«Русские, очнитесь! Нельзя уходить из Средней Азии»
«Вы у себя дома, вам надо знать об этом», - призывает соотечественников социолог Максим Акимов
«Ни в коем случае нельзя уезжать. Более того, нужно возвращаться в регион, нужно восстанавливать этнический баланс, ведь еще недавно славян и казахов на территории Казахстана было примерно поровну!»
С таким призывом обратился к нашим соотечественникам в Казахстане и всей Средней Азии социолог Максим Акимов со страниц журнала «Русские в Казахстане».
«Русские, очнитесь, – раз за разом повторяет он, – нам нельзя уходить, нельзя отступать, нельзя позволять региону выпасть из Русского мира. Ни в коем случае нельзя оставлять своих позиций, проявлять малодушие!»
«Вы у себя дома, вам надо знать об этом», – напоминает он.
Максим Акимов не понаслышке знает о проблемах наших соотечественников. «По роду своих научных и публицистических интересов, – пишет он, – я интегрирован в тему русско-тюркских отношений. Родился я в Астрахани, бывал в Казахстане, нахожусь нынче в России, но прекрасно знаю о тех проблемах, с которыми сталкивается русскоязычное население Казахстана. Я с тревогой и сожалением наблюдаю за тем, как продолжает сокращаться славянское население Средней Азии, а это влечет за собой целую массу негативных следствий, которые отражаются и на Большой России.
По образованию я – социолог, – продолжает он, – диссертация, над которой я сейчас работаю, посвящена проблеме межэтнических взаимоотношений тюркских и славянских народов Прикаспия, и потому мне очень хотелось бы, чтобы мои знания и возможности помогли русскоязычным соотечественникам. Мне есть что сказать им, есть чем поделиться, и, как кажется, я могу внести свой вклад, помочь осознать точку опоры, которая способна дать новый импульс возрождению русскоязычной культуры в Средней Азии».
Что же хочет объяснить нашим соотечественникам эксперт? А то, что русские имеют едва ли не больше прав считать эту территорию своей, чем те же казахи.
Положение славянского, русскоязычного населения Средней Азии стало с 1991 года весьма неестественным, напоминает он. Русских искусственно загнали в ту идеологическую лакуну, которая не соответствует их настоящему статусу; русским планомерно внушали ложные жупелы, навязывали стереотип, согласно которому они находятся не на своей родине, а на чужой земле.
Хотя на самом деле это не так, отмечает Акимов. Русские, украинцы и прочие славяне, принесшие цивилизацию в степной край, ставшие первоселами, основавшими города и предприятия, никак не могут являться «менее коренными», чем те же казахи. Та ситуация, при которой казахи в Казахстане, киргизы в Кыргызстане объявлены «первой нацией», главной нацией, а русские – пришлым элементом, глубоко абсурдна и антинаучна, не соответствует научной правде, подчеркивает автор.
Дело в том, продолжает Акимов, что до прихода русских в степной край оседлого населения здесь не было вообще. Возможно, где-то на юге территории нынешнего Казахстана и существовали единичные небольшие поселки, но городов не было, никакой цивилизации не обнаруживалось. Русские и прочие славяне, прибывавшие из внутренних губерний России, являлись поэтому первыми поселенцами, первым постоянным населением региона. Именно они и могут считаться коренным населением Казахстана, считает автор.
Кочевые народы здесь были самые разные, напоминает он, перемещались они на обширных территориях, о границах не знали, не имели той государственности, которая существовала у наций Нового Времени. Те же казахские племена, которых русские источники называли чаще всего киргиз-кайсаками или киргизцами, кочевали не только на территории нынешнего Казахстана, но и на землях нынешней Монголии и Китая.
Именно русские создали все то, что стало потом основой государственности КазССР и нынешнего Казахстана, пишет Акимов. Если бы русские не основали города, не привнесли технологии эффективного выживания, не создали хозяйство и промышленность, судьба казахов и киргизов была бы точно такой же, как судьба кочевых народов нынешней Монголии, Китая, Пакистана, Афганистана: неустроенность, эпидемии, отсутствие автономии, низкая численность популяции, дикость.
И вот нынче нам объявляют, что территория Казахстана – это «исконно казахская земля». На самом деле, подчеркивает эксперт, данное утверждение более чем спорно! Киргиз-кайсаки, т. е. кочевое население казахских жузов, напоминает он, было далеко не первым и не единственным племенным союзом данной территории. Кочевых народов здесь было великое множество, в т. ч. и живших параллельно с казахами. Однако все те квазигосударства, которые создавались данными народами, не имели ничего общего с тем, что мы сейчас подразумеваем под понятием «государство», ведь то были лишь племенные союзы раннесредневекового типа. Сравнивать казахские жузы XVIII в. и Россию XVIII в. – это интеллектуальная нечестность.
Споры о территории между потомками кочевого и оседлого населения возникают не в одной лишь Средней Азии, напоминает Акимов, такие споры нередки даже в Европе. Но всякий раз коренным населением считается именно оседлый этнос, а права кочевого вторичны. К примеру, в восточных районах Армении, где было кочевое азербайджанское и оседлое армянское население, международные эксперты при урегулировании карабахского конфликта определили коренным именно армянское. А в Румынии, где издревле кочевали цыгане, коренным населением считаются именно румыны, потомки оседлых валахов, хотя есть сведения, что цыгане могли кочевать на этой земле еще до формирования валашской народности.
Также и в Казахстане по-настоящему коренным народом должен считаться тот, который был оседлым, который создал здесь государство цивилизованного типа, который первым основал селения, города, постоянное хозяйство, убежден автор.
Акимов напоминает, что хорошо относится к казахам и киргизам, что долгие годы прожил бок о бок с казахами, знает о них много хорошего, дружил с ними. Но дело в том, пишет эксперт, «что нынешний официальный контекст просто удручает меня, удивляет своей агрессивной националистичностью с одной стороны, и абсурдностью и нелогичностью – с другой». Русское государство равняют с казахскими жузами, представляют все так, будто бы это – две равных величины, будто бы перед присоединением к России в степном крае было нечто, что можно назвать государством, похожим на государственные очаги Нового Времени. Но это – просто ложь, убежден Акимов.
Быт казахов находился на уровне кочевников-скотоводов, напоминает он, в то время как в России уже появлялись Ломоносовы и Менделеевы. Русский народ, напрягая интеллектуальные силы и физические возможности, создавал высокую культуру, государственность и технологии эффективного выживания, которые и передавал народностям, кочевавшим на окраинах расширяющейся Российской империи. Русские были успешной нацией, они являлись наследниками греческой культуры; в то же время казахи и киргизы, к сожалению, не могли похвастаться созданием такого государства, их постиг в силу ряда причин исторический неуспех.
Но за этот неуспех сейчас заставляют расплачиваться русских, пишет Акимов. Нам навязывают обязательное изучение казахского языка, хотя на нем, к сожалению, не было создано ни науки, ни литературы. Когда человек учит русский, французский или английский язык, то он получает возможность пользоваться теми достижениями, которые имеет данный язык. Но когда человека заставляют переходить на язык, не имеющий и десятой доли таких же цивилизационных возможностей, то это свидетельствует лишь о том, что есть чья-то прихоть, чье-то желание заставить, навязать этот язык. И русские вынуждены учить непонятный для них тюркский язык, лишь бы сделать кому-то приятное, лишь бы угодить.
Но если мы отбросим ложное ханжество, если мы поглядим правде в глаза, то должны будем признать, что навязывание казахского языка – это всего лишь прихоть политиков и эгоизм националистов, что этот язык не может дать ничего подобного тому, на что способен русский язык – язык обширных возможностей и удивительного богатства.
Разумеется, началось это не вчера, напоминает автор: еще большевики всеми силами способствовали наращиванию преподавания и распространения казахского и прочих языков. А нынче в продвижении нерусских языков очень заинтересован Запад, который мечтает окончательно вытеснить Россию из Средней Азии. И, быть может, если казахский и киргизский языки будут развиваться еще лет 500, если они сумеют накопить такую же литературную традицию, какую уже имеет русский язык, то они сумеют конкурировать с ним. Но покуда ситуация такова, как она есть, настаивать на переходе на казахский язык – все равно что заставлять взрослых людей общаться на детском наречии. И здесь нет ничего обидного, просто такова реальность истории, отмечает эксперт.
Однако в том положении, которое сложилось в самые последние годы, считает он, виноваты и сами русские, русскоязычное население Средней Азии. Ведь мы сами соглашаемся с тем стереотипом, который навязывает нам роль бедных родственников, пришлого элемента в степном крае. Хотя это – глупость, ведь русские на территории нынешнего Казахстана – у себя дома, на Родине, они являлись первыми и коренными поселенцами этих мест. Эти земли – часть Российской империи.
В нынешнем Казахстане есть места (территории, прилегающие к Петропавловску, скажем), где и кочевий-то казахских почти не было, т. е. данные территории могут являться лишь русскими. Но ведь и там осуществляется казахизация, и там русских объявляют пришлым элементом.
«Славяне, очнитесь! – взывает к соотечественникам Максим Акимов. – Вы не в гостях, вы у себя дома».
Вот такое письмо пришло в адрес сайта «Русские в Казахстане». И обнажает оно, по сути, самую животрепещущую дилемму, стоящую перед нашими соотечественниками в Средней Азии (да и не только в этом регионе). Как им быть, как выжить в условиях постоянного нарастания гнета местной этнократии? Бежать в Россию или остаться на своей родине (которая, как напоминает Максим Акимов, тоже является территорией России)?
Вопрос очень непростой. Да, в России уже четыре с лишним года существует госпрограмма переселения соотечественников. Но как она работает (если здесь вообще уместно это слово)? А вот как. «С момента начала реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников принято около 54 000 анкет для участия в ней и 27 300 заявлений о выдаче свидетельства ее участника, – отчиталась недавно Федеральная миграционная служба России. – На сегодняшний день уже выдано свыше 26 000 свидетельств, а на территорию Российской Федерации прибыли 44 000 бывших соотечественников с членами семей, из них четверть – в этом году».
Таким образом, за 4 года в Россию переехало всего 44 000 соотечественников! Это где-то НА ДВА ПОРЯДКА МЕНЬШЕ, чем рассчитывали разработчики программы! Фактически – полный провал федеральной программы! Который смотрится тем рельефнее, если вспомнить, что на территории России, по оценкам экспертов, находится сейчас более 15 млн мигрантов, большинство которых попросту скрываются от той же ФМС, поскольку пребывают здесь нелегально! Выходит, наши миграционные власти, распахнувшие настежь границы перед гастарбайтерами, более заинтересованы в заселении России пришлыми гастарбайтерами, не владеющими порой даже русским языком, чем в репатриации на историческую родину исконно русских людей? Выходит, что так.
Ну а те соотечественники, которые все-таки смогли переехать в Россию, – как им это далось? Форумы к статьям в Рунете на эту тему пестрят рассказами переселенцев о произволе, бюрократических препонах и равнодушии чиновников (в т. ч. той самой ФМС), с которыми столкнулись люди, решившие перебраться в Россию. Фактически НИКАКОЙ реальной помощи и поддержки от государства они не получили. Да, отдельные примеры проявленной властями заботы о соотечественниках, несомненно, есть, но это – сущая капля в море. Исключение, которое лишь подчеркивает общее правило: соотечественники оказались не нужны российским властям.
Зачем тогда нашим соотечественникам уезжать из стран, в которых они оказались не по своей воле? А затем, что и там они чувствуют себя чем дальше, тем все более неуютно. Но во многих «независимых» государствах наши соотечественники подвергаются просто травле и в полной мере испытывают на себе проявления дискриминации со стороны «коренных» наций. И здесь они также не могут рассчитывать на помощь со стороны официальной России. Та вовсю торгует с этими странами, зарабатывает бабло, а притеснения проживающих там соотечественников попросту выпадают из поля зрения российских властей. Свежий пример: русские в Казахстане бьют тревогу в связи с «казахизацией», и что-то не слышно, чтобы этим хоть как-то обеспокоился МИД РФ или хотя бы наше посольство в Астане.
И что же тогда остается нашим соотечественникам? В России их, за редким исключением, не ждут. А в тех странах им оставаться тоже все тяжелее.
Вопрос очень сложный и очень болезненный. Максим Акимов, конечно, прав, призывая соотечественников решительнее отстаивать свои права. В конце концов, это – наша, русская земля, наши предки подняли ее и обустроили. Вот только и наши соотечественники вправе рассчитывать хоть на какую-то помощь в защите своих прав от российского государства, заявляющего о себе чуть ли не на каждом углу как о державе, с которой считаются все в этом мире.
- Гладилин Иван
- http://www.km.ru/bsssr/2011/08/23/geopoliticheskaya-strategiya-respublik-byvshego-sssr/russkie-ochnites-nelzya-ukhodi
Информация