МиГ-21. Боец без правил

МиГ-21. Боец без правил

Очень интересный, легендарный, резвый самолет, обладающий очень большой управляемостью, особенно в поперечном канале. Например, он «бочки» крутит за секунду на скорости 700-800 км\час.

- зам. начальника лётной службы ОКБ Сухого, полковник запаса Сергей Богдан.

Летчики 4477-й эскадрильи демонстрировали как быстро может задрать нос МиГ-17, чтобы дать очередь из пушек, насколько велика угловая скорость крена у МиГ-21 и как легко набирает скорость МиГ-23.

- из истории "Красных орлов", испытания МИГов в США


Угловая скорость крена (rate of roll) - это не спроста. Важнейший параметр, от которого зависит быстрота выполнения "бочки", т.е. возможность ухода из-под атаки. Дикое превосходство в воздушном бою! Впрочем, обо всем по порядку.

Впервые с уважаемым я познакомился в Самаре. В тот день удалось не только постоять рядом, но даже посидеть в его небольшой кабине... Значит, вот - ручка управления самолетом (РУС), удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления оружием. Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Взгляд ищет пять основных пилотажных приборов: авиагоризонт, компас, спидометр, вариометр, высотомер... Нашел!

Прямо впереди темнеет круглый иллюминатор "Сапфир'а". Может быть здесь, на тусклом стекле когда-то проецировались отметки от "Миражей" и "Фантомов", но сейчас прибор отключен. Некогда грозный воздушный корабль теперь спит под вечерним небом - тем, которое ему пришлось когда-то защищать. Но, пора - внизу у лестницы стоят другие желающие посидеть в кабине настоящего МиГ-21. Последний раз окидываю взглядом симпатичную синюю кабину и покидаю кресло пилота...

И швец и жнец

Поводом рассказа о МиГе стал извечный спор об "универсальном самолете". Как обычно, началось все с критики легендарного "Фантома", который по мнению спорящих, задумывался, как совершенный истребитель-бомбардировщик, а в результате получился плохой истребитель и плохой бомбардировщик. Далее, был спор о боевой нагрузке - сколько тонн бомб и различных видов целевой нагрузки можно подвесить под крыло легкого истребителя - что б тот не превратился в неповоротливый "утюг".

Объединив два спора, можно констатировать одно - создание "универсального самолета" в эпоху реактивной авиации есть не мечта, а реальность. Ураганная тяга реактивного двигателя позволяет даже самым легким истребителям поднимать в небо такое кол-во бомб, которое 70 лет назад не поднимала даже четырехмоторная "Летающая крепость" с размахом крыла 31 метр. И здесь возникает такая несправедливость: универсальный "Фантом" и якобы неуниверсальный МИГ. Как же так? Ведь самыми яркими страницами в боевой карьере МиГ-21 были Вьетнам, Ближний Восток и... Афганистан.

МиГ-21. Боец без правил


9 января прикрывали очередную колонну из Термеза на Файзабад. Шел мотострелковый полк, с грузовиками и техникой, с головы и хвоста прикрытые "броней". Колонна прошла Талукан и направлялись в сторону Кишима. Растянувшись, колонна образовала зазор в километр, где не было ни "брони", ни огневых средств. Туда и ударили мятежники.

Из нашего чирчикского полка первыми подняли пару командира звена капитана Александра Мухина, находившегося в готовности № 1 у своего самолета. За ним вылетела группа руководства. Азарт был велик, всем хотелось повоевать, отметиться в деле. Возвратившись, командиры сразу меняли самолет, пересаживаясь в ожидавшие подготовленные истребители. Остальным приходилось довольствоваться тем, что сидели в кабинах в готовности, ожидая очереди. Летчики прилетали возбужденные, рассказывали прямо как в кино про Чапаева: стреляли НУРСами из блоков УБ-32 по толпе кавалерии и пеших душманов, практически на открытой местности. Нарубили они тогда порядочно.


НУРСы - это еще не все. Помимо функций штурмовиков и самолетов огневой поддержки, МиГи использовались в качестве настоящих бомбардировщиков. И ничего, что у "малышей" не было даже простейших бомбардировочных прицелов. В условиях гор сложные прицельные комплексы теряли свою эффективность, и на первый план выходило летное мастерство и знание местности. Неприцельному бомбометания также способствовал сам характер боевых действий:

Предстояло нанести удар в Парминском ущелье рядом с Баграмом. Зарядка самолетов составила по четыре бомбы ОФАБ-250-270. Атаку надо было выполнять по указаниям авианаводчика, цель - огневые точки по склонам гор.

После постановки задачи я спросил у комэска: "А как бомбы сбрасывать?". Он мне объяснил, что главное держать боевой порядок и смотреть на него. Как только у него бомбы сойдут, то и мне сбрасывать с задержкой "и р-раз...", потому что с первого захода и в первой в жизни атаке я все равно не найду, куда целиться, тем более, что удар мы должны наносить по "предполагаемым" огневым точкам. А задержка нужна, чтобы бомбы легли с рассеиванием: нет смысла класть все восемь штук в одно место, пусть эти две тонны накроют большую площадь, так надежнее.


МиГ-21. Боец без правил


Истребители типов МиГ-21ПФМ, МиГ-21СМ, МИГ-21бис составляли основу ударной авиации 40-й армии вплоть до лета 1984 года, когда их сменили более современные МиГ-23. Но даже с появлением полноценных истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков особой конструкции (Су-25), они продолжали использоваться для нанесения ударов по позициям моджахедов до самого конца войны. Пилоты любили "двадцать первые" за их стремительность и малые размеры - в атакующий МиГ-21 было предельно сложно попасть из ДШК с земли.

За чрезвычайную "шустрость" и маневренность, МиГ-21 в Афганистане получил прозвище "веселый". Команда на вызов истребителей с КП так и звучала открытым текстом: "Звено "веселых" поднять в заданный район".

В осенние и зимние месяцы 1988-89 года, вплоть до середины февраля, летчикам приходилось выполнять по три-четыре вылета в день. Боевая зарядка МиГ-21бис составляла по две бомбы калибра 500 кг или четыре по 250 кг на самолет. Типы боеприпасов определялись боевой задачей, от фугасных, осколочно-фугасных, зажигательных и РБК при ударах по населенным пунктам и базам боевиков до бетонобойных и объемно-детонирующих бомб для поражения горных укрытий, укреплений и защищенных целей.


МиГ-21. Боец без правил


О напряженном графике боевой работы МИГ-21 говорит такая статистика: за время пребывания в Афганистане общий налет истребителей 927-го иап составил 12 000 часов с выполнением примерно 10000 боевых вылетов. Средний налет на самолет равнялся 400 часам, на летчика приходилось от 250 до 400 часов. В ходе бомбоштурмовых ударов было израсходовано порядка 16000 авиабомб разных типов калибра 250 и 500 кг, 1800 реактивных снарядов С-24 и 250 000 патронов к пушкам ГШ-23. Притом, что 927-й иап не единственный, кто летал на МиГ-21. Интенсивность боевой работы летчиков-истребителей была на треть выше, чем в истребительно-бомбардировочной авиации и опережала даже штурмовиков, уступая по напряженности только экипажам вертолетов.

Отдельно стоит отметить работу 263-й эскадрильи тактической разведки, летавшей на МиГ-21Р. Только за первый год войны самолеты этого типа выполнили над афганскими горами 2700 боевых вылетов с целью выяснения результатов авиаударов по позициям моджахедов, контроля за состоянием дорог и тактической обстановки в горах. Разведчики комплектовались подвесными контейнерами с комплектом самой современной на тот момент аппаратуры (аэрофотосъемка, телекамеры с прямой трансляцией сигнала на наземный КП в режиме реального времени). Кроме этого, в состав оборудования МиГ-21Р входил микрофон, куда летчик надиктовывал свои впечатления в полете.

Помимо своих прямых обязанностей, разведчики не стеснялись "грязной работы" - вылетая на задание, брали с собой ПТБ и парочку кассетных бомб. Пилоты МиГ-21Р лучше других ориентировались в горах, часто летали на "свободную охоту" и, не теряя времени, самостоятельно атаковали обнаруженные караваны с оружием.

Суперистребитель

Побоище в горах Афганистана лишь часть боевой истории МиГ-21. За пеленой пыли и красного от крови песка проступает не менее героическая страница в судьбе этого самолета. Воздушные бои!

Как правило, наиболее популярны истории об участии МиГ-21 в войне во Вьетнаме. Жаркие схватки с "Фантомами", "Стратофортрессами" и "Тандерчифами" - увы, за красивой легендой скрывается скучная обыденность. МиГ-21 не мог быть серьезным противником ВВС США, в силу своей малочисленности в рядах авиации ДРВ. Основной угрозой в воздухе были вьетнамские МиГ-17. И это не шутка! Янки было чего опасаться - маленький, предельно верткий самолетик с мощнейшим пушечным вооружением представлял реальную угрозу на дозвуковых скоростях, в ближнем воздушном бою. Впрочем, основной потерь американской авиации были даже не серебристые МиГи, а обычные Калашниковы и ржавые ДШК партизан (75% самолетов были сбиты из стрелкового оружия).

МиГ-21. Боец без правил


МиГи воевали по всему миру - Ближний Восток, Африка, Южная Азия. Индийские пилоты на МиГ-21 лихо расправились с пакистанскими и иорданскими "Старфайтерами" во время Индо-пакистанской войны 1971-го года. Ближний Восток, напротив, не стал ареной триумфа "двадцать первых" - арабские и советские летчики (операция "Римон-20") проиграли большую часть боев, став жертвой лучшей подготовки противника. Особый интерес представляют воздушные схватки МиГ-21 с истребителями четвертого поколения во время войны в Ливане (начало 80-х). Был ли шанс у пилотов сирийских МиГов против современных F-15 и F-16?

МиГ-21. Боец без правил

"Красные орлы"

Шанс есть всегда! Это убедительно доказали пилоты секретной 4477-й эскадрильи ВВС США, летавшие на самолетах "вероятного противника". Благодаря преданности наших бывших друзей и союзников, в Штаты попало около двух десятков МиГ-21 разных модификаций. В том числе четыре новеньких китайских J-7 (копия МиГ-21) прямо с завода-изготовителя. Янки поставили все трофейные машины "на крыло" и провели сотни учебных воздушных боев со всеми типами боевых самолетов ВВС и авиации Военно-морских сил. Выводы были предсказуемы: ни в коем случае не вступать в ближний воздушный бой. Бить МиГ издалека ракетами или сразу убегать.

МиГ-21. Боец без правил


Все пилоты 4477-й, летавшие на МиГ-21, отмечали высокую угловую скорость крена и великолепную горизонтальную маневренность, в которой с МиГом не мог сравниться ни один истребитель, вплоть до появления F-16. По поводу "Фантомов" - тактика оказалась простой: перевести МиГ в набор высоты и заложить с макс. перегрузкой правый вираж. Через пару секунд F-4 окажется под огнем пушек МиГа.

МиГ-21. Боец без правил

МиГ над пустыней Невада

Но особенно удивительно выглядели результаты схваток МиГ-21 с непобедимым "Орлом". Несмотря на колоссальное отставание в авионике и ракетном оружии, пилоты 4477-й зачастую одерживали победы над ничего не подозревающими пилотами F-15.

"Мы знали тактику F-15. Мы знали, что захват они выполняют на дистанции в 15 миль. Обычно мы шли в очень плотном порядке и в момент, когда F-15 должны захватывать цель, резко выполняли маневр расхождения в разные стороны, срывая захват"

"Включаю форсаж, выпускаю закрылки и ставлю самолет «на хвост». Скорость падает до 170 км/ч. Затем опускаю нос и ухожу на солнце. Вираж, и я захожу в хвост противнику. Мы рассказывали летчикам F-15 о таком маневре на предполетной подготовке. Они никогда не верили в возможность его осуществления. Зря не верили".

- рассказы ветеранов 4477-ой эскадрильи о боях "пара на пару" с F-15

Конечно, простым сирийским пилотам такое было вряд ли по силам. В кабинах МИГов сидели летчики экстра-класса, налетавшие тысячи часов на советских и американских боевых самолетах. Они знали все тонкости и слабые места оппонентов - и били без промаха.

Как известно, лучшая похвала - похвала от твоего противника:

"МиГ-21 — суперсамолет. Смотрится отлично и летает великолепно."

- безоговорочное мнение пилотов 4477-ой эскадрильи

МиГ-21. Боец без правил


В статье приведены цитаты из книги В.Марковского "Жаркое небо Афганистана" и отрывки истории о "красных орлах" М. Никольского
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 64
  1. григорьевич 26 ноября 2014 07:58
    Служил ВВС и у нас были эти МИГи,но пушек на них не было и только две направляющие для подвески вооружения.
    После боев во Вьетнаме на следующих модификациях вооружение изменили.
    Потери во Вьетнаме в воздушных боях:1 миг21 -2 фантома.Со слов летчика,побывавшего там.
    1. dmit-52 26 ноября 2014 10:34
      - Тоже служил на МиГ-21ПФМ(70-72г.г.), пушки Грязева-Шипунова - были.
    2. Rus2012 26 ноября 2014 12:07
      Цитата: григорьевич
      но пушек на них не было

      Пушки изначально были на Миг-21ф -2шт. Миг-21ф13-одна.
      Без пушек перехватчики Миг-21П,ПФ, ПФС.
      МиГ-21ПФМ уже мог иметь подвесной пушечный контейнер ГП-9 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л на центральном пилоне.
    3. Kassandra 29 ноября 2014 01:18
      во Вьетнаме 1 миг обычно разменивался на 2 фантома и 1 крусайдер (F-8), а когда и на 4 самолета. 21х специально поставляли вьетнаму мало чтобы они не отважились на удар по американским АУГ
      в арабоизраильские было примерно баш-на-баш... когда то больше когда то меньше
      в 1983-84 сирийцы настреляли больше, в том числе "Орлов" F-15A/B с МиГ-21, хотя уступали израилю и нато многократно (превед 4477 эскадрилье).
      по поводу "проигрыша" арабских и советских летчиков автор пусть лучше посмотрит "Бой над Пирамидами".
      Kassandra
  2. A1L9E4K9S 26 ноября 2014 08:25
    Легендарный самолёт,даже от потенциального врага похвалу заслужил.
    1. АКМ9 26 ноября 2014 13:37
      Это самолет работяга, Индусы не зря продлили ему жизнь в ВВС страны еще на пятнадцать лет, Машине шестой десяток лет. У него и сегодня хватает работы.
      АКМ9
  3. Bongo 26 ноября 2014 08:34
    МиГ-21 был, конечно "эпохальным истребителем", но Олег как это часто у него бывает, при всём моём почтении "кидается в крайность". Как и у любого оружия у МиГ-21 были не только сильные, но и слабые стороны. Для полноты картины и большей объективности стоило упомянуть и о них. Кроме того лётные данные разных модификаций и состав вооружения самолёта сильно различались. Не малую роль играли лётные навыки и мотивация пилота. Не секрет, что арабы часто катапультировались как только в кабине срабатывала система оповещения о облучении РЛС противника.
    1. 79057330785 20 марта 2015 14:01
      Интересно сравнение МиГ-21 и Ф-5 в Эфиопии. Они оба воевали против Эритреи. Наши специалисты отмечали, что Ф-5 очень прост и удобен в обслуживании, а также имеет большую нагрузку-более 3т
    2. 79057330785 20 марта 2015 14:01
      Интересно сравнение МиГ-21 и Ф-5 в Эфиопии. Они оба воевали против Эритреи. Наши специалисты отмечали, что Ф-5 очень прост и удобен в обслуживании, а также имеет большую нагрузку-более 3т
  4. Волосатый сибиряк 26 ноября 2014 09:20
    Знаменитый самолёт славного КБ "Микоян".
    За всю историю МиГов было разработано около 450 проектов боевых самолетов, 170 – воплощены в жизнь. На отечественных авиастроительных заводах построили 45 тыс. МиГов, 11 тыс. из них было экспортировано. За границей по лицензии выпущено 14 тыс. МиГов. Истребители МиГ защищали от вооруженной агрессии небо более 40 стран мира.
    1. Bongo 26 ноября 2014 09:25
      Цитата: Волосатый сибиряк
      Знаменитый самолёт славного КБ "Микоян".

      На вашем фото истребитель J-7 китайского производства ВВС Пакистана.
      1. Волосатый сибиряк 26 ноября 2014 09:45
        Спасибо.Я знаю, если быть точным то это F-7PG.
        Специально разместил это фото, что бы подчеркнуть популярность МиГ-21 на базе которого созданы истребители, до сих пор составляющие основу некоторых стран.
        1. Bongo 26 ноября 2014 09:51
          Цитата: Волосатый сибиряк
          Спасибо.Я знаю, если быть точным то это F-7PG

          Но этот самолёт не разработан в ОКБ Микояна и не является "лицезионной копией". hi
          1. Волосатый сибиряк 26 ноября 2014 10:07
            Цитата: Bongo
            Но этот самолёт не разработан в ОКБ Микояна и не является "лицезионной копией".

            Я не говорил, что он разработан в КБ"Микоян".Он скопирован с разработки КБ"Микоян"
            J-7 именно нелецензионная китайская копия МиГ-21Ф-13 так как лицензия выданная СССР в 1961 году, была отозвана.Однако документация то осталась.Китай наклепал их в количестве 2500 штук.Экспортный 7PG — более совершенная версия для Пакистана. Оснащен ТРДФ LMC WP-13F (4400/6500 кгс), БРЛС FIAM Grifo-7 и катапультным креслом Martin-Baker Mk10L. Поступил на вооружение ВВС Пакистана в 2001 году.
            Так , что китайская манера копировать зародилась уже тогда. smile hi
            1. Bongo 26 ноября 2014 10:11
              По самолёту всё верно, согласен с вами yes
              Цитата: Волосатый сибиряк
              Так , что китайская манера копировать зародилась уже тогда.

              "Манера копирования", пожалуй зародилась раньше, с J-6 и H-5 hi
            2. Rus2012 26 ноября 2014 11:55
              Цитата: Волосатый сибиряк
              J-7 именно нелецензионная китайская копия МиГ-21Ф-13 так как лицензия выданная СССР в 1961 году, была отозвана.

              ...тем не менее, многие агрегаты на самолет Союзом поставлялись даже во времена плохих отношений...
              1. Волосатый сибиряк 26 ноября 2014 12:13
                Цитата: Rus2012
                ...тем не менее, многие агрегаты на самолет Союзом поставлялись даже во времена плохих отношений...

                Что поделаешь - политика.Китайцы и русские братья на век.
                Вот и сейчас они нацелились на двигатели АЛ-31Ф( единственное в мире серийное сопло с всеракурсным отклонением вектора тяги) компании "Климов".
                1. ЗубореЗ 26 ноября 2014 15:59
                  Цитата: Волосатый сибиряк
                  Вот и сейчас они нацелились на двигатели АЛ-31Ф( единственное в мире серийное сопло с всеракурсным отклонением вектора тяги) компании "Климов".

                  Ну Климов к АЛ отношение несколько далекое имеет.Л-это ОКБ имени А. Люльки smile
                  А насчет всеракурсности ОВТ тоже не "все однозначно"(тм).На РД-33 с ресурсом этого самого ОВТ проблемы.
                  А лицензию на Су-27 (вместе с движками) продали КНР еще в 90-е.Сильно ли это помогло китайскому авиапрому ,я не знаю.То ,что лицензия и технологическое сопровождение ,вплоть до отправки наших работяг,индусам помогает мало-мало,знаю из первых рук laughing
                  1. Bongo 26 ноября 2014 16:44
                    Цитата: ЗубореЗ
                    А лицензию на Су-27 (вместе с движками) продали КНР еще в 90-е.Сильно ли это помогло китайскому авиапрому ,я не знаю.То ,что лицензия и технологическое сопровождение ,вплоть до отправки наших работяг

                    Китайцам это не только помогло, но и вывело китайский авиапром на новый уровень. Отправка как вы выражаетесь "работяг" - это в далёком прошлом. Уровень качества сборки нелицензионных "китаизированных" "Су" в Шеньяне таков, что и нам самим поучиться не грех. crying Тоже знаю из "первых рук", живу в Комсомольске.
                    1. Волосатый сибиряк 26 ноября 2014 17:14
                      Цитата: ЗубореЗ
                      Ну Климов к АЛ отношение несколько далекое имеет.Л-это ОКБ имени А. Люльки
                      А насчет всеракурсности ОВТ тоже не "все однозначно"(тм).На РД-33 с ресурсом этого самого ОВТ проблемы.
                      А лицензию на Су-27 (вместе с движками) продали КНР еще в 90-е.Сильно ли это помогло китайскому авиапрому ,я не знаю.То ,что лицензия и технологическое сопровождение ,вплоть до отправки наших работяг,индусам помогает мало-мало,знаю из первых рук

                      Не буду спорить. Знаю, что аббревиатура АЛ -это Архип Люлька.Я имел ввиду КЛИВТ (климовский вектор тяги).
                    2. ЗубореЗ 26 ноября 2014 23:22
                      Я индусов имел в виду и лицензию на РД-33.
                    3. Kassandra 29 ноября 2014 01:23
                      они уже научились детать выше 1,8М и при этом не разваливаются от тряски?
                      Kassandra
  5. SWEET_SIXTEEN 26 ноября 2014 09:25
    Благодаря преданности наших бывших друзей и союзников, в Штаты попало около двух десятков МиГ-21 разных модификаций.

    вот как отплатили нам наши братушки-сербы

    В октябре 1953 г. ЦРУ провело операцию «Проект Альфа» (Project Alpha) по переброске в США для изучения и испытаний истребителя Як-23. Самолет перевозили из «Балканской страны №1» в «Балканскую страну №2». «Балканская страна №1», Югославия, согласилась временно передать американцам Як. За истребителем на аэродром Панчево, что недалеко от Белграда, прилетел транспортный С-124. Истребитель перевезли в США на авиабазу Райт-Паттерсон в разобранном виде. Сборка велась под наблюдением югославских специалистов. Первый в США полет Як-23 выполнил 4 ноября 1953 г. Всего с 4 по 25 ноября летчик-испытатель ВВС США подполковник Фред Вольф выполнил восемь полетов. В США на Як смываемой краской нанесли американские опознавательные знаки и регистрационный номер «FU-599». Перед возвращением самолета «хозяевам» всю символику с него смыли.

    К работе привлекли очень ограниченный круг лиц. Случайно увидевшим Як, его представляли как X-5. Экспериментальный Х-5 действительно имел некоторое внешнее сходство с Як-23.

    Надо сказать, что Як в то время представлял для США интерес лишь постольку, поскольку он, как полагали тогда в США, в больших количествах состоял на вооружении ВВС Болгарии, Румынии, Чехословакии и Польши.
    1. Bongo 26 ноября 2014 09:57
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      В октябре 1953 г. ЦРУ провело операцию «Проект Альфа» (Project Alpha) по переброске в США для изучения и испытаний истребителя Як-23. Самолет перевозили из «Балканской страны №1» в «Балканскую страну №2». «Балканская страна №1», Югославия, согласилась временно передать американцам Як.

      Олег, я так пологаю, что про это М. Никольскольский писал?

      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      Надо сказать, что Як в то время представлял для США интерес лишь постольку, поскольку он, как полагали тогда в США, в больших количествах состоял на вооружении ВВС Болгарии, Румынии, Чехословакии и Польши


      Як-23 к тому моменту уже устарел и использовался по большей части в тренировочных целях. Началось массовое производство МиГ-17, на подходе был МиГ-19.
      1. SWEET_SIXTEEN 26 ноября 2014 10:17
        Цитата: Bongo
        Олег, я так пологаю, что про это М. Никольскольский писал?

        Да

        Цитата: Bongo
        Як-23 к тому моменту уже устарел и использовался по большей части в тренировочных целях

        Можно подумать, будь у сербов более современный МиГ-15, они бы не продали его в США

        Еще те негодяи. "Братушки"
        1. Bongo 26 ноября 2014 10:21
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Можно подумать, будь у сербов более современный МиГ-15, они бы не продали его в СШАЕще те мерзавцы. "Братушки"

          Если не ошибаюсь, в 50-е в Югославии F-86 появились.
          1. SWEET_SIXTEEN 26 ноября 2014 10:25
            Цитата: Bongo
            в 50-е в Югославии F-86 появились.

            А нам то что?

            В 2020 г. там вообще появится НАТО с Ф-35
            1. Bongo 26 ноября 2014 10:29
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              Цитата: Bongo
              в 50-е в Югославии F-86 появились.

              А нам то что?

              Дык Сталин МиГ-15 им не дал вот "Себры" и появились, хотя сейчас это ничего не меняет.
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              В 2020 г. там вообще появится НАТО с Ф-35

              Сомневаюсь, впрочем жизнь покажет...
              1. SWEET_SIXTEEN 26 ноября 2014 10:39
                В этих историях с "братушками" и "собюзничками" есть еще одна клёвая история:

                Мало кто из российских сторонников Сирии и Асада знает, что его папаша, большой друг и союзник СССР и ярый борец с проклятым Западом, Хафез Аль-Асад неожиданно выступил на стороне США и их союзников в войне против Ирака (1991 г.), прислав на помощь американской армии 300 сирийских танков и 50 тыс. солдат.


                Для большинства стало полной неожиданностью решение бескомпромиссного сирийского правительства начать сотрудничество с давними врагами Сирии, США и Великобританией. Внутри страны начались бурные демонстрации протеста, которые были жестоко подавлены. Первое подразделение численностью более 1000 человек прибыло в конце августа, в это же время через Суэцкий канал и Красное море была доставлена сирийская тяжелая военная техника. Как и Египет, Сирия долгое время участвовала в вооруженном конфликте с Израилем, последний раз ее войска вели боевые действия в 1982 году, последующий опыт участия в боевых действиях был получен во время продолжающегося конфликта в Ливане. Будучи оснащенной практически полностью советским оружием, организованная по образцу Советской Армии и созданная в условиях тоталитарного государства, сирийская армия больше напоминала армию Ирака, чем коалиционные войска. В общей сложности Сирия командировала и поместила под командование союзников 19000 человек, еще свыше 50000 человек были размещены рядом с сирийско-иракской границей. Часть этих войск, численностью около 15000 человек, входили в 9-ю бронетанковую дивизию, сражавшиеся в войне 1973 г. Во время «Бури в пустыне» эта дивизия не участвовала в боях на передовой, поскольку не располагала современной техникой. В основном она была оснащена устаревшими танками и небольшим количеством Т-72, которых в Сирии имелось около 1100. Сирийские дивизии подразделялись на четыре боевых бригады, одна из которых формировалась из военнослужащих кадрового состава. 4-я танковая бригада 9-й дивизии была неполной. Также в состав 9-й дивизии входили 43-я механизированная, 52-я и 53-я танковые бригады. Общее количество танков в дивизии превышало 250 но, как уже говорилось, в основном это были старые танки Т-55 и Т-62К/М большинство из ее семи танковых батальонов имели в распоряжении советские танки. Только в одном или двух батальонах имелись Т-72. В пяти механизированных батальонах имелись БМП-1 и вспомогательные модели БТР-60. В состав дивизии также входил артиллерийский полк и небольшие противовоздушные полки, инженерный и сигнальный батальоны, транспортная, санитарная рота и рота противохимической защиты. В распоряжении артиллерийских подразделений имеются 122-мм самоходные гаубицы Д-30, противовоздушных – зенитные орудия СА-8 и СА-9, разведывательная рота оснащена машинами БРДМ-2. Стрелковое оружие сирийской армии и другое оружие пехоты практически не отличается от оружия египетской армии. Cирийское подразделение специального назначения официально называлось 4-й парашютно-десантной группировкой («Фаудж»). В нее входили три небольших по численности батальона. По традиции в их состав включались только солдаты, принадлежащие к секте «Алавит», чтобы обеспечить верность этих войск правящему режиму. Не весь их личный состав получил соответствующую подготовку для участия в десантных операциях. Многие бойцы, однако, участвовали в боевых действиях в Ливане, и обладали огромным опытом участия в боевых действиях в пустыне. Это подразделение, состоящее из 600 человек, базировалось в ОАЭ.


                Теперь вот сынуля негодует - на Сирию нападают американцы))
                1. Bongo 26 ноября 2014 10:47
                  Цитата: SWEET_SIXTEEN
                  противовоздушных – зенитные орудия СА-8 и СА-9,

                  Олег, я чегой-то про "зенитки" не понял what Очевидно это ЗРК "Оса" и ПЗРК "Игла", не иначе с англоизычного сайта инфа?
                  1. sivuch 26 ноября 2014 16:11
                    Очевидно,имелись в виду SA-8 и SA-9,т.е. Оса и Стрела-1.
                    А вот,что в штатный состав ПВО дивизии входили Осы я лично сомневаюсь -слишком жирно им будет.
                    1. ЗубореЗ 26 ноября 2014 16:13
                      У нас Буки входили,и ничего smile
                      Цитата: sivuch
                      А вот,что в штатный состав ПВО дивизии входили Осы я лично сомневаюсь -слишком жирно им будет.
                      1. sivuch 26 ноября 2014 16:31
                        В составе советской МСД или ТД был ЗРП с Осами или Кубами или ЗАП с С-60.А собственно Буки в ПВО дивизии никогда не входили.Буки заменяли Круги в зенитных бригадах армейского и фронтового(потому что С-300В не хватало) подчинения.А Вы,наверно,имели в виду Куб-М4,т.е.дивизион кубов с добавлением одной 9А38 от Бука.Таких ЗРП,по Ленскому-Цибину было несколько
                        Но в Сирию,НЯЗ,поставили всего 60 или около того,БМ Ос.Т.е.,всего на 3 ЗРП советской ОШС
                      2. ЗубореЗ 26 ноября 2014 23:28
                        Мой начсвязи служил в ТуркВО,в батальоне связи ТД.И,по его словам,дивизион Буков у них в дивизии был. hi
                      3. sivuch 27 ноября 2014 09:16
                        А Вы не могли бы у него уточнить -именно дивизион и именно Буков?По-любому,для СВ СССР это не типично
                      4. yehat 28 ноября 2014 13:42
                        насколько я знаю из рассказов непосредственных участников, там регулярно проводили дополнительные войсковые испытания спектра средств ПВО. может в рамках этой программы на время передавали
                2. ЗубореЗ 26 ноября 2014 16:12
                  Слог и характерные натовские термины,плюс "небольшое количество,1100 штук Т72" wassat ,говорит об авторстве сего опуса.
                  Цитата: SWEET_SIXTEEN
                  Для большинства стало полной неожиданностью решение бескомпромиссного сирийского правительства начать сотрудничество с давними врагами Сирии, США и Великобританией.
                3. 79057330785 20 марта 2015 14:24
                  В ирано-иракском конфликте Сирия была на стороне Ирана. Возможно в этот раз они с помощью запада решили отомстить Хусейну. Похоже на личную неприязнь двух лидеров
                4. 79057330785 20 марта 2015 14:24
                  В ирано-иракском конфликте Сирия была на стороне Ирана. Возможно в этот раз они с помощью запада решили отомстить Хусейну. Похоже на личную неприязнь двух лидеров
        2. samoletil18 27 ноября 2014 00:00
          Цитата: SWEET_SIXTEEN

          Можно подумать, будь у сербов более современный МиГ-15, они бы не продали его в США

          Еще те негодяи. "Братушки

          Тито (тогдашний президент Югославии - хорват)
          1. SWEET_SIXTEEN 27 ноября 2014 06:38
            Цитата: samoletil18
            Тито (тогдашний президент Югославии - хорват

            Американцы обратились с просьбой передать Як им. Высшее руководство Югославии в просьбе США не отказало. В Америку Як сопровождали офицеры Опытного центра полковник-инженер Коста Сивчев и подполковник-инженер Милорад Спасич, а также специалист по авиационному вооружению майор Мирослав Борас, специалист по авиационному оборудованию майор Звонимир Кос и инженер Авиационно-технического института Бранислав Иованович.

            Молодцы!
            Братушки)))
    2. Робертъ Невский 26 ноября 2014 10:37
      Это не сербы, это югославяны!
  6. sivuch 26 ноября 2014 10:03
    Прямо впереди темнеет круглый иллюминатор "Сапфир'а"
    ------------------------------
    Как прочел,так дальше читать расхотелось.
    1. opus 26 ноября 2014 14:27
      Цитата: sivuch
      Прямо впереди темнеет круглый иллюминатор "Сапфир'а"

      А,что не "так"?






      теперь все по другому


      1. sivuch 26 ноября 2014 16:07
        Не так,что иллюминаторы на кораблях.Хотите обзовите тубусом,хотите по-жаргонному -сапогом,но иллюминатор просто режет глаз.
  7. зокняй82 26 ноября 2014 10:38
    Вечная беда нашей Армии- при наличии превосходных образцов оружия недостаточная подготовка личного состава, в настоящее время эта тенденция вроде меняется к лучшему (спасибо Шойгу!). Что до побед вьетнамской армии стрелковым оружием над авиацией амеров- это не более, чем пропаганда политотделов армии Вьетнама.
    1. SWEET_SIXTEEN 26 ноября 2014 10:45
      Цитата: зокняй82
      Что до побед вьетнамской армии стрелковым оружием над авиацией амеров- это не более, чем пропаганда политотделов армии Вьетнама.

      Как и в Афгане - 80% потерь авиации было от душманских берданок, Калашниковых и ДШК
    2. Zymran 26 ноября 2014 12:05
      Американцы также подтверждают, что большинство потерь было понесено из-за огня ствольной артиллерии и стрекового оружия, только кроме калашей и ДШК у вьетнамцев были КПВТ, ЗПУ-2, ЗПУ-4 и т.д.
      1. АКМ9 26 ноября 2014 13:45
        А вы думаете что Американцы признают тот факт, что 350 "Фантомов" они потеряли в боях с МиГ-7(19), не сложно догадаться какая реакция будет у них на родине, создателей "Фантомов" достанут из земли и застрелят.
        АКМ9
        1. Zymran 26 ноября 2014 14:11
          Надо смотреть заявки вьетнамцев и американские данные о потерях и сравнивать их для получения достоверной картины. К примеру в Корее СССР заявлял о соотношении потерь Сейбров к Мигам, как 1 к 10, а американцы наоборот. В итоге выяснилось, что потери были приблизительно равными.
          1. ЗубореЗ 26 ноября 2014 16:29
            Это старый "баян". И про учет потерь,и про суть боевой работы наших летчиков.
            1. Kassandra 29 ноября 2014 01:31
              Это когда такое заявлял СССР? американсцы вещали что то на счет 21 или 17 к 1.
              потери авиации ООН к МиГам были на самом деле 3,4 к 1
              именно сейбров к МиГам - 1,7 к 1 (советским) и 1,3 к 1 (китайским)
              что явно следует из разницы по тяговооруженности F-86 и МиГ-15.
              по тяге двигателя Сейбр дотянулся до МиГа только в последний месяц войны, но по прежнему был на 2тонны тяжелее.
              СССР ничего не заявлял вообще, т.к. война была секретной.
              не было бы там тактических ограничений на преследование на юг от параллели и над морем, а также адекватное задаче вооружение на МиГе, американцев оттуда бы просто смели.
              Kassandra
  8. dmit-52 26 ноября 2014 10:41
    Интересно, была ли попытка установить на него двигатель с управляемым вектором тяги? Если кто знает, пожалуйста, скиньте информацию, хоть в личку, если не затруднит.
    1. Argon 26 ноября 2014 11:58
      Нет,так как внедрение ОВТ возможно только при наличии ЭДСУ.А разработка электронной системы управления весьма дорогая"забава".Да и не зачем это было делать.21й свое отлетал,с начала 80х это фактически"голубь мира"воздушный бой мог вести весьма ограниченно,только над своей территорией,для ударов по земле имел малую нагрузку,неважный обзор,да и с точки зрения ресурса это было довольно расточительно.Афганские"подвиги"МиГ-21 следует делить на три,ВПХ машины,лоншавт,боевая обстановка,делали местные аэродромы мало пригодными для этой машины.Единственно где он себя проявил так это в разведке,однако малый запас топлива постоянно напоминал о себе,те же модификации которые имели возможность взять его больше-"бисы",СМТ аблодали худшими ВПХ.
      1. АКМ9 26 ноября 2014 14:04
        Но Индийский "Бизон" машина не плохая, иначе они бы не продлевали ему срок службы еще на пятнадцать лет. Ведь они могут позволить себе покупать любые машины. Это потому что там проводились учебные воздушные бои не только Сушек и Ф-15, но и "Бизонов" и Ф-15 и они показали очень даже не плохой результат.
        АКМ9
        1. Argon 26 ноября 2014 16:04
          Что касается эффективности"Бизон"-в большей степени вопрос ракеты(средней дальности с АРГСН),чем самолета,ну в какой то степени радара.Многие путают понятия"ученый бой"и"учебное маневрирование",При "маневрировании"(как правило 2х2,пары уже на заранее определенных рубежах,чаще всего БВБ)какие то шансы у индусов были,вполне допускаю.Но меня не кто не убедит,что в "учебном бою"(4х4)т.е взлет с разных аэродромов,поиск-опознование,выход на рубеж,построение атаки,маневр выхода,"Иглы"(Ф-15С и выше)уступили"Бизонам",ну если только фору дали.
      2. dmit-52 26 ноября 2014 16:55
        - Спасибо за толковое пояснение! Я проникся к этому аппарату уважением за время службы и, конечно же, хотел продления его службы, хоть и понимаю умом, "ничто не стоит на месте-всё перетекает в будущее."
      3. rubin6286 27 ноября 2014 00:54
        Современный боевой самолет, при всей сложности его конструкции, должен быть предельно простым и удобным в управлении. В этом залог быстрого освоения машины в войсках, оперативного восполнения потерь в военных конфликтах. МиГ- 21 создавался и совершенствовался с учетом этой концепции, не утратившей своего значения и в наши дни. Это идеальный самолет для ведения маневренного воздушного боя в диапазоне высот от 5500 м до 8500 м. Достаточно простая механизация крыла, мощный двигатель и сравнительно малые размеры МиГ-21 в сочетании с использованием радиопоглощающих материалов и управляемых ракет «воздух-воздух» делают его и сегодня довольно опасным противником.
        Я переходил на МиГ-21Р с Як-28. Позднее были Миг-21МФ и МиГ-21бис. Интересно, с чего Вы взяли, что у МиГа плохой обзор. Мне наши ребята, что были в Египте в 1967 году об этом не говорили, вьетнамцы и сирийцы тоже не жаловались, да и сам я в полете видел все, что хотел. Взлетно-посадочные характеристики (ВПХ) у всех модификаций практически не менялись и это тоже хорошо. Конечно, тот или иной театр военных действий оказывает влияние на боевое применение самолета, но определяющим в этом случае будет общий результат, учитывающий работу со «слабых» аэродромов, а, там где война, они все такие. Чем больше радиус действия, тем меньше времени остается на ведение воздушного боя и поражение наземных целей. Практически все истребители сегодня летают с подвесными баками Ф-15,16, «Мираж», «Рафаль» и проч., и при необходимости их сбрасывают. При этом МиГ-21 становится легче всех машин, которые я перечислил. Пусть летчик хорош и самолет добротный, но если оружие недоработано и неэффективно, бой не выиграешь и не уцелеешь. Первые ракеты Р-13 особой точностью не отличались и редко попадали в цель. Сменившие их Р-60 были лучше. Сейчас на индийских МиГ-21-93 («Бизон») стоят ракеты Р-73 и Р-77, как и на российских Су-27 и МиГ-29. Эти машины в умелых руках далеко не «голубь мира», американцы и французы уже это оценили.
        По мере усложнения конструкции кабина самолета тоже претерпевает изменения. Появляется множество приборов, кнопок, рукояток, переключателей, пользоваться которыми нужно в определенной последовательности.Все это рассеивает внимание, делает полет сложным, утомительным, а ведение воздушного боя практически невозможным. Летчики говорят о такой машине просто « в ней много будильников». Вот здесь на помощь приходит ЭДСУ, которая «разгружает» пилота, оставляя ему только минимум операций, необходимых для полета и выполнения боевой задачи. ЭДСУ на самолетах появилась значительно позже МиГ-21 и ее установка потребует коренной переделки самолета. Сегодня это нецелесообразно, тем более, что есть новые, более современные машины. Сопло с отклоняемым вектором тяги (ОВТ) призвано повысить маневренные качества самолета. Сложность состоит в том, что управление отклонением вектора тяги должен осуществлять летчик, а не ЭДСУ. Испытатели отрабатывают алгоритм действий пилота при выполнении тех или иных маневров, решают возникающие проблемы, после чего их рекомендации будут использованы в войсках.
        1. Argon 27 ноября 2014 02:04
          Любезный"рубин"не можете потъдержать диалог,потрудитесь не перебивать.Возьму свои слова обратно если напишите на какой МиГ-21Р вы пересаживались.Я их видел 5,летал на двух и по пилотажу это совершенно разные машины.А начальник нашей ТЭЧ видел их 7 видов.
          1. rubin6286 27 ноября 2014 12:57
            Честно говоря, Вы меня озадачили. Я не видел 5 и более видов или модификаций этой машины. У меня она была одна и я уже не помню точно, кажется 94Р 75 серии. Повторю, что самолет хороший, на базе МиГ-21ПФМ. Подробное описание конструкции, подвесного оборудования, вооружения сейчас можно найти в литературе и Интернете, вспомнить и сравнить. Главное в другом, нужно дать молодым людям, интересующимся авиацией возможность «включить мозги» или «запустить пусковые файлы» для осмысления получаемой информации – от общих вопросов ( что такое ЭДСУ, какая она бывает, для чего нужна и как работает) до частных, практических, связанных с эксплуатацией, боевым применением и т.д. и т.п. Только так можно привить любовь к профессии или, наоборот, оттолкнуть от нее болтунов и бездарей. Человек, по-моему, только тогда получает удовлетворение от своей работы, когда он может в ней творить. У меня это получилось, хотя и не сразу.
      4. Kassandra 29 ноября 2014 01:54
        На харриере и яке есть ОВТ а ЭДСУ разве было?
        Kassandra
  9. D-Master 26 ноября 2014 12:13
    СССР всегда производил образцы великолепного оружия.Недостатки электроники перекрывались надежностью, или характеристиками недостижимыми образцами западной техники. Но в любом случае для овладения любым видом вооружения - нужны профессионалы, с большим сроком работы с образцом вооружения. Когда уже кожей начинаешь чувствовать, полностью раскрывая все заложенное конструкторами в изделие.
  10. ё-моё 26 ноября 2014 13:48
    Отлетал на 21-м бисе 9лет из 19 на лётной работе. Машина отличная. НИ РАЗУ меня не подвела !!!
  11. sergkar 26 ноября 2014 16:03
    Всегда восхищался формами этого самолёта. Очень красивая машина!
  12. Рейдер 26 ноября 2014 21:53
    Первый раз прочитал про него в "Моделисте...",тогда инфо было мало, даже про те самолеты, что уже снимали с вооружения. Статья вроде называлась "САМОЛЕТ-СОЛДАТ". Наверно это лучшее, что можно сказать про этот самолет!
  13. Rostislav 26 ноября 2014 22:46
    Спасибо. Я не летчик и мне было интересно. Хорошая статья.
  14. Quadra 26 ноября 2014 23:49
    За первыми двумя красавцами с титульно фотографии лично ухаживал и обслуживал в авиабазе Граф Игнатиево недалеко от Плавдива. Когда их увидел на фотке сердце защемило... Такое ощущение словно в краю далеком увидел старых друзей... Очень очень любимый самолет.
    1. SWEET_SIXTEEN 27 ноября 2014 06:39
      Цитата: Quadra
      За первыми двумя красавцами с титульно фотографии лично ухаживал и обслуживал в авиабазе Граф Игнатиево недалеко от Плавдива.

      ВВС Болгарии?
      1. Quadra 27 ноября 2014 22:14
        Они родимые...
  15. mehmeh 3 декабря 2014 11:25
    Концепция у него хорошая на воздушный бой скоротечный рассчитана. Фантом же просто грузовик с ракетами. Израиль его брал только потому что не мог у французов миражи купить эмбарго было кажись.
    mehmeh
  16. mehmeh 3 декабря 2014 11:59
    Увешать самолёт ракетами ПВО фактически и заставить вести бой )) против одномоторного маневренного истрибителя при прочих равных даже гадать не надо кто в земле будет
    Шведы свой грипен по той же концепции делали .29 миг то же . а вот су 27 для чего сделан ещё неизвестно.
    Это самолёт усиления а вот что он будет усиливать того у нас нет или сокращают как могут
    Он 27 потерял смысл без мига .
    Реформаторы безмозглые
    mehmeh
    1. Kassandra 3 декабря 2014 13:50
      Ммм-да?
      МиГ-29 практически потерял смысл когда на последующих модификациях сделали так что он потерял способность летать с грунтовых полос.
      Абсолютно по всему другому летающий только с бетонок Су-27 МиГа превосходит, как он подавляюще превосходит и любой другой самолет в мире, вкл F-22 (до 2007г)

      для чего и как сделан Су-27, просто посмотри про него кино на ютюбе в 4-х сериях.
      Kassandra
  17. langeron 6 декабря 2014 18:37
    МиГ-29 фронтовой истребитель, а Су-27 тактический. Вот и вся разница.
    1. Kassandra 7 декабря 2014 05:22
      разница в том что Су-27 может развернуться вокруг своего хвоста, а МиГ-29 - не может... и в дальности.
      Kassandra

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня