Лахасуская десантная операция (12 — 13 октября 1929 г.)

Лахасуская десантная операция (12 — 13 октября 1929 г.)


Лахасуская десантная операция – операция войск Особой Дальневосточной армии (ОДВА) и сил Дальневосточной военной флотилии (ДВФ), проведенная 12 - 13 октября 1929 г. во время конфликта на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД).

Лахасуская десантная операция (12 — 13 октября 1929 г.)

Военные действия советских и гоминдановских войск на КВЖД в 1929 г.



Китайско-Восточная железная дорога, построенная на средства России по Мукденскому соглашению, считалась совместным советско-китайским предприятием. Однако китайские власти, стремясь заполучить в единоличное пользование КВЖД, в 1924 – 1928 гг. спровоцировали ряд серьезных инцидентов, направленных на усиление разногласий между партнерами.

Начиная с декабря 1928 г. власти гоминдановского Китая начали предпринимать новые попытки по захвату КВЖД. 22 декабря, после мощной пропагандистской кампании в прессе, китайская полиция Харбина захватила телефонную станцию КВЖД.

В начале 1929 г. китайские власти потребовали, чтобы распоряжения советского генерального управляющего дорогой согласовывались с китайскими советниками. 2 февраля 1929 г. советская сторона предложила китайским руководителям в Мукдене обсудить наметившиеся разногласия. Но встреча окончилась взаимными обвинениями и ссорой.

27 мая 1929 г. китайская полиция ворвалась в помещение советского генерального консульства в Харбине. В дальнейшем провокации продолжались. 9 июля президент совета директоров КВЖД Люй Чжунхуан назначил члена совета директоров Фан Чикуаня заместителем генерального управляющего КВЖД. Эту должность, как правило, занимал советский представитель. Люй потребовал, чтобы начальниками всех ключевых отделов на дороге стали китайцы, а также чтобы все распоряжения советского управляющего заверялись подписью Фана. Когда генеральный управляющий КВЖД А. И. Емшанов отказался выполнять распоряжение Люя, китайские власти захватили телеграф, через который советские работники направляли сообщения в Москву, закрыли конторы торгпредства и ряда других торгово-экономических структур СССР. Начались аресты советских работников КВЖД под предлогом того, что они занимались коммунистической пропагандой. Одновременно правитель Манчжурии Чжан Сюэлян привел в боевую готовность свои войска и отряды белогвардейских эмигрантов и придвинул их к советской границе.

После захвата КВЖД китайские власти продолжали устраивать различные провокации на Амуре. Китайские солдаты обстреливали советских пограничников и мирное население на левом берегу реки, вели ружейно-пулеметный огонь по советским плавсредствам. Всего с июля до начала ноября 1929 г. было отмечено 245 таких обстрелов и совершено 42 нападения регулярных частей китайских войск. В результате этих вооруженных провокаций 56 советских людей было убито и 118 ранено. У советско-китайской границы продолжали накапливаться все новые и новые китайско-маньчжурские соединения и части.

Все усилия Советского правительства мирными средствами решить вопрос о возвращении СССР его законных прав на КВЖД, урегулировать возникавшие конфликты на дороге, предотвратить налеты на советскую территорию, как и прежде, не давали результатов. Напряженность была доведена до критической точки. Основные силы агрессора, угрожавшие административному центру Дальневосточного края Хабаровску и мешавшие нормальному судоходству по Амуру и Уссури, были сосредоточены в районе г. Лахасусу (Тунцзян), в котором находилась операционная база китайской Сунгарийской военной флотилии. Вокруг города был оборудован мощный береговой укрепленный район с многочисленными огневыми точками и оборонительными сооружениями. В устье Сунгари было выставлено 60 различных мин.

Командующий ОДВА В. К. Блюхер 17 сентября 1929 г. подписал приказ № 14,в соответствии с которым войска армии должны были оставаться на границе в осенний и зимний период, находясь в полной боевой готовности на случай возможного отпора агрессору.

В октябре - ноябре 1929 г. вооруженные провокации продолжались, и в целях их решительного предупреждения Блюхер приказал уничтожить китайскую Сунгарийскую флотилию и разбить войска противника, сосредоточенные в районе Лахасусу. При этом он приказал операцию провести в срок не более одних суток, город Лахасусу не бомбить и не штурмовать во избежание жертв среди гражданского населения. Весь личный состав, участвовавший в десантной операции, был предупрежден о суровой ответственности за невыполнение этих указаний.

Целью Лахасуской операции было уничтожение китайской Сунгарийской флотилии; занятие укрепленного района Лахасусу, уничтожение оборонительных сооружений и захват материальной части китайских войск.

К началу операции группировка противника (командующий – генерал Ли Ту), насчитывавшая 2200 человек, имела 2 артиллерийские батареи, 12 пулеметов и 10 бомбометов. Сунгарийская флотилия (командующий – адмирал Шэнь Хунле) насчитывала 9 кораблей, в том числе крейсер и 3 канонерских лодки. Авиация отсутствовала.

Для выполнения операции командующий ОДВА назначил группу следующего состава: ДВФ в полном составе (дивизион мониторов из 4-х ед., дивизион канонерских лодок из 4-х ед., дивизион бронекатеров из 3-х ед., группа тральщиков, а также минный заградитель «Сильный»; командующий – флагман 2-ранга Я. И. Озолин); часть сил 2-й Приамурской стрелковой дивизии (комдив И. А. Онуфриев) в составе 5-го Амурского и 4-го Волочаевского ордена Красного Знамени стрелковых полков (всего более 1100 человек, 21 орудие, 78 пулемётов.); кавалерийский эскадрон 2-го кавалерийского полка ОГПУ. Для авиационной поддержки флотилии и подразделений десанта выделялись 15 самолетов Р-1 40-й бомбардировочной эскадрильи им. В. И. Ленина и 6 самолетов МР-1 68-го отдельного авиационного речного отряда (командир – Э. М. Лухт) с речной авиаматкой «Амур». Общее руководство авиационной группой осуществлял командир 40-й эскадрильи Я. Я. Карклин.

Посадка десанта была произведена в с. Михайлово-Семеновское. Переход совершался с соблюдением всех требований, предъявляемых к перевозкам десантных войск, и по времени согласован с действиями сил флотилии и авиации. В 6 час. 12 октября по скоплениям войск и артиллерийским позициям противника нанесли удар самолеты авиационной группы.

Через 2 минуты после авианалета, вступили в бой мониторы Дальневосточной флотилии, первым открыл огонь флагман – монитор «Ленин», его поддержали остальные мониторы. На 20-й минуте боя монитор «Свердлов» потопил канонерскую лодку «Ли-Дзи», а через несколько минут меткими залпами повредил аналогичное судно «Ли-Суй» и поджег пароходы «Дзянь-Тай» и «Дзянь-Най». Монитор «Красный Восток» огнем пушек разрушил береговые укрепления, подавил 2-орудийную батарею, затем потопил канонерку «Дзянь-Пин». Наш монитор «Сунь Ятсен» в течение нескольких минут потопил 2 китайских вооруженных парохода и подавил плавучую батарею «Дун-и», но и в него попали 3 снаряда. Было ранено несколько краснофлотцев. Так же мужественно действовали монитор «Ленин», канонерские лодки «Пролетарий», «Бурят», «Красное Знамя» и бронекатера. Все 11 китайских судов и береговые укрепления, были накрыты огнем. От совместных ударов мониторов и авиации китайская Сунгарийская флотилия потеряла 4 корабля и через 2 часа прекратила сопротивление.

Высадка десанта для занятия плацдарма была произведена умело и быстро. В дальнейшем на захваченный плацдарм при артиллерийской поддержке кораблей флотилии была осуществлена высадка главных сил десанта, которые обошли г. Лахасусу с юга. Взаимодействие десантных войск, сил флотилии и авиации было организовано правильно, точно рассчитано и обеспечено полностью строгой последовательностью действий, предусмотренных приказами на основании точных распоряжений. Схема связи, принятая на десантную операцию, давала возможность командованию легко управлять всеми соединениями и частями, участвовавшими в операции. К 13 часам Лахасусу был занят советскими войсками.

Десантная операция завершилась успешно, с минимальными потерями (5 убитых, 24 раненых). Враг потерял около 200 человек убитыми и 98 пленными. Было выведено из строя 4 военных корабля китайской Сунгарийской флотилии. Нашими трофеями стали плавбаза «Дун-и», 4 баржи, 2 мотокатера, 12 орудий, 13 бомбометов и 15 пулеметов. В тот же день, части ОДВА, разрушив уцелевшие вражеские укрепления, вернулись на советскую территорию.

Лахасуская десантная операция (12 — 13 октября 1929 г.)

Братская могила красноармейцев, погибших на КВЖД. 1929, Уссурийск


Несмотря на успешное проведение Лахасуской десантной операции, обстрелы пограничных районов и мирного населения китайскими войсками в районе КВЖД не прекратились. Поэтому командующий ОДВА В.К. Блюхер решил провести новую десантную операцию вглубь по р. Сунгари.
Автор: Владимир Жуматий
Первоисточник: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11998010@cmsArticle


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. a.s.zzz888 29 ноября 2014 06:10
    Одна из малоизвестных операций того времени. +
  2. A1L9E4K9S 29 ноября 2014 09:02
    Были люди и в то время,а вообще то история КВЖД,это постоянные провокации со стороны гоминьдановских войск.
  3. tank74 29 ноября 2014 10:57
    У меня дед в это время у Блюхера служил, очень гордился. Только на вопрос за что его расстреляли, отводил взгляд и говорил потом поймешь.
  4. ватник 29 ноября 2014 12:26
    Спасибо за статью.
    Даже честно говоря, не знал о такой операции.
  5. Роман 11 29 ноября 2014 13:52
    В том же 1929, чуть ранее Примакова Сталин отправил в поход на Афганистан ....... впечатлившись которым афганские вожди пол века спустя просили повторить для поддержки своей революции, но население их не поняло и осталось в каменном веке.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня