Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Советский «МиГ-21» против американского «Фантома»

Советский «МиГ-21» против американского «Фантома»


Малоизвестные факты о самом массовом реактивном самолете в мире

В ноябре 1958 года состоялся первый полет легендарного самолета МиГ-21. Во вьетнамской войне советские сверхзвуковые «МиГи» нагнали страху на американских пилотов «Фантомов», которые до появления наших безраздельно господствовали в небе маленькой страны.


Гроссмейстер пошел Е2 – Е4

После Великой Отечественной войны Советский Союз довольно быстро заменил в военной авиации обычные истребители на реактивные. В 50-е годы возникла новая задача: самолеты стали настолько быстры, что опережали подчас выпускаемые снаряды, потребовалось оснастить истребители управляемыми ракетами.
В 1953 году в ОКБ Микояна приступили к работе по созданию принципиально нового перехватчика. В 1955 году был явлен миру самолет Е-2, развивавший скорость до 1920 км/ч, через год в небо поднялся Е-4 с треугольным крылом. 22 ноября 1958 года состоялся первый полёт истребителя Е-6, который был принят на вооружение под индексом МиГ-21.

В основном, самолет был сделан из алюминиевых сплавов. В хвосте разместили контейнер для тормозного парашюта. От пуль и осколков летчика защищал тройной бронеэкран. Самолет мог поднять в небо более двух тонн топлива.

Первые самолеты для переобучения летного состава были получены в 1959 году. Их привезли в Воронеж, где истребители за внешнее сходство прозвали «балалайками».

В дальнейшем было выпущено множество модификаций самолета. При необходимости МиГ-21 превращался в разведчика. Когда китайцы заполучили в свое распоряжение две управляемые ракеты «Сайдуиндер» и передали нашей стороне, в ОКБ-134 спроектировали по их мотивам Р-3С, которые отличались от трофейных образцов увеличенной массой.

В свое время встал вопрос о возможности ведения самолетом боевых действий в любое время суток, для чего самолеты оснастили бортовой РЛС, которые обнаруживали цели при любой погоде.

В дальнейшем МиГи стали собирать в Индии, куда поначалу они поступали в разобранном виде. Китайцы собирали МиГ-21 по лицензии, их самолеты называли J-7. Некоторые из них до сих пор состоят на вооружении.

Первый сверхзвуковой истребитель МиГ-21 бис был создан в 1971 году и по многим показателям превзошел американские истребители F-15 и F-16.

Советский «МиГ-21» против американского «Фантома»

На снимке: американский F-4 («Фантом»)/ Фото: wikimedia


Превосходство в небе

Во вьетнамской войне довольно долго хозяевами неба оставались американские «Фантомы». Дело в том, что поначалу вьетнамцы располагали лишь дозвуковыми истребителями J-5 (МиГ-17Ф производства Китая) и несколькими советскими МиГ-15бис. Этого было явно не достаточно, чтобы конкурировать со штатовскими F-4. Хотя после разработки особой тактики ведения воздушного боя, когда вьетнамские летчики атаковали «Фантомы» с малых высот, самолеты противника удавалось сбивать и такими силами. Подчас американцы просто не успевали вступить в бой. И всё же перевес до поры до времени оставался за ними.

Всё изменилось, когда во Вьетнам поступили зенитные ракетные комплексы С-75 и новые МиГи. Это были сверхзвуковые МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ-В. В одном только 1966 году США потеряли в боях 47 самолетов, тогда как вьетнамские авиационные силы не досчитались лишь 12 истребителей. Американцы были вынуждены признать превосходство советских самолетов по многим показателям, таким, например, как угловая скорость разворота, а также эксплуатационная перегрузка. В целом управляемость у Миг-21 оказалась лучше. К тому же выяснилось, что «Фантомы» склонны попадать в плоский штопор, выйти из которого было практически невозможно. Только из-за этого к 1971 году американцы потеряли порядка 80 «Фантомов».

Есть данные, что с 1965 по 1968 годы в 268 воздушных боях над Вьетнамом было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов. В дальнейшем воздушные дуэли продолжались, но уже не так интенсивно. США возобновили массированные налеты в 1971 году, когда бои шли с переменным успехом.
В 1972 году в двухстах боях перевес снова остался за МиГами. Американцы потеряли 90 машин, вьетнамцы – 54. В целом «Фантомы» схватку с советскими истребителями проиграли, теряя машины в соотношении 2 к 1.

Советский «МиГ-21» против американского «Фантома»

На снимке: использовавшиеся Вьетнамом МиГ-21/ Фото: wikimedia


Основные модификации МиГ-21

Всего было создано около пятидесяти серийных и опытных модификаций самолета МиГ-21. Выпущено более десяти тысяч самолетов всех модификаций, в том числе в Китае, Индии и Чехословакии.

МиГ-21Ф – базовая модель с оптическим прицелом АСП-СДН, радиодальномером СРД-5 и двумя пушками HP-30.

МиГ-21Ф-13 – истребитель с управляемыми ракетами ТГС К-13. Усовершенствованы оптический прицел и радиодальномер. Самолет шел, в том числе и на экспорт.

МиГ-21ПФ – самолет из разряда всепогодных. По сравнению с прежними моделями истребитель имел лучшие разгонные характеристики.

МиГ-21ПФМ – серийный самолет с радиоприцелом РП-21 М, имел двухствольную пушку ПШ-23, две управляемых ракеты класса «воздух-воздух» и систему обнаружения радиолокационного облучения «Сирена-ЗМ».


МиГ-21ФЛ – модификация с увеличенными топливными баками. Поставлялся преимущественно на экспорт.

МиГ-21С – истребитель с ракетным вооружением УР Р-ЗР, радиоприцелом РП-22С, коллиматорным прицелом ПКИ, автопилотом АП-155.

МиГ-21СМ – самолет обладал встроенной пушкой ГШ-23Л (боекомплект – 200 патронов), управляемыми ракетами с радиолокационным наведением К-13Р (Р-ЗР) и УР с ТГС К-13Т (Р-Зс).

МиГ-21МФ – еще один вариант истребителя МиГ-21 СМ. Вооружение дополнено УР ближнего боя Р-60 (до 6 единиц). Самолет выпускался в Индии по лицензии.
МиГ-21бис – истребитель с улучшенными маневренными и разгонными характеристиками. По маневренности близок к западным истребителям четвертого поколения. На этой модели установили дополнительные топливные баки. Был вооружен шестью УР Р-55 и Р-60М с ТКС. Имел катапультное кресло КМ-1 или КМ-1М.

МиГ-21И – продолжение модели МиГ-21бис. Истребитель оснащен импульсно-доплеровской РЛС «Копье», ракетами средней дальности Р-27-Р1 и Р-27-К 1, а также УР малой дальности Р-739и ракетами ближнего боя Р-60М.

МиГ-21Р – самолет-разведчик, оснащенный телевизионными средствами ведения воздушной разведки и автопилотами КАП-1, КАП-2 и АП-155.

Тактико-технические данные самолета МиГ-21

Длина – 14,10 м

Размах крыла – 7,15 м.

Высота – 4,80 м.

Максимальная скорость – 2175 км/ч:

Экипаж: 1 человек

Нормальная взлётная масса – 7100 кг

Силовая установка: 1 × Туманский Р11Ф-300

Вооружение: 1×30 мм НР-30 пушка, 2x 500 кг бомб, 2x УР K-13.
Автор: Павел Плотников
Первоисточник: http://svpressa.ru/war21/article/105151/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 32
  1. Drew 27 ноября 2014 18:13
    так и крутится в голове - сбил тебя наш летчик Ли-Си Цин!!!!!!!!!!
    про Абхазию только ничего не нашел
    1. Гигант мысли 27 ноября 2014 18:19
      Название об одном, текст статьи совсем о другом.
    2. МИХАН 27 ноября 2014 18:20
      Цитата: Drew
      так и крутится в голове - сбил тебя наш летчик Ли-Си Цин!!!!!!!!!!
      про Абхазию только ничего не нашел

      Я Ху Ин У... тоже про Абхазию не нашел ничего.. bully
    3. Комментарий был удален.
      1. enot73 27 ноября 2014 18:21
        Цитата: МИХАН

        Я Ху Ин У... тоже про Абхазию не нашел ничего

        ИМХО заголовок один , а статья на другую тему , хотя и интересная .
    4. Zoldat_A 27 ноября 2014 18:23
      Цитата: Drew
      сбил тебя наш летчик Ли-Си Цин

      У меня другой анекдот крутится. Как американский пилот не поверил, что его сбил майор Иванов: "Я сам слышал, как тот, кто меня сбил, сказал в эфир "Вань, прикрой, я Х.у.й.Н.у."
      1. enot73 27 ноября 2014 18:33
        Всё изменилось, когда во Вьетнам поступили зенитные ракетные комплексы С-75 и новые МиГи. Это были сверхзвуковые МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ-В.
        Однако и МиГ - 17 могли противостоять , увешанным бомбами и ракетами на внешней подвеске американским Ф - 4 и Ф - 105 . Поэтому янкесам приходилось , увидев даже такие вьетнамские МиГи , " разгружаться " где ни попадя .
    5. денис fj 27 ноября 2014 18:35
      МИГ-21 это самолет-эпоха, самолет-легенда.
      Выпускался 26 лет в СССР, еще в Индии, Китае,
      Чехословакии. Самый массовый сверхзвуковой боевой
      самолёт в мире. Выпущено более 11 000 единиц.
      Имел множество модификаций в трех поколениях.
      Наверно этот результат уже никогда не будет
      перекрыт. Были у него свои минусы: малая
      дальность полета и относительно слабая
      авионика. Участвовал в многих войнах: Вьетнам,
      Арабы-Израиль, Индия-Пакистан, Египет-Ливия,
      Эфиопия-Сомали, Афганистан, Иран-Ирак, Ирак,
      Югославия.
      Вообщем МИГ-21 это символ ВВС СССР времен
      холодной войны.
      денис fj
    6. DPN 27 ноября 2014 23:27
      + за песню и герб.
      DPN
  2. Paradoxov 27 ноября 2014 18:14
    Я буду ближе к теме чем статья wink
    ДОНЕЦК, 27 ноября. /ТАСС/. Премьер-министр Абхазии Беслан Бутба обсудил с руководителями провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) вопрос о признании суверенитета ДНР.

    Об этом журналистам сообщил глава МИД провозглашенной республики Александр Кофман.

    "На встрече главы республики Александра Захарченко с абхазским премьером шла речь о признании со стороны Сухуми нашего государства. Этот вопрос сейчас прорабатывается, ориентировочно документы о признании будут готовы через две недели", - сказал Кофман.

    Делегация Абхазии во главе с премьер-министром Бесланом Бутбой прибыла 26 ноября с визитом в ДНР.


    Пора конкретно помогать Новороссии и реально оказывать военную помощь. Тут Абхазы очень могут помочь.
    Загнать вояк хунты за майдан! am
    1. pahom54 27 ноября 2014 18:41
      Цитата: Paradoxov
      реально оказывать военную помощь. Тут Абхазы очень могут помочь.


      Очень даже. Плюс Южная Осетия. Через них можно будет большие дела сделать в плане помощи Новороссии...
      pahom54
  3. Комментарий был удален.
  4. MirTH 27 ноября 2014 18:23
    Одному мне кажется, что заголовок статьи ну совсем не соответствует содержанию?
  5. Stinger 27 ноября 2014 18:26
    Небрежно работаем ВО! В огороде бузина, а в Киеве дядька. Я, конечно, люблю алгебру, но спать предпочитаю с любовницей, летающей на МиГ - 31. Можно не в Абхазии.
    1. Пенелопа 27 ноября 2014 18:32
      В своё время МиГ-21 навёл шороху на американцев.
      1. МИХАН 27 ноября 2014 18:38
        Цитата: Пенелопа
        Выпущено более десяти тысяч самолетов всех модификаций, в том числе в Китае, Индии и Чехословакии.

        Истребитель легендарный как и наш "Калаш"! good И сейчас еще в некоторых странах на лету!
    2. Комментарий был удален.
  6. gunter_laux 27 ноября 2014 18:32
    Правильно подметили. Не соответствует. Хотя,может Абхазия пожелала иметь эти машины. На базах хранения должны еще остаться!
  7. Lexx58 27 ноября 2014 18:33
    Это что бы проверить бдительность троллей?
    Lexx58
  8. денис fj 27 ноября 2014 18:38
    Самолёт на фото под номером 5063 красный очень похож на СУ-7 , у МИГА воздухозаборник впереди другого диаметра.
    денис fj
    1. samoletil18 27 ноября 2014 20:24
      Ой, минуса посыпятся...
    2. Комментарий был удален.
    3. Ежак 27 ноября 2014 21:23
      Цитата: денис fj
      5063 красный очень похож на СУ-7

      Похож, но и отличается даже для неопытного, стороннего зрителя. Отсутствием "гребня" На верхней части фюзеляжа. Он имеет своё название, но я его не помню. Иным остеклением фонаря кабины. laughing
    4. Ладога 27 ноября 2014 21:52
      Похоже это МиГ-21 китайского производства .
  9. A1L9E4K9S 27 ноября 2014 18:39
    Я не понял,про какую статью об Абхазии вы толдычите,у меня название статьи соответствует содержанию,Советский МИГ-21 против американского Фантома.
  10. Леонидыч 27 ноября 2014 18:45
    как там в одной из популярных песен:...мой Фантом взорвался быстро, в небе голубом и чистом...
    Леонидыч
  11. ватник 27 ноября 2014 18:46
    ЧиЖ - Фантом smile :
  12. ё-моё 27 ноября 2014 19:32
    Отличный самолёт моей летной молодости. Классика !
  13. Серый 43 27 ноября 2014 20:10
    Содержание статьи интересное,но хотелось бы прочитать ещё про МиГ 25
  14. Тра-та-та 27 ноября 2014 20:24
    В 50-е годы возникла новая задача: самолеты стали настолько быстры, что опережали подчас выпускаемые снаряды,

    Что-то эта фраза улыбнула..! Пушка самолёта летит вместе с ним,и снаряд после выстрела, получает добавочную скорость "выстрела".. Или не так ?!
    А МиГ-21 хорош. С пацанами на свалке части долго ломом пытались пробить лобовое стекло..-выдержало.
    1. samoletil18 27 ноября 2014 20:37
      Если будет лететь строго за пулей - догонит! У пули двигателя нет.
    2. Альф 27 ноября 2014 20:43
      Цитата: Тра-та-та
      С пацанами на свалке части долго ломом пытались пробить лобовое стекло..-выдержало.

      А головой работать не пробовали ? Вообще-то, та часть фонаря, которую вы пытались пробить, изготавливается из бронестекла.
      1. doxtop 28 ноября 2014 10:28
        ))) Так у человека же и написано "пацанами"!
        Вы вот, будучи лет 10 отроду часто все взвешивали? Думаю также лупцанули бы "ломом по стеклу" при возможности. ;) Да и как я сам наверное тоже. ))))
        1. Альф 28 ноября 2014 19:10
          Скорее всего-да.
    3. Gemi 15 августа 2015 17:52
      имеется ввиду наверное, что можно догнать свой собственный снаряд)
  15. AGG024 27 ноября 2014 20:43
    МиГ-21 можно поставить в один ряд с такими советскими брендами как Т-34,ПКР "Москит",Т-72,С-300,Су-27 только чувство гордости!
    1. cosmos132 27 ноября 2014 20:59
      Не С-300, а С-75. Тогда во Вьетнаме славно постреляли именно ими.
      1. AGG024 28 ноября 2014 00:11
        Согласен.Но я сейчас говорю о вещах,которым в данный момент, и в прошлом не было равных в мире. И С-75 не исключение.Но если всё перечислять,"букв не хватит".
  16. lilian 27 ноября 2014 21:09
    В Корейской войне МиГ-15 был высотнее и инертнее Сейбра, который создавался для маневренного боя, и превосходил МиГ на виражах.
    А во Вьетнамской наоборот, МиГ-21 был истребителем для завоевания господства в воздухе, был маневреннее Фантома, но тот был перехватчиком, быстрее разгонялся, имел большие высотность и скороподъемность.
    1. Альф 27 ноября 2014 22:08
      Цитата: lilian
      В Корейской войне МиГ-15 был высотнее и инертнее Сейбра, который создавался для маневренного боя, и превосходил МиГ на виражах.

      По виражам верно, но у МИГа была выше скороподЪемность, живучесть, поражающее действие боеприпаса (23-мм и, тем более, 37-мм "немного" разрушительнее, чем Кольт-Браунинг М2 в 12,7 мм).
    2. tomket 27 ноября 2014 23:57
      Цитата: lilian
      и инертнее Сейбра, который создавался для маневренного боя, и превосходил МиГ на виражах.

      Дело не в том ,для чего кто создавался ,дело в механизации крыла и лучшем воздушном тормозе. "Сейбр" кстати был тяжелее и сильнее проседал при пикировании
  17. lilian 27 ноября 2014 21:12
    В статье кстати можно было упомянуть, что один МиГ-21 имеется в собственности у америкоса-частника, который катается на нем каждый месяц.
    Есть видео в Ютубе. И не один МиГ-15/17 находятся в частной собственности в сша.
    Я обалдел когда узнал. Вот что при капитализме возможно.
  18. Миг 31 27 ноября 2014 21:35
    А у нас в училище было две роты , Одни на Миг-23 другие на Миг-21 , моя рота летала на Миг-21 и мы в шутку ребят на Миг-23 называли "мохалеты" а они нас "примусы". Да были времена!
  19. Олегмог 27 ноября 2014 21:39
    Печалька! Чтобы увидеть живой миг15, надо ехать в Америку!
    1. AGG024 28 ноября 2014 00:28
      В военно-техническом музее ВАЗа он есть.Правда не сильно живой,но есть.А так приезжайте. Музей очень хороший.В России таких единицы.P.S."Это не реклама". Такой музей есть.Правда в лучших Российских традициях приглядывать и ухаживать за ним некому.Пока он совсем в упадок не пришёл,приезжайте. Техника есть очень уникальная.По всему Союзу собирали.Подводная лодка на которой снимались"72 метра" тоже стоит в этом музее.Это не фейк. Пишу из чувства какой то гордости.Не примите за бахвальство.Будете в Тольятти загляните в музей.
  20. Даос 27 ноября 2014 21:55
    Прочитал... и не понял нихрена... Что здесь было названо "малоизвестными фактами"? Перечисление модификаций?
    Я уж молчу про перл типа:

    "В основном, самолет был сделан из алюминиевых сплавов. В хвосте разместили контейнер для тормозного парашюта. От пуль и осколков летчика защищал тройной бронеэкран. Самолет мог поднять в небо более двух тонн топлива."

    Это где этот журнаглист "тройной бронеэкран" там нашёл? А что бы полезную нагрузку в топливе измеряли...?

    В общем заметочка написана "абы было" человеком который похоже самолёты только на картинке видел.
  21. trava 27 ноября 2014 22:57
    Написав про модификации самолета в конце статьи можно было бы написать и про модификации двигателя. А то получается, что был использован один двигатель для всех модификаций. Но это не так!
  22. Vivan 27 ноября 2014 23:10
    Вот еще кое-что о МИГ-21 (труд вашего покорного слуга):
    http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=210&t=205742&start=120
    (сообщение #139)
  23. Lyton 28 ноября 2014 04:42
    Для своего времени отличный самолет.
  24. дьяк-феофан 28 ноября 2014 09:41
    Цитата: AGG024
    По всему Союзу собирали.Подводная лодка на которой снимались"72 метра" тоже стоит в этом музее.Это не фейк.


    Позвольте поправить... В "72 метра" снималась лодка проекта 877В «Палтус», а в музее 641Б «Сом»..
    1. doxtop 28 ноября 2014 10:31
      Часть кадров из фильма была действительно отснята на вышеназванной лодке. ;)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня