Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем

Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем

Китайская самоходная артиллерийская установка SH1 155 мм/52 калибра

В настоящее время существует все более четкая тенденция, связанная с проектированием, разработкой и производством скорее колесных, а не гусеничных самоходных артиллерийских установок (САУ). Рассмотрим ключевых игроков и системы в этой сфере.

Как и в случае с другими бронированными машинами, защитники колесных САУ называют в качестве их основных преимуществ перед гусеничными системами лучшую стратегическую мобильность и быстрое упрощенное самостоятельное развертывание без необходимости использования транспортеров тяжелого вооружения.


Они к тому же имеют меньшую стоимость эксплуатации и обслуживания по сравнению с гусеничными аналогами и во многих случаях базируются на хорошо проверенных и широко распространенных шасси повышенной проходимости, которые также являются базой для множества других транспортных средств, что позволяет существенно сэкономить (в том числе и на запчастях).

Но колесные САУ имеют и свои недостатки. Как правило, они имеют меньший возимый боекомплект, худшую защиту, и не могут двигаться вместе с гусеничными боевыми бронированными машинами по очень сложной пересеченной местности. Как всегда операторам, стоящим перед выбором, необходимо найти компромисс в своих требованиях.

Многие из недавно разработанных колесных САУ используют в качестве шасси грузовых машин 6x6 повышенной проходимости, на задней платформе которого установлена, как правило, буксируемая артиллерийская система. Как следствие, расчет должен покинуть кабину для того, чтобы навести и зарядить пушку и открыть из нее огонь, что делает его уязвимым перед огнем стрелкового оружия и снарядных осколков. Впрочем, поскольку большая часть современных боеприпасов позволяет развертывать эти артиллерийские системы глубоко в тылу, возможно, это уже не относится к основным недостаткам.

Некоторые из колесных САУ имеют полностью защищенную кабину, тогда как другие спроектированы так чтобы принять дополнительный комплект защиты, который может быть установлен непосредственно перед развертыванием. Это особо важно при участии в операциях противоповстанческого типа, когда угроза может появиться с любого направления. Такая функциональная гибкость все больше находит одобрение у операторов и экономистов, поэтому колесные САУ в настоящее время заменяют полностью гусеничные САУ и традиционные буксируемые системы.

Хотя гусеницы побеждают колеса там, где нужна проходимость САУ, но колеса в свою очередь более мобильны по сравнению с буксируемыми системами, которые могут быть введены в бой и выведены из него быстрее с целью избежания контрбатарейного огня. (Однако существует потребность в традиционных буксируемых артиллерийских системах, особенно в воздушно-десантных войсках, морской пехоте и силах быстрого реагирования.)

В то время как в статье описываются непосредственно сами платформы, пользователи также очень заинтересованы в системах целеуказания, управления огнем, снарядах, зарядах и взрывателях.

Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем
Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем

САУ SH1 155 мм/52 калибра от компании China North Industries Corporation (NORINCO)

Китай

Народно освободительная армия Китая (НОАК) традиционно имела на вооружении комбинацию из гусеничных САУ и буксируемых систем, но, как и всё большее число армии в мире, НОАК в настоящее время переходит на более сбалансированный парк, состоящий из гусеничных и колесных бронированных машин.

Китайская промышленность разработала полную линейку колесных САУ для НОАК и экспортного рынка, среди них самой продвинутой системой является САУ SH1 155 мм/52 калибра от компании China North Industries Corporation (NORINCO).

Она имеет полностью защищенную кабину для расчета из шести человек и орудие 155 мм/52 калибра с силовыми приводами вертикального и горизонтального наведения, установленное в задней части шасси. Установка также имеет на борту компьютерную систему управления огнем (СУО), которая позволяет выполнять самостоятельные огневые задачи.

NORINCO также разработала, по крайней мере, до этапа предсерйиного образца самоходные артиллерийские системы 122-мм SH2 и 105-мм SH5 с колесной формулой 6x6.

SH2 имеет боевую массу около 11,5 тонны с 122-мм пушкой установленной позади защищенной четырехдверной кабины. Установка обслуживается расчетом из пяти человек и перевозит в общей сложности 24 122-мм боеприпаса. SH5 предназначена для экспортного рынка, у нее такое же шасси 6x6 как у SH2, но на нем установлено пушка 105 мм/37 калибра с боекомплектом 40 выстрелов.

На вооружении НОАК стоит также вариант российской 122-мм пушки Д-30, установленной на грузовик (известна под обозначением Type 86 или PL86 в экспортной конфигурации компании Poly Technologies), который является достаточно устаревшим, но соответствуют критериям колесных САУ. Пушка установлена на задней платформе шасси 6x6 с кабиной бескапотной компоновки; стреляет она по задней дуге с ограниченным углами по азимуту 30° влево и вправо. Стабилизаторы обеспечивают лучшую устойчивость при ведении стрельбы.

Компания Poly Technologies разработала еще более простую колесную систему, состоящую из грузового шасси бескапотной компоновки 4x4 и 105-мм пушки, ведущей огонь по задней дуге.

Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем
Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем
Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем

САУ французской армии CAESAR 155 мм/52 калибра имеет защищенную кабину

Франция

Артиллерийская система CAESAR 155 мм/52 калибра была изначально разработана компанией Nexter Systems на собственные средства, но «цель оправдала средства» и эта САУ была куплена четырьмя странами.

Французская армия приняла поставки 5 + 72 САУ CAESAR, все на базе грузового шасси повышенной проходимости Sherpa 6x6 от Renault Trucks Defense, на которое можно установить комплект модульной защиты. Эти САУ CAESAR принимали участие в операциях французского контингента в Афганистане, Ливане и совсем недавно в Мали.

Долгосрочной целью французской армии является замена всех оставшихся гусеничных 155-мм САУ AUF1-TA и буксируемых 155-мм артиллерийских систем TR1 новой САУ CAESAR, но в связи с финансовыми ограничениями этого не произойдет, по крайне мере, в ближайшие пять лет.

CAESAR имеет боевую массу около 17,7 тонны и обслуживается расчетом из пяти человек. При занятии огневой позиции сзади опускается на грунт большой сошник с гидравлическим приводом, мощности которого хватает, чтобы поднять четыре задних колеса.

Боекомплект составляет 18 155-мм выстрелов и соответствующих им зарядов, при этом максимальная дальнобойность 42 км достигается при стрельбе 155-мм осколочно-фугасным снарядом с донным газогенератором.

САУ CAESAR уже продана национальной гвардии Саудовской Аравии (136 систем на немецком шасси UNIMOG 6x6) и в Таиланд (шесть система на шасси Sherpa).

Ведется изготовление 37 систем для Индонезии. Здесь самое большое изменение состоит в том, что орудие установлено на шасси Sherpa, но, как и на всех предыдущих САУ CAESAR, на них будет установлена система навигации и позиционирования SAGEM Sigma 30.

Для индийского рынка в качестве базовой машины использовано местное шасси Ashok Leyland Defence 6x6, а компания Nexter Systems также изучает возможность использования шасси Tatra 8x8, имеющего очень высокий уровень внедорожной проходимости.

Существует также различные варианты СУО для САУ CAESAR. Франция и Саудовская Аравия приняли на вооружение СУО ATLAS Thales, которая не устанавливается на индонезийские и малазийские системы.

Германия

Артиллерийская система Artillery Gun Module (AGM) была разработана в порядке собственной инициативы компанией Krauss-Maffei Wegmann, которая является основным подрядчиком гусеничной САУ PzH 2000 155 мм/52 калибра. В настоящее время она стоит на вооружении Германии, Греции, Нидерландов, а также заказана Катаром.

Для начальных стрельбовых испытаний орудие AGM первоначально было установлено на гусеничные шасси ракетной системы залпового огня Multiple Launch Rocket System, но впоследствии было перенесено на новое гусеничное шасси, разработанное компанией General Dynamics European Land Systems-Santa Barbara Sistemas в результате чего появилась гусеничная САУ Donar (фото внизу).

Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем
Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем


AGM может использоваться в отдельной конфигурации для защиты передовых оперативных баз, или устанавливаться на прицеп или колесное шасси. Система имеет массу около 12 тонн и может управляться с помощью дистанционного управления прямо из кабины.

Артиллерийское орудие Rheinmetall 155 мм/52 калибра такое же, как и у САУ PzH 2000, которая имеет боевую массу более 53 тонн. В гусеничной машине PzH 2000 размещается в общей сложности 60 155-мм выстрелов и соответствующих зарядов по сравнению с 30 155-мм выстрелами и зарядами орудия AGM.

Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем
Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем

Первый экземпляр иранской САУ 155 мм/39 калибра базируется на бескапотном шасси 6x6 с незащищенной кабиной

Иран

По иронии судьбы Иран всегда покупал свои САУ у зарубежных поставщиков, но международные санкции побудили организацию оборонной промышленности разработать и изготовить две гусеничные САУ: 122 мм Raad 1 и 155 мм Raad 2.

Недавно там разработали, по крайней мере, до стадии прототипа колесную САУ на базе грузового шасси бескапотной компоновки 6x6, на которое была установлена верхняя часть буксируемой системы HM42 155 мм/39 калибра от Hadid Armament Industries Group. У этой новой САУ сзади опускается большой упор, поднимая четыре задних колеса и стабилизируя платформу. Пространство в задней части кабины предназначено для дополнительных членов расчета и неизвестного количества готовых выстрелов.

В то время как первый экземпляр иранской колесной САУ имеет незащищенную кабину, возможно, что серийные системы будут иметь защищенную кабину.

Израиль

На другом краю Ближнего Востока – географически и метафорически – компания Elbit Soltam Systems разработала модульную колесную САУ ATMOS (Autonomous Truck Mounted howitzer System – автономная устанавливаемая на грузовик гаубица), которая может устанавливаться на различные шасси 6x6 и 8x8 с опциональными защищенной кабиной и компьютерной СУО.

Эта артиллерийская система может принять орудия 155 мм калибра 39/45/52 с механическими приводами вертикального и горизонтального наведения, гидравлическим (импульсным) досылателем для снижения нагрузки на расчет и повышения скорострельности.

Впрочем, в компании Soltam Systems подтвердили, что все экспортные заказы ATMOS на сегодняшний день были в варианте 155 мм/52 калибра. Как правило, компания не раскрывает деталей никаких экспортных сделок, но среди покупателей, по всей видимости, есть Уганда.

Компания Elbit объединилась с Aerostar с целью предложить румынской армии 155 мм/52 калибра систему, установленную на грузовое шасси ROMAN 6x6, а Soltam предлагает Казахстану САУ на базе Камаз 63502 6x6, на котором установлено 122-мм орудие Д-30 на поворотной платформе.

Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем

САУ ATMOS 155 мм/39 калибра, установленная на грузовое шасси 6x6 с бескапотной компоновкой с защищенной кабиной

Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем

155-мм концепция сверхлегкой самоходной гаубицы Ultra Light Weight Self-Propelled Wheeled Howitzer ULWSPWH в походной конфигурации. На фото мы видим, что пушка имеет эжекционное (для продувки канала ствола) устройство и дульный тормоз щелевого типа

Италия

Итальянская стала первой страной в НАТО, которая начала движение к сбалансированному парку гусеничных и колесных ББМ. К колесным системам относится артиллерийская установка Centauro 105 мм MGS и БМП Freccia.

Эти машины 8x8 были разработаны для итальянской армии консорциумом CIO, а компания Oto Melara в настоящее время работает над ультралегкой самоходной колесной гаубицей Ultra Light Weight Self-Propelled Wheeled Howitzer (ULWSPWH), которая предназначена для их поддержки. Макет последней был показан в середине 2012 года на базе 105-мм артиллерийской системы Centauro MGS, у которой пушка 155 мм/39 калибра была установлена в средней части корпуса. Расчет ULWSPWH состоит из водителя, командира и расчетчика.

Вооружение соответствует совместному меморандуму по баллистике (JBMoU) и оснащено эжекционным устройством и дульным тормозом щелевого типа. Орудие наводится, заряжается и стреляет за счет дистанционного управления; боекомплект в машине составляет 15 155-мм снарядов и столько же модульных зарядов.

По данным Oto Melara система имеет максимальную скорострельность до 18 выстрелов/мин и возможности ведения огня в режиме MRSI (Multiple Round Simultaneous Impact – одновременный удар нескольких снарядов. Меняется угол наклона ствола и все снаряды, выпущенные за определенный интервал времени, прилетают к цели одновременно).

Сербия

Сербия также разработала полное семейство колесных САУ, которые главным образом предназначены для продажи за рубеж.

Самоходная артиллерийская система от компании Yugoimport NORA B-52 155 мм/52 калибра недавно была модернизирована. Ранее это было незащищенное шасси 8x8, а в настоящее время экипаж размещается в защищенной кабине с бескапотной компоновкой, позади которой установлена защищенная башня с вооружением. Система, как правило, ведет стрельбу с развернутым назад орудием и сошниками-стабилизаторами, опущенными на грунт.

NORA, по всей видимости, была продана, по крайней мере, двум зарубежным покупателям, но в компании Yugoimport отказались назвать их. Один из них всё же стал известен – это Бангладеш. Эта страна заказала 18 САУ, оборудованных инерциальной системой навигации и целеуказания Sigma 30 от Sagem.

Компания Yugoimport также разработала и испытала САУ SOKO SP RR, которая также имеет защищенную кабину. Эта САУ может принять 100-мм, 105-мм или 122-мм пушку.

К более простым системам относится САУ M09, которая имеет защищенную кабину и башню с открытым верхом, на которую установлена югославская 105-мм буксируемая гаубица M56.

Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем
Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем

Новейшая полностью защищенная артиллерийская система 155-мм M03 (NORA K-1). На фото в походной конфигурации с башней развернутой вперед

Сингапур

Сингапур полностью обеспечивает себя 155-мм артиллерийскими системами. Сингапурская армия имеет на вооружении разработанные местной компанией Singapore Technologies Kinetics (STK) буксируемые пушки FH-77 155 мм/39 калибра и FH-2000 155 мм/52 калибра; обе оборудованы вспомогательной силовой установкой.

Сингапур также заменил свои 37 105-мм легких пушек LG1 от Nexter Systems на легкие гаубицы 155 мм/39 калибра Pegasus, оснащенные силовой установкой.

Компания STK, тем временем, провела технико-экономическое обоснование 155-мм современной мобильной артиллерийской системы, которая представляет собой дистанционно управляемую башню с пушкой 155 мм/52 калибра на шасси 8x8 с защищенной кабиной для трех человек расчета и четырьмя гидравлическими стабилизаторами.

В САУ размещается боекомплект 26 выстрелов (снаряды и соответствующие заряды); заявленная скорострельность составляет три выстрела за 20 секунд и 6 выстрелов/мин в течение трех минут.

Словакия

Бывшая Чехословакия стала первой страной, выпустившей полный набор колесных САУ. В начале 80-х годов она разработала и изготовила 155-мм системы Dana на базе шасси Tatra 8x8.

Около 750 САУ Dana было изготовлено для чехословацкой армии и на экспорт в Ливию и Польшу.

Дальнейшие разработки привели к созданию в конце 90-х годов САУ Zuzana. Это схожее решение, вооруженное пушкой 155 мм/45 калибра, которая может стрелять боеприпасами западного образца (боекомплект в машине 40 снарядов и зарядов). Кипр получил 24 САУ Zuzana, а сама Словакия приняла на вооружение 16 установок.

Основным подрядчиком по проекту Zuzana является компания Kerametal и она до сих пор продвигает эту систему в надежде на дальнейшие заказы. Последний вариант системы оснащен новой башней 155 мм/52 калибра, соответствующей меморандуму по баллистике.

В системе установлена компьютерная СУО, инерциальная навигационная система и радар измерения начальной скорости на самом орудии. САУ может вести огонь прямой наводкой (для этого установлены тепловизор и лазерный дальномер) или в режиме MRSI.

155-мм снаряд и соответствующие метательные боеприпасы загружаются автоматически. В компании Kerametal заявляют о максимальной скорострельности 6 выстрелов/мин и постоянном темпе огня 2 выстрела в минуту.

Башня может поворачиваться на все 360°, но в положении для стрельбы углы горизонтальной наводки ограничены 60° влево и вправо.

В конфигурации 155 мм/52 калибра боевая масса машины составляет 32 тонны, максимальная скорость по шоссе 80 км/ч и запас хода 600 км.

По словам директора Kerametal Игоря Юнаса «Разработка новой САУ Zuzana 155 мм/52 калибра завершена и она квалифицирована словацкой армией. Производство может начаться при наличии заказов».

Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем
Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем

САУ Zuzana 8x8 155 мм/45 калибра от Kerametal стоит на вооружении Кипра и Словакии

Южная Африка

Самоходная артиллерийская система G6 155 мм/45 калибра 6x6 от Denel Land Systems была разработана с целью удовлетворения потребности южноафриканской армии в мобильной системе. Она имеет большой дальнобойностью, высокую скорострельность и хороший уровень защиты от стрелкового оружия, мин и снарядных осколков.

После расширенных испытаний у заказчика прототипов, опытных и предсерийных образцов, начиная с 1988 года для армии ЮАР было изготовлено 43 серийных САУ G6.

Компоновка САУ G6 уникальна тем, что водитель размещается в хорошо защищенном месте впереди, а исходя из опыта ЮАР в партизанской войне, передняя часть корпуса имеет стреловидную форму.

Силовой блок расположен сразу за водителем, башня с силовыми приводами вооружена пушкой 155 мм/45 калибра, она идентична той, что установлена в буксируемой артиллерийской системе G5.

Возимый боекомплект составляет 50 155-мм снарядов и соответствующих зарядов. Максимальная дальнобойность пушки составляет 41 км при стрельбе стандартными снарядами с донным газогенератором от Rheinmetall Denel Munitions, но может повыситься до 54 км при стрельбе снарядом дальнобойной артиллерии с увеличенной скоростью VLAP (Velocity-enhanced Long-range Artillery Projectile). Стандартное оборудование включает систему наведения, радар измерения начальной скорости и инерциальную навигационную систему.

Из зарубежных стран САУ G6 купили Оман (24) и ОАЭ (78).

Компания Denel Land Systems разработала также самоходную систему G6-52, которая имеет модернизированный корпус и оборудована башней с пушкой 155 мм/52 калибра. Пушка имеет камору объемом 23-литра, что соответствует меморандуму НАТО по баллистике.

У оригинальной G6 155-мм снаряды и заряды заряжаются вручную, но в настоящее время на новейшей САУ G6-52 этот процесс полностью автоматизирован.

В двух каруселях в кормовой нише башни размещаются 40 готовых снарядов (в левой) и 40 модульных зарядов (в правой).

Для экспортируемых САУ G6 в башне также установлена собственная вспомогательная силовая установка и системой наведения WMS APS (Artillery Pointing System) от Denel. По данным Denel Land Systems это позволяет быстро и точно развертывать орудие при любых погодных условиях (днем и ночью), а также исключить все процедуры наблюдения и ориентирования и уменьшает время развертывания с 15 минут до менее чем 2 минут. Кроме того, система наведения WMS APS позволяет стрелять в режиме MRSI и вести тактику ведения огня с коротких остановок.

Башня для САУ G6-52 может быть также установлена на другие платформы. Например, она была установлена на шасси российского танка T-72, кроме того известна просто отдельная конфигурация под обозначением башня T6.

Дальнейшая разработка буксируемой системы G5 155 мм/45 калибра привела к конфигурации G5 155 мм/52 калибра, которая имеет полуавтоматический затворный механизм, двойной буфер с фиксированной откатной системой и двухкамерный дульный тормоз.

Компания Denel Land Systems завершила разработку САУ Condor на грузовом шасси, которая будет поставляться либо с орудием 155 мм/45 калибра (T5-45), либо 155 мм/52 калибра (T5-52).

Вся верхняя часть G5 устанавливается в задней части грузового шасси повышенной проходимости 8x8, которое оборудовано гидравлическими стабилизаторами. В зависимости от используемого шасси, в общей сложности в боеукладке могут быть размещены 26 155-мм снарядов и зарядов. Пушка обычно стреляет по задней дуге в секторе 40° влево и вправо.

T5-52 представляет собой самую продвинутую систему. Она имеет загрузочный лоток для заряжания снаряда/заряда с полуавтоматическим цепным досылателем снаряда/заряда, автоматическую загрузку запального устройства, кольцевой лазерный гироскоп, систему наведения WMS APS для автоматического наведения при помощи джойстика, навигационный блок для водителя и телескопический прицел прямой наводки для захвата целей на дистанции до 2000 метров.

Компания Denel Land Systems разработала легкую автономную башню T7, которая прошла испытания на шасси LAV-III 8x8 от General Dynamics Land Systems. В ней установлено 105 мм/58 калибра легкое экспериментальное орудие LEO (Light Experimental Ordnance). Оно стреляет новым комплектом боеприпасов (снаряд и модульные заряды), разработанных Rheinmetall Denel Munition. Максимальная дальнобойность орудия достигает 24 км с использованием стандартного боеприпаса или 30 км с использованием снаряда с донным газогенератором. Также в башне установлена полуавтоматическая система заряжания с использованием цепного досылателя. Операции загрузки контролирует бортовой компьютер с ручной резервной ветвью.

В башне установлена система наведения и навигации с лазерным кольцевым гироскопом с сенсорным контролем и полностью автоматическим наведением и навигацией. То есть системе в положении для стрельбы не требуется топографическая привязка и выравнивание. Башня весит всего 3750 кг и может устанавливаться на целый ряд гусеничных и колесных платформ.

Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем
Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем

САУ G6-52 155 мм от Denel Land Systems отличается новой башней с полностью автоматической системой обработки боеприпасов, которая позволяет снизить численность расчета и повысить скорострельность

Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем

Южнокорейская артиллерийская система EVO-105 от компании Samsung Techwin



Видеопрезентация EVO-105

Южная Корея

Компания Samsung Techwin является основным подрядчиком по гусеничной САУ K9 Thunder 155 мм/52 калибра, стоящей на вооружении южнокорейской армии.

Компания также изготовила и испытала технологический демонстрационный образец EVO-105, который состоит из шасси грузовика KM500 6x6 и поворотной платформы с 105-буксируемой гаубицей M101 и обычных гидравлических стабилизаторов по бокам. Орудие стреляет по задней дуге, углы поворота составляют 90° влево и вправо, углы вертикального наведения в диапазоне от -5° до +65°.

105-мм пушка наводится на цель при помощи джойстика с резервными средствами ручного управления. Огневые задачи рассчитываются компьютерной СУО, базирующейся на СУО гусеничной установки K9.

В настоящее время для корейской армии изготавливаются две системы EVO-105, и в зависимости от итогов испытаний, армия может заказать до 800 серийных систем. В то время как на первых экземплярах установлена базовая пушка M101Al, рассматривается возможность, что на серийные системы будет установлена верхняя часть модернизированного варианта пушки M101, имеющей обозначение KH178. Он имеет более длинный ствол 105 мм/34 калибра, дальнобойность может достигать 14,7 км с использованием традиционных боеприпасов или 18 км с использованием снарядов с ракетным ускорителем. Оригинальное орудие M101A1 имеет максимальную дальнобойность всего 11,27 км при стрельбе стандартным осколочно-фугасным 105-мм снарядом M1. По данным Samsung Techwin, 105-мм концепция может быть также применена к 122-мм, 152-мм или 155-мм системам, и, кроме того, орудие может быть установлено на шасси 8x8.

Судан

Суданская компания Military Industry Corporation разработала артиллерийскую систему Khalifa на грузовом шасси 6x6 с бескапотной компоновкой и защищенной кабиной. На задней платформе установлена российская буксируемая гаубица 122 мм Д-30, которая стреляет по передней дуге; сзади на грунт при помощи гидравлических приводов опускаются два сошника. Системой справляются пять человек, каждая машина перевозит 45 122-мм выстрелов.

Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем

Суданская САУ Khalifa 122 мм в положении для стрельбы с опущенными на грунт сошниками-стабилизаторами и развернутыми бортами для обеспечения доступа к ящикам с боеприпасами

Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем
Аппетиты колесных самоходных артиллерийских систем

САУ Archer 155 мм/52 калибра ведет огонь (вверху)

Швеция

В марте 2010 года шведская администрация по оборонному имуществу выдала контракт компании BAE Systems Weapons (ранее Bofors) на артиллерийские системы 48 FH-77 BW L52 Archer 6x6.

В соответствии с первоначальным графиком изготовления поставки должны были пройти с 2011 года по конец 2014 года. Норвегия и Швеция должны были получить по 24 САУ Archer в качестве единственной армейской артиллерийской системы.

Швеция приняла поставки своих первых САУ Archer в сентябре 2013 года, но в декабре Норвегия отменила свой заказ, несмотря на то, что производство систем шло полным ходом. В настоящее время контракт пересматривается обеими сторонами и, скорее всего, Норвегия откажется от заказанных 24 САУ Archer. САУ Archer базируется на глубоко доработанном шасси грузовика Volvo 6x6, которое обычно используется в строительном деле.

Расчет располагается в защищенной кабине в передней части, сзади установлена пушка 155 мм/ 52 калибра. Автоматическое устройство заряжания позволяет заряжать и стрелять из пушки не выходя из кабины.

Использованы материалы:
www.janes.com
www.norinco.com
www.poly.com.cn
www.renault-trucks-defense.com
www.nexter-group.fr
www.kmweg.de
www.elbitsystems.com
www.otomelara.it
www.yugoimport.com
www.stengg.com
www.kerametal.sk
www.denellandsystems.co.za
www.samsungtechwin.com
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 34
  1. Волосатый сибиряк 26 ноября 2014 08:43
    Интересная и хорошо оформленная статья .
    А где англичане со своей САУ M777 Portee?
    155-миллиметровая гаубица M777 на восьмиколёсном шасси повышенной проходимости High Mobility Truck (8х6) компании Supacat.
    Говорят эта гаубица является самой легкой в мире, также стоит на вооружении частей морской пехоты и сухопутных сил США и Великобритании. Ее вес составляет всего 4218 килограммов. Этого удалось достичь за счет использования алюминиевых и титановых сплавов.
    1. Комментарий был удален.
    2. strong man 27 ноября 2014 20:00
      Клиренс данной САУ немногим больше обычного легкового автомобиля ,съезд с асфальта на пересеченную местность с грязью и ямами будет означать для этого бегемота самоубийство!
      strong man
  2. ramsi 26 ноября 2014 09:10
    почему-то, всё же кажется, что оптимальной колёсной установкой была бы похожая на сербскую NORA K-1, только разделяемая модульная конструкция, со своим дизель-генератором в самоходной боевой части
    ramsi
  3. GOgaRu 26 ноября 2014 09:26
    У нас в армии много МТЛБ. По-моему интересный вариант модернизации-установка артсистемы 122-152мм, на подобии французской CAESAR.
  4. стер 26 ноября 2014 10:05
    Хорошо подобранный материал, интересно подан. Понятно, почему многие страны используют колесную платформу. И понятно, что в России такие платформы будут не очень-то востребованы в силу природных условий. Хотя для южных районов и для вооружения экспедиционных сил колесные САУ могут пригодиться.
  5. svp67 26 ноября 2014 10:05
    У нас тоже было интересное направление - самодвижущиеся пушки
    85мм Д44

    и 125мм "СПРУТ"
    1. Лопатов 26 ноября 2014 10:52
      wink Современные 155-мм артиллерийские буксируемые орудия

      KH179........Республика Корея
      FH-77В.......Швеция................самодвижущаяся
      М777.........США, Великобритания
      M114/39......Нидерланды
      TR...........Франция...............самодвижущаяся
      GH N-45......Австрия, Бельгия, Канада
      G5...........ЮАР...................самодвижущаяся
      FH2000.......Сингапур..............самодвижущаяся
      SBT-1 APU....Испания...............самодвижущаяся
      TIG 2000.....Израиль...............самодвижущаяся
      GH 52 APU....Финляндия.............самодвижущаяся
      1. ramsi 26 ноября 2014 11:24
        скажите, а именно, модульные есть? Имеется в виду, что орудие может работать и в сцепке, без разделения; разделение просто повышает гибкость использования
        ramsi
        1. Волосатый сибиряк 26 ноября 2014 11:38
          Цитата: ramsi
          скажите, а именно, модульные есть? Имеется в виду, что орудие может работать и в сцепке, без разделения; разделение просто повышает гибкость использования

          Типа трактор-тягач «Сталинец 65″ ?
        2. Лопатов 26 ноября 2014 11:57
          Таких нет. От тягача орудие необходимо отцеплять в любом случае.

          Такая схема характерна скорее для миномётов.

          К примеру, Boeing Phantom Badger 120mm mortar carrier
          1. cosmos111 26 ноября 2014 18:28
            Цитата: Лопатов
            К примеру, Boeing Phantom Badger 120mm mortar carrier

            его китайский копир...аналог...120 мм миномёт
            клик
            1. Лопатов 26 ноября 2014 21:01
              Я бы так не сказал. Китайцы скорее всего пошли своим путём- американский "Мортар кариер" показали на месяц раньше.
              1. cosmos111 26 ноября 2014 21:20
                Цитата: Лопатов
                Китайцы скорее всего пошли своим путём- американский "Мортар кариер" показали на месяц раньше

                просто ,китайская пром...разведка сработала на отлично...

                а,для китайской государственной корпорации NORINCO ,выпустить образец...

                120 мм миномёт "Сани"с подрессоренным прицепом,для буксировки миномёта,теперь ресурс буксировки на прицепе,будет гораздо больше 500-ста кл...
                клик
      2. kplayer 26 ноября 2014 14:45
        Дополню 155-мм :
        - M198, США (ещё не устарела и используется).
        - FH-70, Великобритания, Германия, Италия.
        1. Лопатов 26 ноября 2014 15:47
          Я о том, что возможность самоперемещения это ещё один тренд в современной буксируемой артиллерии.
          1. kplayer 26 ноября 2014 18:46
            Да, но только тренд более ранний, тренды посвежее: аэромобильность 155-мм БГ M777 и ранней БГ M198(7,2т), вертолетами CH/MH-47/-53 и самолетом СV/MV-22 Osprey; и аэротранспортабельность 155-мм СГ (Caesar, заменяет самодвижущиеся БГ TR-F.1), наиболее распространенными средними ВТС С-130 и С-160.
            По-моему, в сравнении с другими артсистемами на открытой грузовой 6x6-платформе, Caesar более адаптирована и оптимизирована по массогабаритным хар-кам, по высоте, для наклона ствола и размещения в грузовом отсеке ВТС, кабина частично разбирается, ветровое стекло водителя откидывается вперед (фото).
            В месте с тем читаю, что основой парка ствольной ПА должны быть классические СГ (Мста-С, M109, AS-90, PzH и т.д.).
            1. Лопатов 26 ноября 2014 19:20
              Какой же это "тренд"? Всего одно орудие, крайне дорогое и неэргономичное. Кривой досыльник прекрасно его характеризует.

              Остальные как раз ударились в самодвижущиеся. Удачное решение, сочетающее и сравнительно небольшой вес, а значит стратегическую мобильность, и возможность отстреляться и выйти из-под ответного удара.

              Классика, конечно, хороша. Но это дорого, очень дорого. Насколько знаю, цена одной батареи СГ примерно соответствует цене 4-х батарей буксируемых орудий
              1. kplayer 26 ноября 2014 19:53
                Но трендовость не мы с вами определяем, и не думаю, что она зависит от прямолинейности досыльника для M777, просто придерживался темы статьи. Насчет возможности незащищенных самодвижущихся БГ выйти из под ответного удара (залпа) - сомнительно, разве что минометного. Мои личные предпочтения были только в последнем предложении, о традиционных СГ.
                1. Лопатов 26 ноября 2014 20:18
                  Цитата: kplayer
                  и не думаю, что она зависит от прямолинейности досыльника для M777

                  Криволинейность досыльника указывает на неудобство заряжания М777, особенно при больших углах возвышения

                  Цитата: kplayer
                  Насчет возможности незащищенных самодвижущихся БГ выйти из под ответного удара (залпа) - сомнительно

                  Почему? 30-сек огневой налёт, снялись, отошли. Причём не надо ждать тягача, цеплять орудие... Однозначно быстрее.

                  Традиционные СГ хороши. На уровне бригады/дивизии. Но на армейском требуются образцы с большей оперативной мобильностью. Или буксируемые, или на автомобильной базе.
                  1. cosmos111 26 ноября 2014 22:07
                    Цитата: Лопатов
                    М777, особенно при больших углах возвышения

                    это ,Вы погорячились...
                    клик
                    и в ночных сртельбах


                    среди буксируемых гаубиц,М777 на мировом рынке,сейчас самый ходовой товар...
                  2. Комментарий был удален.
                  3. kplayer 26 ноября 2014 22:15
                    Неудобство - как-то смутно и неубедительно о заряжании БГ.

                    1-2 огневых налета ОФС (не говоря о КАС и РСЗО) и основная часть номеров расчетов батареи(6)/огневого взвода(3) будет выбита, повторюсь только о возможности уйти от 81/82-мм минометных выстрелов. В этом плане, по-моему, вы переоцениваете самодвижущиеся БГ, например в НАТО мало у кого (Испания, Франция) остались. Живучесть никакая.

                    Дивизии и бригады (основная часть д-нов в их составе) * - уровень самое то, отдельные арт.части (вкл. гаубичные, 240-мм минометов 2С4, РСЗО и ОТР) никуда не девались, по армиям тоже как-то не убедительно, армии ныне по сути переформированы в региональные (территориальные) командования. Если вы не собираетесь опираться только на артиллерию для усиления огневого воздействия (сутками и эшелонами боеприпасов перемалывать города и перепахивать гектары земли), и на автотранспорт для её переброски, то есть АА СВ, ФА и ВТА ВВС, хотя в чем в вашем случае (шоссейное/пересеченка) преимущество по оперативной мобильности БГ перед СГ - так и не понял.

                    * СГ в мсбр и тбр.
                    1. cosmos111 26 ноября 2014 22:38
                      все (пости)буксируемые гаубицы перечислили...\

                      но, вот ещё,одн вариант самодвижения......Lockheed Terrastar и шагающая good гаубица M101
                      самодвижущееся орудие, на базе серийной гаубицы M101A1...

              2. Комментарий был удален.
              3. 31rus 27 ноября 2014 11:28
                Нет у них не какой стратегической мобильности,да и сама мобильность этих орудий весьма условна,вас накроют ответным огнем хоть в прицепном,хоть в самодвижущемся варианте,это не тот путь решения,нужно уменьшать время развертывания,увеличивать скорострельность,повышать точность,вот критерии артиллерии,а не колеса или гусеницы
          2. Комментарий был удален.
      3. voyaka uh 27 ноября 2014 10:13
        "М777.........США, Великобритания"///

        М777 - не самодвижущаяся. Она - "самолетающая".
        Ее применение - в составе группы из 2 вертолетов.

        Один перевозит подвешенную гаубицу и расчет, другой -
        снаряды.
        Успешно применялось в Афганистане.
  6. ватник 26 ноября 2014 11:49
    Безобразие, мою любимую Сирию забыли smile
    130-мм пушка М-46 на грузовике Мерседес.

  7. bmv04636 26 ноября 2014 11:49
    Предлагаю использовать систему мультилифт
  8. ватник 26 ноября 2014 12:52
    Сербия

    Сербия также разработала полное семейство колесных САУ, которые главным образом предназначены для продажи за рубеж.
    Самоходная артиллерийская система от компании Yugoimport NORA B-52 155 мм/52 калибра недавно была модернизирована. Ранее это было незащищенное шасси 8x8


    Скажите, а это не NORA ?
    1. Karimbaev 26 ноября 2014 15:15
      это Семсер с Д-30 122 мм
      Karimbaev
      1. ватник 26 ноября 2014 17:15
        Цитата: Karimbaev
        это Семсер с Д-30 122 мм


        Это Семсер с Д-30 122 мм? belay
        Семсер вот :

  9. Комментарий был удален.
  10. pinachet 26 ноября 2014 15:12
    у нас тоже кое что есть....говорят сейчас в крыму....
    1. Лопатов 26 ноября 2014 15:51
      Это несколько иное. Вернее, совсем иное. Обратите внимание- в орудии применяются унитарные боеприпасы, что характерно для морских систем. Как полевое орудие система неприменима.
      1. ватник 26 ноября 2014 17:29
        Цитата: Лопатов
        Как полевое орудие система неприменима.


        Кто вам это сказал? belay
        Комплекс «Берег» предназначен для поражения малых и средних надводных кораблей, в том числе быстроходных, со скоростью до 20 узлов, на непосредственных подступах к побережью — в приливных зонах, островных и шхерных районах,а также для поражения наземных целей.
        http://русская-сила.рф/guide/army/ar/a222.shtml

        1. kplayer 26 ноября 2014 18:11
          Было бы странным, если бы системы береговой артиллерии, равно как и корабельной артиллерии не могли бы поражать наземные цели.
          Также склонен думать, что немецкая AGM и сербская NORA - это скорее 155-мм системы мобильной береговой артиллерии, чем полевой артиллерии (ПА).
          1. Лопатов 26 ноября 2014 19:31
            Цитата: kplayer
            Было бы странным, если бы системы береговой артиллерии, равно как и корабельной артиллерии не могли бы поражать наземные цели.

            Могут. Но они банально неудобны. Обычные полевые орудия способны стрелять по намного более разнообразным траекториям благодаря переменному заряду.

            К примеру, Вам надо поразить цели на обратном склоне. Для "Мсты" это как два пальца об асфальт. Для "Берега"- только мортирным огнём, да и то ограничено с его максимальным углом вертикальной наводки в 50 градусов.

            К тому же стрельба унитарами намного быстрее расстреливает ствол

            Ну не предназначен он для этого... Его работа стрелять по кораблям
            1. kplayer 26 ноября 2014 19:58
              Бесспрорно, думаю, это полезно вашему оппоненту по "БА - ПА".
  11. asadov 26 ноября 2014 16:42
    Хорошая статья, но на гусенечном ходу как то лучше и надежней , особенно в наших российских условиях.
  12. aleksandrs95 26 ноября 2014 19:58
    на счет гусеничной базы не сказал бы,колесная очень не плоха,быстро приехала,съехала с шоссе отстрелялась и вперед.На юге и Кавказе вообше цены бы не было бы.Главное целеуказание,дроны и разведка,дальность конечно же.
  13. 31rus 27 ноября 2014 11:08
    Не согласен,быстро отстрелялась это как?Колеса и гусеницы не причем это само орудие ,его скорострельность.Колесные сау хороши для своего региона,более равнинного,что касается гор,гусли лучше,новая мода не заменит сау на гусеницах,да и не кто пока от них и не отказывался,просто сейчас рулит экономика,вот и нашли решения,на мой взгляд интересное ,но не перспективное
  14. Urri 30 ноября 2014 19:48
    Цитата: Волосатый сибиряк
    Говорят эта гаубица является самой легкой в мире, также стоит на вооружении частей морской пехоты и сухопутных сил США и Великобритании. Ее вес составляет всего 4218 килограммов.


    Не верю. Одно колесо не менее 300 кг, их 8. Плюс запаска. Одна ось не менее 550 кг, их 4. Двигатель не менее 600 кг, подвеска. Бронестёкла кабины, рама не менее 1600. Такой монстр, да ещё с пушкой, не будет менее 42180, там солярки в баке только 300 кг, и 2 аккумулятора по 60.
    Предполагаю, что забыли нолик. 4,5 т весит самая лёгкая американская буксируемая.
  15. Beiderlei 1 декабря 2014 14:40
    Швед хорош,но не может стрелять на 360 градусов!
    Beiderlei

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня