Вертлюжные установки вооружения для вертолетов

15

На фото вертлюжная установка Oto Melara с установленным 7,62-мм пулеметом Гатлинга M134D; к настоящему времени эта установка поставлена итальянской армии

Со времен корейской войны, когда вертолеты начали становиться стандартным элементом поля боя, многочисленные компании разработали системы вооружения для них. Впрочем, это был далеко не простой выбор оружия, а отбор действительно адекватной системы, которая позволяла бы членам экипажа вести точный огонь по неприятелю, что и привело к разработке специальных вертлюжных установок (поворотных осей) для вооружения.

Стоит напомнить в начале статьи, что такое вертлюг и вертлюжное соединение.

Вертлюг — шарнир, подвижное соединение, исключающее передачу вращения с одного элемента соединения на другой, например, с груза на подвес. Вертлюг позволяет предмету, к которому прилагается тяговое усилие, свободно вращаться вокруг своей оси (тем самым устраняется перекручивание ремня, цепи или напряжение внутри троса, кабеля и т. д. и/или его перекручивание). Благодаря этому трос (цепь, верёвка, кабель и т. д.) не перекручиваются, равномерно укладывается в бухту или, наоборот, разматывается, не образуя петель. Чаще всего вертлюги размещаются между грузом и подъемным механизмом.



А теперь вернемся к теме статьи.

Текущий основной бизнес компании Dillon Aero ориентирован на производство установок для вертолетов Ми-17. Работа по модернизации этого советского вертолета началась, когда министерство обороны США запустило программы переоснащения иракской и афганской армий, последовавшие после вторжения коалиции в обе страны в начале 2000-х. Хотя интересно, как только этот продут был разработан, рынок для него оказался гораздо больше, чем ожидалось, так как многие другие страны также пожелали приобрести вертолеты этого типа, в основном благодаря выигрышному соотношению «затраты-эффективность».

Такие страны Латинской Америки как Мексика, Венесуэла и Перу недавно приобрели эту модель вертолета. Если Ми-17 мексиканского флота вооружаются пушками Гатлинга, а перуанская армия объявила о своем намерении вооружить восемь своих Ми-17 пушками для стрельбы через двери, то Венесуэла в связи с политическими трениями была внесена в черный список для такого вооружения.

Система, использующая принципиальную схему установки для Black Hawk, идет в виде поддона для вооружения, который фиксируется к местам крепления вертолета, что позволяет очень быстро устанавливать и снимать установку в среднем за полчаса. Конечно, система совместима с 7,62-мм пулеметом Гатлинга M134D (для которой доступны магазин на 3000 патронов и механизм подачи), но может быть установлено и другое вооружение, например M240 и M60, оба стандарта 7,62 НАТО, а также ПКМ, стреляющий патронами 7,62x54R.

Другим бестселлером компании (исходя из числа вертолетов этого типа находящихся в эксплуатации) является установка для вертолета Black Hawk. По данным Dillon Aero, ее установка для оконного проема имеет два основных преимущества над конкурентами: масса всего 10,4 кг благодаря использованию титановой балки, а вертикальная ось специально разработана для пулемета M134.

Установка может устанавливаться в любом из оконных проемов, позволяя складывать вооружение внутри вертолета, когда оно не используется; кроме того, M134 может также принять пулемет M240. Установка для Black Hawk стоит на вооружении в ОАЭ, а также в Колумбии, где на борту вертолетов ВВС Black Hawk установлены автоматические гранатометы Mk 19.

Вертлюжные установки вооружения для вертолетов

Пулемет M134D Гатлинга «торчит» из американского вертолета CH-47. Установки Dillon Aero могут устанавливаться в боковых дверях Chinook



Вертлюжная установка CH-47 Dillon Aero может складываться для освобождения передней правой двери. В установке используется вертикальный рычаг Dillon Vertical Arm



В настоящее время бестселлером среди установок от Dillon Aero является вертлюжная установка для вертолетов Ми-8/Ми-l7. Одним из ее основных покупателей является американское минобороны, которое проводит перевооружение иракских и афганских военных

Другие установки серии Huey из каталога Dillon Aero поставляются для вертолетов Chinook и Fennec. Установка Huey создана таким образом, что может принять до трех пулеметов в ряд. Установка Huey летает на борту норвежских и канадских вертолетов. Что касается CH-47, то компания Dillon Aero для него предоставляет складную систему, которая может быть установлена в окне правого борта или в двери с левого борта и может быть быстро снята. Вооружение крепится к стандартной вертикальной оси Dillon Vertical Arm, которая затем фиксируется к складной вертлюге.

Вооружение компании FN Herstal, в частности пулеметы Mag 58M и M3M/GAU-21 соответственно калибров 7,62 и 12,7 мм, предпочитают многие эксплуатанты вертолетов по всему миру. Таким образом, логичным стало решение бельгийской компании войти в сферу вертлюжных установок с целью обеспечения интегрированных систем вооружения для большей части воздушных судов с несущим винтом. В своем нынешнем портфолио компания предлагает две системы, одна предназначена для стрелкового вооружения, тогда как вторая предназначена для больших калибров. Обе могут устанавливаться в дверях, в рампе или в оконном проеме.

Light Pintle Head состоит из 7,62-мм пулемета Mag 58M и «мягкой» установки, которая поглощает силы отдачи. Патронный ящик на 250 патронов крепится с левой стороны вертлюжной головки, приемник ленты и гильз устанавливается справа. Вертлюг затем крепится к особым опорам, разработанным как интерфейс с вертолетом. Головка длиной 323 мм, шириной 500 мм и высотой 600 мм весит 7,9 кг.

Medium Pintle Head предназначена для среднекалиберного пулемета M3M/Gau-21 и отличается патронным ящиком, устанавливаемым на вертлюге, который может вместить до 300 патронов при установке на рампу или 600 патронов при установке в дверях или окне. Звенья и гильзы могут либо выбрасываться, либо собираться. Направляющая Пикатинни позволяет устанавливать оптический прицел или лазерный указатель. Medium Pintle Head длиной 890 мм, шириной 535 мм, высотой 757 мм весит 31 кг. По данным FN Herstal свыше 1400 вертолетов по всему миру оборудованы ее вооружением и установками для него.

Итальянская компания Aerea, специализирующаяся на лафетах и размыкающих механизмах, начала производство вертлюжных установок в 80-х годах, исходя из оценок, выполненных тогдашней MBB (Messerschmitt-Bolkow-Blohm), с целью дать вертолету Bo-105 подобные возможности. Оперативный анализ показал, что в Центральной Европе среднее открытое пространство между лесами составляет от 1200 до 1800 метров и, что для покрытия таких дистанций необходим 12,7-мм пулемет. Aerea предложила убирающуюся орудийную установку с демпфирующей люлькой для того, чтобы минимизировать отдачу и повысить точность, при этом защите стрелка было уделено особое внимание.

D.G.P. (Door Gun Post – огневая позиция в двери) стала первой системой, разработанной для установки в вертолеты B6-105 и AB-412; она до сих пор предлагается компанией Aerea, поскольку его вращающаяся опора способна принять любой пулемет калибра 12,7 мм, 7,62 мм и 5,56 мм стандарта НАТО. Система крепится к вертолету посредством сотообразной плиты с двумя направляющими, которые позволяют установку закатывать внутрь, когда она не используется. Опора оснащена сиденьем, стрелок вращается вместе с опорой, кинематическая схема, базирующаяся на шлицованных пазах, позволяет прицелу оставаться на визирной линии стрелка при всех углах стрельбы. Углы вертикального и горизонтального обстрела могут плавно изменяться в соответствии с положением воздушного судна, средние значения составляют ±65° и +5°/-60°.

Обычно в вертолете перевозятся четыре запасных патронных ящика также как один или два запасных ствола. Установка D.G.P. при собственной массе 62 кг, но вооруженная пулеметом M3M с одним готовым патронным ящиком и четырьмя запасными имеет массу 183,5 кг. Недавно был разработан вариант для AW139, здесь из-за геометрических особенностей вертолета горизонтальные углы ограничены ±40°, но интересная особенность состоит в том, что полноширинная плита основания позволяет одиночную установку передвигать от правой двери к левой, даже во время полета. В конфигурации 12,7-мм пулемета установка с основанием весит 80 кг, в конфигурации же 7,62-мм пулемета 50 кг.



Показанная на выставке DSEi в Лондоне в дверном проеме нового Lynx Wildcat, эта опора от компании FN отличается поглощающим отдачу механизмом с двумя ручками затыльника и спусковым механизмом. На фото макет пулемета M3M .50 кал (12,7x99 мм НАТО) синего цвета, питание которого обычно осуществляется из патронного ящика на 600 патронов


Вид установки FNH Medium Floor Pintle Turning, вооруженной 12,7-мм пулеметом


Компания Aerea разработала целую серию установок для вертолетов, среди которых Window Gun Post, на снимке с 7,62-мм пулеметом MC 42/59 в вертолете итальянской армии EH-101

Только для 7,62-мм пулеметов и для установки в вертолет EH-101 компания Aerea разработала Window Gun Post (W.G.P.), который был принят на вооружение королевских ВВС, а также итальянских и британских ВМС. Могут быть добавлены в качестве опции четыре коробчатых магазина и опора для запасного ствола. Без принадлежностей одна установка W.G.P. весит 13 кг. Максимальные горизонтальные углы составляют ±45°, а вертикальные углы от 0° до -60°. При порожних перелетах вооружение может убираться в походное положение внутрь воздушного судна.

Модификацией W.G.P. является Pintle Mount, разработанная для установки 7,62-мм пулемета в двери и рампе EH-101. Система состоит из опорной плиты, подвижного рычага и вращающейся цапфы и весит 15 кг без принадлежностей, вооружения или боезапаса. Пулемет может прицеливаться по горизонтальной дуге ±60° и по вертикали от 0° до -60°. Магазин на 250 патронов может устанавливаться на цапфу, но доступен также стеллаж с еще четырьмя магазинами.

Установка Pintle Mount затем была доработана для того, чтобы принять 12,7-мм Браунинг; впоследствии она была принята на вооружение королевскими ВМС для установки на вертолеты EH-101 Merlin. Дальнейшая доработка W.G.P., известная как Window Gun Mount (W.G.M.), была предназначена для вертолета AW139 в качестве облегченной альтернативы узкоспециализированной установки D.G.P. Она на 15 кг тяжелее W.G.P., болтами прикручивается к полу крепления к опорной плите, горизонтальные углы ограничены ±45° слева и +45°/-33° справа, угол склонения составляет -45°.

С целью удовлетворения многочисленных пожеланий по вертолетам A109, приспособленным для военных целей, была разработана специальная вертлюжная установка для того, чтобы можно было установить 7,62-мм пулемет в окне вертолета. Установка вооружения G.M.S. (Gun Mount System) крепится к окну благодаря опорной плите с закрепленной штангой G.M.S., которая в походном положении «паркует» пулемет внутри вертолета. Вооружение может нацеливаться вперед на угол + 69° и назад на -44°, вертикальные углы составляют от 0° до -45°. Общая масса установки без вспомогательных систем составляет менее 20 кг.

В общем, бизнес вертлюжных установок для вертолетов представляет собой примерно десять процентов ежегодного товарооборота Aerea, компания также производит воздушные гондолы вооружения для вертолетов и легких самолетов. Преимущества полной совместимости в высоком сегменте (интерфейс с вооружением) и низком сегменте (интерфейс в вертолетом) позволяет Aerea адаптировать свои установки для различных вертолетов, включая немецкие NH90, вооруженные MG-3, и вертолеты CH-53, вооруженные Browning M3, не говоря уже о AB-212, AB-205, Eurocopter EC635 и Hughes H530; при этом Ближний Восток остается одной из самых успешных рыночных сфер. Для дальнейшего расширения своего портфолио компания Aerea в настоящее время выполняет анализ осуществимости установки систем в двери и задней аппарели CH-47.

Компания Oto Melara является относительно новым участником в сфере вертлюжных установок. Катализатором стало решение итальянской армии вооружить свои средние транспортные вертолеты NH90 пулеметами Гатлинга M134, которые прежде устанавливались в гондолах M27E1 и M21 на борту вертолетов AB-206 и AB-205. Прототип был впервые показан на вставке в Ле-Бурже в 2005 году, а стрельбы с борта NH90 были проведены в июне 2007 года.

В соответствии с требованиями система должна позволять стрелку работать сидя, он должен быть максимально защищен от вражеского огня, для задач самообороны и огня на подавление должно быть доступно максимальное количество патронов. Также большую озабоченность вызывала масса, таким образом, в компании Oto Melara решили с самого начала сосредоточиться на композиционном материале. Еще одно требование заключалось в том, чтобы установку можно было легко убирать в походное положение с целью обеспечения максимального доступа к двум боковым дверям, которые должны оставаться свободным при посадке и высадке десанта даже в случае свободного доступа к задней аппарели вертолета NH90 TTH.

В вертолетной вертлюжной установке Heliborne Pintle Mount System от компании Oto Melara вооружение устанавливается с левой стороны, направляющая на полу позволяет повернуть всю установку вправо и установить ее в походное положение. Справа находится магазин на 4400 патронов, а также аккумуляторная батарея, которая позволит отстрелять весь боезапас в случае отказа в системе питания. Горизонтальные углы составляют ± 70°, а вертикальные углы 0°/-50°. Масса системы, включая вооружение, не превышает 150 кг, но к ней нужно добавить еще 150 кг боезапаса.

Компания Oto Melara также проводит модернизацию пулемета M134 комплектом от Dillon Aero, который включает новую болтовую сборку и съемный рельс, питатель/разъединитель, муфту в сборе и блок управления оружием. После контракта на разработку компания Oto Melara получила контракт на изготовление 70 таких установок и на модернизацию 70 пулеметов, поставки в настоящее время завершены (см. первое фото статьи). Вскоре последовал контракт по вертолетам NH90 итальянского флота, поскольку вертолеты TTH, предназначенные для поддержки десанта, могут легко принять такую же конфигурацию как у армейских NH90. Вертлюжная установка, разработанная компанией Oto Melara, была предложена для других операторов вертолета NH90; Финляндия здесь проявила серьезный интерес.


Eurocopter Cougar, вооруженный пулеметами Mag, установленными на вертлюжные установки от компании FNH



Window Gun Mount - это вариант Window Gun Post, разработанный компанией Aerea специально для вертолета AW139

Итальянские вооруженные силы получают новые типы вертолетов, флот получил EH-101 и NH90, ВВС ожидают AW101 для радиолокационных задач, тогда как в армии решили заменить свои вертолеты CH-47C Chinook на новые CH-47F. Так что здесь имеется широкое поле деятельности для компании Oto Melara, где можно использовать опыт, приобретенный с NH90.

Итальянский флот решил оборудовать свои вертолеты EH-101 поддержки десанта (используются также морским спецназом) крупнокалиберным вооружением в форме трехствольного 12,7-мм пулемета Гатлинга Gau-l/A от General Dynamics. Должны устанавливаться две установки, одна в рамповой двери и одна в грузовом люке. Установка должна быть перепроектирована под более тяжелое вооружение, были добавлены около 20 кг по сравнению 7,62-мм вариантом. Oto Melara получила контракт на разработку и квалификацию этих двух установок; производственный контракт на оснащение достаточного числа вертолетов для специальных сил и развертывание их в Афганистане был выдан в 2012 году.

В рамках программы модернизации вертолета AW101 в итальянских ВВС решили приобрести установку Dillon Aero M134D-T, легкий вариант M134D с титановыми компонентами, который весит 24,1 кг вместо почти 30 кг. Этот вертолет должен быть оборудован тремя пулеметами, двумя по бортам и одним в кормовой аппарели. Бортовые установки легче по сравнению с установками для NH90, поскольку нет необходимости складывать их (просто нужно втянуть внутрь, чтобы закрыть окно), но при этом они имеют несколько меньшие углы обстрела. Задняя установка имеет совершенно новую конструкцию и складывается в хвосте вертолета, полностью освобождая доступ к аппарели. Магазин с боеприпасами расположен на правом борту и в установке сохранены те же элементы что и у остальных, например сиденье для стрелка.


Вертлюжная установка NH90 с сиденьем стрелка, разработанная компанией Oto Melara для NH90, в основном изготавливается из углеродного волокна и складывается для того, чтобы можно было полностью использовать боковые двери. Компания использовала опыт разработки этой установки при разработке моделей для других вертолетов





Канадская компания Highland Integrated Surveillance Systems представила уменьшенную модель Sabir, прикручивающегося болтами комплекта, который монтируется на двери транспортного самолета Hercules или транспортного вертолета Chinook CH-47. Комплект (пузыреобразная изогнутая панель, стойка и место оператора) устанавливается и снимается без какой бы то ни было модификации воздушного судна. Стойка также может принять легкую пушку весом до 180 кг

Для вертолета CH-47F компания Oto Melara намерена разработать экономически выгодное решение, поскольку Dillon Aero уже имеет установку для Chinook в своем портфолио. Установка будет соединена с такой же системой боеприпасов, что у вертолетов NH90, но будет иметь только 3000 патронов из-за ограничений по высоте. Что касается кормовой аппарели, то в этом случае вертлюг главным образом будет унаследован от вертлюга для NH90 при конструктивной унифицированности 70% и магазином на 4400 патронов. Система будет быстросъемной (менее 15 минут) с целью быстрой реконфигурации воздушного судна.

Авиация итальянской армии заказала 16 вертолетов CH-47F с опционом еще на 4, но предстоящий контракт предусматривает поставку систем для 10–12 вертолетов. Может быть принято промежуточное решение по вооружению некоторых CH-47C. Принятие на вооружение комплекта для CH-47 считается весьма простым, поскольку эти вертлюжные установки представляют собой доработку уже существующих.

На международном рынке компания Oto Melara выполняет технико-экономический анализ возможности адаптации вертлюжной установки вертолета EH-101 морской пехоты для того, чтобы она могла принять пулеметы M134, GAU-19/A и M2 Browning, а также возможно безоткатное вооружение среднего калибра. Также совместно компаниями Dillon Aero и AgustaWestland проводится подобный анализ по кормовой установке для вертолета CH-47.

Использованы материалы:
www.armada.ch
www.otomelara.it
www.dillonaero.com
www.fnherstal.com
ru.wikipedia.org
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    27 ноября 2014 08:25
    Идеальная тема для отстрела туземцев
  2. +5
    27 ноября 2014 10:28
    12,7 мм дура на борту верта впечатляет
  3. +4
    27 ноября 2014 11:41
    Интересно! Не препомню, чтобы видел статьи на эту тему!
  4. странник_032
    +7
    27 ноября 2014 13:04
    Всё хорошо,только стоит помнить что вертолёт с бортстрелками со всем их барахлом,это так же дополнительный вес. Что влечёт снижение дальности полёта и уменьшает количество перевозимых бойцов вертолётного десанта туда,а при эвакуации группы с задания это могут быть места для нескольких раненных бойцов.

    Поэтому не лучше ли поставить один пулемёт или авиапушку на автоматической установке с углами наведения по горизонтали пр. 0-135(+/-) град. и по вертикали +5,-60 град.
    Сэкономив при этом место для груза или людей.
    А борт.стрелками могут быть и штатные пулемётчики группы со своим оружием. Главное чтобы для них на борту были приспособления для стрельбы из штатного пулемёта и запас патронов(по 200-й коробке например на каждого пулемётчика).
    Что и было сделано на МИ-24/35.





    Типа таких же установок надо поставить на вертушки типа МИ-8(МИ-17)

    А вот,то о чём я говорил. Задействование штатного пулемётчика в качестве бортстрелка на МИ-8.

    1. странник_032
      +1
      27 ноября 2014 13:25
      Главное назначение таких пулемётов прикрыть десант в зоне высадки или посадки. Или обеспечить погрузку/выгрузку груза в боевой обстановке.
      1. +4
        27 ноября 2014 16:56
        В Ми 8 в кормовой части были еще два серьезных вертлюга под крупный калибр ,наглухо закрытые щитами ,если их открыть вид у "головастика" получается зловещий)
    2. +1
      28 ноября 2014 22:44
      Мысль по экономии веса правильная, но насчет управляемых авиапушек ошибочная:
      - 30x113-мм пушка M230 Chain Gun, США (AH-64 "Апач"), вес: пушка - 56кг.; уст-ка - 265кг.(электропривод, 5 кВт); с боекомплектом (1200 патр.) - 685кг.
      - 30x113-мм пушка M781, Франция (вертолет "Тигр"), вес: пушка - 65кг.; уст-ка - 250кг; с боекомплектом (450 патр.) - ?.
      - 6 x 20x102-мм пушка M195 Gatling Gun (AH-1G "Хью-Кобра"), вес: пушка - 112кг.; уст-ка M35 с боекомплектом (950 патр.) - 530кг.
      + необходимы бортовые оптико-электронные системы (ОЭС) управления оружием (обнаружения и целеукозания) *, которые должны обеспечивать эффективное всесуточное применение пушек на дистанции 1,5-2км., иначе проще и дешевле установить 7,62-мм пулемет и держать бортинженера-стрелка с ПНВ (ночные очки), что и делается на транспортно-десантных вертолетах (ТДВ). И главное, ОЭС помимо пулеметно-пушечного вооружения, обеспечивают управление стрельбой ПТУР и УР - функция ударных вертолетов, для ТДВ лишняя и неоправданная.

      * Гиростабилизированная платформа с тепловизионной, или низкоуровневой ТВ-камерой (два поля зрения - обзор и прицеливание), и лазерный дальномер-целеукозатель, даже на легком OH-58D Kiowa подобная система MMS (Mast Mounted Sight) весит 114кг (73кг - платформа, 41кг - оборуд-е внутри).


      По теме (En): https://en.wikipedia.org/wiki/U.S._helicopter_armament_subsystems
    3. Комментарий был удален.
  5. +1
    27 ноября 2014 16:17
    а вот почему у нас не хотят ставить гатлинги на вертолеты ведь пк низкоэффективен как прикрытие с воздуха из за своей низкой скорострельности помноженной на скорость вертолета и высоту полета - разброс слишком велик для эфективного поражения груповой цели
    1. 0
      28 ноября 2014 22:54
      Потому что мы не американцы ,возможности разбрасываться патронами не имеем . 60 американских рупий улетает при 1 секундной очереди М134 ,50 патронов и 2/3 в никуда...
  6. +7
    27 ноября 2014 17:06
    Привык называть шкворневыми уст-ками, вертлюг - подумал, что грузовой крюк под брюхом вертушки.
  7. arthur_hammer
    +2
    28 ноября 2014 08:31
    "святая троица"))))))
    1. 0
      28 ноября 2014 09:20
      Можно вопрос что это??? И что за вертолет? Очень интересно.
  8. arthur_hammer
    0
    28 ноября 2014 08:34
    странно почему наши не устанавливают ГШГ на подвижные платформы, размеры позволяют
  9. 0
    28 ноября 2014 09:19
    Гатлинг хороший пулемет. Главное очень точный. Но я согласен со странником. Стрелять из открытой двери это опасно и не очень разумно. Ведь каждый литр объема вертолета просто золотой. А тут эта хрень на 300 кг занимает столько места. Лучше кормовой пулемет с дистанцеонным управлением. Он к тому же может на 360 градусов по горизонтали лупить, защищает вертолет от воздушного нападения другого вертолета при неожиданной встречи с близкого растояния, не занимает место внутри и стрелок не рескует быть подстреленным из пулемета. И самое главное из него можно стрелять по курсу!! А не находиться все время немного сбоку от цели.
    1. 0
      28 ноября 2014 22:52
      Чего ,чего ? Когда это пулеметы с вращающимся блоком стволов стали точными?))) Установи тот же ротник на такой станок ,он по точности м134 переплюнет в 2 раза.
  10. arthur_hammer
    0
    28 ноября 2014 10:46
    Цитата: arslan23
    Можно вопрос что это??? И что за вертолет? Очень интересно.


    скорее всего МИ-24
  11. +1
    28 ноября 2014 11:47
    Неизбитая тема. А минус то статье за что влепили??)