Украина завершила испытания броневика Kozak

В последние дни минувшей осени украинские специалисты занимались испытаниями новой боевой машины. По сообщениям украинских СМИ, несколько дней назад на полигоне в Новых Петровцах прошли очередные испытания прототипов бронеавтомобиля Kozak. В этот раз опытные машины прошли трассу на полигоне, а затем одна из них была обстреляна из стрелкового оружия различных типов. В ближайшее время планируется решить вопрос о строительстве и поставке в войска первой серийной партии новых броневиков.

Следует отметить, бронеавтомобиль «Козак» не является новинкой для специалистов и любителей военной техники. Первый вариант этого проекта был разработан в киевском НПО «Практика» еще в 2009 году. Тогда же начались обсуждения перспектив такой техники. Несмотря на имеющиеся положительные качества, броневики «Козак» так и не вышли из стадии испытаний опытных образцов. За прошедшие несколько лет НПО «Практика» разработало несколько вариантов перспективного броневика, отличавшихся друг от друга составом используемого оборудования. Основные отличия предлагаемых машин заключались в типе используемого шасси.


По некоторым данным, в конце ноября на полигон вышел вариант броневика, построенный на базе доработанного шасси армейского грузовика ГАЗ-66. Помимо этой машины основой для «Козака» мог быть автомобиль Iveco Daily 4x4 итальянского производства. Украинские официальные лица и пресса утверждают, что броневики Kozak, испытанные 30 ноября, были разработаны на Украине при сотрудничестве с итальянскими специалистами. Подробности такой совместной работы неизвестны. Вероятно, участие компании Iveco заключалось в поставке двигателей и некоторых других агрегатов.

Особый интерес представляют процессы, происходившие вокруг проекта «Козак» в последние несколько месяцев. До осени этого года оба построенных прототипа находились на хранении и не имели заметных перспектив. 19 сентября машины показали премьер-министру Украины Арсению Яценюку. Тогда было решено, что техника на базе итальянских шасси является слишком дорогой и не устраивает украинских военных. Толчком к возобновлению работ можно считать выставку «Оборона и безопасность-2014», прошедшую в Киеве в конце сентября. Именно после этого мероприятия работы вновь возобновились и завершились недавними испытаниями.

Бронеавтомобиль Kozak предназначается для перевозки личного состава и небольших грузов, а также для их защиты от пуль стрелкового оружия и осколков взрывных устройств. При этом, однако, эта разработка украинских конструкторов не позиционируется как броневик класса MRAP и не имеет характерных черт подобной техники. Как и многие другие бронеавтомобили последнего времени, «Козак» представляет собой базовое шасси грузовика, на которое после некоторых доработок устанавливается бронированный корпус для размещения людей и грузов.

Ранее сообщалось, что броневик Kozak должен оснащаться дизельным двигателем мощностью около 170-180 л.с. На опытных образцах использовались моторы Iveco итальянского производства. Вероятно, испытанный несколько дней назад прототип имеет такую же силовую установку. Такой двигатель должен обеспечить бронемашине максимальную скорость на шоссе не менее 100 км/ч. В некоторых источниках утверждается, что опытный «Козак» развивал скорость до 120 км/ч.

В ходе испытаний и доработок в конструкцию опытных броневиков «Козак» вносились определенные изменения. Тем не менее, есть основания полагать, что основные характеристики машин до и после доработки находятся примерно на одном уровне. Боевая масса ранних прототипов достигала 5,5 тонны. Длина машины – чуть менее 5,5 м, ширина – 1,95 м, высота по крыше – 2,3 м.

Конструктивно броневик Kozak представляет собой автомобиль капотной схемы с передним расположением двигателя. Передняя часть корпуса является капотом и защищает двигатель, а средняя и задняя отданы под размещение экипажа и десанта. Корпус машины предлагается сваривать из бронелистов разной толщины, располагаемых под различными углами друг к другу. Утверждалось, что броня для опытных машин новой модели закупалась в Швеции. Броневик оснащен бронестеклами украинского производства.

Украинские СМИ опубликовали несколько фотографий опытной машины «Козак», сделанных после тестового обстрела. Утверждается, что по броневику с дистанции 50 метров стреляли из различного стрелкового оружия: использовались автоматы калибров 5,45 и 7,62 мм, пулемет и винтовка СВД. Тип использованных боеприпасов не назван. На фотографиях заметны следы нескольких десятков попаданий в один из бортов броневика. Пули попадали как в металл, так и в бронестекла.

Потрескавшиеся, но не рассыпавшиеся бронестекла позволяют говорить о том, что даже самый слабый элемент защиты машины способен выполнить свою задачу. Тем не менее, внимательное рассмотрение имеющихся фотографий оставляет массу вопросов. Так, на металле имеются характерные сколы краски со светлыми и темными кругами внутри – следы попадания пуль. Их форма и отсутствие заметных повреждений брони могут говорить о том, что для испытательного обстрела использовались небронебойные пули без сердечника.

Еще один интересный результат обстрела – отверстия в рамке одного из бронестекол. В то время как борт машины остался цел, в рамке появились два пулевых отверстия. Это можно объяснить использованием всего двух патронов с бронебойными пулями, которые по совпадению попали в одну и ту же деталь, или более мягким материалом рамок стекла. Вторая версия выглядит гораздо правдоподобнее и добавляет к облику броневика «Козак» немаловажную неоднозначную деталь.

Результаты недавнего испытательного обстрела говорят, что броневик Kozak последней версии действительно может защитить экипаж от стрелкового оружия противника. Тем не менее, испытания были проведены с такими специфическими особенностями, которые не позволяют точно определить характеристики брони. Таким образом, можно утверждать лишь что экипаж бронеавтомобиля защищен, как минимум, от автоматных и винтовочных пуль без бронебойного сердечника.

В конце ноября на полигоне под Киевом были показаны два прототипа броневика Kozak, отличающиеся друг от друга конструкцией кормовой части бронекорпуса. Один из них имеет окна в задней части корпуса, другой – нет. Кроме того, корпуса обеих машин отличаются длиной и компоновкой. Так, машина без окон в бортах имеет четыре боковые двери (две у водителя и командира, две у задних сидений), а также крупный грузовой объем и распашные двери в кормовом листе. Такой вариант может перевозить до пяти человек экипажа и некоторый груз.

Второй вариант бронеавтомобиля фактически является «бронированным автобусом». Он так же имеет пять мест в передней части корпуса, а в кормовой установлены еще восемь сидений. Эти посадочные места располагаются вдоль оси машины, бойцы должны сидеть лицом к бортам. Для посадки и высадки опускаемая кормовая дверь-аппарель. В бортах десантного отделения предусмотрены по три окна с бронестеклами, оборудованными амбразурами с заслонками. Еще два небольших стекла имеются в кормовом листе по бокам от аппарели. Примечательно, что использованное расположение мест десанта обеспечивает удобство стрельбы из личного оружия через амбразуры, однако затрудняет посадку и высадку через сравнительно узкий дверной проем.


В крыше корпуса предусмотрен люк, перед которым может быть установлено стрелковое оружие. В таком случае броневик «Козак» становится носителем пулемета или автоматического гранатомета. Кроме того, во всех стеклах, за исключением лобового и передних боковых, имеются амбразуры для стрельбы из личного оружия.

По результатам последних испытаний специалисты НПО «Практика» совместно с представителями вооруженных сил и других силовых структур составили список необходимых доработок, которые должны быть сделаны в ближайшее время. На 3 декабря запланировано совещание, на котором будет обсуждаться вопрос строительства тестовой серийной партии новых броневиков и последующее их испытание в зоне «антитеррористической операции». Планируется принять на вооружение и заказать броневики Kozak в четырех вариантах, отличающихся друг от друга составом вооружения, броней и т.д.

По последним данным, производство одного «Козака» на доработанном шасси ГАЗ-66 обойдется заказчику примерно в 1 миллион гривен. Аналогичная машина на базе шасси фирмы Iveco будет стоить почти в два раза больше. По-видимому, украинские генералы решат закупать менее дорогую версию броневика, однако и в таком случае массовое оснащение армии или Нацгвардии подобной техникой обернется весьма большими тратами, которые могут быть не по силам бюджету.

Несмотря на большую продолжительность работ по созданию, броневик Kozak до сих пор имеет как положительные, так и отрицательные особенности. При, в целом, неплохих ходовых характеристиках и вместимости кузова он имеет не вполне понятный уровень защиты экипажа, который, как показывают фото с недавних испытаний, может быть не слишком высоким.

Тем не менее, даже в таком случае военные не откажутся от «Козаков» ввиду сложного положения с бронетехникой. На протяжении последних месяцев украинским солдатам и офицерам приходится использовать импровизированную бронетехнику. В основном это гражданские автомобили различных типов, на которые в кустарных и заводских условиях навешивается бронирование в виде металлических листов или другая импровизированная защита. На фоне подобных «бронемашин» полноценный броневик Kozak, пусть даже и имеющий специфические характеристики, выглядит, как минимум, неплохо. По крайней мере, он действительно способен защитить бойцов от пуль и осколков.

Однако дальнейшая судьба проекта «Козак» прямо зависит от финансовых возможностей Украины. Страна испытывает серьезные проблемы экономического характера, из-за чего не может массово закупать дорогую бронетехнику. Таким образом, вполне возможно, что результатом всех обещаний и громких заявлений станет передача войскам двух уже построенных прототипов, а серийное производство новых броневиков так и не начнется. Вряд ли население и ополчение Донбасса будет огорчено, если армия и Нацгвардия не получат настоящие бронеавтомобили, а не кустарно переделанные грузовики.










По материалам сайтов:
http://vz.ru/
http://glavred.info/
http://unian.net/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти