Проект SALS: аэрокосмическая система для запуска наноспутников

Появление т.н. микро- и наноспутников позволило множеству организаций начать реализацию своих собственных космических программ. Тем не менее, стоимость запуска подобных аппаратов по-прежнему остается на достаточно высоком уровне, вследствие чего регулярно появляются предложения, касающиеся новых ракет-носителей и методик вывода спутников на орбиту. Недавно испанская компания Celestia Aerospace объявила о начале своего проекта, целью которого является обеспечение сравнительно простого и дешевого запуска миниатюрных космических аппаратов.

Проект SALS: аэрокосмическая система для запуска наноспутников


Проект под названием SALS (Sagitarius Airborne Launch System – «Воздушная система запуска «Стрелец») подразумевает широчайшее использование существующих наработок и техники. Предполагается, что такой подход к конструированию позволит максимально упростить подготовку к запуску спутников, а также обеспечит минимально возможную стоимость. Точная стоимость запуска одного микро- или наноспутника пока не определена, но испанские специалисты ожидают, что система SALS сможет конкурировать с существующими ракетами-носителями легких классов, которые в настоящее время используются для запуска малогабаритных космических аппаратов.


Проект SALS в настоящее время находится на стадии проработки концепции. Для разработки технической документации в ближайшее время планируется нанять 40 специалистов. В течение следующих пяти лет предполагается расширить штат организации до 350 конструкторов. Отмечается, что компания в первую очередь будет набирать молодых специалистов, недавно закончивших вузы.

Ввиду относительной сложности ракетной техники компания Celestia Aerospace предлагает выводить космические аппараты на орбиту при помощи комбинированной аэрокосмической системы. В состав комплекса SALS войдет самолет и ракеты-носители двух типов. Такое сочетание носителей позволит значительно снизить стоимость запуска в сравнении с «классическими» ракетами-носителями для вывода спутников.

В качестве полезной нагрузки системы SALS рассматриваются наноспутники весом до 10 кг кубической формы с длиной грани до 10 дюймов (25,4 см). В зависимости от типа используемой ракеты-носителя одновременно на орбиту будут выводиться от 4 до 16 аппаратов.

Проект SALS: аэрокосмическая система для запуска наноспутников


Самым крупным компонентом комплекса SALS должен стать самолет Archer 1 («Лучник-1»). В качестве этого носителя предлагается использовать истребитель МиГ-29УБ советского/российского производства. С самолета снимут все оружие и часть радиоэлектронного оборудования военного назначения. Кроме того, его оснастят набором оборудования, необходимого для запуска ракет с наноспутниками.

Непосредственная доставка полезной нагрузки на орбиту будет осуществляться при помощи ракет Space Arrow SM и Space Arrow CM («Космическая стрела»). Твердотопливные ракеты будут разработаны на основе существующих разработок. Характеристики этих изделий будут таковы, что ракеты смогут подниматься на достаточную высоту и сбрасывать полезную нагрузку в виде миниатюрных спутников. Ракета Space Arrow SM будет иметь меньшие габариты и сможет нести четыре наноспутника. Более крупная Space Arrow CM предназначается для вывода на орбиту 16 аппаратов.

По данным компании Celestia Aerospace, использование комплекса SALS будет выглядеть следующим образом. Самолет «Лучник-1» с ракетой/ракетами под крылом будет взлетать с обычного аэродрома и подниматься на высоту около 20 км. На заданной высоте демилитаризованный истребитель должен производить запуск ракеты Space Arrow SM/CM с полезной нагрузкой на борту. Далее ракета за счет собственного твердотопливного двигателя (на начальной стадии полета), а после по инерции должна выйти на высоту порядка 600 км. На этой высоте предполагается производить сброс наноспутников.

По расчетам специалистов, самолет Archer-1 сможет одновременно нести четыре ракеты Space Arrow SM или одну Space Arrow CM. В обоих случаях комплекс SALS обеспечит вывод на орбиту до 16 спутников. При этом, в зависимости от требований заказчиков, возможен как одновременный подъем 16 аппаратов на одну высоту (при помощи более крупной ракеты), так и вывод спутников на разные орбиты (при помощи Space Arrow SM). В последнем случае может быть запущено несколько ракет, каждая из которых имеет собственную полетную программу.

По заверениям авторов проекта, система SALS будет иметь несколько выгодных отличий от прочих средств запуска малогабаритных космических аппаратов. Напомним, в настоящее время такие запуски в основном производятся при помощи «полноценных» ракет-носителей, основной нагрузкой которых является какой-либо коммерческий спутник. Микро- и наноспутники в таком случае являются дополнительной нагрузкой для более полного использования возможностей ракеты.

Утверждается, что аэрокосмическая система SALS обеспечит значительно меньшую стоимость запуска в сравнении с существующими ракетами-носителями. Единственным одноразовым компонентом системы станет ракета-носитель, а самолет Archer-1 сможет использоваться десятки или сотни раз. Таким образом, стоимость пуска будет складываться из затрат на сборку ракеты и обслуживание самолета. Возможность одновременного запуска нескольких спутников так же должна снизить стоимость выведения на орбиту одного аппарата. Все это, как ожидается, позволит добиться уровня цен, привлекательного для потенциальных заказчиков.

При запуске наноспутников с помощью «традиционных» ракет-носителей заказчику приходится ждать места в ракете от нескольких месяцев до нескольких лет. Использование специализированной аэрокосмической системы должно сократить сроки ожидания до нескольких недель. К примеру, запуски могут осуществляться раз в две недели с небольшими изменениями конкретной даты в связи с пожеланиями заказчиков. Поскольку наноспутники являются основной и единственной полезной нагрузкой системы SALS, заказчик сможет прямо влиять на различные параметры запуска.

Компания Celestia Aerospace готова предложить заказчикам не только удобное средство запуска космических аппаратов, но и некоторые дополнительные услуги. Предлагаемый к применению самолет МиГ-29УБ, будучи учебной машиной, имеет две кабины пилотов. За дополнительную плату заказчик сможет лично присутствовать при запуске ракеты «Космическая стрела» с его наноспутником. Помимо запуска клиент сможет увидеть планету с высоты 20 км. Подобный «туризм» получил определенное распространение и может представлять большой интерес как для участников космических программ, так и для простых любителей авиации.

В настоящее время испанские специалисты завершают предварительные работы по новому проекту. В ближайшем будущем должна начаться разработка конструкторской документации. Первый испытательный запуск ракеты Space Arrow запланирована на начало 2016 года. По нынешним планам, ракеты-носители будут производиться на площадке компании в Барселоне. В качестве площадки для проведения полетов рассматривается аэропорт Кастельона (Валенсия).

В будущем компания Celestia Aerospace намерена закрепиться на рынке наноспутников, освоив несколько «специальностей». Программа-максимум компании – разработка и производство наноспутников под заказ с последующим их запуском. Подобное предложение должно привлечь внимание различных организаций, желающих иметь собственные миниатюрные космические аппараты.

Проект SALS находится на самых ранних стадиях, однако уже сейчас представляет большой интерес как для потенциальных заказчиков, так и для интересующейся общественности. В случае успешного завершения работ компания Celestia Aerospace станет одной из первых организацией, сумевшей не только создать, но и довести до практического применения полноценную аэрокосмическую систему запуска космических аппаратов. Кроме того, SALS может стать первым работоспособным комплексом своего класса, предназначенным специально для запуска наноспутников. Однако пока нельзя с уверенностью утверждать, что испанские инженеры смогут довести новый проект до конца. Первые новости о результатах работ должны появиться в самом ближайшем будущем.


По материалам сайтов:
http://aerotendencias.com/
http://spacedaily.com/
http://zoom.cnews.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. Самаритянин 25 ноября 2014 08:44
    Без нас в космосе не обойтись! )))
    Удачи Испанцам, в том что в России давно организовали!
    1. смит7 25 ноября 2014 09:02
      Но за совсем другие деньги и совсем другая полезная нагрузка...
      1. crazyrom 26 ноября 2014 02:00
        Да, как-то оченьстранно, выбрали самый маленький самолёт. Я сразу подумал про более тяжёлый Су (вынесет ракеты покрупнее), а товарищ ниже уже привёл запуск с Миг-31 - самое умное что можно придумать, он огромный, с огромными зверскими моторами и запуск идёт уже на 3000 км/ч.
    2. самоход 25 ноября 2014 09:47
      Цитата: Самаритянин
      Без нас в космосе не обойтись! )))
      Удачи Испанцам, в том что в России давно организовали!

      Проек "Ишим"
      Еще в 1998 г. ОКБ им. А.И. Микояна вышло с предложением о создании на базе истребителя-перехватчика МиГ-31 самолета-носителя МиГ-31С, способного запускать с высоты порядка 17 км на скорости 3000 км/ч ракету-носитель РН-С, которая в свою очередь выводила бы на орбиту малые коммерческие космические аппараты массой от 40 до 200 кг. Первый экспериментальный запуск такой ракеты ожидался уже в 1999-2000 гг.
      В то же время группой ученых Московского авиационного института при поддержке специалистов ОКБ им. А.И. Микояна было предложено использовать самолет-носитель МиГ-31С для воздушного запуска двух- или трехступенчатой микроракеты-носителя "Микрон" с гибридными двигателями, способной выводить на орбиту малые спутники массой до 200 кг.
      Предполагаемая ракета имеет массу 10 300 кг, длину 10,76 м и диаметр корпуса 1,34 м. В хвостовой части ракеты располагаются раскрывающиеся рули решетчатого типа. Размещенный под головным обтекателем в носовой части ракеты отсек полезной нагрузки имеет длину 1,4 м и диаметр 0,94 м.
      Стартующая с борта МиГ-31И ракета способна выводить на круговую орбиту космические аппараты массой до 160 кг (на высоту 300 км) или до 120 кг (на высоту 600 км).
      взято с http://www.airwar.ru/
  2. Wedmak 25 ноября 2014 08:57
    Любопытно, у МИГ-29, практический потолок 18 км. А они собрались на 20 забираться. Снятие военного оборудование не поможет, т.к. его вес заменит ракета/ы со спутниками. А так конечно да, система ооочень дешевая получиться.
    1. adept666 25 ноября 2014 14:06
      Практический потолок - это макс. высота, при которой возможен длительный устойчивый горизонтальный полёт, а не макс. потолок на который борт может выходить с подскока, например, для МиГ-25 практический потолок ~ 23 000 м, а рекорд высоты на этом типе машин ~ 37 650 м. А так забраться кратковременно на 20 км вполне возможно smile
    2. Bersaglieri 25 ноября 2014 17:46
      Ну можно пару твердотопливных ускорителей прицепить :)
  3. смит7 25 ноября 2014 09:00
    Интересненько... Конкуренцию в аэроксмической отрасли создают. Молодцы! Здоровая конкуренция ни когда не мешает. Хотя я не "космонавт", мне трудно представить себе какие полезные функции (кроме разведки smile ) может обеспечить такой наноспутник. Ретранслятор на неделю? Мониторинг погоды на полгода? Разведка характеристик излучений космических систем вероятного противника? Но люди думают, творят будущее, так сказать! Приятно, если это не направлено против интересов РФ.
    1. дед_Костя 25 ноября 2014 20:09
      Первое, что приходит в голову для наноспутников- испытание нового оборудования в реальных условиях космоса: двигателей ориентации, датчиков, источников энергии и т.д. всё в миниисполнении чисто для демонстрации самой возможности использования оборудования. Ещё одна идея давно объявлена- заменить один огромный дорогущий аппарат с кучей приборов и выполняемых функций на рой маленьких аппаратиков с одним конкретным прибором в каждом. В случае аварии какой-либо системы накрывается не вся многомиллионодолларовая программа, а только маленькая её часть.
  4. Асан Ата 25 ноября 2014 12:00
    Ф-1, например, для снятия других крупноразмерных спутников с боевого дежурства. hi
    Асан Ата
  5. Bersaglieri 25 ноября 2014 15:05
    Зачем с МиГ-29 если есть МиГ-31.
    Выше поднимет,лучше предразгонит- ПН больше и стоимость запуска на кг полезной нагрузки- ниже.

    ".. МиГ-31И Ишим..."

    http://www.airwar.ru/enc/other/mig31i.html
    1. Alex183381 25 ноября 2014 17:20
      Аналогичный вопрос, при чем тут Миг-29
      В СССР Миг-31 специализировался изначально как носитель противоспутниковой рокеты...

      А ну да у НАТО Миг-29 есть, а 31го нет....
      Alex183381
    2. Комментарий был удален.
  6. Алекс 25 ноября 2014 19:15
    Помнится, в середине 80-х у американцев нечто подобное было. Истребитель F-15 (ЕМНИП) с противоспутниковыми ракетами. Неплохой вариант конверсии.
  7. Andriuha077 25 ноября 2014 19:55
    И ещё один проектик, так сказать, в трансформации:


    Винт долой, вместо него реактивный


    Дата загрузки: 29 июля 2009 г.

    Один, потом две штуки, а на финальном уже четыре
  8. МВГ 25 ноября 2014 21:55
    Очень полезная штука - можно американским космонавтам парашюты на орбиту закидывать, если Россия выйдет из программы МКС
  9. Горный стрелок 29 ноября 2014 04:58
    В статье ошибка. Спутники надо разгонять до 1-й космической, как минимум, а иначе попадают, с любой высоты.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня