Проект перспективного танка «Объект 299»

На протяжении всей истории танкостроения инженеры работали над созданием новых машин, имеющих серьезные отличия от существующей техники. К примеру, в конце восьмидесятых годов несколько конструкторских бюро Советского Союза начали работы по тематике перспективного танка. Большой интерес представляет разработка конструкторов Ленинградского Кировского завода (впоследствии КБ «Спецмаш»). Предлагаемые в проекте решения были настолько смелыми, что некоторые из них реализуются на практике только сейчас.

Проект перспективного танка «Объект 299»


В рамках проекта «Объект 299» было решено использовать имеющийся опыт, а также широко применять новейшие идеи. Так, перспективный танк должен был иметь необычную для отечественного танкостроения компоновку, оригинальное вооружение, а также нестандартный подход к размещению экипажа. Кроме того, «Объект 299» изначально создавался как универсальная платформа, которая может быть базой для основного танка, боевой машины пехоты тяжелого класса, инженерной машины и даже для носителя противотанковых ракет. Все это значительно усложняло разработку проекта, однако должно было значительно удешевить строительство техники и облегчить ее обслуживание.


С целью решения ряда задач разного рода было решено строить танк «Объект 299» с использованием нестандартной компоновки. В передней части корпуса предлагалось разместить моторно-трансмиссионное отделение, за ним должна была находиться броневая капсула с экипажем, а вся корма отдавалась под боевое отделение. Одним из главных преимуществ такой компоновки была возможность значительного увеличения уровня защиты машины в сравнении с существующей техникой. Так появилась возможность установить на танк лобовую защиту, эквивалентную 800-900 мм гомогенной брони, а также улучшить защиту экипажа при помощи дополнительного бронирования обитаемого объема.

В качестве силовой установки для нового танка изначально предлагался газотурбинный двигатель мощностью 1500 л.с. В дальнейшем планировалось повышать подвижность бронемашины за счет использования более мощных двигателей, вплоть до 2000 л.с. По некоторым данным, для танка «Объект 299» в дальнейшем предполагалось создать газотурбинный двигатель мощностью около 1800 л.с. с расходом топлива на уровне современных дизелей.

Ходовая часть «Объекта 299» получила по семь опорных катков с торсионной подвеской на борт. В связи с передним расположением двигателя ведущие колеса должны были находиться в передней части борта, направляющие – в кормовой.

Экипаж боевой машины из двух или трех человек (в зависимости от модификации) должен был находиться в общем объеме, расположенном в средней части корпуса. В связи с таким расположением экипажа танк или иная техника должен был получить несколько оригинальных систем. Требовалось обеспечить максимально возможный обзор, а также оснастить рабочие места экипажа органами управления всеми имеющимися системами. В частности, требовалось создать автоматизированное необитаемое боевое отделение, полностью управляемое с рабочих мест экипажа.

Проект перспективного танка «Объект 299»


Для решения поставленной задачи предлагалось оснастить танк перископическими приборами в крыше обитаемого отделения. Кроме того, танк мог получить систему камер для кругового обзора и специальный прицел для управления огнем орудия. Камера и тепловизор последнего должны были находиться на лафете пушки и обеспечивать прицеливание.

В кормовой части корпуса предлагалось размещать боевое (в варианте пушечного и ракетного танка) или десантное (тяжелая БМП) отделение. Возможности ходовой части и корпуса позволяли оснастить танк орудием калибра 152 мм. Пушка должна была взаимодействовать с автоматом заряжания и автоматизированной укладкой для снарядов. Ввиду отсутствия людей в боевом отделении все операции с боеприпасами – от извлечения выстрела из ячеек механизированной укладки до выброса поддона гильзы – должны были выполняться автоматикой.

Особый интерес представляет предлагавшаяся версия танка «Объект 299» в ракетной версии. Эта машина должна была оснащаться пусковой установкой для противотанковых ракет. В кормовом боевом отделении предлагалось поместить вертикальную пусковую установку с 30 ячейками для ракет. Использование подобной пусковой установки могло заметно уменьшить время, необходимое для подготовки к выстрелу (к примеру, в сравнении с ракетным танком ИТ-1), а также уменьшить вероятность поражения боекомплекта машины. Необходимо отметить, в конце восьмидесятых или в начале девяностых в СССР/России отсутствовали ракеты, пригодные для использования на «Объекте 299». Однако в случае начала полномасштабных работ по созданию такой машины ракетостроительные конструкторские бюро могли получить соответствующее задание, вследствие чего появился бы боеприпас для перспективной боевой машины.

Модификации «Объекта 299» иных классов должны были нести соответствующее оборудование и вооружение. К примеру, тяжелая БМП могла получить боевой модуль с артиллерийским орудием малого калибра или пулеметами, а в кормовой части корпуса должно было находиться десантное отделение. В таком случае для посадки и высадки десант должен был использовать дверь в кормовом листе корпуса.

Комплекс оригинальных решений, предложенных в проекте «Объект 299», должен был обеспечить новой технике заметное преимущество перед существующими боевыми машинами. Так, новый танк мог иметь сравнительно мощное бронирование и высокий уровень защиты экипажа. Газотурбинный двигатель должен был обеспечить высокую удельную мощность даже при достижении боевой массы около 50 тонн. Использование 152-мм орудия дало бы танку уникально высокую огневую мощь.

Кроме того, проект «Объект 299» имел положительные черты, связанные с созданием единой платформы для техники различного назначения. Особо следует отметить, что танковые шасси и ранее использовались в качестве основы для различной техники (ремонтно-эвакуационные машины, инженерная техника и т.д.), однако в проекте шасси «Объект 299» предлагалось изначально учитывать требования, предъявляемые к шасси для различной техники.

В проекте «Объект 299» использовалось множество оригинальных идей, которые требовали проверки и отработки. По этой причине был построен ходовой макет перспективного танка. Он представлял собой шасси с оригинальной компоновкой внутренних объемов и ходовой частью с шестью опорными катками на борт. Для удобства работы испытателей места экипажа были подняты, а на крыше корпуса появилась надстройка характерной формы с окнами.

Известно, что опытный «Объект 299» прошел большой объем испытаний, в которых определялись положительные и отрицательные черты примененных идей. В целом, предложенная компоновка агрегатов оправдала себя, хотя некоторые особенности машины требовали доработки. Тем не менее, работы не привели к появлению боеспособной машины. Проект «Объект 299» завершился на стадии испытаний первого ходового макета. В конце восьмидесятых годов в стране наметились серьезные экономические и политические проблемы, которые серьезно ударили по промышленности, в том числе по оборонному сектору.

Вскоре после остановки работ по проекту «Объект 299» ленинградские инженеры прекратили разработку новых проектов бронетехники. Часть имевшихся наработок впоследствии использовалась другими проектными организациями, другие остались без внимания.

Проект перспективного танка «Объект 299»
Проект перспективного танка «Объект 299»


В настоящее время в России разрабатывается проект перспективной бронеплатформы тяжелого класса «Армата». Уже в следующем году планируется показать широкой общественности основной танк, созданный на основе этой платформы. В дальнейшем на базе общей платформы будет строиться новая техника иного назначения.

По некоторым данным, «Армата» будет иметь нестандартную для отечественных танков компоновку: моторно-трансмиссионное отделение в передней части корпуса и общий объем для размещения экипажа, выполненный в виде отдельной бронированной капсулы. Все это говорит о том, что наработки по «Объекту 299» не пропали и нашли свое применение. От первых испытаний ходового макета «Объект 299» до начала поставок серийных танков с оригинальной компоновкой прошло более двух с половиной десятилетий, но смелые и многообещающие идеи все же смогли дойти до полноценной реализации на практике.


По материалам сайтов:
http://vestnik-rm.ru/
http://rosinform.ru/
http://deraltesoldat.ru/
http://gunm.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 27
  1. Siberia 9444 24 ноября 2014 07:42
    Все это говорит о том, что наработки по «Объекту 299» не пропали и нашли свое применение. Это радует ждем , ждем Армату. Хоть в Москву лети на 9 мая что бы увидеть. Статья +
    1. CruorVult 24 ноября 2014 08:19
      Вот смысл коментить, если не сильно в теме, 299 объект разрабатывался по программе "Совершенствование-88, и питер не единственные участвовали, единственные кто допилил свой объект это Тагил 195, который показали в 11году властям, и Армату делают с наработками тагила, а никак не питера. Вообще сделать такой танк в то время помоему было невозможно, технологии на другом уровне совсем. Ъотя питерский радует тем что они делали не чисто танчик а как и армату, платформу, ан которой базировалось несколько типов техники.
      1. Argon 24 ноября 2014 11:34
        Уважаемый CruorVult,а"Совершенствование"было не чем иным как легальным собатированием харьковского"Боксера"(якобы слишком дорог,требует больших объемов НИОКР).При этом я не вижу у ленинградской машины сколько нибудь серьезных,принципиальных отличий от харьковчанина(ну кроме"мульти платформенности"),229й был еще более"сырой"машиной по мимо наметившихся проблем с резервом объема под аппаратуру автоматического управления войсками,спутниковой навигацией и позиционированием,отсутствия комплекса приборов наблюдения,добавились вопросы по вооружению(не то,что ракет-боевого модуля вообще не было).В СССР было два предприятия способных проводить полный цикл производства танков от листа техзадания до готовой машины сходящей с конвейера,в Харькове и в Н.Тагиле,учитывая дальнейший ход истории не удивительно,что до полноценного прототипа эволюционировал только 195й однако,это была уже машина довольно далеко отошедшая от"совершенствования".По содержанию статьи,помяните мое слово(9го мая),-"какой бы танк не изобрели русские-ведущие колеса у него всегда будут сзади,а двигатель не когда не будет спереди"-ибо защищает не броня,но маневр.
        1. CruorVult 24 ноября 2014 14:10
          Уважаемый Argon, помоему сам Боксер а точнее сначало МОлот потом Боксер, можно назват ьсоботированием Харьковчанами создания новой машины, почти 10 лет пилили, 6 образцов запилили, а они так стрелять тольком и не научились. Совершенствование-88 был вполне нормальынй конкурс, разыне КБ делали, лучший должен был победить, да СССР распался. Тот же Ф-35 делают, то же был конкурс то же были конкуренты, оба стелса, оба самалеты и каеннчо же они похожи. У 299 все таки каруселька, а у боксера там 2 карусели пересекающиеся, там сложная была система заряжания, которую так до ума и не довели.
          1. Argon 25 ноября 2014 01:50
            Для CruorVult:все точки над И расставляются,если расставить события в хронологическом порядке-сворачивание"Боксера",начало"совершенствования",смер
            ть Устинова,изменения в аппарате Совмина.В условиях стремительно сокращавшегося финансирования"совершенствование88"был банальным средством увода"денежной руки"с Украины.В принципе 229й конкурент"боксеру",но его рождение откидывало разработку в целом на 5-7лет(создание вооружения)не решая основных проблем в которые уперся"Боксер".И такой объем НИОКР в принципе был не по плечу Кировчанам.Т.е.это был промежуточный шаг для увода финансов из МО,путем перенаправления его в Тагил с одновременным"ополовиневанием"оных(в Совмине тогда рулило тагильское лобби),а денег в стране уже ощутимо нехватало.Потом в популярных тогда воплях о-"новом мышленье и разоружении"-существенно переработали тех задание,это уже небыл автоматизированный комплекс ударного вооружения-элемент СИСТЕМЫ,195й превратился просто в танк с необитаемым боевым модулем-дешево и сердито.Но разговоры о том кто"лучше"сдесь не уместны.Конкурс ,конкурсу рознь вспомним как Ка-50 и Ми-28"писюнами мерялись"а в результате старички 24ки переслужили 30лет.
        2. mkpda 24 ноября 2014 18:12
          Маленькое дополнение, танковое производство "Кировского завода" на Волхонском шоссе было заморожено в ходе монтажных работ. Старая площадка выпустила первую серию об. 219.
  2. макс702 24 ноября 2014 11:05
    А мне всегда интересно было, если двигатель расположен в передней части и прикрыт очень толстой броней..то как производить обслуживание и ремонт двигателя? Особенно в полевых условиях?
    1. Слесарь 24 ноября 2014 11:32
      там моноблок вроде ,он меняется за 45 минут
      1. макс702 24 ноября 2014 16:24
        Как вы в поле поменяете моноблок весом 1.5-2 тонны??? И откуда вы возьмете запасной моноблок? А если там какая то мелкая неисправность? Датчик из разъема выпал, патрубок слетел или трубка лопнула? Как добраться до всего этого если двигатель прикрыт толстым ,тяжелым слоем брони?
        1. А Нас Рать 25 ноября 2014 08:28
          Цитата: макс702
          Как вы в поле поменяете моноблок весом 1.5-2 тонны??? И откуда вы возьмете запасной моноблок? А если там какая то мелкая неисправность? Датчик из разъема выпал, патрубок слетел или трубка лопнула? Как добраться до всего этого если двигатель прикрыт толстым ,тяжелым слоем брони?


          Так же, как это делается уже три десятка лет. Не вижу проблемы в (как минимум) повторении этого способа на той же "Армате"

          1. макс702 25 ноября 2014 13:00
            ЭЭ ..у вас за каждым танком ездит БРЭМ с запасным блоком? belay Респект! Есть такой предмет глобус называется , а так же имеются атласы и карты мира , пожалуйста гляньте на Россию и прикиньте как это все обеспечить при таких расстояниях и климатических условиях,а потом посмотрите на страну экспуатирующую танки с передним МТО.. Ну да черт с этим..Я вам про мягкое вы мне про теплое! Я все таки говорю о мелкой неисправности которую при классической компоновке БТ возможно устранить открыв легкий щит моторного отделения, как это сделать на БТ с передним расположением двигателя который по "легенде" прикрыт броней 600-700мм с соответствующим весом?
  3. zov163 24 ноября 2014 11:19
    Армата будет переднемоторной?
    1. bigELDAK 24 ноября 2014 11:47
      сложно ответить:в начале 2014 было во так-
      http://karelmilitary.livejournal.com/181216.html
      bigELDAK
      1. alex56 24 ноября 2014 14:05
        А что это за модификация на втором фото или на первом крайняя с права?
        1. brr1 24 ноября 2014 14:36
          Бронеулей универсальный
          1. странник_032 24 ноября 2014 16:03
            Цитата: brr1
            Бронеулей универсальный


            Оснащён ТПК "Улей" с самонаводящимися киберпчёлами-терминаторами разработка которых велась в Сколково,тема НИОКР "Винни-Пух".
            Применяется как оборонительная система вооружения против живой силы противника путём механизированной установки на путях наступающих войск противника. Активация ТПК происходит дистанционно,либо с применением таймера.

            А так же ТПК "Гнездо" с кибержуками,вид термоядерный долбоносик(тема НИОКР "Колорадский жук"). Применяется для штурма особо укреплённых фортификационных сооружений(основная специализация подземные противоатомные бункеры).Термоядерные долбоносики проникают на объект через вентиляционные шахты и сжирают все биологические объекты имеющие западное происхождение(вычисляют путём экспресс-анализа ДНК).

            Гусеничная бронеплатформа используется как носитель и механизированный установщик ТПК.
            странник_032
        2. Лопатов 24 ноября 2014 16:06
          Минный заградитель
        3. perfect100 24 ноября 2014 22:47
          Это салютная машина для фейерверков!
  4. bigELDAK 24 ноября 2014 11:24
    Тема с 299 настолько заезжана,что я начал искать копипаст(перепост),спасибо только за то что время потратил на написание статьи:
    http://topwar.ru/19540-semeystvo-mashin-na-edinoy-bazovoy-unificirovannoy-boevoy

    -platforme.html

    http://topwar.ru/30166-prototipy-tanka-armata.html
    http://topwar.ru/30507-predshestvenniki-tanka-armata.html
    и это еще не все...
    bigELDAK
  5. perepilka 24 ноября 2014 12:34
    Всё же это скорее противотанк, а не танк. Ну, ещё штурмовая самоходка. С тыла защита ноль, в случае детонации боекомплекта, экипаж от стенок отскребать придётся. Так что, либо сидим в засаде и ждём, либо, куча пехоты сзади, чтоб, не дай боже, кто к попе подошёл с РПГ, и, соответственно, скорость пехотинца.
  6. Evgeny_Lev 24 ноября 2014 13:00
    И действительно, а зачем по сути ствольное орудие?

    Уровень в ракетостроении уже ведь позволяет делать танк в сугубо, ракетном вооружении. Их и больше поместится и "механики" меньше...

    На первый взгляд, очень даже ничего...ну оставить пулемётное вооружение.
    1. Лопатов 24 ноября 2014 13:22
      Цитата: Evgeny_Lev
      Уровень в ракетостроении уже ведь позволяет делать танк в сугубо, ракетном вооружении.

      Уровень позволяет. Не позволяет экономика.

      Кроме того, ракетный танк в населённых пунктах бесполезен.
      1. Evgeny_Lev 24 ноября 2014 14:02
        Ну .... вринципе да
        1. Лопатов 24 ноября 2014 16:08
          "Ракетный танк" возможен только как дополнение к классике. Мало того, развитие ракетных технологий позволяет оный танк сделать на базе дешёвого автомобильного шасси.
          1. Гомель 4 декабря 2014 23:25
            "сделать на базе охриненно более дешёвого автомобильного шасси."
            тем более что уровень развития ракетной техники уже позволяет находится пусковому устройству далеко за передовой линеей, кроме того БПЛА
  7. Aleks тв 24 ноября 2014 15:53
    Спасибо, Кирилл за материал.
    Жаль только, что все кратко...
    hi

    Харьковцы делали работы по объекту 488 Боксер/Молот.
    Ленинградцы по теме «Совершенствование-88» (в пику) делали семейство объекта 299.
    Омичане проектировали объект 640 Черный орел.
    Уральцы готовили объект 195 и работали по программе "Совершенствование Т-72" это объекты 187 и 188.

    В итоге Харьков закрыл программу в 1991 году,
    Ленинград столкнулся с трудностями теплового экрана, а Омск не решил проблемы защиты кормы башни – все из-за банального прекращения финансирования.
    Тагильская машина была признана дорогой, а по программе "Совершенствование Т-72" объект 187 свернули (к БОЛЬШОМУ ЛИЧНОМУ сожалению), а объект 188 переименовали в Т-90.
    Фот и фсе…

    Объект 299 спорный танк…
    Подкупала безопасность экипажа и отсутствие многочисленных приборов и систем снаружи машины.
    Место расположения отделения управления – почти в центре машины, что снижало утомляемость танкистов, но боевое отделение в корме явно ограничивало применение стабилизации в движении по сильного пересеченной местности.
    Но как вариант УНИФИЦИРОВАННОЙ ПЛАТФОРМЫ объект 299 был великолепен, особенно вариант под САУ, ТБМП и машины обеспечения (ремонтно-эксплуатационные и военно-инженерные).
    Это – точно.
    Бум надеяться что задел, созданный про проектировании этой машины будет еще использован.

    Еще раз - спасибо за материал.
  8. Target 24 ноября 2014 17:40
    Они ещё объект 292 запиливали со 152мм дрыном. Кстати "армату" разрабатывают не только по объекту-299. Скорее всего объект-187 тоже используют в разработке "арматы", как и много других объектов.

    P.S. ни один разработанный в 80-ых начала 90-ых годах нельзя назвать саботированием.
  9. voyaka uh 24 ноября 2014 19:38
    Хороший проект - молодцы ленинградцы.
    Это как бы усовершенствованная Меркава, разработанная раньше Меркава.
  10. Чёный 24 ноября 2014 20:34
    Черт возьми! И нашлись же "пехотинцы", которые и на эту статью- аки голуби- наминусовали!!! Поражаюсь.
    Цитата: voyaka uh
    молодцы ленинградцы.


    Да не то слово. Взгляд через десятилетия.
  11. ТОР2 24 ноября 2014 21:04
    Жаль "объект 640" "Черный орел" не потянули, была бы конкуренция. Для северных районов газотурбинный двигатель подошёл бы больше.
  12. Гомель 4 декабря 2014 23:16
    А кто мне скажет свое мнение (в трех словах) про вот эти статьи??
    наткнулся случайно ища инфу по армате и т95

    http://alternathistory.org.ua/kolossalnaya-tankovaya-oshibka-indii

    и ТИПА ПО АРМАТЕ: http://alternathistory.org.ua/t-95-mertvorozhdennyi-monstr-rossiiskogo-tankoprom
    a

    это что "гнусный" навет на уралвагонзавод или....?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня