Семейство ракет-носителей «Ангара»

В России завершились комплексные испытания универсального стартового комплекса ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5». Ракета уже снята со стартового стола на космодроме Плесецк. Об этом 26 ноября сообщает ТАСС со ссылкой на официального представителя войск ВКО России Алексея Золотухина. По его словам, специалисты на космодроме Плесецк осуществили целый цикл электрических испытаний агрегатов и систем ракеты-носителя и комплекса стартового оборудования, также они протестировали систему заправки ракеты-носителя «Ангара» компонентами топлива и проверили готовность стартового комплекса к первому пуску ракеты данного класса.

На данный момент ракета «Ангара-А5» снята со стартового стола универсального стартового комплекса площадки №35. Она была доставлена в монтажно-испытательный корпус специального технического комплекса. После завершения этой процедуры работники космодрома начали цикл технологических операций по подготовке ракеты к началу летных испытаний. Первый запуск ракеты тяжелого класса «Ангара-А5» намечен на 25 декабря 2014 года (ориентировочная дата пуска). Ранее 9 июля 2014 года после нескольких переносов старта с космодрома Плесецк была успешно запущена ракета-носитель легкого класса «Ангара-1.2ПП» (первого пуска).

В настоящее время создание ракетного комплекса «Ангара» является одним из приоритетных направлений для развития российского космодрома Плесецк. Считается, что именно этот комплекс должен стать частью национальной системы средств выведения, которая будет базироваться исключительно на российском научно-промышленном потенциале. Работы по созданию объектов наземной инфраструктуры подготовки и запуска ракет-носителей «Ангара» проводятся в рамках Федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы».


Семейство ракет-носителей «Ангара»


Комплекс «Ангара» создается на базе унифицированного ряда ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого классов. Данные ракеты будут в состоянии выводить в космос почти весь спектр перспективных полезных нагрузок в интересах Минобороны России во всем требуемом диапазоне высот и наклонных орбит. Немаловажным представляется и то, что в семействе ракет «Ангара» не будут использоваться токсичные и агрессивные виды топлива. По словам экспертов, такое решение позволит значительно повысить показатели экологической безопасности всего комплекса как в регионе, который непосредственно прилегает к месту запуска, так и в тех районах, в которых будут падать отделяющиеся части ракет-носителей.

Семейство ракет-носителей «Ангара»

Головным предприятием-разработчиком и производителем космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» является ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева». Государственные заказчики — Федеральное космическое агентство и Министерство обороны РФ. Создание КРК «Ангара» — это задача особой государственной важности. Ввод данного ракетного комплекса в эксплуатацию позволит РФ запускать в космос любые аппараты всех типов со своей территории, обеспечив для страны гарантированный и независимый доступ в космическое пространство.

КРК «Ангара» — это по-настоящему новое поколение российских ракет-носителей, которое построено по модульному типу. Данные ракеты основываются на двух универсальных ракетных модулях (УРМ), оснащенных кислородно-керосиновыми двигателями: УРМ-1 и УРМ-2. При этом семейство ракет «Ангара» включает в себя носители от легкого до тяжелого классов, обладающие грузоподъемностью в диапазоне от 3,8 до 35 тонн (РН «Ангара-А7») на низкой земной орбите.

Семейство ракет-носителей «Ангара»


УРМ, работающий на компонентах кислород+керосин, представляет собой уже законченную конструкцию, которая состоит из баков горючего и окислителя, которые соединены между собой проставкой, а также двигательного отсека. Каждый УРМ-1 оснащается одним достаточно мощным жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) РД-191. Данный двигатель был создан на базе четырехкамерного двигателя, который использовался на ракете-носителе «Энергия» и применяется на ракетах-носителях «Зенит» (двигатели РД-170 и РД-171). УРМ-2 оснащается другим маршевым двигателем — РД-0124А. Это первый ЖРД, который появился в нашей стране в постсоветский период. Является наиболее высокоэффективным кислородно-керосиновым ЖРД в мире.

В составе ракет-носителей легкого класса «Ангара-1.2» применяется один УРМ. В то же время предельной по числу используемых модулей является тяжелая ракета-носитель «Ангара-А7», которая состоит из 7 УРМ. Прототип первой ступени «Ангары» (УРМ-1) три раза в 2009, 2010 и 2013 годах проходил летные испытания в составе ракеты-носителя KSLV-1 производства Южной Кореи. В качестве верхних ступеней на ракете-носителе «Ангара-1.2» может использоваться разгонный блок «Бриз-КМ», который прошел летные испытания в составе российской конверсионной ракеты «Рокот», а на ракете-носителе «Ангара-А5» используются разгонные блоки «Бриз-М» и КВТК.

Уникальные технические решения и широкое использование унификации позволяют осуществлять пуск всех ракет-носителей семейства «Ангара» с одной пусковой установки. В соответствии с решением госкомиссии, ракета-носитель легкого класса «Ангара-1.2 первого пуска» с неотделяемым макетом полезной нагрузки осуществила успешный пуск 9 июля 2014 года с универсального стартового комплекса КРК «Ангара», расположенного в Архангельской области на космодроме Плесецк. Первый испытательный пуск ракеты был осуществлен боевыми расчетами Войск воздушно-космической обороны (ВКО), а также предприятий промышленности.

Семейство ракет-носителей «Ангара»


Все предстартовые операции, сам пуск и последующий полет ракеты «Ангара-1.2ПП» прошли в штатном режиме. При этом ракета-носитель «Ангара-1.2ПП» состояла из двух ступеней, которые созданы на основе универсальных ракетных модулей (УРМ-1 и УРМ-2), а также макета полезной нагрузки массой 1,43 тонны и головного обтекателя. В двигательных установках применяются только экологически чистые компоненты топлива — керосин и кислород, стартовая масса ракеты-носителя составляет примерно 171 тонну.

Для организации запусков ракет «Ангара» с космодрома Плесецк был построен специальный комплекс. В его состав вошли пусковой стол (ПС — 1 шт.) — масса 1185 тонн, кабель-заправочная башня (КЗБ — 1 шт.) — масса 1700 тонн, стенд универсальный, предназначенный для сборки космической головной части с разгонным блоком Бриз-М (1 шт.) — масса более 40 тонн, а также транспортно-установочные агрегаты для РН легкого и тяжелого класса (197 и 400 тонн соответственно).

Тактико-технические характеристики РН семейства «Ангара» (для запуска с космодрома Плесецк):

Ракета-носитель легкого класса «Ангара-1.2»:
Стартовая масса ракеты-носителя — 171 т.
Высота — 34,9 м.
Первая ступень — УРМ-1, ЖРД РД-191.
Вторая ступень — УРМ-2, ЖРД РД-0124А.
Масса полезной нагрузки на опорной орбите (Н кр =200 км, i=63°) — 3,8 т.

Ракета-носитель среднего класса «Ангара-А3»:
Стартовая масса ракеты-носителя — 481 т.
Высота — 45,8 м.
Первая ступень — УРМ-1, ЖРД РД-191.
Вторая ступень — УРМ-2, ЖРД РД-0124А.
Разгонный блок «Бриз-М» или КВСК (Кислородно-водородный среднего класса).
Масса полезной нагрузки на опорной орбите (Н кр = 200 км, i=63°) — 14,6 т.
Масса полезной нагрузки на ГПО (геопереходная орбита, Н п = 5500 км, i=25°) — 3,6 т. и 2,4 т. для КВСК и «Бриз-М» соответственно.
Масса полезной нагрузки на ГСО (геостационарная орбита) — 2,0 т. и 1,0 т. для КВСК и «Бриз-М» соответственно.

Ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5»:
Стартовая масса ракеты-носителя — 773 т.
Высота — 55,4 м.
Первая ступень — УРМ-1, ЖРД РД-191.
Вторая ступень — УРМ-2, ЖРД РД-0124А.
Разгонный блок «Бриз-М» или КВТК (Кислородно-водородный тяжелого класса).
Масса полезной нагрузки на опорной орбите (Н кр = 200 км, i=63°) — 24,5 т.
Масса полезной нагрузки на ГПО (геопереходная орбита, Н п = 5500 км, i=25°) — 7,5 т. и 5,4 т. для КВТК и «Бриз-М» соответственно.
Масса полезной нагрузки на ГСО (геостационарная орбита) — 4,6 т. и 3,0 т. для КВТК и «Бриз-М» соответственно.

Ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А7»:
Стартовая масса ракеты-носителя — 1133 т.
Высота — 65,7 м.
Первая ступень — УРМ-1, ЖРД РД-191.
Вторая ступень — УРМ-2, ЖРД РД-0124А.
Разгонный блок КВТК-А7.
Масса полезной нагрузки на опорной орбите (Н кр = 200 км, i=63°) — 35 т.
Масса полезной нагрузки на ГПО (геопереходная орбита, Н п = 5500 км, i=25°) — 12,5 т. с КВТК-А7.
Масса полезной нагрузки на ГСО (геостационарная орбита) — 7,6 т. с КВТК-А7.

Вывоз ракеты-носителя «Ангара-А5» на стартовый комплекс космодрома Плесецк:

Семейство ракет-носителей «Ангара»


Семейство ракет-носителей «Ангара»


Семейство ракет-носителей «Ангара»


Семейство ракет-носителей «Ангара»


Семейство ракет-носителей «Ангара»


Семейство ракет-носителей «Ангара»


Семейство ракет-носителей «Ангара»


Семейство ракет-носителей «Ангара»


Семейство ракет-носителей «Ангара»


Источники информации:
http://www.khrunichev.ru/main.php?id=44 (ГКНПЦ им. Хруничева)
http://tass.ru/kosmos/1603029
http://bastion-karpenko.ru/angara

Фото: Андрей Моргунов / Минобороны РФ
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. Троллеборг 27 ноября 2014 06:59
    А зачем 5-й Ангаре вентиляция головной части, бронированный обтекатель с ракетными двигателями отвода, охрана в бронежилетах и реклама всего этого?
    Троллеборг
    1. Cosmos1987 27 ноября 2014 07:59
      А зачем 5-й Ангаре вентиляция головной части

      Это трубопроводы системы заправки криогенным топливом на стартовой площадке.
      Бронированный обтекатель с ракетными двигателями отвода

      Насчет бронирования тут большой вопрос, а насчет отводов то вполне это может быть система САС, хотя маловероятно. Возможно, как раз и для вентиляции
      охрана в бронежилетах

      Как никак режимный объект и без военных здесь не обойтись.
      реклама всего этого

      Реклама для кого и чего?! Фото, на которые приятно лицезреть.
      1. Троллеборг 27 ноября 2014 08:12
        Цитата: Cosmos1987
        Фото, на которые приятно лицезреть.

        Фото информативны, а "Кузькина Мать" подразумеваемая под колпаком неприятна - пролейте кофе горячее на колени прямо сейчас, а через минуту прикиньте сколько тепла в каждой мегатонне.
        Троллеборг
      2. rubin6286 27 ноября 2014 10:21
        На фото перед установщиком прицеплен изотермический вагон.Он нужен для обогрева головной части и применяется при минусовых температурах и если этого требует характер запускаемой полезной нагрузки. Обтекатель головной части небронированный и таким никогда не был. В МИКе тепло и представители промышленности стоят в пиджаках,а боевой расчет в зимнем обмундировании.Почему так? Это расчет установщика и ему при транспортировке находиться на открытом воздухе.На Севере сейчас холодно.
      3. kosmos1980 27 ноября 2014 19:32
        Что с помощью трубопроводов системы термостатирования КА вы собрались заправлять? Насчет бронирования это не вопрос его там нет, незачем его там ставить, на этом макете системы аварийного спасения нет. Основной персонал космодрома "Плесецк" - военные.
      4. Su24 29 ноября 2014 02:23
        Про Ангару-7.2В с 50-ю тоннами полезной нагрузки не написали.
    2. Комментарий был удален.
  2. a.s.zzz888 27 ноября 2014 08:06
    Cosmos 1987? Зачем Вы разжевываете тролям? Это бессмысленно.
    Материал хороший. +
    1. kosmos1980 27 ноября 2014 19:37
      Что данный товарищ разжевывает? Не хочу никого оскорбить, но если разбираешься в вопросе пиши, нет - изучи матчасть. А материал хороший, особенно порадовал господин Коля Нестечук (кто в теме, тот в курсе) до сих пор командует, замполит недобитый.
  3. saag 27 ноября 2014 08:20
    Это я так понимаю на замену Протона. а вот 7-я ангара с ее 35 тоннами ни туда ни сюда
    1. Cosmos1987 27 ноября 2014 08:26
      Вес Советских станции серий Салют и модулей Мир (Мир 2) как раз и определялся грузоподъемностью РН Протон что-то около 20т. Модули станции вполне можно сделать и 35-и тонными.
      1. saag 27 ноября 2014 09:42
        Цитата: Cosmos1987
        Модули станции вполне можно сделать и 35-и тонными.

        Можно, но делать ракету ради нескольких модулей невыгодно, 5-я ангара может на геостационар закидывать спутники, тут серией ее выгодно производить
        1. Cosmos1987 27 ноября 2014 10:23
          ракету ради нескольких модулей невыгодн

          Ракеты одинаковые, разница в разгоном блоке у А5 это «Бриз-М» или КВТК (Кислородно-водородный тяжелого класса), А7- блок КВТК-А7. Разница, только в размерах баках, в двигателях и электроники они идентичны.
          https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%C2%D2%CA
  4. avt 27 ноября 2014 09:20
    Пятерочку выкатили - ждем ,ждем , с нетерпением ждем чтоб на пятерочку.Тьфу,тьфу,тьфу через левое .
    avt
    1. rubin6286 27 ноября 2014 10:26
      Сколько труда, нервов и здоровья стоила эта 35 площадка.
      Дай бог,чтобы все получилось.Успешных пусков друзья, коллеги,товарищи.
      1. kosmos1980 27 ноября 2014 19:50
        А сколько цемента ушло, ух!
  5. Dragon-y 27 ноября 2014 09:59
    Это подключены трубы системы кондиционирования ГЧ - практически до момента запуска там обеспечивается заданный температурно-влажностный режим. А "бронированным" обтекатель никогда не был - он из стеклопластика.
    1. Троллеборг 27 ноября 2014 14:20
      Фото посмотрите в статье - сварной шов, рёбра жёсткости на фланце, дополнительная опора для поддержки, сопла, выведенные на поверхность... - это тяжёлая металлоконструкция, скорее стальная чем алюминиевая и никакой "макет" так не защищают.
      Троллеборг
      1. kosmos1980 27 ноября 2014 19:48
        Где там сварной шов? Стальная металлоконструкция - Вы о чем? Основной материал ракеты алюминиво - магниевый сплав. Где на поверхности Вы увидели сопла? И для сведения на высоте ок. 70км. головной обтекатель скидывается, путем разделения на 2 равных "семядоли" и состоит из множества слоев склеенного стеклопластика. На ракете присутствуют кольца жесткости - для того чтобы можно было производить манипуляции с ракетой и сделать ей каркас жесткости.
  6. muginov2015 27 ноября 2014 10:40
    Интересно,а ежели не с Плесецка,а с Байконура запускать,то насколько повысится грузоподъемность?
  7. kimyth1 27 ноября 2014 11:55
    Надо будет отметить успешный старт! Тьфу тьфу тьфу через левое плечо good
  8. aleksandrs95 27 ноября 2014 13:18
    у меня есть мечта запускать наши ракеты из Индии,крепко бы поднялась полезная нагрузка.Можем Индии и предложить совместную часть космической программы,к примеру на Луну или космическую станцию вместе сделать.Интересно Индия себе это может позволить?
  9. Комментарий был удален.
  10. Sirs 27 ноября 2014 17:46
    Красота. Вот ракету то бы до луны и там высадку произвести, вот будет вообще лепота.
  11. 16112014nk 27 ноября 2014 18:01
    Не так уж и много - 35 т для тяжёлой ракеты. Ведь была же "Энергия" под 100 т полезной нагрузки. Почему бы не восстановить этот проект? У нас ведь нет сверхтяжёлой ракеты. А "Энергия" была бы самое то.
    1. tulaev 27 ноября 2014 19:42
      а Вы в Роскосмосе не были? а видели тех кто возглавил Объединенную ракетно-космическую корпорацию? Можно еще и в Минпромторг прогуляться. Вы посетите, на лица посмотрите, в честные поросячьи глазки... все сразу понятно и станет...
      1. kosmos1980 27 ноября 2014 20:06
        В Роскосмосе не был, но думаю что там всем заправляют ушедшие на пенсию вояки ибо главы начиная с Перминова были из космических войск. А посмотрев репортаж из "свободного" вообще прослезился весь штаб "Плесецка", только в цивильном. Только эти товарищи в основной своей массе не сильно волокут в технических особенностях КА и РН.
    2. kosmos1980 27 ноября 2014 20:00
      Энергия безумно дорогой проект. КА имеющих массу для этой ракеты нет. Для подготовки стартового стола "ангары" использовали недостроенный еще с советских времен стол РН "Зенит" мучили его много лет (Первый пуск планировался на 2000 год). А если брать все остальное, то там такой кошмар получится, что даже и думать не стоит.
  12. tulaev 27 ноября 2014 19:39
    В тексте: "исключительно на российском научно-промышленном потенциале"
    А на плакатике так очень осторожно: "Спроектированы и производятся полностью на территории России"
    В проектировании не сомневаюсь, действительно нужный и хороший проект, а вот потенциал это неправда. Правдой бы было, если б поставили запятую и написали:
    "Спроектированы и производятся полностью на территории России, ИЗ РОССИЙСКИХ КОМПОНЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ"
  13. oxotnuk86 27 ноября 2014 20:27
    Как хорошо что не все планы озвучены.Прежде чем ставить реальный модуль на ракету надо всё обкатать на макетах. Стоимость реального модуля в зависимости от цели может быть заоблочной. Риск надо свести на минимум. Даже господь Бог не дал 100% гарантию создав человека.
  14. Венир 27 ноября 2014 23:42
    Есть и такая инфа по тактико-технической составляющей.
    «Ангара-5» уже в декабре этого года поднимет 25,8 тонн на 200 км (6,6 на ГПО), после добавления в «конструктор» еще 2-х универсальных ракетных модулей (УРМ) весной 2015 доставит 35 тонн (12,5 на ГПО, ракета уже на сборке) и поставит мировой рекорд, а в 2016 Минобороны ее запустит с 50 тоннами (19 тонн на ГПО).
    Максимум пятьдесят тонн,это весьма неплохо.Западные конкуренты,по любому будут заткнуты за пояс.
    Что еще более ценно – конструктор «Ангара» по базовым технологиям предусматривает использование его и в пилотируемом варианте, что вовсе можно назвать прорывов в мировой космонавтике. Пилотируемые корабли всегда проектировались как отдельные проекты по совершенно другим, не совместимым с грузовиками, стандартам. Роскосмос планирует с 2018 года начать практическую реализацию запусков ракеты с командой астронавтов, по сравнению с «Союзами», которые последние десятилетия выполняют эту функцию, доставка и возвращение людей на МКС подешевеет на 25-30%, а это около 10 млн долларов на каждую «ходку». В 2019 «Ангара» должна полететь на Луну, а в 2022 – на Марс. Правда, это пока еще не утвержденные планы, а технические перспективы, котороые уже сейчас заложены в проект. «На сегодняшний день он готовился для Плесецка как грузовик, но сейчас даны поручения и прорабатывается вопрос о том, что на «Восточном» будет решаться задача и пилотируемого запуска. Потому что все для этого есть. Там есть процедуры, связанные с тем, что нужна летная квалификация, ответственность существенно выше, поэтому есть процедуры, по которым ракета получает летную квалификацию для пилотируемых запусков. И первое - она должна в грузовом варианте обкататься»,
    Проект с хорошим заделом,с чем можно нас и поздравить.drinks
    1. Венир 28 ноября 2014 00:14
      а в 2016 Минобороны ее запустит с 50 тоннами (19 тонн на ГПО).
      Хотелось бы уточнить-это будет модификация А7.2В.
    2. Комментарий был удален.
    3. An60 30 ноября 2014 15:10
      "Роскосмос планирует реализацию запусков ракеты с астронавтами(?)"А кКОСМОНАВТЫ будут стоять в стороне и нервно курить??? wassat
  15. Armenka 24 сентября 2016 19:31
    Кого заправлять в головной части? Там же "полезная нагрузка" (спутники всякие), зачем их заправлять.
  16. Armenka 24 сентября 2016 19:33
    А разве тяжелая ангару можно на вагон погрузить, монтаж какой-то. Один УРМ приходится грузить на негабаритный вагон и возникают проблемы с перевозкой

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня