Глубоководный водолазный комплекс ГВК-450

К ходовым испытаниям готовится спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300. Основной задачей этого судна станет участие в операциях по спасению экипажей подлодок, а также обеспечение работы водолазов на глубинах до 450 м. Для выполнения подобных задач судно должно получить спасательный аппарат «Бестер» проекта 18271 и два подводных аппарата АРС-600. Тем не менее, основой оборудования для подводных работ является глубоководный водолазный комплекс ГВК-450.

Глубоководный водолазный комплекс ГВК-450


Первые агрегаты водолазного комплекса для нового судна были изготовлены летом 2012 года. К началу осени 2014-го предприятие-изготовитель передало судостроительному заводу «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург) все узлы и агрегаты комплекса. Не так давно завершился монтаж комплекса ГВК-450 и вскоре он будет готов к испытаниям, которые планируется начать в следующем году.


Разработка водолазного комплекса ГВК-450 стартовала еще в середине прошлого десятилетия, однако в силу некоторых причин затянулась. Изначально созданием системы занималось ЦКБ «Лазурит» (г. Нижний Новгород), которому помогал ряд предприятий, в т.ч. московская компания «Тетис Про», выпускающая различное водолазное оборудование. По имеющимся данным, первый вариант проекта ГВК-450 был разработан к началу текущего десятилетия, однако не устроил военных. Доля отечественных комплектующих в комплексе не превышала 25-30 процентов, из-за чего заказчик решил изменить состав подрядчиков.

В конечном итоге было решено передать статус головного подрядчика компании «Тетис Про», которая в сотрудничестве с фирмой Divex (Великобритания) и ЦМКБ «Алмаз» (разработчик спасательного судна) должна была разработать новый вариант глубоководного водолазного комплекса, а после наладить его производство. Именно в таком составе компании-подрядчики продолжили работу.

Главной проблемой, которую требовалось решить при разработке комплекса ГВК-450, было обеспечение работы водолазов на глубинах до 450 м в условиях соответствующего высокого давления. Подобные требования привели к формированию интересного облика комплекса, который должен обеспечивать работу водолазов в течение длительного времени.

Широко известны такие явления, сопровождающие работу водолазов, как компрессия и декомпрессия. Под действием окружающего давления в тканях человеческого организма накапливаются азот и гелий (это явление и называется компрессией), которые необходимо удалять путем постепенного понижения давления до нормальных значений (декомпрессия). При слишком быстром изменении давления возникает т.н. декомпрессионная или кессонная болезнь: растворенные газы образуют пузырьки в крови, которые могут блокировать кровоток или повреждать ткани.

Глубоководный водолазный комплекс ГВК-450
Компания Тетис Про закончила установку жилых барокамер ГВК-450 на судне «Игорь Белоусов», ноябрь 2013 года


Во избежание травм водолазы должны медленно подниматься на поверхность или использовать специальные барокамеры. При этом необходимо учитывать, что время на декомпрессию прямо связано со временем, которое водолаз провел на глубине. Так, после часа на глубине 100 м водолаз должен потратить на декомпрессию порядка 14 часов. При увеличении глубины такие сроки значительно увеличиваются.

В основе глубоководного водолазного комплекса ГВК-450 лежит идея длительного пребывания под давлением. Примерно через трое суток после нахождения под давлением ткани организма перестают поглощать азот и гелий, после чего необходимое на декомпрессию время не меняется. В контексте водолазных работ такое насыщение позволяет специалисту работать на глубине по несколько часов с последующим отдыхом в барокамере при соответствующем давлении. Подобная работа может продолжаться в течение нескольких недель.

При обеспечении работы водолазов-глубоководников комплекс ГВК-450 должен работать следующим образом. В его жилых барокамерах располагаются до 12 водолазов. За несколько суток они под контролем специалистов проходят компрессию, после чего при помощи водолазного комплекса могут погружаться к месту работ на глубинах до 450 м. Предполагается, что водолазы будут работать по шесть часов сменами из трех человек. Одинаковое давление воздуха при работе на глубине и при нахождении на борту судна позволит провести только одну декомпрессию после окончания всех работ.

Комплекс ГВК-450 имеет достаточно большие габариты и занимает три палубы спасательного судна. Главный его элемент – несколько барокамер, смонтированных на второй палубе. Судно «Игорь Белоусов» получило четыре жилые барокамеры, соединенные при помощи шлюзовой камеры аналогичной конструкции. При выполнении водолазных работ в четырех барокамерах могут разместиться 12 человек. При спасении экипажа аварийной подлодки в барокамерах можно разместить до 60 человек. Максимальное давление воздуха в барокамерах – 45 атмосфер, что соответствует давлению на глубине 450 м.

Глубоководный водолазный комплекс ГВК-450

Глубоководный водолазный комплекс ГВК-450


Рядом с барокамерами установлены системы управления и связи. Экипаж корабля контролирует давление в барокамерах, а также состав подаваемой газовой смеси. Предусматривается оборудование для наблюдения и связи с людьми, находящимися в барокамерах. Под барокамерами размещается аппаратура жизнеобеспечения, отвечающая за давление и микроклимат в барокамерах.

Центральная барокамера является шлюзом, предназначенным для подготовки к погружениям и перехода из жилых помещений в водолазный колокол. Сам колокол находится палубой выше. Там же имеется рельсовый путь для перемещения колокола к вертикальной шахте, по которой он опускается в воду и поднимается обратно. Нижний выход шахты расположен на днище судна.

Водолазный колокол комплекса ГВК-450 имеет герметичный прочный корпус, в котором установлен ряд систем. Имеется аппаратура связи, в том числе видеонаблюдения, аварийные системы и т.д. Колокол опускается на рабочую глубину при помощи стального троса. Помимо троса он связывается с судном при помощи нескольких шлангов и кабелей, по которым подается дыхательная смесь и электроэнергия. Во время выхода водолаза-глубоководника из колокола в его скафандр подается газовая смесь, выдыхаемые газы отводятся на судно, где очищаются, обогащаются кислородом и возвращаются в обратно. Кроме того, скафандр имеет систему отопления, обеспечивающую более комфортное длительное пребывание на глубине.

По имеющимся данным, на рабочую глубину при помощи водолазного комплекса предлагается опускать троих водолазов. Двое должны выполнять необходимые работы, а третий будет оставаться в колоколе, следить за коллегами и, при необходимости, помогать им. Возможность нахождения в барокамерах 12 водолазов позволяет организовать посменную работу. В таком случае после подъема первой тройки водолазов, отправляющейся на отдых, места в колоколе могут занимать другие специалисты. Благодаря этому можно обеспечить почти непрерывную работу водолазов на объекте. Перерывы в работе будут необходимы только для подъема одной смены и спуска другой.

Глубоководный водолазный комплекс ГВК-450


Предлагаемый метод длительного пребывания под давлением значительно упрощает выполнение задач, хотя и в таком случае работу водолазов-глубоководников нельзя назвать легкой. С начала и до окончания работ специалистам предстоит непрерывно пребывать в сложных условиях повышенного давления и в атмосфере гелиево-кислородной смеси. Кроме того, пребывание в барокамерах осложняется необходимостью длительного нахождения в замкнутом пространстве.

К настоящему времени специалисты завода «Адмиралтейской верфи» и компании «Тетис Про» завершили монтаж всех агрегатов глубоководного водолазного комплекса ГВК-450 и приступили к пусконаладочным работам. По завершении этого этапа комплекс пройдет проверку и будет готов к предварительным и межведомственным испытаниями. По последним данным, все необходимые работы будут завершены к весне следующего года, к началу навигации. Ориентировочно в апреле 2015 года стартуют испытания водолазного комплекса в составе нового спасательного судна. Если все работы пройдут без серьезных проблем, то судно «Игорь Белоусов» будет передано флоту до конца следующего года.

Глубоководный водолазный комплекс ГВК-450


По материалам сайтов:
http://tetis-pro.ru/
http://arms-expo.ru/
http://navy.ru/
http://promweekly.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Антон Гаврилов 1 декабря 2014 08:26
    Вещь крайне нужная с аварийно-сасательными службами на флоте у нас полная *опа.Пароход уже кстати готовится к первому выходу.
    1. magot 1 декабря 2014 10:09
      Это он размагничивание проходит. Интересное фото - нечасто встречается.
      magot
      1. Антон Гаврилов 3 декабря 2014 18:47
        Шляпу не выкладываю.)
    2. Комментарий был удален.
  2. Ржевский 1 декабря 2014 09:13
    Автор немного ошибся, время декомпрессии зависит от использования газовой смеси для дыхания. На 100метрах воздух не используется!!!, применяется смеси кислород/азот/гелий (тримикс), или гелийкислородная смесь (гкс).
    Ржевский
    1. opus 1 декабря 2014 14:16
      Цитата: Ржевский
      На 100метрах воздух не используется!!!

      Да.
      =============================
      Считаем, какой донный газ вам необходим.
      Закон Дальтона PO2 /FO2/P, где
      PO2 – парциальное давление кислорода в атмосферах
      FO2 – фракция кислорода
      P – давление в атм. абс.



      Шаг 1
      Глубина 100 м → 11 атм.
      Принимаем максимальное парциальное давление кислорода в рабочей фазе погружения – 1,4 атм.
      1,4 / FO2/11 = 1,4/11 = 0,127, из чего следует 12% кислорода в смеси.


      Шаг 2
      Определяем эквивалент наркозной глубины.
      Принимаете эквивалент наркозную глубину – 35 метров, что равно 4,5 атм.
      Из закона Дальтона определяете, какое парциальное давление азота будет на 35 метрах.
      PN2 / FN2/P = PN2 / 0,79/4,5 = 0,79 х 4,5 = 3,55 атм.
      Используя еще раз закон Дальтона, определяете, сколько азота на глубине 100 метров будет оказывать такое же действие, как при погружении на воздухе на глубину 35 метров.
      3,55 / FN2/11, откуда следует
      FN2 = 3,55/11 = 0,323, откуда следует, что азота должно быть 32%.


      Шаг 3
      Определяем, сколько гелия должно быть в смеси.
      100% - 12% (кислород) – 32% (азот) = 56% гелия.
      В результате получилось, что ваша смесь будет называться
      TMx12/56.
      ======================================
      ТМх 12/56 спарку 12х2 при давлении 200 бар, 1 баллон 8-10 литров с нитроксом EAN-32 и баллон 12 литров с EAN-80 при давлении 200 бар.
  3. AKuzenka 1 декабря 2014 13:57
    ВСегда завидовал водолазам и космонавтам. Ни тем, ни другим не стал. Хотя, геолог-геофизик, тоже звучит гордо!
  4. REXSTORZ 1 декабря 2014 15:14
    Крайне нужная вещь причем должно быть на нескольких флотах ,а то ведь можно и неуспеть добраться чтоб спасти((
    Все небось ещё помнят "Курск"((((
  5. predator.3 1 декабря 2014 18:47
    океан ,как и космос нуждается в исследованиях . хороший фильм "бездна"
    predator.3
  6. masterovoy 1 декабря 2014 20:29
    Имею опыт ввода в эксплуатацию спасательных судов Эльбрус и Алагез с ГВК-250 и их оборудования. Исходя из этого опыта скажу, что при условии большого напряжения л. состава корабля, СРЗ и контрагентов, благоприятных погодных условий, отсутствия аварий и происшествий в тех. средствами, спец. оборудования, вооружением и при наличии всестороннего обеспечения заводские испытания продлятся два-три месяца, затем доковый ремонт и гос испытания, при тех же условиях, плюс штормовые испытания в Атлантике, это еще три-четыре месяца. Затем отработка курсовых задач еще три месяца. За ними последует опытовая эксплуатация год-два. Таким образом ВМФ получит корабль только в 2017 году. К этому времени оборудование устареет и корабль станет ВМФ не нужным или мало нужным, а несколько миллиардов рублей будут выброшены на ветер. Затягивание строительства кораблей - пустая трата сил и средств!
  7. andreyyu 1 декабря 2014 23:50
    Цитата: masterovoy
    К этому времени оборудование устареет и корабль станет ВМФ не нужным или мало нужным, а несколько миллиардов рублей будут выброшены на ветер. Затягивание строительства кораблей - пустая трата сил и средств!



    Что значит устареет? Поменяется формат катастроф :) ?
    Если катастрофа произошла на глубине до 450м, этот корабль сможет провести спасательные работы. Если брать в расчёт большую глубину, то на сегодня такой техникой не обладаем. Или вы предлагаете подождать пока не появится оборудование до 1000м? В любом случае приобретается опыт проектирования , изготовления такого оборудования на Российской элементной базе. Как результат к 2017г будет наработан опыт, появится корабль с оборудованием для спасения подводников(хоть и устаревший). Ну а с Вашим подходом к 2017г. НИХРЕНА не будет. Одни авторитетные мнения и надежды , что "запад нам поможет".
    1. Комментарий был удален.
    2. masterovoy 2 декабря 2014 20:39
      В истории подводного плавания отмечен 172 случая гибели ПЛ с экипажами на борту, в результате столкновений, выхода из строя технических средств, систем, корпусных устройств, пожаров, взрывов газовых смесей, боеприпасов, по вине л/с и другим причинам. (Не считая потерь в период БД). В 83% случаев гибели ПЛ находились в акваториях с глубинами, не превышающими 250 метров. В двух случаях удалось спасти экипажи почти без потерь, и трех случаях частично, выводы сделаете сами... К сожалению вся техника предназначенная для поиска спасения экипажей АПЛ и большая часть энергетики и средств движения корабля-спасателя иностранного происхождения и потребует регламента и ремонта ин. специалистами и фирмами, а это дорого и не всегда возможно, особенно в современных условиях санкций, у корабля короткая жизнь... Вот если бы это было создано в России, было бы не так красиво, но надолго и надежно, КАК НАПРИМЕР СС "ЭПРОН"...! Вот и Рогозин говорит: "Все что нужно строить будем делать сами..." http://topwar.ru/63870-dmitriy-rogozin-vse-chto-nam-nuzhno-budem-stroit-tolko-u-
      sebya.html
  8. xren 3 декабря 2014 00:15
    При спасении экипажа аварийной подлодки в барокамерах можно разместить до 60 человек.

    А не маловато ли будет? Конечно, вряд ли, повезет вытащить с подлодки всех, но если получиться, а места нет... crying

    Одинаковое давление воздуха при работе на глубине и при нахождении на борту судна позволит провести только одну декомпрессию после окончания всех работ.

    А разве для этого надо именно одинаковое давление?

    И как то странно, и водолазное оборудование и барокамеры рассчитаны на глубину 450 метров - почему такое не соответствие?
    xren
    1. Ржевский 3 декабря 2014 03:24
      60 человек спасти уже многое! Еще тут никто не задался вопросом, а сколько эти 450метров?? На шарике может с десяток человек есть кто был на такой глубине, кто был и выжил.
      Следуя мировой статистике, есть рекорды по глубине погружения, англичанин вроде держит рекорд, погружение на скубе!300 метров.

      А здесь представьте, экипаж разношорстный, и на эвакуацию . Шансы на спасение?
      Этот глубоководный комплекс больше для науки и опыта освоения глубин.
      Ржевский
      1. xren 3 декабря 2014 21:59
        60 человек спасти уже многое

        Ну да. С Титаника гораздо больше спаслось...

        Еще тут никто не задался вопросом, а сколько эти 450метров?? На шарике может с десяток человек есть кто был на такой глубине, кто был и выжил.


        А это то причем? Декомпресия может понадобиться при эвакуации подводников с подлодки на десятиметровой глубине, а то и меньше.
        xren

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня