Первый в мире летающий авианосец

Первый в мире летающий авианосец


20 ноября 1935 года лётчик-испытатель Петр Стефановский в рамках проекта «Звено», впервые в мире поднял в воздух тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями. Созданный по этому проекту комплекс «Звено-СПБ» участвовал в Великой Отечественной войне.

Пилоты Вахмистров и Чкалов


Автор проекта «Звено» - талантливейший советский авиаконструктор Владимир Вахмистров – в начале 30-х решал сложнейшую задачу, над которой бились без преувеличения все армии мира. Как увеличить продолжительность полета истребителей? Самое простое – повысить объем горючего на борту. Но из-за этого неизбежно теряешь в маневренности, превращаясь в прекрасную мишень для зениток и самолетов противника.

Идея инженера высшей квалификации Владимира Вахмистрова заключалась в совместном полете сразу нескольких самолетов, которые на этой стадии использовали бы горючее из баков тяжелого бомбардировщика. Вахмистров предложил закрепить истребители И-4 на плоскостях бомбардировщика ТБ-1. В совместном полете работают двигатели всех самолетов, а долетев до места назначения, истребители отсоединяются от «извозчика» и переходят на автономное питание от своих полных баков. Выполнив боевую задачу, истребители самостоятельно возвращаются на базу. При этом дальность полетов увеличивалась минимум вдвое.

Так возникла идея звена. В зарубежном авиастроении ничего подобного до Вахмистрова не было. Интересно, что для самого первого полета самолета-звена ТБ-1 экипаж подобрали уникальный. Достаточно сказать, что один из истребителей пилотировал Валерий Чкалов. Вторым пилотом на ТБ-1 был сам Вахмистров.

Полет состоялся в декабре 1931 года. Нельзя сказать, что всё прошло как по маслу (были сложности с отцеплением хвоста истребителя, который пилотировал Чкалов), но в целом идея доказала свое право на жизнь.

Авиационный «букет»

Первый в мире летающий авианосец

На снимке: Петр Стефановский/ Фото: wikipedia


Возможности для реализации проекта Вахмистрова возросли, когда на вооружение поступил четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3. Авиаконструктор объединил вместе уже четыре самолета. Причем во время испытаний летчик Петр Стефановский отмечал необыкновенную мягкость управления, словно он летел на одном ТБ-3.

Первый полет «Звена-7», состоявшийся 20 ноября 1935 года, был снят на фотокамеру, причем в воздухе. Стефановский вспоминал с улыбкой, что многие его знакомые, видевшие в его рабочем кабинете снимок, где ТБ-3 «везет» пять истребителей, восхищались – какой мастерский фотомонтаж. Действительно – вообразить, что такое возможно, в то время было трудно. Но в летной книжке пилота записано следующее: «20. XI 1935 г. Первый полет «Звена-7» (ТБ-3 + 2 И-16 + 2 И-5+«Зет»)».

Стефановский называл изображенное на фотографии «букетом» или воздушной кучей малой. Два истребителя И-16 были подвешены под плоскостями бомбардировщика, два И-5 разместились сверху. В воздухе под шасси ТБ-3 подцепился самолет «Зет».

Стефановский вспоминает, что разбег у этой конструкции получился длинноватым. Собралось много зрителей. Авиаматка делает несколько кругов над аэродромом, а потом, по команде главного пилота, пять истребителей разом «отстыковались»…

К удивлению самого Петра Стефановского, идеи Вахмистрова, который уже строил планы по размещению на ТБ-3 семи истребителей, не получили поддержки в Наркомате обороны.

Участие в боевых действиях

Сам по себе бомбардировщик ТБ-3 морально устарел уже к середине 30-х. Несмотря на это он довольно часто использовался в зонах локальных конфликтов. В боях на Халхин-Голе ТБ-3 совершили более пятисот боевых вылетов. Но чаще бомбардировщик использовался как транспортное средство. В 1938 году именно с ТБ-3 разбросали агитационные листовки над Японией.

Не считая тех самолетов ТБ-3, которые находились в подчинении ВМФ, на начало Великой Отечественной войны насчитывалось более пятисот бомбардировщиков. Неповоротливые и потому очень уязвимые ТБ-3 были незаменимы для ночных бомбежек. Невысокая скорость самолетов увеличивала точность бомбометания. Бывало, что за ночь один и тот же экипаж совершал три вылета. А вот днем бомбардировщики становились легкой добычей истребителей противника. Трагический эпизод, связанный с гибелью группы ТБ-3, вылетевших без прикрытия, есть в романе Константина Симонова «Живые и мертвые».

В сущности, ТБ-3 в качестве бомбардировщиков, грузовых или десантных самолетов были задействованы почти во всех главных сражениях 1941-1943 годов. Однако использовались ТБ-3 и в рамках проекта «Звено». Особенно в самом начале войны. В июле и августе два ТБ-3 с четырьмя истребителями на борту успешно бомбили нефтеочистительный завод Констанцы, мост через Дунай, переправу через Днепр. При том, что в первые дни войны авиации СССР был нанесен страшный урон, полеты «Звеньев» Вахмистрова несколько месяцев обходились без потерь.

Первый в мире летающий авианосец

На снимке: самолет ТБ-3/ Фото: Анатолий Сергеев-Васильев/ РИА Новости


Технические характеристики самолета ТБ-3
Длина – 24,4 м
Размах крыла – 39,5 м
Площадь крыла – 230,0 м²
Масса пустого – 10967 кг
Максимальная взлётная масса – 19500 кг
Объём топливных баков – 7960 л
Воздушный винт – двухлопастной, деревянный ЦАГИ
Диаметр винта – 3,5 м
Максимальная скорость – 177 км/ч на высоте 3000 м, у земли – 197 км/ч
Практическая дальность – 1350 км
Практический потолок – 3800 м
Длина разбега – 170-200 м
Вооружение стрелково-пушечное: 4-8 × 7,62 мм пулемёта ДА
Бомбы в бомбоотсеке: 28 × 50 кг или 82 кг или 100 кг бомб
под крылом: 4 × 250 кг или 500 кг или 1000 кг бомбы
Автор: Павел Плотников
Первоисточник: http://svpressa.ru/post/article/104513/?redtrs=1


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. Денис 23 ноября 2014 07:49
    Сейчас,конечно,легко быть экспертом,но может путь был малость ошибочным?
    Как известно
    С целью избежать в дальнейшем подобных летальных несчастных случаев, в варианте «Звено-5» (вариант «Звено-4» был отменён), было решено не взлетать и не садиться с подвешенным истребителем. Теперь один истребитель (тоже И-Z) цеплялся к носителю ТБ-3 под фюзеляж уже после его взлёта. Первое испытание состоялось уже 23 марта 1935, при участии Стефановского, пилотировавшего носитель, и Степанчёнка, пилотировавшего истребитель, показав реализуемость подобного варианта.
    Процесс соединения самолётов происходил в такой последовательности. В воздухе, над аэродромом, истребитель очень точно подходил под бомбардировщик, пристраивался к выпущенной ферме, зацеплялся своим крюком за поперечную перекладину — причал. Затем ферма с помощью специальных механических устройств подтягивалась к фюзеляжу ТБ-3, крылья истребителя упирались в тележки колёс самолёта-носителя. Старт выполнялся в обратном порядке…
    Т.е. эти технические решения делали возможным дозаправку в воздухе
    Но ... знал бы прикуп,жил бы в Сочи(с)

    А статья дельная и интересная,да и разработки зря не пропали,всё одно были где-то применены
    1. Гражданский 23 ноября 2014 10:23
      как -то так вешали...
      1. Алекс 24 ноября 2014 14:28
        Когда такую малютку видишь под таким крылом, понимаешь, почему их в Испании "мошками" называли.
        А ведь классно смотрится, правда?
  2. wanderer987 23 ноября 2014 08:08
    Только за проведённые бомбардировки Констанци в начале войны устаревшим на то время ТБ-3 он вошёл в историю как весьма опасный противник а веди были и рейды в "осинное гнездо" на Берлин нашей дальней авиации летом 1941 года!!!
  3. Денис 23 ноября 2014 09:02
    Цитата: wanderer987
    а веди были и рейды в "осинное гнездо" на Берлин нашей дальней авиации летом 1941 года!!!

    Были,только ТБ-3 в них не участвовал,хоть теоретически мог.Вот одна из модификаций
    ТБ-3-4АМ-34РД
    Ряд самолётов дальнего радиуса действия с улучшенной обтекаемостью фюзеляжа и колёсными тормозами. У некоторых самолётов было одно главное шасси с диаметром колеса 2 м и металлические трёхлопастные винты. Использовался для полётов в Варшаву, Париж и Рим в 1933—1934 годах.
    В тех налётах на Берлин участвовали Ил-4 (последователь ТБ-3,но уже другая машина) ,Пе-8 и Ар-2
    1. пенсионер 23 ноября 2014 10:43
      Пе-8 и Ар-2

      Ар-2 ну ни как не мог летать на Берлин. А вот Ер-2 летал. А. Молодчий на нём летал и уже в 42-м стал 2ГСС. Он же, находясь над Берлином, отправил открытым текстом знаменитую телеграмму Сталину.
      1. Денис 23 ноября 2014 10:52
        Цитата: пенсионер
        Ар-2 ну ни как не мог летать на Берлин. А вот Ер-2 летал.

        Да,ступил я,Перепутал Архангельского и Ермолаева
        не прав
  4. a.s.zzz888 23 ноября 2014 09:08
    Трагический эпизод, связанный с гибелью группы ТБ-3, вылетевших без прикрытия, есть в романе Константина Симонова «Живые и мертвые».


    Действительно, взлетали - и на смерть. Жгли их немцы, а тем более без истребительного прикрытия, очень много.
    Вечная память героям летчикам!
    1. Nayhas 23 ноября 2014 18:31
      Цитата: a.s.zzz888

      Действительно, взлетали - и на смерть. Жгли их немцы, а тем более без истребительного прикрытия, очень много.
      Вечная память героям летчикам!

      Не принимайте за чистую монету те байки, что Симонов за бутылкой водки собирал в тылу у комиссаров...
      1. пенсионер 23 ноября 2014 19:17
        Цитата: Nayhas
        Не принимайте за чистую монету те байки, что Симонов за бутылкой водки собирал в тылу у комиссаров...

        Далеко не Ваш сторонник. Но в случае ТБ-3 присоединяюсь, хотя насчёт Симонова Вы и зря так...Большинство ТБ-3 пережили войну вполне благополучно. Они отметились даже в Курской битве в качестве ночных бомбардировщиков, а после войны летали на Северах. Знавал одного геофизика, который на нём в начале 50-х летал. А Симонов-да, родил один из многочисленных мифов ВОВ...
        1. studentmati 23 ноября 2014 21:24
          Цитата: пенсионер
          Знавал одного геофизика, который на нём в начале 50-х летал.


          На третьей минуте про авианесущщую составляющую ТБ-3. Интересно.

  5. Skiff_spb 23 ноября 2014 09:08
    Не понял...

    20 ноября 1935 года лётчик-испытатель Петр Стефановский в рамках проекта «Звено», впервые в мире поднял в воздух тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями.

    потом
    Полет состоялся в декабре 1931 года. Нельзя сказать, что всё прошло как по маслу (были сложности с отцеплением хвоста истребителя, который пилотировал Чкалов), но в целом идея доказала свое право на жизнь.

    Ошибка?
  6. avt 23 ноября 2014 09:48
    sad Ну фоток то надо бы поболее ! Там ведь такие подвески были ! Не даром же их ,,Воздушным цирком" называли .Опять же с двумя И-16 с бомбами , те самые что в боях были реальных . За напоминание о теме конечно + А вот иллюстрация ...... она то в данной теме вообще то по главней слов будет !
    avt
  7. parusnik 23 ноября 2014 10:38
    Появление И-16 над Констанцей,для врага стало сюрпризом....
    1. Алекс 24 ноября 2014 14:32
      Цитата: parusnik
      Появление И-16 над Констанцей,для врага стало сюрпризом....

      ЕМНИП, немцы вообще отказывались верить, что это И-16 были - радиус действия явно не подходил. Вот и парили головы, что за самолет они проморгали и где потом появится...
  8. Iline 23 ноября 2014 10:50
    Приведённая в статье информация давно известна и обсуждена. Вот только американцам недосуг почитать информацию по истории развития авиации. Недавно на ВО даже статья была про штатовские разработки летающих авианосцев. причём американцы гордо выпячивают грудь как первопроходцы в этом направлении.
    Если про Россию на Западе говорят что она отстала от развитого мира на 50 лет, то американцы получается отстали от России на 80? laughing
    1. Лопатов 23 ноября 2014 11:49
      Цитата: Iline
      причём американцы гордо выпячивают грудь как первопроходцы в этом направлении.

      Причём делали это они абсолютно оправдано.
  9. евген 23 ноября 2014 10:50
    Читал,что это подразделение называли "циркачами".Уместное прозвище.
  10. Лопатов 23 ноября 2014 11:48
    Я бы не назвал "Звено" "первым летающим авианосцем"

    Первый запуск летательного аппарата с борта другого летательного аппарата произошёл в 1905 году. Планер с борта воздушного шара запустил американец Д. Монтгомерн.

    Первым в мире самолётом-авиаматкой стал британский "Порт Бэби" в 1916 с его борта был запущен лёгкий "Бристоль Скаут"

    Ну а первым в мире реальными летающими авианосцами, поставленными на вооружение и осуществлявшими многократные запуски и "посадки" самолётов стали американские дирижабли "Акрон" и "Мекон"
    1. Iline 23 ноября 2014 18:47
      Для борьбы с германскими дирижаблями Zeppelin в Великобритании был создан «составной самолёт»: летающая лодка Porte Baby, специально дооборудованная для использования в качестве носителя истребителя Bristol Scout (он крепился к верхнему крылу). 17 мая 1916 года в районе Харвича истребитель Bristol Scout был поднят на борту Felixstowe Porte на высоту 305 м, где отделился от носителя и ушёл в самостоятельный полет, а затем совершил посадку на аэродроме. Эксперимент был признан успешным, но дальнейшие работы по проекту были прекращены.
      В межвоенный период были построены два самых крупных в истории летающих авианосца — специализированные дирижабли флота США «Акрон» и «Мейкон» (англ. USS Macon (ZRS-5)). Уступая объёмом лишь «Гинденбургу», эти воздушные корабли создавались как дальние разведчики, несущие на борту по 4 истребителя. Предполагалось, что при меньшей стоимости, дирижабли смогут эффективно заменять более дорогие крейсера.
      Из-за недостатка у США опыта в постройке крупных дирижаблей, оба воздушных корабля погибли в воздухе, из-за недостаточной прочности конструкции.
      Потуги в этом направлении далеки от реального воплощения в лице ТБ-3. Да и дирижабли далеко не самолёты.
      1. Лопатов 23 ноября 2014 21:06
        Цитата: Iline
        Потуги в этом

        laughing Это не потуги, это реально действующие машины. Я же не всё указал, уважаемый. Те же британцы имели ещё и спарку из двух гидросамолётов для трансатлантических перелётов.
  11. григорьевич 23 ноября 2014 14:19
    Ничего не слышал о листовках над Японией.Может кто то по подробней напишет.
    1. avt 23 ноября 2014 15:39
      Цитата: григорьевич
      Ничего не слышал о листовках над Японией.Может кто то по подробней напишет.

      Запускали с подводных лодок воздушные шары . Причем с зажигательными бомбами .Эффект от пожаров был таков , что Рузвельт под страхом репрессий по законам военного времени запретил в СМИ давать информацию .Первый раз об этом еще в советское время прочел в ,,Технике молодежи".Была во времена главреда Захарченко там такая рубрика - ,,Анталогия таинственных случаев"
      avt
      1. Лопатов 23 ноября 2014 21:03
        Не совсем. Там не зажигательные бомбы были, обычные. При этом шары эти были по сути экспериментом. В дальнейшем планировали распространять с их помощью бактериологические штаммы. И потому результаты американцы строго секретили. Чтобы не получилось, как с Фау-1, с целеуказанием посредством некрологов
        Хотя известен только один случай гибели людей- погибла жена и дети протестантского священника во время выезда на природу.
        1. avt 23 ноября 2014 22:42
          Цитата: Лопатов
          Не совсем. Там не зажигательные бомбы были, обычные.

          Пожары были реальные и масштабные .
          avt
  12. григорьевич 23 ноября 2014 18:45
    Нет,я о листовках сброшенных над Японией с ТБ-3 в 1938г.
    1. avt 23 ноября 2014 19:16
      Цитата: григорьевич
      Нет,я о листовках сброшенных над Японией с ТБ-3 в 1938г.

      Тайвань -Формозу бомбили наши добровольцы на наших машинах , вернее авиабазу японскую на нем , но не на ТБ-3 вроде . ТБ-3 использовались в основном в Китае для воздушного моста через Синь зянь . а больше не слышал.
      avt
      1. svp67 23 ноября 2014 19:28
        Цитата: avt
        вернее авиабазу японскую на нем , но не на ТБ-3
        Да, наши летали туда на ДБ-3, название схоже, а самолеты разные...
  13. avvg 23 ноября 2014 21:10
    Главная задача перед конструкторами была, как увеличить продолжительность полета истребителей.Спасибо нашим умельцам,они всегда были впереди и сегодня мы имеем дозаправка на воздухе.
  14. Комментарий был удален.
  15. фа2998 23 ноября 2014 21:24
    Цитата: Iline
    Приведённая в статье информация давно известна и обсуждена. Вот только американцам недосуг почитать информацию по истории развития авиации. Недавно на ВО даже статья была про штатовские разработки летающих авианосцев. причём американцы гордо выпячивают грудь как первопроходцы в этом направлении.
    Если про Россию на Западе говорят что она отстала от развитого мира на 50 лет, то американцы получается отстали от России на 80? laughing

    Уважаемый Iline вы неправы,все наши разработки 30-х годов нацелены на увеличения радиуса штурмовой и легкой бомбардировочной авиации\то-есть цели на земле\.Америкосы имея огромные потери от истребительной авиации направили усилия на истребитель сопровождения\то-есть цели наши МИГи\.А это разные вещи.
  16. Fitter65 24 ноября 2014 03:19
    "...В июле и августе два ТБ-3 с четырьмя истребителями на борту успешно бомбили нефтеочистительный завод Констанцы, мост через Дунай, переправу через Днепр. При том, что в первые дни войны авиации СССР был нанесен страшный урон, полеты «Звеньев» Вахмистрова несколько месяцев обходились без потерь."
    В книге В.Минакова"Гневное небо Тавриды",во время войны лётчик 5-го гвардейского минно-торпедного полка Герой Советского Союза,есть описание боевых будней этого подразделения-который негласно звали "цирк Шубикова".Потери они начали нести уже после того как И-16 стали применять как простые истребители.Причём Василий Иванович дружил с некоторыми лётчиками из этого подразделения,и поэтому описывает их боевые дела со слов прямых участников.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня