Проект погружающегося катера 21310 «Тритон-НН»

В октябре этого года ВМС Швеции пытались найти в территориальных водах своей страны некую загадочную подлодку, якобы российского военно-морского флота. Высказывались различные предположения о причинах этого инцидента и типе российской техники, замеченной у шведских берегов. Среди прочих высказывалась версия, согласно которой в Балтийском море искали российский погружающийся катер новейшего проекта «Тритон-НН». По понятным причинам, сторонники этой версии, как и других, не смогли представить достаточные доказательства своей правоты.

Одним из главных факторов, которые привели к появлению версии о катере типа «Тритон-НН», можно считать секретность этого проекта. До недавнего времени какие-либо сведения о существовании таких катеров отсутствовали. Более того, даже сейчас в свободном доступе имеются лишь крупицы информации. Такая атмосфера секретности вполне способна привлечь к катерам повышенное внимание общественности, особенно в контексте поисков загадочной субмарины.

О существовании погружающихся катеров проекта 21310 «Тритон-НН» стало известно всего несколько лет назад. Ориентировочно в 2009-2010 годах достоянием общественности стали первые сведения о разработке подобного проекта, а также рисунок, изображающий перспективное судно. В дальнейшем были опубликованы несколько фотографий опытного катера, а также определены некоторые его особенности. К большому сожалению любителей военной техники, большинство информации о катерах «Тритон-НН» и сейчас остается тайной.


Известно, что проект 21310 «Тритон-НН» разрабатывался с начала двухтысячных годов в нижегородском ЦКБ «Лазурит». Согласно некоторым источникам, техническая документация по проекту была подготовлена уже в 2003 году, однако встречается и иная информация о более поздних сроках проведения работ. Во второй половине 2008 года опытный катер нового проекта прошел испытания в Балтийском море. В том же году ЦКБ «Лазурит» вело подготовку к началу серийного строительства катеров.

Целью проекта 21310, разработанного в рамках опытно-конструкторских работ «Тритон-НН» и «Фурнитура», было создание перспективного погружающегося катера, предназначенного для обеспечения работы боевых пловцов. От инженеров требовали создать катер, способный двигаться как по поверхности воды, так и в подводном положении. Основная задача катера – скрытная высадка диверсантов на побережье противника. Подобные требования сказались на техническом облике новой разработки.

Имеющиеся фотографии опытного катера «Тритон-НН» позволяют составить общее впечатление об этом проекте. Требование о возможности скоростного передвижения по воде должно было сказаться на форме днища катера: вероятно, оно получило редан, благодаря которому катер может глиссировать с высокой скоростью. Верхняя часть корпуса катера собрана из прямолинейных металлических и композитных листов. На внешней поверхности корпуса предусмотрены различные обтекатели оборудования.

Острый нос катера проекта 21310, по-видимому, вмещает в себя часть специального оборудования. Так, на его верхней части имеется характерный выступающий обтекатель, внутри которого, вероятно, размещается гидроакустическая система. За носовым обтекателем имеется кабина экипажа. Ее габариты, видимые на существующих фотографиях, позволяют предполагать, что в носовой части корпуса располагаются один или два человека, управляющие катером. Непосредственно за кабиной находится отсек с двумя опускаемыми подруливающими устройствами. Эти агрегаты выполнены в виде водометных движителей, смонтированных на подвижных колонках. Оставшееся пространство корпуса, в его средней и кормовой частях, отдано под десантное отделение для перевозки водолазов и оборудования. В корме имеется пара основных водометных движителей.

Проект погружающегося катера 21310 «Тритон-НН»
Рисунок погружающегося катера пр.21310 "Тритон-НН", первая публикация - 2003 г. (http://otvaga2004.mybb.ru/)


Тип и мощность силовой установки, а также ходовые характеристики катера проекта 21310 неизвестны. Вероятно, необходимость движения под водой привела к использованию комбинированной дизель-электрической силовой установки, позволяющей развивать высокую скорость в надводном положении, а также в течение некоторого времени двигаться в подводном. Кроме того, о применении электромоторов могут говорить бортовые водометные движители, конструкция которых не позволяет использовать двигатели и приводы иных типов.

По разным оценкам, катера «Тритон-НН» способны развивать скорость до 35-40 узлов. Такая скорость должна достигаться при помощи основных кормовых водометов и особой конструкции днища. Рабочая глубина погружения оценивается в 25-30 метров. С такими характеристиками погружаемые катера могут работать на мелководье и в прибрежной зоне, доставляя бойцов к месту выполнения боевой задачи как в надводном, так и в погруженном положении.

Дальность хода катера должна обеспечивать возможность доставки боевых пловцов к побережью противника. Таким образом, она должна доходить до нескольких сотен морских миль. При этом должны присутствовать ограничения по дальности хода под водой, связанные с типом используемой силовой установки.

Скорее всего, катера «Тритон-НН» не получили собственное вооружение. Точные сведения об использованном оборудовании так же отсутствуют. Несколько лет назад в рекламных материалах молдавского НИИ «Риф-Акваапарат» (г. Бельцы) появились упоминания проекта 21310. Для использования на катерах «Тритон-НН» была создана гидроакустическая станция «Припять-ДМ». Этот прибор предназначается для наблюдения за сектором впереди аппарата-носителя и обнаружения малоразмерных подводных объектов или препятствий по курсу движения.

Проект погружающегося катера 21310 «Тритон-НН»
Проект погружающегося катера 21310 «Тритон-НН»
Испытания погружающегося катера "Тритон-НН", 2008 г. (http://otvaga2004.mybb.ru/)


Система «Припять-ДМ» способна следить за сектором 40х10 градусов на дальностях до 250 м. Имеется возможность измерения глубины под килем носителя (не более 300 м). Станция способна обеспечить выход судна-носителя на гидроакустический маяк-ответчик типа МГВ-3М с расстояния до 2 км. Вся аппаратура станции «Припять-ДМ» весит около 43 кг и предназначается для установки на катерах проекта 21310 или других подводных аппаратах.

Набор специального оборудования, перевозимого катером «Тритон-НН» должно определяться в соответствии с поставленными боевыми задачами. Несколько боевых пловцов с оружием и оборудованием должны располагаться в десантном отделении катера и покидать его после прибытия в заданный район. Имеющиеся фото позволяют предположить, что катера проекта 21310 могут высаживать и принимать диверсантов и в надводном, и в подводном положении.

В конце 2008 года завершились государственные испытания опытного погружающегося катера проекта 21310. После этого могло начаться серийное производство новой техники. Количество построенных катеров «Тритон-НН» и их современный статус неизвестны. Предположительно, опытный катер был передан Балтийскому флоту. Возможно, кроме него были построены еше несколько таких катеров, которые пополнили боевой состав военно-морского флота. Подробности использования этой техники, по вполне понятным причинам, засекречены и станут известны лишь в отдаленном будущем.


По материалам сайтов:
http://nevskii-bastion.ru/
http://forums.airbase.ru/
http://deepstorm.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-824.html
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31
  1. Valdemar888 1 декабря 2014 08:15
    Не имеет право на жизнь мне кажется.... Танки также погружаются)))))
    Valdemar888
    1. koshh 1 декабря 2014 08:53
      Цитата: Valdemar888
      Не имеет право на жизнь мне кажется.... Танки также погружаются)))))

      На жизнь имеет право все, что может принести пользу. Мне вот так кажется.
      koshh
      1. ДэнСабака 1 декабря 2014 14:14
        Колумбийских наркобаронов это изделие заинтересовало бы очень и очень....
        1. Сарториус 4 декабря 2014 05:43
          Колумбийские наркобароны из подручных средств подлодки даже строят. Некоторые из них даже всплывают после погружения.
          http://www.popmech.ru/technologies/11625-submarina-pod-kayfom-rassledovanie/#ful
          l
    2. Evgeny_Lev 1 декабря 2014 10:11
      Кроме, как "мне кажется", аргументы есть?
    3. Фкенщь13 1 декабря 2014 11:07
      Цитата: Valdemar888
      Танки также погружаются)))))

      Ага
    4. Сарториус 4 декабря 2014 05:35
      Когда кажется креститься надо:-).
  2. Тартарий 1 декабря 2014 08:30
    Цитата: Valdemar888
    Не имеет право на жизнь мне кажется.... Танки также погружаются)))))

    А слабо Вальдемару в фонтан нырнуть?
  3. Вадим237 1 декабря 2014 08:53
    В будущем такие корабли могут получить распространение, проекты есть Французкий гибрид эсминца и подводной лодки.
  4. Венир 1 декабря 2014 08:56
    Бедный,бедный Запад.Русские,своими военно-техническими разработками,скоро,совершенно доведут его до паранойи.Не зря,им уже везде мерещатся наши зелёные человечки.laughing
  5. Ржевский 1 декабря 2014 08:56
    Очень даже имеет право! американцы тоже имеют похожую машину, катера типа RIB, только у них они полужесткие, в подводном варианте сдувают борта.
    Кстати, на фото спаренные электродвигатели! Т.е. их 4шт.
    Еще должна быть бортовая система подачи газа водолазам, система обогрева, возможно и барокамера есть.
    Рабочая глубина катера с ДВС похоже на правду, но водолазы могут работать с него на большей глубине.
    С воздуха катер сбрасывается?
    Ржевский
  6. LiSSyara 1 декабря 2014 08:59
    Впереди планеты всей. Осталось только его еще научить летать и ездить по земле. И слоган "На земле, в небесах и на море" будет притворен в жизнь. smile
    1. Котище 1 декабря 2014 22:13
      Первый подобный проект разрабатывался еще в далеком 1938 году в г. Ленинграде. Носил гордое название "Блоха". С началом блокады города немецко-фашистскими захватчиками. Подводную лодку - торпедный катер строить законцервировали. Сказалось отсутствие комплектующих к силовой установке замкнутого цикла. Во время блокады "Блоха" была повреждена артогнем. Не восстанавливалась. После войны сдана на слом.
  7. red rocket 1 декабря 2014 09:48
    Идея то хорошая,мне кажется даже перспективная!!! smile
  8. Samy 1 декабря 2014 09:58
    Ну, может быть. Только зачем секретную и пока еще опытную разработку подвергать опасности, посылая ее в чужие территориальные воды?
    1. kolyhalovs 1 декабря 2014 11:32
      Проверить? Может это и есть опытная эксплуатация, как знать. Да и вообще не нашли же ничего, так что ничего и не было...
  9. Samy 1 декабря 2014 09:59
    Ну, может быть. Только зачем секретную и пока еще опытную разработку подвергать опасности, посылая ее в чужие территориальные воды?
  10. muginov2015 1 декабря 2014 09:59
    в 81-м к нам с отдельный инженерно-саперный батальон поступила чудо-машина сверхсекретная под брезентом.Естессно мы ее по любому рассмотрели.Легкий корпус,на гусеничном ходу,перископ,два мощных манипулятора,два водометных движителя по бокам.Внутри куча электроники.Под большим секретом нам было сказано ,что это подводный установщик ядерных фугасов для речного использования.Загнали в бокс и опечатали.Больше ее никто не видел.Уже на гражданке читаю в газете,что при попыуке проникновения на территорию был застрелен шпион . И называется городок .Людвигслуст,где я и служил.Так что многого мы еще не знаем,и секретов еще полным полно у нас на вооружении ,и это хорошо.
    1. kolyhalovs 1 декабря 2014 11:36
      Под большим секретом нам было сказано ,что это подводный установщик ядерных фугасов для речного использования.


      Нормально, чо... потом похоже, один из любопытных решил таки посмотреть, как это чудоштука работает, но

      при попыуке проникновения на территорию был застрелен
    2. Лопатов 1 декабря 2014 12:05
      Цитата: muginov2015
      Под большим секретом нам было сказано ,что это подводный установщик ядерных фугасов для речного использования

      laughing

      ИРМ "Жук"
      1. Сарториус 4 декабря 2014 13:45
        Больше на ИПР похоже.
  11. Пеликан 1 декабря 2014 13:15
    У северокорейцев,что-то подобное стоит на вооружении.
    1. Andriuha077 1 декабря 2014 14:56
      Цитата: Пеликан
      У северокорейцев

      Kajami (Taedong-B) и Gahjae (Taedong-C)
      Иран располагает некоторым количеством северокорейских полупогружных атакующих судов Тэдон-B и Тэдон-C, поставленых в 2002 году.
      40 узлов на поверхности и 10-12 узлов под водой.
      Оба типа оснащались легкими 324-мм торпедами, от 6 до 10 км.
    2. Комментарий был удален.
  12. Lance 1 декабря 2014 14:44
    Так вот оно чего шведы искали! Ну заплутали испытатели немного))
  13. пенсионер 1 декабря 2014 21:15
    Интересный агрегат- good ! Даже не слышал о подобном- fool! Буду следить. yes
  14. mivail 1 декабря 2014 21:49
    Интересно, а в мистраль этот катерок поместится?
    1. Котище 1 декабря 2014 22:16
      Поместится.
  15. Kunst 1 декабря 2014 23:27
    А если развить тему дальше: и сделать скоросные торпедные катера с возможностью погружатся. Было бы замечательно) стая таких катеров на скорости перед целью ныряет и выпускакт торпеды и скрывается под водой
  16. Круглов 2 декабря 2014 00:45
    Цитата: ДэнСабака
    Колумбийских наркобаронов это изделие заинтересовало бы очень и очень....


    Первая мысль, сразу пришедшая в голову! laughing Респект адеквату! laughing
  17. Starik72 2 декабря 2014 01:12
    Интересный материал.Спасибо автору !!!
  18. ROMANO 2 декабря 2014 01:17
    Цитата: Венир

    Венир


    Вчера, 08:56




    Бедный,бедный Запад.Русские,своими военно-техническими
    разработками,скоро,совершенно доведут его до паранойи.Не зря,им уже везде мерещатся наши зелёные человечки.


    Не стОит обольщаться, не мы Запад "своими разработками" до паранойи доводим. Его, весьма успешно "доводят" лоббисты от местного ВПК, или спецслужбы, заинтересованные в поддержании напряжённых отношений с Россией, и как следствие, в увеличении финансирования.
    Местные же СМИ, раздувая скандал и свои рейтинги, играют роль марионетки в чужих руках.
    1. Венир 2 декабря 2014 11:21
      А кто здесь обольщается?Скорее вы нас недооцениваете,и плохо мониторите информацию.В реальности же идут,синергетические процессы.И мы работаем и они нам помогают,нагнетанием истерии.Так что,повторю:бедный,бедный Запад.
  19. Epizikl 2 декабря 2014 13:45
    Очень может быть полезен для Сил Специальных Операций и диверсионных групп!
    Способность погружаться полезна для маскировки, особенно в "мутной" воде!
  20. Gans1234 2 декабря 2014 21:51
    Вообще идея гениальная - для диверсантов-водолазов ваще ништяк
    Ток я что-то инфы по поводу дальнейшего производства не нашел (((
    А случаем не эту малютку Шведы намедни все поймать пытались?? *)))))
  21. Ржевский 3 декабря 2014 02:20
    Автор кажись немного пошутил. Если рассматривать катер детально, то еще в корме двигатели должны быть.
    Можно просчитать и по другому, но, этот катер на голову будет выше амеровских катеров!
    Т.ч. господа макаронники и америкосы-памперсы вас спасут!
    Ржевский

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня