Компания Локхид Мартин оправдывается за рост стоимости F-35

Компания Локхид Мартин оправдывается за рост стоимости F-35


Как самая крупная и самая дорогостоящая программа Пентагона, F-35 является объектом постоянного и пристального внимания и не только со стороны военных, которые и заказали создание этого самолета, но и американского Конгресса. Сегодня с введением жестких бюджетных ограничений в том числе и на расходы в сфере вооружения для создателей F-35 важно, чтобы как можно скорее самолет прошел все необходимые испытания и тем самым доказать не только его высокие технические возможности, но и необходимость принятия его на вооружение.

За последние 18 месяцев программа, согласно которой ведутся работы по созданию F-35, несколько раз подвергалась пересмотру. Два раза в программу вносились серьезные изменения, которые касались в большей степени стоимости проекта и прежде всего это было вызвано постоянно растущей итоговой ценой самолета. Конгресс при утверждении очередных увеличений расходов на создание самолета, поставил перед главой Пентагона вопрос о целесообразности и необходимости столь значительного увеличения стоимости проекта, а так же ее законности. Было предложено пересмотреть программу и возможно найти другие способы решения задачи с обеспечения ВВС современными самолетами 5-го поколения.


Компания Локхид Мартин оправдывается за рост стоимости F-35

F-35 на авиабазе ВВС Эдвардс, штат Калифорния перед испытаниями


Глава Пентагона Эштон Б. Картер, во время своего доклада перед членами комиссия Сената по вооружению и обороне заявил следующее: «Мы не придумали достойной альтернативы «Joint Strike Fighter» (F-35). Нам нужен этот самолет для усиления своих ВВС. Конечно, мы понимаем, что любая военная техника должна быть доступной в плане стоимости, но должен признать, что этого невозможно сказать о проекте F-35, который очень дорогой».

Картер сказал, что в течение последнего десятилетия, итоговая стоимость F-35 возросла более чем в два раза от начальной оценки проекта. «Это удвоение цены F-35 является неприемлемым, - признается Картер. - Но пришло время, когда мы обязаны завершить, то, что начали более 10 лет тому назад». Также глава Пентагона гарантировал членам сенатской комиссии, что он лично проведет проверку реальности, указанной создателями, стоимости самолета и примет все меры по стабилизации цены, а возможно и ее снижению.

Министр обороны Роберт Гейтс заверил, что программа F-35 имеет важное значение и работы по ней должны продолжаться для осуществления масштабной модернизации технического состава ВВС, с учетом того что, большинство авиационной техники которая сегодня имеется в распоряжении не только не соответствует современным требованиям, но и исчерпала сроки полезной эксплуатации.

Компания Локхид Мартин оправдывается за рост стоимости F-35

Испытание двигателя F135 на испытательном стенде Pratt & Whitney


Однако именно министр обороны приказывал вносить радикальные изменения в проект. Так, например, летные испытания, значительно отстают от графика, но по приказу Гейтса эти сроки были продолжены на два года. Так же именно глава оборонного ведомства настоял на увеличении объем финансирования программы на 4,6 млрд. долларов. Соответственно, он замедлил развитие Оборонной Программы, согласно которой уже к 2012 году в ВВС и ВМС США должны или поступить 220 новых F-35. На данный момент речь идет о 35 самолетах, что в 6 раз меньше количества оговоренного в программе создания истребителя 5-го поколения.

В качестве оправдания Роберт Гейтс называет тот факт, что сегодня ведутся разработки сразу нескольких вариантов нового истребителя. F-35B – вертикальной посадки и коротким взлетным разбегом предназначенный для Корпуса морской пехоты. F-35A для сухопутных ВВС и F-35C для ВМФ. С учетом того что к каждой из трех моделей предъявляются различные требования по дизайну, комплектации и техническим особенностям это приводит к задержкам в реализации итогового проекта, а так же приводит к росту стоимости, но в тоже время он отметил, что Корпус Морской Пехоты готов использовать F-35C, что позволит временно отложить доработку F-35B.

В свою очередь претензии предъявляются и основному разработчику F-35, компании Lockheed Martin (Локхид Мартин), и его поставщикам. В ответ на обвинительные высказывания Генеральный директор компании Роберт Дж. Стивенс заявил, что «прежде всего вина лежит на руководстве Пентагона, которые регулярно вносят изменения в требования к итоговой модели самолета и инженерам необходимо исправлять ранее сделанные наработки. Как результат растет и стоимость проекта».

Компания Локхид Мартин оправдывается за рост стоимости F-35

Производство в Форт-Уорт, штат Техас


Вместе с тем в компании Lockheed Martin признают, что в некоторой степени критика справедлива. Глава компании указывает на тот факт, что основная проблема это неправильно составленная смета проекта, которая была представлена в Пентагон. «Мы не учли некоторых основных пунктов. Таких как внесение изменений в первоначальный дизайн, а так же серьезные технические ошибки, которые были выявлены в ходе первых летных испытаний. Доработки конструкции стали причиной дополнительных расходов, а так же выход из графика, согласно которому самолет должен быть переданным в серийное производство, - заявил Роберт Дж. Стивенс. – Мы признаем, что в большинстве случаев это наша вина, но есть в этом и вина Пентагона, руководство которого вносит постоянные изменения в проект. Первоначально речь шла только о самолете для традиционных ВВС, позже в проект добавился самолет F-35B, для Корпуса Морской пехоты, с особенными требованиями. Спустя еще некоторое время Пентагон вносит в качестве дополнения к программе создание F-35C. Необходимо учесть, что каждый из этих самолетов имеет свои характерные особенности и на их разработку и внедрение нужны и деньги, и время».

Оправдывают в компании Lockheed Martin и итоговую стоимость F-35. Например, претензии, которые предъявляются Конгрессом о неоправданных расходах в триллион долларов глава компании-подрядчика называют необоснованными. «В Конгрессе считают деньги, но не считают конечной выгоды, - заявил один из вице-президентов Lockheed Martin Смит О'Браен. – Почему ни кто не принимает к вниманию тот факт, что один F-35 при поступлении в войска должен заменить два самолета моделей F-16 и F/A-18. В итоге F-35 будет дешевле, чем его предшественники. Кроме того, требования к F-35 по таким параметрам как скорость, дальность и грузоподъемность, намного выше, чем у всех его предшественников вместе взятых».

Компания Локхид Мартин оправдывается за рост стоимости F-35

F-35C на выставке в JB Andrews, штат Мэриленд, в мае этого года


Вместе с тем, несмотря на требования о скорейшем вводе в эксплуатацию F-35 пока ни чем не подтверждены в самих войсках. Так на сегодняшний день пилотов, которые могут управлять этой моделью самолета единицы, но если эту проблему можно решить в течение короткого времени, то отсутствие подготовленного обслуживающего персонала компенсировать в короткое время невозможно. Как следствие даже при условии передачи сегодня в войска истребителя 5-го поколения не значит, что они встанут на боевое дежурство – на них некому летать, и некому их готовить и обслуживать. Несмотря на столь очевидную проблему до сих пор никаких изменений в подготовке специалистов не происходит.

В качестве оправдания роста итоговой стоимости проекта F-35 может послужить тот факт, что срок его полезной эксплуатации в результате внесенных изменений увеличен с 30 лет до 52. Доработки в силовом агрегате привели к снижению расходов топлива, что немаловажно с учетом постоянного роста его цены.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. PSih2097 24 августа 2011 13:41
    Нужно достать ЕБН из могилы растереть в порошок и высыпать в выгребную яму за продажу технологий як 141.
    1. фигвам 24 августа 2011 13:52
      Это точно!
      Отвезли тогда транспортным бортом целый самолёт и документацию к нему.
      1. kostya 14 ноября 2011 19:50
        и кто знает был ли сейчас упиндосов ф-35,много тогда передовых технологий по вооружению продали или просто похерили,а у самих пиндосов мозгов не хватает не то что бы новое построить даже наш як-141 до ума довести
        kostya
  2. svvaulsh 24 августа 2011 14:16
    Мне интересен подход министров обороны России и США к теме закупок вооружений. Американский говорит что несмотря на удорожание покупать надо, чтобы не подорвать обороноспособность, наш в зеркальном отражении.
    svvaulsh
    1. datur 24 августа 2011 15:06
      наши эхфективные мебельщики а у них все таки военные. wink и немножко думают и о стране ( и про свой карман не забывают но без ущерба для обороноспособности своей страны)
  3. МаксАрт 24 августа 2011 17:10
    А меня порадовала отмазка, что срок эксплуатации поднимут аж до 50-ти лет! :) С учетом развития современных технологий, он лет через 20-25 уже будет легко сбиваемой невидимкой. В современном мире самолёт не проживёт 50 лет.
    МаксАрт
  4. spirit 24 августа 2011 17:58
    ТУГОВАТО идёт 5-е поколение. Скоро всю работу будут делать беспилотники, а этих оставят на крайний случай.
  5. zczczc 24 августа 2011 18:16
    На самом деле мы, слепо копируя американские принципы во всём, поимели ровно теже грабли - удорожание всего с одной стороны и низкая надёжность с другой.

    Вот увидите, через 20 лет наша военная техника по отказоустойчивости будет гораздо хуже, чем советская. И школа другая уже и принципы принятия решений абсолютно другие. Раньше деньги на разработку обычно были не вопрос, основная оптимизация шла на качественных характеристиках продукта. Теперь же менеджерами в оборонке рулит тоже самое, что и создателями Мерседеса - напичкать изделие как можно большим количеством всего, что делают сами, плюс всего, что можно заказать по аутсорсу, а потом обосновывают, что без этих блоков ну никак нельзя.

    Вобщем, понятие "простая и надёжная техника, как автомат Калашникова", по-моему, уходит в лету. И вина в этом перенос кап. принципов формирования воензаказа на ВПК.
    zczczc
  6. ЭСКАНДЕР 24 августа 2011 19:11
    Этого и следовало ожидать…
    Всё идёт чисто по пиндосскому сценарию –
    1 - сначала (для своих) преподать нац.проект суперсамолёта,
    2 - затем проехать по ушам мировому сообществу по каналу «Дискавери» о самых сильных и умных пиндосах, которые всех разорвут на данном самолёте,
    3 – прикрываясь пунктом 2, вышибать затем бабки по причине несоответствия заявленной стоимости (согласно пиндосским мировым амбициям – 100 % заплатят).
    Интересно. Им самим-то это ещё не надоело (своих-же как лохов разводить)?
    ЭСКАНДЕР
    1. datur 24 августа 2011 19:23
      но ведь мировой печатный станок у них--чего же мелочиться, лямом больше лямом меньше.фантиков подпечатают.- делов то.
  7. cVM 24 августа 2011 19:16
    интересно кому они продадут ф-16 и ф-18 наверно просто так израилю неподарят в этот раз
    cVM
    1. APASUS 24 августа 2011 20:54
      Американцы так заморочились с утечкой технологий ,что F-35 продадут еще не каждой стране!А вот F-16 F-18 еще будут продавать лет 15

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня