Military Review

SALS project: aerospace system for launching nanosatellites

16
The appearance of the so-called. micro and nanosatellites allowed many organizations to begin implementing their own space programs. Nevertheless, the cost of launching such devices still remains at a fairly high level, as a result of which there are regular proposals regarding new launch vehicles and methods of launching satellites into orbit. Recently, the Spanish company Celestia Aerospace announced the launch of its project, whose goal is to ensure a relatively simple and cheap launch of miniature spacecraft.

SALS project: aerospace system for launching nanosatellites


The project called SALS (Sagitarius Airborne Launch System - “Sagittarius Air Launch System”) implies the broadest use of existing developments and technology. It is assumed that such an approach to design will allow to maximally simplify the preparation for the launch of satellites, as well as provide the lowest possible cost. The exact cost of launching a single micro or nano-satellite has not yet been determined, but Spanish experts expect that the SALS system will be able to compete with the existing launch vehicles of light classes, which are currently used to launch small-sized spacecraft.

The SALS project is currently at the concept development stage. For the development of technical documentation in the near future it is planned to hire 40 specialists. Over the next five years, it is planned to expand the organization’s staff to 350 designers. It is noted that the company will primarily recruit young professionals who have recently graduated from universities.

Due to the relative complexity of rocket technology, Celestia Aerospace offers to launch spacecraft into orbit using a combined aerospace system. The complex SALS will include aircraft and launch vehicles of two types. Such a combination of carriers will significantly reduce the launch cost in comparison with the “classic” launch vehicles for satellite output.

Nanosatellites weighing up to 10 kg of a cubic shape with a face length of up to 10 inches (25,4 cm) are considered as the SALS payload. Depending on the type of launch vehicle used, simultaneously from 4 to 16 devices will be launched into orbit.



The largest component of the SALS complex should be the Archer 1 (“Archer-1”) aircraft. As a carrier, it is proposed to use a Soviet / Russian-made MiG-29UB fighter. From the plane will remove all weapon and part of military electronic equipment. In addition, it will be equipped with a set of equipment necessary to launch rockets with nanosatellites.

The immediate delivery of the payload to orbit will be carried out with the help of Space Arrow SM and Space Arrow CM ("Space Arrow") rockets. Solid propellant rockets will be developed on the basis of existing developments. The characteristics of these products will be such that the rockets will be able to rise to a sufficient height and drop the payload in the form of miniature satellites. The Space Arrow SM rocket will have smaller dimensions and will be able to carry four nanosatellites. The larger Space Arrow CM is intended for launching 16 devices into orbit.

According to Celestia Aerospace, the use of the SALS complex will be as follows. An Archer-1 airplane with a missile / missile under the wing will take off from an ordinary airfield and rise to an altitude of about 20 km. At a given height, the demilitarized fighter must launch a Space Arrow SM / CM rocket with a payload on board. Next, the rocket is due to its own solid-fuel engine (at the initial stage of flight), and then due to inertia it must reach an altitude of the order of 600 km. At this altitude it is supposed to produce the discharge of nanosatellites.

According to specialists, the Archer-1 will be able to carry four Space Arrow SM or one Space Arrow CM simultaneously. In both cases, the SALS complex will bring satellites into orbit up to 16. At the same time, depending on customer requirements, it is possible to simultaneously lift 16 devices to the same height (using a larger rocket), or to output satellites to different orbits (using Space Arrow SM). In the latter case, several missiles may be launched, each of which has its own flight program.

According to the authors of the project, the SALS system will have several beneficial differences from other means of launching small-sized spacecraft. Recall that at present such launches are mainly made with the help of “full-fledged” launch vehicles, the main load of which is a commercial satellite. Micro-and nanosatellites in this case are an additional burden to more fully utilize the capabilities of the rocket.

It is argued that the aerospace system SALS will provide a significantly lower launch cost compared to existing launch vehicles. The launch vehicle will be the only one-time component of the system, and the Archer-1 can be used tens or hundreds of times. Thus, the launch cost will consist of the cost of rocket assembly and aircraft maintenance. The possibility of simultaneous launching of several satellites should also reduce the cost of launching one apparatus into orbit. All this, as expected, will allow to achieve a price level that is attractive to potential customers.

When launching nanosatellites with the help of “traditional” launch vehicles, the customer has to wait for a place in the rocket from several months to several years. The use of a specialized aerospace system should reduce the waiting time to a few weeks. For example, launches can be carried out once every two weeks with small changes in a specific date in connection with the wishes of customers. Since nanosatellites are the main and only payload of the SALS system, the customer will be able to directly influence various launch parameters.

Celestia Aerospace is ready to offer customers not only a convenient means of launching spacecraft, but also some additional services. The MiG-29UB aircraft proposed for use, as a training machine, has two cockpits. For an additional fee, the customer will be able to personally attend the launch of the Cosmic Arrow rocket with its nanosatellite. In addition to the launch, the client will be able to see the planet from a height of 20 km. Such "tourism" has gained some distribution and can be of great interest both to participants in space programs and for ordinary fans aviation.

Currently, Spanish specialists are completing preliminary work on a new project. In the near future, the development of design documentation should begin. The first test launch of the Space Arrow rocket is scheduled for the beginning of 2016 of the year. According to current plans, launch vehicles will be manufactured at the company's site in Barcelona. The airport of Castellón (Valencia) is considered as a platform for flights.

In the future, Celestia Aerospace intends to gain a foothold in the nanosatellite market, having mastered several “specialties”. The company's maximum program is the development and production of nanosatellites for the order and their subsequent launch. Such a proposal should attract the attention of various organizations wishing to have their own miniature spacecraft.

The SALS project is at its earliest stages, but now it is of great interest both to potential customers and to the interested public. In the case of successful completion of the work, Celestia Aerospace will be one of the first organizations that managed not only to create, but also to bring to practical use a full-fledged aerospace launch system for spacecraft. In addition, SALS can become the first efficient complex of its class, designed specifically for launching nanosatellites. However, it is not yet possible to say with certainty that the Spanish engineers will be able to complete the new project. First news on the results of the work should appear in the very near future.


On the materials of the sites:
http://aerotendencias.com/
http://spacedaily.com/
http://zoom.cnews.ru/
Author:
16 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Samaritan
    Samaritan 25 November 2014 08: 44
    0
    You cannot do without us in space! )))
    Good luck to the Spaniards in that they have long organized in Russia!
    1. smith7
      smith7 25 November 2014 09: 02
      0
      But for completely different money and a completely different payload ...
      1. crazyrom
        crazyrom 26 November 2014 02: 00
        0
        Yes, somehow very strange, we chose the smallest aircraft. I immediately thought of a heavier Su (will carry larger rockets), and the comrade below has already led the launch from the Mig-31 - the smartest thing you can think of, it is huge, with huge brutal engines and the launch goes already at 3000 km / h.
    2. self-propelled
      self-propelled 25 November 2014 09: 47
      +5
      Quote: Samaritan
      You cannot do without us in space! )))
      Good luck to the Spaniards in that in Russia have long been organized!

      Ishim project
      Back in 1998, OKB im. A.I. Mikoyan came up with the proposal to create a MiG-31С carrier aircraft based on the MiG-31 fighter-interceptor, capable of launching an RN-S carrier rocket from an altitude of the order of 17 km at a speed of 3000 km / h, which in turn would launch small orbits commercial spacecraft weighing from 40 to 200 kg. The first experimental launch of such a rocket was expected already in 1999-2000.
      At the same time, a group of scientists from the Moscow Aviation Institute with the support of experts from the OKB named after A.I. Mikoyan, it was proposed to use the MiG-31S carrier aircraft for the air launch of a two- or three-stage Mikron micro-carrier rocket with hybrid engines, capable of launching small satellites weighing up to 200 kg into orbit.
      The proposed rocket has a mass of 10 300 kg, a length of 10,76 m and a body diameter of 1,34 m. In the tail of the rocket there are lattice-opening steering wheels. Located under the head fairing in the bow of the rocket, the payload compartment has a length of 1,4 m and a diameter of 0,94 m.
      A missile launching from the MiG-31 board can launch spacecraft weighing up to 160 kg (to an altitude of 300 km) or up to 120 kg (to an altitude of 600 km) into a circular orbit.
      taken from http://www.airwar.ru/
  2. Wedmak
    Wedmak 25 November 2014 08: 57
    +2
    Curiously, the MIG-29 has a practical ceiling of 18 km. And they gathered on 20 to climb. Removing military equipment will not help, because its weight will be replaced by rocket / s with satellites. And of course, yes, the system is soooo cheap.
    1. adept666
      adept666 25 November 2014 14: 06
      +4
      The practical ceiling is max. altitude at which long steady horizontal flight is possible, and not max. ceiling on which the board can go with bounceFor example, for the MiG-25, the practical ceiling is ~ 23 m, and the altitude record for this type of machine is ~ 000 m. And it’s quite possible to climb up to 37 km for a short time smile
    2. Bersaglieri
      Bersaglieri 25 November 2014 17: 46
      +1
      Well, you can attach a couple of solid fuel boosters :)
  3. smith7
    smith7 25 November 2014 09: 00
    0
    Interesting ... Competition in the aerospace industry is being created. Well done! Healthy competition never gets in the way. Although I am not an "astronaut", it is difficult for me to imagine what useful functions (other than intelligence smile ) can provide such a nanosatellite. Repeater for a week? Weather monitoring for half a year? Intelligence of the radiation characteristics of the space systems of a potential adversary? But people think, create the future, so to speak! It is nice if it is not directed against the interests of the Russian Federation.
    1. grandfather_Kostya
      grandfather_Kostya 25 November 2014 20: 09
      0
      The first thing that comes to mind for nanosatellites is testing new equipment in real space conditions: orientation engines, sensors, energy sources, etc. everything in mini-performance is purely to demonstrate the very possibility of using equipment. Another idea has long been announced - to replace one huge expensive device with a bunch of devices and functions to a swarm of small devices with one specific device in each. In the event of an accident in a system, not the entire multi-million dollar program is covered, but only a small part of it.
  4. Asan Ata
    Asan Ata 25 November 2014 12: 00
    0
    F-1, for example, to remove other large-sized satellites from combat duty. hi
  5. Bersaglieri
    Bersaglieri 25 November 2014 15: 05
    +3
    Why with a MiG-29 if there is a MiG-31.
    It will raise higher, better predisperse — the payload is larger and the launch cost per kg of payload is lower.

    ".. MiG-31I Ishim ..."

    http://www.airwar.ru/enc/other/mig31i.html
    1. Alex183381
      Alex183381 25 November 2014 17: 20
      +2
      A similar question, what does the Mig-29
      In the USSR, the Mig-31 initially specialized as a carrier of anti-satellite rockets ...

      Well, yes, NATO has a Mig-29, but no 31st ....
    2. The comment was deleted.
  6. Alex
    Alex 25 November 2014 19: 15
    +1
    I remember that in the middle of the 80's the Americans had something similar. Fighter F-15 (EMNIP) with anti-satellite missiles. A good conversion option.
  7. Andriuha077
    Andriuha077 25 November 2014 19: 55
    +1
    And another project, so to speak, in transformation:


    Screw off, jet instead


    Upload date: July 29, 2009

    One, then two, and in the final four
  8. Mwg
    Mwg 25 November 2014 21: 55
    +1
    A very useful thing - it is possible for American astronauts to throw parachutes into orbit if Russia leaves the ISS program
  9. Mountain shooter
    Mountain shooter 29 November 2014 04: 58
    0
    There is an error in the article. Satellites must be dispersed to the 1st space one, at least, otherwise they will fall from any height.

Проект SALS: аэрокосмическая система для запуска наноспутников

Появление т.н. микро- и наноспутников позволило множеству организаций начать реализацию своих собственных космических программ. Тем не менее, стоимость запуска подобных аппаратов по-прежнему остается на достаточно высоком уровне, вследствие чего регулярно появляются предложения, касающиеся новых ракет-носителей и методик вывода спутников на орбиту. Недавно испанская компания Celestia Aerospace объявила о начале своего проекта, целью которого является обеспечение сравнительно простого и дешевого запуска миниатюрных космических аппаратов.

Проект SALS: аэрокосмическая система для запуска наноспутников


Проект под названием SALS (Sagitarius Airborne Launch System – «Воздушная система запуска «Стрелец») подразумевает широчайшее использование существующих наработок и техники. Предполагается, что такой подход к конструированию позволит максимально упростить подготовку к запуску спутников, а также обеспечит минимально возможную стоимость. Точная стоимость запуска одного микро- или наноспутника пока не определена, но испанские специалисты ожидают, что система SALS сможет конкурировать с существующими ракетами-носителями легких классов, которые в настоящее время используются для запуска малогабаритных космических аппаратов.


Проект SALS в настоящее время находится на стадии проработки концепции. Для разработки технической документации в ближайшее время планируется нанять 40 специалистов. В течение следующих пяти лет предполагается расширить штат организации до 350 конструкторов. Отмечается, что компания в первую очередь будет набирать молодых специалистов, недавно закончивших вузы.

Ввиду относительной сложности ракетной техники компания Celestia Aerospace предлагает выводить космические аппараты на орбиту при помощи комбинированной аэрокосмической системы. В состав комплекса SALS войдет самолет и ракеты-носители двух типов. Такое сочетание носителей позволит значительно снизить стоимость запуска в сравнении с «классическими» ракетами-носителями для вывода спутников.

В качестве полезной нагрузки системы SALS рассматриваются наноспутники весом до 10 кг кубической формы с длиной грани до 10 дюймов (25,4 см). В зависимости от типа используемой ракеты-носителя одновременно на орбиту будут выводиться от 4 до 16 аппаратов.

Проект SALS: аэрокосмическая система для запуска наноспутников


Самым крупным компонентом комплекса SALS должен стать самолет Archer 1 («Лучник-1»). В качестве этого носителя предлагается использовать истребитель МиГ-29УБ советского/российского производства. С самолета снимут все оружие и часть радиоэлектронного оборудования военного назначения. Кроме того, его оснастят набором оборудования, необходимого для запуска ракет с наноспутниками.

Непосредственная доставка полезной нагрузки на орбиту будет осуществляться при помощи ракет Space Arrow SM и Space Arrow CM («Космическая стрела»). Твердотопливные ракеты будут разработаны на основе существующих разработок. Характеристики этих изделий будут таковы, что ракеты смогут подниматься на достаточную высоту и сбрасывать полезную нагрузку в виде миниатюрных спутников. Ракета Space Arrow SM будет иметь меньшие габариты и сможет нести четыре наноспутника. Более крупная Space Arrow CM предназначается для вывода на орбиту 16 аппаратов.

По данным компании Celestia Aerospace, использование комплекса SALS будет выглядеть следующим образом. Самолет «Лучник-1» с ракетой/ракетами под крылом будет взлетать с обычного аэродрома и подниматься на высоту около 20 км. На заданной высоте демилитаризованный истребитель должен производить запуск ракеты Space Arrow SM/CM с полезной нагрузкой на борту. Далее ракета за счет собственного твердотопливного двигателя (на начальной стадии полета), а после по инерции должна выйти на высоту порядка 600 км. На этой высоте предполагается производить сброс наноспутников.

По расчетам специалистов, самолет Archer-1 сможет одновременно нести четыре ракеты Space Arrow SM или одну Space Arrow CM. В обоих случаях комплекс SALS обеспечит вывод на орбиту до 16 спутников. При этом, в зависимости от требований заказчиков, возможен как одновременный подъем 16 аппаратов на одну высоту (при помощи более крупной ракеты), так и вывод спутников на разные орбиты (при помощи Space Arrow SM). В последнем случае может быть запущено несколько ракет, каждая из которых имеет собственную полетную программу.

По заверениям авторов проекта, система SALS будет иметь несколько выгодных отличий от прочих средств запуска малогабаритных космических аппаратов. Напомним, в настоящее время такие запуски в основном производятся при помощи «полноценных» ракет-носителей, основной нагрузкой которых является какой-либо коммерческий спутник. Микро- и наноспутники в таком случае являются дополнительной нагрузкой для более полного использования возможностей ракеты.

Утверждается, что аэрокосмическая система SALS обеспечит значительно меньшую стоимость запуска в сравнении с существующими ракетами-носителями. Единственным одноразовым компонентом системы станет ракета-носитель, а самолет Archer-1 сможет использоваться десятки или сотни раз. Таким образом, стоимость пуска будет складываться из затрат на сборку ракеты и обслуживание самолета. Возможность одновременного запуска нескольких спутников так же должна снизить стоимость выведения на орбиту одного аппарата. Все это, как ожидается, позволит добиться уровня цен, привлекательного для потенциальных заказчиков.

При запуске наноспутников с помощью «традиционных» ракет-носителей заказчику приходится ждать места в ракете от нескольких месяцев до нескольких лет. Использование специализированной аэрокосмической системы должно сократить сроки ожидания до нескольких недель. К примеру, запуски могут осуществляться раз в две недели с небольшими изменениями конкретной даты в связи с пожеланиями заказчиков. Поскольку наноспутники являются основной и единственной полезной нагрузкой системы SALS, заказчик сможет прямо влиять на различные параметры запуска.

Компания Celestia Aerospace готова предложить заказчикам не только удобное средство запуска космических аппаратов, но и некоторые дополнительные услуги. Предлагаемый к применению самолет МиГ-29УБ, будучи учебной машиной, имеет две кабины пилотов. За дополнительную плату заказчик сможет лично присутствовать при запуске ракеты «Космическая стрела» с его наноспутником. Помимо запуска клиент сможет увидеть планету с высоты 20 км. Подобный «туризм» получил определенное распространение и может представлять большой интерес как для участников космических программ, так и для простых любителей авиации.

В настоящее время испанские специалисты завершают предварительные работы по новому проекту. В ближайшем будущем должна начаться разработка конструкторской документации. Первый испытательный запуск ракеты Space Arrow запланирована на начало 2016 года. По нынешним планам, ракеты-носители будут производиться на площадке компании в Барселоне. В качестве площадки для проведения полетов рассматривается аэропорт Кастельона (Валенсия).

В будущем компания Celestia Aerospace намерена закрепиться на рынке наноспутников, освоив несколько «специальностей». Программа-максимум компании – разработка и производство наноспутников под заказ с последующим их запуском. Подобное предложение должно привлечь внимание различных организаций, желающих иметь собственные миниатюрные космические аппараты.

Проект SALS находится на самых ранних стадиях, однако уже сейчас представляет большой интерес как для потенциальных заказчиков, так и для интересующейся общественности. В случае успешного завершения работ компания Celestia Aerospace станет одной из первых организацией, сумевшей не только создать, но и довести до практического применения полноценную аэрокосмическую систему запуска космических аппаратов. Кроме того, SALS может стать первым работоспособным комплексом своего класса, предназначенным специально для запуска наноспутников. Однако пока нельзя с уверенностью утверждать, что испанские инженеры смогут довести новый проект до конца. Первые новости о результатах работ должны появиться в самом ближайшем будущем.


По материалам сайтов:
http://aerotendencias.com/
http://spacedaily.com/
http://zoom.cnews.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. Самаритянин 25 ноября 2014 08:44
    Без нас в космосе не обойтись! )))
    Удачи Испанцам, в том что в России давно организовали!
    1. смит7 25 ноября 2014 09:02
      Но за совсем другие деньги и совсем другая полезная нагрузка...
      1. crazyrom 26 ноября 2014 02:00
        Да, как-то оченьстранно, выбрали самый маленький самолёт. Я сразу подумал про более тяжёлый Су (вынесет ракеты покрупнее), а товарищ ниже уже привёл запуск с Миг-31 - самое умное что можно придумать, он огромный, с огромными зверскими моторами и запуск идёт уже на 3000 км/ч.
    2. самоход 25 ноября 2014 09:47
      Цитата: Самаритянин
      Без нас в космосе не обойтись! )))
      Удачи Испанцам, в том что в России давно организовали!

      Проек "Ишим"
      Еще в 1998 г. ОКБ им. А.И. Микояна вышло с предложением о создании на базе истребителя-перехватчика МиГ-31 самолета-носителя МиГ-31С, способного запускать с высоты порядка 17 км на скорости 3000 км/ч ракету-носитель РН-С, которая в свою очередь выводила бы на орбиту малые коммерческие космические аппараты массой от 40 до 200 кг. Первый экспериментальный запуск такой ракеты ожидался уже в 1999-2000 гг.
      В то же время группой ученых Московского авиационного института при поддержке специалистов ОКБ им. А.И. Микояна было предложено использовать самолет-носитель МиГ-31С для воздушного запуска двух- или трехступенчатой микроракеты-носителя "Микрон" с гибридными двигателями, способной выводить на орбиту малые спутники массой до 200 кг.
      Предполагаемая ракета имеет массу 10 300 кг, длину 10,76 м и диаметр корпуса 1,34 м. В хвостовой части ракеты располагаются раскрывающиеся рули решетчатого типа. Размещенный под головным обтекателем в носовой части ракеты отсек полезной нагрузки имеет длину 1,4 м и диаметр 0,94 м.
      Стартующая с борта МиГ-31И ракета способна выводить на круговую орбиту космические аппараты массой до 160 кг (на высоту 300 км) или до 120 кг (на высоту 600 км).
      взято с http://www.airwar.ru/
  2. Wedmak 25 ноября 2014 08:57
    Любопытно, у МИГ-29, практический потолок 18 км. А они собрались на 20 забираться. Снятие военного оборудование не поможет, т.к. его вес заменит ракета/ы со спутниками. А так конечно да, система ооочень дешевая получиться.
    1. adept666 25 ноября 2014 14:06
      Практический потолок - это макс. высота, при которой возможен длительный устойчивый горизонтальный полёт, а не макс. потолок на который борт может выходить с подскока, например, для МиГ-25 практический потолок ~ 23 000 м, а рекорд высоты на этом типе машин ~ 37 650 м. А так забраться кратковременно на 20 км вполне возможно smile
    2. Bersaglieri 25 ноября 2014 17:46
      Ну можно пару твердотопливных ускорителей прицепить :)
  3. смит7 25 ноября 2014 09:00
    Интересненько... Конкуренцию в аэроксмической отрасли создают. Молодцы! Здоровая конкуренция ни когда не мешает. Хотя я не "космонавт", мне трудно представить себе какие полезные функции (кроме разведки smile ) может обеспечить такой наноспутник. Ретранслятор на неделю? Мониторинг погоды на полгода? Разведка характеристик излучений космических систем вероятного противника? Но люди думают, творят будущее, так сказать! Приятно, если это не направлено против интересов РФ.
    1. дед_Костя 25 ноября 2014 20:09
      Первое, что приходит в голову для наноспутников- испытание нового оборудования в реальных условиях космоса: двигателей ориентации, датчиков, источников энергии и т.д. всё в миниисполнении чисто для демонстрации самой возможности использования оборудования. Ещё одна идея давно объявлена- заменить один огромный дорогущий аппарат с кучей приборов и выполняемых функций на рой маленьких аппаратиков с одним конкретным прибором в каждом. В случае аварии какой-либо системы накрывается не вся многомиллионодолларовая программа, а только маленькая её часть.
  4. Асан Ата 25 ноября 2014 12:00
    Ф-1, например, для снятия других крупноразмерных спутников с боевого дежурства. hi
    Асан Ата
  5. Bersaglieri 25 ноября 2014 15:05
    Зачем с МиГ-29 если есть МиГ-31.
    Выше поднимет,лучше предразгонит- ПН больше и стоимость запуска на кг полезной нагрузки- ниже.

    ".. МиГ-31И Ишим..."

    http://www.airwar.ru/enc/other/mig31i.html
    1. Alex183381 25 ноября 2014 17:20
      Аналогичный вопрос, при чем тут Миг-29
      В СССР Миг-31 специализировался изначально как носитель противоспутниковой рокеты...

      А ну да у НАТО Миг-29 есть, а 31го нет....
      Alex183381
    2. Комментарий был удален.
  6. Алекс 25 ноября 2014 19:15
    Помнится, в середине 80-х у американцев нечто подобное было. Истребитель F-15 (ЕМНИП) с противоспутниковыми ракетами. Неплохой вариант конверсии.
  7. Andriuha077 25 ноября 2014 19:55
    И ещё один проектик, так сказать, в трансформации:


    Винт долой, вместо него реактивный


    Дата загрузки: 29 июля 2009 г.

    Один, потом две штуки, а на финальном уже четыре
  8. МВГ 25 ноября 2014 21:55
    Очень полезная штука - можно американским космонавтам парашюты на орбиту закидывать, если Россия выйдет из программы МКС
  9. Горный стрелок 29 ноября 2014 04:58
    В статье ошибка. Спутники надо разгонять до 1-й космической, как минимум, а иначе попадают, с любой высоты.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня