Как рождалась "амфибия"

23
Как рождалась "амфибия"


Самые великие изобретения человечества порой цепь случайностей, которые в итоге загораются одной большой звездой. Ведь что стоило Ньютону сесть именно под яблоню, а не под раскидистую липу? А скольким людям, помимо Ньютона, падали на голову и яблоки, и другие тяжелые предметы, но мысль о силе земного притяжения ведь осенила только его. Сегодня это тяжеловесно называется человеческим фактором, и именно он сыграл свою замечательную роль в создании первого в мире самолета-амфибии Бе-200. Это выяснилось в беседе с бывшим в те годы генеральным конструктором - генеральным директором Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Георгия Бериева Геннадием Панатовым.

Геннадий Сергеевич. Чем дальше от события, перефразирую пословицу, тем лучше, выпуклее, его видно. С когда-то засекреченного производства уникальной техники теперь снимают покровы тайны. Как же на самом деле шло создание амфибий?

Геннадий Панатов: Очень интересная история создания этого самолета. К гидроавиации вообще в России с начала 1980-х было, мягко говоря, не очень хорошее отношение. Считалось, что сухопутные самолеты имеют больше преимуществ, чем амфибии, которые могли взлетать как с суши, так и с водной поверхности. И у нас была задача доказать, что такая авиация имеет перспективы. Это было непросто. Первой победой за десятилетия работы было создание самолета А-40 - "альбатроса". Это предшественник Бе-200. Чтобы приступить к разработке летательного аппарата, нужно постановление высшего органа власти. Бе-200 оказался дважды крещенным. При СССР было издано постановление ЦК КПСС и Совета министров, а когда СССР рухнул, чтобы продолжить работы по Бе-200, понадобилось еще одно постановление - уже совета министров РФ. Мы доказали необходимость создания такой машины.

Как же?

Геннадий Панатов: Россия ежегодно теряет миллиарды долларов убытков из-за лесных пожаров. Огонь пожирает тысячи гектаров леса. Наш самолет придуман, чтобы тушить эти территории, которые недоступны пожарным с земли. Внизу у него размещается восемь баков, по четыре с обеих сторон. Каждый бак вместимостью полторы тонны воды. Самолет спускается к воде, глиссирует на ее поверхности, и в этот момент баки заполняются водой. За 12 секунд - 12 тонн. Это фантастика. На аэродроме потребовался бы час на заправку. И до взлетно-посадочной нужно еще долететь, а "бешке" для приводнения хватает любого озера, реки.

Вы когда-нибудь видели пожар в тайге? Я летал над таким в Красноярском крае. Это хуже падения кометы. Море леса, и посередине, где ни дорог, ничего - огненный очаг. Подъехать к нему невозможно. Когда горит тайга, очага практически не видно. Застилают километры дыма. И вот в этом дыму надо найти очаг. Его определяют с помощью тепловизора. Самолет подлетает и выливает 12 тонн воды на очаг пожара. Самое эффективное летающее средство для тушения пожаров. Его даже называют "помощь с неба". Во время сильного пожара под Екатеринбургом пилот сбросил воду прямо на пылающий дом. И эффектно потушил огонь.

Загорелся лесной массив на границе Ростовской и Воронежской области. Тогдашний губернатор Владимир Чуб позвонил мне: надо спасать, а туда не подъедешь. Мы самолетом Бе-12 тушили огонь. "12-й" был менее эффективным, чем Бе-200, но он потушил пожар.

Новый самолет создавался в тяжелых условиях, когда отрасли промышленности находились в ситуации развала, оборонка "лежала", и никакого финансирования проекта не было. Надо было самим искать средства, чтобы спроектировать современную амфибию для тушения лесных пожаров. Будучи в Сингапуре, я встретился там с директором Иркутского авиационного производственного объединения Геннадием Горбуновым, умницей, великолепным организатором и конструктором. Его предприятие выпускало самолет "Сухой". Тогда многие заводы сидели на мели, а Иркутск работал нормально, продавал продукцию зарубежным партнерам. Я ему рассказал о своем проекте Бе-200, показал, буквально на коленке, чертежи, технические характеристики, обрисовал возможности его многоцелевого использования, необходимость для тушения пожаров. Разговор получился человеческий, и мы поняли друг друга. Он сказал: "Будем строить".

Постановление вышло чуть позже, когда мы уже договорились с Горбуновым. Вот сила человеческого фактора. Если бы Горбунов, мудрый человек, не согласился бы тогда, не было бы и правительственного постановления. Никто бы не стал делать самолет. Горбунов взял на себя всю финансовую поддержку этого проекта. Благодаря этому в Иркутске запустили строительство опытного образца, а потом серийный выпуск. Мы организовали впервые в истории российской авиации совместное предприятие ЗАО "Бетаир". Название придумал я: Бериев - Таганрог - Иркутск. Оно существует и сейчас. Туда вошли разработчики Таганрога и Иркутска, швейцарская фирма, проводившая международный маркетинг, и украинский Проминвестбанк (который тоже надо было убедить вложить деньги в разработку экономического обоснования).

Почему украинский банк?

Геннадий Панатов: Я опять о человеческом факторе. Потому что его руководитель - мой знакомый. Я убедил его, что это нужно. Следующей задачей стал поиск суперсовременного пилотажно-навигационного комплекса. У нас такого не было. Это сердце машины, которое ею управляет. Провели международный конкурс, в нем участвовали разработчики из Израиля, Франции и США. Выиграла американская фирма из штата Флорида. С ней и заключили контракт. И мы тогда впервые платили американцам долларами. Никто еще в нашей стране этого не смел. В итоге спроектировали современнейший на то время пилотажно-навигационный комплекс.

Получается, самолет российско-американский?

Геннадий Панатов: Позже его полностью интегрировали под российские комплектующие. Приборостроительная фирма в Жуковском создала симбиоз комплекса, и сейчас он уже полностью российский. Когда построили самолет, не было двигателя. Тогда двигатели делали в Запорожье на заводе "Мотор Сич", для самолета ТУ-334, - он наиболее близок нашей амфибии по размерам, взлетной массе. У нас не было денег, чтобы купить такие двигатели. Я знал генерального конструктора Федора Муравченко и генерального директора завода Вячеслава Богуслаева. Поехал в Запорожье. Мы сидели втроем в столовой завода. Я сказал: дайте мне двигатели, деньги выплачу попозже. Мне ответили: давай расписку. Взял салфетку со стола, и на ней написал: я, такой-то, обещаю выплатить за эти два двигателя при первой возможности.

Опять человеческий фактор: генеральный директор серийного завода "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев и генеральный конструктор Федор Муравченко верят словам Панатова, написанным на салфетке. Сейчас такое невозможно. Через неделю двигатели под маркой Д436ТП ("П" - это Панатов) были в Иркутске. Их успели для нас доработать - обработали поверхности на устойчивость к коррозии. Ведь брызги соленой воды попадают на них. И наш самолет взлетел на несколько месяцев раньше.

А потом мы, конечно, оплатили при первой возможности. Эти двигатели и сейчас идут из Запорожья в Таганрог.

Даже сейчас, когда граница с Украиной практически на замке?

Геннадий Панатов: Богуслаев, он великий человек на Украине. Был депутатом Верховной рады Украины в свое время, талантлив, орденоносец. Участвовал недавно в выставке авиационных двигателей в Москве. И как всегда, у него был самый богатый стенд, привез несколько разных двигателей. Так вот, привез безо всяких проблем, хотя бои шли.

Так что наш Бе-200 впервые взлетел в 1993 году в Иркутске, там начались его испытания. На родину в Таганрог Бе-200 перелетел для проведения мореходных и летных испытаний. Третье лицо, которое решило судьбу нашего самолета, - это Сергей Шойгу, тогда он был главой МЧС. В ведомство тогда перешли все пожарные. Проблема лесных пожаров стояла очень остро. Я подошел к нему и сказал, вот есть такой самолет. Иркутск к тому времени сделал четыре, потом еще один. Они уже летали, работали. Он сказал: министерство будет брать для противопожарных работ. И пошли заказы от МЧС - шесть машин, потом еще шесть. В МЧС создавалась авиалесохрана. В ее состав включили и наши самолеты.

Конечно, для России надо штук 50, - пожары, наводнения огромные в различных точках. Сейчас Бе-200 по необходимости летит на место ЧП с базы. От Таганрога до Москвы это занимает полтора часа.

Несмотря на кажущуюся схожесть с обычным самолетом, амфибия имеет принципиальные отличия. Важны аэродинамические и гидродинамические расчеты, как обеспечить необходимую подъемную силу, устойчивость и управляемость летающей машины, как правильно рассчитать, чтобы взлететь с водой и с воды. И удержаться на заданной высоте после сброса 12 тонн воды. Даже днище у самолета не простое, а с реданом и продольными скулами. Плоское будет просто прилипать к воде.

Что-то еще нужно усовершенствовать в этом самолете?

Геннадий Панатов: Только применять новейшие разработки в электронике, повышать точность наведения.

А за что вы получили Государственную премию?

Геннадий Панатов: За разработку "шляпки". Это был специальный самолет дальнего локационного дозора и наведения. Видите, над кабиной огромная "шляпка" - это радиопрозрачный обтекатель. С ее помощью он летящие цели видит далеко, даже за горизонтом. И может навести истребители или ракеты. Это очень серьезный самолет, сейчас идет его модернизация. Раньше "шляпка" вращалась, для лучшего обзора, теперь этого не требуется. "Шляпка" напичкана электроникой, она сканирует все пространство. На самом деле это огромная конструкция 2,5 м высоты и 12 метров в диаметре, в которой размещены тысячи блоков.

Геннадий Панатов: Пришел на завод инженером - конструктором. Тогда это был почтовый ящик № 31. Занимался только военной тематикой. Потом почтовые ящики закрыли, стал машиностроительным заводом. Я, уже будучи главным конструктором, предложил другое название: Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева. Ведь как корабль вы назовете, так он и поплывет. Правительство поддержало, с тех пор предприятие носит это имя.

Площадь, на которую выходят проходные двух авиационных заводов, называлась Инструментальный тупик. Там трамвай делает круг. Слава отечественной оборонки, ТАНТК, находилось в тупике, да еще инструментальном. Я - к мэру Сергею Шило. Ну не стыдно, два огромных градообразующих предприятия находятся в тупике. Площадь распоряжением мэра переименовали - Авиаторов. Тупик исчез.

Теперь вы заведуете кафедрой летательных аппаратов в ЮФУ, которую сами же и создали. Как раз из ваших учеников должно вырасти пополнение, новые хорошие конструкторы, которые придумают новые самолеты. Как ваше ощущение - есть такой ресурс?

Геннадий Панатов: Выпускники наши, сразу скажу, уходят влет. Все сто процентов. Партнеры из Ростовской области, Подмосковья, Краснодарского края наших студентов уже с третьего курса нарасхват разбирают. "Дайте сколько можете, и сто человек возьму", - вот как говорят. В этом году резко, в два раза, увеличили нам набор абитуриентов. Хорошо, конечно, но людей нет. Не хватает. Демографический провал сказывается. А еще потому, что не идут сами школьники. Отношение в школе такое. Физику, математику ребята не знают и не любят. Среди тех же, кто у нас учится, есть светлые головы. Талантливые ребята. Я надеюсь, они построят новые корабли XXII века.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    28 ноября 2014 14:08
    Любой технический шедевр никогда так просто не появлялся, всё это связано с титаническим трудом.
    1. +1
      29 ноября 2014 04:26
      Надо знаете что организовать? Поставить внутрь бака самолёта камеру GoPro, и чтобы она сняла как бак заливается водой за 12 секунд, там наверное фонтан неслабый бьёт. А потом как вся эта вода за раз выливается. Ну картинка меняется, типа самолёт касается водной глади, дальше фонтан, дальше самолёт летит, потом он воды выливает и картинка изнутри. На ютубе будет 100500 миллионов просмотров! Мы погордимся и похвастаемся, заодно и реклама.
  2. +4
    28 ноября 2014 14:09
    Бе-200 отличная машина. Будет очень хороша и в противолодочном варианте. Как мне кажется она создавалась для замены советского противолодочного Бе-12.
    1. 0
      28 ноября 2014 23:55
      Цитата: silver169
      Бе-200 отличная машина. Будет очень хороша и в противолодочном варианте. Как мне кажется она создавалась для замены советского противолодочного Бе-12.

      Я как-то лично наблюдал, как Бе-12 тушат лесные пожары.
      Практически не снижая скорости спускается на Мухур (один из заливов Байкала), за 8-10 секунд набирает резервуары, и уходит вылить набранную воду на очаг горения. Причём над хребтами проходит на высоте метров 10 - у него помимо кругового радара есть ещё и передний, так что он может без всяких затруднений и на 5 метрах над препятствием пройти.
      А через 20 минут снова.
      И ещё через 20 снова...
      Пока пожар не ликвидируется.
      И делают эту прелесть в Иркутске-2.
  3. +2
    28 ноября 2014 14:10
    Вот ведь как все получается ! Такой отличный . а . главное нужный самолет . с таким трудом пробивается в жизнь ! Здоровья крепкого и успехов всем его создателям ! Кто не видел лесные пожары - этого не поймет ! hi
    1. +2
      28 ноября 2014 14:12
      Теперь надо его в чём-нибудь улучшить, ведь жизнь не стоит на месте, появляется новое оборудование, материалы.
  4. +3
    28 ноября 2014 14:13
    В этой области - проектировании, строительстве и эксплуатации гидросамолетов - мы реально опережаем мир. Вот сюда и надо вкладывать максимум денег и внимания, развивать именно прорывные технологии и зарабатывать на них новые деньги. Не говоря уже о военном применении.
    Да и молодых привлекает острие науки и техники, а не рутина.
  5. денис fj
    +7
    28 ноября 2014 14:14
    Именно русские военные моряки первыми увидели в гидропланах важное средство повышения мощи военного флота и приложили немало усилий и для подготовки кадров русских авиаторов, приобретения новых аэропланов и гидропланов, а также организации в России строительства аэропланов и гидропланов. И как я выяснил, отцом русской гидроавиации по праву считается великий русский авиаконструктор и авиатор Игорь Сикорский, который впервые в мире смог поднять в воздух поставленный на поплавки двухмоторный самолет «Русский витязь» и четырехмоторный «Илья Муромец» на поплавках..В СССР появились "Шаврушки"; гидросамолет дальнего действия Бе-6; первая серийная реактивная летающая лодка Бе-10; рекордный самолет-амфибия Бе-12; уникальный по сочетанию гидродинамических и аэродинамических характеристик самолет-амфибия А-40 «Альбатрос"; гражданский вариант Бе-42; скоростные корабли-экранопланы "КМ", "Орленок", "Лунь", экранолет ВВА-14; Бе-103; Л-42М; Че-22 и др. В покупке российских самолётов-амфибий также заинтересованы Франция, Португалия, Малайзия, Индонезия, Италия, Китай. Сегодня самолёт-амфибия Бе-200-самый нужный самолёт в мире.


    клмкабельно.
    1. matros1
      +1
      28 ноября 2014 16:15
      Красавец! Очень нужный и полезный корабль.
  6. +2
    28 ноября 2014 14:20
    Кстати где-то читал что, в Сибирь должна поступит эскадрилья Бе-200
    1. +1
      28 ноября 2014 14:38
      Где читал, можешь ссылку кинуть?
      1. 0
        28 ноября 2014 14:42
        Как в воду глядел, нашел.. http://newsland.com/news/detail/id/811453/
        1. 0
          28 ноября 2014 18:46
          на дату публикации внимание обратите
  7. +1
    28 ноября 2014 14:40
    цитата: Вы когда-нибудь видели пожар в тайге? Я летал на таким в Красноярском крае. Это хуже падения кометы. Море леса, и посередине, где ни дорог, ничего - огненный очаг. Подъехать к нему невозможно. Когда горит тайга, очага практически не видно. Застилают километры дыма. И вот в этом дыму надо найти очаг. Его определяют с помощью тепловизора. Самолет подлетает и выливает 12 тонн воды на очаг пожара. Самое эффективное летающее средство для тушения пожаров. Его даже называют "помощь с неба". Во время сильного пожара под Екатеринбургом пилот сбросил воду прямо на пылающий дом. И эффектно потушил огонь.

    У лесного пожара, есть действующая кромка...
    Сколько лет занимаюсь тушением лесных пожаров, и до сих пор не вижу особого эффекта о работы самолетов танкеров..!
    Лично давал координаты мест, куда надо бросать воду, наблюдал сбросы, а потом было ощущение, будто керосином поливали.. пожары получали большее распространение. Высокое начальство до сих пор не может понять, что активное применение самолетов танкеров может только оказывать помощь наземным силам, но не быть панацеей от пожаров.
    1. 0
      28 ноября 2014 23:58
      Зря.
      Я видел пожары, потушенные исключительно авиацией, без участия наземных частей.
      Когда до обширного водоёма 3-5 минут лёта, авиация решает.
      1. 0
        29 ноября 2014 04:59
        вполне вероятно, и я лично участвовал в поливании небольших пожаров водой с помощью ВСУ-5А на вертолетах, бывало что и заливали до полного отсутствия пламени. И действительно при наличии рядом с пожаром водоема, размеры которого позволяют забор воды, возможно временно остановить горение. Вот только через максимум сутки все эти пожары возобновлялись, и горели дальше. Действительно, водой великолепно тушится открытый огонь, но сбрасываемая вода не тушит участки с заглубившимся горением, которые при высоких дневных температурах подсушивают горючий материал вокруг себя и переходят в открытое горение. Даже небольшой корешок, если тлеет, способен создать новый очаг возгорания в стороне от притушенного участка кромки. Ну, тут на эту тему много можно написать...
  8. 0
    28 ноября 2014 14:52
    А за что вы получили Государственную премию?
    Геннадий Панатов: За разработку "шляпки". Это был специальный самолет дальнего локационного дозора и наведения.

    Почёт и Уважение ! Ещё бы и Орден дружбы народов добавить за поддержку хороших людей на Украине.
  9. +1
    28 ноября 2014 14:57
    Почёт и Уважение :
  10. 3vs
    +2
    28 ноября 2014 15:25
    Читаешь интервью с Геннадием Панатовым и хочется
    заорать, несмотря на двадцать три года "независимости",
    какую страну развалили ... (не ругаться бы матом!).
    К чему всё докатилось - свои своих в Донбассе убивают!
  11. +2
    28 ноября 2014 15:48
    Превосходная машина, в ВМФ, мне кажется, была бы весьма кстати, в противолодочном варианте в том числе.
  12. +1
    28 ноября 2014 16:21
    Очень красивая птичка. Видел несколько лет назад в Геленджике. Удивляет мнение лесника о неэффективности применения самолетов-танкеров при тушении лесного пожара. Доказательства?
    Респект создателям самолета.
    1. +2
      28 ноября 2014 18:28
      Как говорится, "Элементарно, Ватсон": вы, хотя бы, что такое интенсивность подачи ОТВ слыхали? Нет - Повзик вам в руки, или Кимстач - учите пожарную тактику, прежде, чем лезть в вопросы, в которых "не шарите". Там все доказательства. Это для начала. Для продолжения - Горбунов, это, конечно, мужик мощный, но для этой машины гораздо больше сделали Фёдоров, Ковальков, Вепрев, Шишкина, Зашкола, я тоже руку приложил. А некто Василий Сергеевич Пы...нов (тогда ещё просто Вася) на втором лётном комплекте 4(!) разных двигателя привязывал! Был даже момент, когда в 7-м цехе машина с двумя разными моторами стояла "на примерке".
      1. +1
        28 ноября 2014 23:03
        Я не помню точно кто его поднимал, но после первого полета спросили у летчка как ведет себя самолет и тд, летчик скептически глядя на самолет произнес "- С такими движками и бетонный забор летать будет.." По крайней мере в заводе такая байка ходит.
      2. Комментарий был удален.
    2. 0
      29 ноября 2014 05:25
      Со стороны действительно красивая машина, мне самому нравится.
      Вас удивляет мнение лесника о неэффективности применения самолетов-танкеров при тушении лесного пожара?
      Для доказательств вам стоит самому поработать на тушении пожаров чтобы понять их природу. Крайние два года к нам систематически пригоняют Ил-76 и Бе-200 на тушение лесных пожаров. По отчетности, и по СМИ эти аппараты тушат гигантские очаги возгораний, но ежедневно вылетая на вертолете на обслуживание этих пожаров вижу совсем обратное. Для шумихи в прессе, для создания имиджа спасителей государства эти машины отрабатывают на 100%!
      Но не буду постоянно рассказывать отрицательное. Учитывая наши замечания, наконец то начали брать на борт наших специалистов, в какой то степени эффективноть повысилась, т к появилось хоть какое то взаимодействие между этими аппаратами и наземными силами. Бывают случаи, когда невозможно подойти к кромке пожара из за сильного горения, мужики буквально наводили Бе-200 на себя, вот тогда действительно был эффект, при попадании воды на кромку огонь притушен и появлялась возможность обработать кромку пожара.
      И еще, тушение пожаров, это все равно что армия при ведении боевых действий, пока человек не пойдет и не проверит, пожар не считается потушенным.
    3. Комментарий был удален.
  13. +2
    28 ноября 2014 17:24
    Ну где такое еще увидишь?
  14. 0
    28 ноября 2014 18:43
    Сарай, а не самолет. Мы в 90-е без зарплат на заводе сидели что бы его поднять, а когда подняли оказалось что он не нужен никому. Стоимость запредельная, движки как прорва и гондола не просчитана. Через 3-5 посадок на воду на гондоле появляется в многих местах "вымя" как у коровы.. В Иркутске его уже лет 10 не собирают, только изготовление комплектующих было. МЧС заказать-то заказала, но вот с оплатой как-то не торопиться уже несколько лет.
    1. 0
      28 ноября 2014 19:30
      Пи..ть, не мешки ворочать. Вам к доктору.
      1. +1
        28 ноября 2014 22:56
        К доктору это вам, а я на заводе 18 лет..
        1. 0
          29 ноября 2014 00:50
          Хоть 300 лет..;а рутину из избы...
          1. 0
            29 ноября 2014 06:45
            А вы пожили бы без зарплат в то время, "все для фронта, все для победы", начальство нам объясняло что вот, только взлетит, и нас осыпят золотом.. возможно их и осыпали... У Вепрева харя аж в два раза по ширине увеличилась, а потом выясняется что этот сарай ни кому не нужен.. Не покупают его. Сейчас идет запуск МС (Як-141), боюсь результат будет тот-же.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»