечера, но русы в итоге взяли вверх, болгары побежали. Переяславец «взяли копием», горожан изменивших клятве и предавших Волка, казнили. Борис испугался и стал просить мира, клялся в верности, оправдываясь признался, что «греки болгар на него возмутили». Святослав и сам догадывался, что болгары не сами придумали восстать, а теперь получил доказательство.

После этого было принято решение идти на Константинополь, чтобы положить конец подлым выпадам ромеев. Было послано сообщение-вызов: «Хочу идти на вы…». Кстати поводом стало не только признание Бориса, но и подлое убийство Никифора Фоки. Его Святослав считал соратником, с которым они штурмовали Крит, били арабов. За которого надо было отомстить, кровью за кровь, по обычаям русов.

Война с Византией

Подготовку к войне он провел хорошую: были призваны старые союзники венгры-мадьяры, союзники в войне с Хазарией – печенеги, да и многие простые болгары влились в его армию, они симпатизировали русским, их князю. Византийские авторы войска русов называли – «Великая Скуфь», т. е. «Великая Скифия».Что интересно, среди соратников Святослава были и греки-ромеи, среди них соратник Никифора Фоки – Калокир. Есть вероятность того, что Святослав предусмотрел сценарий установления в Византии своего вассального правительства. Ведь лучше, чтобы в Константинополе сидел грек, который лучше понимает местную «кухню», поддержанный гарнизоном русов.

Святослав не стал ждать подхода союзных сил и ударил, не давая времени врагу на подготовку. Дружины русов перешли Балканские горы и захватили Филиппополь и ряд других городов. Иоанн Цимисхий не ожидал, что Святослав придёт так скоро и не успел сосредоточить на Балканах серьёзных сил. Для затягивания времени было выслано посольство, Святослав потребовал выплатить дань, которую уже несколько лет не платили. Когда его спросили, сколько у него воинов, чтобы рассчитать выкуп, Святослав преувеличил свои силы вдвое. У него было всего 10 тыс. войско. В случае отказа платить, пообещал выгнать греков из Европы в Азию, к тому же не исключил посадить в Царьграде своего «законного» василевса – Калокира, или болгарского царя Бориса.

Цимисхий же тянул время, он сделал то на что не решился Никифор Фока – снял две армии (Варды Склира и Петра Фоки) с сирийского направления, они форсированным маршем шли к Второму Риму. Из-за этого арабы смогли отбить Антиохию. Первым в бой вступила армия Перта Фоки, она внезапно для воинов Святослав переправилась через Босфор и вступила в бой. Она в несколько раз превосходила довольно скромные силы Святослава, поэтому часть воинов оробела. Тогда Святослав произнёс свою знаменитую речь, навсегда вошедшую в память русского рода: «Нам некуда уже деться, хотим мы или нет, должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвые сраму не имут…». И продолжил: «Станем крепко, а я пойду впереди вас. Если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». Его дружина была достойна своего великого князя, воины ответили: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». В страшной «сече великой» русы взяли вверх, и «бежаша греци».

После этого сражения, подошла союзная конница печенегов, мадьяр, подмога из Киева и Святослав начал новое наступление – «воюя и грады разбивая». Под угрозой был сам Константинополь. Надо отметить, что греческие авторы, следуя традиции информационной войны против «варваров», «скифов», «тавроскифов», обошли молчанием это сокрушительное поражение, описывая бои, исключительно. Как победные, где гибли единицы ромеев и сотни, тысячи варваро-росов, «тавроскифов». Не сообщили о панике в столице – «русские идут»! Из сообщений исчезла (!) армия Петра Фоки, как будто её и не было. Хотя, кое-какие следы паники сохранились, так есть найденная археологами надпись митрополита Мелитинского Иоанна, он её сделал на гробнице Никифора Фоки. Митрополит жаловался, что «русское вооружение» со дня на день возьмет Второй Рим, призывал убитого василевса «восстать», «сбросить камень» и спасти народ, или «принять нас в свою гробницу».

Ситуацию осложнил тот факт, что в Малой Азии поднял восстание брат убитого василевса – Варда Фока. Поэтому, Цимисхий запросил у Святослава пощады. Святослав, войско которого (особенно в русской его части) понесло тяжёлые потери в страшном, хотя и победном бою, решил пойти на перемирие, восстановить силы. К тому же к Константинополю подошла свежая армия – Варды Склира. Ромеи отдали все старые долги, выплатили отдельную контрибуцию на войско, в том числе и на погибших. У русов было принято передавать долю погибших, его роду, семье. Первый раунд остался за русскими, русские войска вернулись в Болгарию, союзников Святослав отпустил.

Новая война

В это время Цимисхий бросил армию Варды Склира против Варды Фоки, восстание было утоплено в крови. Но если русы, славяне, народы степи и прочие «варвары», как называли в Риме и Константинополе, верили Слову, клятвам, то ромеи были верны своей лукавой политике. Кекавмен в своём «Стратегиконе» писал следующее: «Если неприятель пошлёт тебе дары и приношения, коль хочешь, возьми их, но знай, что он делает это не из любви к тебе, а желая за это купить твою кровь».

Цимисхий тайно готовился к новой войне, ему нельзя отказать в стратегическом уме, человеком он был коварным, умным. Со всех концов империи стягивались войска, была сформирована особая гвардия – «бессмертные», броненосная конница. Было послано золото печенегам. Подкуплена часть их родов. Подкупленные болгарские бояре, без боя сдали проходы в горных перевалах. На Пасху 971 года они сняли болгарские гарнизоны (простые болгарские воины не любили ромеев, уважали Святослава) – отпустив их домой на праздник. А Цимисхий в этот момент, нарушив все договоренности, клятвы, нанёс коварный удар. Его армия вторглась в Болгарию, подошла к столице – Великой Преславе.

Там располагалась русская дружина Свенельда с союзными болгарскими отрядами. Бой шёл две недели, русско-болгарские силы отражали штурмы, но когда стенобитные машины пробили стены и ромеи ворвались в болгарскую столицу, русы и болгары не сложили оружие и приняли последний смертный бой. Остатки дружины Свенельда смогли прорубиться сквозь вражеское кольцо и уйти, остатки других отрядов приняли бой во дворце, все полегли, врагу не сдались.

Цимисхий объявил о том. что пришёл как «освободитель» болгар от ига русских. Но простое население имело веские поводы ему не верить – ромейская солдатня грабила, убивала, творила насилие в отношении женщин, девушек. Причём не стеснялись грабить и болгарские церкви – своих «христианских братьев», так командир армии Иоанн Куркуа, по сообщениям самих же греков, разграбил множество церквей «обратив ризы и священные сосуды в свою собственность». Интересная картина, ярый язычник Святослав пощадил христианские святыни, а византийские «христианские братья» разгромили и разграбили. Царя Бориса взяли под арест, его казну захватили, чего опять же не делал «варвар» Святослав. Были взяты и разграблены Плиска, Динея.

Святослав получив известие о штурме Великой Преславы, двинулся на выручку, хотя сил у него было не много – только дружина и союзные отряды болгар, печенеги, мадьяры, вои с Руси были отпущены по домам. По пути узнав, что болгарская столица пала, а навстречь идут неисчислимые полки, решил принять бой в Доростоле-Силистрии на Дунае. Цимисхий не мог победить небольшое войско русов и болгар, Святослав своими вылазками не позволял приблизить к крепости и установить стенобитные орудия. В одном из сражений войско Цимисхия вообще спасло чудо – русская «стена» во главе со Святославом смяла фланги ромеев, в бой бросили «бессмертных», но и они бы не остановили «дажбожьих внуков», если бы не поднявшийся страшный встречный ветер, который ослепил русское войско. Святослав в очередной раз непобеждённый, увёл войско в крепость. В этот день ромеи потом благодарили Богородицу за помощь. В бою погиб и мародёр Ианн Куркуа, и ряд других военачальников ромеев.

В одной из вылазок, 2 тыс. отряд уничтожил вражеское охранение, совершил рейд по Дунаю, захватывая провиант. Но ситуация осложнялась тем, что войско слабело, потери, в отличие от ромеев, возместить было не кем. Кончалось продовольствие. Интересно, что в этой войне, греческие авторы отметили такой факт, среди убитых русов, болгар, было много женщин. Но и Цимисхий был в тяжелом положении, помнился страшный бой – а вдруг русы Святослава способны ещё на одно такое сражение? Армия понесла большие потери, из империи шли тревожные вести, а осада затягивалась. Вдруг Святославу придёт помощь – русское войско, или венгры?

В итоге было принято решение принять обоюдовыгодный, почётный для Святослава мир. Хотя все понимали, что это только перемирие, Святослав не простит клятвопреступления Цимисхия. Святослав согласился уйти из Болгарии, византийская сторона подтвердила выплату ежегодной «дани», признали за Русью выход в Чёрное море, завоеванные у хазар Керчь и Тамань («Боспор Киммерийский»). Ромеи освобождали дорогу на Русь, снабжали отряды Святослава продовольствием. Состоялась и личная встреча Святослава и Цимисхия, греческие источники, сообщив об облике великого князя, не отличавшегося от простых воинов, ничего не сообщили о сути их беседы.

Гибель героя

Цимисхий понимал, что если не устранить Святослава мира не будет – будет новая война и в этот раз русы не дадут пощады, расплата будет полной. Новую войну империя вряд ли выдержит. Поэтому, в ход пошло испытанное средство – золото, были куплены печенеги, они перекрыли путь по Днепру. Идти Керчь также было нельзя – бушевали зимние штормы.

Поэтому, Святослав отпустив большую часть дружины со Свенельдом, она ушла конным ходом, стал выжидать с личной малой дружиной и раненными, больными на Белобережье (Кинбурнской косе). Он ждал помощи из Киева. Но, по мнению ряда исследователей. Его предал Свенельд, пожелавший стать правителем при малолетнем Ярополке. Его поддержала часть боярства, они привыкли быть хозяевами в Киеве и не хотели власти сурового князя, перед которым придётся держать ответ за свои дела. К тому же в Киеве уже было «христианское подполье», ненавидевшее ярого язычника Святослава. Возможно, у него были контакты и с Византией, так переговоры в Доростоле вёл он же – с Феофилом.

Весной, не видя печенегов, те схитрили, отошли от порогов, Святослав решил пойти на прорыв. Возможно, они ждали поддержки со стороны Киева, которой не было. Этот бой стал последним для Святослава, его личная дружина и он сам все полегли в этой отчаянной рубке. Но мертвые сраму не имут, срам достаётся предателям…

Святослав вошёл в Русскую историю, как величайший полководец и государственный деятель, чья дерзкая мысль равнялась с помыслами Александра Македонского. Он пример для всякого русского воина, мужчины. Прямой и честный, как русский меч.


Война с Византийской империей. Гибель Святослава

Памятники от скульпторов Олеся Сидорука и Бориса Крылова.

Источники:
Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. М., 1985.
Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси IX – первой половины X века. М. 1980.
Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., 1991.
Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. 1-4. М., 2001.
http://www.rummuseum.ru/portal/node/694
http://www.hrono.info/dokum/1000dok/povest1.php
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. mitrich 23 августа 2011 11:40
    Долго рассматривал голову памятника, поэтому вопрос к украинским ветеранам походов на Царьград: а разве оселедцы тогда носили?
    mitrich
    1. Скил 23 августа 2011 12:00
      не "украинский ветеран", просто историк. По сообщению Льва Диакона, который описал внешность Святослава: "умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светлыми глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него совершенно голая, на одной стороне её свисал клок волос - признак знатности".

      Вообще образ славянина-руса с длинными волосами до плеч, борода лопатой, видимо ошибочен. Это уже более поздний образ - после окончальной христианизации. Носили усы, бороды брили или коротко стригли. Голову брили или коротко остригали. Длинные волосы и борода были признаком волхвов, ведунов. Так новгородские ушкуйники, уже христиане были бородаты и длинноволосы, но когда шли в поход - видимо воинские старые традиции были очень живучи, брились наголо.
  2. mitrich 23 августа 2011 12:18
    СКИЛ,
    спасибо за разъяснения. Я, по правде говоря, подумал, что это уже современные изыски украинских скульпторов.
    А статьи Ваши хорошие, интересные, многое разъясняют. Немного прибавите в области чувства юмора, когда будете отвечать на вопросы "колхозников" - цены Вам не будет.
    mitrich
  3. Rico1977 23 августа 2011 13:24
    Великий был деятель. Жаль сейчас таких нет...
  4. zczczc 25 августа 2011 00:10
    Наши власти стыдятся Святослава - про него 99% населения даже не слышали, к сожалению.
    zczczc
  5. Жрец 15 сентября 2011 23:38
    из серии (есть ли Бог? - не то не другое не доказуемо). А вот историю у нас действительно не знают.
    Жрец
  6. Георг Шеп 4 марта 2012 12:10
    Слава Святославу - Герою Руси и великому воину!
    Георг Шеп

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня