How dinosaurs died out - the last heavy tanks (part 3)

How dinosaurs died out - the last heavy tanks (part 3)


Heavy tank EC-4 - the last of the kind of "Stalin".


Long before the end of World War II, the collectives of several design bureaus were developing a promising heavy tank "for the final stage of the war and for the next time." Among them was the design bureau of the Kirov factory, which began designing from December 1943. The main objective was to see a dramatic increase in the security of the tank, in particular, resistance against the new 88mm long-barreled anti-tank guns (with the self-propelled variant, Ferdinanta, the Red Army had already become acquainted during the Battle of Kursk). In addition to the thickening of the frontal armor plates, the whole design of the nose section was seriously reworked, compared to the previous IS tanks, the increased weight of the tank required a more powerful engine, which led to the lengthening of the hull and adding the seventh skating rink to the undercarriage on board. The hull was assembled by welding rolled armored plates, while the tower was completely cast, with the exception of part of the roof — the large plate held by bolts was the hatch for dismantling the gun. In April, the GKO ordered ChKZ to produce two prototypes of the "1944 object" (the new tank was named in the factory documentation, which is interesting - the order was received earlier than on the EC-701, which had the "3" index) . The first prototype, designated "703 No. 701", already in May of the same year entered the factory tests, which lasted a month and a half.


"701 Object" #1


"701 Object" #3

The result of the work to eliminate the identified deficiencies was the release of the following two prototypes - the 701 Object No. 1 and No. 3, which differed in weapons (it was supposed to use 100mm C-34 or 122mm D-25T tools). The tests of the modified samples, which lasted more than a month, followed, and the conclusion of the commission - the tank is certainly good, but it requires refinement. The plant was to produce the following two prototypes and re-submit them for testing. In August, 1944 received the first detailed information about the new German Tiger-B tank with a weapon similar to Ferdinant, and work on the new tanks was accelerated. Including conducted and experienced firing at the body of the "Object 701" with both domestic and trophy guns. The result was expected, and pleasantly pleased the testers - the corps reliably defended the tank during the shelling of the 88mm with long-barreled guns from course angles +/- 30 ° at all distances. The tower showed a slightly worse stamina - the safe angles were +/- 15 ° for it, but this is permissible, since the tower is more often deployed to the enemy and gets hit in the forehead at small steering angles. Prototype # 4 comes out for testing in September, but again the work of the nodes, and first of all, the transmission does not satisfy the commission, and two months later the “701 Object” #5 goes to state tests conducted at the Scientific Research Institute BT site in December-January. The tank is recommended for adoption, and passes two additional tests from January 1945 to March, and from March to April. The commission considers the tank to have passed the tests and confirms the initial decision to adopt. Moreover, the 701 Object No. 6 in Chelyabinsk was tested in April, and in its conclusions the commission noted that the reliability of the units is satisfactory, and their testing in serial production is sufficient to recommend adoption. In a letter to the People's Commissar of the tank industry V.Malyshev, the leadership of the Chelyabinsk Shipyard asked to approve the program of serial production of the tank from the summer of 1945, bringing the production rate to 100 machines per month by August! But ... At that time, it was already commissioned and launched into the 703 Object series under the name of EC-3, and there was simply no money left for two heavy tanks.

heavy tank IS-3.

In this история “Seven hundred and first” would have ended, especially since the war was won, and the center of gravity of interests shifted towards the restoration of the national economy, however the unexpected happened - at the beginning of 1946, the tank EC-3, which caused a furore at the Victory parade, was removed from production. The shortcomings and unsuccessful shape of the nose part revealed during operation undermined the trust of the military to the car, the UCN program (eliminating design flaws) cost almost as much as the tank itself, and went to the repair shops of the EC-3 directly from the factory workshops. The final point in the fate of the EC-3 put the test shelling of the hull of the tank, when 100mm projectile hit the weld passing in the middle and fastened the two upper frontal parts. The result was disastrous - the tank literally collapsed, bursting at all the seams. The weakened zone was known before, but no one could assume that getting into it would cause such serious consequences. And so, the country suddenly turns out to be without the production of heavy tanks! In the current situation, having considered all the options, the Council of Ministers of the USSR in April of the same year made a decision on adopting the “701 Object” with the assignment of an EC-4 index to it. The release was supposed to begin by the end of the year, but the documentation required for this was not ready. Additional over 80 changes are introduced into the design, and the first two production tanks, the EC-4, are received for ministerial testing only in April, 1947. The conclusion of the commission turns out to be categorical - the test tanks did not survive! Reliability did not meet the requirements of peacetime (it was already impossible to close our eyes to the resource of the main components of the power unit and transmission in dozens of hours, as was the case in 1942, because the tank would still die before it exhausted the resource), the complexity of management and maintenance required special training of drivers, not to mention such “trifles” as the inability to use the radio station on the go and high noise (in calm weather fans could be heard ... for 7-8 kilometers!). Modified tanks in the summer are tested again, but they get another list from the 121 point of deficiencies. The tank is seriously reworked, new solutions are being worked out on 25 machines of the installation batch, and October 8 1947. The final drawings for serial production of the EC-4 are approved.


heavy tank EC-4 ("Object 701-6)


The release was sluggish, and despite the improvements, the tank did not meet the requirements of the army to the end. It got to the ban on accepting tanks from the 10 plant in January 1948 - followed by an "elevated tone" trial between the military and the Ministry of Transport Engineering, involving the Council of Ministers of the USSR (not the last in the fate of the tank, as it turned out), which resulted in two orders: continue acceptance and development of a program to eliminate the identified defects, with the modernization of all previously handed tanks. But already in August, a second conflict arose, exactly repeating the previous one, with similar conclusions. Acceptance resumes, only occurs captiously and methodically. The result of all altercations and mutual reproaches was the decision of January 1, 1949, to remove the tank from production. In total, the 219 of the EC-4 production tanks and six prototypes were produced. The tank service was painfully similar to the previously considered M103 and FV214 Conqueror - most of the vehicles were "exiled" to the Far East, where they were quickly decommissioned for long-term storage, and later decommissioned. The only complete copies that have survived to this day are the EC-4 from the exposition of the Museum of armored weapons and equipment (Kubinka near Moscow) and a monument in the village of Zabaikalye, Chita Region.


heavy tank EC-4 ("Object 701-6).


Tank EC-4 was designed according to the classic layout with rear-engine compartment. In the department of management there was a mechanic-driver, whose workplace was located along the axis of the tank. Access was through a round sliding hatch in which viewing devices were mounted (two periscopic MK-4, they had to be removed to open the hatch). The engine of the tank is a 12-cylinder, V-shaped diesel engine B-12, which is a further development of the B-2. Forcing to 750 hp made by introducing a centrifugal drive supercharger, in addition, many other changes have been made to the design. Of interest is the transmission of the tank, which consisted of a single gear mechanism and turns of the planetary type. The role of the gearbox was performed by a two-row planetary gear with three friction elements and a reverse, this provided the tank with six speeds forward and three back. The 3K type turning mechanism with multipliers was developed in 1935-36, but due to the complexity it was not mastered by industry at that time. On the one hand, it provided stable, rectilinear movement under any conditions, but during cornering the speed of the tank’s center of gravity significantly decreased and the engine was overloaded. Chassis included 7 supporting and 3 supporting roller, torsion bar suspension. The hull of the tank welded from katana armor, cast tower. The armament of the tank includes the X-NUMXmm threaded gun D-122T, with 25 ammunition, separate loading shots, and two large-caliber DShKM machine guns - coaxial and anti-aircraft. It is worth noting the method of storing shells in the tank - all 30 shells are located in the aft part of the tower in individual cassettes, which were designed for a specific type of projectile. Had 30 cassettes for armor-piercing shells and 12 for high-explosive fragmentation, for convenience, their pens were painted in red and yellow, respectively. Shells with charges were stored mainly in the case. Ammunition of machine guns consisted of 18 cartridges - 500 in five boxes (two are already mounted on machine guns) and 250 in factory packs. The gunner, as in the rest of the Soviet tanks, was located to the left of the gun, in front of the commander. At his disposal was a telescopic "breaking" sight TSH-250 and a periscope observation device. For the armor plate for dismantling the guns, there were hatches of the tank commander and loader, they were supplied with periscopic observation devices (the commander had TPK-45, the charging MK-1), the commander's turret was missing, as was the prismatic round-vision observation devices.
The advantage of the tank was a powerful armor that protects against the main anti-tank guns of the time, but it had no advantages over the EC-2 and EC-3. Low reliability, complexity in control and operation, insufficient mobility and maneuverability did not allow this most difficult of all Soviet production tanks to take a decent position in the army.

Brief performance characteristics of the heavy tank EC-4:


Crew - 4 person.
Weight in the fighting position - 60 tons.
Full length - 9,79 meters.
Width - 3,26 meter.
Height - 2,48 meter.
The maximum speed is 43 km / h.
Power reserve - 170km.
Ground pressure is 0,92 km / cm2.

Armament:

122mm threaded gun D-25T (30 shots separate charging).
Combined and anti-aircraft 12,7mm machine guns DShKM (general 500 ammunition ammunition).


Booking:

The forehead of the body is 160mm top, 140mm bottom.
The hull board - 160mm.
The forehead of the tower is 250mm.
The turret is 170mm.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть3)

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть3)


Тяжелый танк ИС-4 - последний из рода "сталинов".

Задолго до окончания Великой Отечественной войны, коллективы нескольких КБ вели разработку перспективного тяжелого танка "для завершающего этапа войны и на последующее время". Среди них было и КБ Кировского завода, который приступил к проектированию с декабря 1943 года. Основной задачей виделось резкое повышение защищенности танка, в частности стойкость против новых 88мм длинноствольных противотанковых орудий (с самоходным вариантом которого, «Фердинантом», Красная Армия уже успела ознакомиться во время Курской Битвы). Помимо утолщения лобовых броневых плит, была серьёзно переработана вся конструкция носовой части, по сравнению с предыдущими танками «ИС», возросшая масса танка потребовала более мощного двигателя, что вело к удлинению корпуса и добавлению в ходовую часть седьмого опорного катка на борт. Корпус собирался сваркой катаных броневых плит, в то время как башня была полностью литой, за исключением части крыши – удерживаемая болтами большая плита являлась люком для демонтажа пушки. В апреле 1944 года постановлением ГКО был дан заказ ЧКЗ на производство двух опытных образцов "объекта 701" (так именовался новый танк в заводской документации, что интересно - заказ на него поступил раньше, чем на ИС-3, который имел индекс "703"). Первый прототип, обозначенный "701 №0" уже в мае того же года поступил на заводские испытания, которые продлились полтора месяца.


Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть3)

"Объект 701" №1

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть3)

"Объект 701" №3

Результатом работы по устранению выявленных недостатков стал выпуск двух следующих прототипов - "Объект 701" №1 и №3, различавшихся вооружением (предполагалось использовать орудия 100мм С-34 или 122мм Д-25Т). Последовали испытания доработанных образцов, длившихся более месяца, и вывод комиссии – танк безусловно хорош, но требует доводки. Заводу надлежало произвести следующие два прототипа и повторно подать их на испытания. В августе 1944 года поступили первые детальные сведения о новом немецком танке «Тигр-Б» с орудием, аналогичным «Фердинанту», и работы по новым танкам были ускорены. В том числе провели и опытные стрельбы по корпусу «Объекта 701» как отечественными, так и трофейными орудиями. Результат был ожидаем, и приятно порадовал испытателей – корпус надёжно защищал танк при обстреле 88мм длинноствольными орудиями с курсовых углов +/-30° на всех дистанциях. Башня показала чуть худшую стойкость – безопасные ракурсы составляли для неё +/-15°, но это допустимо, так как башня чаще развёрнута к противнику и получает в лоб попадания под малыми курсовыми углами. Прототип №4 выходит на испытания в сентябре, но вновь работа узлов, и в первую очередь трансмиссии не удовлетворяет комиссию, и двумя месяцами позже «Объект 701» №5 поступает на государственные испытания, проводившиеся на полигоне НИИ БТ в декабре-январе. Танк рекомендован к принятию на вооружение, и проходит два дополнительных испытания с января 1945 года по март, и с марта по апрель. Комиссия считает танк выдержавшим испытания и подтверждает первоначальное решение о принятии на вооружение. Тем более что в апреле проходил испытания «Объект 701» №6 в Челябинске, и в своих выводах комиссией было отмечено, что надежность агрегатов удовлетворительна, а их отработка в серийном производстве достаточна для рекомендации к принятию на вооружение. В письме наркому танковой промышленности В.Малышеву руководство ЧКЗ просит утвердить программу серийного выпуска танка с лета 1945 года, доведя темп производства до 100 машин в месяц к августу! Но … В это время уже был принят на вооружение и запущен в серию «Объект 703» под названием ИС-3, и средств на два тяжелых танка попросту не осталось.
Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть3)

тяжелый танк ИС-3.

На этом история «семьсот первого» и закончилась бы, тем более что война выиграна, и центр тяжести интересов сместился в сторону восстановления народного хозяйства, однако произошло непредвиденное – в начале 1946 года танк ИС-3, произведший фурор на параде Победы снимается с производства. Выявленные в ходе эксплуатации недостатки и неудачная форма носовой части подорвали доверие военных к машине, программа УКН (устранение конструктивных недостатков) стоила едва ли не столько же, сколько и сам танк, причём на ремонтные базы ИС-3 уходили прямо из заводских цехов. Финальную точку в судьбе ИС-3 поставило испытание обстрелом корпуса танка, когда 100мм снаряд попал в сварной шов проходящий посередине и скреплявший две верхние лобовое детали. Итог оказался катастрофическим – танк буквально развалился, лопнув по всем швам. Ослабленная зона была известна и ранее, но никто и предположить не мог, что попадание в неё вызовет такие тяжелые последствия. И вот, страна неожиданно оказывается без производства тяжелых танков! В сложившейся ситуации, рассмотрев все варианты, Советом Министров СССР в апреле того же года принимается решение о принятии на вооружение «Объекта 701» с присвоением ему индекса ИС-4. Выпуск должен был начаться уже к концу года, но требуемая для этого документация не была готова. В конструкцию вносится дополнительно свыше 80 изменений, и первые два серийных танка ИС-4 поступают на министерские испытания только в апреле 1947г. Вывод комиссии оказывается категоричным – танки испытаний не выдержали! Надежность не удовлетворяла требованиям мирного времени (уже нельзя было закрыть глаза на ресурс основных узлов силового агрегата и трансмиссии в десятки часов, как это было скажем, в 1942 году, ведь всё равно танк погибнет раньше, чем исчерпает ресурс), сложность управления и обслуживания требовала специальной подготовки водителей, не говоря уже о таких «мелочах», как невозможность использования радиостанции на ходу и высокая шумность (в безветренную погоду вой вентиляторов был слышен … за 7-8 километров !). Доработанные танки летом проходят испытания повторно, но получают очередной список из 121 пункта недостатков. Танк серьёзно перерабатывают, новые решения отрабатываются на 25 машинах установочной партии, и 8 октября 1947. утверждаются окончательные чертежи для серийного производства танка ИС-4.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть3)

тяжелый танк ИС-4 ("Объект 701-6)


Выпуск шел вяло, и не смотря на доработки, танк требованиям армии до конце не соответствовал. Дошло до запрета на приёмку танков с завода 10 января 1948 года – последовало разбирательство «на повышенных тонах» между военными и министерством Транспортного машиностроения, с привлечением Совета Министров СССР (не последнее в судьбе танка, как оказалось), результатом которого были два распоряжения: продолжить приёмку и разработать программу устранения выявленных дефектов, с модернизацией всех ранее сданных танков. Но уже в августе возникает второй конфликт, в точности повторивший предыдущий, с аналогичными выводами. Приёмка возобновляется, только происходит придирчиво и методично. Итогом всех препирательств и взаимных упрёков стало решение от первого января 1949 года о снятии танка с производства. Всего было выпущено 219 серийных танков ИС-4 и шесть прототипов. Служба танка была до боли похожа на рассмотренные ранее М103 и FV214 Conqueror – большинство машин было «сослано» на Дальний Восток, где они были быстро выведены из эксплуатации на долговременное хранение, и позже сняты с вооружения. Единственными комплектными экземплярами, сохранившимися до наших дней являются ИС-4 из экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники (подмосковная Кубинка) и памятник в п.Забайкалье, Читинской области.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть3)

тяжелый танк ИС-4 ("Объект 701-6).


Танк ИС-4 был спроектирован по классической компоновке с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. В отделении управления располагался механик-водитель, чьё рабочее место находилось по оси танка. Доступ осуществлялся через круглый сдвижной люк, в котором монтировались смотровые приборы (два перископических МК-4, для открытия люка их необходимо было снимать). Двигатель танка – 12-цилиндровый, V-образный дизель В-12, являющийся дальнейшим развитием В-2. Форсирование до 750 л.с. произведено путём внедрения приводного центробежного нагнетателя, помимо этого внесены и многие другие изменения в конструкцию. Интерес вызывает трансмиссия танка, состоявшая из единого механизма передач и поворотов планетарного типа. Роль КПП выполнял двухрядный планетарный механизм с тремя фрикционными элементами и реверсом, это обеспечивало танку шесть скоростей вперед и три назад. Механизм поворота типа 3К с мультипликаторами был разработан в 1935-36 годах, но из-за сложности не был освоен промышленностью в то время. С одной стороны он обеспечивал устойчивое прямолинейное движение в любых условиях, но при поворотах значительно снижалась скорость центра тяжести танка и происходила перегрузка двигателя. Ходовая часть включала в себя по 7 опорных и 3 поддерживающих катка, подвеска торсионная. Корпус танка сваривался из катаной брони, башня литая. Вооружение танка включает 122мм нарезную пушку Д-25Т, с боекомплектом 30 выстрелов раздельного заряжания, и два крупнокалиберных пулемёта ДШКМ – спаренного и зенитного. Стоит отметить способ хранения снарядов в танке – все 30 снарядов расположены в кормовой части башни в индивидуальных кассетах, которые были рассчитаны на конкретный тип снаряда. Имело 12 кассет для бронебойных снарядов и 18 для осколочно-фугасных, для удобства ручки-фиксаторы их окрашивались в красный и желтый цвета соответственно. Гильзы с зарядами хранились преимущественно в корпусе. Боекомплект пулемётов состоял из 500 патронов – 250 в пяти коробках (две уже установлены на пулемёты) и 250 в заводских пачках. Наводчик, как и в остальных советских танках, располагался слева от орудия, перед командиром. В его распоряжении был телескопический «ломающийся» прицел ТШ-45 и перископический прибор наблюдения. За бронеплитой для демонтажа орудия находились люки командира танка и заряжающего, они снабжались перископическими приборами наблюдения (у командира – ТПК-1, у заряжающего МК-4), командирская башенка отсутствовала, как и призматические приборы наблюдения кругового обзора.
Достоинством танка являлась мощная броня, защищающая от основных противотанковых орудий того времени, но по вооружению он не имел преимуществ перед ИС-2 и ИС-3. Низкая надёжность, сложность в управлении и эксплуатации, недостаточная подвижность и проходимость не позволили этому самому тяжелому из всех серийных советских танков занять достойное положение в войсках.

Краткие тактико-технические характеристики тяжелого танка ИС-4:

Экипаж – 4 человека.
Масса в боевом положении – 60 тонн.
Длина полная – 9,79 метров.
Ширина – 3,26 метра.
Высота – 2,48 метра.
Максимальная скорость – 43 км/ч.
Запас хода – 170км.
Удельное давление на грунт – 0,92 км/см2.

Вооружение:

122мм нарезная пушка Д-25Т (30 выстрелов раздельного заряжания).
Спаренный и зенитный 12,7мм пулемёты ДШКМ (общий боекомплект 500 патронов).


Бронирование:

Лоб корпуса – 160мм верх, 140мм низ.
Борт корпуса – 160мм.
Лоб башни – 250мм.
Борт башни – 170мм.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. slan 26 августа 2011 23:01
    Ни одного комментария в трех частях)
    СССР то от тяжелых танков отказался- понятно.
    Но кто мне объяснит чем Абрамсы, Леопарды и тем более Меркавы отличаются от "диназавров" из статьи? Что изменилось кроме классификации и унификации? Удельная мощность возросла, тактика применения изменилась? К чему это название?
    slan
    1. Свой 27 августа 2011 13:17
      Все дело в двигателях. Сейчас танки под 55 тон носятся с приличной скоростью. И это не предел утяжеления танков
      1. slan 28 августа 2011 18:16
        КПД двигателей со времен ВОВ не сильно вроде изменился. Сколько цистерн должны за ними носиться?))
        slan
  2. slan 28 августа 2011 17:29
    Ну так у динозавров, получается, открылось второе дыханье))
    А мосты, грунты и законы физики принципиально изменились?
    slan
    1. Джокер 28 августа 2011 17:45
      Мосты и грунты не изменились конечно, но у НАТО несколько иные требования к БТТ, они создавались в первую очередь для обороны на ихнем ТВД, а у них такого бездорожья меньше, это если в двух словах.
      Джокер
      1. slan 28 августа 2011 18:14
        Так, выходит по сути, НАТО выбрали в качестве ОБТ тяжелые танки с большим забронированным объемом и толстой броней. И говорить о "вымирании динозавров" некорректно?
        slan
        1. Джокер 30 августа 2011 13:52
          В какой-то мере да, то на то и вышло, их основные танки по своей массе достигли параметров тяжелых танков 60-х - 70-х.

          Но тут уже разговор скорее о том классификации, то есть методу применения. Наши тяжелые танки - были машинами прорыва, ихние предназначались для борьбы с нашими тяжелыми.. Как таковых тяжелых (и средних) танков сейчас нет, есть основные.
          Джокер
  3. Андрей 27 августа 2012 20:53
    Тяжелый танк ИС-4 - последний из рода "сталинов". меня смутил вот этот заголовок он и правильный и неправильный одновременно - ис4 последний "сталин" принятый на вооружение но в тоже время есть ещё один Сталин, это ИС-8 который потом стал ИСом 10, а после того как умер Сталин абривиатура ИС стала не актуальна и ИС-10 стал Т-10

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня