Десантные корабли Японии: вчера и сегодня

Во времена поздней «холодной войны» Генштаб Японии рассматривал два варианта развития событий в случае начала глобальной конфронтации США с СССР. Первый предусматривал отражение советского десанта на Хоккайдо. Для этого там были созданы крупнейшие в стране части сухопутных войск. Второй план, напротив, предусматривал наступление в направлении Южных Курил, с разгромом советских частей, дислоцированных на Итурупе. Именно под это и были «заточены» самые разнообразные десантные средства.

Во многих популярных источниках про эти корабли почти ничего не сказано. Тем не менее, они существовали. Вот, к примеру, танкодесантные корабли «Миура». Всего было построено три единицы. Помимо танков, каждый брал почти 200 человек десанта. Длинна 98 метров. Водоизмещение 3200 т. при полной загрузке.




Сюда же можно добавить танкодесантные корабли класса «Атсуми» с примерно теми же характеристиками. Длинна 89 метров, полное водоизмещение 2500 т. В строю находилось также 3 единицы.



Упомянем и про десантные корабли класса «Юра» (или «Юри», в разных источниках название звучит по-разному). Построены 2 единицы. Длинна 60 метров. Водоизмещение 600 т.

Десантные корабли Японии: вчера и сегодня


Тут надо сразу оговориться: если бы началась Третья мировая война, то все эти суда (как и их советские или американские аналоги), скорее всего, никуда бы не дошли. Некуда было бы, да и незачем.

После окончания «холодной войны» вектор развития ВМС Японии изменился, и большая часть десантных кораблей отправилась на слом. Во-первых, поменялась стратегия в отношениях с Россией. Во-вторых, суда устарели морально и физически. Дело в том, что все они могли осуществлять высадку либо непосредственно у побережья, либо недалеко от него. А значит, вероятность их уничтожения была высока как никогда.

Вместо списанных по принципу «лучше меньше, да лучше» пришло новое поколение кораблей. Их строительство в своё время наделало много шума в сопредельных с Японией странах. Речь идёт, разумеется, десантных кораблях класса «Осуми». Впервые в послевоенной истории японские инженеры создали палубу авианосного типа, на которую могли садиться вертолёты и конвертопланы. И это не считая внутреннего дока с двумя десантными катерами на воздушной подушке LCAC. Теперь Страна восходящего солнца может осуществлять высадку десанта с больших расстояний. Длина корабля 178 метров. Полное водоизмещение 14 000 т.



Новейшие вертолётоносцы класса «Хьюга» (на фото ниже, в строю 2 единицы), и «Идзумо» не являются десантными, но вполне могут быть использованы в этих целях. Благо, палуба и ангары весьма вместительны. При этом в утиль отправились или вот-вот отправятся старые вертолётоносцы классов «Харуна» и «Ширанэ», которые несли всего по три вертолёта.



Тут надо сразу оговориться, что речь идёт не о гипотетическом вторжении на территории сопредельных стран, а о высадке на побережье одного из своих отдалённых островов, если оно к тому времени будет занято противником. Формально в Японии нет морской пехоты, т. к. она относится к наступательным видам вооружения, но фактически её роль выполняет 13 бригада Сухопутных Сил Самообороны.

В обозримой перспективе Япония планирует немного расширить свои десантные возможности. В частности, речь идёт о покупке одного из американских УДК типа «Уосп». Также возможно строительство дополнительных кораблей «Осуми». Но пока это лишь планы.
Автор:
Игорь Кабардин
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

50 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти